Судьба так называемой Советской Колонии стала предметом переговоров между СССР и Германией при посредничестве дипмиссий Швеции и Болгарии. Ошеломленный советский посол, по словам Шмидта, «быстро взял себя в руки и выразил глубокое сожаление» по поводу такого оборота событий, за что он возложил всю вину на Германию. Впервые дипломаты не станут возлагать венки к советским мемориалам в Берлине, вместо этого посол Украины в Германии Алексей Макеев возложит цветы к центральному немецкому мемориалу памяти жертв войн и тирании.
Дипломаты в годы войны
Военная дипломатия в период подготовки и проведения международных конференций в 1943—1945 гг. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля во время международных конференций. В организации этих встреч принимали участие сотрудники Наркомата иностранных дел СССР, командование Генерального штаба Красной Армии и Управления специальных заданий Генштаба КА, а также советские военные атташе и руководители военных миссий. Наиболее сложные и важные вопросы рассматривались в ходе работы Тегеранской 1943 , Ялтинской 1945 и Потсдамской 1945 конференций. В период подготовки советской правительственной делегации к этой конференции важную роль сыграли аппараты военных атташе, действовавших в Лондоне, Вашингтоне и Тегеране. Василевского военные атташе генерал-майор И. Скляров в Лондоне и полковник И. Сараев в Вашингтоне должны были проинформировать Генштаб Красной Армии об основных военных целях, которые планировали достичь в ходе дискуссий по военным вопросам президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У.
Руководителя советской правительственной делегации, готовившейся к поездке в Тегеран, более всего интересовал один вопрос, а именно — когда же союзники примут на себя обязательство об открытии второго фронта в Европе? Генерал-майор Скляров И. Считается, что русские недостаточно ослаблены и все еще представляют собой большую силу, которой опасаются как в Англии, так и в Америке. В Англии уже создана 500-тысячная экспедиционная армия, которая содержится в полной готовности и которая обеспечена всем необходимым, в том числе и флотом для высадки на континенте… Более всего наши союзники боятся вторжения русских в Германию, так как это может, как здесь считают, вызвать коммунистические революции во всех странах Европы…». Скляров Сведения, которые в октябре 1943 г. Скляров направил в Москву о подготовке союзников к операции «Oверлорд», основывались на документах, полученных на доверительной основе одним офицером аппарата военного атташе. Склярову стало известно, что разработка плана вторжения союзных войск в Европу шла вполне успешно и, в целом, была завершена в июле-августе 1943 г. Но США и Великобритания воздержались в те дни от открытия второго фронта в Европе, который смог бы облегчить положение войск Красной Армии. Советские войска понесли в битве под Курском огромные потери, но разгромили отборные танковые дивизии Гитлера. Изучая содержание плана операции «Oверлорд», Скляров обратил внимание, что в этом важном документе было все, кроме сроков начала его реализации.
Если бы англичане и американцы действительно хотели высадить свои экспедиционные войска во Франции летом 1943 г. Обстановка на восточном фронте была бы значительно благоприятнее для Красной Армии. Скляров имел в Лондоне широкие связи среди политических и военных деятелей, поддерживал дружеские отношения с военными дипломатами стран антигитлеровской коалиции. Многие из них обладали сведениями о Германии и ее вооруженных силах. Такие сведения представляли интерес для советского Генерального штаба. Бывая в британском военном ведомстве, на приемах в дипломатических миссиях, встречах с представителями британского правительства, генерал Скляров в ходе дружеских бесед с представителями союзников обменивался сведениями о Германии, о текущих событиях на фронте и перспективах взаимодействия СССР, США и Великобритании. Для достижения победы над фашистской Германией нужно было знать не только когда, куда именно, сколько и каких дивизий направит Гитлер на восточный фронт. Важно было также понять и замыслы союзников СССР по антигитлеровской коалиции. Во время встреч и доверительных бесед с высокопоставленными британскими политиками и военными Скляров убедился, что в 1943 г. США и Великобритания высадки своих экспедиционных войск на севере Франции не начнут.
Об этом он и доложил в Москву. Ценные сведения направил в Центр и сотрудник аппарата военного атташе при советском посольстве в Вашингтоне майор Л. Он сообщил, что «госдепартамент и военное командование не верят в возможность договориться с советским правительством по послевоенным вопросам. Они боятся, что Союз будет основной силой в Европе. Отсюда тенденция не спешить со вторым фронтом, дабы обескровить Советский Союз и диктовать ему свою политику». Сергееву удалось добыть и подробные сведения о результатах переговоров президента США Ф. Рузвельта и премьер-министра Англии У. Черчилля в Квебеке. О позиции союзников по вопросу открытия второго фронта Сергеев докладывал в Москву: «…руководители США и Англии решили в этом году второй фронт не открывать». И далее: «Выражено согласие на созыв конференции с участием СССР, направленной, по существу, к затяжке времени.
На этой конференции предполагается основным вопросом поставить послевоенные проблемы. На конференции союзники укажут, что в этом году открыть второй фронт через Францию и Голландию уже поздно, и что единственная возможность для этого времени весна 1944 года. Основным стимулом созыва конференции в Квебеке был неожиданный переход Красной Армии в наступление». Указанные в донесении сведения свидетельствовали, что проект плана операции составлен, но ее проведение обусловливалось многими причинами. В частности, командование вооруженных сил США и Великобритании может открыть второй фронт в Европе лишь тогда, когда нацистская Германия будет окончательно ослаблена войной против Советского Союза, когда германские войска не смогут оказать англо-американцам серьезного сопротивления и будут не в состоянии сдерживать наступление войск союзников. В целом, сведения о проекте плана операции «Оверлорд», полученные на доверительной основе в Лондоне и Вашингтоне, были интересными для советского руководства. Они свидетельствовали, что войска союзников готовы к вторжению, но не начнут его до тех пор, пока в войне с Германией не сложится наиболее благоприятная для них обстановка, и союзники потребуют от СССР каких-то дополнительных обязательств. Добытые сведения оказались полезными и в ходе подготовки руководителя советской делегации В. Молотова к переговорам с руководителями внешнеполитических ведомств США и Великобритании на Московской конференции, проходившей в советской столице с 19 по 30 октября 1943 г. В ходе переговоров с В.
Молотовым глава британской делегации А. Иден и руководитель американской делегации К. Хелл уклончиво говорили о подготовке высадки союзных войск на атлантическом побережье Франции, делали разного рода оговорки и уходили от ответа на вопрос о конкретных сроках начала операции вторжения. Встреча министров иностранных дел союзных держав завершилась 30 октября. В коммюнике Московской конференции было указано, что союзные державы признают «первейшей целью ускорение конца войны», но точных сроков открытия второго фронта в Европе министрам в ходе Московского совещания согласовать не удалось. В Москве в целом остались довольны результатами совещания, которое открывало перспективы для переговоров на более высоком уровне. Также позитивно оценивались результаты московской встречи и в Вашингтоне. Британские дипломаты тоже положительно оценили результаты Московского совещания. Генерал-майор И. Скляров сообщил в Центр: «…в британском министерстве иностранных дел можно услышать только похвальные отзывы о конференции и увидеть приятное удивление по поводу дружественности и такта русских».
Сведения, полученные военными дипломатами в Вашингтоне и Лондоне, объективно освещали отношение правительств США и Великобритании к открытию второго фронта и позволяли скорректировать подготовку советской правительственной делегации в Тегеран. Говоря о положении на западном фронте, я сказал, что теперь самый лучший момент нанести по Германии удар с запада и тем самым ускорить окончание войны. На вопрос, какой же момент вы считаете наиболее благоприятным для нанесения удара по Германии с запада, Киркман ответил, что таким моментом может стать развал Германии и ее неспособность вести эффективную оборону на западе. Я его спросил, не помешает ли высадке ваших войск плохая погода? На это он ответил, что в случае развала Германии мы высадим наши войска, несмотря ни на какую погоду». Это донесение генерал-майора И. Склярова было доложено И. Сталину, В. Молотову и первому заместителю начальника Генерального штаба генералу армии А. Стало окончательно ясно, что союзники готовы к высадке своих войск во Франции, но все еще выжидают благоприятного момента, связанного не с выполнением принятых ими обязательств, а, скорее всего, с темпами продвижения советских войск на запад и дальнейшим ослаблением фашистской Германии.
Эти сообщения военных атташе были учтены при подготовке переговоров советской правительственной делегации с Ф. Рузвельтом и У. Черчиллем о сроках открытия второго фронта в Европе. Важным условием принятия И. Сталиным окончательного решения о проведении встречи с Ф. Территория Ирана контролировалась советскими, английскими и частично американскими войсками, введенными в эту страну в конце 1941 г. Деятельностью советских военных дипломатов в Иране руководил полковник Разин Б. Разину из Генерального штаба Красной Армии поступило следующее указание: «Дислоцированный в Тегеране 182-й горнострелковый полк, находясь в отрыве от остальных частей своей дивизии и неся службу разбросанными гарнизонами, не имеет возможности вести планомерную боевую учебу. В связи с этим Генштабом Красной Армии принято решение вывести указанный полк из Тегерана в район расквартирования 68-й горнострелковой дивизии. В Тегеран на смену 182-го горнострелкового полка будет передислоцирован другой стрелковый полк Закавказского фронта.
Срочно выясните отношение иранцев к намеченному мероприятию и немедленно донесите». Отвечая на срочный запрос из Москвы, полковник Б. Разин сообщал: «…В настоящее время представителями Москвы и Ташкента отработан план передислокации 182-го горнострелкового полка и прибытия на его смену полка из Союза. Основная часть полка расположена в Тегеране на центральном аэродроме Кале Морге, куда доступ иностранцам запрещен. Официально иранцам известно, что у нас в Тегеране существует специальная команда для перегонки автомашин, предназначенных для обслуживания аэродрома. Нами приняты все меры, чтобы передислокация прошла незаметно. Перед иранцами этого вопроса не ставили, и последние никакого интереса не проявляют. Буду следить за этим вопросом и при наличии новых данных немедленно сообщу». Разин Это донесение военного атташе полковника Б. Разина было доложено В.
Молотову, Л. Берия и генералу С. Штеменко , отвечавшим за подготовку советской правительственной делегации к Тегеранской конференции. В середине октября 1943 г. Разин сообщил в Москву, что он сопровождал премьер-министра Ирана Мухаммеда Реза шаха Пехлеви во время посещения им советского гарнизона, дислоцированного в Мешхеде. Молодой монарх, которому в 1943 г. На приеме, устроенном в его честь, шах заявил «о своей симпатии к Советскому Союзу и Красной Армии». Все вопросы прибытия и размещения в Тегеране членов советской делегации были заблаговременно и тщательно продуманы. Правительственная делегация СССР должна была остановиться на территории советского посольства. По предложению И.
Сталина на территории советского посольства разместилась и американская делегация во главе с президентом США Ф. Тегеранские дискуссии продолжались с 28 ноября по 1 декабря 1943 г. В ходе переговоров лидеры стран антигитлеровской коалиции обсудили все интересовавшие их проблемы, которые затрагивали ход войны против нацистской Германии, согласовали сроки проведения операции «Oверлорд», обсудили перспективы послевоенного обустройства Европы и войны против Японии. По ряду важных вопросов было достигнуто общее взаимопонимание. В ходе дискуссий об обстановке на советско-германском фронте и перспективах войны против нацистской Германии Ф. Рузвельт и У. Черчилль обещали И. Сталину открыть второй фронт в Европе не позднее мая 1944 г. Окончательную дату начала высадки союзных войск в Нормандии планировалось определить в первой половине 1944 г. В ходе обсуждения предстоявшей операции вторжения союзников британский премьер-министр высказал предложение о проведении совместными усилиями специальных мероприятий, направленных на введение в заблуждение германского командования относительно места и начала высадки союзных войск в Европе.
Сталин поддержал это предложение. Была достигнута предварительная договоренность, что советский Генеральный штаб примет участие в разработке и проведении этой операции. В документе, зафиксировавшем военные решения, говорилось: «Конференция приняла к сведению, что операция «Оверлорд» будет предпринята в течение мая 1944 г. Эта последняя операция будет предпринята в масштабе, в каком это позволяет наличие десантных средств. Конференция далее приняла к сведению заявление маршала Сталина, что советские войска примут наступление примерно в то же время с целью предотвратить переброску германских войск с восточного на западный фронт». И далее - Конференция «согласилась, что военные штабы трех держав должны отныне держать тесный контакт друг с другом в отношении предстоящих операций в Европе. В частности, было принято решение, что между соответствующими штабами должен быть согласован план мистификации и обмана противника в отношении этих операций». В заключение работы Тегеранской конференции был согласован текст заключительной декларации. В этой декларации говорилось, что участники конференции согласовали планы уничтожения германских вооруженных сил и пришли к полному соглашению относительно масштаба и сроков операций, которые будут предприняты с востока, запада и юга. В ходе встреч И.
Сталина с Ф. Черчиллем обсуждались вопросы о возможных границах Польши, о будущем Германии и суверенитете Ирана. Оценивая ход дискуссий в Тегеране, глава американской военной миссии генерал-майор Дж. Дин уже после окончания войны писал: «Создавалось впечатление, что Сталин на этой конференции совершенно точно знал, что хотел». И далее: «Конференция в Тегеране стала триумфом советской дипломатии… Английская и американская делегации были удивлены: английская потому, что натолкнулась на враждебную советскую позицию там, где она по праву могла рассчитывать на определенную поддержку; американцы потому, что натолкнулись на поддержку, хотя ожидали возражений со стороны Советского Союза». Оценка руководителя военной миссии США генерал-майора Дж. Дина - лучшее свидетельство тому, что советские военные дипломаты в своих донесениях практически точно охарактеризовали подготовку американской и английской делегаций к переговорам в Тегеране и подсказали тактику обсуждения основных военных и военно-политических проблем. Во время пребывания в Тегеране И. Сталин заслушал отчет военного атташе полковника Б. Разина о его работе.
Сталин интересовался общим состоянием иранской армии, рассказал о посещении шаха и мероприятиях по организации в Иране танковой и авиационной школ с советской материальной частью и инструкторами. В ходе встречи с военным атташе руководитель советского правительства дал следующие указания: «Шах и его ближайшие помощники запуганы английским влиянием, но придерживаются нашей ориентации, что нужно поддерживать, поощрять их намерения и подтверждать нашей работой…». Сталин сообщил военному атташе, что советское правительство предполагает выделить иранцам около 20 самолетов и такое же количество танков, указал на необходимость подбирать иранские кадры, которые бы могли пройти обучение в СССР. Завершая беседу с военным атташе полковником Б. Советская делегация покинула Тегеран во второй половине дня 2 декабря. Военный атташе полковник Б. Разин сопровождал членов делегации до аэродрома и сообщил в Москву по средствам радиосвязи о вылете И. Сталина из Тегерана. Аппаратами советских военных атташе, действовавших в Лондоне и Вашингтоне, была проделана значительная работа и в период подготовки Ялтинской конференции, проходившей в Крыму с 4 по 12 февраля 1945 г. Военные атташе генерал-майор И.
Скляров, полковник И. Сараев и майор А. Сизов, назначенный военным атташе при правительствах стран антигитлеровской коалиции, действовавших в Лондоне, подготовили и направили в январе 1944 г. В целом, деятельность аппаратов военных атташе в период подготовки и проведения Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций получила положительную оценку И. Молотова и способствовала решению в ходе конференций сложных военных и военно-политических проблем, которые возникали в отношениях между СССР, США и Великобританией в годы Второй мировой войны. Усилия военной дипломатии по организации военного сотрудничества с США и Великобританией С первых же дней Великой Отечественной войны советское правительство, организуя противодействие агрессору, проявило заинтересованность в организации военного сотрудничества с США и Великобританией. Советскому Союзу было крайне важно усилить противодействие гитлеровским войскам не только на советско-германском, но и на других фронтах, формирование которых зависело от воли и желания правительств Великобритании и США. Направляя в Лондон в начале июля 1941 г. Голиковым, И. Сталин предложил ему обсудить с руководителями британских вооруженных сил возможности открытия ими фронта в Северной Европе, во Франции или на Балканах.
Визит Ф. Голикова в Лондон и результаты его переговоров с высокопоставленными представителями британского правительства и командования вооруженных сил свидетельствовали, что в июле 1941 г. В Вашингтоне к предложению генерал-лейтенанта Ф. Голикова об организации совместных военных действий вооруженных сил СССР и США в войне против Германии и ее союзников тоже отнеслись без особого интереса. Негативное для СССР развитие обстановки на советско-германском фронте требовало принятия советской дипломатией новых усилий на пути поиска условий, которые позволили бы организовать взаимодействие между СССР, США и Великобританией в военной области. К этой важной работе были привлечены руководители советских посольств в США и Великобритании, а также военные атташе в Вашингтоне и Лондоне. По мере изменения обстановки на советско-германском фронте, а также после внезапного нападения Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор 7 декабря 1941 г. Параметры и направления военного взаимодействия обсуждались руководителями СССР, США и Великобритании в их личной переписке, активно осуществлявшейся в годы войны, во время их встреч на Тегеранской, Крымской и Потсдамской конференциях, а также в ходе многочисленных переговоров, проводимых военными атташе и руководителями военных миссий трех ведущих государств антигитлеровской коалиции. Интересы верховного командования вооруженных сил США в Москве представляла военная миссия, деятельностью которой руководил генерал-майор Дж. Британскую военную миссию в Москве в 1942—1944 гг.
Мартель, а в 1944-1945 гг. Американские военные дипломаты в 1942 г. С таким же настоятельным предложением обращались к И. Сталину президент США Ф. Трумэн во время Потсдамской конференции. Первым совместным актом военного характера можно считать введение в августе 1941 г. Эта военно-политическая операция была согласованна правительствами СССР и Великобритании и проведена командованиями вооруженных сил этих стран в целях недопущения использования гитлеровской Германией территории Ирана для реализации своих планов в войне против СССР и последующего завоевания Британской Индии. Несмотря на то, что правительство Ирана 26 июня 1941 г. Канарисом, а также о том, что профашистские силы в Иране готовились осуществить государственный переворот. Подобное развитие событий в Иране могло создать угрозу использования иранских аэродромов германской военной авиацией для нанесения ударов по советским объектам.
Правительство Великобритании опасалось потерять свой контроль над нефтяными промыслами в Иране, которые осуществляли крупнейшие британские нефтяные компании. Поэтому У. Черчилль заявил о желательности совместно с «русскими провести совместную кампанию» в Иране и поручил 11 июля объединенному комитету начальников штабов вооруженных сил Великобритании рассмотреть вопрос о возможности проведения совместно с Советским Союзом операции в Иране. В предварительном порядке этот вопрос обсуждался И. Сталиным в беседах с британским послом С. Криппсом, когда оценивались возможности поставок британских военных грузов в СССР не только по северному пути в Архангельск или Мурманск, но и через Персидский залив и территорию Ирана. Советский посол И. Майский также обсуждал этот вопрос с У. Советское правительство, принимая решение о вводе советских войск в Иран, действовало на основании советско-иранского договора от 26 февраля 1921 г. В операции принимали участие войска нескольких армий и советская авиация, которая сделала около 17 тыс.
В тот же день, 25 августа 1941 г. Они оккупировали юго-западные территории Ирана и порты в Персидском заливе. Совместная советско-британская операция, проводившаяся по согласованному в Москве и Лондоне замыслу, завершилась встречей 29 августа войск союзников в районе Сенендеджа. По взаимной договоренности в район, прилегавший к столице Ирана, советские и британские войска не входили. В ходе проведения иранской операции войска Красной Армии понесли некоторые потери. В частности, погибло 50 солдат и офицеров, более 100 военнослужащих Красной Армии было ранено. Потери британской армии составили 22 убитыми и 45 ранеными. Черчилль в личном секретном послании сообщал И. Сталину: «При всей важности защиты нефтяных источников целью нашего вступления в Персию было в еще большей степени стремление установить еще один сквозной путь к вам, который не может быть перерезан... Отвечая на послание У.
Черчилля, И. Сталин 3 сентября 1941 г. Но Иран только эпизод. Судьба войны будет решаться, конечно, не в Иране». В этом же послании И. Сталин, касаясь состояния советско-японских отношений, писал: «Советский Союз, так же как и Англия, не хочет войны с Японией. Советский Союз не считает возможным нарушать договоры, в том числе и договор с Японией о нейтралитете. Но если Япония нарушит этот договор и нападет на Советский Союз, она встретит должный отпор со стороны советских войск». Введение контингента советских войск в Иран потребовало расширения деятельности сотрудников аппарата военного атташе, которым руководил полковник Б. Советские военные дипломаты проводили разъяснительную работу среди офицеров иранских вооруженных сил, с которыми им приходилось общаться, а также с представителями местной власти, разъясняя им цели присутствия советских войск на территории Ирана.
В местах дислокации советских войск с местным руководством общались члены военных советов 44-й, 47-й и 53-й отдельной армий, введенных на территорию Ирана. В соответствии с приказами командования оккупационных войск Красной Армии все руководители местной власти, полиции и жандармерии, не оказывавшие сопротивления, должны были продолжать выполнение своих должностных обязанностей, а все экономические и торговые предприятия и центры функционировать. Ввод советских войск в Иран по-разному был встречен местным населением. Поэтому в районах, занятых советскими войсками, требовалось проведение целенаправленной разъяснительной работы. Она осуществлялась путем личных бесед командного состава штабов армий и посредством распространения специально подготовленных листовок. В целом, эта работа оказала положительное воздействие и в перспективе обеспечила лояльное отношение большинства иранцев к пребыванию советских войск на территории их страны. Начавшаяся переброска англо-американских грузов по трансиранской дороге в Советский Союз охранялась советскими и английскими войсками не столько от иранцев, сколько от возможных диверсионных актов специальных групп германской военной разведки, действовавших в Иране. Дальнейшее военное сотрудничество между СССР, Великобританией и США строилось на основе подписанных двусторонних соглашений и договоров, но осуществлялось с преодолением значительных условностей и трудностей как объективного, так и субъективного характера. Суть его состояла в согласовании военных усилий по разгрому фашистской Германии на суше, море и в воздухе. В 1942—1943 гг.
В Лондоне этой работой занимался контр-адмирал Н. В августе 1943 г. Во время пребывания в столице Н. Харламов был приглашен на прием к И. В ходе беседы с Верховным Главнокомандующим, контр-адмирал обратился с просьбой направить его на действующий флот. Указав на важность работы, которую выполняет Харламов в качестве главы советской военной миссии, Сталин сказал, что его просьба может быть удовлетворена только после того, как войска союзников высадятся во Франции. Перед отъездом в Лондон Н.
По предварительным данным, смерть наступила из-за сердечного приступа, признаков насильственной смерти на теле не обнаружили. Дипломат удостоился следующих наград: ордена Октябрьской революции, ордена Отечественной войны 1 степени, медали "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.
В интересах со- хранения мира, хотя и скрепя сердце, правительство рейха во втором договоре по просьбе Советского Союза отказалось от большей части территории этой стра- ны, оставив часть ее в сфере интересов Германии. После предъявления ультима- тума от 15 июня Советский Союз, не уведомив об этом правительство рейха, за- нял всю Литву, т. Позднее последовало обращение к Германии по этому вопросу, и после трудных перего- воров, пойдя еще на одну дружественную уступку, правительство рейха отдало Советскому Союзу и эту часть Литвы. Затем таким же способом, в нарушение за- ключенных с этими государствами договоров о помощи, были оккупированы Лат- вия и Эстония. Таким образом, вся Прибалтика вопреки категорическим завере- ниям Москвы была большевизирована и спустя несколько недель после оккупа- ции сразу аннексирована. Одновременно с аннексией последовало сосредоточе- ние первых крупных сил Красной Армии во всем северном секторе плацдарма Со- ветской России против Европы. Между прочим, Советское правительство в одностороннем порядке расторгло экономические соглашения Германии с этими государствами, хотя по московским договоренностям этим соглашениям не должен был бы наноситься ущерб. По вопросу о разграничении сфер влияния на территории бывшего Польского государства московскими договорами было ясно согласовано, что о границах сфер влияния не будет вестись никакая политическая агитация, а деятельность обеих оккупационных властей ограничится исключительно лишь вопросами мир- ного строительства на этих территориях. У правительства рейха имеются неопро- вержимые доказательства того, что, несмотря на эти соглашения, Советский Союз сразу же после занятия этой территории не только разрешил анти германскую агитацию в польском генерал-губернаторстве, но и одновременно поддержал ее большевистской пропагандой в губернаторстве. Сразу же после оккупации и на эти территории были переброшены крупные русские гарнизоны. В то время как германская армия на Западе вела боевые действия против Франции и Англии, последовал удар Советского Союза на Балканах. Тогда как на московских переговорах Советское правительство заявило, что никогда в одно- стороннем порядке не будет решать бессарабский вопрос, правительство рейха 24 июня 1940 года получило сообщение Советского правительства о том, что оно полно решимости силой решить бессарабский вопрос. Одновременно сообща- лось, что советские притязания распространяются и на Буковину, т. Герман- ский посол в Москве заявил Советскому правительству, что его решение является для правительства рейха совершенно неожиданным и сильно ущемляет герман- ские экономические интересы в Румынии, а также приведет к нарушению жизни крупной местной немецкой колонии и нанесет ущерб немецкой нации в Буковине. На это господин Молотов ответил, что дело исключительной срочности и что Со- ветский Союз в течение 24 часов ожидает ответ правительства рейха. И на этот раз [правительство Германии] во имя сохранения мира и дружбы с Советским Союзом решило вопрос в его пользу. Оно посоветовало румынскому правитель- ству, обратившемуся за помощью к Германии, пойти на уступку и рекомендовало ему отдать Советской России Бессарабию и Северную Буковину. Наряду с поло- жительным ответом румынского правительства Германия передала Советскому правительству просьбу румынского правительства о предоставлении ему времени для эвакуации населения с этих больших территорий и для обеспечения жизни и сохранности имущества местных жителей. Однако Советское правительство снова предъявило Румынии ультиматум и еще до истечения его срока — 28 июня начало оккупацию части Буковины, а затем и всей Бессарабии до Дуная. И эти террито- рии были тотчас аннексированы Советским Союзом, большевизированы и этим самым фактически разорены. Оккупация и большевизация Советским правительством территории Восточной Европы и Балкан, переданных Советскому Союзу правительством рейха в Москве в качестве сферы влияния, полностью противоречат московским договоренно- стям. Несмотря на это, правительство рейха даже тогда заняло по отношению к СССР более чем лояльную позицию. Оно проявило полный нейтралитет в финской войне и прибалтийском вопросе, поддержало позицию Советского правительства по отношению к румынскому правительству и смирилось, хотя и скрепя сердце, с реалиями, сложившимися в результате действий Советского правительства. Кро- ме того, чтобы с самого начала исключить возможность разногласия между обои- ми государствами, оно предприняло широкую акцию по переселению в Германию всех немцев с занятых СССР территорий. Правительство рейха считает, что вряд ли можно было представить более веское доказательство своего желания к дли-тельному примирению с СССР. IV Экспансия России на Балканах вызвала территориальные проблемы в этом рай- оне. Летом 1940 года Румыния и Венгрия обратились к Германии с целью урегу- лирования их спорных территориальных вопросов, после того как в конце августа из-за этих разногласий, разжигаемых английскими агентами, возник острый кри- зис. Румыния и Венгрия находились на грани войны между собой. Германия, ко- торую Венгрия и Румыния неоднократно просили о посредничестве в их споре с целью сохранения мира на Балканах, совместно с Италией пригласила оба госу- дарства на конференцию в Вену, и по их просьбе 30 августа 1940 года состоялось решение Венского арбитража. В результате этого была установлена новая вен- герско-румынская граница, а Германия и Италия, стремясь помочь румынскому правительству разъяснить своему народу причины понесенных им территориаль- ных жертв и исключить в будущем любые столкновения в этом районе, приняли на себя обязательства гарантов Румынского государства в теперешних его грани- цах. Так как русские претензии в этом районе были удовлетворены, эти гарантии никак не могли быть направлены против России. Несмотря на это, Советский Со- юз обжаловал это решение и вопреки своим прежним заявлениям о том, что с присоединением Бессарабии и Северной Буковины его претензии на Балканах удовлетворены, заявил о своих дальнейших интересах на Балканах, не опреде- лив их пока конкретно. С этого момента все четче вырисовывается направленная против Германии поли- тика Советской России. Правительство рейха получает теперь все более конкрет- ные сообщения о том, что переговоры английского посла Криппса в Москве, тя- нущиеся уже очень долго, развиваются в благоприятной атмосфере. Одновремен- но правительство рейха овладело документами, свидетельствующими об интен- сивных военных приготовлениях Советского Союза во всех областях. Эти доку- менты подтверждаются и найденным недавно в Белграде отчетом югославского военного атташе в Москве от 17 декабря 1940 года, в котором, между прочим, до- словно говорится: «По данным, полученным из советских кругов, полным ходом идет перевооружение ВВС, танковых войск и артиллерии с учетом опыта совре- менной войны, которое в основном будет закончено к августу 1941 года. Этот срок, очевидно, является и крайним временным пунктом, до которого не следу- ет ожидать ощутимых изменений в советской внешней политике». Несмотря на недружественную позицию Советского Союза в балканском вопросе, Германия прилагает новые усилия к улучшению взаимопонимания с СССР, и ми- нистр иностранных дел рейха в письме к господину Сталину дает широкое изло- жение политики правительства рейха после московских переговоров. В письме особенно подчеркивается следующее: при заключении Тройственного пакта Гер- мания, Италия и Япония единодушно исходили из того, что этот пакт никоим об- разом не направлен против Советского Союза, а дружественные отношения трех государств и их договоры с СССР вообще не должны затрагиваться этим соглаше- нием. В Тройственном пакте, подписанном в Берлине, это зафиксировано и доку- ментально. Одновременно в письме выражается желание и надежда государств Тройственного пакта на дальнейшее улучшение дружественных отношений с Со- ветским Союзом и придание им конкретной формы речь идёт, по всей видимости, о присоединении СССР к Оси - прим. С целью дальнейшего обсуж- дения этих вопросов министр иностранных дел рейха приглашает господина Мо-лотова в Берлин. Во время визита господина Молотова в Берлин правительство рейха вынуждено было установить, что Россия готова к действительно дружественному сотрудниче- ству с государствами Тройственного пакта, и в особенности с Германией, лишь в том случае, если она готова выполнить поставленные Советским Союзом условия. В Берлине и на последующих дипломатических пере- говорах с германским послом в Москве господин Молотов выдвинул следующие требования: 1. Советский Союз хочет предоставить Болгарии гарантии и в добавление к этому заключить с этим государством договор о взаимопомощи по образцу договоров о взаимопомощи в Прибалтике, т. С этой це- лью русский комиссар Соболев посетил в это время Софию. Советский Союз требует заключения договора с Турцией с целью создания ба- зы для сухопутных и военно-морских сил на Босфоре и Дарданеллах на основе долгосрочной аренды. В случае если Турция не согласится с этим, Германия и Италия должны присоединиться к русским дипломатическим мероприятиям по принуждению ее к выполнению этих требований. Советский Союз заявляет, что он вновь ощущает угрозу со стороны Финляндии, и поэтому требует полного отказа Германии от Финляндии, что практически озна- чает оккупацию этого государства и истребление финского народа. Естественно, Германия не могла принять эти русские требования, выполнение ко- торых Советское правительство считало предварительным условием присоедине- ния к государствам Тройственного пакта да, действительно - прим. Этим самым усилия государств Тройственного пакта по достижении взаимопони- мания с Советским Союзом потерпели фиаско. В результате этой германской по- зиции Россия усилила уже более открыто направленную против Германии поли- тику, а ее все более тесное сотрудничество с Англией становилось очевидным. В январе 1941 года эта отрицательная русская позиция впервые проявилась и в дипломатической сфере. Когда в этом месяце Германия предприняла в Болгарии определенные контрмеры против высадки британских войск в Греции, русский посол в Берлине в официальном демарше указал на то, что Советский Союз счи- тает территорию Болгарии и зону обоих проливов зоной безопасности СССР и что он не может равнодушно относиться к событиям в этих районах, угрожающим его безопасности. Поэтому Советское правительство предостерегает от появления германских войск на территории Болгарии и в зоне обоих проливов. В ответ на это правительство рейха дало Советскому правительству исчерпываю- щие разъяснения причин и целей военных мер Германии на Балканах. Оно указа- ло на то, что Германия всеми силами и средствами будет препятствовать закреп- лению Англии в Греции, но она не намеревается занимать проливы, а будет ува- жать суверенитет Турции. Проход германских войск через территорию Болгарии не может считаться ущемлением интересов безопасности Советского Союза, пра- вительство рейха, напротив, полагает, что эти операции служат и советским ин- тересам. После проведения операций на Балканах Германия выведет оттуда свои войска. Несмотря на это заявление правительства рейха, Советское правительство в свою очередь сразу же после ввода германских войск опубликовало в адрес Болгарии заявление явно враждебного анти германского характера, смысл которого сво- дился к тому, что присутствие германских войск в Болгарии служит не делу мира на Балканах, а интересам войны.
Молотов сообщил, что агреман на Криппса был запрошен, причем английский поверенный в делах СССР ссылался на то, что Криппс является членом парламента, а поэтому ему предназначается специальная миссия. На этот запрос тов. Молотов ответил в соответствии с сообщением ТАСС по этому вопросу: если Англия хочет иметь своего посла в Советском Союзе, то она может иметь такового, и если Криппс не может быть послом без оговорки о специальных полномочиях, то пусть будет послом кто-либо другой. Англия ведет враждебную политику против СССР, но мы не можем отказать ей в праве иметь посла без специальной миссии. Шуленбург заявил: он вполне понимает, что СССР, как нейтральная страна, может иметь английского посла. Заверенная копия. Здесь перепечатывается из сборника документов: 1941-й год.
38. ГЕРМАНСКИЙ ПОСОЛ В МОСКВЕ В МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ
- Дипломаты Наркомата обороны: накануне и в годы войны
- Как поступили с дипломатами СССР и Германии после начала Второй Мировой войны
- Как Германия объявила войну СССР - ВотЭто - интересно!
- Документ 4 (СССР-Швеция, июнь 1941 г.)
Заговор послов
Список послов СССР в Германии (1922—1941) в Справочнике по истории Коммунистической партии и Советского Союза 1898—1991. В посольство Советского Союза был вызван наряд полиции противника. Параллельно со слухами о близости войны между Германией и Советским Союзом в Германии стали распространяться слухи о сближении. Ночью 22 июня 1941 года рейхсминистр Риббентроп вызвал чрезвычайного и полномочного посла СССР в Германии зова и зачитал меморандум Гитлера о том, что Советский Союз представляет угрозу для Германии. «В середине апреля 1941 года посол направился в Германию, чтобы составить ясное представление о планах Гитлера и попытаться в приемлемой форме донести до него мысль, что поход против Советского Союза представляет большую опасность.
Как Германия объявила войну СССР
С первого же дня войны советское руководство стало предпринимать все возможное, чтобы ВСЕ советские граждане, оказавшиеся в Германии и оккупированной Европе, были возвращены на Родину. Впервые дипломаты не станут возлагать венки к советским мемориалам в Берлине, вместо этого посол Украины в Германии Алексей Макеев возложит цветы к центральному немецкому мемориалу памяти жертв войн и тирании. В начале июля 1941 года, когда немцы уже взяли Минск, в Кремль был вызван болгарский посол в СССР Иван Стаменов. Советская карательная политика в 1941-1945 гг.(продолжение2). НОТА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГЕРМАНИИ СОВЕТСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ от 21 июня 1941 года. одно из ярких подтверждений того, что целая пропасть разделяет патриотизм от преданности режиму.
Последняя надежда
- Смотрите также
- Дипломат суровой поры
- Подробнее : Министерство обороны Российской Федерации
- Сталин собирался отдать Гитлеру Прибалтику и Западную Украину
- Дипломаты Наркомата обороны: накануне и в годы войны
Документы и фотографии о работе НКИД СССР в 1941 году
Советский Союз защитил Польшу от дальнейшего разграбления, что нынче гиена уже забыла. В 1941 пытался предупредить советское руководство о готовящемся нападении Германии на Советский Союз. Посол СССР в Великобритании Майский И.М., генерал-лейтенант Голиков Ф.И. и контр-адмирал Харламов Н.М. Лондон, 1941 г. После нападения Германии на Советский Союз сотрудники дипломатических корпусов в обеих странах были арестованы.
Сталин собирался отдать Гитлеру Прибалтику и Западную Украину
Молотов сообщил Шуленбургу, что в 20-х числах мая с. Содержание этой беседы сводилось к следующему: в связи со все более определяющейся позицией Италии в вопросе о ее втягивании в войну имеется два вопроса — западная и балканская проблемы, интересующие Италию. Молотов спросил Шуленбурга, отражает ли это высказывание Макензена точку зрения Германского и точку зрения Итальянского правительств по этому вопросу. Шуленбург ответил, что он этого не знает, содержание беседы ему сообщено не было и что он немедленно запросит Берлин. В конце беседы Шуленбург просил тов. Молотова проинформировать его по вопросу об агремане Криппсу в связи со слухами о том, что Английское правительство не испрашивало для него агремана.
Молотов сообщил, что агреман на Криппса был запрошен, причем английский поверенный в делах СССР ссылался на то, что Криппс является членом парламента, а поэтому ему предназначается специальная миссия.
В 1934-37 полпред в Германии. В 1937 переведен во Францию.
В 1946-47 полпред в Бразилии. В 1948 вышел в отставку. Умер от инфаркта 2.
В списке лучших www. Советский государственный деятель. Годы жизни: 16 28.
В марте-сент. С 1921 пред. Центросоюза, с 1926 пред.
Совета Центросоюза и пред. Всероссийского центра кооперативного совета. С нояб.
С июля 1927 зам. С 1930 полпред в Германии. В 1938 арестован.
Приговорен к длительному сроку лишения свободы. Умер в заключении. Посмертно реабилитирован.
Годы жизни: 13 25. Партийный и государственный деятель. В 1917 пред.
Уральского областного и зам. В окт.
Германское правительство поручило ему передать Советскому правительству следующую ноту. Соответственная нота одновременно будет передана Деканозову в Берлине». Шуленбург говорит, что он не может выразить свое подавленное настроение, вызванное неоправданным и неожиданным действием своего правительства. Посол говорит, что он отдавал все свои силы для создания мира и дружбы с СССР. Молотов спрашивает, что означает эта нота? Шуленбург отвечает, что, по его мнению, это начало войны. Молотов заявляет, что никакой концентрации войск Красной Армии на границе с Германией не производилось. Проходили обычные маневры, которые проводятся каждый год, и если бы было заявлено, что почему-либо маневры, по территории их проведения, нежелательны, можно было бы обсудить этот вопрос.
Между 2:30 и 3:00 утра Фридрих-Вернер Эрдманн Маттиас Иоганн Бернгард Эрих, граф фон дер Шуленбург зачитал и вручил министру иностранных дел Молотову меморандум об объявлении Германией войны Советскому Союзу, о чём тот немедленно доложил Джугашвили. Молотов: — Германское правительство объявило нам войну. Сталин молча опустился на стул и глубоко задумался, наступила длительная тягостная пауза…», — пишет Г. Жуков в своих «Воспоминаниях и размышлениях» изд. Произошло это, очевидно, ещё до начала военных действий. Но «вождь», накануне пославший советскому посольству в Берлине телеграмму, предписывающую послу Деканозову безотлагательно встретиться с Риббентропом, сообщив ему о готовности вступить в переговоры с высшим руководством рейха на предмет уступок транзита немецких войск через нашу территорию в Афганистан и Иран, а также передачи части земель бывшей Польши , подавленный объявлением войны, после совещания отправился отдыхать.