Новости предательство мазепы

Так вот предательство Мазепы произошло как раз в этот самый момент, когда Петр, сидя в Троице, собирал войска и копил силы для противоборства со старшей сводной сестрой. Вместо этого Мазепа примазался к левобережному гетману Самойловичу (и оказывавшим ему помощь «клятым москалям») – после чего за 13 лет дослужился до должности «генерального. Но, схватив казну и предав Петра, Мазепа сослужил русским войскам неожиданную службу.

Как Мазепа Украину предавал…

Тогда, если выше озвученная промазепинская аргументация ничего, кроме неприятия, у вдумчивых граждан не вызывает, «мазепинцы» пытаются свести измену гетмана к простой «роковой» ошибке. Она, таким образом, не имеет нравственного измерения и сводится к неправильному выбору. Получается, измена — как бы и не измена вовсе, а просто ошибка. Дело житейское, — канючат «мазепинцы». Или никто из нас не совершал в своей жизни ошибок?

Не судите, и не судимы будете». А мы и не судим — мы размышляем! Чтобы избежать исторического суда, в первую очередь не надо политизировать «историю» Мазепы. Ведь для людей он интересен в первую очередь не сам по себе, а тем, кто и зачем его поднимает в Украине на щит.

Впрочем, среди «мазепинцев» есть и те, кто измены гетмана не отрицает, но подает ее таким образом, что из того, чего нормальному человеку надо стыдиться, она становится сродни геройству. Правда, обосновывают ее по-разному. Например, сакральными ценностями — любовью к Богу, к стране, к своему многострадальному народу. Согласно этой версии получается: да, измена была.

Но она объясняется огромной любовью к стране. Причем в одном случае можно сразу заявлять по максимуму: больше всего на свете Мазепа любил Украину и Бога, и таким образом переводить стрелки с реального безнравственного поступка на высокие чувства. В этом случае любовь к стране и Богу как бы освящает любую подлость, т. И пусть кто-нибудь после этого бросит в Мазепу камень… В другом, более ограниченном случае, где речь в первую очередь идет о любви к Украине и ее народу, дается понять, что ради своей страны все средства хороши.

Все спишется и будет оправдано, т. Как во фразе дочери Степана Бандеры на суде по делу об убийстве ее отца: «Мой незабвенный отец воспитал нас в любви к Богу и Украине». Применительно к Мазепе это могло бы звучать так: «А вы думаете, что предать Петра I Мазепе было легко? Знаете, как он всей душой мучился?

Аж заболел весь. Но страна — превыше всего. Платон мне друг, но…» В любом случае эти объяснения в целом связаны со смещением конкретного поступка в сакральную плоскость. И тогда эмоции перекрывают реальную политику.

Слова и чувства, касающиеся исключительно их обладателя, становятся ценнее конкретных действий, напрямую затронувших или сломавших судьбы тысяч и тысяч людей. Второй вариант объяснения измены связан с культом прав и свобод.

Кардинально иной стали изображать её на официальном уровне уже в «новой Украине». Но вот оказалось — не только там! Сюрприз, какой трудно было себе представить Действительно, наряду с откликами, поддержавшими упомянутую нашу публикацию, пришло несколько совсем других писем. В них категорически утверждается, что Мазепа вовсе никакой не предатель, в чём якобы незаслуженно его обвинили, а наоборот — мудрый политик, заботившийся о своей стране и своём народе. Доказательство тому? Да пожалуйста: ещё в 2007 году вышла книга о нём в знаменитой серии «Жизнь замечательных людей», которую выпускает знаменитейшее московское издательство «Молодая гвардия». Разве не ясно, вопрошают авторы этих писем, что уже включение личности Ивана Степановича Мазепы в ряд замечательных людей перечёркивает навешенный на него ярлык предателя?

Начинаю вникать и вскоре понимаю: именно с такой целью создавался данный труд. Этого не скрывает и творец его — российский историк Татьяна Геннадьевна Таирова-Яковлева, удостоенная за изданную в Москве книгу о Мазепе высокого ордена «незалежной» от украинского президента Виктора Ющенко. А как же? Она профессор, до недавнего прошлого директор Центра по изучению истории Украины Санкт-Петербургского государственного университета. При чтении видишь, как целенаправленно и натужно! У неё Мазепа прежде всего и поэт, и покровитель архитектуры, книгоиздания, просвещения, богословия. Впрочем, все двадцать лет, на протяжении которых он возглавлял Левобережную Украину, названы в книге периодом её экономического расцвета и укрепления государственного управления в рамках автономии и многочисленных военных походов. Правда, тут же признаётся, что правление Мазепы — это период, когда нарастали противоречия между Гетманщиной и создававшейся Российской империей. И вот прямое авторское заявление на сей счёт: «Давно уже пора отказаться от политических анафем и проклятий в адрес Мазепы и постараться извлечь урок из трагедий наших предков.

Не стоит следовать пропагандистским штампам, которые пытались объяснить русско-украинский конфликт начала ХVIII века корыстью одного «изменника-гетмана». Надо набраться мужества и признать, что интересы и цели молодой Российской империи и ослабленной Гетманщины были очень различными. В некотором роде Украина стала заложницей геополитических планов России. Пётр стремился создать новое государство, способное как в военном, так и в экономическом плане соперничать с европейскими державами. Эта политика была возможна только при жесточайшей централизации». Хочется переспросить: но неужели всё сказанное оправдывает коварный переход Мазепы от Петра к шведскому королю Карлу ХII? Измена-то всё же была или нет? Чёрного кобеля не отмыть добела А профессор Таирова-Яковлева прямо-таки надрывается, чтобы отмыть. Или можно сказать так: старательно превращает дьявола в ангела.

Например, она всячески подчёркивает, будто склонности к предательству в характере Мазепы никогда не было. Дескать, до Петра он верно служил его предшественнице царевне Софье с всемогущим фаворитом князем Василием Голицыным, а потом столь же верно и долго — сменившему их царю. Однако приведённый ею же документ и бьёт её наотмашь. Документ этот — запись рассуждений Мазепы, сделанная 17 сентября 1707 года твёрдым его сторонником и генеральным писарем Филиппом Орликом. Но тут же он объяснил, какая это может быть «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Здесь важно сообщить, что говорил он это, уже начав свою измену. А побудил его к ней ряд русских поражений в предыдущем 1706 году, после чего Мазепа и вступил в тайные переговоры с новым польским королём Станиславом Лещинским, ставленником Карла ХII. Суть в том, что по замыслу шведского короля после захвата им Москвы править там должен был его наместник, а украинские земли он решил отдать Польше. Так вот 16 сентября 1707 года, то есть накануне упомянутой беседы Мазепы с Орликом, гетман получил письмо от Станислава, в котором тот просил, чтобы Мазепа «намеренное дело начинал», когда шведские войска подойдут к украинским границам.

И клятвопреступник исполнит это. Вы поняли, что речь шла о заранее продуманном плане? Взвесив интересы и перспективы свои, шкурные, а не украинские! Просчитался подлец! В хитрости, лавированиях и выжиданиях своих крупно ошибся, приняв за очевидность, что Пётр проигрывает Северную войну. Хотя самое главное было ещё впереди. Вы помните? Эк куда занесло короля шведов — под Полтаву.

Перед войском, которое он обманом вывел на другой берег Десны, Мазепа произнес речь, стращая слушателей поражением России и угрозой польского ига. Это было явное лицемерие, ибо Мазепа заключил уже тайный договор со Станиславом Лщинским о передаче полякам Украины и областей Северской, а также Киевской, Черниговской и Смоленской провинции.

Взамен этого подарка Станислав Лещинский обещал «возвести Мазепу в княжеское достоинство и отдать ему во владение воеводства Витебское и Полоцкое». Умолчал предатель и о содержании договора, заключенного им со шведским королем.

Впоследствии Орлик узнал от самого Мазепы, что гетман посылал этого иезуита в Саксонию к Станиславу Лещинскому, бывшему там со своим покровителем — шведским королём. Ту же роль проводников западного влияния на Украине, кстати, и сейчас играют католические "учебные заведения", представляющие собой полноценные политико-лоббистские институты. Можно возразить, что оригинал упомянутого договора Мазепы и Лещинского не сохранился что, впрочем, не так уж и удивительно для документов начала XVIII века. Но даже у западных историков ХХ века нет сомнений в том, что таковой действительно существовал. Лайфа году его Мазепы.

Лайфа посланец заключил договоры с Карлом и Лещинским, с первым чисто военного характера, со вторым — политического. Самому Мазепе была обещана награда в виде удельного княжества вроде Курляндии, выкроенного из воеводств Витебского и Полоцкого, — писал , например, видный польский историк Юзеф Фельдман в книге "Польша в эпоху Великой Северной войны, 1704—1709 гг. Станислав Лещинский. Лайфа , которая нар[яду] с др[угим] в пункте 8 предусматривал возврат Польше утраченных ею "восточных земель", то есть, очевидно, Левобережья Украины Гетманщины...

Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»

Уже при подсчёте пленных оказалось, что их вдвое больше, чем русских конников Предательство Мазепы сыграло против того, для которого он старался. Украинские власти намерены открыть в Киево-Печерской лавре музей гетману Ивану Мазепе (Русская православная церковь предала его анафеме за предательство во время Северной. Одним из самых ярких эпизодов в российской-украинских отношениях стало предательство гетмана Ивана Мазепы. Предательство Отечества и отступничество от Церкви в случае с Иваном Мазепой были двумя сторонами одной медали.

Почему Мазепа предал русских

Параллельно с ним донесения в столицу о готовящемся предательстве Мазепы неоднократно пишет полтавский полковник Иван Искра. Русская православная церковь предала Мазепу анафеме за нарушение данной на Евангелии присяги на верность русскому царю, а также за то, что он позволил осквернять православные. Однако к моменту новости о предательстве Мазепы Петру I было неизвестно, сколько украинцев поддержат гетмана.

Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю

Справа — «Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади». Ротмистром надворной хоругви правобережного гетмана Дорошенко, союзника Турции и врага Польши, — два. Генеральным есаулом при левобережном гетмане Самойловиче, враге Дорошенко и вассале Москвы — три. Все пять — измены, измены, измены.

Впервые об этом написал именно Бантыш-Каменский. Данное обстоятельство в корне разрушает упорно насаждаемый миф о Мазепе — борце против «московской тирании» за «свободу и независимость Украины» которой не было в принципе. Повергает в прах и домыслы относительно «украино-шведского военного союза»: ещё одну мифологему, не имеющую никаких документальных подтверждений, но постоянно навязываемую.

Свежеиспечённый гетман Мазепа изображение 1690 года и его собственноручная присяга на верность русским царям РГАДА Для цельного восприятия сей персоны следует также помнить, что два года спустя после его «избрания» гетманом, 25 июля 1689 года, Мазепа дал свою письменную присягу на верность царям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и их соправительнице царевне Софье. Документ сохранился. За нарушение клятвы по действовавшему Соборному уложению 1649 году, наказание полагалось одно: смертная казнь.

За его «верные и усерднорадетельные службы» Мазепа был вторым, после боярина Ф. Головина, пожалован высшей государственной наградой — орденом Святого Андрея Первозванного. Помимо надаренных ему царём ценных вещей, перечень которых занял бы сотни страниц текста, жалованы были Мазепе вотчины — «Ивановские Старую и Новую , Гузомойскую и Омонскую слободы с деревнями и слободками Рыльского уезда» современная Курская область , что делало его независимым от ранговых на время исполнения обязанностей маетностей, и превращало в крупного крепостника-землевладельца.

Запись в Малороссийском приказе за 1700 г. Мазепе грамоты о награждении его орденом св. Оплачено это было чёрной неблагодарностью: «Не довольствуясь любовию и безпредельной доверенностью Государя, возжелал он быть владетельным Князем в Польше и, для удовлетворения своих честолюбивых видов, обязался отторгнуть отчизну от древняго ея состава и соотчичей от веры опщов их», - пишет Бантыш-Каменский.

И вопрошает: «Где великость души, заслужившая ему, по словам иностранных Писателей, безсмертную славу? Вменяя ни во что священнейшие обязанности, Мазепа имел в виду личныя только выгоды, и сошел с поприща света с таким же безславием, как и явился». Любочестие трактуется в православной традиции как грех и проявление страсти гордости.

В действительности ему удалось обманом увести на соединение с шведской армией лишь порядка 3 тысяч казаков и некоторую часть старшины.

В относительно небольшой, размером чуть менее ста страниц, книге Бантыш-Каменскому удалось проследить полный жизненный цикл своего героя — начиная от скандала, устроенного им при дворе польского короля Яна Казимира, чуть не стоившего юному придворному жизни, шашней с пани Фальбовской, разъярённый муж которой приказал вывалять незадачливого любовника в смоле и перьях, привязать голым к спине необъезженной лошади и пустить обезумевшее животное в степь: в таком виде и прибыл будущий гетман в Малороссию, место своей славы и позора. Добрых две трети всей «мазепианы», включая одноименную поэму Байрона, живописные полотна Луи Булянже, Ораса Верне, Теодора Шассерио и прочих относятся именно к этому пикантному эпизоду, но никак не к деяним Мазепы на государственном поприще. Совращению несовершеннолетней дочери В. Кочубея, Мотроны в поэме «Полтава» - Марии , своей крестницы, что церковь приравнивала к инцесту, Бантыш-Каменский отдал немало места в своём исследовании. Оно логично завершало описание круга блудных похождений престарелого развратника, и подтверждало сюжет поэмы Пушкина. Мазепы, который считается наиболее достоверным изображением гетмана, который хранился в Галиции в с. Подгорцы в замке князей Сангушко» фото начала ХХ века. Справа — «Казачка возле тела Мазепы, привязанного к лошади». Ротмистром надворной хоругви правобережного гетмана Дорошенко, союзника Турции и врага Польши, — два.

Генеральным есаулом при левобережном гетмане Самойловиче, враге Дорошенко и вассале Москвы — три. Все пять — измены, измены, измены. Впервые об этом написал именно Бантыш-Каменский. Данное обстоятельство в корне разрушает упорно насаждаемый миф о Мазепе — борце против «московской тирании» за «свободу и независимость Украины» которой не было в принципе. Повергает в прах и домыслы относительно «украино-шведского военного союза»: ещё одну мифологему, не имеющую никаких документальных подтверждений, но постоянно навязываемую. Свежеиспечённый гетман Мазепа изображение 1690 года и его собственноручная присяга на верность русским царям РГАДА Для цельного восприятия сей персоны следует также помнить, что два года спустя после его «избрания» гетманом, 25 июля 1689 года, Мазепа дал свою письменную присягу на верность царям Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и их соправительнице царевне Софье. Документ сохранился. За нарушение клятвы по действовавшему Соборному уложению 1649 году, наказание полагалось одно: смертная казнь. За его «верные и усерднорадетельные службы» Мазепа был вторым, после боярина Ф. Головина, пожалован высшей государственной наградой — орденом Святого Андрея Первозванного.

Помимо надаренных ему царём ценных вещей, перечень которых занял бы сотни страниц текста, жалованы были Мазепе вотчины — «Ивановские Старую и Новую , Гузомойскую и Омонскую слободы с деревнями и слободками Рыльского уезда» современная Курская область , что делало его независимым от ранговых на время исполнения обязанностей маетностей, и превращало в крупного крепостника-землевладельца.

Подписаться Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских Иван Степанович Мазепа, гетман Войска Запорожского — одна из самых заметных фигур петровской эпохи. Как известно, сначала он «присягал» на верность Петру I, но во время войны со шведами переметнулся на сторону короля Карла XII. До сих пор историки спорят о том, являлся ли он защитником интересов родной Украины или же предателем по натуре. Когда в 1689 году русский трон занял Петр I, стареющий гетман поначалу взялся в какой-то мере опекать молодого царя: в частности, давал ему советы, как вести себя с поляками. Со временем Петр и Мазепа стали близкими друзьями. В начале 1690-х Мазепа помог подавить на юге Малороссии восстание Петрика Петро Иваненко , выступавшего одновременно против гетмана и русской власти, участвовал в обоих походах Петра к Азову. Однако после военного совета в Жолкве в марте 1707 года гетман затаил на Петра сильную обиду. Дело в том, что на этом совете было предложено существенно ограничить автономию Малороссии, а также полномочия самого гетмана.

Измена 1706 год выдался для России не слишком удачным.

Католик-поляк по вере и иезуит по воспитанию и поведению, Мазепа искал только выгод и удобств привольной жизни, легко вступал в сделку с совестью и по корысти и расчёту готов был одинаково служить и Москве, и Польше и Швеции. На протяжении своего 20-летнего гетманства 1687-1708 Мазепа проводил глубоко антинародную политику на Украине и в Запорожье, пытаясь спровоцировать столкновения между русским правительством, украинским народом и запорожскими казаками.

Подготавливая передачу левобережных украинских земель под власть Польши, он стремился поссорить Украину с Россией и посеять вражду среди народов-братьев. Налоги и поборы при его гетманстве настолько увеличились, вызывая непосИльем многочисленные волнения и восстания. Такую же политику лукавый и вероломный гетман проводил в отношении Запорожской Сечи.

Строя на запорожских землях города и собственные селитровые промыслы, Мазепа творил свои притеснения именем русского царя, перекладывая свою вину на "Москву" и озлобляя запорожцев против России. Усиливая недовольство сечевиков, он тайно им внушал, что царь Пётр собирается снести Сечь и уничтожить запорожцев - "загнать в Сибирь, как скот" или сделать драгунами и солдатами, а "весь малороссийский народ подвергнуть вечному рабству". Стремясь подтолкнуть русское правительство на вооруженное противостояние с Запорожской Сечью - "того проклятого гнезда искоренити силою оружия", - он неоднократно призывал к этому в 1702, 1703 и 1705 годах, одновременно налаживая связи с Карлом XII и его ставленником на польском троне Станиславом Лещинским.

Для достижения своей преступной цели - отторжения Украины от России двуличный предатель не брезговал никакими средствами - он связывался с Польшей, Турцией и Крымом, "чтоб турки и татары мир разорвали с его величеством царским". Свои предательские планы и действия вероломный и коварный изменник тщательно и ловко маскировал, говоря: "Я бы хотел, чтобы и рубашка моя не знала". Лично знавший Мазепу Феофан Прокопович 1681-1736 отмечал в своей "Истории императора Петра Великого", что в той мере, в какой в глубине души своей Мазепа был предан полякам, в такой же мере он ненавидел русских.

Но никто не мог этого заметить, поскольку многоликий гетман-иезуит всегда притворялся "любовным, доброжелательным и приветливым". О таких в народе говорят: "Змея один раз в год меняет кожу, а предатель каждый день". Быстро и толково исполняя распоряжения царя, он успел заслужить уважение и доверие русского монарха, долго не обращавшего внимания ни на какие доносы, полученные на гетмана из Украины.

Полностью ему доверяя, Пётр Великий в Москве в феврале 1700 года лично наградил вторым по счёту орденом Андрея Первозванного гетмана Ивана Мазепу - "за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы". Девиз первого российского ордена гласил: "За веру и верность". На службе русскому царю Мазепа получил практически всё, о чём он мог мечтать.

Огромные поместья, несметные богатства, плодородные земли на Украине и юге России, сто тысяч крестьянских душ во владении. Известно также, что в 1703 году польский король Август II наградил Мазепу орденом Белого Орла, назвав себя в грамоте - "верным другом его". Опытному заговорщику и злейшему врагу братских славянских народов долгие годы удавалось создавать видимость дружелюбного и преданного отношения к России и Великому Петру.

Мазепу и обоих королей объединяла общая ненависть к России и стремление сломить её всё возрастающую силу и мощь. Изменник-гетман обещал передать Украину, как законное достояние польских королей, под власть Польши, для шведов он обязался установить на реках мосты-переправы и предоставить им Стародуб, Новгород-Северский, Батурин, Чернигов и другие города и крепости, куда предусмотрительно начал свозить боеприпасы, артиллерию и огромные запасы продовольствия. Здесь шведская армия должна была перезимовать и оставаться до сосредоточения Мазепой 50-тысячного украинского казацкого войска и привлечения им к союзу со шведами донских казаков-булавинцев и Белгородской татарской орды.

Мазепа обещал привлечь к военному союзу против России и многотысячное калмыцкое войско хана Аюки. В предстоящем походе на Москву Мазепа с войском должен был присоединиться к шведской армии, обязуясь полностью снабжать её продовольствием, боеприпасами и фуражом из Гетманщины и Слободской Украины. Из Польши должны были прийти Станислав Лещинский с "коронным войском" и шведский генерал Крассау.

Войска Лещинского должны были двигаться на Москву двумя путями: коренное польское войско - через Киев, а литовское - через Смоленск. В то же время 12-тысячный корпус шведского генерала Либекера должен был занять Новгородскую и Псковскую земли и овладеть Петербургом. К новому нашествию на Русь должны были присоединиться запорожские казаки, крымские татары и многотысячные турецкие легионы.

К вся эта многоязычная и разноплеменная "интернациональная орда" должна была нанести сокрушительный удар по России с последующим её разорением и расчленением на малые княжества и воеводства - под контролем вооружённых "миротворцев" с Запада и Востока. Русская армия должна была быть разгромлена и отброшена к северу от Москвы и Волги, лишена продовольствия и боеприпасов и поставлена на колени. Главный удар должен был нанести "свейский лев" Карл XII.

Благодаря активным наступательным действиям русских войск, сокрушительному и упреждающему разгрому Запорожской Сечи, демонстрации русского флота в устье Дона и Азовском море и, наконец, твёрдости и последовательности русской дипломатии по отношению к Турции и использовании разногласий и противоречий между нашими врагами. Свой предательский договор Мазепа заключал подвидом "самостийности, незалежности и соборности Украины", оправдывая свою авантюру и измену - борьбой за "войсковые вольности" и "целость Отчизны". Раздувая волнения среди старшины и казаков и собирая недовольных под свои бунчуки и знамена, - Мазепа "ждал прихода мессии" - шведского короля Карла XII.

Утаить эти замыслы Мазепе не удалось. Пётр I получал доносы об изменнических замыслах гетмана, но отказывался им верить. Генеральный судья Войска Запорожского Василий Кочубей, предупреждавший царя о предательстве Мазепы, был казнён за клевету на гетмана.

Как и все предатели, Мазепа вёл сложную многоходовую игру, приглашая Карла Шведского и одновременно усыпляя бдительность русского правительства и своего обманутого народа. Чем ближе шведы подходили к Украине, тем труднее Мазепе было лавировать. Изменой и вероломством он ставил на карту всё - нажитые за долгие годы несметные богатства, гетманскую булаву и собственную жизнь.

По словам польского резидента С.

Историк: Зеленский рискует повторить судьбу Мазепы

В июле 1704 г. Мазепа обвинил фастовского полковника Семёна Палия в измене Петру и в стремлении изменить порядок украинской жизни в пользу казацкой голытьбы и черни. В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. Эта победа стала возможна отчасти и потому, что народ левобережной Украины не поддержал предательства гетмана Мазепы. Демидов подчеркнул: повод для изготовления медали именно сейчас не менее веский, чем три столетия назад – предательство Зеленского сопоставимо с предательством Мазепы. У Мазепы были все основания считать себя равноправным участником договора с московским царем.

Нарышкин сравнил критикующих спецоперацию россиян с гетманом Мазепой, предавшим Петра I

Все спишется и будет оправдано, т. Как во фразе дочери Степана Бандеры на суде по делу об убийстве ее отца: «Мой незабвенный отец воспитал нас в любви к Богу и Украине». Применительно к Мазепе это могло бы звучать так: «А вы думаете, что предать Петра I Мазепе было легко? Знаете, как он всей душой мучился? Аж заболел весь. Но страна — превыше всего. Платон мне друг, но…» В любом случае эти объяснения в целом связаны со смещением конкретного поступка в сакральную плоскость. И тогда эмоции перекрывают реальную политику.

Слова и чувства, касающиеся исключительно их обладателя, становятся ценнее конкретных действий, напрямую затронувших или сломавших судьбы тысяч и тысяч людей. Второй вариант объяснения измены связан с культом прав и свобод. Хватит пресмыкаться и подстраиваться под крепостнические нравы России. Пора жить свободно, своим умом, ни от кого не завися. И Мазепа попытался сделать это. Только время выбрал неудачное». В этом случае акцент переносится с любви на свободу: «Мазепа — свободный человек и вправе был поступать так, как считал нужным, по совести, никого не спрашивая.

Не зря говорят: делай, что должно, и будь, что будет. Иными словами, он сделал это, т. Ну а если еще учесть патриотические чувства «мазепинцев», то надо сказать, что изменить Петру I и России — это самое малое, что мог сделать настоящий украинский патриот. Понятно, что логика данного объяснения исходит из того, что «Украина — не Россия» и никакого отношения к ней не имеет. Как известно, украинские профессиональные патриоты пытаются всячески доказать эту очевидную для них мысль последние 150 лет. И если это так, утверждают они, то «решение Мазепы касалось только Украины. При чем здесь Россия?

Это — не ее дело». Грубо говоря, у Украины — своя планета. Правда, после измены Мазепы выяснилось, что на Украине подавляющее большинство населения тоже было против предательства гетмана и поддержало ту Россию, от которой «мазепинцы» все время открещивались. Но это, как говорится, другой вопрос: еще не хватало, чтобы настоящие патриоты считались со своим народом… Ну а тем, кто заявляет, что это неправильно и нелогично, можно напомнить об особой логике «мазепинцев»: «Вам не понять мотивов великой и свободной украинской души, и объяснять это мы вам не будем». Особую группу аргументации составляет обоснование измены «исторической необходимостью», т.

Богдан Хмельницкий и казацкая старшина присягнули на верность русскому царю Алексею Михайловичу. Как это событие повлияло на дальнейшую историю Украины и России. Союз с Россией помог Украине выжить, но этого они нам не простили. Русским пришлось платить за это событие столетиями. Уже вскоре после этого между Москвой и Украиной произошел конфликт, приведший сначала к разрыву, а затем ко второй Переяславской раде. Как ни странно, но вопрос об объединении в общее государство для обеих сторон был вторичным, а на первом плане стояли более насущные задачи. Для Московского государства это была религиозная война «за освобождение православного населения», и присоединение Украины должно было стать первым шагом для продвижения на земли Великого княжества Литовского. Где большая часть земель и его население испокон веков считалось русскими, только временно утраченными. Для Украинского гетманства и его старшины главной целью была военная защита от недавно заключенного польско-крымского союза, направленного против него, что обозначало для народа тотальная смерть и рабство. Поэтому обе стороны тогда об остальном не особенно задумывались. А зря. К тому же, Богдану Хмельницкому очень не нравилось примирение Москвы с Польшею, и, привыкнув к самостоятельности, старый гетман прямо вопреки обязательствам позволял себе сноситься с иностранными государями, враждебными Москве, позволял себе сноситься и с Польшею. Параллельно казаки, начавшие свое восстание в союзе с Крымским ханом, вассалом Османской империи, вступили в переговоры с турками. Богдан Хмельницкий вел эти переговоры демонстративно, нисколько не таясь, в расчете на будущие переговоры с Москвой о своём статусе. Но в июле 1657 года Богдан умер, и смерть его послужила знаком к смуте Руине. Которая к большому сожалению продолжается с перерывами до сегодняшних дней. Слишком разные понятия о государственности и государстве оказались у украинских и русских правителей, в отличие от простого народа.. Не менее важным становились отношения с Греческой православной церковью, где Западнорусская православная церковь представляла собой епархию Константинопольского патриаршества с престолом митрополита в Киеве. Польское правительство всегда относилось к греческим иерархам, которые время от времени посещали Киев, с большим подозрением. Так как проводниками этого плана не было в достаточной мере учтено, что к тому времени греческая церковь была пропитана идеями её собственной эллинской исключительности, к тому же являвшимися тайными агентами Турецкого султана. Греческие церковные иерархи воспользовались захватом украинскими повстанцами Киева, чтобы установить более тесные связи с киевским духовенством, а также и с лидерами нарождающегося казацкого государства, в противовес Московскому Патриархату. Когда Богдан Хмельницкий триумфально вошел в Киев накануне Рождества 1648 года, его приветствовал там не только митрополит Киевский Сильвестр, но и патриарх Иерусалимский Паисий и другие греческие церковные иерархи. Греками двигали не только религиозные соображения, но также и политические и финансовые проекты. Они рассчитывали на денежную помощь от казаков и царя для поддержки православной церкви в Турции, для защиты её прав от турецкого вмешательства и для осуществления своей конечной мечты , свержения турецкого ига. Что никак не входило в планы русского правительства. В качестве политического плана такая мечта была совершенно нереалистичной. Так как Москва находилась не в том состоянии, чтобы предпринять подобные действия против Турции, в то время могущественной мировой державой. А на Украине некоторые казацкие лидеры вынуждены были утвердиться в мысли о том, чтобы со временем искать у могущественного султана поддержки против Польши, а при определенном повороте событий даже против Москвы. Хотя русские правители в течение столетия в сношениях с Литвой апеллировал к тому, что контролируемые ею древнерусские города являются их «вотчиной», наследственным владением государей из династии Рюрика. Именно к этим представлениям о том, что под «всей Русью» следует понимать все земли, входившие некогда в Киевскую державу, апеллировал в своих обращениях Богдан Хмельницкий. К тому же Москву волновали религиозные проблемы которые приобрели актуальное политическое значение в связи с украинской войной. Многим государственным деятелям в Москве было ясно, что украинцы не обладают достаточной силой, чтобы обеспечить себе независимость от Польши и что в скором времени Москва должна будет помочь им и принять под царский протекторат. Приспособление московского церковного обряда под западнорусский представлялось насущным для установления более тесных отношений с киевским духовенством и для устранения возможных трений между двумя ветвями греко-православной церкви и двумя народами, великорусским и малоросским. А решение этой проблемы влекли за собой судьбоносные события связанные с давно задуманными церковными реформами и их последствиями для русского православия. Хотя царь Алексей Михайлович, так и некоторые из его советников поддержали идею расширения поддержки своих единоверцев, чья мощь могла бы со временем оказаться полезной России в её борьбе против турок и крымских татар. Ещё одним раздражителем в нарождающихся русско-украинских отношениях стоял принципиальный вопрос о сохранение своей автономии в составе Русского царства, а так же Магдебургского права, с его правами и привилегиями. Особенно этот вопрос волновал не простой народ, уставший от польско-жидовского ярма и кровавой войны, а большую часть зажиточного населения, а так же целой орды старшины и многочисленных гетманов, трясущихся за свои богатства и привилегии. Но русский царь, разумеется, не мог в одночасье отменить все права шляхты и загнать обратно к сохе расплодившиеся и неуправляемое казачество. Но чтобы «оптимизировать» управление краем он начал массовые сокращения шляхетского сословия и вольного казачества, комиссии по пересмотру статуса дворянства было довольно легко лишить многих шляхтичей дворянства по причине отсутствия у них соответствующей бумаги, которая подтверждала бы их статус, в Речи Посполитой такими вопросами никто не задавался. Более того, на многих действительных шляхтичей теми или иными путями Москва навешивала новые повинности и подати. А это грозило по большому счёту огромными проблемами уже для Русского царства, вступившим в эпоху кровопролитных воин и народных восстаний. Продолжение следует... Новостной сайт E-News. Используя материалы, размещайте обратную ссылку.

Мазепа был благодетелем Церкви, построил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т. Сам император Петр Великий признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Об этом говорится в письме императора митрополиту Рязанскому Стефану, в котором государь просит владыку отлучить Мазепу от Церкви: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился». Также в именном указе о предании анафеме Мазепы пишется, что последний «повнейшему образу был сосуд потребен, а потом явился сосуд диавол» [20] , то есть вначале Мазепа был сосудом добра, а затем стал сосудом дьявола. Мазепа был отлучен от Церкви не за то, что строил храмы, а за вышеперечисленные церковно-канонические и моральные преступления. Кстати, и храмы Мазепа строил за счет государственной казны, принадлежавшей Российской империи, и огромных имений, пожалованных гетману императором Петром Великим. Так что можно сказать, что Мазепа был лишь посредником, государственным чиновником, посредством которого деньги на строительство храмов и монастырей перечисляло государство и сам император. И вообще, с какой это стати пожертвования на храмостроительство признаются некоей индульгенцией, освобождающей Мазепу от ответственности за совершенные им впоследствии преступления, в том числе и против святых храмов? Мало ли было еретиков, преданных анафеме, например Вселенскими Соборами, которые до своего отпадения делали много полезного для Церкви? Например Ориген, отлученный от Церкви V Вселенским Собором, богословское наследие которого положило начало некоторым областям церковной науки и оставило значительный отпечаток на формировании воззрений целой плеяды отцов Церкви. Если считать участие в строительстве храмов, монастырей, духовных учебных заведений критерием православности и исчерпывающим основанием для уважения к тому или иному персонажу истории, то необходимо реабилитировать, например, Адольфа Гитлера, склониться перед его памятью и, может быть, даже отслужить по нему панихиду. Ведь в 1938 году правительство Гитлера выделило средства на капитальный ремонт 19! С 1936 года правительство рейха осуществляло программу помощи Православной Церкви на территории Германии как государственно признанной конфессии: германское православное духовенство стало получать регулярное жалование; выделялись субсидии на различные нужды Германской епархии и ее приходов; духовенство и епархия получили льготы и т. В 1939 году в Бреслау Силезия на средства германского правительства, возглавляемого Гитлером, был открыт Православный богословский институт [21]. Трудно даже сказать, кто больше потрудился — Мазепа или Гитлер. Во всяком случае, приведенный пример с Гитлером должен ясно продемонстрировать всю абсурдность попыток реабилитации Мазепы. Пятый аргумент. Существует «предание», что во время посещения Киева император Александр II весьма удивился, что киевское духовенство одновременно и предает Мазепу анафеме, и поминает его за упокой как основателя храмов. Трудно серьезно воспринимать этот апокриф. Он существует в двух основных версиях: по одной «удивился» император Николай I, по другой — Александр II. Возможно, в данном апокрифе нашла отражение молитва о «создателех святаго храма сего», и на основании этого возникла мысль о поминовении Мазепы, так как он финансировал строительство некоторых храмов. Но если человек отлучен от Церкви, то упомянутая молитва уж точно не о нем. Ведь у храма есть и другие создатели: зодчие, строители, иные жертвователи. В любом случае, рассматривать приведенный аргумент столь же бессмысленно, сколь ссылаться на сказки А. Пушкина как на источник по истории Древней Руси. Шестой аргумент. Панихиду по Мазепе отслужил в Киеве в 1918 году по благословению митрополита Антония Храповицкого один из викариев Киевской епархии. В период между мировыми войнами панихиды по Мазепе совершались в Польской Автокефальной Церкви. Кроме запутанности и туманности со всей этой историей киевской панихиды, о чем немало написано в интернете, необходимо отметить, что ее совершение свидетельствует лишь о превышении своей власти одним из епископов, и не более того. Что же касается до панихид по Мазепе, совершавшихся в Польской Автокефальной Церкви в 1930-е годы, то с таким же успехом можно ссылаться на авторитет УПЦ КП, где по «благословению» г-на Денисенко также совершается заупокойное поминовение Мазепы. Дело в том, что в тот период Польская Церковь пребывала в «самостийническом» расколе, и тогдашние действия ее духовенства не только не могут быть примером для подражания, но, напротив, показывают, до чего могут дойти раскольники в отрыве от матери-Церкви. Наконец последнее. В июньской Минее существует одна служба, сегодня основательно забытая, но о которой, похоже, пришло время вспомнить. В этой службе, ставшей частью богослужебного предания Русской, а значит, через нее, и Вселенской Православной Церкви, об Иване Мазепе говорится следующее.

Но те уже прибыли в Ахтырский полк, который был вне юрисдикции гетмана. Были схвачены и отправлены в Витебск. Там их ожидала розыскная комиссия во главе с канцлером Гавриилом Головкиным и его заместителем Петром Шафировым. Кочубея и Искру подвергли страшным пыткам — были уверены, что они действовали по наущению шведов для ослабления России. Под ними они отказались от прежних показаний, но категорически отвергли обвинения в сношениях со шведами. Затем были выданы Мазепе. Произошло это при огромном скоплении народа, а оцепление состояло из русских солдат. Есть сведения, что Петр ждал, что Мазепа попросит помиловать «заговорщиков» и был немало удивлен, что этого не случилось. Возможно, тогда мелькнула мысль — а вдруг они были правы? И все же измена Мазепы произвела на царя сильнейшее впечатление, практически потрясение. По его приказу был выкован «Орден Иуды», но «вручить» его так и не удалось — Мазепа после Полтавы ушел в Турцию вместе с Карлом и умер уже в сентябре 1709 года. Кстати, от вшей — они его сожрали практически живьем, и никто ничего не смог поделать. Их тела были перенесены в Киево-Печорскую лавру и захоронены возле трапезной церкви. Семьям были возвращены все земли и имущество, а от казны было дано и сверх того.

Войти на сайт

Одним из самых ярких эпизодов в российской-украинских отношениях стало предательство гетмана Ивана Мазепы. Так вот предательство Мазепы произошло как раз в этот самый момент, когда Петр, сидя в Троице, собирал войска и копил силы для противоборства со старшей сводной сестрой. Параллельно с ним донесения в столицу о готовящемся предательстве Мазепы неоднократно пишет полтавский полковник Иван Искра. Выступивших против специальной военной операции на Украине граждан РФ ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I в ходе Северной войны, заявил.

Предательство Мазепы: почему Петр I не поверил в это

Пленным русским солдатам шведский король сохранял жизнь, а казаков выдавал Мазепе, который сажал их в яму и предавал мучительной смерти. Мазепа одним своим поступком умудрился предать сразу всех, включая и Украину, за что его все и вспоминают «незлым тихим словом». И все же измена Мазепы произвела на царя сильнейшее впечатление, практически потрясение.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий