Новости. Фотографии. Фильмы Сергея Параджанова.
Скончался единственный сын кинорежиссера Параджанова
32 года назад фильм режиссёра Сергея Иосифовича Параджанова «Ашик-Кериб» получил сразу две награды учреждённой в 1988 году премии Европейской Киноакадемии. Один из следователей, майор Макашев, по воспоминаниям Параджанова, обвинял режиссера в том, что тот якобы изнасиловал 30 членов КПСС. По традиции, коллектив Музея Параджанова, вместе с друзьями музея и Маэстро посетили Пантеон им. Комитаса и отдали дань памяти режиссеру. – Режиссер Сергей Параджанов оставил после себя много впечатлений, он был одним из самых свободных людей, которых я видел в жизни. Сергей Параджанов регулярно получал письма поддержки от Федерико Феллини, а Луи Арагон организовал Международный комитет по освобождению режиссера.
Дом,который построил Параджанов.
Но ВГИК был местом, где зарождалось новое советское кино, ожидавшее своего часа, — вместе с Параджановым учился, например, Марлен Хуциев. Сергей Параджанов Фото: Валерий Плотников Во время учебы режиссер столкнулся с первым преследованием за гомосексуальность. В 1948 году 24-летнего Параджанова вместе с несколькими юношами задержали в Тбилиси и обвинили в сексуальных связях с писателем и чиновником Министерства государственной безопасности СССР Николаем Микавой. Будущего режиссера признали виновным, но вскоре освободили по апелляции. В последующие годы он не отрицал своей гомосексуальности, но в интервью много раз говорил, что с Микавой знаком не был: «Только дьявол знает, что тогда случилось». Несмотря на обвинения в мужеложстве, Параджанова не отчислили из ВГИК, и после выпуска он отправился в Украину: именно туда его распределили. В Киеве Параджанов снял свой первый полный метр «Андриеш» и женился на дочери дипломата.
За 10 лет он снял еще несколько картин, в том числе «Украинскую рапсодию» и «Цветок на камне». Фильмы пользовались средним успехом, были выдержаны, скорее, в соцреалистическом ключе и большой славы Параджанову не принесли в отличие от салона, который он устроил у себя дома и где принимал киевскую богему. Режиссер остро переживал, что его ранние работы отвечали требованиям официального курса. Его приятель Иван Драч вспоминал, что однажды Параджанов зарыдал: «Я ничтожество! Мне 40 лет, а я ничего не сделал! Я бездарь!
Картина была приурочена к 100-летию со дня рождения писателя, а проект получил зеленый свет на самом верху украинского партийного руководства. Но вместо классической экранизации Параджанов показал новаторское, экспериментальное кино. Это условное деление точные правила определения все равно оставались на усмотрение внешнего критика , но Шкловский сформулировал критерий, который определял, чем занимались советские режиссеры. После «Теней» Параджанова стали относить к направлению поэтического кинематографа. Кадр из фильма «Тени забытых предков», 1964 год История начинается как рассказ о гуцульских Ромео и Джульетте и превращается в психоделическое путешествие по обрядам, традициям и правилам жизни Карпат. Главный герой Иван пытается преодолеть боль от гибели своей возлюбленной Марички.
Его насильно женят на другой, но счастья это никому не приносит, и Иван несется навстречу своей смерти. Параджанова больше всего интересовало не «что?
Недавно кто-то специально залил водой цех. Всю ночь, стоя в ледяной воде, вёдрами выгребал воду. Харкаю кровью. Неужели это мой конец? Я скучаю по свободе.
Где я — это страшно! Из-за издевательств Параджанов совершил попытку суицида. В тюрьме режиссёр заболел сахарным диабетом. Параджанов тяжело переживал случившуюся в 1975 году смерть матери. Из лагеря он вёл переписку не только с родными, но и с Тарковским, Михаилом Вартановым , Лилей Брик и т. Постепенно режиссёр освоился в тюрьме и даже приобрёл некоторый «авторитет», связанный с его творческим талантом. Параджанов продолжал в тюрьме свои художественные поиски: делал различные рисунки и поделки, нарисовал серии иллюстраций «Евангелие от Пазолини » посвятив её убитому коллеге, творчество которого высоко ценил , «Джоконда» интерпретации картины Леонардо да Винчи , написал ряд новелл, легших в основу сценария фильма « Лебединое озеро.
Зона » [7] [20] [23] [26]. Первым делом он посетил могилу матери, с которой не успел проститься. В своём доме Параджанов снова открыл своеобразный салон, где постоянно были гости и происходили творческие вечера, где он поражал людей ежедневными «представлениями-шоу». Он также продолжил свои художественные поиски, создавая коллажи, инсталляции, кукол, аксессуары, скульптуру и т. Параджанов возвратился и к написанию сценариев, однако их никто не рассматривал. В 1978 году он обратился к руководству «Арменфильма» с просьбой реализации проектов «Ара Прекрасный» или «Давид Сасунский», однако ответа не последовало. Жил режиссёр на средства, вырученные от продажи антиквариата [7].
Любимова «Владимир Высоцкий». В своей речи он опять подверг критике власть и её культурную политику. В январе 1982 года в Тбилиси приехал опальный Тарковский — это была последняя встреча друзей. В результате Параджанов снова попал в поле зрения КГБ. Было открыто дело якобы о даче им в 1978 году взятки при поступлении племянника Георгия в Тбилисский театральный университет. Следователи стали вымогать у режиссёра взятку за якобы закрытие расследования. Новый арест вызвал большой резонанс, последовали ходатайства об освобождении от известных деятелей культуры: А.
В результате, пробыв в тюрьме 9 месяцев, 5 октября на последнем судебном заседании Параджанов получил условный срок и был освобождён в зале суда [7]. Параджанов и Л. Мкртчян После этого жизнь Сергея Параджанова неожиданно изменилась. Шеварднадзе не только привело к освобождению режиссёра, но и вновь открыло ему путь в кинематограф. Чтобы не вызывать недовольства Москвы, режиссёром картины был номинально объявлен Д. Абашидзе , а в его «помощники» утверждён Параджанов. Картина, сценарий которой был значительно переписан режиссёром, повествует о развитии, смысле жизни, расплате и саморазрушении, покаянии, самопожертвовании и гражданском долге.
Фильм был представлен на ряде международных кинофестивалей и получил мировое признание [7]. В 1985 году в СССР была провозглашена перестройка. В этом году Параджанов снял короткометражный художественно-документальный фильм « Арабески на тему Пиросмани », повествующем об известном грузинском художнике. Однако вскоре режиссёр подвергся острой критике грузинских националистов за «искажение образа Пиросмани и национальных традиций» в фильме «Легенда о Сурамской крепости» [7]. В декабре в гости к режиссёру приехал американский поэт, основатель битничества Аллен Гинзберг [7]. В 1986 году Параджанов приступил к работе над сценарием «Мученичество Шушаник» по мотивам произведения Иакова Цуртавели , создал серию эскизов для постановки «Гамлета», написал сценарий «Сокровища горы Арарат» [7]. В 1987 году в Союзе кинематографистов Грузии состоялась первая выставка живописных работ Сергея Параджанова «Бал в мастерской кинорежиссёра», которая имела большой успех.
В 1988 году выставка прошла и в Ереване, в Музее народных искусств. Как её итог, было принято решение о создании Музея Параджанова в Ереване [7]. В 1987 году Параджанов приступил к работе над фильмом « Ашик-Кериб » по мотивам сказки М. Первоначально режиссёр собирался экранизировать другое его произведение, сценарий по которому написал ещё в 1960-х « Демон ». Однако в ходе подготовки планы поменялись. Эту фантасмагоричную сказку о трудном жизненном пути художника Параджанов посвятил памяти своего друга Тарковского, умершего в эмиграции [7]. Марчелло Мастроянни в гостях у Параджанова В 1987 году Параджанов принял участие в Роттердамском кинофестивале , где ему был вручён приз за лучший инновационный фильм.
В этом же году посетил Мюнхен , Венецию и Нью-Йорк. К Параджанову приходит мировая слава. В апреле 1989 года на Стамбульском кинофестивале он получил за фильм « Ашик-Кериб » Почётный приз жюри, в своей речи он выступил за мир и дружбу между армянами и азербайджанцами, против разгорающегося карабахского конфликта. В этом же году Юрий Ильенко снял по совместному сценарию с Параджановым фильм « Лебединое озеро. Зона » по мотивам новелл, посвящённых тюремному заключению режиссёра [7]. Могила в Пантеоне Комитаса. В результате 7 июня состоялся первый день съёмок параджановского фильма-автобиографии «Исповедь», сценарий к которому был начат ещё в 1969 году.
Было отснято 300 метров рабочей плёнки. Этот день оказался последним съёмочным днём в жизни режиссёра — на следующий день он начал кашлять кровью. Параджанову диагностировали рак лёгких , он был госпитализирован и прооперирован в Москве, однако опухоль дала метастазы. Режиссёр возвратился в Тбилиси, где состояние его постепенно ухудшалось. Ему поступали различные предложения и приглашения, однако сил у него оставалось мало. В конце года Параджанов всё-таки поехал на кинофестиваль в Лиссабон. Оттуда он возвратился уже в Ереван, в дом своей университетской подруги Галины Мисакян, которая стала ухаживать за ним.
Однако спасти Параджанова было уже невозможно — состояние его стремительно ухудшалось. Прощание с Параджановым прошло 25 июля в Армянском театре оперы и балета. Похоронен после многотысячного шествия в Пантеоне парка имени Комитаса [7].
Об этом 28 сентября написал грузинский фотограф и близкий друг Сурена Юрий Мечитов на своей странице в Facebooк, подкрепив пост редкими фотографиями режиссера и его сына. Причина смерти не сообщается. Несмотря на то, что отец был известным режиссером, Сурен Параджанов не захотел идти по его стопам. После окончания школы он поступил в архитектурный институт, затем еще три года проработал по специальности.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион Режиссёр Георгий Параджанов сломал ногу при входе в храм в Москве Фото: kino-teatr. Неприятный инцидент произошёл в воскресенье на улице Поликарпова в Москве. Актёр и режиссер Георгий Параджанов подвернул ногу и упал около храма, куда направлялся на воскресную службу.
К 100-летию Сергея Параджанова: подборка материалов о великом режиссере
На 63 году жизни скончался единственный сын Сергея Параджанова — Сурен», — написал он. Известно, что Сурен Параджанов родился в 1958 году. Он учился на архитектора, после окончания вуза несколько лет работал по профессии, а потом занялся бизнесом.
На лекции о великом режиссере расскажет его биограф, журналист Игорь Оболенский. Лауреат множества премий, творец, внесший вклад в мировой кинематограф, автор фильмов «Цвет граната», «Тени забытых предков» и многих других картин.
Кем он был? Прежде всего, сказочником! В юности Параджанов учился в консерватории, работал на фабрике ёлочных игрушек, а в итоге стал режиссером, чьи фильмы восхищают весь мир. У Параджанова тюремное начальство интересовалось, кто это.
Он учился на архитектора, после окончания вуза несколько лет работал по профессии, а потом занялся бизнесом. В июне прошлого года на 81-м году жизни от инсульта умерла его мать и жена режиссера — Светлана Щербатюк-Параджанова. Сам Параджанов скончался в 1990 году.
После того, как он с трудом встал, заметил, что потерял свой телефон в снегу. Он вернулся к подъезду и попросил соседа о помощи с звонком в скорую. После осмотра в больнице, режиссер был отпущен домой со травмой ноги.
Сергей Параджанов: сумасшедший гений или человек с другой «планеты»
Георгий Георгиевич Параджанов является известным российским актером, кинорежиссером, сценаристом и художником. Он также является племянником известного советского и армянского кинорежиссера и художника Сергея Параджанова.
И не только Кустурица. Не забудем в биографии и о тюрьме, об арестах, о травле. Это было, этого нельзя отрицать. Но даже из этих своих страшных переживаний Параджанов вынес … любовь. Или у него ее было так много, что даже век-волкодав оказался перед ней бессильным. Сегодня, в день 100-летия мастера, многие вспоминают его фильмографию, но в случае с Параджановым правильнее было бы вспомнить Параджанова-мудреца. Ведь он совсем не случайно рассыпал в своих письмах и автобиографиях афоризмы, знал, что со временем потребность в любви и чуде будет только возрастать. Потом увидел облака, красивую мать, горы, собор, сияние радуги, и все - с балкона детства.
Чтобы не отстранить предмет своим присутствием. Чем меньше будет слов, тем больше будет пластики, выразительности. У нас изобилие слов в газетах и везде.
По словам главы Института национальной памяти Украины Антона Дробовича, юридическая реабилитация Параджанова является «непревзойденным и знаковым событием». В тюрьме он пробыл четыре года. Накануне российские певцы вернулись в чарты стран бывшего СССР.
Когда «Рублев» претерпевал цензурное «хождение по мукам», как раз в это время был запущен в производство «Цвет граната». И авторское название «Саят-Нова», и концептуальный замысел Параджанова явно перекликались с идеями и опытом Тарковского. В центре того и другого фильма — во многом загадочные, почти апокрифические персонажи: русский иконописец и армянский поэт-музыкант, о которых не так уж много доподлинно известно.
Общность — и в притчево-аллегорическом языке, в новаторской драматургии обоих произведений, в решительной ломке унылого канона биографического кино. И еще одно судьбоносное сближение: одним из переводчиков Саят-Новы на русский был Арсений Тарковский, отец Андрея. Переводить приходилось с армянского, грузинского и тюркского старо-азербайджанского , на которых сочинял свои стихи и песни ашуг. Есть и существенные отличия. Параджанов раскрывает поиски поэтом Бога, любви, истины, его отношение к светской власти и народу, к войне и насилию иными, чем в «Рублеве», средствами -- знаково-символическими, с привлечением ресурсов фольклора и этнографии. У Тарковского больше земной прозы, жесткого реализма, или даже гиперреализма; недаром его обвиняли в том, что он очернил рублевскую эпоху. По-своему этот конфликт интерпретировал Андрей Кончаловский, сам приложивший руку к сценарию «Рублева», в статье «Мои шестидесятые», напечатанной в журнале «Искусство кино»: "Андрей Рублёв" «На чем строилась новая режиссура? Прежде всего на фактуре… Первым и главным нашим желанием было добиться правды фактуры. Нас волновали трещины на асфальте, облупившаяся штукатурка, мы добивались, чтобы зритель не ощущал грима на лицах и видел грязь под ногтями героев.
Тарковский на этом буквально повредился. Он в любом своем фильме добивался фактуры, никогда ее не выхолащивал… Запретили «Андрея Рублева» потому, что он был неприятен с точки зрения фактуры, в нем не было привычного киноглянца…». Очень важное замечание, как и содержащийся в этой статье анализ творческого противостояния прогрессивных режиссеров-шестидесятников их консервативным предшественникам. В число последних попал даже Михаил Ромм, учивший Тарковского и Кончаловского. Его фильм «Девять дней одного года» стал одним из манифестов оттепели, эпохи «физиков и лириков», но если по своим идеям это было новое кино, то стилистически оно эпохе не соответствовало. Как пишет Кончаловский, все эти «павильоны, парички, причесочки Смоктуновского, вылизанные, выхолощенные кадры» воспринимались как «фанера». Как голливудская или сталинская эстетика, что в глазах молодых режиссеров было одно и то же. Однако поэтика «синема верите», потока жизни, непричесанных фактур не исчерпывала художественного арсенала шестидесятых. Параллельно ей, споря с ней и часто тесня ее, на экраны пробивалась декоративность, эмоциональная красочность, связанная в том числе с появлением более чувствительной цветной пленки и съемочной аппаратуры.
В следующем десятилетии эту эстетику назовут «новой зрелищностью»; в нее впишется и «Зеркало» Тарковского. Драматургии действия противопоставлена мощная драматургия живописи и цвета. Параллельным путем шли в это время Жак Деми в «Шербурских зонтиках», Аньес Варда в «Счастье», Антониони в «Красной пустыне», но они работали на современном материале. У Параджанова же ультрасовременное находило неожиданную подпитку в архаичном искусстве.
В печатном номере
- Афиша Воздух: Цвет граната: мир Параджанова в 23 главах – Архив
- К 100-летию со Дня рождения Сергея Параджанова
- В РОСФОТО открывается выставка к 100-летию Сергея Параджанова
- В России вспомнили, чем прославился режиссер Сергей Параджанов
«Сумасшедший на свободе». 5 случаев из жизни Сергея Параджанова
1966, 15 мин. Режиссёр Сергей Параджанов Актёры: Антонина Лефтий, Тенгиз Арчвадзе, Афанасий Кочетков, Вия Артмане. Режиссер Кияков круто замешал в своем творении классические и современные мотивы: от заимствованных из киноэстетики великого режиссера Сергея ПАРАДЖАНОВА до ритмов. Её приурочили к юбилею знаменитого режиссёра Сергея Параджанова. 2 октября в Голубом зале РГБИ состоялось открытие экспозиции, посвященной выдающемуся режиссеру Сергею Параджанову. К 90-летию Сергея Параджанова. Известный кинорежиссер Георгий Параджанов получил травму утром 7 февраля во дворе дома на севере столицы.
Сергей Параджанов: гений сумасбродных выдумок
Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год. По совету Бориса Шкловского режиссер взялся за проект новогоднего телефильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена, однако и он не осуществился из-за ареста Параджанова. По традиции, коллектив Музея Параджанова, вместе с друзьями музея и Маэстро посетили Пантеон им. Комитаса и отдали дань памяти режиссеру. 32 года назад фильм режиссёра Сергея Иосифовича Параджанова «Ашик-Кериб» получил сразу две награды учреждённой в 1988 году премии Европейской Киноакадемии.
Другие новости раздела
- “Твое дело закроют, если дашь показания, что к тебе приезжал уколоться Гонгадзе”
- Трагическая любовь
- Оставить заявку
- Bel Suono «Три рояля под открытым небом»
- Оставить заявку
- Сергей Параджанов: гений сумасбродных выдумок
В «Росфото» откроется выставка, посвящённая Сергею Параджанову
Специально к выставке "Рядом с Параджановым" в "Росфото" подготовлена публичная программа: экскурсии, мастер-классы по коллажу, лекции, кинопоказы, встречи с современными авторами экспериментального кино. В Ереване находится музей с постоянной экспозицией, посвященный Параджанову. Его коллекция представляет художественное и литературное наследие культового режиссера, состоящее примерно почти из 1,5 тыс. В музее также представлены неопубликованные сценарии, либретто и различные произведения искусства, которые Параджанов создал, находясь в заключении в том числе знаменитые "талеры", монеты, выдавленные на крышках от бутылок с молоком.
Успех в СССР и за рубежом пришёл к нему после выхода фильмов «Цвет граната» и «Тени забытых предков», последний из которых тепло встретили за границей.
Лента получила специальные призы жюри кинофестивалей в Салониках и городе Мар-дель-Плата. В своих фильмах Параджанов воплощал аллегории и притчевые сюжеты.
Книга состоит из десяти очерков, в которых автор последовательно обращается к эпизодам биографии Сергея Параджанова, говорит о его становлении как режиссера, взаимоотношениях с учителем Игорем Савченко; о том, как приходилось выживать Параджанову-художнику, какой чередой компромиссов были для него первые картины, вомногом неудачные, но совершенно необходимые; о том, как порой такому щедро одаренному человеку, каким был Параджанов, требуется время для того, чтобы обрести свой голос, выработать уникальный язык. Предзаказать книгу можно на крауд-платформе Planeta. В оформлении использованы фотографии Юрия Мечитова.
Редакция Армянского музея Москвы делится отрывком из статьи поэта Геогрия Кубатьяна, где он приводит свои размышления об этих противоречиях и о том, как их можно разрешить. Сергей Параджанов — гений парадоксов Сергей Параджанов говорит о режиссуре. Сергей Параджанов вошел в мировую историю как выдающийся режиссер, создатель знаменитых «Теней забытых предков» и «Цвета граната». Впрочем, кинематографом его таланты не ограничиваются. О художественном мастерстве — коллажах и инсталляциях — известно многим. Однако Параджанов обладал также невероятной музыкальной одаренностью: помнил наизусть целые оперы и давал концерты друзьям. Кроме того, он увлекался и танцами и даже сам ставил их для своих фильмов. Но почему же Сергей Иосифович при таком множестве талантов и несмотря на все трудности выбрал именно кино?
Дом,который построил Параджанов.
Режиссер Александр Атанесян рассказал Мессереру одну из тысяч необыкновенных историй, связанных с Параджановым. Актёр Камерного еврейского музыкального театра Яков Явно в гостях у Параджанова / РИА Новости. В этой сцене одним из проявлений явной гениальности режиссера Параджанова мне видится дождь, прицельно (и потому – нелепо) льющийся на героев при ясном небе. В этой сцене одним из проявлений явной гениальности режиссера Параджанова мне видится дождь, прицельно (и потому – нелепо) льющийся на героев при ясном небе. Режиссер Александр Атанесян рассказал Мессереру одну из тысяч необыкновенных историй, связанных с Параджановым. Биография советского режиссера Сергея Параджанова: личная жизнь, рак легких, документальная лента о нем «Последняя весна».
Прерванный полёт. К 90-летию Сергея Параджанова
Кем он был? Прежде всего, сказочником! В юности Параджанов учился в консерватории, работал на фабрике ёлочных игрушек, а в итоге стал режиссером, чьи фильмы восхищают весь мир. У Параджанова тюремное начальство интересовалось, кто это.
Тот отвечал: мой брат, Федор Феллини, у нас одна бабушка. А как он ухаживал за своей будущей женой!
Её приурочили к юбилею знаменитого режиссёра Сергея Параджанова. В начале года со дня его рождения исполнилось 95 лет. Поклонники творчества деятеля советского кинематографа смогли увидеть кадры его фильма «Цвет граната». Зрителям продемонстрировали отрывки, которые не вошли в окончательный вариант картины.
I would strongly encourage others to unite around this significant endeavor.
His films, made against all odds and under the harshest conditions and repression, are crucial to the important heritage of world cinema. Since its inception in 1990 by Mr. Scorsese, The Film Foundation has been instrumental in raising awarness around the world about the importance of film preservation, and has saved over 600 motion pictures. Oscar-winning master Martin Scorsese sent a letter for the occasion with words about Jean Vigo, Parajanov and Vartanov.
Или у него ее было так много, что даже век-волкодав оказался перед ней бессильным. Сегодня, в день 100-летия мастера, многие вспоминают его фильмографию, но в случае с Параджановым правильнее было бы вспомнить Параджанова-мудреца. Ведь он совсем не случайно рассыпал в своих письмах и автобиографиях афоризмы, знал, что со временем потребность в любви и чуде будет только возрастать. Потом увидел облака, красивую мать, горы, собор, сияние радуги, и все - с балкона детства. Чтобы не отстранить предмет своим присутствием. Чем меньше будет слов, тем больше будет пластики, выразительности. У нас изобилие слов в газетах и везде. Мы много говорим. Много слов. Только когда приходим на балет, мы прикасаемся к языку. Это неверно.
P A R A J A N O V
независимое творческое объединение, изучающее творчество выдающегося режиссера и художника Сергея Иосифовича Параджанова. Георгий Георгиевич Параджанов является известным российским актером, кинорежиссером, сценаристом и художником. Софико Чиаурели. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера.