Постпреды стран НАТО подписали протоколы о вступлении Швеции и Финляндии в Североатлантический альянс. Согласно статьи 10 Североатлантического договора стороны «по всеобщему согласию» могут предложить любому другому европейскому государству присоединиться к альянсу. Ранее генсек призвал страны Североатлантического альянса перейти от. Организация Североатлантического договора. Организация Североатлантического договора [НАТО; англ. Политические и правовые основы функционирования НАТО были заложены в содержание Североатлантического договора.
Финляндия официально вступила в НАТО
В настоящее время в состав НАТО входит 32 государства. Штаб-квартира организации располагается в Брюсселе. Цель организации Цель создания организации продекларирована в преамбуле Североатлантического Договора Договаривающиеся стороны подтверждают свою веру в цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций и свое желание жить в мире со всеми народами и правительствами. Договаривающиеся стороны преисполнены решимости защищать свободу, общее наследие и цивилизацию своих народов, основанные на принципах демократии, свободы личности и законности. Договаривающиеся стороны преследуют цель укрепления стабильности и повышения благосостояния в Североатлантическом регионе. Договаривающиеся стороны полны решимости объединить свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия, 4 апреля 1949 г. Смотри также: Текст Североатлантического Договора Редактировать Органы управления блока Главным руководящим политическим органом альянса, которому делегированы полномочия по принятию решений, является Североатлантический совет САС.
В его функции входят проведения регулярных консультаций и принятия решений по всем вопросам, затрагивающим безопасность государств-участников.
При этом важно понимать, что закрепление за Украиной этого статуса не означает, что вопрос с ее членством в Альянсе решен. Тем не менее, отныне Украина является шестым партнером Североатлантического Альянса. Кроме соседнего государства такой же статус получили Австралия, Финляндия, Грузия, Иордания и Швеция.
В случае, если какие-либо страны хотят вступить в Альянс, то согласно десятой статье договора, они также ставят подпись под данным документом. На сегодняшний день, в качестве членов Альянса утверждено тридцать государств, пять а с минувшей пятницы шесть стран участвуют, согласно программам расширенного партнерства, а правительство Сербии ведет переговоры на счет возможности присоединиться к программам индивидуального формата партнерства с объединением.
Расширение альянса продолжилось в 2017 году, когда в него вступила Черногория. Через два года Северная Македония стала новым членом альянса. Однако инициатива не нашла воплощения в документе.
После 24 февраля 2022 года страны НАТО стали массово поставлять Украине оружие, наемников и вводить против России санкции. В 2022 году Финляндия, Швеция и Украина подали свои заявки на вступление После начала спецоперации на Украине три страны отправили альянсу заявку на присоединение. Среди них: Швеция, Финляндия и Украина. Последней вступление в НАТО было нужно для закрытия воздушного пространства над страной. В апреле альянс одобрил присоединение Финляндии.
Кровавые события послужили страшным уроком для мирового сообщества. Для того чтобы предотвратить подобные катастрофы в будущем и обеспечить безопасность, возникла необходимость в объединении совместных военных сил. Несмотря на уничтожение фашизма, угроза появления нового агрессора была вполне реальна.
Мощным толчком для основания военной организации, объединяющей оборонительную мощь мировых стран-лидеров, стала неоднозначная политика СССР. Бывший союзник в борьбе с нацистами, вёл себя весьма агрессивно и создавал серьёзную угрозу для мира. На русском аббревиатуру можно расшифровать как Организация Североатлантического договора.
В альянс вошли страны Европы и Северной Америки, всего 12 государств. Принцип пакта заключался в том, что каждый член, входящий в союз, брал на себя определённые обязательства по обеспечению безопасности и поддержке других участников. С тех пор в Североатлантическом военном блоке произошло немало изменений.
Он расширялся и накапливал мощь. Одни участники добавлялись, а другие выходили из союза. Естественно, она была отклонена по многим причина, в частности, из-за того, что советское государство являлось потенциальным противником.
Во времена холодной войны, продолжалось дальнейшее расширение и развитие альянса. Цели и органы управления Первоначальная цель НАТО заключалась в упрочнении стабильности, и обеспечении безопасности Североатлантического региона. Усилия всех участников альянса были направлены на сохранение мирной обстановки и повышение благосостояния в государствах, состоящих в альянсе.
Если говорить кратко, то необходимость создания военно-политического блока возникла в связи с потенциальной советской угрозой, как противовес. После окончания холодной войны и распада СССР необходимость в сдерживании советской угрозы отпала. На 2010 г.
Регулирование кризисных ситуаций. Обеспечение безопасности на основе сотрудничества.
Создание Североатлантического договора (НАТО)
Тем не менее, отныне Украина является шестым партнером Североатлантического Альянса. Кроме соседнего государства такой же статус получили Австралия, Финляндия, Грузия, Иордания и Швеция. В случае, если какие-либо страны хотят вступить в Альянс, то согласно десятой статье договора, они также ставят подпись под данным документом. На сегодняшний день, в качестве членов Альянса утверждено тридцать государств, пять а с минувшей пятницы шесть стран участвуют, согласно программам расширенного партнерства, а правительство Сербии ведет переговоры на счет возможности присоединиться к программам индивидуального формата партнерства с объединением. На протяжении существования НАТО из него не выходила ни одна страна.
Неоднократно Брюссель объявлял персонами нон грата российских дипломатов, аккредитованных при НАТО, блокировал работу российского постпредства. На саммите руководство блока официально признало Россию "главной угрозой безопасности для альянса", а основной целью организации было обозначено "сдерживание". Встреча НАТО на высшем уровне подтвердила такой подход и обозначила вектор организации на наращивание военного потенциала, включая военную инфраструктуру у границ с Россией. После очередной высылки российских дипломатов из постпредства при НАТО российское министерство иностранных дел объявило о "закрытии на неопределенный срок" диппредставительства при блоке.
В опубликованном Москвой варианте договора с США и НАТО предлагалось закрепить соглашения об отказе от развертывания ракет средней и меньшей дальности наземного базирования вне своей территории и недопустимость дальнейшего расширения НАТО на восток. Ответа из западных столиц не поступило. Несмотря на некоторую нормализацию отношений с Россией после развала СССР, в НАТО никогда не отказывались от политики экспансии на Восток, а также наращивания своего военного потенциала. По словам президента России Владимира Путина, он неоднократно задавал представителям блока вопрос: "Зачем вы это делаете, в чем смысл? Вы думаете, на вас кто-то нападет? Ну хорошо, достаточно заключить договор". В рамках конфликта на Украине натовские страны оказывают активную помощь украинским войскам, осуществляют масштабные поставки военной техники и вооружений Киеву, а также проводят подготовку и тренировки украинских военных. Его заседания проходят еженедельно на уровне постоянных представителей стран-членов, два раза в год - на уровне министров иностранных дел, три раза в год - на уровне министров обороны.
Отдельно назначаются саммиты на уровне глав государств. Североатлантический совет принимает решения по ключевым вопросам повестки деятельности альянса. Решения принимаются на основе всеобщего согласия. Председателем Совета является генеральный секретарь. В его функции входит руководство процессом принятия решений, помощь союзникам в преодолении противоречий, а также обеспечение реализации принятых инициатив. Генсек также является главным официальным представителем НАТО. Традиционно, на этот пост выбираются представители политических кругов европейских стран. Изначально предполагалось, что его полномочия истекут в 2018 году, однако на фоне обострения кризиса на Украине в НАТО неоднократно принималось решение о продлении срока руководства.
По мнению аналитиков, это свидетельствует о неспособности стран-союзниц прийти к консенсусу относительно достойной политической фигуры, способной возглавить альянс в новых условиях. Параллельно с Североатлантическим советом в НАТО действует Группа ядерного планирования - руководящий орган, отвечающий за вопросы политики, связанной с ядерными силами и оружием. Заседания Группы проходят два раза в год на уровне министров обороны стран-членов. Штаб-квартира альянса расположена в столице Бельгии Брюсселе. В его рамках проходят консультации по вопросам использования вооруженных сил, фактически он является связующим звеном между процессом принятия политических решений и военной структурой НАТО. Комитет вырабатывает меры, необходимые для защиты стран-членов и реализации военных операций. Кроме того, он разрабатывает стратегические концепции и проводит ежегодную оценку сил и средств блока, а также угроз альянсу. Военный комитет регулярно проводит встречи на уровне военных представителей стран, а три раза в год - на уровне министров обороны.
С 2021 года эту должность занимает нидерландский адмирал Роберт Бауэр. Оно отвечает за проведение всех военных операций блока. Штаб-квартирой руководит Главнокомандующий объединенными силами в Европе. С 2022 года эту должность занимает американский генерал Кристофер Каволи.
Гонка вооружений имела и положительные последствия. Благодаря развитию науки и техники, началось освоение космоса, развитие компьютерных технологий, медицины. Для вступления в НАТО претендент должен соответствовать ряду требований. В целом их смысл можно свести к следующему: стабильная социальная и экономическая ситуация внутри страны; соответствие развития армии нормам, принятым внутри альянса; наличие в бюджете страны достаточно больших расходов на развитие армии; соблюдение демократических прав и свобод, наличие в стране развитого гражданского общества; соблюдение мирных и дружественных международных отношений в соответствии с нормами ООН. На сегодняшний день претендентами на вступление в Североатлантический альянс являются три бывшие советские республики: Украина, Молдавия, Грузия. В статусе претендентов находятся несколько восточноевропейских держав: Сербия, Македония, Босния и Герцеговина. Для успешного взаимодействия со странами, не состоящими в альянсе, но сотрудничество с которыми необходимо для обеспечения эффективных действий и решений острых вопросов, в 1994 была создана программа «Партнерство во имя мира». С 1995 по 2017 годы к этой программе присоединились и являются ее участниками Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Македония, Мальта, Сербия, Таджикистан, Швейцария. Многие полагали, что самороспуск НАТО будет естественным продолжением этих событий.
Ирландцы не захотели становиться официальными союзниками англичан, которые, по их мнению, незаконно оккупируют ирландскую территорию. Как расширялось НАТО Несмотря на постоянные декларации о стремлении к миру, НАТО проводит откровенно агрессивную политику, создавая всё новые и новые угрозы странам, которые, по мнению руководства США, определяющего политику альянса, могут представлять опасность для интересов Вашингтона. Прежде всего это Россия, которую США объявили стратегическим противником после ухода с мировой арены Советского Союза. Причём после распада СССР, для противостояния которому, собственно, и создавался этот военно-политический блок, агрессивные устремления НАТО не только не снизились, но, наоборот, возросли. Кратко процесс разрастания НАТО выглядит так.
Финляндия официально стала 31-м членом НАТО
Определенная опасность просматривается в стремлении НАТО обеспечить себе беспрепятственный доступ к глобальной транспортной инфраструктуре, взять под контроль мировые сырьевые ресурсы и киберпространство. При этом предполагаемый алгоритм взаимоотношений Североатлантического союза с другими организациями и отдельными странами в рамках натоцентричной модели евроатлантической безопасности оставляет ограниченное пространство для российско-натовского сотрудничества и ведет к усилению конфронтационных ожиданий. Есть все основания полагать, что натовская экспансионистская политика, непосредственно влияющая на безопасность России, а также на общую обстановку в Европе и на евроатлантическом пространстве в целом, будет продолжаться и в дальнейшем. Так, в новой Стратегической концепции НАТО подтверждено положение о том, что двери в Североатлантический союз остаются «полностью открытыми» для всех «европейских демократий», соответствующих натовским стандартам и разделяющих ценности организации. Сделана заявка на укрепление партнерства с Украиной и Грузией через совместные комиссии, действующие в рамках альянса. В то же время присоединение к альянсу государств, входивших ранее в состав СССР, чреватое усилением дезинтеграционных процессов и сепаратистских тенденций внутри РФ, будет представлять угрозу ее целостности и национальной безопасности, послужит серьезным раздражителем в российско-натовских отношениях в кратко- и среднесрочной перспективе. Необходимо отметить, что ухудшения отношений по линии Россия—НАТО прогнозировались экспертами, в том числе и натовскими, задолго до начала украинского кризиса. В частности, прогноз, данный специалистами Оборонного колледжа альянса еще в середине прошлого года, предусматривал, что в лучшем случае Россия будет продолжать оставаться для НАТО frenemy буквально «друговраг», то есть не друг и не враг.
По сути это означает, что модель российско-натовских отношений по-прежнему будет основываться на принципе «сдерживание—сотрудничество». Таким образом, можно сделать вывод, что политика расширения функционального, географического и количественного НАТО, которая во многом позволила сохранить жизнеспособность этой организации, сегодня не способна не только обеспечить реальное внутринатовское единство, но и вносит серьезный элемент неопределенности в развитие ситуации в сфере безопасности в Европе при сохранении «разделительных линий». Это с новой силой актуализирует проблему построения новой, действительно эффективной архитектуры европейской безопасности.
Но в случае, если нападению подвергались сами Соединенные Штаты, президент США мог отдать приказ о применении силы немедленно, одновременно запросив у сената санкцию на решение, которое он принял. Сенат сохранял право согласиться или не согласиться с решением администрации. В случае несогласия сената администрация должна была отменить свое решение и в течение 30 дней вернуть американских военнослужащих в места постоянной дислокации. Согласно ст. Участники договора обязались развивать между собой военно-политическое и военно-техническое сотрудничество, на цели которого американский конгресс в августе 1949 г. Соединенные Штаты приняли на себя основную часть расходов по военному строительству в странах Западной Европы, что делало Североатлантический договор очень привлекательным для западноевропейских государств.
Вашингтонский договор было знаком победы атлантического начала в обеспечении европейской безопасности. Другой бы отписал: «…Примите уверенья… Я нездоров… Мерси… Пардон… Привет…» Но данный Волк, хоть не был гуманистом, На зайцев не рычал, когда встречал, Их не травил в лесу, не трогал в поле чистом, На их поклон поклоном отвечал… Вот почему, польщённый приглашеньем, Придумав громкий тост, предвидя угощенье, И, преисполненный почтенья, Явился Заяц к Волку на приём. Хозяин гостю рад: «Как долго не видались! Да вы поправились! Для полной ясности я лишь сказать могу, Что повара к столу подали блюдо, И это было… заячье рагу! Сталина во внешней политике Советского Союза произошли серьезные изменения. Успешные разработки СССР в области создания атомной и водородной бомб ликвидировали монополию США на обладание оружием массового уничтожения. В международных отношениях острая конфронтация с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции - в Берлинском кризисе и Корейской войне - сменилась некоторым потеплением. В мае Москва получила ноты западных держав, аналогичные по содержанию, с отрицательным ответом на свои предложения.
В последующие месяцы 1954 года обмен мнениями продолжился: за нотой советской стороны от 24 июля последовали ноты трех держав от 10 сентября, на которые СССР, в свою очередь, откликнулся 23 октября. В статье Н. Егоровой приводится запись беседы И.
Все это обеспечивает комплексную и весьма эффективную разведку», — говорит военный эксперт Максим Климов. Впрочем, Reaper также способен наносить удары по наземным целям, но только в условиях практически полного отсутствия противовоздушной обороны, добавил он.
Собеседник объясняет: главная уязвимость аппаратов — их достаточно высокая заметность. В зоне действия ПВО он не выживет», — уточнил аналитик. В то же время Климов не исключает, что в операции против Reaper хуситы задействовали двухступенчатый беспилотник, вторая ступень которого представляет зенитную ракету. Он напомнил, что это не первый случай, когда боевики «Ансар Аллах» смогли сбить американский дрон. В данном контексте военный эксперт напомнил, что цена одного Reaper составляет примерно 30 млн долларов.
Для американцев потерять дорогую матчасть, а не личный состав — более приемлемый вариант. Ведь беспилотники выполняют задачи, которые находятся в зоне повышенного риска, потери неминуемы», — считает Климов. Кроме того, был случай, когда американский беспилотник упал в Черном море в результате инцидента с российскими истребителями Су-27 в марте 2023 года. Эта деятельность продолжается сейчас как в Черном, так и в Красном морях», — сказал военный эксперт. Однако у России не получится перенять опыт хуситов в борьбе с Reaper.
Климов указал: американские разведывательные аппараты в Черном море летают над международными водами, их уничтожение приведет к неблагоприятным для Москвы международным последствиям. Об уязвимости разведывательно-ударных беспилотников Reaper говорит и эксперт в области беспилотной авиации Денис Федутинов. При этом они малоскоростные и неманевренные. Совокупность этих факторов делает их несложными целями для средств ПВО», — указал он. Собеседник напомнил, что БПЛА Reaper использовались американскими военными в ходе всех конфликтов последних почти двух десятков лет, а также применялись в отдельных операциях ЦРУ.
Сейчас США также используют Reaper в числе прочих пилотируемых и беспилотных средств разведки вблизи наших границ на Черном море, добавил Федутинов. Тем не менее их использование, очевидно, связано с решением Украины собственных военных задач. В этом вопросе они буквально балансируют на грани casus belli», — подчеркнул он. Федутинов в этой связи вспомнил события, повлекшие потерю одного из Reaper над акваторией Черного моря. Сейчас все возвращается обратно.
Чтобы память наших визави не подводила, необходимо, чтобы такие вещи повторялись чаще», — заключил эксперт. Ранее йеменские хуситы сбили американский беспилотник MQ-9 Reaper. Об этом сообщили представители движения «Ансар Алла». Цель была поражена в воздушном пространстве провинции Саада.
В него входят представители всех стран — участниц блока, пользующиеся равными правами при обсуждении и принятии решений. Организационно-правовой формой деятельности САС являются сессии, которые различаются уровнем представительства главы государств и правительств, министры иностранных дел, министры обороны, постоянные представители государств-членов и периодичностью проведения плановые и внеочередные. Место, время и уровень их проведения определяет генеральный секретарь НАТО после соответствующих консультаций. Полномочия САС и принятые решения имеют одинаковый статус и юридическую силу независимо от уровня представительства. Сессии САС на уровне глав государств и правительств саммиты проводятся для решения особо важных вопросов, как правило, раз в 2 года. Не реже 2 раз в год на уровне министров иностранных дел проходят летняя и зимняя сессии САС, в которых в зависимости от характера обсуждаемых вопросов возможно участие министров экономики и финансов, а также других министров государств — членов альянса. Решения на заседаниях этого органа принимаются по принципу консенсуса, оформляются в виде заключительного документа и подписываются представителями государств-участников. Летние сессии проходят поочерёдно в странах блока, зимние — в штаб-квартире альянса. При необходимости принятия безотлагательных решений могут созываться внеочередные сессии САС. В период между министерскими сессиями не реже 1 раза в неделю проводятся заседания постоянных представителей государств — членов альянса в ранге послов. На них рассматриваются политические аспекты текущей деятельности блока, осуществляется согласование позиций стран-участниц по актуальным международным проблемам, координируются действия национальных правительств по проведению военно-политических мероприятий, разработанных руководящими органами альянса. КВП является высшим военно-политическим органом по решению вопросов организации руководящих военных органов и объединённых командований НАТО, утверждения планов строительства и использования коалиционных сил, выработки стратегических концепций блока, военного участия стран в союзе. Заседания комитета с участием министров обороны государств — членов блока кроме Франции проводятся 2 раза в год перед сессиями САС. На них обсуждаются проблемы, относящиеся к планированию совместной военной деятельности, включая строительство ОВС НАТО, планы их совершенствования и всестороннего обеспечения, а также производятся назначения командующих коалиционными органами военного управления. В период между заседаниями КВП министерского уровня руководство военно-политической деятельностью альянса осуществляется постоянными представителями стран блока, которые в ходе заседаний рассматривают проблемы текущей военно-политической деятельности альянса, обсуждают и решают административно-финансовые вопросы, а также вопросы функционирования подчинённых военных органов. ГЯП — высший руководящий орган альянса по вопросам ядерной политики. Он предназначен для изучения общих проблем ядерной стратегии Североатлантического союза, разработки планов развития ядерных сил блока, рассмотрения вопросов развёртывания, обеспечения безопасности, охраны и живучести ядерного оружия , контроля над вооружением и распространением оружия массового поражения. Представитель Исландии участвует в работе группы в качестве наблюдателя. Подготовительную работу заседаний ГЯП проводит штабная группа, которая заседает не реже 1 раза в неделю. В её состав включены высокопоставленные представители военных ведомств и государственных учреждений государств — членов блока, а также эксперты, специализирующиеся в области коалиционной ядерной политики. Заседания этой группы проходят несколько раз в год под председательством представителя США. Генеральный секретарь не входит в состав какой-либо национальной делегации и подотчётен только САС. Избрание генерального секретаря происходит на основе принципа единогласия всех членов блока. При этом кандидат на пост генерального секретаря как правило, бывший министр иностранных дел одного из государств альянса должен владеть английским и французским языками. Кандидат, получивший в ходе консультаций одобрение всех стран-участниц, официально утверждается в качестве очередного генерального секретаря блока обычно на 2 года на сессии САС. Генеральный секретарь представляет интересы Североатлантического союза на международной арене, выражает официальные взгляды альянса и выступает как глава политической и военной организации блока. В процессе консультаций при решении практических вопросов деятельности НАТО он непосредственно взаимодействует с правительствами стран-участниц, ведёт переговоры с ними в ходе официальных визитов и организует взаимодействие по выполнению решений высших политических и военно-политических органов альянса.
Создание НАТО
Организация Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organisation, NATO) – военно-политический союз европейских государств, США и Канады был создан 4 апреля 1949 года в Вашингтоне. Какие страны входят в НАТО на современном этапе существования организации, можно увидеть на ее официальном интернет-ресурсе. Организация Североатлантического договора (орфографическая проекция).svg Государства-члены НАТО. НАТО, Организация Североатлантического договора, Североатлантический Альянс (англ. Исландия — единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. Сколько стран входит в НАТО и какие это государства. НАТО (North Atlantic Treaty Organisation, Организация Североатлантического договора) — военно-политический блок западных стран во главе с США, созданный в 1948 году изначально для противодействия Советскому Союзу.
Полный список стран-членов НАТО на 2022 год
- Содержание
- Продолжение «банкета»
- Страны НАТО в 2023: полный список, расшифровка названия, на карте
- НАТО - NATO
В вопросе нерасширения НАТО нужен меморандум о намерениях
Главы МИД стран Североатлантического альянса направили в США документы о приеме Финляндии в НАТО, с этого момента страна официально стала 31-м членом структуры. Финляндия стала 31 официальным членом Организации Североатлантического договора (NATO) и теперь общая граница стран этого блока с Россией резко возросла, передает После интенсивных переговоров страны Организации Североатлантического договора (НАТО) договорились исключить для Украины требование о выполнении Плана действий по членству для вступления в альянс.
НАТО: Что нужно знать о Североатлантическом альянсе
В том числе 27 мая 1997 года Россия и НАТО заключили Основополагающий акт, в котором говорилось о совместном строительстве в Североатлантическом регионе «прочного и всеобъемлющего мира на принципах демократии». Однако в 1999 году альянс начал бомбардировки Сербии. Бомбардировка продолжалась 78 дней, принеся многочисленные разрушения и жертвы.
На словах декларируется приверженность к мирному урегулированию споров. Военные средства применяются, когда дипломатические усилия не привели к необходимым результатам.
Они необходимы для операций, проводимых для кризисного регулирования. На этот случай существует статья 5 Вашингтонского договора, где прописано, что при вооруженном нападении на одно из подписавших его государств каждое из них самостоятельно или совместно с другими подписантами немедленно предпринимает действия, необходимые для поддержания безопасности Североатлантического альянса. Военные средства могут применяться и совместно с другими международными организациями. История создания Поводом к заключению Североатлантического договора, на наш взгляд, была боязнь западных стран распространения по планете социалистического строя.
Исторический факт. После Второй мировой войны Германия, как и ее столица, были разделены на восточную зону советскую и западные французскую и британскую с американской.
Североатлантический совет принимает решения по ключевым вопросам повестки деятельности альянса. Решения принимаются на основе всеобщего согласия.
Председателем Совета является генеральный секретарь. В его функции входит руководство процессом принятия решений, помощь союзникам в преодолении противоречий, а также обеспечение реализации принятых инициатив. Генсек также является главным официальным представителем НАТО. Традиционно, на этот пост выбираются представители политических кругов европейских стран.
Изначально предполагалось, что его полномочия истекут в 2018 году, однако на фоне обострения кризиса на Украине в НАТО неоднократно принималось решение о продлении срока руководства. По мнению аналитиков, это свидетельствует о неспособности стран-союзниц прийти к консенсусу относительно достойной политической фигуры, способной возглавить альянс в новых условиях. Параллельно с Североатлантическим советом в НАТО действует Группа ядерного планирования - руководящий орган, отвечающий за вопросы политики, связанной с ядерными силами и оружием. Заседания Группы проходят два раза в год на уровне министров обороны стран-членов.
Штаб-квартира альянса расположена в столице Бельгии Брюсселе. В его рамках проходят консультации по вопросам использования вооруженных сил, фактически он является связующим звеном между процессом принятия политических решений и военной структурой НАТО. Комитет вырабатывает меры, необходимые для защиты стран-членов и реализации военных операций. Кроме того, он разрабатывает стратегические концепции и проводит ежегодную оценку сил и средств блока, а также угроз альянсу.
Военный комитет регулярно проводит встречи на уровне военных представителей стран, а три раза в год - на уровне министров обороны. С 2021 года эту должность занимает нидерландский адмирал Роберт Бауэр. Оно отвечает за проведение всех военных операций блока. Штаб-квартирой руководит Главнокомандующий объединенными силами в Европе.
С 2022 года эту должность занимает американский генерал Кристофер Каволи. Традиционно, на пост главнокомандующего ОВС в Европе назначается представитель армии США, чтобы сбалансировать ситуацию, когда пост генсека занимает европеец. Командование НАТО по операциям осуществляет руководство оперативными командованиями объединенных сил блока в нидерландском Брюнссуме, итальянском Неаполе и американском Норфолке. Эти штабы могут планировать и проводить военные операции на различных театрах военных действий.
Отдельными структурами в рамках Командования являются союзные силы реагирования, а также подразделения по обеспечению кибербезопасности. В его задачу входит обеспечение оперативной совместимости войск стран блока, а также внедрение инновационных технологий. Орган призван оказать помощь странам альянса в адаптации военных потенциалов к стандартам НАТО и в повышении их эффективности. Руководит Командованием французский генерал Филипп Лавин.
В подчинении у структуры находятся Объединенный военный центр в Норвегии, занимающийся подготовкой сил быстрого реагирования, Центр анализа и обобщения опыта в Португалии и Учебный центр в Польше. Помимо постоянных операций и миссий НАТО на регулярной основе проводит военные учения, в ходе которых отрабатывает использование сил и средств в обстановке, максимально приближенной к боевой. В ней участвует около четырех с половиной тысяч военнослужащих, которые призваны обеспечить стабильность и безопасность в регионе. Тем не менее постоянные провокации со стороны косовоалбанских боевиков в отношении сербского населения ставят вопрос об эффективности и непредвзятости военного контингента НАТО в Косово.
Постоянные военно-морские силы обеспечивают НАТО возможностью немедленного оперативного реагирования на возникающие угрозы. Состоят из четырех групп, каждая из которых насчитывает от трех до семи кораблей.
Наличие таких гарантий подтверждали и некоторые аналитики на Западе, а также бывшие американские высокопоставленные должностные лица, в частности, посол в СССР Дж. Мэтлок и замгоссекретаря Строуб Тэлбот. Вместе с тем сегодня в западных научно-экспертных кругах все еще продолжаются дискуссии относительно того, имели ли действительно место подобные гарантии нерасширения. По всей видимости, вопрос о гарантиях нерасширения НАТО на Восток связан не столько с самим фактом их наличия или отсутствия , сколько с разной трактовкой этих обещаний, озвученных в ходе переговорного процесса, который, как известно, носил неофициальный характер. Последующее же развитие событий на международной арене дает нам массу примеров, когда страны Запада могут достаточно вольно интерпретировать не только неформальные, но и вполне юридически оформленные обязательства. При этом они исходят из собственных интересов или соображений целесообразности, как это было, например, в отношении установления «бесполетной зоны» в Ливии.
Распад социалистического блока в конце 90-х годов прошлого века породил сомнения в необходимости сохранения выполнившей свою миссию Организации Североатлантического договора. Однако активные действия Соединенных Штатов и их ближайших союзников в Европе, не желавших отказываться от проверенных временем механизмов трансатлантической связки, на рубеже 80—90-х годов минувшего столетия обеспечили сохранение НАТО как оборонной организации Запада во главе с США. В американских политических кругах достаточно быстро пришли к пониманию того, как следует реформировать альянс для поддержания его жизнеспособности после окончания холодной войны и сохранения лидерства Вашингтона в европейских делах. В новой Стратегической концепции Североатлантического союза 2010 и целом ряде других концептуальных документов говорится о расширении как его функциональной, так и географической зоны ответственности, то есть предусматривается продолжение процесса трансформации блока из евроатлантической оборонной структуры в организацию, занимающуюся обеспечением безопасности в глобальном масштабе. Именно на это нацелен комплекс мероприятий по повышению эффективности совокупного коалиционного потенциала как в военной, так и политической сфере.
Создана Организация Североатлантического договора (НАТО)
Финляндия стала 31 официальным членом Организации Североатлантического договора (NATO) и теперь общая граница стран этого блока с Россией резко возросла, передает Финляндия передала США документы о присоединении к НАТО и официально стала 31-м членом альянса. Главы МИД стран Североатлантического альянса направили в США документы о приеме Финляндии в НАТО, с этого момента страна официально стала 31-м членом структуры.
Российский институт стратегических исследований
Среди обозначенных направлений деятельности — развитие международного сотрудничества и действия, направленные на предотвращение конфликтов между ее членами и членами-партнерами, защиту ценностей демократии, свободы личности, экономики свободного предпринимательства и верховенства закона. Высший руководящий орган НАТО — Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. Сегодня, 27 апреля в истории: 1908.
В 50-х годах на фоне «потепления» в отношениях между СССР и США, советское руководство и дипломатия предприняли попытку присоединения к НАТО, как структуре, обеспечивающей коллективную безопасность в Европе и в потенциале во всем мире, однако получили отказ. Советская сторона справедливо указала, что создание односторонних военных организаций, разделяющих государства с политико-идеологической точки зрения не будет способствовать установлению мира и стабильности, но напротив повлечет за собой нарастание напряжения и противостояния между сторонами. Также в период «холодной войны» силы НАТО официально не участвовали и не проводили военных операций. После события на Украине в 2014 году, Россия стала рассматриваться как угроза европейской безопасности, а на саммите НАТО 2016 года была официально признана главной угрозой.
Тогда представителей советской стороны уверили в том, что НАТО носит исключительно оборонительные цели. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР 31 марта 1954 года направил ноту с предложением рассмотреть "совместно с заинтересованными правительствами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре", но предложение было отклонено.
В ответе было сказано, что организация является "больше чем военной" и такое предложение "противоречит самим принципам, от которых зависит система обороны и безопасность западных государств". В ответ Советский Союз в июне 1955 года образовал военный блок из государств, проводивших просоветскую политику, — Варшавский договор. Он существовал 36 лет. Тем не менее в 2008 году НАТО в одностороннем порядке приостановил работу совета после того, как Россия не позволила Грузии провести военную операцию против Южной Осетии. Весной 2009 года сотрудничество было восстановлено.
Ранее газета Politico предположила, что Венгрия и Турция заняли «выжидательную позицию» до 2023 г. Так, Турция может не принять окончательное решение вплоть до июня 2023 г.
Присоединение стран к альянсу блокировала Турция, потому что Хельсинки и Осло поддерживали Рабочую партию Курдистана, которая в Турции признана террористической. Однако 28 июня главы МИД трех стран подписали меморандум о взаимопонимании, который подтвердил поддержку Анкары.