Иск об изъятии «Макфы» объяснили нарушением закона о коррупции.
Сумму больше, чем рублей в России, арестовали у родственника владельца "Макфы"
Пристав арестовал активы владельцев «Макфы» на 100 трлн рублей | По версии Генпрокуратуры РФ, бенефициары «Макфы» Михаил Юревич и экс-депутат Вадим Белоусов занимались бизнесом, когда были представителями госвласти. |
Кому достанутся «Макфа» и «Ариант»: возможные сценарии | Генпрокуратура потребовала обратить в доход государства акции челябинской компании «Макфа». |
Вертолет и «клубничка». Чем запомнился владелец компании «Макфа» Юревич | Генпрокуратура подсчитала, что владельцы «Макфы» должны государству 46 млрд рублей. |
Исчезнут ли с прилавков коррупционные макароны «Макфа»
Однако многие крупные предприниматели не восприняли это как обоюдную договоренность. Поэтому государство начало возвращать себе утраченные активы, особенно те из них, которые обеспечивают стратегическую безопасность. RU По словам управляющего партнера юридической компании «Генезис» Артема Денисова, есть примеры дел, когда активы изымаются в рамках исков об изъятии незаконного обогащения бывших госслужащих или в рамках гражданского иска в уголовном деле. Суды России в 2023 году, по словам генпрокурора Игоря Краснова, удовлетворили иски об изъятии имущества у чиновников-взяточников на 400 миллиардов рублей.
Но в тех делах были иски об истребовании не самих акций, которые были предметом потенциально незаконных сделок так как акции уже много раз меняли собственников , а имущественных комплексов приватизированных когда-то предприятий, — рассуждает Артем Денисов. Кто такой добросовестный владелец, как он защищен от иска об истребовании, от иска о недействительности сделки — это всё уже есть в Гражданском кодексе. Если текущий владелец такого актива добросовестный, то в иске должно быть отказано.
Если он недобросовестный и исковая давность не истекла, то актив истребуется. Бремя доказывания законного источника происхождения средств, позволивших приобрести предполагаемый коррупционный актив, возлагается на ответчиков, указывает адвокат, партнер Criminal Defense Firm Даниил Горьков: — На практике наиболее убедительными доказательствами являются различные подтверждения совершения гражданско-правовых сделок. Так, предоставление договора купли-продажи, займа или дарения может снять отдельные вопросы контрольно-надзорных органов.
В судебной и иной правоприменительной практике закрепился подход, согласно которому имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, по решению суда подлежит обращению в доход государства. Подтверждают эту тенденцию и другие юристы. К примеру, история с крупным автодилером АО «Рольф».
В качестве гражданско-правовой меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений статьей 235 Гражданского кодекса предусмотрена возможность принудительного изъятия судом у собственника имущества, когда им в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Аналогичные правовые последствия регламентированы статьей 169 Гражданского кодекса, добавляют эксперты. По ней установлена возможность взыскания в доход Российской Федерации всего, что получено сторонами по сделке, если она была заключена «с целью, противной основам правопорядка или нравственности».
Иск об изъятии «Макфы» объяснили нарушением закона о коррупции Центральный районный суд Челябинска запретил регистрационные и распорядительные действия с акциями крупнейшего российского производителя макаронных изделий — АО «Макфа», связанного с семьёй экс-губернатора Михаила Юревича. Обеспечительные меры приняты по иску Генеральной прокуратуры РФ об обращении в доход Российской Федерации акций и долей «Макфы» и еще более 30 компаний. Рассказываем, как истец обосновал свои требования.
Федерального закона от 25. RU в пресс-службе Центрального районного суда Челябинска. По всей видимости, речь идет о том, что Юревич и Белоусов вели бизнес, когда первый занимал должности мэра Челябинска и губернатора, а также, как и Белоусов, кресло депутата Госдумы.
Иск принят к производству в день подачи, 28 марта.
АО «Макфа» создано в Челябинске в 2001 году, в 2017 году зарегистрировано в Москве. По данным «Контур. Фокус», за 2022 год выручка составила 25,3 миллиарда рублей, чистая прибыль — 2,5 миллиарда рублей.
Сведения об учредителях публично не раскрываются. Семья Юревича также владеет Сосновским комбинатом хлебопродуктов, Первым хлебокомбинатом, Свердловским хлебомакаронным комбинатом, предприятиями в Московской, Свердловской, Курганской областях, на Алтае, в Ставропольском крае. Судя по тому, что взыскателю уже выдано 47 исполнительных листов, одновременно Генпрокуратура РФ заявила о необходимости обеспечения иска в виде наложения ареста на движимое и недвижимое имущество указанных предприятий, запретов вносить любые изменения в реестр акционеров перечисленных юридических лиц, менять структуру управления, осуществлять любые регистрационные действия по внесению изменений в ЕГРИП в отношении всех объектов.
Генпрокуратура утверждает, что бенефициары компаний, Михаил Юревич и Вадим Белоусов, в течение длительного времени использовали свои должностные полномочия для личной выгоды, нарушая законодательные запреты. Источник фото: Фото редакции В прошлом уже были факты коррупционной деятельности. В 2022 году Вадим Белоусов был осужден на десять лет по обвинению в получении взяток на сумму 3,25 млрд рублей. Также в преступных схемах участвовал экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич.
Белоусов был депутатом трёх созывов Госдумы — с 2011 по 2023 год. По закону на таких постах предприниматели не должны были заниматься бизнесом. Однако прокуратура считает, что они фактически продолжали владеть компаниями, управляя ими через родственников и доверенных лиц. Заодно они использовали высокое положение «для достижения собственных интересов», уверены в надзорном ведомстве. Оба ответчика уехали из России ещё в 2017 году. Их обвинили в получении взяток более чем на 3 млрд рублей за покровительство подрядчикам дорожного строительства в Челябинской области.
Акции крупнейшего производителя макарон в России попросили обратить в доход государства
Вертолет и «клубничка». Чем запомнился владелец компании «Макфа» Юревич | «Макфа» — российская компания, производитель макаронных изделий, а также муки, круп. |
Дело «Макфы»: история компании, что с ней будет, кто обвиняемые: Бизнес: Экономика: | Налоговая служба вскрыла подробности своих многомиллионных претензий к «Макфе», принадлежащей семье экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича. |
Прокуратура добивается обращения в доход государства акций «Макфы» | На прошлой неделе Генпрокуратура подала иск в суд, потребовав обратить в доход государства акции "Макфы", а также компаний "Смак", "Челябинскоблгаз" и нескольких других. |
Генпрокуратура потребовала изъять у семьи Михаила Юревича «Макфу» (и весь бизнес впридачу) | Пикабу | Активы «Макфы» на 100 трлн рублей арестованы по иску Генпрокуратуры. |
У попавшей под арест «Макфы» хотят отобрать бренд | Агропромышленная группа «Макфа» появилась на базе основанной в 1937 году Челябинской макаронной фабрики, выпускавшей вермишель и макароны. |
Генпрокуратура: Беглые владельцы "Макфы" продолжают выводить за границу до 2 млрд рублей в год
ТАСС назвал сумму арестованных активов по иску об изъятии «Макфы» Пристав арестовал счета и активы на 100 трлн руб. Генпрокуратура потребовала обратить в доход государства акции челябинской компании «Макфа». В результате слияния Сосновского комбината хлебопродуктов и Челябинской макаронной фабрики возникла «Макфа». Генпрокуратура решила обратить в доход государства акции "Макфы" из-за её коррупционного происхождения. У Юревича и Белоусова арестовали активы на сумму в 100 триллионов рублей по делу "Макфы". В результате слияния Сосновского комбината хлебопродуктов и Челябинской макаронной фабрики возникла «Макфа».
Наивные вопросы по делам «Макфы» и «Арианта»: пропадут ли макароны с колбасой и вином?
Что будет с продукцией «Макфа» и ценами на нее после ареста активов компании | Генпрокуратура решила обратить в доход государства акции "Макфы" из-за её коррупционного происхождения. |
Акции крупнейшего производителя макарон в России попросили обратить в доход государства | Генпрокуратура решила обратить в доход государства акции "Макфы" из-за её коррупционного происхождения. |
Как Генпрокуратура изымает акции холдинга «Макфа» у семей Юревича и Белоусова
На фоне новостей об иске Генпрокуратуры к Михаилу Юревичу и его окружению, а также аресте имущества холдинга «Макфа» с заявлением выступил «Первый хлебокомбинат». На владельца агрохолдинга «Макфа» и входящего в его состав екатеринбургского «Смака» подали в суд. Генпрокуратура в судебном порядке намерена добиться национализации крупнейшего российского производителя макаронных изделий АО «Макфа».
Акции крупнейшего производителя макарон в России попросили обратить в доход государства
Михаил Юревич. Тогда речь шла о 3,2 млрд рублей, которые они получили ещё в 2010 году за содействие в получении господрядов на строительство дорог компании "Южуралавтобан". По версии следствия, конечным получателем денег мог быть губернатор Михаил Юревич, распоряжавшийся в то время "дорожными" контрактами. Под уголовным преследованием экс-губернатор находится с 20 марта 2017 года.
Тогда Юревичу заочно предъявили обвинения по другим делам. Его привлекли в качестве обвиняемого по двум статьям УК РФ: 290 получение взятки и 128 подстрекательство к клевете. По версии следствия, Юревич, будучи главой Челябинской области, получил взятки от министра здравоохранения региона Виталия Тесленко на сумму 26 млн рублей, а также подстрекал своего первого заместителя Олега Грачёва к распространению клеветы о деятельности председателя Челябинского областного суда Фёдора Вяткина.
Обвинение Юревичу предъявили уже заочно — к этому моменту он через Израиль сбежал в Великобританию. Выбор новой родины, вероятно, объясняется тем, что британцы не выдают России подозреваемых в преступлениях. Как экс-борец с коррупцией в МВД Джамбулатов стал энергетиком и живёт как миллиардер Предприятием владеют две семьи: бывшего губернатора Михаила Юревича и его давнего и постоянного бизнес-партнёра — Вадима Белоусова.
Впрочем, размеры бизнеса настолько огромны, что на безбедную жизнь хватало и миноритариям: выручка только одного предприятия холдинга — АО "Макфа" — за 2022 год составила 25,3 млрд рублей. За время работы АО становилось учредителем 42 лишь только российских фирм из совершенно разных сфер бизнеса. Среди дочерних предприятий макаронной фабрики встречаются, например, "Челябинскоблгаз" и "Газавтосервис".
Депутата Госдумы Вадима Белоусова обвиняют в получении 3,2 млрд рублей «отката» в составе ОПГ, которую возглавлял его соратник, экс-губернатор Челябинской области Михаил Юревич. Перейти к материалу После этого число связанных с «Макфой» офшоров начало расти в геометрической прогрессии. Одним из её директоров длительное время был Антон Белоусов, сын осуждённого за взятку экс-депутата Госдумы Вадима Белоусова. Но большая часть финансовых прокладок была зарегистрирована на Кипре. В частности, в ней отсутствует упоминание о чешском предприятии Makfa Europe s. Функции исполнительного директора предприятия выполняет Дмитрий Мешков — депутат заксобрания Челябинской области, который с 1996 года является директором по коммерции и развитию «Макфы» и входит в состав совета директоров комбината. Собственник чешского предприятия за короткий срок сменился два раза.
Затем полтора года оно находилось в собственности АО «Макфа». В сентябре 2022 года актив перешёл офшору на Британских Виргинских островах Kaylinda Advisors Limited. Но наиболее интересные метаморфозы с активами «Макфы» произошли в Великобритании, где Михаил Юревич скрывается от российского правосудия. До мая 2022 года компанией руководили два директора — Ирина Белоусова, жена осуждённого депутата Госдумы, и Александр Юревич, сын челябинского экс-губернатора. Бенефициарным владельцем предприятия стала мать Михаила Юревича Наталья. Зубы на инвестиционную полку В 2021 году Александр Юревич занялся инвестициями. Речь идёт о проектах британской инвестиционной компании Nickleby Capital.
Первый из них представляет собой сеть из 75 ортодонтических клиник в Европе со штаб-квартирой в Барселоне. По данным специализированных источников, только в рамках первого раунда привлечения инвестиций в проект было вложено в общей сложности 50 млн долларов США. Второй — сеть клиник по удалению татуировок.
А если макаронное производство исправно функционирует, то продукция под брендом «Макфа» будет продаваться в российских магазинах. На ее цену эта ситуация с арестом также не должна повлиять, — считает он. Экономист отметил, что собственники могли намеренно предпринять действия, чтобы нарушить работу предприятия. Однако теперь они не смогут этого сделать из-за ареста активов.
Генеральная прокуратура решила обратить в доход государства акции АО "Макфа", которая является крупнейшим в стране производителем макаронных изделий. Об этом пишет "Коммерсант". Как считают в надзорном ведомстве, главные ответчики Михаил Юревич и Вадим Белоусов, занимая государственные посты и одновременно фактически владея бизнесом, на протяжении многих лет тем самым нарушали запреты, предусмотренные антикоррупционным законодательством.
Юревич с 2000 по 2005 год был депутатом Госдумы, потом до 2010 года возглавлял Челябинск, а далее до 2014 года работал губернатором Челябинской области.
Что будет с продукцией «Макфа» и ценами на нее после ареста активов компании
"Иск о взыскании акции предприятий "Макфы" в пользу государства направлен в Центральный районный суд Челябинска. Спустя два года он стал собственником макаронной фабрики (из трёх букв первого слова и двух букв второго он образовал название «Макфа») и Сосновского хлебокомбината. Генпрокуратура подсчитала, что владельцы «Макфы» должны государству 46 млрд рублей. Налоговая служба вскрыла подробности своих многомиллионных претензий к «Макфе», принадлежащей семье экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича.
«Макаронное дело» может вызвать эффект домино
А есть вот такие огромные какие-то космические триллионы. Вот, к примеру, Михаил Юревич экс-губернатор Челябинской области, один из ответчиков по иску Генпрокуратуры. И никаких активов на него не записано. И непонятно тогда, зачем подавать в суд, если нет никаких данных о его активах.
Все-таки они как-то должны были хоть от чего-то оттолкнуться? Я просто констатирую факты, что это не соответствует закону и не соответствует здоровой логике. Самодеятельность там не приветствуется, так скажем.
Единственное, что могу сказать, то, что это не соответствует закону и действительности. Я действую в соответствии с законом. В соответствии с законом расстаться с «Макфой» придется не бывшим чиновникам и депутатам, а отцу Юревича, который не является надлежащим ответчиком.
В нынешних реальностях все это контролируется, сотрудникам полиции не представляет никакой сложности из архива поднять детализацию сделок, доказать контакты с теми или иными аффилированными лицами, вскрыть почту. Именно в совокупности эти данные дают основание сделать вывод, что человек, находясь даже на государственной должности, мог контролировать тот или иной бизнес или, лоббируя какие-то финансовые интересы, например, заключать тендеры, в том числе в своих интересах. Это простые схемы, когда есть аффилированные фирмы, которые оформлены на детей, родственников, и следователь берет в расчет статус, например, ребенка, который может не иметь профильного образования, профильного опыта занятия бизнесом, но является вдруг большим руководителем и владельцем многомиллиардного состояния. И следователю уже на этом основании достаточно сделать вывод, что это аффилированные люди. Принимая во внимание, что дело находится на контроле в Генеральной прокуратуре, это говорит о том, что сейчас вектор государства поменялся. Я надеюсь, что не только в зону внимания попали именно эти чиновники и подход будет не избирательный, а общий, и это хорошая тенденция — объяснить чиновникам, что им надо прекратить грабить людей, грабить свой регион, находясь на должностях».
Однако, как показала прокурорская проверка, одновременно с исполнением публичных функций Юревич и Белоусов фактически владели группой коммерческих компаний, сведения о чем они не декларировали и в контрольные органы не сообщали. Высокое положение во власти использовали для достижения собственных бизнес-интересов. Через родственников и доверенных лиц они незаконно продолжали управлять компаниями.
Совокупная стоимость всех компаний, входящих в группу "Макфа", составляет более 46 млрд рублей, их ежегодная выручка превышает 41 млрд рублей После того как Михаил Юревич стал губернатором, он не отказался от предпринимательской деятельности, а создал ложную видимость дистанцирования от бизнес-проектов, переоформив компании на своих родителей и сына, а также товарища и партнера - Белоусова. Более того, нахождение во власти позволило ему создать целый холдинг, включающий агропромышленные, торгово-развлекательные, гостиничные, автотранспортные и медиаактивы. В связи с возбуждением уголовных дел по факту получения взяток Михаил Юревич и Вадим Белоусов скрылись за границей и были объявлены в международный розыск.
Совокупная стоимость этих фирм превышает 46 млрд руб. Кроме того, привлечь к ответственности хотят бывших депутатов Госдумы Вадима Белоусова и Михаил Юревича из-за нарушений антикоррупционного законодательства, а также их родственников и тех, кто имел доступ к управлению фирмами концерна.
Отметим, что в списке ответчиков по делу — даже топ-менеджеры предприятий, например, генеральный директор компании «СМАК» Екатеринбург Валерий Фуфаров. RU сообщал , что в Центральный районный суд Челябинска заместителем Генерального прокурора РФ подан иск к ряду компаний, связанных с бывшим главой региона, экс-депутатом Госдумы РФ и бизнесменом Михаилом Юревичем и его деловым партнером, тоже бывшим парламентарием Вадимом Белоусовым. Проверка показала, что Юревич и Белоусов фактически владели группой коммерческих компаний, сведения о них они не декларировали и в контрольные органы не сообщали, — отмечает надзорное ведомство.