Вале́рий Па́влович Чка́лов, имя при рождении — Валериан — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936). К гибели Чкалова причастно прежде всего НКВД и, возможно, Никита Хрущев. Создавалось такое впечатление, что смерть Героя Советского Союза Чкалова пытались «подстраховать» со всех сторон — одно не сработает, так уж другое наверняка.
15 декабря - День Памяти Валерия Чкалова, Героя Советского Союза
Смерть. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении 1-го испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме. Дорогие друзья, в середине декабря исполняется очередная дата гибели легендарного летчика В. П. Чкалова. В 1955 году по решению Главной военной прокуратуры проводится новое расследование гибели Чкалова.
Валерий Чкалов: загадка гибели легендарного пилота
Согласно многочисленным версиям, в этом деле замешаны резиденты вермахта, Николай Ежов, Лаврентий Берия и лично Сталин. Сын летчика, Игорь Валерьевич, неоднократно заявлял, что на отца в общей сложности было совершено восемь покушений и убили его преднамеренно. Гость программы «Крипто» не исключает, что Чкалов мог быть убит — по заказу Сталина или кого-то рангом пониже. В студии - военный юрист, автор книг «Трибунал для героев» и «Трибунал для Сталинских соколов» Вячеслав Звягинцев.
В этом меня окончательно убедили два письма Берии, написанные 12 декабря, в день, который первоначально был назначен для испытаний, и 15 декабря — сразу же после катастрофы. А вот, что говорил сын Игорь Валерьевич: — Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина. В одной из книг приводится эпизод, когда разговор с вождем закончился тем, что отец встал и так хлопнул дверью, что Поскребышев подскочил на стуле. На следующее утро Сталин позвонил отцу и сказал: "Ты давай не обижайся, а приходи. Ты мне нужен". В другом интервью сын, правда, признает, что документальных подтверждений версии преднамеренного убийства недостаточно: — Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить…" Когда отец отказался, на него было совершено семь покушений… О пущенном под откос поезде, на котором должен был ехать Чкалов, о раскрытом НКВД заговоре, в результате которого легендарного летчика должны были зарезать дети кулаков, о специально оставленном в замке шасси самолета сверле и некоторых других "покушениях", рассказал сыну перед уходом на фронт личный охранник Чкалова И. Других серьезных доказательств и свидетельств в подтверждение подобного рода сенсационных заявлений, на сегодняшний день нет. Поэтому откровения Варенова и некоторых других свидетелей вызывают большие сомнения в своей достоверности. За исключением, пожалуй, истории с патронами. Их привезли Чкалову незадолго до гибели. А потом выяснилось, что при производстве стрельбы патроны давали осечку и при переламывании ружья стреляли то ли в обратную сторону, то ли в ту же, но через несколько секунд, когда охотник заглядывал в ствол, чтобы выяснить причину сбоя. В 1939 году от этих патронов чуть не погиб родственник Чкаловых. Позже выяснилось, что в патронах были установлены специальные замедлители, и что изготовили эти патроны по заказу Чкалова в Горьковском управлении внутренних дел. Кроме И. Варенова, дети ссылаются на мать — О. Чкалову, которая им рассказывала о том, что в последние месяцы перед гибелью отец был встревожен, спал с револьвером под подушкой, осунулся, у него изменилось выражение глаз… Несмотря на отсутствие документов, версию, которую отстаивают дети Чкалова, все же не назовешь детской. Да, прямых доказательств нет. Однако, имеется немало фактов и обстоятельств, косвенно свидетельствующих о том, что эта версия имеет право не только на существование, но и на дальнейшую проработку. Что мы имеем в виду, помимо истории с патронами? Во-первых, историю с тремя "Паккардами", предупреждающие звонки с Лубянки и Кремля, и письмо Л. Берия от 12 декабря, в котором он прямо информировал первых лиц страны о том, что испытание самолета грозит гибелью Чкалова. Все это сильно смахивает на показное, демонстративное предостережение. Не исключено, что с целью отвести от себя какие-либо подозрения, поскольку никто из получивших сообщения Берии так и не отреагировал на них должным образом, а сам запрет на испытания распространялся почему то только на 12 декабря. Во-вторых, несколько загадочных смертей людей из числа арестованных или допрошенных в связи с гибелью Чкалова. В первую очередь, это ведущий инженер по проекту И-180 Н. Вскоре после катастрофы при невыясненных обстоятельствах его сбросили с электрички. Начальник летно-испытательной станции В. Беляйкин сгинули в лагерях. Кроме того, в народе имели хождение слухи о расстреле личного охранника Чкалова и еще, со ссылкой на П. Чкалова… Лазарева успели допросить всего один раз. Однако в те годы, как мы знаем, зафиксированные в протоколе показания, как правило, не совпадали с тем, что допрашиваемый говорил в действительности. Не найдете вы в материалах дела и ответов на такой вопрос: почему директор завода М. Усачев с таким завидным упорством игнорировал все протесты и предупреждения, в том числе по линии НКВД, а С. Беляйкин преднамеренно не явился на аэродром 15 декабря?. В обвинительном заключении указывалось, что он "не явился в день полета 15. Не будем забывать, что эти "отчаянно смелые" поступки Усачев и Беляйкин предприняли в 1938 году, в самый разгар массовых репрессий. А нагнетание нервозности и штурмовщины, царившей тогда на заводе, было делом рук сотрудников НКВД, активно работавших над искоренением вредительства. Потому-то нельзя сегодня исключить того, что действия погибших в лагерях Усачева и Беляйкина кем-то все же направлялись. И этот кто-то, если он был, обладал немалой властью… "Следствие не установило виновника, а еще больше запутало это дело, стараясь искусственным путем создать контрреволюционную организацию" Истина может лежать где-то посредине.
Рабочие автобазы тут же отправили его в больницу, но врачи помочь уже не могли. Герою было только 34 года. На следующий день после трагедии арестовали 60 человек, имевших отношение к подготовке самолёта. Начала работу спецкомиссия, и уже через два дня после гибели лётчика на стол наркому Ворошилову лёг доклад, по которому причиной катастрофы были признаны техническая неисправность двигателя И-180 и мороз. Но Ворошилов нашёл выводы комиссии слабыми. А через полгода в наркомате обороны был издан приказ, по которому вся вина за катастрофу возлагалась на лихача Чкалова, ведь вопреки инструкции он пошёл на второй круг. Сам виноват? Исчезнувшие жалюзи Исследователи из фильма "Охота на Чкалова" выяснили, что 2 декабря Чкалов лично осмотрел истребитель, но обнаруженные неполадки не позволили ему подняться в воздух. Ситуация повторилась 12 декабря. Полёт опять перенесли, а затем разрешили, но с условием, что пилот не будет убирать шасси — оно было заблокировано. Но была и ещё одна неисправность, из-за которой двигатель И-180 мог остановиться, — отсутствие жалюзи, защищавших мотор от холода. По одной версии, они даже не были предусмотрены. По другой — их кто-то срезал перед полётом. Чкалов увидел, что жалюзи нет, и даже спросил техников, сколько времени потребуется для их установки. А когда в ответ услышал, что несколько часов, решил лететь без них. Кроме этого эксперты насчитали в самолёте 49 неисправностей. Так, может быть, Чкалова просто убрали? Но кто? Или дело рук НКВД? Возможность диверсии была тщательно расследована ещё тогда, зимой 1938—1939 года. Разумеется, немцы были заинтересованы в задержке испытания истребителя, а ещё лучше — в срыве его производства. Однако доказательств диверсии найдено не было. Так, может, его убрали свои?
Валерий Чкалов родился 2 февраля 20 января по старому стилю 1904 года, в селе Василёво, ныне г. Чкаловск, Чкаловского района Горьковской области, в семье рабочего. В юности Валерий учился на токаря в Череповецком ремесленном училище, в 1918—1919 годах работал молотобойцем в Василевском затоне, кочегаром на землечерпалке и на пароходе. В 1919 добровольцем вступил в Красную армию. В 1921 работал слесарем на сборке самолетов на авиационном заводе в Нижнем Новгороде. Валерий Чкалов встретил Ольгу Орехову в 1924 году на занятиях драмкружка Свою вторую половинку Ольгу Орехову Чкалов встретил в 1924 году на занятиях драмкружка, в котором она выступала. Между ними сразу же вспыхнула любовь, и вскоре летчик и учительница поженились. В 1920-х годах за Чкаловым закрепилась слава «воздушного хулигана» в небе и отчаянного ловеласа на земле. Он был нежно любящем мужем и заботливым отцом. Как и все семьи летчиков, они подолгу жили в разлуке, но письма испытателя к жене были полны любви и заботы. Валерий Чкалов и Ольга Орехова Они прожили вместе 11 лет, мечтали иметь много детей, но судьба распорядилась иначе. В возрасте 35 лет Валерий Павлович Чкалов погиб во время испытаний нового самолета.
Место гибели В.П. Чкалова
Внук Чкалова: через 20 лет рассекретят документы, которые прольют свет на гибель летчика | Трагическая смерть Чкалова мгновенно обросла множеством слухов и догадок. Некоторые считали, что летчику «помогли» разбиться. |
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова | Сын пилота, полковник Игорь Чкалов также уверял обозревателя Евгения Черных, что гибель отца на совести Сталина и Берии. |
Что нам известно о Валерии Чкалове
- Дело темное Тайна гибели Валерия Чкалова
- Шествие трубачей и уроки танцев: что ждет посетителей парков Москвы в майские
- Детство и юность
- 120 лет Валерию Чкалову — самолеты
Из кочегара в пилоты
- С Новым годом и Рождеством!
- Потомки летчика Чкалова пытаются выменять прах героя на дачу?
- Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
- 120 лет Валерию Чкалову — биография
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь
«Правительство Союза ССР с глубоким прискорбием извещает о гибели великого летчика нашего времени, Героя Советского Союза тов. Валерия Павловича Чкалова при испытании. Чкалов смог отвести неисправную технику от жилых домов, однако И-180 зацепился крылом за линию электропередачи и еская смерть Героя Советского Союза немедленно. Чкалов не лез в политику, был хорошим пилотом и вдохновлял своим примером миллионы советских подростков. Ничего загадочного в гибели Чкалова нет.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова, который совершил перелет через Северный полюс
Они привезли их утром, прямо на летчиках подогнали и передали бесплатно, но с одним условием - выставить в качестве рекламы летные костюмы экипажа в витрине своего магазина. Вот рубашку, сшитую теми мастерами, мы и передали в музей". В целом, как рассказал внук летчика, в семье Чкаловых очень трепетно относятся к памяти деда. У Валерия Чкалова, который погиб в возрасте 34 лет 15 декабря 1938 года при испытательном полете нового истребителя, было трое детей: сын Игорь и двое дочерей - Валерия и Ольга. Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
Удд впоследствии о. Здесь он совершил свой знаменитый пролёт под мостом Равенства сегодня — Троицкий. Там он совершил аварию и за «халатное деяние» был приговорён к году лишения свободы, а также уволен из РККА. Но после вмешательства командования наказание было заменено условным сроком.
В 1925 году он за драку был приговорён трибуналом к году лишения свободы позже срок снизили до шести месяцев. В 1926-м его часть перебазировали в Гатчину. В Москве экипаж встречал лично Иосиф Сталин.
Открыв кран до отказа, Байдуков добился прекращения обледенения на винте. Четвертый циклон, застигший самолет над долиной реки Маккензи, экипаж проходил на высоте 6100 метров.
Летчики меняются каждый час. У Чкалова пошла носом кровь. Кислород кончился, и летчики вынуждены снижаться. Снизившись до 4 000 метров, экипаж видит внизу воду. Значит, самолет летит над Тихим океаном.
А дальше через Северную Америку на юг. Успешная посадка была произведена в городе Ванкувер в 16 часов 20 минут по Гринвичу. Пройден путь 8582 километра. В воздухе пробыли 63 часа 16 минут. На высоте 4100 километров экипажу удалось вырваться из объятия циклона.
Следующий циклон пришлось обходить после земли Франца-Иосифа. Но мощные облака закрыли от летчиков землю. Только через 15 минут они смогли увидеть необозримые ледяные поля. Следующие два циклона застигли самолет у островов Мелвилла и над рекой Маккензи, заставив самолет в нарушение утвержденных графиков движения лезть на высоту 5100-5700 километров, что привело к большому расходу кислорода. Стена облачности у третьего циклона была высотой 6500 метров.
Самолет час шел на высоте 5700 метров в сплошной облачности при температуре мину 30 градусов. Сантиметровым слоем льда абсолютно белого цвета был покрыт весь самолет. Борьба с циклоном сопровождалась катастрофической ситуацией: кончилась антиобледенительная жидкость винта, замерз трубопровод, воды в системе охлаждения мотора не было. Да и вся питьевая вода в резиновых мешках замерзла. Для охлаждения мотора в дело пошел чай из термосов, оставшиеся несколько литров незамерзшей воды из середины резиновых мешков, жидкость из шаров-пилотов, которую летчики должны были сдать врачам для анализов.
Эта «адская» смесь предотвращает катастрофу. Чкалов: « В упорной, напряженной борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и еще больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит». Начальник военного округа генерал Маршалл любезно предоставил летчикам свои апартаменты — трехэтажный особняк, где они смогли отдохнуть и отоспаться за все три бессонные ночи. Уже были получены телеграммы от Сталина, Рузвельта и Холла.
Америка встречала советских летчиков восторженно и сердечно. Трояновскому: «С большим удовлетворением я узнал об успешном завершении первого безостановочного перелета из Союза Советских Социалистических Республик в Соединенные Штаты. Мастерство и отвага трех советских летчиков, блестяще осуществивших этот исторический подвиг, заслуживает величайшей похвалы. Пожалуйста, передайте им мои горячие поздравления». Газета «Правда».
В честь победителей устраивались приемы, шествия: в Нью-Йорке 28 июля — чествование научными авиационными кругами, 2 августа — широко задуманное чествование в Филадельфии с шествием по городу и 5-тысячным митингом. На приеме в честь советских летчиков, устроенном «Клубом исследователей» и «Русско-американским институтом 30 июня 1937 года Чкалов в своей речи произнес: «Полет через Северный полюс был осуществлен не только тремя летчиками, а всем советским нардом. В наших трех сердцах мы принесли вам сердца 170 миллионов людей…» Пресса всего мира восторженно отзывалась о перелете. В советских газетах писали о победе советской науки и техники, о величайшем завоевании XX столетия, о новой главе в анналах авиации, о событие исторической важности. С женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем.
Тысячи москвичей вышли на улицы. Чкалов произнес: «Мы снова на Родине. Нам устраивали шумные овации в Вашингтона, Нью-Йорке, Париже, но встреча на родной земле для нас самая дорогая. Мы выполнили задание Родины, но на этом мы не успокаиваемся. Мы уже думаем о новых, еще более грандиозных маршрутах».
Он побывал у рабочих Сормова и Автозавода. И конечно, в Василево. В конце августа рабочий поселок Василево был переименован в город Чкаловск. За двадцать предвыборных дней он объехал 16 районов Горьковской области и пять районов Чувашии, выступал перед избирателями. Гибель Валерия Павловича Чкалова В декабре 1938 году Валерия Чкалова срочно отозвали из заслуженного отпуска и привлекли к испытаниям новейшего истребителя И-180.
Во время испытаний было выявлено множество дефектов. В полете у машины отказал двигатель, но даже с такой неисправностью Чкалов смог отвести самолет от жилых домов и попытался спасти машину, посадив в поле недалеко от аэродрома. К сожалению, планируя, он зацепил линии электропередачи и при жесткой посадке ударился головой. Через два часа он умер, не приходя в сознание, в Боткинской больнице… Ему было 34 года. Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.
Практически все, кто посвящали статьи Чкалову, писали, что не могут поверить в его смерть. Так врач А. Постников написал большую статью в газете «Горьковская коммуна», где рассказал о том, как он познакомился с Валерием, а также о его лучших качествах «Что меня притягивало к Валерию? Это можно выразить несколькими словами: его сердечность, доброта, человечность. Эти черты были неотъемлемой частью Чкалова».
Постников пишет о его большом сердце и о том, как он любил родину и своих "земляков-василевцев, горьковчан".
Собравшиеся говорили о подвигах Валерия Чкалова, их значении для обороноспособности нашей страны. Также на митинге прозвучали напутственные слова, обращенные к молодому поколению россиян - быть достойными наших прославленных предков.
Воробьев предложил новые шаги в цифровой трансформации Подмосковья
- «Сейчас все замерзнет, мотор откажет»
- Внук Чкалова: через 20 лет рассекретят документы, которые прольют свет на гибель летчика - ТАСС
- Женщина раздора. Почему Сталина подозревают в гибели легендарного лётчика Чкалова
- Внук Чкалова: через 20 лет рассекретят документы, которые прольют свет на гибель летчика - ТАСС
Чкалов Валерий Павлович
Потомки летчика Чкалова пытаются выменять прах героя на дачу? | Смерть. В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. |
Убийство Валерия Чкалова (Аркадий Белкин) / Проза.ру | Гибель В.П. Чкалова на И-180 – это чистой воды диверсия, направленная не столько на новый самолет Поликарпова (он был скорее промежуточным этапов между уже устаревшим И-16 и. |
Гибель Чкалова: кто на самом деле в ней виновен | В Москве его экипаж в 1936 году встречал сам Иосиф Сталин, а годом позже Валерия Чкалова принимал президент США Франклин Рузвельт в «Белом Доме». |
Теория заговора в полете. Как на самом деле погиб Чкалов? | В понедельник исполняется ровно 70 лет со дня гибели Валерия Чкалова. Он принимал участие в разработке и испытаниях десятков самолётов, а разбился на Ходынском аэродроме. |
Валерий Чкалов - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - | Гибель Чкалова. Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180». |
Внук Чкалова: через 20 лет рассекретят документы, которые прольют свет на гибель летчика
РИА Новости Самолет Валерия Чкалова пролетает над Исаакиевским собором во время перелета Москва – Далекий Восток, 20 июня 1936 года. чушь голимая! при вынужденной посадке с заглохшим двигателем самолет зацепил крылом столб и развернувшись вокруг своей. Подлинные причины смерти Чкалова до сих пор остаются предметом споров среди исследователей. Валерий Чкалов: что не так с гибелью самого знаменитого летчика СССР. Документы, которые могут пролить свет на гибель летчика Валерия Чкалова, будут рассекречены через 20 лет. Во время второго круга в 1,5 км от аэродрома самолет зацепил провода и упал на территории дровяного склада в районе Хорошевского шоссе. При ударе Чкалова выбросило вперед на. Награды Валерия Чкалова. Медаль «Золотая Звезда» Герой Советского Союза (24.07.1936, учреждена в 1939 году, уже после смерти Чкалова; вручена его детям в 2004 году).
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
Чкалов, заняв государственную должность, в силу своего характера и будучи популярным среди советского народа, мог бескомпромиссно вести борьбу и выводить на чистую воду доносчиков, расхитителей и тех, кто злоупотреблял властью. И из-за своего позитивного имиджа Чкалов мог составить конкуренцию самому Сталину. Интересно сравнить таинственную смерть Чкалова в результате авиакатастрофы со смертью Юрия Гагарина, тоже популярного и погибшего примерно таким же образом при испытании самолета. По мнению писателя и исследователя Александра Рыжова, несчастный случай мог быть спланирован из-за отказа Чкалова занимать государственные должности, якобы предложенные ему самим главой партии Сталиным в начале 1938 года. Показательно, что партийная и военная верхушки сделали все возможное, чтобы обелить себя и уйти от ответственности. Летом 1939 года был вынесен секретный приказ, где особо подчеркивалось, что вина за авиакатастрофу лежит полностью на летчике: «…Новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, т.
Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на не-подходящей захламленной местности, самолет разбился и комбриг Чкалов погиб». Урну с прахом Чкалова торжественно похоронили в Кремлевской стене. Он навсегда остался всемирно известным героем, легендарным летчиком, непричастным к государственным интригам. Валерий Чкалов был известен своей бескомпромиссностью, честностью и неподкупностью. А атмосфера тех лет требовала совершенно других людей и других черт характера.
Необходимо отдельно сказать о глазах — они, казалось, видят далеко-далеко вокруг себя. Эти полные жизни, любопытные глаза с ранними морщинами вокруг пристально изучают тебя. Кажется, Чкалов, хочет постигнуть сущность собеседника».
Чкаловым всегда удавалось сделать то, что было недостижимо для других. Михаил Чкалов, прадед Валерия, был сильнейшим бурлаком на Волге. Дед — Григорий Чкалов — самым могучим грузчиком на пристани. Отец — Павел Чкалов — первоклассным мастером-котельщиком из Нижнего Новгорода лучше всех облицовывавшим турбины, делавшим варные топки и клепку.
Зарабатывал Павел Григорьевич весьма недурно, в слободе Василёво, куда его позвали чинить речные суда, он приобрел дом с резным крыльцом и садом вокруг. Валерий окрещенный Валерианом, а дома прозывавшийся попросту Аверьяном родился 2 февраля 1904 года. Мать Валерия, Арина Ивановна, скончалась в 1910 году. Спустя год мальчик отправился учиться в местную начальную школу, которую окончил в 1916 году.
Валерий хотел пойти по стопам отца, интересовался обработкой металлов и даже прошел обучение работе на токарном станке. Видя это, Павел Григорьевич отправил сына в Череповецкое ремесленное техучилище. Однако время было неспокойное, и в 1918 году ресмесленное училище закрыли, а Валерий, так и не окончив его, возвратился домой. Четырнадцатилетний широкоплечий невысокий парнишка был не по годам силен, и отец устроил его подсобным рабочим к себе на завод.
Проработав полгода молотобойцем, молодой Чкалов устроился на должность кочегара в Волжское пароходство. Самолет он впервые увидел в 1919 году на Волге. Любуясь кружившимся в небе летательным аппаратом, у него возникло непреодолимое желание пережить ощущения полета, почувствовать себя в небе. После этого Валерий Чкалов всерьез «заболел» авиацией.
Изначально его желание казалось несбыточным. Уволившись с работы, он отправился в Новгород и вступил в ряды Красной Армии. Через некоторое время ему удалось получить направление в местный авиационный парк на должность слесаря-сборщика самолётов. Чкалов покрывал фюзеляжи и самолетные плоскости лаком, плел тросы и наблюдал за опытными мотористами, ремонтировавшими летную технику.
Работа ему нравилась, он успевал и свои задания выполнять, и помогать другим, параллельно изучал техническую документацию. За любознательность и усердие Валерия полюбили механики и летчики. Иногда его даже брали в полет. Побывав в небе, Чкалов ясно понял, что иной жизни быть у него не может.
И, наконец, его мечта осуществилась — в 1921 году он добился направления в Егорьевскую авиашколу. Там начался трудный перид, Валерию необходимо было изучить не только специальные предметы, но и общеобразовательные, такие как физика, математика, русский язык, политграмота. Чкалов учился упорно и настойчиво, старался не отставать от своих товарищей. Весной 1923 теоретическая школа ВВС была им успешно окончена, все выпусники получили звание краскома красного командира и были сразу же направлены в Борисоглебскую военную авиашколу для практических занятий.
В Борисоглебск Чкалов прибыл 16 апреля 1923 года. В числе преподавателей и летчиков-инструкторов школы было немало участников гражданской войны. От них курсанты узнали много интересного и поучительного о славных делах первых красных летчиков, самоотверженно боровшихся с врагами на Южном фронте, под Царицыном, у Каховки, в Туркестане и других местах. Чкалов слушал рассказы о воздушных боях с белогвардейцами и интервентами с огромным интересом.
Подобные беседы имели большое значение, способствуя формированию характера, патриотических чувств и любви к своей Родине у будущего авиатора. Все свободное время Чкалов отдавал работе. Он участвовал в перестройке кавалерийского манежа, помогал на аэродроме и в ангаре, трудился в мастерской на сборке самолетов, занимался в библиотеке. Кроме того энергичный и общительный волжанин успевал поучаствовать в художественной самодеятельности и поиграть в футбол.
Инструктором его группы был Очев Вениамин Алексеевич — требовательный и строгий летчик. Занятия по летному мастерству начались с рулежки на самолете «Моран-Парасоль». Курсанты учились управлять аппаратом при разбеге на земле, имитировали взлет и посадку. Чтобы самолеты не могли взлететь, с плоскостей у них была снята обшивка.
Чкалов с упражнением справился на отлично, закончив рулежку в числе первых в группе и получив допуск к самостоятельным полетам. Дальнейшие занятия лишь подтвердили его незаурядные способности, неукротимую жажду летать, напористость в достижении поставленных целей. Первый выпуск летчиков новой авиационной школы состоялся 9 октября 1923 года. В аттестате Валерия стоит запись: «Чкалов являет собой пример внимательного и осмысленного летчика… Быстро соображает, действует энергично и решительно, умеет раскрывать причины ошибок и удачно их исправлять.
Хорошо чувствует скорость полета и самолет…». Осенью 1923 десять лучших летчиков из первого выпуска отправились в Москву в военно-авиационную школу. Инструктор Александр Иванович Жуков на боевых немецких «фоккерах» и английских «мартинсайдах» обучал Чкалова фигурам высшего пилотажа. Здесь же будущий авиатор учился командовать группой.
В мае 1924 Чкалов успешно окончил и это учебное заведение, получил свидетельство военного летчика и тут же был направлен в Серпухов в высшую авиашколу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Он попал в отряд Михаила Михайловича Громова — прекрасного педагога, великолепного летчика и просто душевного человека. В своих воспоминаниях бывший инструктор М. Громов так характеризовал Валерия Павловича: «На всех стадиях обучения он постоянно был первым.
Чкалов не знал колебаний: сказал — сделал. Шел, как говорится, напролом. В решительную минуту отбрасывал все, мешавшее ему достигнуть успеха… Чкалов не умел бояться. Самые смелые планы исполнял раньше, чем могло бы возникнуть чувство страха.
Быстрота действий у него равнялась быстроте соображения». В ноябре 1924 Чкалов стал летчиком-истребителем, попрощался с Серпуховом и убыл в первую Краснознамённую истребительную эскадрилью, созданную из отряда прославленного летчика Нестерова. Валерий был направлен в звено Москвина, получив для первых тренировочных полетов потрепанный и повидавший множество мастерских французский «Ньюпор-24-бис».
Буквально за два дня до своей таинственной гибели он приезжал на родину, в нижегородское село Василево ныне город Чкаловск. Успел побывать и в Сормове. Зашел в управление НКВД. Здесь ему, похоже, и подарили коробку патронов для охотничьего ружья. По велению "отца всех времен и народов" Чкалов должен быть покинуть наш бренный мир не 15 декабря, а на день раньше. Увы, не получилось.
Пришлось вносить коррективы в план устранения народного героя. Первый раз - за то, что пролетел под мостом и повредил самолет, второй раз получил полгода тюрьмы за то, что "явился совершенно пьяным для совершения учебного полета и вел себя недопустимо". Однажды Валерий Павлович заявил Хрущеву, который тогда был секретарем Московского горкома партии, что тот вник в авиацию, как свинья в грецкие орехи. Никита Сергеевич этого высказывания не мог простить даже мертвому Чкалову. Город, названный его именем, переименовал, как и крейсер "Валерий Чкалов". Закрыл училище в Борисоглебске, где учился его обидчик. Это училище вновь открыли лишь в 1965 году, когда Хрущева отправили на пенсию. Еще более убийственную характеристику написали Чкалову его начальники в декабре 1932 года: "В политико-моральном отношении является крайне неустойчивым и по своей социально-идеологической сущности чуждым человеком. Дисциплину Красной Армии не переваривает...
Казалось бы, все: приговор окончательный, обжалованию не подлежит. Но, как ни странно, удача все же повернулась к летчику лицом. Сталин лукавил 2 мая 1935 года во время воздушного парада нарком обороны Климент Ворошилов представил Чкалова Сталину. Валерий Павлович вождю понравился. Он сделал пилоту комплимент. Впрочем, как всегда, лукавил. Спустя несколько дней Чкалов был награжден орденом Ленина. Он стал летчиком-испытателем Авиапрома, ему доверили совершить перелеты по маршруту Москва-остров Удд, а затем и через Северный полюс. По словам сына прославленного летчика, Игоря Валерьевича, Чкалов называл Сталина на "ты".
Однажды заставил его едва ли не силой выпить на брудершафт полный бокал водки. А "отец всех времен и народов", между прочим, из спиртных напитков употреблял только вино. От сердца ли исходили восторженные тирады, обращенные к Сталину? Никто не знает. Вот мы летели через полюс. Кислорода давно не было. Мы теряли силы. Но стоило вспомнить это дорогое имя, как перед нашими глазами встал он, любимый отец и учитель.
Кто-то из числа приближенных к Чкалову людей по тем или иным мотивам решил его устранить. Этот человек или группа лиц спланировали инсценировку несчастного случая. Был подготовлен технически несовершенный самолет, а также созданы условия, чтобы Чкалов нарушил запрет и вылетел вопреки предупреждениям. В нужный момент произошла диверсия возможно, подрыв двигателя , которая привела к падению самолета. Версия родственников Чкалова Сын и дочь легендарного летчика убеждены, что их отца убили преднамеренно. Они считают, что было совершено не менее 7 покушений, а последнее увенчалось успехом. Эту версию подтверждают некоторые косвенные факты вроде полученных Чкаловым незадолго до гибели дефектных патронов. Однако прямых доказательств умышленного убийства по-прежнему нет. Память о Чкалове Несмотря на таинственные обстоятельства гибели, Валерий Чкалов навсегда останется национальным героем и легендарным летчиком. Его именем названы улицы во многих городах России например, в Омске есть улица Чкалова и район города под названием Чкаловский поселок , установлены памятники. Даже спустя десятилетия после трагедии личность Чкалова продолжает волновать умы и вызывать споры. И, возможно, эта тайна будет раскрыта, когда появятся новые факты и технологии расследования. Альтернативные версии от очевидцев Помимо основных версий гибели Чкалова, существуют и другие, основанные на воспоминаниях очевидцев тех событий. Однако достоверность этих свидетельств вызывает вопросы. Например, личный охранник Чкалова рассказывал сыну летчика об якобы имевших место покушениях. Однако прямых доказательств его слов нет. Другие мемуаристы утверждали, что Чкалов нарушил приказ о запрете полета, что и привело к катастрофе. Но из документов этого не следует. Подобного рода воспоминания добавляют загадочности, но не проясняют картину. Необходим тщательный критический анализ этих свидетельств. Экспертиза обломков самолета Стоит ли провести повторную экспертизу сохранившихся обломков самолета И-180 с применением современных технологий? С одной стороны, за прошедшие десятилетия они могли сильно деформироваться или даже утратиться. С другой - некоторые зацепки все же могут найтись. Например, остатки взрывчатых веществ или следы повреждений, не характерных для простого падения. Хотя шансы невелики, попытка все же стоит того. Поиск живых очевидцев В 1938 году прошло уже более 80 лет. Вряд ли найдутся живые непосредственные свидетели трагедии. Однако возможно разыскать людей, которые в детстве слышали рассказы очевидцев.
Митинг на месте гибели Валерия Чкалова
К гибели Чкалова причастно прежде всего НКВД и, возможно, Никита Хрущев. Панорама — место событий, локальный ориентир Место гибели В.П. Чкалова, Москва. Совет народных комиссаров принимает декрет о платности газет, т.е. устанавливается цена на газеты. 1938 год - погибает летчик Валерий Чкалов. В 1955 году по решению Главной военной прокуратуры проводится новое расследование гибели Чкалова.