Новости отметьте имя митрополита погибшего во время опричнины

Филипп (Колычев) — Митрополит Филипп II Митрополит Московский и всея Руси 25 июля 1566 — 8 ноября 1568 Интронизация: 25 июля 1566 года Церковь: Русская православная церковь Предшественник: Афанасий Преемник: Кирилл IV Имя при рождении: Фёдор Степанович. Малюта Скуратов, происхождение, начало службы в опричнине, убийство митрополита Филиппа и Владимира Старицкого Павел Рыженко. Назовите имя одного из главных палачей периода опричнины, который задушил митроп.

Во главе митрополии (1564–1566)

  • Неутомимый епископ
  • Смотреть ещё
  • Имя митрополита погибшего во время опричнины
  • За что на самом деле расстреляли митрополита Вениамина - Российская газета
  • ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В ХРАМ
  • Молитва Святителя Филиппа, митрополита Московского

Митрополит Филипп Московский: житие, борьба с опричниной и конфликт с Иваном Грозным

При крещении его нарекли Михаилом, во имя Архистратига Михаила. Отец Михаила, Леонтий. Мать его приняла впоследствии иноческий постриг с именем Евфросиния. Михаил решил избрать для себя путь инока и поступил послушником в Богородице-Рождественский Пафнутиево-Боровский монастырь. При постриге был наречен в честь преподобного Макария Великого. В 1523 году Макарий становится игуменом Лужецкого Богородицкого монастыря в Можайске. Будучи настоятелем обители, он завел монастырский синодик, установив поминовение всей преждепочившей братии, и устроил в монастырском соборе придел в честь преподобного Макария Великого. В 1526 году Макарий был поставлен в архиепископа Новгородского. Хиротония была совершена в Успенском соборе Московского Кремля. Архиепископ Макарий заботился о миссионерском просвещении северных народов огромной Новгородской земли.

В 1528 году, исполняя постановление Московского Собора 1503 года, архиепископ Макарий предпринял решение о введении общежительного устава во всех новгородских монастырях. Большую заботу он проявил о создании и украшении храмов в своей епархии и, прежде всего, Великого Новгорода. Всего при святителе Макарии только в Новгороде были построены, перестроены и вновь украшены после пожаров около сорока храмов, для которых написаны книги, изготовлена церковная утварь и сосуды во владычной мастерской. Архиепископ Макарий много сил и забот отдавал служению ближним. Во время мора и засухи в Великом Новгороде архиепископ совершал молебны с особым чином омовения святых мощей и затем кропил все в окрестностях этой водой. Вскоре мор и эпидемия прекратились. Архиепископ Макарий неоднократно совершал длительные поездки по всей епархии. Бывал он и за ее пределами. Так, в период пребывания на новгородской кафедре, он дважды бывал в Москве: в 1535 году по вызову государевой власти и в 1539 году, когда он возглавлял избрание и поставление нового митрополита Иоасафа.

Известно, что святитель Макарий прилагал большие усилия в деле искоренения различных лжеучений. По благословению святителя Макария в Великом Новгороде был составлен новый летописный свод, написаны жития и службы русским святым. Племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков , работал над исправлением текста Синайского Патерика, который затем был включен святителем в Великие Четьи Минеи; позднее инок Досифей написал Волоколамский Патерик и составил Хронограф. На Соборах 1547 и 1549 гг. До этого прославление святых осуществлялось на Руси решением местного архиерея, поэтому подвижники почитались лишь в землях своих трудов и подвигов. Макарьевские соборы явили целую эпоху в истории Русской Церкви, «эпоху новых чудотворцев», — так называли тогда всех новоканонизованных русских святых.

Неудивительно, что вскоре Филипп подвергся опале и был сослан в тверской Отроч Успенский монастырь. В качестве предлога для примирения накануне новгородского похода царя в 1569 году к святителю Филиппу за благословением выехал Малюта Скуратов. Незадолго до этого Григорий Лукьянович был назначен головой опричного сыскного ведомства по делам государственной измены и стремился доказать царю свою преданность. Сторонники гибели митрополита Филиппа от руки опричника утверждают, что Малюта Скуратов 23 декабря 1569 года вошел в келью к опальному священнослужителю, где с наигранным смирением попросил благословить Ивана Грозного на поход для искоренения измены в Новгороде и Пскове. С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой - не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел». Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой. Затем высокопоставленный опричник прошел в покои настоятеля монастыря, где заявил, что бывший митрополит скончался от угара, поскольку в его келье было слишком жарко. Эта версия событий хотя и не подкреплена неопровержимыми фактами, но считается общепризнанной. Ее сторонниками являлись такие выдающиеся историки, как Н. Карамзин, С. Соловьев и Н. Тем не менее подробное изучение косвенных фактов говорит о том, что Иван Грозный не имел никакого отношения к смерти святителя Филиппа. Каждое значительное событие в жизни государства всегда находит свое отражение в летописях и иных письменных документах. Учитывая тот факт, что версия убийства митрополита Филиппа по приказу Ивана Грозного появилась значительно позже описываемых событий, нужно обратить особое внимание на все обстоятельства данного дела.

Знакомство с царём и расположение Переславля-Залесского на территории Митрополичьей области способствовали переезду Андрея около 1550 г. Нельзя исключить и участие в переезде Андрея в столицу митрополита Московского и всея Руси Макария , собиравшего вокруг себя образованных книжников, способных воплощать в жизнь его масштабные литературные замыслы. На протяжении ряда лет источники фиксируют тесное общение Андрея и его духовного сына Ивана IV: протопоп принимал участие в крещении детей царя, сопровождал его в Казанском походе 1552 г. При дворе Андрей свёл знакомство с влиятельными лицами из царского окружения А. Адашевым , князем А. Курбским и др. Около 1562 г. Андрей, возможно овдовев, принял постриг с именем Афанасий в близком к митрополичьей кафедре московском в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужском монастыре. Занял в братии обители второе место после игумена. В период кратковременного пребывания в Чудовом монастыре Афанасий не порывал связей с царём и митрополитом. Неоднократно навещая тяжело больного митрополита Макария незадолго до его кончины 31 декабря 1563 , Афанасий стал одним из самых близких к нему лиц; один из главных организаторов похорон митрополита. Во главе митрополии 1564—1566 24 февраля 1564 г. С точки зрения традиций, характерных для Русской церкви периода Средневековья, его поставление было несколько неожиданным. Афанасий являлся иноком лишь около 2 лет, не имел опыта руководства какой-либо более или менее крупной обителью или кафедрой большинство митрополитов в 15—16 вв. Очевидно, что карьерный взлёт Афанасия был обусловлен его близостью к царю, а также к митрополиту Макарию, тесно связанному с иноками волоколамского Иосифова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , которые играли ключевую роль в управлении Русской церковью в 1520—1560-х гг. Поставил на кафедры 4 архиереев: двух выходцев из Иосифова Волоколамского монастыря — Германа Садырева-Полева на Казанскую кафедру 12 марта 1564 , Галактиона — на Крутицкую 8 апреля 1565 ; настоятеля Троице-Сергиева монастыря Елевферия — на Суздальскую вероятно, весна-лето 1564 , настоятеля ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря Иосифа — на Коломенскую 18 марта 1565. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Государственный исторический музей, Москва.

Из-за несогласия с политикой царя и открытого выступления против опричнины митрополит вскоре попал в опалу. Решением церковного собора он был лишен сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь. Как погиб Филипп Во время новгородского похода в 1569 году царь направил Малюту Скуратова в монастырь к митрополиту — попросить благословения на поход. Вот как описываются последовавшие события на портале pravoslavie. Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты 23 декабря 1569 года ». Выйдя из кельи, Малюта отправился к настоятелю и стал обвинять его в том, что по недосмотру в келье Филиппа было так жарко, что тот умер от угара. Историки предполагают, что на убийство опального митрополита имелось тайное указание царя. Основным источником этой версии выступает житие, написанное в конце XVI века, а также несколько летописных упоминаний позднего происхождения и ряд воспоминаний современников. Версия убийства Филиппа Малютой Скуратовым является традиционной в историографии. Ее поддерживают большинство отечественных историков и историографов XIX века таких, как Н.

Митрополит Филипп не побоялся сказать правду сильным мира сего

👼💗🌹☦️22 января — память Филиппа (Колычева), митрополита Московского: mon_sofia — LiveJournal Митрополита, погибшего во время опричнины, звали Филипп Колыванов.
Афанасий (митрополит Московский и всея Руси) Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов.

Все самое интересное в одном месте

Дополнение к вопросу посетителя. Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов. Выступление митрополита Филиппа против опричнины.

Дополнение к вопросу посетителя

  • Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. - Univerkov - образовательный сайт
  • Содержание
  • Как звали митрополита погибшего во время опричнины
  • Связанных вопросов не найдено
  • Святитель Филипп II (Колычев), митрополит Московский и всея Руси

1 января 1573 года убит самый знаменитый и самый малоизвестный опричник Малюта Скуратов

Некоторые исследователи полагают, что Афанасий ушёл под давлением Ивана IV, недовольного попытками митрополита заступаться за жертв опричнины. В наше время 24 мая, в день Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия, празднуется День славянской письменности и культуры, что, несомненно, подчеркивает знаменательность этого выдающегося исторического события. Во время богослужения патриарх облачался посередине храма, тогда как митрополиты и епископы в алтаре. Подробный ответ на вопрос: Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины., 1114633.

11. Смерть митрополита

Фотография Сергея Прокудина-Горского Много было сделано Филиппом по увековечиванию памяти основателей монастыря преподобных Зосимы и Савватия [5]. Были обновлены их деревянные надгробные часовни, заказаны большие житийные иконы каждого из святых, а царь Иван IV прислал «два покрова атласа лазорева» на раки чудотворцев [18]. Он перенёс в Преображенский собор монастыря мощи этих святых. Также Филипп начал собирать реликвии, связанные с преподобными: им был найден образ Божией Матери Одигитрии , принесённый на остров Савватием, а также каменный крест, стоявший перед его кельей. Из реликвий Зосимы он нашёл его Псалтырь и ризы , в которые соловецкие игумены с тех пор облачаются за богослужением в дни памяти этого святого [19]. В период игуменства Филипп часто удалялся в пустынь впоследствии она получила название Филипповской в двух верстах от монастыря, где проводил время в молитвах. По преданию, там ему явился Иисус в терновом венце и со следами истязаний [20]. На месте явления забил родник, над которым Филипп поставил часовню. В период игуменства Филиппа заметно увеличились пожертвования в Соловецкий монастырь от царя и частных лиц [21]. В 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями , угодьями и всеми оброками , остров на реке Суме с тремя дворами , в 1550 году реку Сороку рукав реки Выг со множеством островов с оброками [16]. Также в монастырь регулярно присылалась драгоценная церковная утварь.

В 1548 году царской грамотой монастырю было разрешено вести беспошлинную торговлю солью на 10 тыс. Взамен монастырь получил ряд деревень на реке Суме и многочисленные солеварни на морском берегу. Все они были обложены оброком в пользу царской казны, но в 1556 году по челобитной Филиппа царь освободил их от оброка. Игумен Филипп был участником Стоглавого собора 1551 года, стал вновь лично известен царю на момент, когда Филипп покинул Москву, Ивану IV было 8 лет , получил от него после Собора богатое церковное облачение и подтверждение монастырских налоговых льгот [22]. А при будущих его приездах в Москву царём было велено выдавать ему из казны «кормовые деньги» [23]. Под присмотр Филиппа в 1554 году на Соловки был сослан троицкий игумен Артемий , лидер партии нестяжателей [24]. Соборная грамота предписывала Филиппу «поучать еретика от Божественного Писания о всех полезных к его обращению» [25]. В 1560 году в монастырь Филиппа был заточён видный деятель « Избранной Рады » Сильвестр [26]. В период игуменства на Соловках у Филиппа произошёл конфликт с соловецким старцем Зосимой. Сам «обыскной список» на Филиппа не известен [27].

Сохранилась грамота митрополита Московского Макария новгородскому архиепископу Пимену , в которой сообщается, что церковным собором в 1555 году это дело было рассмотрено и установлено: «игумен Филипп прав, а старец Зосима виноват. И ты б того игумена благословил и игуменити в Соловетцком монастыре велел по старине, и в монастырь его отпустил. А вперед бы еси в том Соловетцком монастыре тому старцу Зосиме жити не велел, а послал бы еси его в ыной в которой монастырь и велел его дати доброму старцу под начало» [27]. Успенский собор Московского Кремля — кафедральный храм московских митрополитов После того как кандидат [28] в московские митрополиты казанский архиепископ Герман , выразивший несогласие с политикой Ивана Грозного, попал в опалу, занять престол Московской митрополии предложили соловецкому игумену Филиппу [29]. Иван IV вызвал его в Москву, и на соборе епископов 20 июля 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан [9]. Перед тем как дать согласие, Филипп поставил условием уничтожение опричнины [30] : Повинуюся твоей воле; но умири же совесть мою: да не будет опричнины! Не могу благословлять тебя искренно, видя скорбь отечества [31]. История государства Российского Поставление Фёдора Колычева в митрополиты [32] Царь не согласился, доказывал необходимость опричнины. Филипп возразил, но, устав от спора, царь велел ему умолкнуть. Церковные иерархи по указанию Ивана смогли уговорить Филиппа уступить царю.

Он перед собором дал своё согласие на избрание, был составлен соборный приговор, в котором Филипп «дал своё слово архиепископам и епископам, что он по царскому слову и по их благословлению соглашается стать на митрополию, что в опричину и в царский домовый обиход ему не вступаться, а по поставлении из-за опричины и царского домового обихода митрополии не оставлять» [17]. О первых полутора годах деятельности Филиппа в качестве митрополита известно мало, что объясняется гибелью документов о церковном управлении в пожарах 1571, 1611 и 1626 годов [35]. Житие сообщает только общие слова об этом периоде жизни Филиппа, но уточняет, что он был склонен подражать образу действий митрополита Макария [35]. Как митрополит он управлял не только Московской епархией, но всей Русской церковью, поставлял епископов во все епархии, наблюдал за их деятельностью, увещевал посланиями, но не имел права суда над ними, так как это была прерогатива церковного собора [12]. Георгий Федотов отмечает, что в этот период «мы не слышим о казнях в Москве. Конечно, разрушительное учреждение продолжало действовать… но наверху, в непосредственной близости к царю отдыхали от крови» [12]. По этой причине Филипп не требовал от царя отмены опричнины, однако был ходатаем перед Иваном за опальных печаловался , пытался своими наставлениями смягчить его свирепость [36]. В Москве Филипп построил церковь святых Зосимы и Савватия, способствовал развитию книгопечатания [37]. Старицкий князь Владимир Андреевич в 1567 году освободил от пошлин и кормов все митрополичьи села и монастыри в своём уезде, а также предоставил ему право суда: «А судит их отец наш Филипп митрополит всея Русии, или его бояре» [12] [38]. В 1567 году митрополит Филипп созвал церковный собор в работе которого принял участие царь Иван IV [39].

Причиной созыва собора стала смерть нескольких иерархов и необходимость решить вопрос замещения вдовствующих кафедр. Дмитрий Володихин отмечает, что Филиппу приходилось постоянно заниматься «кадровыми вопросами», несмотря на то что в этом он не имел опыта [40]. Противостояние с царём[ править править код ] Яков Турлыгин.

Митрополит не удостоил его вниманием. Еще дважды царь обращался к святителю. Филипп молчал. Службу вел митрополит. Еще на Стоглавом соборе осуждено было носить на голове небольшую шапочку тафью во время богослужения как чуждый православию обычай. Филипп увидел на одном из опричников тафью и сделал ему строгий выговор. Царь воспринял это как вызов и тут же со своим окружением удалился.

После этого случая Иван Грозный уехал в Александровскую слободу. Филипп покинул митрополичий двор, перейдя жить в монастырь. На Соловки отправилась комиссия князя Темкина за сбором материалов о «порочной жизни» Филиппа. Выдвинутые ею улики оказались малоправдоподобными, а участник комиссии епископ Пафнутий отказался подписать следственное заключение. Федоровым , его сторонник троюродный брат митрополита Михаил Колычев был убит вместе с тремя сыновьями. Царь приказал голову Михаила зашить в кожаный мешок и отправить Филиппу в монастырь, надеясь запугать святителя. Митрополит Филипп, не прибегая вначале к открытым выступлениям против опричнины, посылал Ивану Грозному увещевательные письма, в которых призывал царя смириться и одуматься. Государю надоели эти послания. Он стал называть Филиппа Филькой, как в народе величали простаков, недоумков или простофилей. Письма от митрополита царь с издевкой именовал «Филькиными грамотами» — пустыми, ничего не значащими бумажками.

Так в русском языке появилось выражение «филькина грамота», означающее неграмотное послание, отписку, глупую канцелярскую писанину, не имеющую никакой законной силы.

Так в подчинении у Филиппа оказалась не только большая Московская епархия, но и вся Русская церковь. Наделённый большой властью, он стремился смягчить жесткую политику Ивана Грозного, развить книгопечатание. Массовые казни, террор в отношении поданных царя и простых людей, опричнина не давали покоя митрополиту, который считал недопустимым такое управление государством. Когда Иван Грозный на богослужении попросил у Филиппа благословения, тот сделал вид, что не замечает царя. Последствия такого поступка были серьезными. Многие из окружения митрополита были казнены и подвержены пыткам, начался сбор «обличительных» доказательств против Филиппа.

В 1568 году во время служения в кремлёвском храме была объявлена новость о лишении митрополита сана. Вскоре над Филиппом состоялся церковный суд, после которого его поместили в качестве арестанта в Богоявленский монастырь. Сохранились документы, согласно которым Иван Грозный намеревался прилюдно сжечь Филиппа Колычёва, обвинив его в колдовстве. Лишь благодаря вмешательству духовенства бывшему митрополиту удалось спасти жизнь. Окончательным приговором для него стало пожизненное заточение в монастыре.

Обвинение было ожидаемым — злоупотребления властью и порочное поведение.

С него сняли облачение святителя, одели в простую монашескую рясу и отправили под арест в московский Богоявленский монастырь. Затем Филиппу прочитали приговор о вечном заточении и перевезли в тверской Отроч Успенский монастырь, который и стал местом его смерти. И тут начинается самое интересное. Встают вопросы — на основании каких исторических источников мы имеем информацию о смерти Филиппа? И кому же она была выгодна? Начнем с того, что таких источников всего четыре: летописи сведения о гибели Филиппа содержатся лишь в нескольких из них , письма князя Андрея Курбского, воспоминания Э.

Таубе и Э. Крузе и житие Филиппа Колычева. И все эти источники стоит признать недостаточно достоверными. Летописи прямо оперируют данными гораздо более позднего времени, по содержанию тесно связаны с житием Филиппа и, следовательно, составлены значительно позже, не очевидцами событий и даже не опираясь на показания очевидцев. Сочинения Андрея Курбского носят резко полемический характер, к моменту смерти Филиппа князь уже давно бежал в Литву и в отношении происходящего в России располагал лишь слухами разной степени достоверности. Более того, Курбский уже поступил на службу к Сигизмунду II Августу и принял участие в войне с русскими.

Его послания к Ивану IV наполнены критикой царя и совершенно не объективны, хотя порой и справедливы. Наконец, сочинения лифляндских авантюристов Таубе и Крузе переполнены таким количеством совершенно баснословных сведений о России, что их принято выводить за пределы достоверных источников, считая чем-то вроде литературы, посвященной описанию экзотических земель. Кроме того, степень доверия к Таубе и Крузе резко падает после того, как они бежали с русской службы и перешли на сторону Речи Посполитой, выступив далее в качестве пропагандистов, обличающих «варварство московитов». Житие Филиппа содержит наиболее подробный рассказ о его смерти, включая информацию о том, как Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита подушкой, но и оно написано значительно позже случившихся событий на основании бытовавших в русском обществе слухов. Текст жития изобилует ошибками как в фактах, так и в исторических персоналиях. Пытаясь моделировать процесс превращения слухов о смерти Филиппа в исторические факты, внесенные в письменные документы эпохи, можно предположить такой ход событий.

Первоначально появились слухи о том, что следовавший в Новгород Малюта Скуратов заглянул в Отроч Успенский монастырь и там тайно убил Филиппа Колычева. Появление этих слухов очевидно — ведь число противников опричнины и самого Малюты было весьма немалым. Так что обвинение в убийстве пусть бывшего, но высшего иерарха православной церкви было весьма серьезным ударом по опричнине. Отметим, что для распространения подобных слухов вовсе не нужно достоверное подтверждение, как не нуждались в подтверждении слухи о туалетной бумаге или крысином мясе в советской колбасе — все верили им просто потому, что «а как иначе-то». Ходившие в обществе слухи были зафиксированы в сочинениях сначала князя Андрея Курбского, а затем двух беглых опричников Таубе и Крузе. Эти книги работали на различную аудиторию: на русских интеллектуалов, недовольных деспотическим правлением Ивана IV, и на европейское общественное мнение, которому подбрасывалась очередная сплетня из жизни «этих ужасных русских».

Далее рассказ о смерти Филиппа стал восприниматься как очевидный факт и в таком виде вошел в летописи как уже упоминали — отнюдь не все и, в итоге, в житие митрополита.

Филипп (Колычев)

Опричнина убийство митрополита Филиппа. Митрополит Колычев Филипп Иван 4. Митрополит при Иване Грозном. Подробный ответ на вопрос: Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины., 1114633. Священник Цыпин: нельзя доказать, что Грозный приказал убить митрополита Филиппа. Это было тяжкое время опричнины.

История в лицах

Деяния опричников. Террор опричников. Деятельность опричников. Предпосылки опричнины Ивана Грозного. Опричнина Ивана 4 Грозного. Политика опричнины Ивана 4 Грозного. Характер опричнины Ивана Грозного. Начало опричнины. Начало и конец опричнины. Грамоты Ивана Грозного 1565.

Опричнина грамоты Ивана Грозного. Опричники Ивана Грозного. Опричники при Иване Грозном кратко. Опричники при Иване 4. Названия государств опричнины. Неврев опричники. Опричники картина Неврева. Николай Неврев опричники. Художник н.

Репрессии Ивана Грозного. Смерть Владимира Старицкого. Кто убил Владимира Старицкого. В Старицкий опричнина. Роль опричнины. Роль Ивана 4 в опричнине. Опричнина грамоты. Введение опричнины Иваном 4. Иван IV Грозный, первый русский царь 1547-1584.

Правление Ивана Грозного 1533 -1584. Царь всея Руси. Иван Грозный 1530. Иван Грозный 1533. Казнь опричников Иваном грозным. Новгородский погром Ивана Грозного картина. Опричники Ивана Грозного картина. Московские казни 1571. Новгородский погром Ивана Грозного 1570.

Иван Грозный и опричники в Новгороде. Поход на Новгород Ивана Грозного. Начало политики опричнины. Опричнина при Иване Грозном презентация. Смертная казнь при Иване Грозном. Казни на Руси при Иване Грозном. Что такое опричнина в истории России 7 класс. Худородные дворяне это. Опричнина презентация.

Опричнина слайд. Мероприятия опричного террора.

В течение семи лет он, преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы Америки, помогал обустраивать духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. В страшные годы после октябрьского переворота святитель взывает: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…». Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Последние слова Патриарха Тихона перед своей кончиной были: «Чадца мои! Все православные русские люди!

Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!

Преследуемый и гонимый безбожной властью святой с молитвой на устах предал Господу свою душу в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 г. Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор». В последние месяцы жизни Патриарха Тихона митрополит Пётр был его верным помощником во всех делах управления Церковью. После кончины Патриарха обязанности Патриаршего Местоблюстителя были возложены на митрополита Петра, поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке.

В ноябре 1925 г. Ему неоднократно предлагали отказаться от первосвятительского служения в обмен на свободу, но он отвечал на это отказом. В то время он писал: «…как Предстоятель Церкви я не должен искать своей линии. В противном случае получилось бы то, что на языке Церковном называется лукавством». Здоровье святого было сильно подорвано. Но волю к сопротивлению сломить не удалось. Уже старцем его продолжали держать в застенках, опасаясь влияния митрополита на православную паству.

В июле 1937 г. В соответствии с этим приказом администрация Верхнеуральской тюрьмы составила против Святителя обвинение: «…проявляет себя непримиримым врагом советского государства…, обвиняя в гонении на Церковь ее деятелей. Клеветнически обвиняет органы Н. Осенью 1937 г. Собор Московских святителей Свт. Петр, митр. Алексий, митр.

Иона, митр. Макарий, митр. Филипп, митр. Иов, патр. Ермоген, патр. Филарет, митр.

К прискорбию, нашлись и между духовными лицами предатели, старавшиеся только об угождении царю. Пимен, архиепископ Новгородский, и некоторые другие с ним 362 вместе с царскими советниками Малютою Скуратовым 363 и Василием Грязным 364 с их единомышленниками, измышляя против святого различные козни, старались низвергнуть его с престола и уговаривали царя своего намерения не оставлять. Царь же не хотел просто низвергнуть Филиппа с митрополичьего престола. В непродолжительном после того времени, по доносу лживых свидетелей, он послал в Соловки Суздальского епископа Пафнутия и князя Василия Темкина расследовать, какова была прежняя жизнь Филиппа. Достигнув Соловецкого монастыря, посланные стали стараться действовать так, чтобы угодить царю. Одних из иноков ласками и мздоимством, других — обещанием высших духовных почестей, третьих — угрозами убедили они сделать нарекание на святого. Честным же старцам, которые говорили о Филиппе правду, нанесли тяжкие побои, повелевая им говорить о святителе непристойное. Они же, исполненные благочестия, все сии оскорбления принимали с радостью и едиными устами продолжали говорить истину о Филиппе, что житие его в обители было непорочно, по Боге. Но царские посланцы не хотели о том и слушать, но, сделав, что им было нужно, возвратились в Москву. При этом они взяли с собою игумена Соловецкого Паисия, которому обещали епископский сан, и других клеветников, лжесвидетельствовавших на святого Филиппа. Немедленно был созван собор для суда над святителем. Прибывшие из Соловок клеветники представили царю свитки, в которых были написаны их лжесвидетельства. Царь, услышав о письменных свидетельствах против Филиппа, угодных ему, повелел во всеуслышание прочесть их, после чего лжесвидетели начали словесно клеветать на святителя. Святитель не оправдывался и стал снимать все знаки своего сана 365 , но царь велел ждать судебного приговора. На другой день, когда святой митрополит Филипп священнодействовал в Успенском соборе 366 , царь послал туда боярина своего Алексея Басманова с большим числом опричников. Вошедши в собор, Басманов приказал в слух всего народа прочитать судебный приговор о низложении митрополита. Потом опричники бросились на святого, как дикие звери, совлекли с него святительское облачение, одели его в простую, разодранную монашескую одежду, с позором выгнали из церкви и, посадив на дровни, повезли в Богоявленский монастырь, осыпая бранью и побоями 367. Потом, по воле царя, Филипп был сослан в Тверской Отрочь монастырь 368 , причем святой много зла претерпел от приставников. Прошло около года, как святой находился в заточении, удручаемый от приставников различного рода скорбями. В это время царь, путешествуя в Новгород 369 и приближаясь к Твери, вспомнил о святом Филиппе и послал к нему вышеупомянутого Малюту Скуратова. Последний внезапно вошел в келью святого. Между тем святитель еще за три дня до этого говорил бывшим при нем: — Вот приблизился конец моего подвига, — и причастился честных и животворящих Таин Христа Бога нашего. Вошедши в келью святого Филиппа, Малюта Скуратов с притворным благоговением припал к ногам святого и сказал: — Владыка святой, дай благословение царю идти в великий Новгород. Но Святой отвечал Малюте: — Делай, что хочешь, но дара Божьего не получают обманом.

Под северной папертью его он ископал себе могилу рядом с могилой своего наставника, старца Ионы. Духовная жизнь в эти годы процветает в обители: учениками святого игумена Филиппа были и при нем подвизались среди братии преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские память 3 июля , Вассиан и Иона Пертоминские память 12 июня. Для тайных молитвенных подвигов святой Филипп часто удалялся на безмолвие в глухое пустынное место за две версты от монастыря, получившее впоследствии название Филипповой пустыни. Но Господь готовил святого угодника для иного служения и иного подвига. В Москве о соловецком отшельнике вспомнил любивший его когда-то в отроческие годы Иоанн Грозный. Царь надеялся, что найдет в святителе Филиппе верного сподвижника, духовника и советника, который по высоте монашеской жизни ничего общего не будет иметь с мятежным боярством. Святость митрополита, по мнению Грозного, должна была одним кротким духовным веянием укротить нечестие и злобу, гнездившуюся в Боярской думе. Выбор первосвятителя Русской Церкви казался ему наилучшим. Святитель долго отказывался возложить на себя великое бремя предстоятеля Русской Церкви. Духовной близости с Иоанном он не чувствовал. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Грозный царь и святой митрополит пришли к уговору, чтобы святому Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты. Иоанн Грозный, один из величайших и самых противоречивых исторических деятелей России, жил напряженной деятельной жизнью, был талантливым писателем и библиофилом, сам вмешивался в составление летописей и сам внезапно оборвал нить московского летописания , вникал в тонкости монастырского устава, не раз думал об отречении от престола и монашестве. Каждый шаг государственного служения, все крутые меры, предпринятые им для коренной перестройки всей русской государственной и общественной жизни, Грозный стремился осмыслить как проявление Промысла Божия, как действие Божие в истории. Его излюбленными духовными образцами были святой Михаил Черниговский память 20 сентября и святой Феодор Черный память 19 сентября , воины и деятели сложной противоречивой судьбы, мужественно шедшие к святой цели, сквозь любые препятствия, встававшие пред ними в исполнении долга перед Родиной и перед Святой Церковью. Чем сильнее сгущалась тьма вокруг Грозного, тем решительнее требовала его душа духовного очищения и искупления. Приехав на богомолье в Кириллов Белозерский монастырь, он возвестил игумену и соборным старцам о желании постричься в монахи. Гордый самодержец пал в ноги настоятелю, и тот благословил его намерение. С тех пор всю жизнь, писал Грозный, «мнится мне, окаянному, что наполовину я уже чернец». Сама опричнина была задумана Грозным по образу иноческого братства: послужив Богу оружием и ратными подвигами, опричники должны были облачаться в иноческие одежды и идти к церковной службе, долгой и уставной, длившейся от 4 до 10 часов утра. На «братию», не явившуюся к молебну в четыре часа утра, царь-игумен накладывал епитимию. Сам Иоанн с сыновьями старался усердно молиться и пел в церковном хоре. Из церкви шли в трапезную, и пока опричники ели, царь стоял возле них.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий