Народные промыслы России. Россия — страна, богатая народными промыслами. Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой. 16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России». По условиям КВИЗа участники выполнили задания согласно вопросам 5-ти раундов. Павловопосадский и оренбургский пуховой платок являются одними из самых известных текстильных изделий в России, основой для появления которых стали народные промыслы.
6 удивительных народных промыслов Русского Севера
В 1882 году Братья Белоусовы успешно выполнили царский заказ на роспись Грановитой палаты Московского Кремля, за что получили высокие царские награды. Палехская лаковая миниатюра начала ХХ века унаследовала лучшие традиции духовного искусства предшествующих поколений. Вскоре после октябрьской революции 1917 года иконописное искусство в России стало под запретом, но золотоносное мастерство бережно сохранялось. Создание высокохудожественных произведений стало главным стремлением палехской артели.
Сведения о среднемесячной заработной плате 25. Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой.
Отзыв согласия на обработку персональных данных осуществляется путем направления заявления в письменной форме на юридический адрес Оператора.
Я подтверждаю, что мне известно о праве отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора. В случае моего отзыва согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без моего согласия при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона от 27.
Древний город Тула известен во многих уголках мира. Сказ о мастере Левше, который подковал блоху, вызывает гордость и восхищение мастерством тульских оружейников. Не менее известны и другие атрибуты города — самовар, гармонь и пряник. Туляки гордятся своим восьмым чудом света, как называют они печатный пряник. Первое упоминание о знаменитом лакомстве можно найти в писцовой книге за 1685 год. Конечно, точно сказать, так это или нет, за давностью лет невозможно, но зато можно утверждать, что тульский пряник имеет древнюю и богатую историю.
Письменные источники четко определяют, что на Руси тульский пряник известен более 300 лет. В книге доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В. Ашурова «Город мастеров» можно прочесть сведения о том, что жители «кропали портное, делали крашенины, ножички, занимались всяким иным «рукомеслом», торговали по мелочам орехами и пряниками». А в книге «Старинные производства Тульского края» автор, Полегаева В. У каждого владельца пряничной мануфактуры был свой секрет теста для выпечки и своя традиция украшения кулинарного лакомства. Только хозяин и два-три мастера знали нюансы и тонкости технологии изготовления своего пряника. В целях сохранения тайны кулинары даже использовали для взвешивания отдельных ингредиентов импровизированные гири. Мало того, эти булыжники или железные предметы прятали под замок.
Конечно, в мануфактуре всегда были ученики и подмастерья, но обучение длилось до нескольких лет, мастера неохотно делились знаниями, а рецепт передавался только в пределах семьи. В записной книжке знаменитого тульского кондитера П. Замешивать осторожно, во избежание затяжки. Как на Руси называли тульский пряник? Их как бы отпечатывали на поверхности пряничного теста, поэтому и пряники называли печатными. Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону Какие виды узоров есть в хохломской росписи? На данный момент в хохломской росписи существует два крупных направления: верховой рисунок и фоновый рисунок. Отличает их друг от друга принцип нанесения изображения на дерево.
Фоновый тип — это узоры, выполняемые на однотонном фоне — черном либо красном. Сам орнамент при этом непременно имеет золотистый цвет. Существуют два основных вида хохломской росписи: «верховая» красным и черным цветом на золотистом фоне и «под фон» золотистый рисунок на цветном фоне. К «верховой» росписи принято относить традиционную «травку» и орнамент «под листок». Что символизирует хохлома? В хохломской цветовой палитре символически отражена борьба света и тьмы. На стороне света — красный цвет, который в народном понимании означает жизнь, красоту, служит для выражения понятий блага, счастья, плодородия. На стороне тьмы — черный, который означает мрак, болезни, неурожаи.
Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. История Жостово и жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости ныне Мытищинский район Московской области — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т. В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов «собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок. Павловопосадские платки Первые павловопосадские шали были выпущены в начале 1860-х годов.
Расцвет мануфактуры приходится на 1870—1880-е годы. В 1881 году Яков Лабзин получает звание поставщика великой княгини Александры Петровны, предприятие награждается серебряными медалями Всероссийских художественно-промышленных выставок. История павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Но, в отличие от русской матрешки, павловопосадские платки кроме эстетической ценности обладают также широчайшим практическим применением. Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Как и многие подобные производства, это было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу. Малахитовые изделия Народный промысел это отражение богатства русской души.
Украшения из малахита открывают мистическую потаенную сторону ее проявления. Ведь таинственные разводы оттенков зеленого имеют самую огромную связь с легендами и поверьями с древности. Люди верили, что он проводит на Землю Вселенские силы, может помочь уберечь младенца от злых духов. Поговаривали, что камень даже может претворить человека в неведимку, а так же исполнить любое желание, поддержать в различных делах. Самородки не большого размера находились людьми до 18-х веков. Но когда Россия начала разработку залежей малахита в Уральском регионе, то популярность его резко возросла. Нашими добытчиками были найдены минералы с весом несколько сот тонн. Минерал самого большого размера, который весил целых 250 тысяч килограмм, был найден в 35 году 19 века.
Первое крупное малахитовое месторождение, открытое в 1740-х годах послужило стартом для истории промысла: умельцы начали активно создавать украшения из малахита: бусы, сережки, подвески, колечки. Тогда его часто комбинировали с ценными камнями. Знаменитое медноруднянское месторождение расположенное в Нижнем Тагиле Открытие Медноруднянского месторождения подтолкнуло мастеров на зарождение нового и по сей день редкого стиля производства изделий из малахита «русская мозаика». После этой мастерской через почти сорок лет была открыта Екатеринбургская гранильная фабрика. Где камень добывали, обрабатывали, резали, а так же обучали мастеров. Малахитовая ваза — дорогое украшение дворцового поместья Европейская и русская знать украшали этим камнем свои дома. Им облицована целая комната Зимнего дворца, названная Малахитовой гостиной, колонны в Исаакиевском соборе. Эти памятники архитектуры раскрываются великолепие и шедевральность данного вида зодчества.
Современные народные промыслы в России
Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки. Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей. Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские.
Благодаря этим умельцам, палехская иконопись приобрела свой неповторимый стиль, развивалась, совершенствовалась и передавалась по поколениям. Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов. Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы.
После революции 1917 года у художников Палеха наступил этап, когда необходимо было начинать поиск новых форм реализации творческого потенциала. В 1918 году образуется Палехская художественная декоративная артель, главным направлением деятельности которой стала роспись по дереву. История палехской миниатюры утверждает, что родоначальниками палехского стиля принято считать Ивана Ивановича Голикова и Александра Александровича Глазунова, первые работы которых были написаны в так называемом палехском стиле. Аллегорическое представление III Интернационала. Битва,1927 Богатый опыт в живописной организации плоскости иконы помог палешанам справиться с новой, очень сложной задачей - соединить миниатюрную живопись с объемной формой шкатулок, очешни-ков, сигаретниц, бисерниц, пудрениц, письменных приборов. Бывшие иконописцы не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением твореного золота.
В образном решении новых произведений палешане также сохранили средневековые приемы стилизации, условность форм. Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон. Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера изготавливается из муки. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается под прессом и высушивается в течение нескольких дней. Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться.
Последний этап получения правильной заготовки — нанесение 7 слоев светлого лака с обязательной просушкой в печи каждого слоя. Светлый лак также изготавливается палехскими мастерами по старинным рецептам. Теперь изделие готово для росписи, которую настоящие художники выполняют только самоприготовленными красками из яичных желтков, уксуса и минералов. Мастер проходится по поверхности изделия пемзой, чтобы краски не растекались, выводит контуры узора сначала карандашом, потом белилами, а затем расписывает его тонкой кисточкой из беличьей шерсти которую сам же и изготавливает. Размеры узора бывают настолько малы, что художникам часто приходится прибегать к помощи лупы.
Самыми популярными и наиболее удачно решавшимися композициями первых лет существования палехской миниатюры стали «тройки», «охоты», «битвы», «парочки», «пастушки», «идиллии», «гулянки». В этих произведениях не было ни развитого сюжета, ни яркого образа, лишь сильно выраженное орнаментальное начало. Непосредственность, искренность и поэтичность придавали обаяние и теплоту первым работам палешан. Классикой палехской миниатюры являются многие произведения А. Лучшим среди них считается шкатулка «Есть на Волге утес».
Центральную часть изображения занимает стилизованная «горка», символизирующая утес. На вершине утеса в глубоком раздумье сидит Стенька Разин: Из людей лишь один на утесе том был, Лишь один до вершины добрался... Над его головой по черному фону плывут облака, парит золотой орел. В нижней части композиции, под утесом, изображена шумная толпа людей. На втором плане справа, позади утеса, плещутся синие волны Волги, на которых качаются три корабля с расшитыми золотом парусами.
Художник демонстрирует совершенное мастерство в оформлении предмета.
С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам. Федоскинская миниатюра Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная». Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
Федоскинская миниатюра В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться. Хохлома На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова Печерского старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе.
Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета. Хохломская роспись Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности. Хохломская роспись на разделочной доске Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
Городецкая роспись Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города. Городецкая роспись Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.
Городецкая роспись Вот что говорит В. Воронов о городецкой росписи: Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи. Мезенская роспись Мезенская роспись по дереву палащельская роспись — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом. Мезенская роспись на подносе Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье.
Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет. Мезенская роспись на разделочной доске В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. Федотов в деревне Палащелье и С. С Фатьяновы в селе Селище.
Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Вологодское кружево Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках деревянных палочках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Вологодское кружево Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен. Вологодское кружево Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику. Елецкое кружево Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках.
Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.
Народные промыслы России
В марте мы проводим «Ярмарку», где представлены народные промыслы России. В прошлом году. Мастер-класс «Изготовление детьми наглядного пособия «Народные промыслы России» вариант дидактической игры Значение дидактических игр и пособий известно всем. Если же эти пособия и игры делают сами ребята, то ценность.
Чудом сохраненный после революции промысел сегодня успешно развивает предприятие «Северная чернь». Здесь вручную делают и черненую посуду, и столовое серебро, и ювелирные украшения, и церковную утварь... О предметах церковной утвари, выполненных в технике северной черни узнайте здесь. А вот подробный рассказ о технологии легендарной северной черни: в Великом Устюге 3. Вологодский лён Единственная натуральная ткань, которую отечественные производители вырабатывают из нашего сырья сегодня — лён. Центром льняного промысла испокон веков в России считается Вологодчина.
Лён хорош всем. Он «дышит», он экологичен, к льняной ткани не притягивается пыль — для астматиков, аллергиков это очень важно. Лён гигроскопичен — отлично впитывает влагу. В льняной одежде в жару — прохладно, в холод — тепло. Прочная льняная ткань не выгорает на солнце и не желтеет… Слава Богу, в России умеют лён выращивать, обрабатывать, ткать и шить из льняной ткани великолепные изделия. Посмотрите, сколько всего делали из долгунца на Русском Севере: от одежды до кораблестроения 4. Шемогодская резьба Лапти, ступни, туеса, пестери, берестяники, канаты для рыболовных снастей — много всего делали на севере из бересты. А вот свободного времени на всякие безделушки у крестьян не было.
Использование материалов, опубликованных на сайте nn. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал nn. За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель.
Всеволод Рождественский, поэт: Пальцы, лёгкие и проворные, Заплетают, вспорхнув едва, Как мороз по стеклу, узорные Вологодские кружева. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже вологодское кружево получило гран-при. Национальный бренд с иконописными корнями Хохломская роспись — пожалуй, самый известный русский промысел. Согласно одной из теорий, он зародился в лесах Заволжья, где скрывались от гонителей староверы. Среди них было много иконописцев и мастеров книжной миниатюры. И те, и другие прекрасно владели кистью, а последние, к тому же, много работали с цветочными орнаментами. Художественные умения переселенцев вкупе с талантом местных токарей обусловили зарождение хохломы. Основной цвет хохломы — золотой — пришёл, по всей вероятности, из иконописи. Лёгкий, как пёрышко Оренбургского платка не было бы без особой породы оренбургских коз. Из их пуха русские казачки наловчились вязать тёплые изысканные шали с затейливыми узорами. Чтобы убедиться в тонкости оренбургского платка, принято пропускать изделие через обручальное кольцо. Неоднократно предпринимались попытки вывезти оренбургских коз за границу, чтобы наладить там производство изделий из нежнейшего материала. Но вот незадача: спустя какое-то время нахождения животных на чужбине их пух теряет драгоценные свойства и становится «обычным». Причина — отсутствие морозного уральского воздуха. Я его слепила из того, что было Когда-то на Вятской земле существовал народный праздник — Свистопляска. Его непременным атрибутом была свистулька.
народные промыслы россии
Вот такие российские нравы у народного творчества! Путеводитель по русским ремёслам основан энтузиастами народных художественных промыслов (НХП) с целью содействия в возрождении народного искусства России. Видеоинформация «Народные промыслы России». Предлагаем Вашему вниманию видеинформацию «Народные промыслы России». 2022 год в России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Народные промыслы Росси. Народный промысел России.
Главные новости
- Русские народные промыслы: yarodom — LiveJournal
- Самобранка - народные художественные промыслы России
- 25.01.2023г. - Выставка творческих работ «Народные промыслы России»
- Города и регионы России с самыми красивыми видами народного искусства | Блог ТВИЛ
Народные промыслы
Цель выставки: возрождение интереса у населения к традициям русской народной культуры, форсирование чувства гордости за историю России, составной частью которой являются русские народные промыслы и ремёсла. Народные художественные промыслы – это преимущественно кустарное производство художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, имеющее определенную преемственность и локализацию. Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой – Самые лучшие и интересные новости по теме: Народный, Русской, промыслы на развлекательном портале Команда РИА Новости создала увлекательный сюжет, погружающий пользователей в мир народных промыслов"."Игра ремесел. Путеводитель по русским ремёслам основан энтузиастами народных художественных промыслов (НХП) с целью содействия в возрождении народного искусства России. Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. Выставки и фестивали.
Реклама в газете и на сайте
Кировскую область там представляют мастера наших известных направлений: дымковская игрушка, матрешки, шкатулки из капокорня, одежда из льна, куклы из текстиля. Кроме того, мастера из Вятки привезли с собой деревянные елочные украшения, новогодние подарки и сувениры. Хотите быть в курсе главных городских новостей?
Что сегодня переживает народный промысел — кризис или возрождение? Много ли ремесленники зарабатывают на своем деле, и высока ли конкуренция среди предприятий народного промысла? Как государство их поддерживает, и что делается для сохранения многовековой культуры? Где обучают народному искусству, и как стать подмастерьем?
Сочи был проведен IV Всероссийский Фестиваль народных художественных промыслов «Заповедный сувенир» и конкурс «Заповедный сувенир». В рамках Фестиваля состоялся Всероссийский конкурс на лучший сувенир «Заповедный сувенир». Конкурс проходил в два этапа — заочный и очный. Победители заочного тура презентовали на Фестивале свои сувениры.
Мы увидели как работают художники и познакомились с увлекательным технологическим процессом создания изделий. Считаю, что очень важно сохранять и передавать будущим поколениям уникальный гжельский промысел, как часть культурного достояния России», - рассказала Галина Маланичева. В рамках программы мероприятия участники провели осмотр экспозиции музея Гжельский государственный университет - ГГУ , а в ходе заседания обсудили вопросы законодательного обеспечения деятельности в области народных художественных промыслов в Московской области, государственной поддержки народных художественных промыслов в Московской области, подготовки кадров, а также рассмотрели проект закона Московской области «О народных художественных промыслах в Московской области».
Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России
Народные художественные промыслы – это преимущественно кустарное производство художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, имеющее определенную преемственность и локализацию. Гости подмосковного стенда выставки «Россия» познакомились с народными художественными промыслами и геральдикой региона. Новая эстетика народных промыслов, фото № 2. Есть интересная интерпретация орнамента с райской птицей Сирин, использованная для оформления интерьера кофейни. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое. Народные промыслы России.
Народные промыслы: изображения без лицензионных платежей
Внёс изменения в семейный бизнес лишь правнук основателя фабрик Яков, который решил производить ещё и шерстяные шали с набивным рисунком. Владелец мануфактуры не прогадал: предприятие разрослось до такой степени, что к началу XX века насчитывало около двух тысяч работников, а склады с готовыми платками и шалями располагались по всей стране. Выставка, посвящённая 225-летию народного промысла в Павловском Посаде. На ней изготавливают платки с учётом двух веков истории народного промысла России. Изделия отличаются проработанностью и детализированностью рисунков.
Изображения могут быть выполнены в флористической и анималистической тематике, а край павловопосадских платков традиционно украшен бахромой. Купить народный предмет одежды можно в одном из 140 магазинов мануфактуры, но лучше приехать в подмосковный город на экскурсию, посетить Музей истории русского платка и шали и купить самый красивый аксессуар в одной из местных лавок. Гжель Где: село Речицы, Московская область Самая узнаваемая традиционная русская роспись, несомненно, гжельская. С XIV века Гжелью называли местность, объединявшую около 30 населённых пунктов, где были найдены природные залежи глины.
Эти земли принадлежали царскому роду, крепостного права здесь никогда не было, поэтому местные жители занимались ремеслом. На протяжении шести веков они развивали народный промысел и создавали великолепные изделия. Фото: группа ВК объединения «Гжель» Глиняные фигурки с характерной росписью стали выходить из-под рук местных мастеров при Петре I. Тогда в моду вошёл Делфтский фаянс, который европейские умельцы украшали бело-синими изображениями.
Русские ремесленники позаимствовали популярную цветовую гамму и начали создавать собственные росписи. Вскоре гжельская майолика стала одним из самых востребованных народных промыслов страны. В XIX веке появилось несколько десятков предприятий, на которых мастера создавали посуду с популярной росписью. Однако в начале XX века автоматизация производства заставила предпринимателей отказаться от использования традиционных техник.
Фото: группа ВК объединения «Гжель» Возрождение гжельской традиции произошло в 1937 году, когда в селе Речицы открылся новый завод, художественным руководителем которого стал искусствовед А. Сейчас традиции этой росписи продолжают два предприятия. Одно располагается в деревне Турыгино, а другое — в селе Речицы. Оба можно посетить, чтобы узнать об истории гжельской росписи и научиться самостоятельно украшать посуду при помощи кистей и красок.
Тульский самовар Где: Тула В 1778 году оружейники И. Лисицыны запустили производство новомодного изделия из меди — самовара. Братья переформатировали тульскую фабрику, десятилетиями выпускавшую оружие, под новые нужды, и стали заполнять местные прилавки самоварами необычных форм. К примеру, сосуд мог быть выполнен в форме яйца или вазы.
Много внимания уделялось декору: на изделия наносили гравировку, украшали их изысканными ручками и носиками.
Миниатюры, выполненные гуслицкой росписью, всегда готовились только вручную. Гжельская майолика Художник: Мила Лосенко В эпоху Петра I в России появились первые попытки организовать централизованное производство художественной керамики. Впервые в России в 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков.
Славу этой посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с традиционной синей росписью. Форма посуды напоминала аналогичные изделия из серебра в стиле барокко. Гжельская майолика — один из самых ярких образцов русской художественной керамики. Центром промысла стала деревня Ульяновская.
Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы. Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц.
Особенностью сергиев-посадских матрешек является техника росписи выжигание рисунка горячей иглой , 4—5 обязательных ярких цветов и тонкий контур узора, наносимый тушью. Вначале роспись гжельских мастеров была разноцветной, а в привычные нам сине-голубые цвета она раскрасилась после войны, когда массово стали использовать недорогой оксид кобальта. Но жители Гжели поэтично говорят, что во всем виновато небо — оно здесь настолько синее и яркое, что так и хочется перенести эту красоту на хрупкий фарфор. Примечательно, что самый популярный гжельский узор — розу, здесь ласково называют Агашкой. В период расцвета промысла среди мастериц было много крестьянок по имени Агафья. Традиция расписывать деревянную утварь в красно-черно-золотые цвета появилась на севере Нижегородской губернии в XVIII веке. Говорят, она пошла от староверов, которые привнесли в нее иконописные традиции.
Таланты художников вкупе с умениями нижегородских мастеров по дереву обусловили зарождение этого узнаваемого народного промысла. Кстати, свое название он получил по селу Хохлома, куда на ярмарку свозили товары со всей округи. Теперь центр производства росписи находится в городе Семенов, где действует крупнейшая хохломская фабрика. Особенность Палеха — это роспись не масляными, а темперными красками: особым сочетанием порошковых пигментов со связующим звеном в виде куриного яйца. Сейчас в Палехе Ивановской области работают только частные мастера, которые продолжают создавать лаковые миниатюры в узнаваемом иконописном стиле. А вот в годы Советской власти они были вынуждены расписывать шкатулки и елочные игрушки на темы актуальных событий — третьего Интернационала или полета Гагарина в космос. История создания расписных игрушек из глины уходит корнями в XVI век.
Существовал тогда на Вятке такой праздник — Свистопляска.
Во времена своего расцвета, в XIX веке у местных художников было много заказов. Мастера иконописи расписывали стены Московских соборов.
Палехские иконы отправлялись в православные храмы России и за ее пределы. После революции 1917 года у художников Палеха наступил этап, когда необходимо было начинать поиск новых форм реализации творческого потенциала. В 1918 году образуется Палехская художественная декоративная артель, главным направлением деятельности которой стала роспись по дереву.
История палехской миниатюры утверждает, что родоначальниками палехского стиля принято считать Ивана Ивановича Голикова и Александра Александровича Глазунова, первые работы которых были написаны в так называемом палехском стиле. Аллегорическое представление III Интернационала. Битва,1927 Богатый опыт в живописной организации плоскости иконы помог палешанам справиться с новой, очень сложной задачей - соединить миниатюрную живопись с объемной формой шкатулок, очешни-ков, сигаретниц, бисерниц, пудрениц, письменных приборов.
Бывшие иконописцы не отказались от привычной техники письма яичными красками с применением твореного золота. В образном решении новых произведений палешане также сохранили средневековые приемы стилизации, условность форм. Заготовкой для лаковой палехской миниатюры служит картон.
Мастер раскраивает его на формы определенного размера и наклеивает их одна поверх другой на деревянную болванку при помощи мучного клейстера изготавливается из муки. Количество слоев определяется толщиной изделия. Затем заготовка спрессовывается под прессом и высушивается в течение нескольких дней.
Полученный полуфабрикат необходимо полностью напитать льняным маслом для этого и применялся мучной клей, который, в отличие от синтетического, льняное масло пропустит сквозь себя и даст ему глубоко впитаться. Заготовку опускают в чан с горячим маслом и выдерживают там сутки.