Прямо сейчас в России действуют две системы высшего образования. Присущая ранее фундаментальность высшего образования в России в немалой степени была утрачена. Президент России Владимир Путин во время послания Федеральному Собранию РФ предложил вернуться к традиционной для России базовой подготовке специалистов с высшим образованием. В новой отечественной системе высшее образование будет разделено на 3 ступени — базовое, специализированное и аспирантура, сообщает РИА Новости. Президент считает, что будет эффективно объединить «лучшее из советской системы» и опыт последних десятилетий, чтобы создать некую новую траекторию получения высшего образования в России.
В России поменяется система высшего образования
Тэги: высшее образование , виды , специалитет , болонская система Выпускники специалитета получат преимущества при поступлении в магистратуру. Фото PhotoXPress. Доля специалитета в образовательном процессе высшей школы с каждым годом становилась все меньше и меньше. Тем не менее в последнее время в связи с отказом от участия в Болонском процессе появились сомнения в целесообразности дальнейшего использования двухуровневой системы.
Теперь уже все чаще появляются призывы построить собственную систему высшего образования. Движение идет очень даже интенсивно. Прямо сейчас в России действуют две системы высшего образования.
Классическая — специалитет, срок обучения по которой составляет 5—6 лет. И двухуровневая — бакалавриат и магистратура. Бакалавриат — 1-й уровень, который дает базовые знания по выбранному направлению.
Срок обучения — 4 года. Магистратура — 2-й уровень, который предполагает глубокое погружение в специальность. Срок обучения — 2 года.
Точку в этих метаниях между «Болонкой» и специалитетом поставило Министерство науки и высшего образования РФ.
Добавим, в докладе Фалькова уточняется, что базовый уровень будет соответствовать бакалавриату или специалитету и будет нацелен на обеспечение междисциплинарного, практико-ориентированного подхода к подготовке кадров. При этом точные сроки обучения будут устанавливаться исходя из потребности рынка труда. Специализированное высшее образование обеспечит углублённую подготовку для окончивших первую ступень, а аспирантура будет выделена в отдельный уровень образования, направленный на подготовку научных и научно-практических кадров. Поступление в аспирантуру будет доступно окончившим специалитет или базовую ступень со сроком обучения не менее 5 лет. Напомним, 2 марта спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что верхняя палата, исходя из поручений главы государства, озвученных в ходе Послания, готовит предложения по уточнению законодательства о высших и средних специальных учебных заведениях.
Были те, кто закончил экономический факультет, но ничего не знают про историю и дипломатию. При этом приходили, конечно, люди, которые закончили соответствующий профиль, и им было просто скучно целый год уделять тому, что они изучали в рамках баклавриата», — уточнила профессор. Все это повлияло и на аспирантуру. Систему подготовки начали воспринимать, как «еще три года вы слушаете курсы, не понятно зачем, хотя нужно уже специализироваться на конкретной теме и ее вести». Кто четыре года, кто шесть лет, по сути, теперь выбирает вуз. Некоторые университеты действительно говорили, что у них есть программы шестилетки, и им будет сложно перестраиваться. Но я лично не понимаю трату государственных денег на это. Лучше б увеличили бюджетные места, которые из года в год сокращаются.
Согласно презентации к докладу министра, базовое основное высшее образование предлагается ввести со сроком обучения 4-6 лет, специализированное высшее образование: магистратура со сроком 1-2 года, ординатура, ассистентура-стажировка. Также будет предусмотрена аспирантура адъюнктура. По словам министра, базовая ступень основана на междисциплинарном подходе.
Вузы перейдут на новую систему высшего образования через 1 год
Важно, что одна и та же программа для разных целей и разных работодателей может быть реализована с разными сроками, подчеркнул Фальков. Специализированное высшее образование будет доступно только для тех, кто закончил основное, рассказал министр. Помимо этого, предлагается продолжить развитие аспирантуры, уделяя ей особое внимание.
О каждом из них подробно рассказал глава Минобрнауки России Валерий Фальков в своей презентации на на расширенном заседании Российского союза ректоров в Московском государственном университете. Об этом сообщили РИА Новости. Так, базовое, оно же основное, высшее образование продлится от четырех до шести лет. Специализированное высшее образование: магистратура один-два года , ординатура, ассистентура-стажировка. Аспирантура адъюнктура.
В ведомстве назвали недостаточным для полноценного формирования знаний и умений студентов четырехлетнее обучение в бакалавриате. Фальков счел, что в стране после введения новой системы образования сохранятся бакалавриат и магистратура. По его словам, университеты могут отказаться от них в пользу специалитета.
Впоследствии президент России Владимир Путин заявил, что России необходимо вернуться к традиционной для страны системе обучения специалистов со сроком обучения от четырех до шести лет.
Также будет предусмотрена аспирантура адъюнктура. По словам министра, базовая ступень основана на междисциплинарном подходе. Важно, что одна и та же программа для разных целей и разных работодателей может быть реализована с разными сроками, подчеркнул Фальков.
В Минобрнауки анонсировали три ступени высшего образования
Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков презентовал новую систему высшего образования в стране. Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в России. О переходе на новую систему высшего образования 19 мая объявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков. С 2023 года начнется пилотный проект в 6 ВУЗах России, а с 1 сентября 2025 года на новую систему. В послании Федеральному собранию 21 февраля президент России Владимир Путин объявил о реформе системы высшего образования. В новой системе высшего образования в России будет три ступени — базовое высшее образование, специализированное и аспирантура. Об этом говорится в презентации, которую показал глава Минобрнауки страны Валерий Фальков, пишет РИА Новости.
Глава Минобрнауки Фальков: В новой системе высшего образования будет три ступени
В новой российской системе высшее образование разделят на три ступени — базовое, специализированное и аспирантура, передает РИА Новости. Это следует из презентации, которую показал глава Минобрнауки России Валерий Фальков. Напомним, что сегодня в России три уровня высшего образования. По ней студентам так же предлагается три ступени высшего образования, но уже без одинаковых для всех программ сроков обучения.
Массовый переход на новую систему высшего образования в России ожидается в 2025 году
Ординатура и прочие особенности в медицинских вузах — отдельная история. Другим родовым признаком традиционного высшего образования нашей страны была фундаментальность. Долгое время считалось, что в отечественных вузах должна господствовать целостная взаимосвязанная система профессионального обучения, направленная на выпуск специалистов с разносторонней подготовкой. Поэтому главная ставка в вузах делалась не столько на развитие практических навыков учащихся, сколько на вооружение их теоретическими знаниями. Примечательно, что данный подход доминировал не только в классических университетах, но и на прикладных направлениях — скажем, в вузах, готовящих инженеров по эксплуатации холодильных установок, гидро- и газовых турбин и т. Отмечались даже попытки внедрить фундаментальность в среднее профтехобразование.
Так, в самом начале 2000-х годов при модернизации одного из ПТУ там пытались ввести… курс истории и теории экономических учений. Однако вернемся к высшему образованию. Попытки внедрить фундаментальность в среднее профтехобразование остались в прошлом Теория минус практика Подготовка специалистов с высшим образованием советского образца непрерывность и фундаментальность имела как свои плюсы, так и минусы. К числу первых относятся широкий кругозор и серьезные теоретические познания. В этом смысле нашим выпускникам не было равных.
Но существовали и серьезные проблемы. Отечественным молодым специалистам остро не хватало практических навыков. Люди постарше помнят юмореску о первом дне молодого специалиста: «Забудьте всё, чему вас учили в институте». Но если у слушателей и зрителей ситуация, в которой оказался выпускник вуза, вызывала хохот, то работодателям было не до смеха. Молодого специалиста приходилось доучивать прямо на производстве, тратя на это массу времени, средств и сил.
А это, понятно, не способствовало эффективности работы предприятия. Вторая серьезная проблема состояла в том, что специалисты обучались единожды и, можно сказать, на всю оставшуюся жизнь. Непрерывный специалитет не предполагал продолжения учебы. И это чем дальше, тем заметнее вступало в противоречие с нарастающей необходимостью обновления знаний и технологий в современном мире. Так появилась необходимость в вузовской реформе.
Ее характер во многом определила эпоха романтического либерализма, которую переживала Россия в 1990-х — начале 2000-х годов. Тогда казалось, что окружающий мир — доброжелательный и справедливый — раскрылся перед нашей страной и надо лишь синхронизировать механизмы развития, чтобы стать полноправной частью этого замечательного мира. Ну а когда приучаться к новшествам, как не с юности? И жребий был брошен. В основу реформы, определившей сегодняшнее лицо высшего образования нашей страны, легла так называемая Болонская система.
Приманки Болонского соглашения Болонское соглашение об интеграции систем образования европейских стран и создании единого образовательного пространства в Европе было достигнуто в 1999 году, а в 2003-м к нему примкнула Россия. Главной приманкой Болонского процесса стало уравнивание возможностей всех граждан стран-подписантов при выборе вуза, а в перспективе — и трудоустройства в пределах Европы.
У меня есть личное предчувствие, что во многом это будет повторение пройденного.
Сейчас бакалавриат четыре года, а потом магистратура, а теперь будет базовое высшее образование, слово «бакалавриат» становится неприличным, но будет базовое высшее образование со сроком четыре года, и кто после этого скажет, в чем отличие от бакалавриата». Пока не все вузы объяснили, каких специальностей коснется новая система образования. В Московском авиационном институте это будет программа «Авиационная и ракетно-космическая техника».
В Балтийском федеральном университете химические науки, юриспруденция и педагогика. Нужны ли в школах педагоги со специалитетом вместо бакалавриата? Это и не учитель, и вроде как человек с условно высшим образованием.
И у нас получалась ситуация, когда выпускников бакалавриата необходимо было дальше обучать на протяжении двух-трех лет. И большинство из них оставались в магистратуре. Но, к сожалению, эти магистратуры, особенно в последнее время, носили некий управленческий уклон.
И получалось, что человек получает управленческое образование, ни дня не проработав в той сфере, в которую планирует прийти руководителем». Отдельного внимания со стороны Минобрнауки удостоилось юридическое образование.
Впрочем, продолжаются дискуссии и поиски новых методик обучения, которые позволят сократить продолжительность получения базового высшего образования до 2—3 лет за счет концентрации необходимых будущему молодому специалисту дисциплин.
Мало того, эпоха быстрой подготовки кадров в России может начаться уже в ближайшие 5—7 лет. Об этом заявили эксперты на конференции «Национальная технологическая революция 20. Перспектива сокращения сроков обучения обусловливается быстрым технологическим развитием, считают авторы заявления.
Пока студенты заканчивают классическое образование в течение шести лет, технологии, использовать которые обучались студенты, уже устаревают, и на смену им приходят новые. Это, в свою очередь, требует изменения методик обучения — таков общий смысл рассуждений участников и экспертов на конференции. Следовательно, нужен некий фундаментальный образовательный задел и далее — набирать необходимые компетенции краткосрочными модулями.
По словам ректора «Университета 2035» Вадима Медведева, в ближайшее время новых специалистов, с одной стороны, ждет сокращение периода обучения за счет концентрации знаний, усиленная профессиональная переподготовка и персонифицированное обучение с вниманием к конкретным индивидуальным качествам человека, а с другой — заниматься развитием своих презентационных навыков надо всю жизнь, в любом возрасте. В общем, немного утрируя: можно ли окончить университет со скоростью курсов повышения квалификации? Медведев уверен, что можно.
Судя по всему, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков с этим не согласен... Также популярна среди спикеров повестки следующая формулировка: выбор специалитета или двухуровневой системы зависит от конкретных направлений подготовки. Например, экономистов всегда готовили пять лет.
Надо бы вернуться!
Он напомнил, что действующий перечень был сформирован еще в 2012 году. Валерий Фальков сообщил, что новый перечень должны были ввести в 2024 году, но теперь министерство намерено переработать его в самое ближайшее время. Планируется, что в новой российской системе высшего образования будет три ступени — базовое основное высшее образование, специализированное высшее образование и аспирантура.
В новой системе высшего образования будет три ступени – глава Минобрнауки
В новой российской системе высшее образование разделят на три ступени — базовое, специализированное и аспирантура, передает РИА Новости. Это следует из презентации, которую показал глава Минобрнауки России Валерий Фальков. Таким образом, высшее образование в России продолжит существовать на ступенчатой основе, в определенной градации. Перечни специальностей высшего образования в России будут пересмотрены, сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков. Перечни специальностей высшего образования в России будут пересмотрены, сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков.
В Минобрнауки анонсировали три ступени высшего образования
А профессиональные стандарты отражают требования работодателей, — говорит профессор. Руководителям образовательных организаций было предписано иметь уровень магистратуры по управлению. Трудно сопоставить компетенции заведующей сельским детсадом и ректора крупнейшего вуза, тем не менее это было внесено. Сейчас мы пока еще по старым квалификационным стандартам имеем право работать. Но когда перейдем именно на профессиональные стандарты, вроде это требование появится как требование допуска к профессии. Но очень многие просто останавливались в профстандартах на формулировке «высшее образование». И в этом смысле любой уровень высшего образования подходил. Четко сформулировать, какой именно уровень требуется, наверное, достаточно сложно, особенно если говорим о высоких квалификационных уровнях, включая руководителей. Там играет роль резюме, предыдущий опыт работы, рекомендации, собеседования. И конечно, это будут дополнительные возможности для абитуриентов», — подчеркнул он. Результаты работы и лучшие практики, полученные по итогам эксперимента вузами-пионерами, будут использованы другими университетами для последующего перехода на новую систему высшего образования.
Она будет основана на двух ведущих принципах: учет лучших достижений прошлого и ориентация на актуальные задачи развития. Особым уровнем профессионального образования становится аспирантура с главной задачей — подготовкой диссертационных исследований. В этом решении мы видим, с одной стороны, возврат к проверенной временем модели подготовки специалистов со сроком обучения 5 лет и традиционному пониманию задач аспирантуры как формы последипломного образования.
Он напомнил, что действующий перечень был сформирован еще в 2012 году. Валерий Фальков сообщил, что новый перечень должны были ввести в 2024 году, но теперь министерство намерено переработать его в самое ближайшее время. Планируется, что в новой российской системе высшего образования будет три ступени — базовое основное высшее образование, специализированное высшее образование и аспирантура.
Специализированное высшее образование можно будет получить в течение одного-двух лет. На этот уровень образования смогут поступить только те, кто уже имеет базовое образование. Обучение в аспирантуре будет доступно тем, кто имеет базовое высшее образование со сроком обучения не менее пяти лет или специализированное высшее образование.
Об этом сообщил в четверг, 27 апреля, глава Минобрнауки Валерий Фальков. Он пояснил, что пилотную апробацию важно провести для того, чтобы посмотреть, как новые подходы будут реализовываться на практике. Вузы для тестирования реформы подберут в разных регионах, они будут разного профиля — как технические, так и классические университеты, цитирует Фалькова ТАСС.