Подобно тому, существует принципиальная разница, когда в грех блуда впадает монах, давший обеты целомудрия, или обычный человек, не дававший подобных обетов. Депутат Госдумы Анатолий Вассерман заявил, что обет целомудрия не принес ему пользы.
Давший обет целомудрия Вассерман вспомнил о любви всей жизни
Священник предложил создать моду на ношение футболок и колец целомудрия – Самые лучшие и интересные новости по теме: Видео, предложение, рождаемость на. 43-летняя настоятельница Кармелитского монастыря в Арлингтоне Тереза Агнес Герлах обвиняется в нарушении обета целомудрия. Депутат добавил, что принуждать к соблюдению обета целомудрия опасно, так как такие меры могут привести к правовому нигилизму. «Целомудрие — главный фактор репродуктивного здоровья подростков, эту дисциплину надо преподавать в школах», — заявил Игорь Аксенов.
Поделиться
- РПЦ предлагает ввести обет целомудрия в школах |
- Священик предложил ввести среди школьников моду на футболки девственности и кольца целомудрия
- В США монахини жестко наказали епископа | 25.05.2023 | В Татарстане
- Газета «Суть времени»
- Как живут сестры в Тихвинском женском монастыре, и почему там нельзя крестить детей и венчаться
- Пристрастие к пицце, чипсам и мороженому сравнили с алкогольной зависимостью
Познаем, братия, таинства силу
Представители молодежи, по мнению представителя РПЦ, должны беречь невинность до свадьбы, как это делали их предки. Последние, уточнил Аксенов, не имели проблем ни с ЗППП заболеваниями, передающимися половым путем , ни с зачатием, ни с вынашиванием детей. Учить старшеклассников ценностям хотя я думаю начинать надо лет так с 11-12 — вполне неплохая инициатива, что нельзя сказать про «футболки девственности». По мнению профориентолога и учителя Натальи Тихоновой, мерч — странная идея, из-за которой некоторые подростки будут испытывать откровенный дискомфорт.
В каждом непослушании заключено повторение греха Адама, а в послушании — образ распявшегося за нас Христа. Такая ревность оканчивается обычно падениями, которые ввергают гордого в уныние и отчаяние, но редко вразумляют его. Другое следствие непослушания — нерадение.
Человек постепенно остывает, оставляет монашеские обязанности… свыкается с мыслью, что в наше время жить по-другому нельзя. Монашество требует обуздания желаний души и тела, установления над ними контроля со стороны духа. Послушание, как вода, тушит огонь страстей в человеческом сердце, поэтому у послушника быстро соединяются ум и сердце в Иисусовой молитве. Имя Иисуса Христа — Любовь. Но у Него есть еще одно сокровенное имя — это Смирение. Поэтому смиренное сердце безгласно зовет к себе Христа, и Христос входит в это сердце, как в Свою обитель.
Его душа не может воскреснуть со Христом. Он дышит воздухом этого мира, и поэтому монашеская жизнь не дает ему радости и опытного ощущения благодати. А он, не понимая этого, ругает своих наставников и скорбит, что не родился тысячу лет тому назад». В своей знаменитой работе «Основы православного подвижничества» старец Софроний Сахаров , рассуждая о добродетели монашеского послушания, пишет: «Есть две категории монахов: одни имеют дар простой непосредственной веры, и они легко становятся на путь истинного послушания; другие, хотя и имеют горячее устремление к Богу и ревность жить по заповедям Господним, но с великим трудом освобождаются от доверия к себе и научаются послушанию. Без послушания невозможно достигнуть ее, и потому без послушания нет монашества. Вне монашества возможны достижения великих дарований Божиих, вплоть до мученического совершенства, но чистота ума есть особый дар монашеству, неведомый на иных путях, и познает монах это состояние не иначе, как через подвиг послушания.
Вот почему мы считаем его главной основой монашества, в которой заключены два других обета, целомудрия и нестяжания, как некое естественное следствие». Иоанн Лествичник, например, говорит так: «…матерь чистоты есть безмолвие с послушанием. Приобретенное в безмолвии бесстрастие тела, при частом сближении с миром, не прибывает непоколебимо; от послушания же происходящее — везде искусно и незыблемо» Сл. И о нестяжании он же говорит, что предавший и самую душу свою будет ли помышлять о стяжаниях? Так, послушание, «уклонением от мира и отвержением своей воли… как златыми крылами, безленостно восходит на небо бесстрастия» Сл. Наш старец, архим.
Наум Байбородин , особенно в последние годы своей жизни постоянно говорил нам о чистоте ума, о том, что весь подвиг монаха состоит в хранении ума от помыслов, что невозможно без непрестанной Иисусовой молитвы эту чистоту стяжать, о том, что, к большому его огорчению, свт. Феофан Затворник, выполняя свободный перевод Добротолюбия, не оценил учение отцов о молитве на ноздряном дыхании, упустил это в своем переводе. Батюшка часто, даже в своих проповедях, повторял, что именно эта практика удивительным образом помогает монаху в борьбе с наплывом помыслов. Подобное подчинение обычно держится на принуждении… Послушание монашеское есть — религиозный акт, и, как таковой, непременно должен быть свободным, иначе он теряет свое религиозное значение. В этом искании воли Божией и заключена сущность нашего послушания. Послушник осознает свою недостаточность для непосредственного познания воли Божией и потому приходит к духовному отцу, которому, как он верит, дано лучше познавать ее.
Старец, духовный отец, не убивает воли послушника и не порабощает ее своей человеческой воле, но несет трудный подвиг ответственного служения, через которое становится соучастником в Божественном акте творения человека». Как сказано выше, таинство это для послушника состоит в том, чтобы вступить в сферу воли Божественной и тем приобщиться Божественной жизни; а для старца в том, чтобы молитвою и подвигом своей жизни привести послушника к познанию этого пути и воспитать в нем истинную свободу, без которой невозможно спасение. Истинная свобода там, где Дух Господень, а потому и цель послушания, как и вообще христианской жизни, — стяжание Духа Святого». Таким образом, через свободное послушание в любых условиях жизни Церкви происходит избавление от ветхого человека, восстановление истинного человеческого достоинства. Внутреннее послушание воле Божией бесконечно, поэтому святые говорили, что они только приступили к покаянию, к послушанию, к монашескому деланию. Итак, повторим, что именно послушание является главной основой монашества, в которой заключены два других обета, целомудрия и нестяжания, как некое естественное следствие.
Целомудрие — это не просто безбрачие, это цельность всех сил души. После грехопадения естество человека стало разрозненным, силы души пришли в беспорядок, нарушилась иерархия между телесными, душевными и духовными потребностями. В монашестве разрозненные силы души собираются воедино, выстраивается верная иерархия потребностей, то есть воплощается первоначальный замысел Божий о человеке. В апостольских посланиях и писаниях святых отцов под целомудрием подразумевается чаще всего чистота от всякой греховной плотской скверны, а также здравие ума и души. Целомудрие — это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого духа, без которого человек становится плотяным, животным, теряет всё человеческое. Целомудр тот, кто соблюдает себя в чистоте от всякого греха и в мыслях, и в чувствах, и во всех желаниях, намерениях, и, конечно, в действиях.
Ефрем Сирин говорит: «Истинно целомудрен, кто не целое только тело хранит от блуда, но и каждый член телесный; когда, например, глаз и язык соблюдают целомудрие каждый в собственной его деятельности , и во внутреннем человеке душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями». Таким образом, целомудрие в широком смысле слова, по определению прп. Амвросия Оптинского, состоит в том, чтобы «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах». Нестяжание — это не только отказ от личного имущества, это отказ от страстей, от внутренних привязанностей, от ветхого внутреннего человека. Можно быть абсолютно нищим, ничего внешнего не иметь и быть обремененным багажом страстей. Вспомним заповедь блаженства «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» Мф 5:3.
В первую очередь здесь речь идет об этом. Надо избегать стяжательства не только имений и вещей, но и помыслов, и мечтаний, и мнений. Думается, излишнее настойчивое попечение о своем драгоценном здоровье, сокрушенное печалование о том, что «всё здоровье оставлено в монастыре», тоже является нарушением обета нестяжания. Таким образом, нестяжание — это не просто отказ от личного имущества, а глубокое внутреннее устроение. Здесь мне кажется уместным вернуться к докладу, который мне довелось прочитать два года тому назад на Рождественских чтениях. Тема была связана с сохранением традиций монашеского жительства в связи с проблемой привязанности современного человека к новым технологиям.
С какой горькой иронией воспринимается сегодня древний монашеский афоризм «Сиди в келье, и келья твоя тебя всему научит», если в этой келье телефон.
Примером целомудрия, хранения ума от рассеянности, сосредоточенности на «едином на потребу» Лук. Амвросий Оптинский говорил, что «мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремиться» [9]. Так жили и они.
Мария Семеновна Добромыслова — тайная монахиня Мария с 1930 г. Иоанна Кронштадтского епископа Павлина, составитель жития прп. Никона Оптинского и его духовная дочь, в Калуге жила как в пустыне, зная только работу, молитву и храм. Монахиня Ефрема приняла постриг уже в преклонном возрасте поступила в наш монастырь в феврале 2013 года , но даже живя в миру, оставалась совершенно незнакома с бытовыми советскими реалиями.
Она словно стояла на земле только одной ногой, а душа, устремления, мысли все были посвящены Небесному. И она знала только храм и работу. Даже когда на День Победы 9 мая воспитанницы нашего приюта исполняли советские военные песни, оказалось, что она их совсем не знает. Если говорить о послушании, можно вспомнить монахиню Фаддею Былинкину , похороненную в нашем монастыре, духовное чадо священномученика Фаддея Успенского.
Она с детства стремилась к монашеству и всю жизнь строго соблюдала монашеские обеты, а постриг приняла за неделю до смерти, в 95 лет. Уже после операции, вся в трубках, когда сама могла, фактически, только дышать и говорить, а руками и ногами уже не владела, она после пострига спросила у своей восприемницы игумении Иулиании: «Кого мне теперь слушаться? Нельзя не сказать и о нашем старце, Лаврском духовнике архимандрите Науме. При его занятости на послушании Лаврского духовника, при его всенародной известности он оставался очень послушным монахом, всегда, несмотря на возраст, ходил на Полунощницу, ни разу не пропустил.
Когда ему нужно было куда-то поехать, он всегда брал благословение у начальства. Однажды ему нужно было съездить куда-то совсем недалеко, кажется, в Хотьково, но он не нашел, у кого взять благословение, и отменил поездку. Устав монастыря был для него свят. Это пример абсолютного послушания.
Лаврский Архимандрит Пимен рассказывал, что, когда братия в Лавре однажды провинилась, всем назначили по тысяче поклонов. Он лежит ночью и слышит: стук-стук-стук. Поднимается к нашему старцу — а его келья была как раз над ним, на третьем этаже, и видит, что форточка открыта, а он в тулупе кладет поклоны. Говорит ему: «Слушай, я так спать не могу».
На следующий день смотрит — Батюшка несет свернутый в рулон войлочный коврик, и больше стука слышно не было. Он не послушался только однажды, очень давно, еще при давно почившем настоятеле, который запретил ему принимать людей. Приехали люди, у которых был вопрос жизни и смерти, и Батюшка их все же принял. Любовь здесь оказалась выше послушания.
За это он тогда лишился всех зубов. Батюшка рассказывал мне, что как-то вызвал этот наместник к себе старца Селафиила, спустился с ним в подвал, и стал его избивать. А отец Селафиил был очень сильным, он в молодости мог медведя повалить, что ему стоило ответить как следует тогда, в этом подвале. Будем терпеть».
Такие были времена, более, чем секулярные, а отцы и не подумали уйти из монастыря. Вот примеры нестяжания. Монахиня Марина Федоренко, была когда-то директором кинотеатра Повторного фильма в самом центре Москвы. Все бросила, и стала старостой и помощницей покойного архимандрита Дионисия Шишигина в строительстве московского Никольского храма; и храм построен и благоукрашен, и необходимые здания, и вся территория там благоустроена, а сама она даже стола не имела в своей комнате в коммунальной московской квартире.
Галина Николаевна Кухтенкова, монахиня Галина, похороненная в нашем монастыре, тоже может служить примером нестяжания. Она преподавала Догматическое Богословие на Знаменских богословских курсах, и руководительнице курсов приходилось даже просить ее надеть пальто получше, чтобы никого не смущать. Живя в миру, она имела возможность покупать себе вкусную еду, но ела хлеб с вареньем, и переживала, что варенья кладет слишком много. Продукты она покупала только когда приходили гости, и отдавала остатки еды им с собой.
Постом отключала холодильник. Мы говорили сегодня об ушедших или о людях, уже совершивших свой подвиг, находящихся в очень преклонном возрасте, когда о них уже можно рассказывать. Но и среди нас есть такие примеры — не только в книгах или в Древнем патерике. Эти живые примеры показывают, что монашеские обеты возможно выполнить и в наши дни, в секулярном мире, и в любое время.
Как сказал поэт, а поэты бывают немного пророками, «времена не выбирают, в них живут и умирают» Александр Кушнер : Времена не выбирают. В них живут и умирают. Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять, Будто можно те на эти, Как на рынке поменять. Ты себя в счастливцы прочишь, А при Грозном жить не хочешь?
Не мечтаешь о чуме Хочешь ехать в первом классе, А не в трюме в полутьме? Что ни век, то век железный. Но дымится сад чудесный, Век мой, рок мой на прощанье. Время — это испытанье.
По словам протоиерея, целомудрие, как предмет стоит изучать в школах России. Помимо этого, Аксенов рассказал о преимуществах воздержания от половой жизни до брака. Он считает, что в государстве нужно создать молодежную субкультуру хранения целомудрия.
Анатолий Вассерман об обете целомудрия
Женщины дали клятву сохранять целомудрие и посвятить себя Христу. Кто дает обет безбрачия: хотя распространено мнение, что все священники дают обет безбрачия, это не так. Господь, возможно, «задерживает» постриг потому, что мировоззрение этого брата ещё не соответствует тем обетам, которые он собирается на себя возложить. Игорь Аксенов, священник из Выборга, заявил, что необходимо внедрить среди подростков торжественный обет и кольца целомудрия. Среди прочего, священник хочет внедрить торжественный обет для подростков — они могут давать его в храмах или на молодежных мероприятиях. На сайте епархии появилось заявление о том, что одна из преподобных матерей нарушила обет целомудрия со священником.
«Царство Мое не от мира сего». О хранении монашеских обетов в условиях секулярного мира
Семья есть малая Церковь Христова. Христианское воспитание детей составляет задачу и радость семьи, дает смысл и оправдание браку. Но и при бездетности брак не теряет своего смысла, облегчая супругам, при взаимной любви и взаимной помощи, путь христианской жизни. Основная цель этого союза состоит в том, чтобы супруги помогали друг другу и дополняли друг друга. Памятуя о том, что вся наша жизнь направлена в конце концов на спасение души, муж и жена для того и даны друг другу, чтобы спастись вместе. Тогда Божие благословение пребудет на супругах, их брак будет счастливым и послужит к утешению и радости их обоих.
Древние учители Церкви прекрасно изображают достоинство и счастье христианского супружества. Тертуллиан пишет: «Как изобразить счастье супружества, которое заключает сама Церковь , которое утверждает молитва , запечатлевает благословение, объявляют Ангелы и окончательно утверждает Отец! Как приятно иго двух сердец, соединенных одною надеждою, одним учением, одним законом. Они как дети одного Отца, как рабы одного Господа; нет между ними никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они два в одной плоти.
Где плоть одна, там и дух один. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно наставляют и увещевают друг друга. Они вместе присутствуют в церкви и на трапезе Господней, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием. Они ничего не таят друг от друга, не бывают в тягость один другому. Свободно посещают больных, без стеснения раздают милостыню, без развлечения стоят в молитвенных собраниях; вместе поют псалмы и гимны и взаимно возбуждают друг друга к прославлению Господа».
Супружество и малосильного делает вдвое сильным, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби; общие радости для них обоих восхитительнее. Для единодушных супругов богатство приятнее, а в скудости само единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожелания, печатью необходимой привязанности. У них одно питие из домашнего источника, которого не вкушают посторонние, которое не вытекает ниоткуда и ниоткуда не притекает.
Составляя одну плоть, они имеют и одну душу, и взаимною любовью одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений», — так говорит святитель Григорий Богослов. Святой епископ Антиохийский Игнатий Богоносец так писал о браке: «Те, которые женятся или выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти». Освящение епископом или священником брака было свидетельством того, что брак совершается в Церкви, поскольку именно в лице епископа действует здесь вся полнота церковная. О взаимных обязанностях супругов Священное Писание об отношениях мужа и жены говорит так: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» Еф.
А женам советует: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» Еф. Апостол Петр в своем Первом послании наставляет жен подражать жизни древних праведных жен, быть примером кротости; мужей наставляет обращаться «благоразумно со своими женами, как с немощным сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» 1Пет. Где есть это, там есть всякое богатство, всякое счастье; а, напротив, если нет сего, то другое ничто не помогает, но все превращается, все полно неприятности и расстройства. Итак, сего станем искать преимущественно пред всем». Все благополучие брака основывается на взаимной любви, на взаимном доверии и уважении, и отсюда происходящем согласии супругов.
Ибо тот, кто соблюдает в нем законы, находит в доме и жене своей утешение и облегчение от всех неприятностей, встречаемых в других местах. А тот, кто неблагоразумно и случайно приступает к сему делу, хотя и наслаждается спокойствием в судах или других местах, встречает неприятности и огорчения в своем доме». Так говорил о браке святитель Иоанн Златоуст. По взаимной любви к друг другу, ради общего благополучия каждый из супругов должен быть снисходителен к недостаткам другого, должен запастись терпением на случай самых горьких неудовольствий, обид и взаимных огорчений. Златоуст говорит: «А что делать, если муж будет кроток, жена же беспокойна, злоречива, болтлива, расточительна это общий их всех недуг , и если она будет выказывать много других слабостей?
Как ему, несчастному, вынести такую каждодневную неприятность, гордость, бесстыдство? Что делать, если, напротив, она будет скромна и тиха, а он дерзок, подозрителен, сердит, сильно будет надмеваться, то богатством, то властью, когда с нею — свободною — будет обращаться, как с рабою, и не больше будет расположен к ней, как к служанке? Как вынести ей такое унижение и притеснение? В другом месте Златоуст, для прекращения всяких раздоров, советует мужу вооружаться снисходительною терпеливостью, а жене совершенною покорностью. Переноси терпеливо все.
Затем ты и занимаешь место главы, чтобы уметь врачевать тело. Сказано: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела». Этот закон дан и женам». Не будет ни согласия, ни любви между супругами, когда каждый из них станет требовать любви и преданности от другого, не стараясь сам об исполнении своих обязанностей. Это служит основанием не мира и согласия, а раздора, ибо в этом выказывается не любовь и снисходительность, а упорство и надменность.
Потому лучшее средство сохранить супругам мир есть взаимное уважение к своим обязанностям и старание неукоснительно исполнять их. Таков брак о Христе, брак духовный. Итак, пусть жена не ожидает наперед добродетели от мужа, чтобы потом уже показать ему свою, потому что это будет неважное дело. Равным образом и муж пусть не ожидает благонравия от жены прежде, чтобы потом уже пещись о ней, потому что и с его стороны это не будет уже добродетелью. Но каждый, как я сказал, пусть наперед исполняет свои обязанности».
Апостол Павел в Первом послании к коринфянам так пишет относительно брачных обетов: «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. Если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим; и мужу не оставлять жены своей... Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, а жена неверующая освящается мужем верующим.
Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» 1Кор. Эти слова апостола имеют особое значение сегодня, когда так часто бывают браки, где только одна сторона является верующей или православной» 4. С точки зрения православной церковный развод невозможен. Об этом говорится в Евангелии. Иисус Христос говорит, что от начала развод не был разрешен, потому что Бог сотворил мужа и жену, а то, что Бог сочетал, человек да не разлучает.
Муж и жена соединяются навечно на основе взаимной любви друг к другу и к Богу, их союз не должен разрушаться, развод не может иметь Божьего благословения. От супругов требуется, чтобы они хранили «брак честен и непорочен», жили целомудренно: или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и, в особенности, плотских похотей, «яже воюют на душу» 1Пет. Следовательно, супруги «должны убегать плотской нечистой любви». Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесной чистоте: что «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» Мф. Равным образом и словами заповеди — «не пожелай жены ближнего твоего» — запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние, не говоря уже и о прелюбодействе Еф.
Супружество имеет очень важное значение, ведь Бог , сотворив первых людей, им самим и их потомкам вверил дальнейшее рождение других, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление таким великим даром и что нарушителей не постигнет наказание Божие? Наставление мужу. По поучениям святителя Иоанна Златоуста Любовь мужа к жене должна быть постоянна и так тверда, чтобы могла устоять против всех несчастий, огорчений и искушений. Златоуст говорит мужу: «Заботься о своей жене, как Христос о Церкви.
Хотя бы нужно было отдать за нее душу свою, хотя бы пришлось испытать многократные потери, претерпеть что-нибудь тяжкое, ты не должен отказываться, ибо, претерпев все это, ты еще не сделаешь ничего, подобного тому, что сделал Христос для Церкви». Хотя бы ты все потерял. Но нет ничего прискорбнее, как иметь в доме жену, которая живет с мужем без доброго к нему расположения. На какой бы проступок со стороны жены ты ни указал, ты ничего не можешь представить такого, что бы более причиняло скорби, чем раздор с женою. Посему-то любовь к ней должна для тебя быть драгоценнее всего.
Если каждый из нас должен носить тяготы друг друга, то тем более муж обязан поступать так по отношению к своей жене. Хотя бы она была бедна, не унижай ее за то; хотя бы она была глупа, не нападай на нее, но лучше исправляй ее; она — часть тебя, и ты составляешь с нею одно тело. Если же ты станешь бить и угнетать жену, то болезнь сим не излечится, потому что жестокость усмиряется кротостью, а не другою жестокостью. Вместе с сим помышляй еще и о том, что за кроткое обхождение твое с женою тебя ожидает награда от Бога. Говорят, что некто из языческих философов имел жену сварливую, злую и дерзкую.
Когда его спросили, для чего он, имея такую жену, терпит ее, — мудрец ответил, что в ней он имеет в своем доме как бы школу и училище любомудрия. Вас удивляет это? А я тяжко вздыхаю, когда вижу, что язычники поступают мудрее нас, коим заповедано подражать Ангелам, или лучше, коим повелевается подражать самому Богу в рассуждении кротости. Говорят, что философ потому сам и не изгонял злой жены своей, что она имела дурной характер, а некоторые утверждают, что он даже и взял ее по причине такого ее характера. Если ошибешься в выборе невесты и введешь в дом жену недобрую, несносную — в таком случае, по крайней мере, подражай языческому философу и всячески исправляй свою жену, а худого ничего ей не делай.
А когда станешь переносить супружеское иго в согласии с нею, то через сие приобретешь по своему желанию и другие выгоды, и в духовных делах весьма легко успеешь». Вообще, по учению Златоуста, любовь мужа к жене должна быть чувством разумным. Основанная на душевных качествах жены, она должна иметь в виду ее нравственное исправление и усовершенствование. Поэтому муж виновен и перед самим собою, и перед женою своей, и пред судом Божиим, если он остается равнодушным к слабостям и недостаткам жены и не обращает на них никакого внимания. Но, с другой стороны, он не должен и раздражаться ими и с жестокостью преследовать за них жену свою.
Кроткое, растворенное разумной снисходительностью и любовью обращение мужа с женою есть наиболее надежное средство к ее исправлению. Чтобы утвердить и навсегда сохранить нравственное влияние на жену, муж должен начать образование ее с первого дня супружества и продолжать его при всяком удобном случае. Во всех обстоятельствах жизни должен внимательно наблюдать за ее поведением, указывать ее обязанности и через исполнение их — путь к нравственному усовершенствованию. Златоуст, вместе с общими наставлениями, представляет и образец поучений такого рода. Если хочешь сделать обед или пиршество, не зови того, кто известен благочестием, кто мог бы благословить дом ваш и своим входом низвести на него благословение Божие.
Искореняй из ее мысли слова «мое, твое». Если скажет она: «Это мое», скажи ей: «Что такое твое? Я не знаю этого, я не имею ничего собственного. Как же ты говоришь «мое, когда все «твое. Таким образом ты можешь утишить гнев ее, удалить из души ее огорчения.
Не безрассудно говори с нею, но с ласкою, с уважением, с любовью. Почитай ее — и она не будет иметь нужды в почете других. Она не будет иметь нужды и в славе от других, если будет пользоваться уважением от тебя. Учи ее страху Божию, и все потечет, как из источника, и дом ваш будет изобиловать благами». Взаимная любовь супругов не должна зависеть от степени красоты каждого из них и не должна погасать в том случае, если кто-либо из них по каким-нибудь причинам сделается некрасивым и даже безобразным.
Это в особенности Златоуст внушает мужьям, так как у некоторых из них любовь к их женам ослабевает в той мере, в какой исчезает красота жен, их прежде прельщавшая, или в какой они сами начинают замечать их телесные недостатки. Жена — творение Божие, не ее ты оскорбишь, но Создавшего ее. Что же делать с женою? Не хвали ее за красоту внешнюю: и похвала, и ненависть, и любовь такого рода свойственны душам нецеломудренным. Ищи красоты души, подражай Жениху Церкви».
Нарушение супружеской верности есть преступление самое тяжкое. И потому Златоуст со всею силою обличает этот порок, и обличения святителя сохраняют все свое значение и для современного общества, в котором этот порок значительно распространяется в мужьях и женах. Обличая мужа, нарушающего верность к своей супруге, святитель говорит: «Чем извинится он? Не говори мне о страсти природы. Потому и установлен брак, чтобы ты не преступал границ.
Ибо Бог , промышляя о твоем спокойствии и чести, для того и дал тебе жену, чтобы ты удовлетворял разжжение природы чрез свою супругу и освободился от всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему бесчестие, отвергаешь всякий стыд, преступаешь назначенные тебе границы, бесчестишь свою собственную славу. Зачем обращаешь взоры на чужую красоту? Зачем рассматриваешь лицо, не принадлежащее тебе? Зачем нарушаешь брак — бесчестишь свое ложе?
А если бы не имел сего намерения, то сказал бы просто: кто воззрит на жену. А Он сказал не так, а «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею» Мф. Похотливо взирая на чужую красоту, ты оскорбишь и жену свою, так как отвращаешь от нее свои взоры, а вместе и ту, на которую смотришь, ибо касаешься ее вопреки закону. Хотя ты и не коснулся ее рукою, но коснулся своими глазами, почему и это названо прелюбодеянием». Если жена напрасно подозревает тебя, успокаивай ее и уговаривай.
Не с ненавистью и надмением обращайся к ней; она делает сие по чрезмерной заботливости своей о тебе, она опасается за право своего обладания, ибо ее владение — тело твое, и это владение драгоценнее всего». Скажи мне, зачем ты на целый день отдаешь себя друзьям, а жене только на вечер? Поступая так, ты не можешь отклонить подозрения. И если жена обвиняет тебя, не обижайся — это дело дружбы, а не дерзости, это обвинения пламенной любви, горячего расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не окрал ее ложа, чтобы кто не отнял у нее ее высшего блага, не лишил ее главы».
И мужу и жене святой Иоанн настоятельно внушает, что они не должны подозревать друг друга по одним словам или слухам и вообще по каким-либо ничтожным причинам, а тем более не должны ни сами, ни через посторонних людей следить друг за другом, дабы по легкомыслию или неразумной мнительности не разрушить своего супружеского счастья. Наставление жене «Что значит быть целомудренными женами? Во-первых, любить своих мужей и детей; во-вторых, быть скромными, почтительными, благонравными; в-третьих, чистыми по телу и душе, непорочными; в-четвертых, жить скромно и ограниченно, быть бережливыми, хорошими домохозяйками... Ибо если тот, кто не покоряется внешним гражданским властям, — Божию противится повелению, то тем более виновна в таком противлении та, которая не покоряется мужу. Так изволил Бог от начала».
Как Церковь , то есть мужи и жены вместе покорны Христу, так жены должны быть покорны мужьям, как Богу. Апостолы в своих посланиях говорят о вторичном положении жены в супружестве. И, как правило, в современности это вызывает достаточное количество споров, и очевидно, что наибольшее отторжение эти высказывания порождают у женщин.
RU, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ. Использование материалов, опубликованных на сайте VSE42. RU, допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован, при полном соблюдении требований Правил использования материалов. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал VSE42. RU, до или после цитируемого блока. О проекте VSE42.
Кроме того, церковные лидеры передавали церковное имущество своим потомкам. В результате Римско-католическая церковь ввела безбрачие, чтобы у ее священников не было семейных привязанностей, которые делали кумовство привлекательным. Таким образом, за религиозными обетами часто лежат абсолютно практические причины, тесно связанные с деньгами или политикой. Эксперт Врач сексолог высшей категории, психиатр, психотерапевт.
Работаю сексологом более 10 лет. Помогаю парам разрешить проблемы в сексуальной жизни. Обет безбрачия — исключительно религиозное понятие. Причем, как сказано в статье, ни в одной религии нет обязательного требования давать целибат и отказываться от интимной жизни.
Главная цель, которую преследует обет безбрачия — пресечь беспорядочные половые связи и секс вне брака. На самом деле христианство не такое строгое и не имеет так много серьезных ограничений, как принято считать. В любом случае, каждый человек сам для себя решает, какую религию ему исповедовать и какие каноны соблюдать. Обет безбрачия — не исключение.
Если человек желает отказаться от секса добровольно, по своим соображениям — почему бы и нет? Обет безбрачия в исламе и для россиян?!
Правда, носили эти кольца молодые звёзды вовсе не по своему желанию. Компания Disney, "воспитанниками" которой они на тот момент являлись, была не слишком довольна упавшими продажами на фоне скандального имиджа некоторых звёзд например, всеобщей любимицы Бритни Спирс. Дело оказалось в том, что родители молодых американцев не приветствовали увлечение своих детей "порочными" звёздами, и, чтобы убедить их в обратном, компания обязывала звёзд носить "кольца целомудрия", которые они послушно надевали. Правда, по прошествии лет оказалось, что кольца были всего лишь лицемерием. Та же Селена Гомес, например, встречалась на тот момент с Джастином Бибером, и трудно утверждать, что их отношения были невинными.
Что такое целомудрие
- Воздушные мытарства. Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй» /
- Обвиненная в связи со священником монахиня подала в суд на епархию в США
- Зачем католики берут обет безбрачия и что это дает?
- Наши партнеры "Свердловская правда"
Давший себе обет целомудрия депутат ГД Вассерман высказался о признании ЛГБТ-меньшинств
Распорядок дня у монахинь и послушниц насыщенный. В 6:00 начинается утренняя молитва. Сестры, которые не причащаются, читают помянники. Это такая тетрадка, в которой написаны имена живых и усопших людей.
После этого все идут на послушание, то есть на работу. У каждого оно свое: кто-то проводит экскурсии, кто-то помогает на ферме, в огороде или в церковной лавке. Колокольный звон означает, что настало время приема пищи.
А после все снова идут заниматься своими делами. С 16:00 до 19:00 - вечерняя служба. Далее ужин и вновь послушание.
В конце дня сестры читают свои молитвенные правила и молятся. В эти дни мы стараемся больше читать и молиться. В Тихвинском монастыре есть несколько теплиц и ферма.
Сестры обеспечивают себя едой сами. Они выращивают фрукты и овощи, а из коровьего молока делают сметану и творог. Также свою молочную продукцию они выставляют на продажу в магазинчике, расположенном при входе в монастырь.
Когда человек только приходит в монастырь, он должен пройти несколько испытаний. Самое главное - это послушание. Он должен отречься от своей воли, так как теперь должен жить только по воле Божьей.
Если матушка, которая возглавляет монастырь, видит, что сестра стала послушной, выполняет все то, что ей скажут, на нее надевают черный платок, четки и подрясник.
После исповеди батюшка подарил ему брошюру с житием преподобной Марии Египетской, и с того момента для него началась новая жизнь. Он принимал активное участие в строительстве храмов, совершал паломничества, однако со временем почувствовал, что его душе не хватает чего-то большего, и стал искать место для уединения. Познакомившись в паломнической поездке с монахом, у него появилось желание поехать в монастырь. Узнав через людей, что на Валааме требуются волонтёры, он не стал откладывать поездку. Оставив все свои житейские попечения, поехал на Валаам и не успев сойти с корабля, узнал, что обратный рейс отменён, в чём увидел для себя промысел Божий, что Господь ему уже определил место здесь. В 2010-м году он был принят трудником. Его 14-летний путь от волонтёрства до пострига не был простым. По признанию других братьев, вся их предыдущая жизнь была последовательным путём в монастырь.
Сами они не искали исполнения своей воли, и Господь их мягко вёл. А они, со своей стороны, прикладывали всевозможные усилия и всячески старались. Оставаться для них в миру было сложно. По их словам, они даже не представляют, как люди сейчас живут в миру, ведь он «антихристианский, и это очень сильно чувствуется». Для того, чтобы жить в миру и исполнять заповеди нужно быть настоящими адамантами духа. В монастыре с этим гораздо проще, ведь здесь все условия. Однако братья понимают, что мирская часть человека, живущего в монастыре, настроена против всего монашеского. Всё то, что мир «загружал» в него в течение всей жизни, весь его опыт и воспитание, ежедневно бунтует и направлено против Христа. Иными словами, кто хочет быть другом миру, тот враг Богу.
Хотя, наверное, так было всегда. Но сейчас разница между мирской и монастырской жизнью ощущается сильнее. Монашество — путь трудный, поэтому он иногда именуется «бескровным мученичеством», идти им отваживается далеко не каждый. Это путь узкий и тернистый. Лёгкое монашество в принципе невозможно.
Представители молодежи, по мнению представителя РПЦ, должны беречь невинность до свадьбы, как это делали их предки. Последние, уточнил Аксенов, не имели проблем ни с ЗППП заболеваниями, передающимися половым путем , ни с зачатием, ни с вынашиванием детей. Учить старшеклассников ценностям хотя я думаю начинать надо лет так с 11-12 — вполне неплохая инициатива, что нельзя сказать про «футболки девственности». По мнению профориентолога и учителя Натальи Тихоновой, мерч — странная идея, из-за которой некоторые подростки будут испытывать откровенный дискомфорт.
В католицизме с этим строже: целомудрие должны соблюдать дьяконы, большинство священников и епископы. Причины принятия обета Главная причина, заставляющая людей ступать на путь целомудрия, - это религия, желание служить Богу, очиститься от грехов плоти любых сексуальных связей и проверить свою волю и выносливость. Однако такой обет принимают иногда не только представители духовенства, но и миряне. Известный журналист Анатолий Вассерман дал обет безбрачия в 17 лет: он не желал, чтобы жена или дети отвлекали его от научных изысканий. Это, впрочем, нельзя назвать целибатом в полном смысле слова: Вассерман, согласно его словам, отказался только от брака.
Вассерман заявил, что обет целомудрия был бессмысленен
Священник из Выборга Игорь Аксенов предложил внедрить среди подростков торжественный обет и кольца целомудрия. Создать молодежную субкультуру хранения целомудрия предложили в РПЦ. РПЦ предложила распространять среди подростков уроки целомудрия, торжественный обет, а также, внимание. Например, в католической церкви на Западе более двух миллионов подростков уже дали обеты целомудрия до вступления в брак. Однако монах, произнося обет целомудрия, отрекается от возможности вступать в брачные отношения. Больше обетов не давал: слишком уж болезненный опыт получил от обета целомудрия. Помочь разобраться в том, что такое целомудрие, зачем оно нужно и как это — жить целомудренно, «Фома» попросил протоиерея Федора Бородина, настоятеля московского храма.
Анатолий Вассерман об обете целомудрия
Он подчеркнул, что обет важно принимать по собственному желанию. Обет целомудрия, вероятно, один из самых сложных обетов, потому что он противоречит самой природе человека. В школах России необходимо разработать и внедрить междисциплинарную программу по воспитанию целомудрия до вступления в брак, заявил протоиерей Игорь Аксенов. Обет целомудрия, вероятно, один из самых сложных обетов, потому что он противоречит самой природе человека.
Что такое целомудрие
- Целомудрие: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Горячее | Пикабу
- Что такое целомудрие
- В РПЦ предложили ввести уроки целомудрия
- Цикл «Путь всей земли». Беседа 19-я
- Священник предложил ввести среди школьников моду на футболки девственности и кольца целомудрия
- Целомудрие: значение слова и синонимы. Целомудрие женщины в современном мире