За годы правления Ярослава Мудрого на Киевской Руси получило активное развитие строительство, появлялись на карте новые города и строились монастыри. За годы правления Ярослава Мудрого Киевское княжество вышло на новый уровень военного и политического могущества, значительно расширило свои территории. В истории князь Ярослав остался под именем Мудрого за многие великие деяния, которые изменили и улучшили жизнь народа.
След исчезнувших останков Ярослава Мудрого привел в русскую церковь в Бруклине
После смерти Владимира Святого в междоусобице победил Ярослав Мудрый, который соправительствовал с Мстиславом Тмутараканским. – Сегодня мы чтим память святого князя Ярослава Мудрого, воздаем должное заслугам великого государственного деятеля, основателя нашего 1000-летнего города, – сказал на торжественном митинге заместитель губернатора Александр Грибов. Ярослав Мудрый с новгородцами и нанятой варяжской дружиной снова отправился к Киеву.
История Европы дохристианской и христианской
- Также рекомендуем
- Имя Ярослав в православном календаре (Святцах)
- Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого
- Правление Великого князя Ярослава Мудрого
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
4 марта 2024 года верующие вспоминают благоверного князя Ярослава Мудрого. | При Ярославе Мудром в Киеве были построены храм Святой Софии и Золотые ворота, составлен первый свод законов – "Русская правда". |
В храме Ярослава Мудрого вспоминают основателя города (Ярославль, Сокол) | 1. Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. |
Житие Ярослава Мудрого и почитание святого, иконография и тексты молитв
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Этому немало способствовала измена старшего сына Владимира Святополка. Он попал в немилость к отцу, поэтому Ярослав миновал престолонаследие по старшинству, к тому же другой его старший брат Изяслав к тому моменту уже умер. Новый статус и огромная власть вскружили голову юному князю. Он видел Новгородскую область независимой от Киева, а потому отказался платить отцу ежегодную дань. Его поддержали и новгородцы. Назревал внутрисемейный конфликт, но Владимир неожиданно скончался.
Однако, для Ярослава все только начиналось. Он готовился к братоубийственной войне. Великокняжеский стол достался старшему в роду — Святополку Окаянному. Наняв убийц, он умертвил уже трех своих братьев — Глеба, Бориса и Святослава, и готовился освободить трон и от еще одного наследника. Об этом святого Ярослава Мудрого предупредила сестра Предслава, и он решил нанести упреждающий удар. Дружина из 40 тысяч новгородцев и нескольких тысяч варяжских наемников двинулась в сторону Киева. В ходе яростного сражения под Любичем власть переходит в руки благоверного князя Ярослава. Это было в 1016 году, но уже год-два спустя Святополк возвращается вместе с полками своего тестя — польского короля Болеслава Храброго.
На этот раз Ярослав Мудрый терпит поражение и бежит в Новгород.
На зеленых киевских горбах появился новый князь — Ярослав Владимирович Мудрый. Правда, Мудрым она стал намного позднее, заслужив у летописцев такое прозвище своей политикой и реформами государства. Единоличным правителем Киевской Руси Ярослав стал только после смерти брата Мстислава в 1036 году. Кадр из фильма «Ярослав Мудрый»: UGC Ярослав Мудрый, годы правления которого пришлись на непростое время противостояния Киевской Руси внешним врагам — печенегам и половцам, внутренним междоусобицам, проявил себя как талантливый стратег и отважный воин. Несмотря на врожденное увечье, он был очень ловким наездником и великолепно обращался с мечом.
Однако князь прославился не столько военными проектами, сколько талантами дипломата. Правление Ярослава Мудрого — это период политического и культурного расцвета Киевской Руси. Благодаря ему все разрозненные русские княжества объединяются, был создан крепкий военный союз с другими князьями-русичами. Это позволило усмирить внешних врагов, добиться длительного мира. За тридцатипятилетнюю историю княжения на киевском престоле Ярослав Мудрый смог сделать Русь в политическом и культурном плане достойным конкурентом Византии. Великий киевский князь Ярослав Мудрый ушел из жизни в 1054 году, оставив после себя экономически сильную, культурно развитую европейскую державу, которая задавала тон политической жизни в Европе XI века.
Читайте также: Борис Годунов: биография, личная жизнь, правление, фото Правление Ярослава Мудрого: достижения Исторический портрет Ярослава Мудрого неоднозначен. Это обусловлено не столько особенностями его характера, сколько эпохой, законами, которыми руководствовались в суровом мире Х—XI вв. Современники Ярослава Мудрого говорили о том, что он был достаточно жестким и непреклонным во внутренней политике. Его путь к власти был трудным: князю пришлось воевать с братьями, противостоять непокорным воеводам. Известно, что Ярослав жестоко расправился со своим братом Судиславом — псковским князем, лишил власти племянника Брячислава Изяславовича, посадил в темницу, а после приказал казнить Константина — посадника Новгорода, сына Добрыни — воеводы, который оказал помощь юному Ярославу во время его княжения в этом городе торговцев и ремесленников. Он жестоко расправился с волхвами, которые еще сохраняли влияние и власть в северных частях Киевской Руси.
Таким образом, Ярослав завершил миссию Владимира — крещение Руси. Фото: tOrange. Он укрепил ее границы, избавил от набегов кочевников. Во времена его правления расцвело христианство, появились культовые и градообразующие сооружения. Некоторые сохранились до нашего времени. Детальнее разобраться в том, почему Ярослав Мудрый — знаменательная историческая личность, поможет перечень его достижений: Оборона границ, расширение владений киевских князей.
Испокон веков огромной проблемой Киевской Руси были набеги кочевников, противостояние с польскими князьями. Немало сил тратил князь на усмирение скандинавских наемников, которые длительное время составляли военное и политическое ядро страны. С печенегами он покончил в 1036 году, надолго запечатав для них южные границы: Ярослав приказал на степных рубежах выстроить огромные на сотни верст земляные валы с укрепленными крепостями. В народе их назвали «Змеиными валами». Завоевательные походы Ярослава Мудрого в основном проходили в балтийском направлении. В них князю удалось победить чудь и отвоевать у поляков Червенские города, покорить ятвягов литовские племена и ямь — финское племя.
Совместный поход с Мстиславом в 1029 году в Тмутаракань теперь — Краснодарский край позволил прогнать с земель ясов — венгерские племена и присоединить эти южные земли к своим владениям. Во времена Ярослава Мудрого Киевская Русь существенно разрослась в территориальном плане и стала не менее влиятельной на политической арене, чем Византия. Внутренняя политика. Укрепление границ, прекращение грабительских набегов кочевников позволило Ярославу Мудрому заняться внутренней политикой. Князь: Ограничил влияние варяжской военной знати на внутригосударственную жизнь Киевской Руси. Важные военные и административные должности распределялись между полянами.
Почему на иконах у святых супругов в руках — храмы? Об этом и многом другом узнают наши герои, Вера и Фома. А совершить путешествие к князю Ярославу Владимировичу и княгине Ирине им помогут доктор Михаил Гаврилович и его верный Алтай.
Церковь чтит память святого благоверного князя Ярослава Мудрого
Согласно летописи, князь преодолел недуг в гневе на отца за изгнание матери, но всю жизнь остался хромым. Получив в правление Новгород и женившись на дочери шведского короля Олафа, Ярослав собрал дружину викингов и начал войну с отцом, а затем с братом Святополком I, которого поддержали печенеги, поляки, немцы и венгры. Ярослав победил. Но в другой битве, не сумев победить брата, тмутараканского и черниговского князя Мстислава, Ярослав вступил с ним в союз. В последствии он окончательно разгромил печенегов, изгнал с запада Руси поляков и утвердил русские завоевания в Прибалтике.
Уже в XIX веке вблизи ярославского кремля существовал монумент в честь основателя города, на рубеже XIX — XX веков в Ярославле широко обсуждались проекты создания мемориального комплекса, посвященного деятельности Ярослава Мудрого. В 1993 году на Богоявленской площади был установлен памятник по проекту О. Комова, ставший одной из знаковых достопримечательностей Ярославля.
Таким образом, празднование Дня памяти Ярослава Мудрого имеет важное значение для сохранения традиций и исторической памяти ярославцев, способствуя осознанию глубоких корней ярославской истории и развитию культурной идентификации горожан.
Архиерейский собор Русской православной церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых почитаемых в пределах какой-то одной епархии святых, в том числе легендарных участников Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби и благоверного князя Ярослава Мудрого. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания", — сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора. Согласно жизнеописаниям святых, в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, дав ему в помощь двух иноков своей обители — Андрея Ослябю и Александра Пересвета , и предсказав победу князя Дмитрия.
Благодаря своей сетевой «ипостаси» «Дни» вышли за пределы Ярославского региона. Образовательные и культурные учреждения со всей страны и ближнего зарубежья активно включаются на местах в мемориальную декаду со своими краеведческими и общеисторическими мероприятиями. По словам идейного вдохновителя и координатора «Дней» и конференции, главного библиотекаря Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого, Марины Даниловой, в прошлом году в Межрегиональной сетевой акции по продвижению чтения, посвященной эпохе святого князя Ярослава Мудрого и культурному наследию, откликнулись такие хранители древней культуры, как республика Башкортостан и Крым, и даже совсем далекие от связи с Ярославом Мудрым и его эпохой регионы разместили на стене акции в социальных сетях информацию о проведенных у себя в рамках мемориальной декады мероприятиях. Именно при Ярославе Мудром установился самый длительный мир в Древней Руси — это был настоящий «золотой век».
Породниться с великим князем Руси мечтали многие правители европейских государств.
ЯРОСЛА́В ВЛАДИ́МИРОВИЧ
Ярослав Владимирович Мудрый — Википедия | Позже, когда повзрослевший князь Ярослав Мудрый начал править Новгородом, кормилец и наставник превратился в ближайшего соратника. |
День памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого | Первый ярославский телеканал | около 30 местночтимых (почитаемых в пределах какой-то одной епархии) святых, в том числе легендарных участников Куликовской битвы схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби и благоверного князя Ярослава Мудрого, сообщает РИА «Новости». |
Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси | В День памяти Ярослава Мудрого в православных храмах читают канонические тексты. |
Именная икона Святой Ярослав Мудрый Самарь 127330054 купить в интернет-магазине Wildberries | Ярослав Мудрый правил Русью как единодержавец, как монарх в изначальном значении слова. |
5 марта – День памяти князя Ярослава Мудрого
Дата начала мероприятия выбрана не случайно, ведь именно 20 февраля по старому стилю был день памяти святого князя Ярослава Мудрого. Среди них благоверный князь Ярослав Мудрый и герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Молитва святому благоверному князю Ярославу Мудрому. О святый благоверный великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! Незадолго до этого, в 1031 году Харальд III Суровый сводный брат Олафа Святого, бежал к Ярославу Мудрому и служил в его дружине.
Сегодня – день памяти Ярослава Мудрого
Ярослав Мудрый хотел дальше продолжать борьбу. Первая супруга Ярослава Святая Анна, по всей видимости, скончалась в 1018. Мстислав нанес поражение Ярославу Мудрому у г. Листвен, но сам тут же выступил с мирными предложениями о разделе земель договор заключен в 1026. В 1030 году Ярослав Мудрый вместе с дружиной взял польский город Белз, победил чудь. После этой победы Ярослав Мудрый основал город Юрьев.
В 1031 году Святой Князь Ярослав Мудрый вместе с братом Мстиславом Тмутараканским отвоевал у Польши червенские города и захватил множество пленных, переселенных им на побережье реки Рось. Святой Князь Ярослав Мудрый урегулировал взаимоотношения с Великим Новгородом, добившимся от него многих привилегий и вольностей. В 1036 году, когда Великий Князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Святой Князь Ярослав Мудрый поспешил в свою столицу Киев. В Киеве Святой Князь Ярослав Мудрый, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против печенегов, которых было несметное число.
Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел. В 1038 году Святой Князь Ярослав Мудрый вместе с дружиной ходил войной на ятвягов. В 1040-1041 годах Святой Князь Ярослав Мудрый вместе с дружиной воевал с литовцами и мазовцами. В 1043 из-за убийства русских купцов в Константинополе Святой Князь Ярослав Мудрый начал военные действия против Византии, но потерпел поражение.
Они были великолепно образованными и прекрасно воспитанными людьми, примером нравственности и благочестия для многих. С семьей мудрого князя хотели породниться многие европейские королевские семьи. До наших дней дошел первый свод законов Киевской Руси. Это — «Русская правда». Также сохранились слова, сказанные накануне своей кончины святым князям сыновьям: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно.
А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим». Благоверный князь Ярослав Мудрый преставился в 1054 году, вскоре после его смерти святого стали почитать как местночтимого. День памяти: 5 марта 4 марта в високосный год 20 февраля по ст. Подпишитесь на нашу рассылку.
Впоследствии Ярославль стал крупным центром торговли, а Ростов вошел в состав области. Легенд основания города несколько. Общее у них то, что Ярослав зарубил медведицу секирой. Этот момент отражен на гербе города. Князь сжег языческое святилище и язычники выпустили против воина священную медведицу, которую зарубил ее секирой. По другой легенде на пути Ярослава и его дружины встретилось село «Медвежий угол», жители которого грабили купеческие суда. Жители села поклонялись священной медведице, хотя христианство уже более десяти лет было официальной религией. Князь убил медведицу и основал на этом месте город. Наконец, третья легенда гласит, что Ярослав во время обхода земель отстал от дружины и остановился на берегу реки Которосль. Там-то на него и напала медведица, с которой он быстро расправился и приказал на этом месте построить деревянную церковь, а позже, убедившись в удачном расположении церквушки, заложил крепость и город. Княжение в Новгороде и приход в Киев Спустя год после основания Ярославля умирает старший сын Владимира, Вышеслав, который правил Новгородом и отец призвал Ярослава туда. Новгородское княжество в то время было под Киевом, но при Ярославе было принято решение более не платить Киеву дань. Новгородцы поддержали правителя и готовились к защите, но Владимир умер.
Из византийских источников известно, что ослеплению подверглось около 800 пленников, а некоторые из них, вдобавок к лишению зрения, потерпели усечение правой руки. По прошествии 3-х лет между Империей и Русью был заключен мир, скрепленный женитьбой сына Ярослава Мудрого Всеволода на дочери Императора Константина Мономаха. Родившийся в этом браке Владимир прозван был в честь своего деда-Императора Мономахом. Позже, в связи с происхождением князя Владимира, возникла легенда о «шапке Мономаха», будто бы подаренной Императором Константином IX своему киевскому внуку, и эта шапка, в действительности изготовленная в XIV веке и не в Византии, в течение веков служила на Руси главной великокняжеской и царской регалией. Чрез князя Владимира Мономаха потомками Императора Константина были Великие князья и потом русские Цари до Феодора Иоанновича включительно, а также до половины лиц из княжеских фамилий, принадлежащих к династии Рюриковичей. По мирному договору с Империей слепой воевода Вышата вместе с другими ослепленными пленниками «пущен бысть… в Русь к Ярославу» [12]. Дом Ярослава Мудрого связан был родственными узами с рядом правящих династий. Своих дочерей Ярослав выдал замуж за западноевропейских монархов Дом Ярослава Мудрого связан был родственными узами с рядом правящих династий. После того как его первую жену Анну в 1018-м г. Сын норвежского короля святого Олафа Магнус Добрый после гибели отца был усыновлен Ярославом Мудрым, воспитывался в семье русского князя и, повзрослев, с помощью приемного отца возвратил себе престол в Норвегии, а затем и в Дании. Мать Ярослава Мудрого Рогнеда умерла в 1000-м г. Его супруга святая Ингигерда Ирина скончалась 10 февраля 1050 г. В 1050-е гг. Почувствовав приближение конца своей земной жизни, он обратился к сыновьям с наставлением: «Се аз отхожю света сего, а вы, сынове мои, имейте межи собою любовь, понеже вы есте братья одиного отца и единой матере. Да аще будете в любви межи собою, и Бог будеть в вас и покорить вы противныя под вы. И будете мирно живуще. Аще ли будете ненавистьно живуще, в распрях, которающеся, то и сами погибнете, и землю отець своих и дед погубите, иже налезоша трудом великом» [13]. Киевский престол он передал старшему из оставшихся в живых сыновей — Изяславу [14] , который в ту пору владел Туровским уделом, призвав его младших братьев: «Сего послушайте, якоже послушасте мене, да ть вы будеть вь мене место» [15] и назначив в удел «Святославу — Чернигов, а Всеволоду — Переяславль, а Вячеславу — Смолинеск» [16]. Любимый сын Всеволод, у которого к тому времени родился от дочери Константина Мономаха Владимир, пребывал в Киеве возле отца. Разболевшись, Ярослав перебрался в загородный двор в Вышгород и там отдал душу Богу 20 февраля 1054 г. И, как сказано в «Повести временных лет», его сын Всеволод «спрята тело отца своего, вьзложив на сани и повезоша Кыеву, попове по обычаю песни певше, и плакашеся по немь людье. Мощи святого князя Ярослава Мудрого, помещенные рядом с останками его супруги Ингигерды-Ирины в гробнице Папы Климента Римского, которую Креститель Руси Владимир привез в Киев из Херсонеса, вскрывали в 1936-м и 1939-м г. Знаменитый антрополог М.
В храме Ярослава Мудрого вспоминают основателя города (Ярославль, Сокол)
Умер Ярослав 2 февраля 1054 г. Формально он не входил в число святых Русской православной церкви, но по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 5 марта был внесен в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Ярослав Мудрый — главные новости 2023. Почему в России особо чтят Антония и Феодосия Киево-Печерских: история отцов русского монашества. В киевском храме в честь благоверного князя Ярослава Мудрого на Березняках почтили память святого.
Ростовское княжество и Ярослав Мудрый
- Последние новости
- Происшествия
- След исчезнувших останков Ярослава Мудрого привел в русскую церковь в Бруклине - Новости | Караван
- Ярославль отмечает день памяти основателя города
- Твой святой покровитель. Ярослав
- 4 марта 2024 года верующие вспоминают благоверного князя Ярослава Мудрого.
Имя Ярослав в православном календаре (Святцах)
Это рассказ о шифрах, которые изменили мир, и о постоянном стремлении сделать их неразрешимыми. Любить - Значит Прощать 2013 Этот сериал принес Наталье Гвоздиковой не только профессиональное признание. Во время съемок произошли крутые перемены и в личной жизни актрисы. Именно тогда она вышла замуж за своего партнера по фильму — Евгения Жарикова. И этот брак определил в ее судьбе все.
Обо всех испытаниях, которые пришлось пережить Наталье Гвоздиковой и ее семье, о творческом пути известной киноактрисы рассказывает наш фильм. Главное, вовремя считать информацию.
Согласно жизнеописаниям святых, в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, дав ему в помощь двух иноков своей обители — Андрея Ослябю и Александра Пересвета , и предсказав победу князя Дмитрия. Княжение Ярослава в крещении Георгия , великого князя Киевского ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Из-за деятельности Ярослава со временем за ним закрепилось наименование "Мудрого".
Но и здесь наметилось как минимум три места для установки памятника. Помимо нынешнего, были варианты у входа в музей-заповедник и на площадке рядом с банком, где сейчас находится остановка. Однако решили, что для официального монумента нынешний вариант самый удачный.
Работа над памятником Ярославу Мудрому началась еще в конце 80-х годов - создавал его выдающийся российский скульптор Олег Комов при участии своей супруги Нины Комовой и главного архитектора Ярославля Аркадия Бобовича. К слову, это была последняя работа Олега Комова - в 1993 году мастер приезжал на открытие памятника, а в 1994 году его не стало. Ярослав изображён на памятнике согласно иконописному канону, появившемуся позднее времени его жизни, уже в Русском государстве — по тогдашним представлениям о благообразии с ухоженной бородой как у Христа в покое и умиротворении. Согласно более древнему канону, пришедшему от варягов, он изображался с короткими волосами, возможно бритый наголо лишь с клоком волос — символом знатности, бородой короткой, но зато с длинными усами, лицо скандинавского типа. Олег Константинович изобразил князя созидателем и строителем, способным, если надо, защитить город. В одной руке он держит меч, направленный вниз, в другой - макет будущего города. Опущенный меч символизирует миролюбивую политику князя. На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок князя Ярослава с медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и Ярослав за работой, может быть, в руках у него текст закона или одна из книг библиотеки, или договор с кем-то из европейских монархов.
Три интересных факта о памятнике. Создавая лицо князя, Олег Комов воспользовался реконструкцией лица Ярослава Мудрого, которое по его черепу создал известный скульптор и антрополог Михаил Герасимов. Существует легенда, что, устанавливая фундамент, строители обнаружили под ним древний подземный ход или водопровод, который идет от музея-заповедника в сторону главпочтамта. Но достоверно этот факт никто не подтверждает. В 2002 году вдова и соавтор скульптора Олега Комова Нина Ивановна подала иск в суд на Центробанк за изображение памятника Ярославу Мудрому на тысячерублевой купюре. Комова сочла, что Центробанк нарушил закон об авторских правах. Однако в результате затяжного процесса суд отказался удовлетворить этот иск. По указанию Николая I он был разобран, как не соответствующий своему значению.
В начале XX века планировалось построить новый памятник и даже были собраны на это деньги, но в итоге они были потрачены на празднование юбилея дома Романовых. Где еще есть скульптуры благоверному князю? Скульптура князя украшает памятник 1000-летия Ярославля на Стрелке. Открыт в 2010 году. Еще один «сборный» памятник, на котором можно увидеть фигуру Ярослава Мудрого, - памятник 1000-летия Руси в Новгороде. Князь здесь держит в руках пергаментную рукопись знаменитой «Русской правды» - старейшего свода законов. Открыт в 1862 году. Кстати, в Новгороде в 2012 году в фойе главного корпуса Новгородского государственного университета, носящего имя святого князя, установили его бронзовый бюст.
Здесь Ярослав Мудрый изображен сидящим, его взгляд устремлен в сторону Софийского собора. В руках князь держит макет Софии Киевской. Открыт в 1997 году. Уникальна эта скульптура еще тем, что представлена в двух почти одинаковых вариантах: один расположен напротив Золотых ворот, а второй — на Андреевском спуске. Памятник ныне расположен на земляном возвышении, которое специально сделали искусственно в виде небольшого кургана. Метал, из которого изготовлена скульптура — бронза. Сам же князь сидит, а в руках держит уменьшенный макет Софиевского собора, который является его «детищем», созданным еще в середине XI века. Поэтому если вы случайно где-то услышите про скульптуру под названием «мужик с тортом» - не удивляйтесь.
Так ласково и шутя в народе называют памятник Ярославу Мудрому. Памятник князю, автору первого писаного закона Киевской Руси «Русская правда», стоит у стен Национальной юридической академии имени Ярослава Мудрого. Здесь князь тоже изображен сидящим, в руках он держит раскрытую книгу. Открыт в 1999 году. Памятник Ярославу Мудрому, основателю крепости Юрьев - предку города Белая Церковь - располагается у стен Белоцерковского краеведческого музея на древней Замковой горе. Бронзовый Ярослав шагнул вперед, в его правой руке грамота об основании города Юрьева в 1032-м году. Открыт в 1983 году.
Поощрял развитие ремесел. За время его правления были построены: Собор Святой Софии, церковь и монастырь святой Ирины и святого Георгия; Золотые Ворота — въездные ворота, украшенные драгоценными элементами; двух- и трехэтажные дома с галереями и балконами; рынки. Ярослав Мудрый оказывал особую поддержку религии. Он построил более четырех сотен монастырей и церквей, сделал митрополитом киевским Иллариона, показав тем самым независимость религиозной общины Киевской Руси от константинопольского патриарха. Во времена его правления был утвержден церковный устав. Грамотная и дальновидная политика Ярослава Мудрого привела к расцвету Киевской Руси, укреплению ее государственности и развитию культуры. Ярослав Мудрый: личная жизнь, интересные факты Загадки, недосказанности и исторические казусы — то, чем полны биографии великих правителей прошлого. И это касается не только политической или военной деятельности, но и личной жизни. Известно, что Ярослав Мудрый имел многочисленное потомство. А кем были его супруги, что известно историкам о них? Вот что поведали киевские и норманские летописи: Анна — первая жена Ярослава. Из какого рода происходила первая жена Ярослава и какой была ее судьба, неизвестно. Есть только догадки историков, которые исходят из скудных летописных упоминаний и домыслов. Предположительно, на Анне Ярослав женился в Новгороде. Установлено, что ее след теряется во время трехлетней войны Ярослава со Святополком, Борисом и Глебом за киевский престол. Ее и сестру Ярослава Предславу взяли в плен и, вероятнее всего, убили. На киевский престол Ярослав Мудрый взошел уже женатым во второй раз. Его супругой стала Ингигерда — дочь шведского короля Олафа Шенконунга. Для нее брак с хромым русским князем, который ведет войну за киевский престол, был неприятным и унизительным. Девушка была влюблена и обручена с норвежским королем Олафом, но ее отец в последний момент нарушил слово и отдал ее Ярославу. Шенконунг собирался в поход на Данию, и ему нужен был сильный союзник. Норвегия была слабой, а вот Новгород и Киевская Русь могли прислать своих воинов. Всю жизнь Ингигерда, а на Руси — Ирина, питала ненависть к мужу, но, несмотря на это, родила ему девятерых детей. В одной из саг говорится о том, что после смерти бывшего жениха Олафа Ирина призналась Ярославу, что это была ее единственная и настоящая любовь. Киевский князь был растоптан и уничтожен этим признанием. Утешение он ищет в градостроительстве и книжности. История имеет множество загадок. Некоторые из них касаются и киевского князя Ярослава: Убийство Бориса и Глеба. Некоторые историки высказывают мысль, что Ярослав был заказчиком убийства Бориса и Глеба — главных и законных претендентов на киевский престол. Якобы он составил интригу таким образом, что подтолкнул Святополка убить братьев, за что тот вошел в летописи как Окаянный по аналогии с библейским Каином. По другой версии, которую историкам подсказали норманнские саги, убийцами Бориса и Глеба были варяги, подчинявшиеся Ярославу Мудрому. По его приказу они отрубили Борису голову и пытали до смерти Глеба, а вину переложили на Святополка, которого прозвали Проклятым. Ярослав Мудрый был калекой с рождения или травмировался в бою? Антропологи установили, что Ярослав был инвалидом. Сказались обстоятельства его рождения.
Новые статьи:
- Ярославль отмечает день памяти основателя города
- ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
- Yaroslav the Wise: holy ruler or the first westerniazer on the throne
- 181. Рассказы о святых Ярослав Мудрый
- День памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого
- Также рекомендуем
В храме Ярослава Мудрого вспоминают основателя города (Ярославль, Сокол)
Феодосия Печерского, который будучи еще подростком, встречался в Курске с русскими странниками, возвращавшимися из Палестины. Дух Святой Руси, находящийся в основании Русского проекта, изначально вбирает черты большого стиля, охватывающего исторический процесс в его направлении и целях развития. Отражая представления русского народа об истинном, вечном, добром, прекрасном этот дух разворачивается как дыхание, вбирая матричные условия становления всего мира, истории и человека. При всей любви русского народа к своему государству, князьям, царям и императорам, черты стиля, над которым трудится дух народа, формируя свой исторический проект, свою культуру и идеологию, не имеет отношения к политическим амбициям как самого Российского государства, так и позднейшего искажённого его воплощения в СССР — не говоря о России финала ХX — начала ХXI веков.
Выходя за технико-рационалистические рамки, внутри которых образ идеального общества создавали еще Платон и Аристотель, Русский проект, в лице князей Владимира и Ярослава, преодолевал ветхозаветный языческий уровень «плодитесь и размножайтесь» и восходил к христианскому ценностному становлению человека в его родовой свободе. Это отражено в том, что впервые в истории звеном и целью исторического процесса Русский проект утверждает не расу, не этнос, не общество и даже не государство, но ценности духа и духовного человека, «распаковывающего» высшие уровни становления мира в своей культуре и душе, как отражении образа и подобия Творца. Через призму Русского проекта Ярослав Мудрый рассматривает и идею, и цели своего государства и Власти, у которой не было иных задач, кроме защиты Русского отечества и формирования условий развития духовно-ценностного человека — главной составляющей народа.
Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор. С позиций Русского проекта, любая общественная конструкция людей эгоистичных, злобных и завистливых, оказывается машиной войны с человеком — и при Аристотеле, и при кредитно-финансовой системе XXI века. Ее цель — обращение человека в инструмент Власти, в раба.
Концепция «механической» или, как определяют в ХХ веке, технотронной Власти, никак не вписывалась в горизонты большого стиля и самоощущение славянских народов, которые и в дохристианские времена института рабства не имели. Идея «механической» Власти «остановить мгновение» для рабов на уровне биологии и зова «плодитесь и размножайтесь», пусть даже подкрепленного прогрессом, никак не вписывалась в ценности вертикального становления человека, заданные христианством и нашедшие себя в понимании Святой Руси и стилистике Русского проекта. Формируя главные условия развития Русского государства и человека, Русский проект обращался к Новому уровню истории и Новому миру нового человека, созидаемого в любви к Богу, истине и человеку.
В духовном складе русского народа эти ценности уже в Х веке составляли абсолютный уровень, который впоследствии и станет духовным камертоном русской культуры. Равноапостольная княгиня Ольга ок. Благодаря этому последующее крещение Руси великим князем Владимиром в 988 году становится лишь естественным закреплением государственного и цивилизационного образа исторического Русского государства, его народа и его будущего.
Он возводит дополнительную крепостную стену в Киеве. Впервые на Руси, как некогда в Иерусалиме, в стене создаются Золотые ворота, через которые Спаситель некогда вошел в Иерусалим. Вслед за Киевом, Золотые ворота строятся в каждом крупном городе Руси, становясь великим народным свидетельством и приглашением Спасителя на Святую Русь.
В «Хождении игумена Даниила» во святую землю, датируемом 1104-1106 годами, Даниил отнюдь не случайно именует Святую землю обетованную «своей родиной»2. Семена, посеянные Владимиром, при Ярославе Мудром прорастают великой мистической верой русского народа в то, что «благодать Святой Земли — молитвами, трудами и подвижничеством — может быть перенесена и на нашу родину»3. При этом Русская земля обретает черты подлинной Святой земли — Нового Иерусалима.
Тысячелетие спустя, в деяниях Ярослава Мудрого мы найдем ясность и определённость, задающие духовную высоту истории Русского государства и обретающиеся лишь на самых высоких уровнях духовной свободы. При этом Западный фаустовский проект, смещая христианские ценности на периферию и делая из них свой инструмент Власти, реализует онтологию обезбоженного мира, сводящуюся к интересам и Воле сильной сверхличности, творящей мир «под себя и свои интересы» и в своей свободе Власти, реализующей любые свои вожделения.
По утверждению историка Николая Костомарова, Рогнеда не могла быть его матерью. Французский историк Арриньон был уверен, что Ярослав сын византийской царевны Анны.
Потому что чем же иначе можно объяснить вмешательство Мудрого во внутренние дела Византии в 1043-м году. Но все же большинство историков уверены, что именно Рогнеда стала матерью самого известного древнерусского князя. Все четыре сына, которые родились в супружестве с Рогнедой — Мстислав, Изяслав, Ярослав, Всеволод, получили в княжество разные города. Ярослав должен был княжить в Ростове.
Но на тот момент он был всего лишь девятилетним мальчиком, поэтому в качестве кормильца и опекуна ему приставили воеводу Будого. Когда Ярослав подрос и сам княжил в Новгороде, Будый стал его ближайшим соратником. Правление О событиях того периода точных сведений не сохранилось. До нашего времени дошли легенды и предания.
Одни историки идеализируют годы правления Мудрого, да и его самого, другие видят в нем настоящего демона. Каждый волен считать, как ему угодно. Быть новгородским князем гораздо престижнее, чем ростовским, но все равно не снимало с него подчиненного статуса в отношении к киевскому, то есть родному отцу. Ежегодно Ярослав должен был отдавать Владимиру две третьих всей дани, собранной с Новгородских земель.
Сумма составляла две тысячи гривен. На одну тысячу содержался сам вельможа и его дружина, которая была не намного меньше, чем у Владимира. Правление Ярослава Мудрого Скорее всего, именно это подтолкнуло Ярослава к бунту в 1014-м году. Он наотрез отказался выплачивать Владимиру неподъемную дань.
Жители Новгорода полностью поддержали своего князя, и дошедшие до нас летописи сохранили этот исторический факт. Разгневанный Владимир начал подготовку к походу, он не мог оставить бунтарей безнаказанными. Однако в то время он уже был в преклонном возрасте, внезапно заболел и скоропостижно скончался, так и оставив сына без заслуженного наказания. Место киевского князя досталось старшему сыну — Святополку Окаянному.
Он очень боялся за свою безопасность, поэтому постарался ликвидировать троих братьев. От его рук погибли Борис — любимец киевлян, Глеб и Святослав. Такая же участь была уготована и новгородскому посаднику, но он одержал победу над Святополком и в 1016-м году занял Киев. Между братьями установилось временное перемирие, они разделили киевское княжество по реке Днепр, но временами все равно нарушали договоренности и сражались не на жизнь, а на смерть.
В 1019 году Святополк погиб, и Ярослав получил киевское княжество в свое полное владение. В 1036 году Ярослав Мудрый победил печенегов. Кочевники взяли Киев в осаду, когда его не было в городе, в то время он находился в Новгороде, куда приехал на закладку храма. Когда до него дошло известие о нападении печенегов, Ярослав немедленно вернулся и сумел начисто разбить войско кочевников.
С этого времени Русь перестала страдать от их опустошительных побегов. Это был период расцвета правления киевского князя. После разгрома врагов он принялся отстраивать город. В том месте, где были разбиты кочевники, вельможа приказал заложить Софийский собор, который стал почти полной копией собора, построенного ранее в Царьграде.
Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном. Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела. Однако эта гипотеза также противоречит всем другим источникам. Ярослав Мудрый документальный фильм Ярослав в Ростове В «Повести временных лет» за 6496 988 год сообщается о том, что Владимир Святославич посадил своих сыновей по различным городам. В числе перечисленных сыновей есть и Ярослав, который в качестве стола получил Ростов. Однако указанная в этой статье дата, 988 год, достаточно условна, поскольку в неё вместилось много событий. Историк Алексей Карпов предполагает, что Ярослав мог уехать в Ростов не ранее 989 года. В летописях о правлении Ярослава в Ростове не сообщается ничего, кроме факта посажения на стол.
Все сведения о ростовском периоде его биографии носят поздний и легендарный характер, историческая достоверность их мала. Поскольку Ярослав получил Ростовский стол ещё ребёнком, то реальная власть находилась в руках посланного с ним наставника. По мнению А. Карпова, этим наставником мог быть упоминаемый в летописи в 1018 году «кормилец и воевода именем Буды или Будый ». Вероятно он был ближайшим соратником Ярослава в Новгороде, однако кормилец в период новгородского княжения ему уже не был нужен, так что вполне вероятно, что он был воспитателем Ярослава ещё во время ростовского княжения. Со временем правления Ярослава в Ростове связывают основание города Ярославля, названного в честь князя. Впервые упоминается Ярославль в «Повести временных лет» под 1071 годом, когда описывалось вызванное голодом «восстание волхвов» в Ростовской земле. Но существуют предания, которые приписывают основание города Ярославу.
Согласно одному из них Ярослав путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени - Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города. Это предание было отражено в «Сказании о построении града Ярославля», опубликованном в 1877 году. Согласно исследованиям историка и археолога Н. Воронина, «Сказание» было создано в XVIII-XIX веке, однако по его предположению в основу «Сказания» легли народные предания, связанные с древним культом медведя, характерным для племён, обитавших в лесной полосе современной России. Более ранняя версия легенды приводится в статье, опубликованной М.
Ленивцевым в 1827 году. Однако существуют сомнения в том, что ярославское предание связано именно с Ярославом, хотя оно, вероятно, отражает некоторые факты из начальной истории города. В 1958-1959 годах ярославский историк Михаил Германович Мейерович обосновал, что город появился не ранее 1010 года. Эта дата в настоящее время считается датой основания Ярославля. Княжил в Ростове Ярослав до смерти своего старшего брата Вышеслава, который правил в Новгороде. В «Степенной книге» XVI век сообщается, что Вышеслав умер раньше Рогнеды, матери Ярослава, год смерти которой указан в «Повести временных лет» 1000 год. Однако эти сведения не основаны на каких-то документах и, вероятно, являются догадкой. Другую версию привёл в «Истории Российской» В.
Эта дата в настоящее время принята большинством историков. Сменил Вышеслава в Новгороде Ярослав. Однако по сообщению Титмара Мерзебургского он был посажен Владимиром в темницу по обвинению в измене. Следующий по старшинству сын, Изяслав, тоже к тому моменту умер, однако он ещё при жизни отца был фактически лишён права на наследование - для него был выделен в удел Полоцк. И Владимир в Новгород поставил Ярослава. Новгородское княжение в это время имело более высокий статус, чем Ростовское. Период новгородского княжения Ярослава до 1014 года так же мало описан в летописях, как и ростовский. Вероятно, что из Ростова Ярослав сначала отправился в Киев, а оттуда уже выехал в Новгород.
Прибыл он туда, вероятно, не ранее 1011 года. До Ярослава новгородские князья со времён Рюрика жили, как правило, на Городище около Новгорода, Ярослав же поселился в самом Новгороде, который, к тому моменту, был значительным поселением. Его княжий двор располагался на Торговой стороне Волхова, место это получило название «Ярославово дворище». Кроме того, у Ярослава имелась ещё и загородная резиденция в сельце Ракома, размещавшемся к югу от Новгорода. Вероятно, что к этому периоду относится первый брак Ярослава. Имя его первой жены неизвестно, предположительно, её звали Анна. Во время раскопок в Новгороде археологи нашли единственный пока экземпляр свинцовой печати Ярослава Мудрого, подвешенной когда-то к княжеской грамоте. На одной её стороне изображены святой воин Георгий с копьем и щитом и его имя, на второй - человек в плаще и шлеме, сравнительно молодой, с торчащими усами, но без бороды, а также надписи по сторонам от погрудной фигуры: «Ярослав.
Князь Русский». По-видимому, на печати помещен довольно условный портрет самого князя, волевого человека с горбатым хищным носом, чей предсмертный облик реконструирован по черепу известным ученым - археологом и скульптором Михаилом Герасимовым. Выступление Ярослава против отца В 1014 году Ярослав решительно отказался от уплаты отцу, киевскому князю Владимиру Святославичу, ежегодного урока в две тысячи гривен. Историки предполагают, что эти действия Ярослава были связаны с намерением Владимира передать престол одному из младших сыновей, ростовскому князю Борису, которого он в последние годы приблизил к себе и передал командование княжеской дружиной, что фактически означало признание Бориса наследником. Возможно, что именно поэтому восстал против Владимира старший сын Святополк, попавший после этого в заточение он пробыл там до смерти отца. И именно эти известия могли побудить Ярослава выступить против отца. Для того чтобы противостоять отцу, Ярослав, по сообщению летописи, нанял варягов за морем, которые прибыли во главе с Эймундом. Владимир, который в последние годы жил в селе Берестово под Киевом, велел «требить путь и мостить мосты» для похода, но заболел.
Кроме того, в июне 1015 года вторглись печенеги и собранная против Ярослава армия, которую возглавлял Борис, была вынуждена отправиться на отражение набега степняков, которые, услышав о приближении Бориса, повернули обратно. В то же время варяги, нанятые Ярославом, обречённые на бездействие в Новгороде, начали устраивать беспорядки. По сообщению новгородской первой летописи: «начали варяги насилие творить на мужатых жёнах». В результате новгородцы, не выдержав творимого насилия, восстали и за одну ночь перебили варягов. Ярослав в это время находился в своей загородной резиденции в Ракоме. Узнав о случившемся, он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Произошло это в июле - августе 1015 года.
Чтение народу Русской Правды в присутствии великого князя Ярослава. Его деятельность укрепляет образ Святой Руси, который включает в себя немало сказочного. В этот начальный период Русского государства многие русские люди становились активными причастниками христианской культуры и священной истории. Известная былина о хождении во святой град Иерусалим «сорока калик с каликою» передает настрой ходоков: «А идтить нам, братцы, дорога неближняя, Идти будет ко городу Иерусалиму, Святой святыне помолитися, Господню гробу приложитися, Во Ердань реке искупатися, Нетленною ризой утеретися». Первые русские паломничества былина относит ко времени великого князя Владимира. При этом летописи упоминают и св. Варлаама, игумена Дмитриевского, ходившего к Гробу Господню в 1062 году, а за сорок лет до этого — и св. Феодосия Печерского, который будучи еще подростком, встречался в Курске с русскими странниками, возвращавшимися из Палестины. Дух Святой Руси, находящийся в основании Русского проекта, изначально вбирает черты большого стиля, охватывающего исторический процесс в его направлении и целях развития. Отражая представления русского народа об истинном, вечном, добром, прекрасном этот дух разворачивается как дыхание, вбирая матричные условия становления всего мира, истории и человека. При всей любви русского народа к своему государству, князьям, царям и императорам, черты стиля, над которым трудится дух народа, формируя свой исторический проект, свою культуру и идеологию, не имеет отношения к политическим амбициям как самого Российского государства, так и позднейшего искажённого его воплощения в СССР — не говоря о России финала ХX — начала ХXI веков. Выходя за технико-рационалистические рамки, внутри которых образ идеального общества создавали еще Платон и Аристотель, Русский проект, в лице князей Владимира и Ярослава, преодолевал ветхозаветный языческий уровень «плодитесь и размножайтесь» и восходил к христианскому ценностному становлению человека в его родовой свободе. Это отражено в том, что впервые в истории звеном и целью исторического процесса Русский проект утверждает не расу, не этнос, не общество и даже не государство, но ценности духа и духовного человека, «распаковывающего» высшие уровни становления мира в своей культуре и душе, как отражении образа и подобия Творца. Через призму Русского проекта Ярослав Мудрый рассматривает и идею, и цели своего государства и Власти, у которой не было иных задач, кроме защиты Русского отечества и формирования условий развития духовно-ценностного человека — главной составляющей народа. Правды, правды ищи, дабы ты был жив и овладел землею, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор. С позиций Русского проекта, любая общественная конструкция людей эгоистичных, злобных и завистливых, оказывается машиной войны с человеком — и при Аристотеле, и при кредитно-финансовой системе XXI века. Ее цель — обращение человека в инструмент Власти, в раба. Концепция «механической» или, как определяют в ХХ веке, технотронной Власти, никак не вписывалась в горизонты большого стиля и самоощущение славянских народов, которые и в дохристианские времена института рабства не имели. Идея «механической» Власти «остановить мгновение» для рабов на уровне биологии и зова «плодитесь и размножайтесь», пусть даже подкрепленного прогрессом, никак не вписывалась в ценности вертикального становления человека, заданные христианством и нашедшие себя в понимании Святой Руси и стилистике Русского проекта. Формируя главные условия развития Русского государства и человека, Русский проект обращался к Новому уровню истории и Новому миру нового человека, созидаемого в любви к Богу, истине и человеку. В духовном складе русского народа эти ценности уже в Х веке составляли абсолютный уровень, который впоследствии и станет духовным камертоном русской культуры. Равноапостольная княгиня Ольга ок. Благодаря этому последующее крещение Руси великим князем Владимиром в 988 году становится лишь естественным закреплением государственного и цивилизационного образа исторического Русского государства, его народа и его будущего. Он возводит дополнительную крепостную стену в Киеве.
Ярослав Мудрый
По сложившейся традиции святой благоверный князь Ярослав Мудрый является небесным покровителем чиновников, юристов, судей, прокуроров, библиотекарей, ученых, учителей и студентов. Ярослав Мудрый, годы правления которого пришлись на непростое время противостояния Киевской Руси внешним врагам — печенегам и половцам, внутренним междоусобицам, проявил себя как талантливый стратег и отважный воин. В 1045 году князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им каменного Софийского собора, вместо сгоревшего деревянного. Поскольку Великий князь Руси Ярослав Мудрый и император Священной Римской империи Оттон III были потомками византийского императора от его разных жен, то между ними могли быть сложные отношения. Образ же Ярослава Мудрого, несмотря на все недостатки его правления, в русской истории остаётся позитивным и монументальным, что ощущает каждый современный россиянин, доставая из кошелька купюру в 1000 рублей с изображением памятника знаменитому. Князь Ярослав Мудрый прославлен Русской православной церковью в лике святых.