с 7 января по 13-ое. Рождество Христово: традиции и история празднования 7 января. Общественная служба новостей выяснила, каковы новогодние и рождественские традиции в России.
Sorry, your request has been denied.
Как отмечается Рождество в разных регионах нашей страны? Сохранение рождественских традиций народов России в историко-этнографических музеях. Сегодня традиция Рождественских вертепов возрождается, и в интернете можно увидеть афиши из разных городов, приглашающие на такие представления. Как отмечали Рождество наши предки и каким традициям многие следуют до сих пор – на эти вопросы медиаплатформе "Смотрим" ответила исследователь мифов, легенд и культурных традиций народов мира Юлия Соловьева.
Тихий праздник. Как отмечали Рождество на Руси
История[ править править код ] Русская рождественская открытка начало XX века На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века и отмечался 25 декабря. Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год [1]. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года [2]. К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка , а с начала XX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз [3]. В 1920-х годах религиозные праздники, в том числе Рождество, искоренялись атеистическим государством [4] [5]. Однако в ежегодных российских календарях вплоть до 1929 года церковные даты, включая Рождество, были помечены в разные годы либо как праздники, либо как дни отдыха, то есть были нерабочими днями. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово [7]. С этим запретом отменялась и рождественская ёлка, которая стала называться «поповским» обычаем [8].
В 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года 1 января. С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации.
Царь делал тайный выход. Благочестивые государи московские и «всеа Руссии» любили ознаменовывать все великие праздники делами благотворения. Так было и в этом случае. В сочельник, когда вся Москва — и первый богач, и последний бедняк — готовилась, каждый по своему достатку, к празднику, московская голь-нищета переполняла, еще до утреннего света, все площади, в надежде, что царь не захочет, чтобы кто-нибудь из его людей и людишек оставался голодным в предстоящие великие дни.
О тайном выходе знали все, кому о том надлежало знать. Неожиданно совершенное впервые превратилось в обычай; последний — в освященный годами обряд царского обихода. Если не сам государь, то кто-либо из ближних бояр его должен был исполнять положенное. Но только болезнь могла прибегнуть к замене царя приспешником, удостоивавшимся представлять собою священную особу государя. Обыкновенно же этот выход совершался самим царем. Ранним утром, сопровождаемый малым отрядом стрельцов и несколькими подъячими так называемого Тайного приказа, венценосный богомолец выходил из палат. Он был облечен в «смирныя» одежды простого боярина и в то же время был «смирен духом».
Шествие направлялось к тюрьмам и богадельням. В первых растворялись к царскому посещению казематы «сидельцев за малыя вины» и полонянников; во вторых — ждали «светлаго лицезрения государева» увечные, расслабленные, убогие. По улицам и площадям, облегавшим путь, по которым надлежало шествовать участникам тайного выхода, теснился бедный люд, жаждавший получить милостыню из государевых рук. Одновременно с этим по всем стогнам Белокаменной стрелецкие полковники и пользующиеся доверием царевые подъячие раздавали «от щедрот государевых» нищим, калекам и сирым праздничное подаяние. Земский Двор, Лобное Место и Красная Площадь собирали вокруг себя особенно много бедноты, памятовавшей слова указа государева о том, чтобы ни один бедный человек на Москве не остался в этот день без царской милостыни. За четыре часа до рассвета самодержец выходил на благочестивый подвиг. Темень зимней ночи черным пологом лежала над одетою снегами Москвой.
Впереди государя несли фонарь, обок следовали подъячие Тайного Приказа, поодаль — стрельцы. Встречные на пути оделялись деньгами. Прежде всех «узилищ» посещался Большой тюремный двор. Богомольный гость заключенных обходил каждую избу, выслушивая жалобы колодников: одних освобождая по своему царскому милостивому изволению и скорому суду, другим облегчая узы, третьим выдавая по рублю и по полтине на праздник. Всем «сидельцам тюремным» по приказанию государя назначался на великие дни праздничный харч. С Большого тюремного двора государь шествовал на «Аглинской». На этом дворе царева милость изливалась на полонянников.
Шествуя отсюда, в Белом и Китай-городе государь оделял из своих рук всякого встречного бедняка. Возвратившись с описанного выхода в палаты, царь шел в покои на отдых. Отдохнув и переодевшись, он выходил в Столовую избу, или Золотую палату, или же в какую-либо из дворцовых «комнатных» церквей. Царские часы венценосный богомолец слушал, окруженный сонмом бояр, думных дьяков и ближних чинов. В навечерии великого праздника царь в белой, шелком крытой шубе, отороченной кованым золоченым кружевом и золотной нашивкою, шел в Успенский собор, где стоял за вечернею и слушал действо многолетия, «кликанное» архидиаконом. После этого патриарх, по описанию Забелина, «со властьми и со всем собором здравствовал государю»… Произносилось «титло». Государь обменивался поздравлениями с патриархом и всеми присутствовавшими; затем, приняв патриаршее благословение, шествовал в палаты.
В сумерки, при трепетном мерцании первой вечерней звезды, являлось во дворец «славить Христа» соборное духовенство с хорами государевых певчих; к последним иногда присоединялись «станицы» патриарших, митрополичьих и других певческих хоров. Славельщики входили в Столовую избу или в Переднюю палату. Государь принимал гостей по уставу, по обычаю, жалуя их белым и красным медом, который золотыми и серебряными ковшами обносили специальные подносчики.
Это сегодня. А 100 лет назад блюда были другими. Начнем с того, что шесть недель до Рождества длился Филиппов пост. В это время все налегали на рыбу. У людей при деньгах на столе были белуга, осетрина, судак, навага. Бедняки довольствовались лещом и щукой. В последний день поста традиция запрещает завтракать и обедать, немного перекусить позволено в обеденное время только детям.
Рождественский сочельник - день самого строгого поста. Простые люди и духовенство не ели целый день, дожидаясь появления первой, «вифлеемской», звезды, возвестившей рождение Спасителя. Как правильно сервировать Рождественский стол, какие блюда должны быть обязательными и для чего класть солому под скатерть. Праздничные салюты, хлопушки, фейерверки. В новогодние праздники магазины пиротехники зарабатывают чуть ли не годовой бюджет. Улицы городов, поселков и даже маленьких деревень озаряют сотни искр. И этим никого уже не удивить. А раньше ради того, чтобы посмотреть на фейерверк, надо было заранее забронировать столик в ресторане. Традицию новогодних фейерверков в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» действительно располагался на Воробьевых горах, на нынешней улице Косыгина, метров 150 левее смотровой площадки.
Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу. Хотя в деревнях придумали свои салюты и фейерверки задолго до хитроумного ресторатора. Трансляция ночной рождественской службы из храма Христа Спасителя. Это относительно новая традиция. Она появилась в 1991 году. Тогда Центральное телевидение впервые в прямом эфире показало рождественскую службу.
А еще выбирайте фильмы и книги для праздничных вечеров, слушайте рождественские мелодии или ищите интересные события в городах России на нашей интерактивной карте. Знакомьтесь в нашем спецпроекте с историей Нового года и Рождества. Карта мероприятий На интерактивной карте отмечены рождественские и новогодние мероприятия, которые проходят по всей стране.
Трудная история праздника Рождества
Содержание 1 Традиции и обычаи русского народа на Рождество 2 История праздника 3 Рождественские. жданова светлана владимировна Консультация «Рождественские обычаи и традиции в России». Подробное описание Рождественских традиций в России,традиция колядовать,рождественская елка. откуда пришла традиция,рождественская колядка для детей. Лайф выяснял, почему этот праздник настолько популярен в России, каковы его особенности и почему Рождество принято отмечать именно 7 января. История и традиции праздника Рождество Христово. Рассказываем, какого числа отмечают праздник в России в 2024 году и как проходит торжественная служба в храмах. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна.
Рождественские традиции российских немцев: беседа с председателем МСНК Елизаветой Граф
Давайте сегодня поговорим о рождественских традициях в России, а также коснёмся рождественских традиций на Руси. Изначально Рождественские праздники связывали со множеством народных обычаев, но они забылись, после того как в 1918 году празднование Рождества в России запретили. Рождество 2023: традиции, обряды, ритуалы и гадания. Накануне Рождества, в Сочельник, наши предки наводили порядок в своих домах и готовили угощения к столу.
Рождество Христово 7 января: история и традиции светлого праздника в России
Пусть такие разговоры будут короткими, по несколько минут, но если начаты они не за три дня, а хотя бы за пару недель, они сыграют свою роль. Например, подарят радость узнавания: слова, прозвучавшего на рождественской Литургии, образа, увиденного на иконе. Потому что именно понимание и узнавание рождает в душе ребенка доверие и привязанность. Не только к родителям — к вере, к Богу. Они слышат его вечером, когда мама или папа читает им историю Рождества Христова.
Они слышат рассказ педагога в воскресной школе. Смотрят замечательный мультфильм Михаила Алдашина «Рождество». Сами листают детскую Библию и рассматривают картинки. Слушают на ночь отрывок из аудиокниги Ивана Шмелева «Лето Господне» — и вновь узнают о евангельских событиях — из наивного и непосредственного представления, что дает сапожник Зола в доме у Вани, героя книги.
Словно бы эхо от евангельских слов звенит в нашей жизни, когда мы приближаемся к празднику. Обычно я в конце декабря меняю традиционную детскую Библию на отдельную книгу под названием «Рождественская история. Это не адаптированная для детей книга — в ней приведены отрывки из евангельских текстов, выстроенные в хронологическом порядке. Да, но, мне кажется, лет с 4—5 с комментариями родителей небольшие выдержки из Священного Писания на русском языке будут вполне доступны ребенку.
Такое чтение дает понимание важности и сакральности текста, а пояснения помогают раскрыть его суть. Отрывки из Евангелия вполне доступны ребенку: такое чтение дает понимание важности и сакральности текста Ну, а иллюстрации — это нежная, целомудренная и трогательная ода великим событиям. В работах Геннадия Спирина — изящных и строгих одновременно, выдержанных в золотисто-охристой, пыльно-голубой гамме, — есть и отсылки к раннему Возрождению, не чуждому еще византийских черт, и к работам русских мастеров: Поленова, Репина, Врубеля. И самобытность, узнаваемость при этом.
Особого слова заслуживает тропарь праздника. Маленькие дети легко заучивают его наизусть. Если уж иностранные языки даются детскому мозгу гораздо легче, чем взрослому, то церковнославянского, близкого русскому уху, и подавно не стоит бояться. Только важно, чтобы ребенок не зазубрил тропарь, как заклинание: родителю нужно пояснить и рассказать, о чем говорится в этой молитве.
Многие боятся сложности текста. Однако если внимательно прочитать эту молитву, разобрать каждое непонятное слово, все становится на свои места. Достаточно повторения тропаря один раз в день, например во время вечерних молитв. А потом — какая радость петь его вместе с хором в храме!
Ну и со своим маленьким домашним семейным хором перед рождественской трапезой. Рождественская свеча Огоньки гирлянды — этот неизменный атрибут зимних праздников — могут быть не единственными огоньками в доме. Можно купить большую красивую свечу и зажигать ее во время молитвы или чтения Священного Писания. Для малышей важно каждый раз отмечать, что это особенная, рождественская свеча, что мы очень ждем появления на свет Младенца-Христа и поэтому зажигаем ее.
Деньги на Рождественские щедроты откладывали заранее. Причём одаривали не только ближних, но и дальних. И даже совсем незнакомых. Рождество объединяло все слои общества, ведь Христос пришел в наш мир для всех. Рождественская неделя была временем благотворительности. В мемуарах князя Феликса Юсупова находим: "Матушка еще за месяц до праздника спрашивала людей, кому что подарить". Дочь чаеторговца Василия Сабашникова Маргарита с ностальгией описывала: "Мама участвовала в проведении праздников для детей нашего квартала, а мы с друзьями помогали.
В снятом для этого мрачном помещении рядом с пользовавшейся дурной славой рыночной "Сухаревской" площадью собирались дети бедняков. После популярной в народе игры с Петрушкой… зажигали свечи на большой елке. В соседней комнате раздавали подарки. Каждый ребенок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками. Друг моего брата, раздававший подарки, очаровал всех, позволяя ребенку выбирать то, что ему нравится". Библейской истиной "Да не оскудевает рука дающего" руководствовались не только богатые. Художник Кузьма Петров-Водкин вспоминал, как некий сапожник Иван Маркелыч "месяца за полтора до Рождества начал приготовления к вечеру-елке, который должен был состояться в одной из городских гостиниц.
Для детей помимо грошовых подарков готовили спектакль, заранее распределив роли и репетируя". И всё это с любовью и радостью - пришло время отдавать, делиться! Колесников 1879 - 1955 гг. С приближением Рождества и подготовка к празднику становилась напряженнее. Кто побогаче - белугу, осетрину, судачка, наважку; победней - селедку, сомовину, леща... Зато на Рождество - свинину, все. В мясных, бывало, до потолка навалят, словно бревна, - мороженые свиньи.
Окорока обрублены, к засолу. Так и лежат, рядами, - разводы розовые видно, снежком запорошило".
Она считалась отблеском Вифлеемской звезды и символом скорого рождения Иисуса Христа. В Рождество принято вспоминать умерших родственников. В этот день на окна ставят зажженные свечи в дань памяти покойных. Нельзя садиться за стол в темной одежде. Лучше отдать предпочтение нарядам белого цвета. По словам священника Николя Савченко, Рождество нужно праздновать благоговейно. Но христиане должны ограничивать себя.
Не нужно потреблять спиртное, объедаться, в веселье соблюдать рамки и не допускать, чтобы грех вошел в нас, — объяснил он. Что принято дарить на Рождество Христово На Рождество принято дарить подарки, которые несут в себе заботу и радость для человека. Необязательно покупать что-то дорогое. Можно оказать знак внимания вещью, которая сделана своими руками. А из недорогих подарков можно вручить: теплую шапку, варежки или шарф; икону;.
Пятигорск, 1936 год.
Рассказывает очевидец событий того времени: «В 1928—1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля. Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит: «Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! Дети во время новогоднего представления. Автор неизвестен.
С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне. В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками. Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению.
В школах, по воспоминаниям современников, работали целые «ёлочные комиссии», которым поручалось подготавливать праздники для детей, заботясь обо всём: от украшений и пригласительных билетов до подарков и культурной программы вечера. Московский школьник Олег Черневский так описывает своё 31 декабря 1937 года: «…пошли в комн[ату] N 24 там было угощение: мандарины, конфеты, печенье и т. Были и напитки. Танцевали, я танцевал мало, т. Приглашение на ёлку в Колонном зале Дома союзов, 1936 год Взрослые тоже старались интересно отметить Новый год. Домашние празднества запоминались уютом: «У нас встречали Новый, тридцать седьмой год с шуточными стихами, вином, ёлкой, весельем и глубокой убеждённостью: мы живём в прекраснейшем из миров» Русская ёлка. Официальные торжества — пышностью: «Среди зала большая пышная ёлка, связанная из трёх елей.
Блюда были изысканны, разнообразны… Столы уставлены винами». В конце пропагандистского фильма 1936—1937 годов дается универсальный рецепт, как теперь нужно встречать Новый год в Советском союзе: с танцами под джаз или балалайку, с большим застольем, тостами и лозунгом: «Живём мы весело сегодня, а завтра будем веселей! Одно письмо в день — подборка материалов с сайта, ТВ-эфиров, телеграма и подкаста.
Традиции и обычаи русского народа
- Рождество Христово 2025 в России: дата празднования и традиции праздника
- Главная тема
- Как празднуют Рождество Христово в современной России
- Традиции Рождества
- Откуда пришла традиция ставить ёлку на Новый год и Рождество
7 января. Рождество Христово — традиции и обычаи
Справедливости ради стоит напомнить, что Пётр приказал всего лишь украшать церкви и здания еловыми ветками, а не рубить сами деревья, однако позже появилась традиция украшать сладостями и игрушками именно целое вечнозелёное дерево. В ночь перед Рождеством торжественные Богослужения происходили по всей стране, а с утра начиналось прославление Христа: люди ходили по домам с «Вифлеемской звездой», пели гимны во славу Иисуса и Девы Марии. Рождества ждали весь год, потому что второго такого праздника, шумного, весёлого и радостного, в России просто не было. Рождественские подарки детям, нарядная ёлка, девичьи гадания, которые были очень весёлыми и забавными, а иногда завораживающими и таинственными — всё это было возможно только один раз в году. На Рождество устраивались карнавалы и маскарады, ходили ряженые, пели песни, плясали, водили хороводы — хотя эти традиции тоже не приветствовались православной церковью. Было также принято делать визиты соседям и знакомым, приглашать гостей и устраивать смотрины невест. В честь Рождества Христова в России возводилось много храмов и монастырей.
Колядование Колядование, хотя его связывают не столько с христианскими, сколько с языческими традициями. Коляда в славянской религии был символом поклонения Солнцу, дающему процветание всему живому; веселью, плодородию, богатому урожаю и счастливому браку — вечным человеческим ценностям. Когда как раз в это время на Руси стали праздновать Рождество, коляды слились с ним — получился своеобразный гибрид религий, однако постепенно большинство языческих символов было вытеснено под влиянием христианской церкви. Что означало колядовать, сегодня точно никто не скажет, однако мы всегда склоняемся к тому объяснению, которое дал Н. Гоголь в известном произведении «Ночь перед Рождеством»: это значит петь у дверей или под окном дома колядки. Хозяева дома за это бросают колядующим в особый мешок каравай хлеба, пироги, сладости, колбасу или даже немного денег — кто что сможет и захочет.
Церковь пыталась запретить колядки, но они оказались живучими; правда, сегодня в колядках мало что осталось от языческих обрядов: в них поётся про младенца Иисуса Христа, про пожелания счастья и здоровья хозяевам дома, и вообще эти песнопения носят очень позитивный характер. Народные приметы и гадания Как и в старинные времена в Рождество в России принято гадать. Гадают с самого праздника вплоть до Крещения Господне. Гадают прежде всего на жениха или на судьбу. Рождественские гадания особенной популярностью пользуются у незамужних девушек. Хотя в старину, на Рождество гадали и юноши.
У крестьянских девушек существовало интересное гадание, когда они устраивали под своей кроватью импровизированный колодец из поленьев, и, ложась спать, говорили такие слова: «Суженый, приди по воду». Вообще способов увидеть суженого было достаточно много, и конечно, именно это гадание было у девушек самым любимым. С сочельником также было связано много разных народных примет. Например, если в сочельник всё небо усеяно звёздами — жди богатого урожая гороха, хорошего приплода домашнего скота, много ягод и грибов в лесу. Если деревья покрыты инеем — будет много хлеба, если метёт метель — будут роиться пчёлы.
Он так и называется — Рождественский. Или Филиппов потому что начинается с дня памяти апостола Филиппа. Пост — это прежде всего время особой духовной собранности, молитвы, трезвения, обуздания своих дурных склонностей. Ну а что касается пищи, то, если следовать строгому уставу, в дни Рождественского поста 28 ноября — 6 января : не едят мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр в понедельник, среду и пятницу — не едят рыбу, не пьют вина, еда готовится без масла сухоядение во вторник, четверг, субботу и воскресенье — можно готовить пищу с растительным маслом по субботам, воскресеньям и в великие праздники разрешена рыба.
Накануне Рождества Христово ничего не едят до появления первой звезды. В ночь с 6-го на 7 января христиане идут на Рождественскую службу. В храмах совершается литургия святого Василия Великого. Поют песнопения Рождества Христова. Тропарь Рождества — основной гимн праздника — мог быть создан уже в IV веке: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Как правильно сервировать Рождественский стол, какие блюда должны быть обязательными и для чего класть солому под скатерть. Праздничные салюты, хлопушки, фейерверки. В новогодние праздники магазины пиротехники зарабатывают чуть ли не годовой бюджет. Улицы городов, поселков и даже маленьких деревень озаряют сотни искр.
И этим никого уже не удивить. А раньше ради того, чтобы посмотреть на фейерверк, надо было заранее забронировать столик в ресторане. Традицию новогодних фейерверков в 1891 году завел московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» действительно располагался на Воробьевых горах, на нынешней улице Косыгина, метров 150 левее смотровой площадки. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу. Хотя в деревнях придумали свои салюты и фейерверки задолго до хитроумного ресторатора. Трансляция ночной рождественской службы из храма Христа Спасителя. Это относительно новая традиция. Она появилась в 1991 году. Тогда Центральное телевидение впервые в прямом эфире показало рождественскую службу.
Но 100 лет назад телевидения еще не было. Верующие обязательно шли на праздничную службу в храм. Желающих было так много, что вход был… по билетам! Почти как на Кремлевскую елку. Что такое вертеп, для чего он нужен и как на самом деле выглядит пещера Рождества? Наши новогодние праздники менялись несколько раз. Сначала Петр I перенес Новый год с сентября на январь, потом большевики внесли свою лепту, перейдя на Григорианский календарь. Так в России появился еще один праздник — Старый Новый год, который отмечают в ночь с 13 на 14 января. И сегодня у нас большие зимние каникулы, четыре праздника.
В этом время нельзя было потреблять скоромную пищу — мясо, яйца, молоко и другие калорийные продукты. Считалось, что о рождении Иисуса Христа возвестила яркая звезда. Поэтому окончание поста было приурочено к появлению первой звезды на вечернем небе в канун праздника. В последний день поста до этого момента вообще не принято было есть. Сжигание снопа Рождество также знаменовало окончание сельскохозяйственного года. Во время сбора урожая глава семейства выбирал лучший сноп пшеницы и ставил его под иконы, как благодарность Богу за хороший урожай. В канун Рождества этот сноп сжигался, символизируя тем самым надежду на следующий урожай. В это время было принято менять как можно больше в своей жизни — надевать новую одежду, обувь, покупать дорогие вещи. Вертеп, ряженные и коляда Традиция создавать праздничные театры, вертепы, пришла к нам лишь в начале позапрошлого века.
Как празднуют Рождество в России. Традиции и обычаи.
Давайте сегодня поговорим о рождественских традициях в России, а также коснёмся рождественских традиций на Руси. 4. Существует традиция Рождественских вертепов. Конечно, сегодня гадания стали для нас добрыми шуточными традициями, в каждой семье есть свои рождественские обычаи, соблюдение которых помогает сохранить теплую, дружескую, домашнюю атмосферу. В нашем материале — коротко о том, откуда пошли рождественские традиции, ставшие общеевропейскими, и об особом колорите празднования Рождества в некоторых местностях и странах.
Рождество в 2024 году: вспоминаем традиции, идем в храм, печем козули
Общественная служба новостей выяснила, каковы новогодние и рождественские традиции в России. © Алена Хлестунова Рождество-2022 в России: традиции, обычаи, приметы. В статье Серафима Ореханова «Рождество Христово и Святки в 2020 году» вы узнаете еще больше об истории и традициях Святок в России. В России существует огромное количество традиций и обычаев, которых придерживаются люди в дни светлого дня.
Рождество в России
Любят и чтут этот праздник не только среди верующих, но и в светских кругах. Как празднуют Рождество Христово в современной России Рождество продолжает серию новогодних праздников, поэтому улицы городов и деревень уже украшены иллюминацией, гирляндами. На площадях в центре устанавливаются большие живые или искусственные елки с новогодней атрибутикой. Каждая семья готовится к Новому Году и Рождеству: покупают и наряжают елку, украшают дом. Домочадцы обязательно планируют подарки и поздравления друг для друга.
Особенно ценятся сувениры, гостинцы и украшения, созданные своими руками. С наибольшим трепетом ожидают это событие дети, ведь они верят в чудо и сказку. Празднованием Рождества завершается продолжительный Рождественский пост. Всем известен старый обычай колядок на Рождество, когда дети и молодежь ходят по домам, славят Христа в песнях и стихах, поют разные пожелания для людей, а за это получают сладкое угощение или вознаграждение в виде монеток.
Даже сейчас дети колядуют: наряжаются и ходят по квартирам и домам, поют песни, рассказывают стихи на Рождество. Рождество является началом Святок святых дней , которые продолжаются до дня Крещения 19 января. В околорождественской традиции этот период считался самым благоприятным для гаданий. Особенно прельщала ворожба как способ предсказания судьбы незамужних девиц.
Ритуалы любили проводить в полночь в темноте и при свечах, что создавало особенно мистическую атмосферу. Гадали и по расплавленному воску свечи, который выливали в воду и пытались рассмотреть образ застывшей фигуры. Было распространено и гадание на кофейной либо чайной гуще. Не обходилось и без зеркала.
К Рождеству хозяева обязательно прибирались в избах, топили бани, стелили чистую скатерть, готовили новую одежду для праздника. Хозяйки клали под скатерть сено, что символизировало ясли Иисуса Христа. Под столом часто размещали железный предмет топор , на который гости ставили ноги, что символизировало крепкое здоровье и сильный дух. По углам стола располагали монеты, купюры, соль и чеснок для благополучия в доме.
В сам праздник уже ничего не делали: не плели, не шили, не готовили и не убирали в доме под страхом бед и несчастья. Важно знать! Колядование и гадания, дошедшие до современных дней, являются «околорождественскими» обычаями, так как идут в разрез с духовным смыслом православного праздника Рождества, из-за своего языческого происхождения. Но несмотря на это, они прочно закрепились в русской культуре.
Праздник всегда сопровождался прославлением Иисуса Христа, но в том числе и народными гуляниями. В 17-18 веках в России появилась традиция устраивать вертепный театр: в ящике-вертепе с помощью тряпичных кукол разыгрывались сцены о рождении Христа. В 19 веке повсеместно символом Рождества стала наряженная ёлка, а в 20 веке появился и тот, кто приносит подарки детям — Дед Мороз. После Октябрьской революции в 1917 г.
Обычай начал распространяться от престижных образцов императорской семьи, позже он спустился на уровень сначала столичного петербургского дворянства, а потом елка стала неким модным явлением. Обычай стал широко распространяться во всех слоях, прежде всего, городских. Я хочу подчеркнуть, что крестьянская традиция не усвоила этот модный атрибут вплоть до революции. В крестьянской среде Святки и все святочные праздники отмечали исключительно в рамках традиционной культуры.
А городская среда, причем вполне разночинная, уже освоила этот обычай в 40-50-е годы XIX века, например, Федор Михайлович Достоевский это видно из его писем и дневников очень хлопотал о том, чтобы у его детей была елка, поскольку это модно и престижно. Подчеркну, что все это было исключительно детским праздником, а не взрослым. Начиная с середины XIX века, возникает коммерческое обслуживание елочной традиции, то есть появляются мастерские, которые делали всю елочную атрибутику — игрушки, хлопушки, все предметы увеселения, которые нужны для рождественской елки. В этот момент в русской литературе появляется специфический жанр — святочный рассказ.
Образец такого рассказа все мы читали у Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Автор рассказывает о сироте, который в рождественскую ночь через окно видит, как у богатых людей дети танцуют, веселятся вокруг елки, получают разные замечательные подарки. Структура рассказа примерно похожа на «Девочку со спичками» Г. Таким образом, в русской литературе появляется такой особенный жанр — святочный рассказ.
Все мы знаем строки: «Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал». А потом случается чудо, и в результате этот замерший, голодный сирота в эту праздничную ночь получает свое счастье у рождественской ели. Таким образом, к началу XX века рождественская елка прочно завоевывает свое место в городской рождественской праздничной традиции. С этим обычаем складывается определенная атрибутика и определенная обрядовая структура, вместе с литературными текстами появляется изобразительный ряд.
Прежде всего, это рождественские открытки с елочной атрибутикой, которые было принято посылать друг другу, чтобы поздравить с рождественскими праздниками. Это была некая дань моде. Я уже упоминала о том, что формируется специальная индустрия, которая обслуживает эту всю рождественскую елочную тематику. И елка к этому моменту уже прочно входит в состав рождественских праздничных увеселений, хотя понимание того, что это заимствованный обычай все же сохраняется.
Особенно это начинает актуализироваться с началом Первой мировой войны, когда появляются ура-патриотические «головы», призывающие прекратить наряжать рождественскую елку потому, что в условиях войны с немцами мы продолжаем поддерживать этот немецкий обычай — так писали газеты в 1914 году. Можно сделать вывод, что еще в начале XX века ель продолжает оставаться как бы эхом немецкой рождественской традиции. Но при этом, если мы посмотрим с вами на эмигрантскую литературу, например, на воспоминания Марины Цветаевой, Ивана Шмелева и ряда других писателей, то в воспоминаниях о своем детстве в России все они маркировано вспоминают рождественскую елку, которая устраивалась взрослыми для детей. При этом очень красочно ее описывают.
Подчеркну, что наряжали елку именно взрослые, клали под нее подарки, а только потом впускали детей, которые в этом таинстве не участвовали. Такая структура сложилась к моменту революции, к 1917 году. Елена Евгеньевна, а когда в культуре появляются наши традиционные персонажи, которые неизменно связаны с рождественскими праздниками - Дед Мороз и Снегурочка? Это достаточно сложный вопрос.
Если мы обратимся к XIX веку, то в этот период времени таких персонажей рождественского праздника как Дед Мороз и Снегурочка, какими мы представляем их себе по образцам второй половины XX века, не было. Здесь можно говорить о двух составляющих. Во-первых, о персонификации мороза — зимнего периода года, в традиционной культуре, которая была преимущественно крестьянской. Во-вторых, о литературных образах, которые существовали в авторских текстах.
Если мы обратимся к традиционной культуре, то у восточных славян и в русской традиции существовала персонификация мороза как зимнего времени года. В частности это проявлялось в том, что на Рождество, а иногда в другие дни Святок, этого «мороза» приглашали на праздничный ужин в Сочельник, кутью есть. Хозяин дома выходил во двор и громко кричал: «Мороз, мороз, приходи кутью есть! А если сейчас не придешь, то и весной не приходи, наши посевы не морозь, наших телушек не трогай, никак нам не вреди.
А если придешь, будем кнутом бить! Это действие имело чисто профилактический смысл и делалось для того, чтобы весной не было заморозков. При этом, конечно, это был не Дед Мороз в нашем традиционном понимании. Это была не ряженая фигура, а условная персонификация, к которой обращались в чисто охранительных целях.
Другое дело, что в русской литературе во второй половине XIX века возникает ряд текстов, в которых появляются образы, олицетворяющие зимнее время года, мы видим это в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович». А вот в пьесе-сказке Александра Островского «Снегурочка», появляется образ, который повлиял на формирование уже советского новогоднего персонажа Снегурочки. Вообще, в этот период в русской литературе рождается много текстов, в которых авторы пытаются осмыслить ту персону, то мифологическое существо, которое приносит детям елку и рождественские подарки.
Считалось, что они скоро исполнятся. Для этого писали задуманное на небольшом листе бумаги и клали на ночь под подушку. Чтобы узнать, каким будут будущий муж, девушки считали иголки на ветке ели. Если четное количество, то живет поблизости, нечетное — с чужого края. Гадали с помощью воска. Его плавили в ложке над свечой и выливали в чашку с холодной водой. По фигурам предсказывали будущее. Читайте также: Гадание на воске: как узнать будущее, значение символов и фигур А еще клали перед сном под подушку гребень и просили жениха прийти расчесать волосы. Верили, что мужчина непременно приснится. Утром, 7 января, по традиции все ходили в гости, просили друг у друга прощения, мирились даже самые заклятые враги. Грустить, ссориться в этот день было нельзя. Приметы на Рождество 2023: что нельзя делать 7 января и можно Нельзя стирать, убираться. Делать это в праздник считалось грехом, а еще, по поверью, можно вымести из дома счастье и удачу. Запрещалось стричься, так как можно укоротить свою жизнь. Не разрешалось ругаться, иначе в ссорах весь год пройдет.
Ещё одна традиция — делиться. На ужин в Рождество обязательно старались пригласить людей одиноких или бедных, чтобы и они могли отметить праздник. После поста, который предшествует Рождеству, стол старались накрыть побогаче. Часто подавали блюда из мяса — жареного поросёнка или гуся. Стол и дом старались украсить свечами. Их огонь символизировал звезду, загоревшуюся на небе в Рождество. С самим днём Рождества было связано немало примет. Например, тёплый день предвещал холодную весну и богатый урожай. Больше новостей в нашем.