Новости прорыв блокады ленинграда карта

1943. Советская военная энциклопедия, т. 6 Вернуться к списку карт.

Сергей Миронов

  • Пятая попытка
  • Подарок от Красной армии
  • Прорыв блокады и полное освобождение Ленинграда: история
  • 18 января – день прорыва блокады Ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда: как это было?

К концу 1942 г. Ее 55-я стрелковая бригада обороняла с юга военно-автомобильную дорогу, проходившую по льду Ладожского озера. На ораниенбаумском плацдарме находилась Приморская оперативная группа. Действия войск фронта и флота поддерживали 13-я воздушная армия и авиация Балтийского флота.

Краснознаменный Балтийский флот под командованием вице-адмирала В. Трибуца, базировавшийся в устье Невы и в Кронштадте, прикрывал приморские фланги войск фронта и поддерживал их действия авиацией и огнем артиллерии. Кроме того, удерживая ряд островов в восточной части Финского залива, флот надежно прикрывал западные подступы к Ленинграду с моря.

Противовоздушную оборону города осуществляла Ленинградская армия ПВО в тесном взаимодействии с авиацией и зенитной артиллерией войск фронта и сил флота. Военно-автомобильную дорогу по льду Ладожского озера и перевалочные базы на его берегах прикрывали от ударов воздушного противника части отдельного Ладожского района ПВО. Волховский фронт под командованием генерала К.

Мерецкова действовал в 300-километровой полосе от Ладожского озера до озера Ильмень. На его правом крыле от Ладожского озера до Кировской железной дороги находились соединения 2-й ударной и 8-й армий. Правофланговая 2-я ударная армия силами четырех дивизий обороняла 15-километровую полосу от Новоладожского канала до Гайтолово.

Положение Ленинграда к началу 1943 г. На его улицах и площадях продолжали рваться бомбы и снаряды, гибли люди, рушились здания. Отсутствие сухопутной связи со страной затрудняло подвоз топлива и сырья для промышленности, не позволяло удовлетворить насущные потребности войск и населения в продуктах питания.

Партия и правительство делали всё возможное, чтобы облегчить положение города. Во второй половине 1942 г. Осенью по дну Ладожского озера проложили кабель, по которому в город подавалась электроэнергия.

Горючее для войск Ленинградского фронта продолжало поступать по проложенному еще летом через озеро подводному трубопроводу. В середине декабря, как только Ладожское озеро сковал лед, возобновилась работа автомобильной дороги, которая функционировала круглосуточно, с огромным напряжением, под непрерывными бомбежками вражеской авиации. Половина партизанских формирований имела надежную радиосвязь с Ленинградским штабом партизанского движения.

Основные усилия партизан сосредоточивались на ведении разведки и борьбе на вражеских коммуникациях. Немецко-фашистское командование после провала попыток захватить Ленинград в 1942 г. Войскам Ленинградского и Волховского фронтов противостояла 18-я немецкая армия, насчитывавшая до 26 дивизий.

Ее поддерживала авиация 1-го воздушного флота. На северо-западных подступах к Ленинграду против 23-й армии Ленинградского фронта находилось более 4 финских дивизий из состава оперативной группы «Карельский перешеек». Наиболее плотную группировку войск противник имел в шлиссельбургско-синявинском выступе глубина его не превышала 15 км.

Здесь между городом Мга и Ладожским озером находилось около пяти дивизий. В их составе насчитывалось почти 700 орудий и минометов, до 50 танков и штурмовых орудий. Дивизии были хорошо укомплектованы личным составом до 10—12 тыс.

Лесисто-болотистая местность в районе шлиссельбургско-синявинского выступа создавала противнику выгодные условия для организации обороны. Обширная территория синявинских торфоразработок, изрезанная глубокими канавами, была труднопроходимой для танков и артиллерии. Расположенные вдоль дорог рабочие поселки с каменными постройками враг приспособил к круговой обороне, а все пространство превратил в сплошную укрепленную полосу с узлами сопротивления и многочисленными опорными пунктами с развитой сетью траншей, окопов, укрытий, блиндажей, насыщенными огневыми средствами.

По своему характеру оборона напоминала полевой укрепленный район. Преодоление ее требовало от наступавших большого физического и морального напряжения, высокого воинского умения и мощных средств подавления и разрушения. Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г.

В этом документе, в частности, говорилось: «... Ленфронт должен приступить к подготовке совместно с Волховским фронтом наступательной операции с целью прорыва блокады и достижения тем самым решительного изменения оперативного положения фронта... Оценивая различные направления для нанесения удара, мы считаем наиболее выгодным организацию прорыва фронта противника на шлиссельбургском направлении на участке 1-й Городок — Шлиссельбург с шириной фронта прорыва 10 км и для Волховского фронта соответственно на участке Липка — Мишкино с нанесением обоими фронтами удара на Синявино».

Эти предложения 2 декабря 1942 г. Ставка Верховного Главнокомандования утвердила. Конкретные задачи войскам Ленинградского и Волховского фронтов были определены директивой Ставки от 8 декабря.

Командующие фронтами получили указание к 1 января 1943 г. Основная идея операции сводилась к тому, чтобы встречными ударами фронтов прорвать оборону противника южнее Ладожского озера, разгромить его группировку севернее Синявино и восстановить сухопутные коммуникации с Ленинградом. К концу операции соединения ударных группировок фронтов должны были выдвинуться на рубеж река Мойка, Тортолово, надежно обеспечив коммуникации Ленинградского фронта с юга.

По решению командующего Волховским фронтом главный удар наносила 2-я ударная армия генерала В. В ее состав входило 12 стрелковых дивизий, 2 лыжные и 4 танковые бригады 2100 орудий и минометов и около 300 танков и САУ. Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия.

Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И. Журавлева около 450 самолетов. На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М.

В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово. В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков.

Январь — один из наиболее значимых месяцев в героической летописи обороны блокадного Ленинграда. Уникальные приложения и видеофрагменты в «МЭШ» помогут учащимся повторить пройденный материал и получить много новой информации по истории Великой Отечественной войны, литературе и краеведению. В результате ожесточённых боёв войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось восстановить жизненно важную прямую сухопутную связь города со страной. Открыв приложение «Военная хроника. Прорыв блокады Ленинграда» , ученики начальной школы посмотрят документальные видеофрагменты, узнают основные этапы военной операции и услышат голос легендарного диктора Юрия Левитана. В этот же день, незадолго до полуночи, в официальном радиосообщении было объявлено о прорыве блокады, а через год Ленинград был полностью освобождён от вражеской осады. По меткому замечанию поэтессы-блокадницы Ольги Берггольц, было «разорвано проклятое кольцо».

Южнее частью сил наносила вспомогательный удар в направлении Тортолово, поселок Михайловский 8-я армия. Наступление ударной группировки Волховского фронта поддерживала 14-я воздушная армия генерала И. Журавлева около 450 самолетов. На главном направлении Ленинградского фронта должна была наступать 67-я армия генерала М.

В дальнейшем намечался выход войск армии на рубеж реки Мойка от ее устья до Келколово. В составе армии находилось 7 стрелковых дивизий, 6 стрелковых, лыжная и 3 танковые бригады, 1900 орудий и минометов и около 200 танков. Кроме того, для содействия войскам 67-й армии привлекалось 88 орудий калибром 130—406 мм Краснознаменного Балтийского флота. Боевые действия 67-й армии поддерживали авиация 13-й воздушной армии генерала С.

Рыбальченко и военно-воздушные силы Балтийского флота всего около 450 боевых самолетов. В течение декабря в войсках фронтов проводилась тщательная подготовка операции. К 1 января 1943 г. Однако, учитывая недостаточную прочность ледового покрова на Неве и плохую проходимость болот в связи с оттепелью, командование фронтов 27 декабря обратилось в Ставку с просьбой отложить начало операции до 10—12 января 1943 г.

Эта просьба была удовлетворена, и войска получили дополнительное время для подготовки к наступлению. Особое внимание уделялось организации взаимодействия между ударными группировками фронтов. Командование и штабы фронтов разработали специальный план взаимодействия, в котором были определены линия встречи войск, ответственность за обеспечение флангов группировок и другие вопросы. Перед началом операции непосредственно в работу по ее подготовке включился заместитель Верховного Главнокомандующего генерал Г.

Готовя операцию, советское командование учитывало, что войска обоих фронтов в предшествующий период главным образом оборонялись и не имели необходимого опыта ведения наступательных боев. Поэтому значительное место в подготовке заняло обучение соединений и частей наступательным действиям в лесу и штурму укрепленных позиций противника. Тренировки проводились в тылу на учебных полях и специальных городках, оборудованных по типу опорных пунктов врага. На совместных учениях соединений и частей различных родов войск тщательно и всесторонне отрабатывались вопросы взаимодействия и управления войсками в ходе наступления.

Войска 67-й армии провели практическую подготовку к форсированию Невы, настойчиво тренировались быстро преодолевать ледяное поле и крутые обледенелые берега реки. Тренировки проводились на участке реки в районе Колонии Овцино, в тылу армии. Ладожская военная флотилия под командованием капитана 1 ранга В. Черокова, продолжая обеспечивать доставку грузов в осажденный Ленинград, в период подготовки операции по прорыву блокады в тяжелых ледовых условиях перевозила из Кобоны в Осиновец и Морье для усиления 67-й армии войска, боевую технику и материально-технические средства.

Только с 13 декабря 1942 г. К началу операции ударные группировки фронтов были обеспечены всеми необходимыми средствами. Большое внимание при подготовке операции уделялось партийно-политической работе. Она охватывала все стороны жизни войск и была направлена прежде всего на пропаганду побед советских войск под Сталинградом, разъяснение стоявшей перед ударными группировками фронтов почетной и ответственной задачи по прорыву блокады Ленинграда.

В партийно-политической работе принимали непосредственное участие члены военных советов фронтов и армий, командиры соединений, начальники политорганов. Это усиливало партийное влияние на солдат, сержантов и офицеров, сплачивало их, повышало чувство ответственности за выполнение боевых задач. Во всех ротах и батареях были созданы партийные организации с числом коммунистов от 8 до 35 человек. Только в декабре 1942 г.

Всего за время подготовки и проведения операции по прорыву блокады партийные организации войск Ленинградского и Волховского фронтов приняли в свои ряды 27 858 солдат, сержантов и офицеров. Стремление военнослужащих в такое трудное и ответственное время вступить в партию свидетельствовало об их высоком политическом сознании, безграничном доверии к партии, глубокой преданности ей. Огромную помощь политорганам Ленинградского и Волховского фронтов начальники политуправлений генералы К. Кулик и К.

Воины черпали новые духовные силы в тесной дружбе с рабочими коллективами города. Она проявлялась в постоянном обмене делегациями, письмами. Рабочие города напутствовали солдат, готовившихся к наступлению, словами: «Пусть ненависть к тем, кто терзал этот город бомбами, снарядами, голодом, ожесточит ваши сердца. Вперед, воины-освободители!

В канун операции в войсках побывали руководители городской и районных партийных организаций и советских органов. Они выступили на митингах, беседовали с воинами. Горком ВКП б направил в части специальную группу лекторов. Для воинов были организованы передачи Ленинградского радио.

Фронт получил десятки тысяч книг, брошюр, плакатов. Работу городской партийной организации по оказанию помощи войскам в подготовке к прорыву блокады возглавлял секретарь горкома партии А. Кузнецов, назначенный на время проведения операции членом Военного совета 2-й ударной армии Волховского фронта. Перед наступлением в частях и соединениях были зачитаны приказы военных советов фронтов, в которых звучал пламенный призыв к самоотверженному выполнению воинского долга.

Советские воины дали клятву прорвать вражескую блокаду. Солдаты и офицеры Волховского фронта, в частности, писали: «Наступил долгожданный час. Мы идем к тебе, многострадальный Ленинград... Мы будем идти вперед, и только вперед.

Среди нас не будет трусов и малодушных. Мы будем равняться по вашей доблести и мужеству, дорогие ленинградцы.

Они должны были прорвать блокаду, пока немецкие части не успели основательно укрепиться. Действовать начали немедленно. Десятого сентября советские солдаты стали наступать на противника. Они смогли отбить несколько участков земли, но спустя всего лишь два дня мощными контрударами противника были отброшены на исходные позиции. День за днём красноармейцы возобновляли атаки.

Они нападали в разное время, и пытались пробиться через разные участки фронта. Но всё было безуспешно. Прорвать вражескую блокаду не удалось. За такой провал с должности был смещён маршал Советского Союза Кулик. Маршал Советского Союза Кулик Григорий Иванович Тем временем Жуков, задачей которого была непосредственная оборона города от попыток неприятеля захватить Ленинград, не решался ослабить основные силы и выступить на помощь. Однако он выделил часть Невской оперативной группы для прорыва кольца. Им удалось отвоевать небольшой кусок земли, площадью всего лишь два километра.

Позже его назвали Невским пятачком. Эти несколько километров стоили жизни 50 000 советских бойцов. Хотя, как и в случае со многими другими сражениями Великой Отечественной войны, эти данные оспариваются. Есть те, кто называет цифру в 260 тысяч человек. По статистике, прибывающие сюда солдаты жили от 5 минут до 52 часов. На Невский пятачок за сутки попадало 50 тысяч снарядов. Атаки шли одна за другой.

За период в 43 дня было произведено 79 атак. Задним числом можно говорить, что эти ужасные жертвы были напрасны. Пробить брешь в немецкой обороне не удалось. Но в то время, когда происходили эти кровопролитные бои, этот клочок земли был единственной надеждой на прорыв блокады Ленинграда. А в городе от голода буквально умирали люди. И умирали тысячами, просто идя по улице. Поэтому сражались без оглядки.

Для выполнения этой задачи Ленинградский и Волховский фронт должны были, слаженно действуя, выступить навстречу друг другу. Седьмого января выступили Волховским фронтом. Неделя ушла и них на то, чтобы начать форсировать Волхов. Прорыв удался, и 2-я армия стала развивать успех, вклиниваясь в ряды противника. Ей удалось продвинуться на 60 км. А вот Ленинградский фронт со своей стороны продвинутся не смог.

18 января – день прорыва блокады Ленинграда

Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар.

Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью».

За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров.

Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги.

И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград. Под обстрелом В тени Дороги Жизни С февраля 1943 года до 27 января 1944 года, когда была полностью снята блокада Ленинграда, по Дороге Победы и наведенным через Неву мостам прошло 4729 поездов, а за всё время работы — более 6000 составов.

Временная железная дорога действовала до 10 марта 1944 года, пока не восстановилось обычное ж. А мосты в Шлиссельбурге разобрали уже после войны. Однако в послевоенные годы беспримерный подвиг тех, кто создавал, защищал железную дорогу вдоль берега Ладоги, водил по ней поезда, ежедневно рискуя жизнью, оказался незаслуженно задвинут в тень. Дорога Жизни стала символом стойкости и мужества ленинградцев и защитников города на Неве, но Дорога Победы имеет на это не меньшее право.

К счастью, память о ней бережно хранится в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Алексей Затонский Паровоз ЭМ 725-39, перевозивший грузы в осажденный Ленинград по Дороге победы В здании станции Петрокрепость в 1995 году открыт музей «Дорога Победы», посвященный истории строительства и строителям этой дороги, железнодорожникам, работавшим в составе 48-й паровозной колонны особого резерва Наркомата путей сообщения. К 70-летнему юбилею прибытия первого поезда в музее была проведена масштабная реэкспозиция, обновлено выставочное оборудование, установлено мультимедийное оборудование. Наконец, 18 января 2018 года, в день 75-летия прорыва блокады, в Центральном музее железнодорожного транспорта РФ состоялась премьера нового кинофильма «Коридор бессмертия», полностью посвященного подвигу Дороги Победы.

Главной героиней картины стала ленинградская девушка, работавшая кондуктором поезда на этой дороге. Фильм снимался несколько лет, деньги на его завершение собирались с помощью народных пожертвований. В ближайшее время лента должна выйти в прокат.

Продвигались трудно, ломая прочную немецкую оборону, шли через снега и завалы, форсируя реки танками по льду, а то и вброд. Опорные пункты приходилось штурмовать, как высоту 172,3 Воронья гора — самую высокую точку Ленинградской области. В ходе ночной атаки 19 января 1944 года гвардейские стрелки 63-й дивизии вместе с танкистами и бойцами 17-й штурмовой инженерно-саперной бригады с боем заняли её. На исходе тех же суток авангарды 2-й ударной и 42-й армий сомкнулись близ Ропши; на следующий день петергофско-стрельнинская группировка противника была разгромлена, а в 11 часов 25 минут 20 января красное знамя было поднято над Кремлём в освобождённом Новгороде. Чтобы избежать окружения, противник начал отходить из Мги, освобождённой тем же днём. Салют над Ленинградом У командования Ленфронта уже не было сомнений в предстоящем снятии блокады Ленинграда: тогда же, 21 января, оно обратилось к И.

Степанов подписал приказ о проведении салюта: 224 орудия из общего числа — артиллерия Ленинградского фронта, еще сотня пушек — корабельно-зенитная артиллерия с кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Предварительным сигналом должен был послужить вертикальный луч прожектора с крейсера «Киров», исполнительный сигнал следовало передать по радио, а затем — 24 залпа с промежутками в полминуты между ними. Салют должны были сопровождать 40 прожекторов, Ленинградские радиокомитет и студия кинохроники обязались обеспечить его трансляцию и киносъемку. Начальник пожарной охраны города полковник М. Сериков обеспечивал противопожарные меры на время проведения салюта — Ленинград слишком сильно пострадал за минувшие годы, чтобы допускать даже малейшие его повреждения из-за торжества. В тот же день, 24 января, грамотный обходной манёвр в сочетании с атакующими действиями позволил 110-му стрелковому корпусу И. Хазова освободить серьёзно укреплённые немцами Пушкин и Павловск. На исходе 25 января бои завязались на северо-западном краю Красногвардейска Гатчины , мощнейшего узла немецкой обороны. После полусуток тяжёлых уличных боев город был освобождён.

В исторической литературе этот момент описывается так: «Всю ночь 26 января на командный пункт 42-й армии поступали донесения: взят вокзал, закончен бой на центральной площади, идет бой в развалинах депо, блокирован заминированный врагом аэродром…». Наступление продолжалось, но перелом в нём был уже необратим. Великая победа 27 января 1944 года Военный совет Ленинградского фронта транслировал по радио приказ командующего войсками фронта генерала армии Л. Говорова о полном освобождении города от блокады. Войскам Ленфронта и морякам-балтийцам была объявлена благодарность, а также приказ гласил: «Граждане Ленинграда! Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш родной город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы ковали оружие победы над врагом, отдавая для победы все силы. От имени войск Ленинградского фронта поздравляю вас со знаменательным днём великой победы под Ленинградом!

Улицы, площади и мосты в городе были заполнены ликующими горожанами, а вечером, точно вовремя, в небе над Ленинградом прогремел торжественный салют. Конечно, даже столь знаменательное событие не означало прекращения наступления Красной Армии. К началу февраля 1944 года основной задачей немецких войск была оборона Луги. Именно туда были брошены все силы Волховского фронта.

Утром 12 января 1943 года навстречу друг другу началось наступление войск Волховского и Ленинградского фронтов. Их отделял 15-километровый коридор шлиссельбургско-синявинского выступа между городом Мга и Ладожским озером , замыкавший кольцо блокады Ленинграда с суши. Наступление поддерживали часть сил Балтийского флота, а также авиация дальнего действия. В тот же день был полностью освобожден Шлиссельбург и очищено от врага все южное побережье Ладожского озера. Сухопутная связь Ленинграда со страной была восстановлена. Несмотря на то что в ходе операции «Искра» противник был отброшен от южного побережья Ладожского озера на 10-12 километров, Ленинград по-прежнему оставался прифронтовым городом.

Через образовавшийся коридор в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса, подвергавшиеся постоянным обстрелам германской артиллерии.

Именно здесь была ахиллесова пята фашистов - расстояние между силами Красной армии было всего 12-16 километров. Немецкое командование это понимало, так что части 18-й армии вермахта превратили небольшой участок земли в настоящую крепость. Салют в Ленинграде с крейсер «Киров», 27 января 1944 года. Источник: militera. К концу дня красноармейцы сумели захватить на левом берегу Невы плацдарм размером примерно шесть на три километра.

После этого с 13 по 17 января шли ожесточенные бои за каждый метр земли. Советским бойцам было нелегко штурмовать эшелонированную оборону неприятеля. Но надежда на скорую встречу со своими придавала сил: войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяли всего несколько километров. В тот же день от немецких захватчиков освободили Шлиссельбург. Таким образом, 18 января стало переломным - блокада Ленинграда была прорвана. Продолжить успешное наступление и расширить пробитый коридор не удалось.

Дальнейшие попытки продвинуться были отбиты, и советское командование остановило атаку.

Как высекали «Искру» и спасали Ленинград

  • Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда
  • Тут были – 3
  • 18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда
  • Прорыв блокады Ленинграда: как это было
  • «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

18 января 1943 года прорыв блокады Ленинграда

Музей «Прорыв блокады Ленинграда» по адресу Ленинградская область, Кировское городское поселение, Р-21 Кола, 41-й километр, показать телефоны. Музей-диорама "Прорыв блокады Ленинграда" Автор фото: Вячеслав Голубцов. Операцию по прорыву блокадного кольца вокруг Ленинграда назвали «Искра», памятуя крылатое выражение: «Из искры возгорится пламя». Карта-схема прорыва блокады Ленинграда.

«День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда

Прорыв блокады Ленинграда стал первым в военной истории примером деблокирования крупного города одновременным ударом извне и изнутри. Сообщение о прорыве блокады Ленинграда слушать здесь. 24 января 1944 года силами Ленинградского и Волховского фронтов был совершён прорыв блокады Ленинграда. Карта-схема прорыва блокады Ленинграда.

Операция «Искра»: как проходил прорыв блокады Ленинграда

Во время 872 дней блокады сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Она стала переломным моментом в битве за Ленинград. Все южное побережье Ладожского озера было очищено от противника, инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии. Вечером того дня состоялся салют из 324 орудий.

Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек.

За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам.

В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область.

Утром 18 января между войсками Ленинградского и Волховского фронтов оставалось несколько километров. Противник решил оставить Шлиссельбург и путем контратак прорываться на юг. Удары эти были отбиты, а Шлиссельбург освобожден от немецких войск об этом подробно можно узнать на экскурсии в крепость Орешек. Ценой огромных потерь блокада была прорвана, но бои продолжались. К концу января ширина пути, соединяющего Ленинград с остальной частью страны, составляла около 10 километров. Лишь через год, 27 января 1944, года блокада Ленинграда была снята полностью. И именно операция «Искра» стала первым шагом к этому успеху. Обо всех этих событиях с применением современной графики и архивных фотографий и повествуют видеоролики в первом зале музея.

После их окончания экскурсовод приглашает группу во второй зал, и мы попадаем на воссозданный в реальном размере Невский пятачок — так назван небольшой участок земли, ставший плацдармом для военных действий по освобождению Ленинграда. Перед нами второй день операции «Искра». Советский танк БТ-5 Мы двигаемся по траншее, усыпанной гильзами и остатками оружия. В глаза бросаются советский танк и подвешенный в воздухе немецкий самолет. Мы увидим здесь и лодки, на которых увозили раненных, и немецкие укрепления, внутри которых отдыхали фашисты, а после их отступления — уже советские воины. Блиндаж Внутрь блиндажей можно заглянуть и увидеть там оружие, одежду, кухонную утварь и даже гитару. Все предметы на экспозиции реальные, найденные поисковиками. Почти ко всему можно подойти и даже потрогать. По-настоящему впечатляют фигуры бойцов: они стоят перед нами в полный рост, а их лица воссозданы по архивным фотографиям.

Юные мужчины и девушки замерли в боевых позах. Константин Непоклонов, гвардии старший лейтенант С изображенными героями нас знакомит экскурсовод. Вот 18-летний Владимир, взявший на себя смелость командования отрядом. Он потеряет ногу, но будет спасен и доживет до 60 лет. А вот 19-летняя Маргарита, которая воспитывала собак, вытаскивала раненых и снимала мины. Минер-кинолог Маргарита Меньшагина Таких историй мы слышим около десяти, и каждая из них погружает нас в раздумья о ценности жизни каждого из этих людей и легкости, с которой на фронте эта жизнь могла оборваться, и обрывалась, зачастую спустя всего несколько часов боя.

Но на этот раз им это не удалось. Коридор, шириной в 8 километров был отвоёван и удержан. Всего за 17 дней по нему были проложены автомобильная и железная дороги. Снятие блокады Ленинграда Прорыв блокады Ленинграда в 1943 году имел очень большое значение. Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска. Но полное снятие блокады Ленинграда произошло лишь спустя ещё год кровопролитных сражений. План следующей военной операции был разработан, как и предыдущий, Говоровым. Он представил его в Ставку Верховного главнокомандующего в сентябре 1943 года. Получив одобрение, Говоров приступил к подготовке. Как и в случае с прошлой операцией, он стремился проработать всё до мелочей, чтобы добиться цели, понеся наименьшие потери. Операция началась 14 января 1944 года. Её конечным итогом должно было стать полное снятие блокады Ленинграда. По всем правилам военного дела, начало вновь положила мощная артиллерийская подготовка. После этого с Ораниенбаумского плацдарма двинулась 2-я армия. Одновременно с этим, с Пулковских высот выступила 42-я армия. В этот раз им удалось прорвать оборону. Двигаясь, друг к другу навстречу, группировки этих армий в жарких боях вклинились глубоко во вражескую оборону. Они наголову разбили петергофско-стрельнинскую немецкую группировку. Блокадникам 27 января 1944 года удалось отбросить вражескую группировку на 100 километров от города. Страшная осада была, наконец, снята. Великому городу, выстоявшему в великом испытании, это было позволено. Двадцать седьмого января в ознаменование дня прорыва блокады Ленинграда, 324 орудия в городе дали четыре залпа. Салют в честь снятия блокады Ленинграда 27 января Прошло уже несколько десятилетий. Люди, лично видевшие блокадный Ленинград состарились. Много из них уже умерло. Но вклад защитников Ленинграда не забыт. Великая Отечественная война богата трагическими и героическими событиями. Но день освобождения Ленинграда вспоминают и сегодня. Из семи отчаянных попыток прорыва, за каждую из которых тысячи бойцов заплатили своими жизнями, результативными оказались лишь две. Но эти достижения советскими войсками сданы уже не были. Попытки немцев восстановить блокаду остались безуспешными.

Николай Стариков

  • Дорога жизни
  • Навигация по записям
  • Трёхмерная панорама Ленинградского фронта. Музей Прорыв блокады Ленинграда
  • Подпишитесь на рассылку

Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта

Во время 872 дней блокады сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Она стала переломным моментом в битве за Ленинград. Все южное побережье Ладожского озера было очищено от противника, инициатива ведения боевых действий на этом направлении перешла к Красной Армии. Вечером того дня состоялся салют из 324 орудий.

Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде.

В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой.

За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна.

Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции.

Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров.

Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады.

За семнадцать суток по берегу были проложены железнодорожная и автомобильная дороги. В последующем войска 67-й и 2-й Ударной армий пытались продолжить наступление в южном направлении, но безуспешно. Противник непрерывно перебрасывал в район Синявина свежие силы: с 19 по 30 января было подтянуто пять дивизий и большое количество артиллерии. Чтобы исключить возможность повторного выхода противника к Ладожскому озеру войска 67-й и 2-й ударной армий перешли к обороне.

Итоги операции[ ] Войска Ленинградского и Волховского фронтов, взломав шлиссельбургско-синявинский выступ, прорвали блокаду Ленинграда , создав коридор шириной 8—11 км, позволивший восстановить сухопутные коммуникации Дорога победы города с территорией всей страны. В город начали поступать продовольствие, вооружение, медикаменты. Южное побережье Ладожского озера было очищено от противника.

Первый эшелон включал в себя пять стрелковых дивизий с усилением. Это были 128-я, 372-я, 256-я, 32-я и 376-я стрелковые дивизии. Их задача состояла в разгроме противника на первой оборонительной линии. Второй эшелон составляли 18-я, 191-я, 71-я и 11-я стрелковые дивизии и 98-я танковая бригада. Подгорная и Синявино. Третий эшелон был самым слабым. В него включили две стрелковые дивизии 239-ю и 147-ю и одну танковую бригаду. Дивизии первого эшелона армии имели очень узкие полосы прорыва. Особенно узкие участки имели дивизии, наносившие удар на левом фланге, на главном направлении наступления. Так, участок прорыва 327-й стрелковой дивизии полковника Н. Полякова, которая должна была наступать на опорный пункт в роще «Круглой», составлял всего 1,5 км. Помимо своих стрелковых частей, вместе с дивизией должны были действовать штурмовые отряды 39-й инженерно-саперной бригады. Дивизию усилили танками 32-го гвардейского тяжелого танкового полка прорыва и отдельного танкового батальона. В первом эшелоне должны были наступать два полка дивизии: 1100-й майора П. Сладких, 1098-й майора С. Плотность артиллерии на участке дивизии была для своего времени рекордной — до 365 орудий и минометов. Действия дивизии должны были обеспечиваться частями 314-й стрелковой дивизии полковника И. На ее левом фланге должна была наступать 376-я стрелковая дивизия генерала Н. Ее участок прорыва был несколько шире, он составлял 2 км, с плотностью артиллерии до 183 орудий и минометов. Дивизия наступала в промежутке между рощей «Круглой» и Гайтолово. Дивизию усилили танками 185-й танковой бригады. На правом фланге 128-я стрелковая дивизия генерала Ф. Пархоменко должна была наступать на поселок Липки. Еще южнее, между основными немецкими пунктами, на участке шириной в 2,5 км должна была атаковать 256-я стрелковая дивизия. Как уже указывалось выше, наиболее высокую концентрацию артиллерии удалось создать на левом фланге армии. Для артиллерии был подготовлен достаточно серьезный запас снарядов, до 5—6 боекомплектов для орудий крупных калибров. Во 2-й Ударной армии было выделено два гаубичных полка большой мощности на всю армию. Артиллерийская подготовка планировалась продолжительностью 1 час 45 минут. Артиллерия должна была поддержать атаку пехоты и танков одинарным огневым валом на глубину 1 км. Старикова должна была обеспечить 2-ю Ударную армию от контратак противника со стороны Кировской железной дороги на участке Тортолово — поселок Михайловский, овладеть узлами сопротивления Тортолово, 1-й Эстонский поселок, поселок Михайловский и выйти на рубеж р. Мойки, где перейти к жесткой обороне. Решение командующего армией сводилось к нанесению удара силами 80-й стрелковой дивизии и 73-й морской стрелковой бригады на фронте от Гайтолово до Мишкино протяженностью до 6 км. После овладения узлами обороны противника в Гайтолово, Тортолово, Мишкино и 1-м Эстонском поселке и выхода на рубеж р. Черной в бой вводилась 364-я стрелковая дивизия. Состав артиллерийской группировки 80-й стрелковой дивизии неизвестен. Численность соединений была доведена до следующей: 80-я и 364-я стрелковые дивизии — до 5000 человек; 73-я морская стрелковая бригада — до 2500 человек. Командир 136-й стрелковой дивизии Н. Симоняк После этого в 80-й стрелковой дивизии на 2 января 1943 г. Плотность артиллерии достигала 110 стволов на участке 80-й стрелковой дивизии и 90 на участке морской стрелковой бригады. Артподготовка планировалась длительностью 1 час 45 минут. Ширина участков прорыва достигала 2—2,5 км. Были проведены занятия с личным составом и учения, на которых присутствовал сам К. Ворошилов [29]. В ходе подготовки к операции был также решен целый ряд вопросов. На Ленинградском фронте бойцы дивизий первого эшелона были подготовлены к броску через Неву. Кроме того, силами Инженерного управления фронта удалось решить крупную проблему. За счет технологии усиления льда военные инженеры добились того, что теперь по льду Невы можно было проложить переправу для достаточно тяжелой техники, в т. Силы и оборона противника в Южном Приладожье Советским войскам предстояло столкнуться со старыми противниками. В его подчинении были пять пехотных дивизий. Три из них находились в первой линии и две — в резерве. Укомплектованность и боеготовность дивизий корпуса оценивалась следующим образом. Против войск Волховского фронта оборону занимали 1-я и 227-я пехотные дивизии. Командир XXVI армейского корпуса Эрнст Лейзер 227-я пехотная дивизия считалась пригодной для обороны, ее батальоны оценивались как обладающие средней силой. Всего в составе дивизии было четыре пехотных полка три штатных и один полк из охранной дивизии. На фронте протяженностью более 14 км, от Липки до рощи «Круглой», дивизия имела в составе трех полков 53 офицера и 2181 пехотинца [30]. Командующий 18-й армией Георг фон Линдеманн Танки Т-60 южнее Ладожского озера В Шлиссельбурге стоял гарнизон из 328-го гренадерского полка 704 человека боевого состава. Вдоль дороги Синявино — Гонтовая Липка оборону занимал 366-й гренадерский полк 701 человек боевого состава. Поселок Липка занимал 412-й гренадерский полк 789 человек. Пусть читателя не смущает слово «гренадерский». Речь идет об обычных пехотных полках, которые осенью 1942 г. Резервом дивизии являлись ее разведывательный батальон по тогдашней немецкой терминологии — «быстрый» батальон; такие полностью моторизованные батальоны включали в себя как бронеавтомобили, так и средства борьбы с танками. Его численность составляла 429 человек. В саперном батальоне было 247 человек. Командир 366-го гренадерского пехотного полка Максимилиан Венглер По два батальона находилось в первой линии, один в резерве. Общая боевая численность дивизии, как уже упоминалось выше, оценивалась в 53 офицера и 2181 унтер-офицера и рядовых без учета артиллеристов, частей снабжения и связи. Фронт обороны дивизии простирался на 14,7 км. Резервом дивизии являлся I батальон 374-го полка боевая численность — 147 человек. Группировка артиллерии дивизии была рассредоточена и частично находилась на Синявинских высотах. Артиллерия дивизии насчитывала 27 10,5-см, 5 польских 10,5-см, 14 французских гаубиц, одну 22-см мортиру. Дивизии был придан 1-й дивизион 207-го артполка — 11 10,5-см орудий, 5 французских гаубиц, 3 22-см мортиры.

Новости и события Российского исторического общества

Блокада Ленинграда: сколько дней, когда освободили, как люди выживали: Общество: Россия: И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор – полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.
Прорыв блокады Ленинграда День прорыва блокады Ленинграда Встреча бойцов Волховского и Ленинградского фронтов в районе рабочего поселка № 1 во время операции по прорыву блокады Ленинграда (операция "Искра").

Прорыв блокады Ленинграда показал несокрушимость советского народа

Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов об историческом значении прорыва блокады Ленинграда. 5. Прорыв блокады Ленинграда обошелся почти в 70 000 убитых, раненых, пропавших без вести и заболевших бойцов и командиров трех армий из состава двух фронтов. Музей «Прорыв блокады Ленинграда» по адресу Ленинградская область, Кировское городское поселение, Р-21 Кола, 41-й километр, показать телефоны. Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Музей Прорыв блокады Ленинграда» на канале «Dafna» в хорошем качестве, опубликованное 3 августа 2023 года в 14:16, длительностью 00:00:51, на видеохостинге RUTUBE.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий