Новости сколько длится строгий пост

Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной седмицы. В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения. Как проходит Великий пост. Перед началом Великого поста приходит Сырная седмица, или Масленица, когда верующие прекращают включать в рацион мясо и готовятся к более строгому рациону.

Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням

Сколько дней длится Великий пост? 18 марта у православных христиан начинается Великий пост, который продлится по 4 мая, – он предшествует одному из главных церковных праздников, Пасхе. От начала Великого поста и до Пасхи проходит 48 дней, что не совсем соответствует заявлению, что он длится 40 дней. Сколько длится Великий пост. От начала Великого поста и до Пасхи проходит 48 дней, что не совсем соответствует заявлению, что он длится 40 дней. Великий пост самый строгий для верующих. В 2024 году он начнется 18 марта и продлится до 4 мая.

Петров пост-2023: когда начинается, сколько длится, что можно и чего нельзя

Отвечая на вопрос о списке продуктов, которые церковь разрешает употреблять во время поста, отметили, что это крупы, грибы, сухофрукты, овощи, фрукты, соленья, постный хлеб, мед. В Великий пост в некоторые дни можно есть рыбу. Согласно календарю питания на Великий пост-2024, ее можно приготовить 7 апреля, в праздник Благовещения, в этот день разрешается рыба и вино. Также допускается рыбное меню во время Лазаревой субботы, которая в этом году приходится на 27 апреля, и на Вербное воскресенье — 28 апреля. Пост для монахов Следует отметить, что самый строгий пост, без всяких послаблений, должны держать монахи, а также люди, на которых священник наложил епитимью воздержания от скоромного в течение 40 дней. К примеру, в первую и последнюю неделю поста монашествующие едят один раз в день, вечером. Два раза в день им разрешено поесть по субботам и воскресеньям. Кроме того, по каноническому уставу для монахов и монашек по понедельникам, средам и пятницам только холодная пища без растительного масла, по вторникам и четвергам разрешается горячая, но тоже "пустая", без масла и других добавок. Кому разрешено не поститься Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий.

В сочельник — самый строгий пост. Существует даже традиция в этот день вообще ничего не есть до появления первой звезды. Однако миряне, как правило, постятся мягче. Например, не практикуют сухоядение. Кроме того, людям, которые не могут поститься из-за проблем со здоровьем, детям и беременным женщинам допускаются послабления. Что можно есть во время Рождественского поста Даже в дни строгого поста можно есть овощи, ягоды, фрукты, хлеб. В определенные дни можно готовить рыбу, грибы, крупы с растительным маслом. В рацион могут входить каши, орехи.

Ответ: Продолжительность Великого поста каждый год одинаковая. Есть народная поговорка про пост и Воскресение Христово: «стоит мост на семь верст, а в конце моста — золотая верста». Верстами в этой поговорке называют недели. Семь из них перед Пасхой принято посвящать молитве, покаянию и воздержанию. У православных верующих в 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая включительно. В Православной традиции этот период состоит из: Четыредесятницы сорока дней поста в память об уединении Христа в пустыне перед Его выходом на проповедь , двух праздничных дней Лазарева суббота и Вербное воскресенье , когда пост немного ослабляется, и шести дней Страстной седмицы. Таким образом, Великий пост длится 48 дней. В течение всего этого времени устав предписывает отказываться от мясной и молочной пищи, яиц и даже рыбы она разрешена лишь дважды за весь пост, а один раз позволяется поесть рыбную икру.

Как подготовиться к Великому посту Строгий пост требует и тщательной подготовки к говению. Начать ее лучше за неделю-другу до наступления поста с постепенного снижения в рационе продуктов животного происхождения и увеличить количество растительной пищи. В последнюю неделю перед постом нужно создать запас белка, чтобы организм не испытывал недостатка. Диетологи рекомендуют ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. А вот мясо животных при подготовке к посту советуют исключить, поскольку оно хуже усваивается организмом. В эту неделю верующие отказываются от мяса, что помогает им постепенно входить в постную диету. Также эти 7 дней можно использовать для того, чтобы приучить организм к клетчатке, ведь основной рацион в дни Великого поста составляют овощи и фрукты, которые в большом количестве содержат клетчатку. Добавляйте каждый день в рацион свежие салаты и перекусы из овощей и фруктов, а блины на масляничной неделе лучше печь из отрубей или муки грубого помола. Чтобы не испытывать дискомфорта после перемены рациона питания, важно позаботиться кишечнике и обогатить его полезными бактериями. Для этого на неделе, предшествующей посту, рекомендуют ежедневно употреблять кисломолочные продукты: йогурт, кефир, простоквашу. Их можно приготовить самостоятельно на основе закваски из бифидобактерий. В первые дни поста допускается увеличить порции и количество приемов пищи, поскольку постные блюда менее калорийные. Такая маленькая хитрость позволит избежать чувства голода. Календарь питания по дням Ограничения в рационе в Великий пост различаются по дням и неделям. В этот период церковный устав призывает отказаться от пищи животного происхождения мяса, яиц, молочных продуктов , в понедельник, среду и пятницу предписывается сухоядение фрукты, овощи, хлеб, компоты и вода , во вторник и четверг можно есть горячую пищу без масла, а в субботу и воскресенье —горячую пищу с растительным маслом. Рыба разрешается только в дни двунадесятых праздников. Но столь строгих правил придерживаются в основном монахи, обычные христиане постятся мягче, исходя из состояния здоровья и жизненной ситуации. Им разрешено принимать пищу с растительным маслом в будние дни поста, есть рыбу и морепродукты: 27 февраля — первый день Великого поста предполагает высшую ступень строгости и отказ от употребления пищи. С понедельника, 10 апреля, и до Великой субботы, 15 апреля, продлится Страстная неделя: в понедельник разрешено есть только хлеб, фрукты, овощи, мед и орехи; во вторник и среду можно также есть сырую пищу без масла; в четверг — небольшое послабление: позволена горячая пища растительного происхождения с растительным же маслом. Какие продукты нельзя есть во время Великого поста В этот период из рациона исключаются: мясо и птица; мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр; яйца и все продукты с их содержанием; сливочные соусы; алкогольные напитки кроме вина в отдельные дни — по субботам и воскресеньям ; сдоба и кондитерские изделия, в том числе те, в которых есть сливочное масло и яйца.

Великий пост в 2024 году

В целом период Великого поста делится на: Святую Четыредесятницу пять седмиц и пять дней ; Лазареву субботу; Вербное воскресенье вход Господень в Иерусалим ; Страстную седмицу длится шесть дней, на седьмой наступает Пасха. Что можно и нельзя есть? Можно употреблять в пост овощи, зелень, фрукты и ягоды; соленья из овощей, компоты; крупы, бобы, чечевицу, сою, нут, фасоль и производные, в том числе, например, соевое молоко, соевое мясо, нутовые котлеты, и так далее; злаки, орехи и сухофрукты; грибы; хлебцы, хлебобулочные изделия, в составе которых нет яиц и сливочного масла; мед, варенье; растительное масло в дни, когда оно разрешено. Исключаются из рациона на время поста мясо и птица, все производные продукты — мясные полуфабрикаты и колбасные изделия; рыба и морепродукты, за исключением некоторых дней в посте; молоко и кисломолочные продукты, в том числе сливочное масло и сыр, сливочные соусы; яйца и все содержащие их продукты; алкогольные напитки, за исключением вина в отдельные дни; сдобные, кондитерские изделия, выпечка, шоколад; слишком соленые или сладкие продукты. Перед тем, как перейти на ограниченное питание, необходимо проконсультироваться с врачом в зависимости от индивидуальных особенностей организма. В целом поститься не рекомендуется беременным и кормящим женщинам, детям и пожилым людям, пациентам с тяжелыми и хроническими заболеваниями. Питание по дням Самыми сложными считаются первый день поста и предпоследний, в эти дни предполагается полный отказ от еды, можно пить только воду. В остальные дни есть ограничения в питании, наиболее строгие на каждой неделе — среда и пятница, так как в среду Христа предали, а в пятницу — распяли.

Питание в выходные более свободное.

Виды поста по возрастанию степени строгости: разрешается рыба вареная пища с елеем растительным маслом вареная пища без елея сухоядение [2]. Важное значение имеет и определенное ограничение в количестве потребляемой пищи. Телесный пост предусматривает также воздержание от супружеских отношений накануне однодневных постов и в течение многодневных, в эти дни также не совершается венчание. Духовный пост "Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды... Телесный пост без духовного не приносит никакой пользы, напротив, вредит человеку. Духовный пост пост подразумевает работу над собой, усиление молитвы и духовной борьбы, он накладывает ограничения на развлечения телевизор и т. Допустимые послабления Послабления в посте допускаются для больных, беременных и кормящих, занимающихся тяжелым физическим трудом, путешествующих и т. Следует помнить, что чрезмерный пост вреден для христианина: "мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами, последнее может быть вменено и в самоубийство, если делаем по страсти чрез силы" [3]. Святые отцы и подвижники благочестия о посте О необходимости поста Св.

Иоанн Кронштадтский Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими [Лк. Игнатий Брянчанинов Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко в уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела [5].

Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты. Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся.

И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась. Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни. Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня. Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения. Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса.

Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста. Какие отличительные особенности имеет утреня? Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец. Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа. Трисвятое по «Отче наш…». Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами. И сразу 1-й час. Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов? Достаточно запомнить 6 основных отличий: Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. Поется великопостный тропарь часа с поклонами исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа в Часослове или Следованной Псалтири на ряду.

У православных верующих начинается Великий пост

Сколько дней продлится пост и когда закончится? В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую. Самый продолжительный для верующих пост длится 48 дней, ежегодно его даты меняются, так как он зависит от празднования Воскресения Христова. Великий пост: 10 запретов и 9 обязательных дел. В 2023 году Великий пост продлится с 27 февраля по 15 апреля (включительно).

«Начни — и увидишь, что это свет после ночи»: какие правила действуют в Рождественский пост

Кому нужно поститься, а кому нельзя? Петров пост — не такой строгий, как Великий. Однако, как напоминает журнал «Фома»: «Приступая даже к такому, не самому строгому посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если у вас есть какие-либо хронические заболевания — с вашим лечащим врачом. Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам. Если вам по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста а в монастырском Уставе предусмотрены более строгие правила, например сухоядение пища без растительного масла в отдельные дни Петрова поста , вы сможете ограничивать себя в иных, не гастрономических вещах. Например, в пост не смотреть телевизор или не пользоваться социальными сетями».

Кому не следует поститься в Петров пост: 1. Беременные и кормящие женщины освобождаются от ограничений в пище во время Апостольского поста 2. Тем, кто болеет, священник может дать личное благословение питаться в соответствии с рекомендациями врача. Также с осторожностью следует поститься людям, имеющим хронические заболевания, занимающимся тяжелым физическим трудом, и детям.

По православным канонам этот священный праздник начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается на протяжении 48 дней. Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля. За несколько недель до заветной даты можно сократить употребление мяса. Вместо него используйте белок растительного происхождения. А за неделю до начала Великого поста рекомендуется убрать из рациона все кисломолочные продукты. Что можно есть в Великий пост Во время священного православного праздника разрешается употреблять следующие продукты: Любые виды злаков;.

Среда и пятница - дни сухоядения. Вареными можно есть только овощи. По воскресеньям позволено некрепкое вино в небольших количествах. Рыба дозволяется всего лишь дважды - на Благовещение и в Вербное воскресенье. Возможны и послабления в посте, которые зависят от здоровья человека и рода его деятельности. Пост облегчается для больных, престарелых, беременных женщин, людей, занятых тяжелым трудом. Многие верующие первые трое суток пищу не вкушают вообще. Говоря о Великом посте, православные богословы подчеркивают, что аскеза должна выражаться не столько в правильной диете как ошибочно полагают многие , сколько в духовном сосредоточении. В этот период верующие посвящают свое свободное время, свои усилия познанию Творца, рассуждению о смысле жизни, о душе, о добре и зле.

А значит, вы станете слабее, суставы и сосуды лишатся необходимой поддержки. Особенно опасен Великий пост для тех, кто страдает от сахарного диабета, более того, он может в принципе спровоцировать развитие диабета у тех, кто был, что называется, на грани. Все потому, что рацион во время поста становится высокоуглеводным, повышается уровень глюкозы в крови.

Начался Великий пост у православных: сколько он продлится и как правильно поститься

Сколько дней длится Великий пост в 2024 году Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы).
Ответы : Почему Великий пост длится 7 недель - 48 дней? Великий пост начинается за 7 недель до Пасхи и длится 48 дней.
История и смысл Великого поста Пост продлится с 27 февраля по 15 апреля, а значит, в сумме Великий пост займет 48 дней.
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году Может показаться, что семь недель тянутся медленно и Великий пост длится долго-долго.
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания Сколько дней длится На самом деле Великий пост длится не 40, как привыкли считать многие, а 48 дней, так как к Святой Четыредесятнице присоединяется еще и Страстная седмица (последняя неделя перед Пасхой).

Близится Петров пост: сколько продлится в 2023, как подготовиться и календарь питания

Виды поста по возрастанию степени строгости: разрешается рыба вареная пища с елеем растительным маслом вареная пища без елея сухоядение [2]. Важное значение имеет и определенное ограничение в количестве потребляемой пищи. Телесный пост предусматривает также воздержание от супружеских отношений накануне однодневных постов и в течение многодневных, в эти дни также не совершается венчание. Духовный пост "Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды... Телесный пост без духовного не приносит никакой пользы, напротив, вредит человеку. Духовный пост пост подразумевает работу над собой, усиление молитвы и духовной борьбы, он накладывает ограничения на развлечения телевизор и т. Допустимые послабления Послабления в посте допускаются для больных, беременных и кормящих, занимающихся тяжелым физическим трудом, путешествующих и т. Следует помнить, что чрезмерный пост вреден для христианина: "мы должны быть страстеубийцами, а не телоубийцами, последнее может быть вменено и в самоубийство, если делаем по страсти чрез силы" [3]. Святые отцы и подвижники благочестия о посте О необходимости поста Св. Иоанн Кронштадтский Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими [Лк.

Игнатий Брянчанинов Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко в уме твоем, а он — в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела [5].

Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт. Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела. Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным. Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием. Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди». Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога. Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк. Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости. А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков. Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне. К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью. Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт. Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг.

С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя, что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели. Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению, так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке же, практически повсеместно, за редкими исключениями, преобладала та практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия, а именно, пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы.

Но мясо — уже нельзя, отсюда и название седмицы. Этот обычай пришел из древних времен, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в пустыню, не зная, вернутся ли они к Пасхе. Отправляясь в этот трудный и опасный путь, чтобы молиться в уединении, они прощались и старались примириться друг с другом. Каждый из них знал, что, возможно, путь, который они совершают, уходя от мира, может стать для них последним. Поэтому проститься и простить друг другу обиды было важно для них. На литургии читается отрывок из Евангелия от Матфея с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших". Последний раз поется 136-й псалом "На реках Вавилонских". В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета. Что можно есть Название недели "сыропустная" произошло от словосочетания "сыр отпускаю". В этот день последний раз перед Великим постом разрешается употреблять молочные продукты и яйца. Мясные продукты уже запрещены. В этот день пекут блины с сырными начинками и подают их со сметаной или сливками. Традиционные праздничные блюда — вареники, пироги с творогом, сырники. Семья должна садиться за стол семь раз, по количеству недель Великого поста. Пить алкогольные напитки за праздничной трапезой не рекомендуется. Вечером все остатки пищи необходимо выбросить или отдать домашним животным, после чего тщательно вымыть посуду. Как подготовиться к Великому посту Рекомендации священников Перед тем, как начать поститься, необходимо взять благословение у священника, рассказал председатель миссионерского отдела Казанской епархии, священник Александр Ермолин.

Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно

Это был однодневный пост, который длился до 40 часов. В новозаветной Церкви Великий пост (святая Четыредесятница) был установлен в образ этого Господня поста, по той же причине и Рождественский пост длится 40 дней. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую. Самый строгий и продолжительный пост для христиан называется Великим. Он начинается после Масленицы и продолжается до Пасхи.

«Начни — и увидишь, что это свет после ночи»: какие правила действуют в Рождественский пост

В 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая. В 2023 году Апостольский пост длится 30 дней. Итого Великий пост длится 48 дней. Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая. Великий пост, предшествующий празднику Светлого Христова Воскресения — Пасхе — в 2024 году длится с 18 марта по 4 мая.

Великий пост: что можно есть постящимся

Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке[ править править код ] На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах.

Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон.

Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления.

На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды.

Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т. Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи.

Обычная практика — это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи, в строгий пост следует исключить из рациона ещё и рыбу. Сухоядение не практикуется вовсе либо приходится на дни строгого поста со 2 по 6 января.

Вино в умеренном количестве допустимо в субботние и воскресные дни, а также в дни памяти наиболее чтимых святых. Больным, детям и беременным женщинам допускается послабление физического поста. Верующие, которым трудно держать все 40 дней сурового поста из-за здоровья или в силу других причин, также могут просить у своего духовника послабление. Это значит, что пост будет не таким строгим.

Кому нельзя поститься и как подготовиться к посту Поститься запрещено детям до 7 лет. В православных семьях детей начинают приучать питаться в постные дни, как родители, с восьми лет. От поста нужно воздержаться беременным женщинам. Нельзя поститься во время болезни.

Запрещено поститься больным диабетом, онкологическими заболеваниями, а также тем, кто страдает от болезней желудочно-кишечного тракта. К ограничениям поста следует заранее подготовиться. Диетологи советуют начинать отказываться от животной пищи за пару недель по поста: сначала исключить из рациона мясо, затем — молоко и яйца. Обязательно подумайте, чем заменить животный белок.

К слову, разрешённая в пост рыба по количеству белка не уступает мясу, является ценным источником незаменимых жирных кислот омега-3 и омега-6 , богата многими микроэлементами.

Верстами в этой поговорке называют недели. Семь из них перед Пасхой принято посвящать молитве, покаянию и воздержанию. У православных верующих в 2024 году Великий пост продлится с 18 марта по 4 мая включительно. В Православной традиции этот период состоит из: Четыредесятницы сорока дней поста в память об уединении Христа в пустыне перед Его выходом на проповедь , двух праздничных дней Лазарева суббота и Вербное воскресенье , когда пост немного ослабляется, и шести дней Страстной седмицы. Таким образом, Великий пост длится 48 дней. В течение всего этого времени устав предписывает отказываться от мясной и молочной пищи, яиц и даже рыбы она разрешена лишь дважды за весь пост, а один раз позволяется поесть рыбную икру. Но меру пищевого воздержания каждый верующий, посоветовавшись со священником, должен определять так, чтобы обойтись без вреда для здоровья и ущерба для повседневных обязанностей.

Гораздо важнее, чтобы человек находил в своём привычном распорядке больше времени на молитву, и чтобы у него хватало сил и внимания на борьбу со своими грехами.

Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером. Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз. Если в первое время воздержание от пищи до вечера соблюдалось всеми, а не только монашествующими напр. Что же касается ограничений по роду пищи, то в наиболее близкой к Типикону форме они соблюдаются если не считать некоторых особо строгих монастырей у старообрядцев , тогда как в Русской Православной Церкви и других церквях обычно допускаются те или иные послабления. На Западе[ править править код ] На Западе развитие Великого поста шло иным образом. Постепенно утвердился обычай поститься шесть недель, однако, поскольку со временем на Западе в число постных дней вошла и суббота [11] , общая длительность поста составила 36 дней 6 недель по 6 дней, исключая воскресенья. Святой Григорий Великий 560—604 , а вслед за ним и многие средневековые авторы [12] описывал этот период, как «духовную десятину года», поскольку 36 составляет примерно десятую часть от числа дней в году. Позднее, ради исполнения числа 40, добавили ещё 4 дня, в результате чего пост стал начинаться в среду, которая получила название Пепельной среды. Впрочем, следы прежней практики до сих пор остались в т.

Что касается пищевой составляющей поста, то, в отличие от Восточной церкви, на Западе больший акцент был сделан на времени и количествах принятия пищи. Первоначально допускалась лишь одна трапеза, каковая могла начаться только с наступлением вечера. Однако уже достаточно рано мы впервые находим упоминание об этом у Сократа Схоластика [ источник не указан 4030 дней ] стала быть терпимой практика разрешения поста в «девятый час», то есть, в три часа дня. Постепенному приближению времени обеда способствовало ещё и то, что канонические часы Девятый час, Вечерня и т. Девятый час означал, без сомнения, три часа дня, однако служба девятого часа могла читаться сразу после шестого, который соответствовал полудню. Подобным же образом и вечерня, после которой полагалась трапеза, служилась всё раньше и раньше, пока, наконец, не было официально признано, что вечерня в великий пост может служиться в районе полудня как оно и было в Католической Церкви вплоть до литургических реформ середины XX века. Таким образом, хотя в XI веке ещё объявлялось, что принимающие пищу до наступления вечера нарушают великий пост, уже в XIII веке такой обычай стал вполне общепринятым. Дальнейшим послаблением явилось введение вечерних лёгких трапез, т. В таком виде одна полная трапеза и два небольших перекуса этот тип поста именуемый собственно «постом», в отличие от «воздержания», о котором пойдёт речь далее просуществовал до наших дней, хотя и требуется официально лишь для нескольких дней в году. Что же касается ограничений на качество пищи, то есть воздержания, то здесь долгое время также существовали значительные ограничения, хотя они и не доходили до такой строгости, как в Православной церкви.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий