Уровни зрелости культуры безопасности включают несколько ступеней, начиная от базового уровня и заканчивая высоком уровнем зрелости. Слайд 15Уровни зрелости культуры безопасности организации. В ТЦФТО отмечают, что уровень вовлечённости работников подразделений в процедуру оценки состояния уровня зрелости культуры безопасности растёт.
Читайте также
- Октябрьская магистраль
- Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД: сколько их и зачем они нужны?
- Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД: сколько их и зачем они нужны?
- Уровни зрелости культуры безопасности в холдинге РЖД: полный обзор
- Подход к внедрению практик развития культуры безопасности
- Культура безопасности прежде всего
Культура безопасности — приоритет производственной деятельности
Уровни зрелости культуры безопасности включают несколько ступеней, начиная от базового уровня и заканчивая высоком уровнем зрелости. 6. Уровни зрелости культуры безопасности. 7. Групповая работа по личным и организационным мероприятиям для развития приверженности безопасности и совершенствования культуры безопасности в организации. Сводные результаты всех анкет позволяют оценить на каком "уровне зрелости" находится организационная культура безопасности. Уровни зрелости культуры безопасности можно разделить на несколько категорий. Оценка зрелости культуры безопасности может дать общее представление о степени зрелости системы менеджмента безопасности, помочь в выявлении областей, требующих совершенствования и (или) инновационного подхода, и в установлении очередности.
Сколько уровней зрелости культуры безопасности
Новые инструменты вроде бы внедрены, но культура безопасности осталась на прежнем уровне. Ключевым здесь является понятие «вроде бы» — внедрение прошло формально: руководство подписало приказы, сотрудники прошли инструктаж, получили новые стандарты и инструкции. Но отношение людей к вопросам безопасности не изменилось. Повторим, что это типичная история внедрения лучших практик в российских компаниях. Почему так, в чем проблема? Что, как и где внедряем Мы выделили три фактора, которые, по нашему мнению, максимально полно объясняют причины того, почему лучшие практики не работают в российских компаниях. Что внедряем. Любая практика требует адаптации к российским реалиям и специфике организации.
К примеру, в компании приняли решение, что рабочие должны сообщать о микротравмах. Но бланк отчета плохо перевели, вопросы трудны для понимания, непонятно, как заполнять форму. К тому же выясняется, что по каждому незначительному порезу нужно составить несколько документов. На отработку самого мелкого происшествия уходит очень много времени, поэтому сотрудники приходят к выводу, что «овчинка выделки не стоит» и начинают саботировать распоряжение руководства. Отдельный вопрос — а готова ли компания в принципе к работе с микротравмами? Способны ли руководители выстраивать диалог в рамках ПАБов? Ве-ят ли сотрудники, что компании сегодня действительно нужны коренные причины происшествий?
Как внедряем. Недостаточно издать приказ о внедрении новых стандартов безопасности — изменениями нужно управлять. Необходимо разъяснить сотрудникам всех уровней суть изменений, провести обучение, привить навыки работы с новыми форматами. По нашему опыту, внедрение новых практик часто сводится к общей для всех сотрудников «лекции» или инструктажу со сбором подписей, то есть по сути — к процедуре ради процедуры. Где внедряем. Чтобы ситуация изменилась, нужно учитывать специфику корпоративной культуры. Часто принять новые стандарты мешают неправильные установки: «как я, новичок, буду делать замечания опытному рабочему?
Эти ограничения гораздо более серьезны, чем кажутся на первый взгляд. И если с проблемами адаптации практик и управления изменениями в компании разобраться не так сложно, то установки людей одними тренингами не изменить. Поговорим об этом подробнее.
Ключевые слова: безопасность труда, снижение травматизма, культура безопасности. Впервые понятие «культура безопасности» появилось в 1986 г. Авторами этого термина в его полном функциональном значении стали эксперты Международной консультативной группы по ядерной безопасности Международного агентства по атомной энергетике МАГАТЭ в «Итоговом докладе о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле INSAG-1». Было предложено такое определение: «Культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью» [1, с. Эксперты МАГАТЭ выделили ряд универсальных черт культуры безопасности: — личное осознание важности безопасности; — знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку; — приверженность, требующую демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне старших руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами; — мотивацию посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц; — надзор, включающий практику ревизий и экспертиз, и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц; — ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами. Анализ указанных характеристик позволяет сделать ряд выводов о понятии «культура безопасности». Во-первых, само наличие такого понятия на предприятии — это не личное внезапное решение руководителя, который, «посетил семинар по лидерству и по возвращении объявил, что с завтрашнего дня все должны понимать и разделять его приверженность культуре безопасности» [2, с. Создание необходимого уровня культуры безопасности — процесс долгосрочный, требующий планирования, стратегии, несмотря на то, что в развитии этого направления принимают участие более абстрактные понятия, которые необходимо воплотить в жизнь. Во-вторых, для внедрения и развития культуры безопасности нужно понимать, над чем именно придется работать? Как формализовать все доводы, касающиеся культуры производственной безопасности? Очевидно, что речь идет о создании конкретных моделей поведения работника на его рабочем месте. Только в этом случае работник сможет получить требуемые ориентиры. Неоспоримым становится тот факт, что необходимость развития культуры безопасности станет понятна лишь в том случае, когда понятен уровень культуры безопасности. В 1995 году президент компании «Дюпон» Эд Вулард сформировал исследовательскую команду по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании. В команду, состоящую из 30 человек, входил руководитель заводов «Дюпон» в г. Бомонт штат Техас. Исследование обнаружило прямую зависимость между уровнем культуры безопасности и показателями травматизма. Для визуального изображения этой зависимости команда представила график, который назвала «Кривая безопасности Брэдли» [3] Это графическое изображение показывало, что в условиях улучшения и роста культуры безопасности одновременно уменьшалось общее количество инцидентов, травм, происшествий на предприятии. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. Кривая безопасности Брэдли Но стоит понимать, что хронология развития культуры безопасности будет иметь именно такой алгоритм, миновать какой-либо промежуточный уровень невозможно, так как каждый предыдущий уровень становится «фундаментом» для уровней последующих. Суть кривой безопасности Брэдли сводится к следующему: чем больше совместных усилий приложено для обеспечения безопасных условий труда, обучения персонала, изменения мышления каждого сотрудника компании, тем меньше вероятность возникновения инцидентов и получения травм. Соответственно, повышение уровня безопасности труда возможно только лишь в случае, если персонал начнет охранять свой труд не только под влиянием природных инстинктов выживания и надзором руководителя, но и проявляя личную активность и навыки командной работы. Ввиду своей прогрессирующей актуальности, этот вопрос был рассмотрен и другими экспертами. В 2000 году профессор Патрик Хадсон представил свою модель — восходящую лестницу безопасности [4] Рис. Модель Хадсона наглядно показывает этапы эволюционного развития культуры отношения к безопасности и управления безопасностью от низкого уровня культуры к уровню созидательному на верхней ступени лестницы Рис. Лестница безопасности Хадсона Рассматривая модель развития культуры на любом предприятии, необходимо понимать, что целью все же является практическое применение и дальнейшее внедрение рассмотренных аспектов, то есть чтобы модель позволяла сформировать такое коллективное мышление, которое позволит перейти с уровня приемлемости травматизма на уровень безусловной приверженности идее работы без несчастных случаев и аварий. Здесь стоит отметить, что в большинстве случаев основной ошибкой руководства является отсутствие планирования процесса формирования или внедрения выбранной модели культуры безопасности. Таким образом, работа над развитием культуры безопасности является одним из важнейших направлений в области снижения производственного травматизма.
Мы определили, что все требования Стандартов можно разделить на 3 группы — таблица 2. Таблица 2 — Разделение требований Стандартов на группы Стандарты безопасности, как я уже указал выше, четко определяют какие меры и требования должны быть внедрены и реализованы, чтоб максимально снизить риски наступления несчастных случаев, аварий и др. Но Стандарты не описывают и не содержат информацию о том, каким образом те или иные требования Стандарта должны быть внедрены. И именно этот аспект позволяет нам эффективно оценить чек-лист, разработанный на основе метода «оценки зрелости организации». Чек-лист оценки соответствия требованиям Стандарта представляет из себя перечень требований, предусмотренных Стандартом, которые разделены между собой на три категории риска — таблица 3.
Также неожиданным оказалось отношение руководства к повышению зрелости культуры безопасности: ни один участник исследования не выделил низкую вовлеченность высшего руководства в качестве препятствия. Привлечение внешних экспертов По результатам опроса становится понятно, что многие компании привлекают сторонние организации для внедрения практик развития культуры безопасности. Сюда относится также обучение работников и руководителей в области культуры безопасности и разработка документации в рамках системы управления ОТиПБ. Это может свидетельствовать об отсутствии у компаний достаточных ресурсов для самостоятельного внедрения изменений, в том числе необходимого опыта. При этом треть респондентов отметили, что инициативы в области культуры безопасности их компании реализовали своими силами. Источник лучших практик Развитие культуры безопасности — это повестка большинства крупнейших мировых производственных компаний, а также ряда ведущих российских компаний, применяющих международные практики для повышения уровня зрелости культуры безопасности. Несмотря на это, для значительной части респондентов основным источником лучших практик является не мировой опыт, а требования законодательства Российской Федерации. Наша практика показывает, что для появления значительных и устойчивых перемен в культуре безопасности требуется время. Понимая это, одна из австралийских горнодобывающих компаний разработала долгосрочную программу развития зрелости культуры безопасности. Эта программа была запущена в 2013 году и продолжается до сих пор. Стремясь к нулевому смертельному травматизму, компания заложила в основу стратегии развития в области ОТ, ПБ и ООС четыре ключевые ценности: заботу, доверие, сплоченность и совершенство в работе. Следуя за своими ценностями, компания внесла изменения в организационную структуру, наделяя работников полномочиями проводить оценку рисков до начала выполнения работ и внедрять дополнительные меры по их снижению, что, в свою очередь, привело к переработке подхода к планированию работ. Совершенствуя подход к управлению вопросами безопасности, компании удалось последовательно продемонстрировать работникам, что ее ключевые ценности действительно являются основой ее функционирования. Перспективные направления развития культуры безопасности для российских компаний Проанализировав особенности текущего состояния и практики повышения уровня зрелости культуры безопасности в российских производственных компаниях, мы выявили несколько основных зон для развития, оказывающих наибольшее влияние на переход к более зрелой культуре безопасности. Лидерство в сфере производственной безопасности По мнению большинства международных экспертов, лидерство является решающим фактором при внедрении изменений в культуре безопасности организации. Именно лидерство необходимо для изменения мышления работников, являющегося основной преградой для развития культуры безопасности. Для дальнейшего совершенствования культуры безопасности компании должны сосредоточиться на усилении роли своих руководителей в формировании приверженного отношения работников к вопросам безопасности. При этом ключевым моментом является демонстрация лидерства не только высшим руководством, но и руководителями линейного уровня ежедневно и повсеместно.
К орпоративные стандарты в формировании культуры безопасности
Только преодолевая все эти уровни зрелости культуры безопасности, компания сможет достичь устойчивого успеха и обеспечить надежную защиту своей информации и активов. Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. Впервые термин «культура безопасности» был введен международной консультативной группой по ядерной безопасности (INSAG) в итоговом докладе, посвященном рассмотрению причин аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. 6. Уровни зрелости культуры безопасности. 7. Групповая работа по личным и организационным мероприятиям для развития приверженности безопасности и совершенствования культуры безопасности в организации. При этом повышение уровня зрелости лидеров приводит к развитию культуры безопасности в организации и обеспечивает устойчивую производственную дисциплину.
Раскрытие понятия и значимость
- «Larchenkov.ru» - здоровье компании через призму культуры безопасности полетов
- Путь к устойчивому успеху: развитие уровней зрелости
- Как зарождалась культура безопасности
- Сколько уровней зрелости культуры безопасности
Культура безопасности на уровне руководства
Уровни развития культуры безопасности Брэдли. Дескрипторы уровней зрелости культуры безопасности «Газпром нефть». Об утверждении Методических рекомендаций по оценке зрелости культуры безопасности в холдинге "РЖД".
Сколько уровней зрелости культуры безопасности выделяют в холдинге РЖД?
Он профессор, автор множества работ в сфере культуры безопасности труда и профилактики, теоретик и большой опытный практик. Свою теорию он опубликовал в 2000 г. Он разработал 5 дискретных этапов уровней организационного управления культурой безопасности производства в бизнес процессах и представил сравнение уровней в виде модели «восходящей лестницы». Вот его видео-презентацию на Ютуб На его «лестнице безопасности» хорошо видны все уровни управления от худшего управления внизу до наилучшего вверху. Уровни выделены цветом — от коричневого до зеленого. Коротко поясню значения уровней — что удалось перевести и понять из статей автора. Уровень управления организацией, в которой беспокойства о безопасности нет, а несчастные случаи, по мнению работодателя, вызваны действиями самого работника. Обязательства руководства низкие. Безопасностью занимаются под давлением со стороны законодательства и надзорных органов. Доверия со стороны работников нет. Информация о травмах искажается.
Уровень управления организацией таков, что документы разрабатываются после того, как произошел несчастный случай. Инциденты вызваны плохим контролем. После инцидента все сосредоточены на поиске виновного. Корневые причины не учитываются. Организация боится понести расходы, если проблема будет выявлена. Когда происходит авария, безопасность становится приоритетной и контролируется правилами. Работники рассматривают вопросы безопасности со скептицизмом, информацией об опасностях не делятся, даже если их видят. Уровень управления организацией, где есть документы, разработаны процедуры и имеются технические средства управления на основе риска. Инциденты исследуются. Корневые причины выявляются.
Считается, что у компании есть система для управления опасностями. Работники видят большую бумажную работу. У работников растет доверие к менеджменту, пока они видят, что их слушают. Информация собирается и становится более надежной. С этого уровня начинается прогнозирование предвидение систем безопасности, требующее интеллектуального мышления. Проактивная организация выходит за рамки формальных процедур. Вопросы рассматриваются в комплексе.
Актуальные показатели для измерения уровня зрелости на каждом этапе. Люди и их компетенции Матрицы компетенций персонала. Виды обучения.
Оптимальные наборы мягких и профессиональных навыков. Система материальной и нематериальной мотивации Влияние политики по безопасности на систему мотивации. Типы мотивации сотрудников и их вовлечение в развитие КБ соответственно типам. Системы сбора данных Работа с данными на каждом уровне зрелости культуры безопасности. Особенности, практики, примеры. Процессы и задачи Этапы внедрения процессов и задач.
Есть транспортная безопасность, пожарная, промышленная, безопасность производственных процессов и технологических, личная. Для чего нужна культура безопасности? Обеспечивать безопасность всех процессов, происходящих на железнодорожном транспорте, исключать влияние на безопасность человеческого фактора. Особое внимание в ходе лекции было уделено понятию «уровень зрелости культуры безопасности». Дмитрий Александрович отметил, что профессия железнодорожника — одна из наиболее сложных и социально важных на сегодняшний день. И будущим специалистам на железной дороге необходимо изучать основы безопасности движения, знать понятия и признаки культуры безопасности.
Низкая вовлеченность персонала: среди участников исследования прослеживается проблема низкой вовлеченности персонала в формировании зрелой культуры безопасности. Согласно результатам опроса, работники не обращают внимания на небезопасное поведение своих коллег и недооценивают риск получения травмы на рабочем месте. Одна из российских производственных компаний пыталась внедрить инструмент повышения видимой приверженности руководителей среднего и низшего звена. Инструмент предполагал, что лидер должен обладать определенными качествами, например, готовностью предоставлять обратную связь или проявлять открытость. Чтобы подтвердить наличие этих качеств, руководителям предлагалось, к примеру, проводить поведенческие аудиты безопасности. Вместо ожидаемого повышения уровня лидерства руководители формально собирали подтверждение реализованных аудитов. К причинам неудачи внедрения инструмента можно отнести текущий уровень зрелости культуры безопасности в организации. Ориентированная в первую очередь на формальные процедуры, компания при разработке очередной инициативы сосредоточила внимание на отчетности, упустив суть изменения — развитие приверженности руководителей повышению уровня безопасности. Выводы Проанализировав практики, применяемые российскими компаниями для повышения текущего уровня зрелости культуры безопасности, мы выделили нижеследующие наиболее распространенные решения. Политики и процедуры Наиболее часто респонденты называли инициативы, направленные на соблюдение работниками требований в области ОТиПБ. Среди таких решений, например, внесение в должностные инструкции ответственных лиц обязанностей в области ОТиПБ, а также контроль соблюдения требований ОТиПБ на рабочих местах. Кроме того, среди респондентов из горнодобывающего и нефтегазового сектора, а также транспортной отрасли и машиностроения оказались актуальными более зрелые практики управления практики и процедуры, учитывающие человеческий фактор в области безопасности. Применение подобных инструментов свидетельствует о большей зрелости культуры безопасности в указанных секторах. Лидирующая роль руководителей, вовлечение работников Большинство респондентов отметили применение практик, направленных на повышение осведомленности работников в вопросах безопасности, к примеру, использование инструмента «Минутки безопасности» или наглядной визуализации отчетности о внедренных инициативах. В ответ на низкую значимость службы ОТиПБ в глазах работников компании внедряют инициативы, направленные на повышение ее авторитета, к примеру, привлекая в организацию квалифицированных экспертов в области ОТиПБ. Обучение и развитие персонала Среди всех практик по повышению зрелости культуры безопасности наиболее распространенной оказалось проведение обучения. Стоит отметить, что компании стремятся проводить обучение как для высшего руководства, так и для линейных руководителей и работников. Отраслевая специфика В части различий в практиках повышения зрелости культуры безопасности среди всех рассмотренных секторов следует выделить строительную отрасль.
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОГО ТРУДА. Модель эволюции мышления.
Сравнивая уровень зрелости культуры безопасности с уровнем корпоративной культуры, мы увидели следующие зависимости. Значение уровней культуры безопасности Уровни культуры безопасности в РЖД играют важную роль в обеспечении безопасности как для сотрудников, так и для пассажиров и посетителей. Повышение уровня знаний и осведомленности в области культуры безопасности; повышение компетентности в регулирующем надзоре за культурой безопасности.
Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
Об утверждении Методических рекомендаций по оценке зрелости культуры безопасности в холдинге "РЖД". Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. Уровни развития культуры безопасности Брэдли. Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности является «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится культура безопасности любой организации. Уровни зрелости культуры безопасности — это система показателей, которые оценивают степень готовности сотрудников и организации к соблюдению правил безопасности. Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности, признанной на международном уровне, являются «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится ваша организация.