О том, как правильно пройти семь недель Великого поста и не потерять здоровье, кому можно поститься, а кому ограничивать себя в еде не стоит, "РГ" рассказала врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по терапевтической и. Можно ли нагревать кефир, пить его натощак и почему не стоит добавлять в йогурт фрукты.
Можно ли пить кофе в пост, по мнению священников
В Великий пост необходимо как можно чаще исповедоваться и причащаться. Можно ли в Великий пост поминать усопших. Если же вы всерьез задались вопросом о том, нужно ли отказаться от употребления кофе в Великий Пост, то должны знать ряд правил и пожеланий, которые помогут сохранить не только силу духа, а и ваше здоровье. Подскажите, можно ли пить горячий кофе и чай в первый день поста и в дни сухоядения? В 2024 году Великий пост начался 18 марта и продлится до 4 мая включительно.
Можно ли кофе в пост
Рождественский и Петров посты В субботние и воскресные дни, на праздник Введение во храм Богородицы 4 декабря. Исключение: если сочельник 6 января приходится на субботу или воскресенье, рыбу в этот день не вкушают. В какие дни разрешены морепродукты В дни, когда разрешена рыба, можно есть и морепродукты. Но если в Средиземноморье такая еда — часть повседневного меню, то для нас это деликатес. Чтобы восполнить белок, а постная пища в основном углеводная, вы можете делать блюда из этих продуктов, но важно не переборщить. Ведь главный принцип любого поста — простота пищи и жизни в сочетании с обращенностью к Богу. Подойдут несложные рецепты с морепродуктами, например, паста с креветками и чесноком или поке.
Его цель — духовное очищение. Чтобы этого достичь, нужно в том числе отказаться от определенных продуктов: мяса; молока и молочных продуктов: творога, сметаны, кефира, сыра, йогурта, ряженки, простокваши, сливок, сливочного масла; яиц; продуктов на основе яиц, например, майонеза, или содержащих яйца — белого хлеба, сдобы; любые крепкие напитки. Когда можно есть рыбу Великий пост Только на Благовещение 7 апреля и в Вербное воскресенье. Если Благовещение приходится на Страстную седмицу — последнюю перед Пасхой, рыбу также есть нельзя. Кстати По-церковнославянски воскресенье звучит как «неделя», а неделя — «седмица». Успенский пост Только на Преображение Господне 19 августа. Рождественский и Петров посты В субботние и воскресные дни, на праздник Введение во храм Богородицы 4 декабря.
Каждый решает сам, отказаться от любимых напитков в пост или сохранить пищевые привычки без изменений. Если отсутствует зависимость от кофе, чая, можно сократить объем потребляемых напитков, подавать к ним молоко растительного происхождения, бутерброды с сыром, мясом заменить на постную выпечку, орехи, сухофрукты. Перед применением тех или иных рекомендаций проконсультируйтесь с профильным специалистом. Ни редакция, ни авторы не несут ответственности за любой возможный вред, причиненный материалами.
Надо готовиться заранее и к питьевому режиму - в Великий пост особенно важно соблюдать рекомендацию медицинских работников и выпивать не менее полутора литров чистой воды за день, это кроме других напитков. Вода здесь будет способствовать очищению. Обычный путь ограничений в Великий пост - это отказ от пищи животного происхождения: мясного, молочного, от яиц. А откуда тогда организму брать белок? Ольга Касымова: Белок крайне важен для организма, в том числе и для формирования чувства сытости. Но ведь у нас есть и бобовые чечевица, фасоль, горох, нут, маш , и грибы, и морепродукты кальмары, креветки , которые, в отличие от рыбы, в пост не запрещены. В рацион можно вводить семена - тыквенные семечки, кунжут. Для перекусов хороши орехи - миндаль, кешью, кедровые, грецкие, фундук. Их же можно добавлять в свежие салаты и каши Белковые продукты надо сочетать со сложными углеводами - овсянкой, гречкой, перловой и ячневой крупой, пшеном, булгуром, кус-кусом, рисом - лучше бурым или диким, черным. Ольга Александровна, верующие, соблюдающие пост, часто жалуются: перешёл на растительную пищу: бобы с чечевицей, капуста со свеклой да картошкой, и все, кишечник не выдерживает - в самые ответственные моменты там начинаются революции. Что тут делать? Ольга Касымова: Знаете, не обязательно круглосуточно есть горох с квашенной капустой. Питание в пост должно быть разнообразным и полноценным. Продуктов разрешенных много, посчитайте сколько у нас сейчас видов капусты - белокочанная, краснокочанная, брюссельская, пекинская, цветная, брокколи, кольраби… Разнообразие в меню внесут и растительные масла - не только привычное подсолнечное, но и оливковое, тыквенное, конопляное, льняное… А еще надо выбирать тот способ обработки пищи, который не станет стрессом для вашего желудочно-кишечного тракта. Капусту ведь можно не только в квашенном виде есть, или сырую, в виде салатов. Ее можно тушить, в конце концов отваривать… Делая из нее потом котлетки, как это рекомендовано во всяких медицинских диетических столах. Хотя, вспоминая все эти диетические блюда, понимаешь: на таком хоть и полезном, но пресном и скучном питании, семь недель можешь и не протянуть, сорвешься. Ольга Касымова: А вы не обращали внимание, как в кафе и ресторанах последнее время научились изысканно подавать привычные растительные продукты в качестве постного меню? Супчик из тыквы, или протертый из брокколи с гренками… Ох, есть такое. А еще паровые котлетки из капусты, моркови, картофеля, свеклы или тыквы… Да с грибной подливкой! Вроде привычные овощи, а вкусно. Да и фасоль можно так обработать, что она будет легко усваиваться. Но обычно все подобные изыски - имитация привычных нам мясных блюд, только на растительной основе. Ольга Касымова: Дело в том, что наш организм имеет уже сформированные пристрастия - вкусовые и даже зрительные. И не всегда получается эти пристрастия, эти внутренние установки поменять… В итоге получается: человек полон решительности в пост есть "все правильное" и даже какое-то время усердно придерживается своего решения, а потом - раз и сорвался… Ольга Касымова: А вот чтоб такого не было, можно свой организм немного обхитрить. Любите сладкое, не можете без него жить, прям плохо становится - ну съешьте ягоды.
Можно ли пить кофе во время поста?
Сами священнослужители неоднозначно относятся к вопросу, можно ли употреблять во время Великого поста небольшое количество красного вина или лучше все-таки полностью от него отказаться. И тогда ответ на вопрос можно ли пить кофе в великий пост становится совершенно ясным, не так ли? Можно ли поминать усопших Во время Великого поста дома можно ежедневно поминать усопших. Во время поста человек начинает употреблять большое количество овощей и фруктов, орехов.
Можно ли в пост пить кофе и чай с сахаром?
В дни Великого поста многих постящихся волнует вопрос, можно ли в эти дни пить кофе и чай, добавлять в них сахар, молоко, сливки и прочее. Возникает много вопросов — например, можно ли есть мед или пить кофе? Приближается Великий пост, который предшествует празднованию Пасхи. можно ли пить кофе в Великий пост. Правила питания в Великий пост для мирян и монахов. И считается ли постом, если мясо не употребляет вегетарианец, который и так его не ест?
Первая неделя Великого поста
Исключение составляют только сливки растительные, которые не имеют отношения к молоку. Но есть и некоторые нюансы. Например, протоиерей Андрей Ефанов копает немного глубже. Если Вы начали зависеть от кофе, то пост — это прекрасный повод отказаться от него, чтобы Вы не были в зависимости от этого напитка», — объясняет протоиерей Андрей Ефанов. Священники говорят, что пост — это время обретения свободы, в том числе от зависимостей.
Том 2, 887-888. Святые призывали нас в пост отказаться от изысканностей на столе, от дорогой пищи, а освобождающиеся деньги хорошо употреблять на милостыню. Если для Греции и иных стран морепродукты являются самой повседневной пищей, как у нас картошка, то для наших северных стран одно слово моллюски или осьминог напоминает об изысканнейшем и дорогом ресторане. Гоже ли нам в Великий пост, без существенной необходимости, вкушать эти изысканности? Святые нас призывают к упрощению рациона, по мере своих телесных сил, и к воздержанию. А многие в пост лишь заменяют одни калории на другие, одни вкусности на другие, которые зачастую дороже.
Итак, запрета вкушать морепродукты, кофе и чай нет.
В православии дело обстоит несколько иначе, здесь кофеек не подпадает под строгий запрет. И если у вас есть нестерпимое желание отведать чашечку ароматного эликсира — почему нет! Главное, не злоупотреблять, поскольку с точки зрения христианства во время поста должны быть исключены любые удовольствия.
А для кофемана какое еще удовольствие может быть большим, чем насладиться любимым напитком! Поэтому, если вы решили неукоснительно соблюдать церковные обряды, то сеансы «балдежа» под кофе придется временно прекратить, и вопрос — можно ли кофе во время поста, теряет актуальность. Параллельно таким образом проверяется сила воли. Проверить, насколько сильна зависимость от кофе, очень просто.
Нужно пару дней обойтись без него. Дискомфорта не испытывается, значит, нет и зависимости. А когда без кофе невозможно прожить и одного дня, то поститься придется с удвоенным усердием. Вместо желанного кофейного допинга в пост лучше перейти на морс, компот и кисель.
Рекомендуем употреблять данный напиток из чешского фарфорового сервиза Leander Можно ли чай в пост? Как мы уже упоминали, по церковным канонам к постной пище относится любая пища не животного происхождения.
С чаем в прикуску ты можешь кушать любое варенье, а также можно и есть сухофрукты. Очень вкусно чаек с жасмином попивать с курагой или же клубничным вареньем. Только вот о любимых блинчиках на время придется забыть, но ничего страшного, исключив мучное из рациона своего, ты сможешь за время поста скинуть несколько лишних килограммов со своего тела. Таким образом, с помощью молитв ты скинешь лишний груз с ненужными мыслями и терзаниями с души своей, а благодаря диете строгой, смоешь избавиться от лишнего жирка на своей фигуре. Вот мы и нашли с тобой ответ на твой вопрос - можно ли пить кофе в Великий пост. Мы выяснили, что кофе пить все же можно, но помни что не стоит пить его более двух чашек в день, иначе ты можешь заработать проблемы с сердцем. Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Что можно и чего нельзя в Великий Пост
Вторая неделя поста называется Второй седмицей. Третью и четвертую неделю поста называются Крестопоклонными. Пятая неделя поста называется Похвальной седмицей. Шестая неделя называется Вербное воскресенье. Суббота в Вербное воскресенье называется Лазаревой. С какими проблемами могут столкнуться постящиеся? Пост многими воспринимается как разгрузка, даже как диета для похудения. Если посмотреть внимательно, то калорийность питания в пост может даже увеличиться.
Из рациона убирают продукты с животными белками и жирами, но вводят больше продуктов, богатых быстрыми углеводами. Одно из самых критичных последствий неправильного поста - панкреатит и развивающийся в последствии панкреонекроз. Главной причиной, вызывающей тяжелое состояние - срыв после нескольких дней воздержания, потому что едят в Великий пост в основном растительные продукты. Переедание тяжелой пищей на фоне постного питания приводит к обострению уже имеющегося заболевания или приобретению нового. Жирная пища способствует тому, что отток панкреатических ферментов из поджелудочной железы блокируется. Иными словами, эти ферменты начинают самопереваривать поджелудочную железу. Также наиболее часто с проблемами во время соблюдения поста сталкиваются люди, страдающие диабетом.
У них развивается гипогликемия: недостаток углеводов приводит к снижению до критических показателей уровня глюкозы, а нехватка глюкозы вызывает голодание мозга, в запущенных случаях — гипогликемическую кому. Как питаться после окончания поста Религиозная традиция предписывает больше месяца придерживаться строго Великого поста, а потом в первый день празднования Пасхи верующие разговляются и устраивают пышные застолья. Но такой резкий переход от легкого растительного питания к жирным мясным блюдам и сдобной выпечке наносит значительный вред здоровью. Чтобы праздник Пасха был светлым и радостным, медики рекомендуют с осторожностью подходить к пасхальному застолью. Не стоит забывать, что переедание наносит вред ЖКТ, печени и поджелудочной железе. Важен выход из поста — организму надо время, чтобы адаптироваться к изменению рациона. Нужно постепенно вводить в рацион сначала молочные продукты, потом яйца, рыбу, после этого птицу.
Праздник имеет фиксированную дату - 7 апреля - и отмечается ровно за девять месяцев до Рождества Христова. В этот день архангел Гавриил явил Деве Марии благую весть о том, что ей суждено стать матерью Спасителя рода человеческого. На 27 апреля приходится Лазарева суббота, когда Господь воскресил из мертвых своего друга Лазаря. А 28 апреля верующие отмечают Вербное воскресение, или вход Господень в Иерусалим. В этот день мы вспоминаем, как Иисус въехал в город верхом на осле подобно Давиду после победы над Голиафом, а жители и паломники, которые съехались в город перед праздником, устилали ему путь пальмовыми ветками. Православные верующие в России заменяют пальму вербой. В этот день пушистые веточки освящают во всех храмах.
Благовещение, Лазарева суббота и Вербное воскресение - три дня во время Великого поста, когда разрешается употребление даров моря рыбы на Благовещение и Вербное воскресенье и рыбной икры на Лазареву субботу. Почему мы ограничиваем себя в пище в Великий пост и только ли в еде нужны ограничения? Великий Пост установлен в память о 40-дневном воздержании от пищи в пустыне Иисуса Христа, который таким образом готовил себя к служению людям. Православные христиане многодневным ограничением готовят себя к встрече с воскресшим Господом, то есть к Пасхе, главному христианскому празднику.
В этот период основное внимание уделяется блюдам из овощей, фруктов и злаков.
По понедельникам, средам и пятницам в течение шестой недели поста рекомендуется употреблять сырую пищу без добавления масла, что известно как «сухоядение». Во вторник и четверг можно питаться тушеными или вареными блюдами без использования масла. Однако в субботу и воскресенье этой недели питание значительно изменяется. В субботу православным дозволено употреблять горячие постные блюда с растительным маслом, рыбью икру, а также вино, а в воскресенье разрешено употреблять рыбу и вино. Питание на каждый день Понедельник Завтрак: салат из свежей моркови, огурцов и сладкого перца с лимонным соком, хлеб.
Из напитков — имбирный чай. Обед: салат из свеклы с грецкими орехами и черносливом, бургер с листьями салата, помидорами и кунжутной пастой. Из напитков также можно сделать компот из сухофруктов. Ужин: овсяные хлопья, залитые миндальным молоком, с курагой и медом. Напиток — травяной чай.
Вторник Завтрак: рисовая каша с ягодами, хлебцы. Напиток — чай. Обед: свежие щи с капустой, луком, морковью и картофелем, соленые огурцы, хлебцы. Напиток — томатный сок. Ужин: запеченные яблоки с брусникой, сухарики, Напиток — чай с медом.
Среда Завтрак: бутерброды с креветками, огурцами и дольками лимона. Напиток — кофе без молока. Обед: салат из помидоров, огурцов, зелени, зеленого лука, приправленный соком лимона и горчицей, черный хлеб. Напиток — морс из ягод.
Особо верующие соблюдают дни сухоядения, когда можно употреблять только сырую растительную пищу и травяные настои. Нельзя подвергать продукты тепловой обработке.
Сухоядение предписано только монахам из-за строгости запретов. Мирянам, желающим соблюсти этот церковный канон, рекомендуется получить для этого благословение. Разрешается ли пить кофе в Великий пост Совет о полном отказе от напитка во время Великого поста церковь дает глубоко верующим и людям, относящимся к нему, как удовольствию или привычке. В зеленых зернах больше хлорогеновой кислоты, чем в обжаренных, именно она превращает жир в энергию Остальным, не имеющим такой привязанности, употреблять кофе в небольших количествах можно. Желательно варить зеленые кофейные зерна. Они оказывают мягкое воздействие на организм.
Вкус напитка исключает чревоугодие и удовольствие. Но на приготовление есть несколько обязательных запретов: Алкоголь. Его употребление запрещено в пост, добавлять не разрешается категорически. Любой молочный продукт животного происхождения запрещен для добавления в напиток.
Можно ли позволить себе пить кофе во время поста?
Можно добавить соевого мяса: диетический низкокалорийный продукт, и 20 граммов на 100 граммов. Для спортсменов-вегетарианцев доступна большая линейка протеинов: соевый, гороховый и конопляный. Чтобы не переживать морально и физически во время поста, лучше заранее, в спокойной обстановке продумать и записать ежедневное меню с учетом финансовых возможностей, предпочтений и образа жизни.
Даже чай и кофе по сухоядению в традиционном его смысле запрещено, поскольку такие напитки требуют приготовления. Зато есть масса вариантов разнообразить такой скудный рацион питания , к примеру, включив в него пророщенные зерна и семена, богатые белками и полезными микроэлементами. Облегченный вариант «сухого» поста Четких инструкций по «сухому» посту в писаниях нет. Именно поэтому очень часто можно слышать различные предписания по сухоядению, практикуемые мирянами. К примеру, в так называемой «облегченной версии» сухоядения список разрешенных продуктов дополняется запеченными овощами и фруктами. С чая или растворимого кофе также может сниматься запрет, ведь они по факту являются больше настоями, нежели отварами. Таким образом, в «сухие» дни постящиеся могут разнообразить свой рацион запеченным картофелем без масла, тыквой с медом, приготовленной в духовке, и даже кашами из пакетиков, которые необходимо всего лишь залить кипятком и дать настояться.
Многие церковнослужители придерживаются мысли, что рацион питания при «сухом» посте определяется каждым человеком индивидуально с учетом его состояния здоровья и привычного образа жизни. Сухоядение: польза или вред для здоровья Основная идея соблюдения Великого поста в целом и дней сухоядения в частности — сделать человека крепче духом. Соответственно, подготовка к соблюдению поста и осознанный подход к нему — обязанность каждого постящегося. Уже за четыре недели до начала поста верующие ограничивают свой рацион питания. Например, в период Масленицы мясопустную неделю из рациона исключаются мясные продукты.
Немецкий натуралист Беллус впервые познакомил европейцев с кофейными зернами еще в 1596 году, но пить кофе они еще долго не решались, считая его «дьявольским ядом» и напитком неверных. Его также называли «черной кровью турок» и «сиропом из сажи», а феодалы не только запрещали своим подданным пить кофе, но и штрафовали их за это. Способствовала запрету и христианская церковь в лице инквизиции, которая боролась с любителями этого напитка. Позднее запрет все же был снят и служители одного из монастырей севернее Рима даже создали рецепт кофе капучино, который известен нам по сей день. Так можно ли употреблять кофе в дни Великого поста? С одной стороны, это продукт растительного, а не животного происхождения. Так что вы можете употреблять его в эти дни, однако без добавления молока и сливок, в том числе сухих и, конечно, без коньяка, бренди и других спиртных напитков. Однако ответ на вопрос о разрешении на кофе во время Великого поста, будет неполным, если не упомянуть, что в первую и последнюю его неделю он становится особенно строгим. В это время, согласно церковному уставу, следует исключить из рациона все напитки, кроме воды. Со второй по шестую неделю Великого поста кофе исключают из рациона в дни сухоядения — по понедельникам, средам и пятницам. Согласно рекомендациям, в этот период верующие потребляют только растительную пищу, не подвергшуюся термической обработке. Кофе же готовят на огне, поэтому он считается отваром, то есть метод его приготовления противоречит основному принципу сухоядения, и этот напиток не годится для тех, кто держит такую степень поста. Впрочем, это строгое правило относится только к монахам, и обычные верующие — миряне — могут его не соблюдать. И все же напомним о том, что пост — это не обычная диета.
Понедельник и четверг не были у иудеев обязательными днями поста, но это была широко распространенная практика индивидуального поста, о чем находим упоминании в Евангелии, где в притче о мытаре и фарисее последний выдвигает такой двухдневный пост в качестве одной из своих отличительных особенностей от остального народа: «Боже! В «Дидахи» мы не находим указания о том, был ли пост среды и пятницы в то время обязательным для всех верующих или добровольным благочестивым обычаем, который соблюдали лишь некоторые христиане. В конце IV — начале V века в «Апостольских правилах» 69 правило был окончательно решен вопрос с обязательными для всей Церкви однодневными постами в среду и пятницу, а также Великим постом: «Если епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия телесной немощи, да будет извержен, если же мирянин: да будет отлучен». Таким образом, видим, что апостол Павел не писал об однодневных или многодневных постах в той форме, что известна нам сейчас. Апостол указывает на бывшие традиционными у иудеев однодневные индивидуальные и добровольные посты, в которые он предлагает супругам отказаться от близости ради упражнения в воздержании посте и молитве. О добровольном характере предлагаемого апостолом поста говорит и фразеология самого указания — «это сказано мною как позволение, а не как повеление». Апостол предлагает супругам самим определять меру воздержания, периодически упражняясь в посте и молитве. Эта позиция находит отклик в церковных правилах: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» 3 правило святителя Дионисия Александрийского. Примечательно в этом контексте 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное? Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1Кор. Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Здесь мы уже видим запрет на супружеские отношения в субботний и воскресный день. Но он не связан с постами однодневными или многодневными. В правиле прямая связь между воздержанием от интимных отношений и основным христианским богослужением — Божественной литургией. Поскольку предполагается, что христианин приобщается за каждой воскресной литургией, то, согласно логике 5 правила того же святого отца, не должно быть супружеской близости в субботу и воскресенье, поскольку это будет препятствием для причащения. Таким образом, отвечая на вопрос о том, допустима ли супружеская близость во время поста, скажем, что воздержание от нее имеет немалую пользу в борьбе со страстями. Меру же воздержания, по слову апостола, и согласно указанным правилам, супруги должны определить сами по обоюдному согласию, за строгим исключением тех дней, когда они собираются приступить к Святому Причащению. Лучшим руководителем для них в этом случае будет их христианская совесть. Однако, с воздержанием от супружеской близости в посту могут возникнуть определенные проблемы, когда один из супругов вовсе не желает этого делать. Довольно распространены ситуации, когда один из супругов либо не воцерковлен, либо не является христианином, либо вовсе неверующий. Доводы, высказанные выше, могут всерьез не восприниматься или даже пренебрежительно отвергаться. В таких случаях стоит поступать по ситуации, где возможно уклоняясь от близости, а где невозможно уступая, при этом памятуя слова апостола Павла: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим… Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены? Личный пример христианской жизни, который может наставить на верный путь неверного или невоцерковленного супруга, проявляется не только в соблюдении постов, но, в первую очередь, в соблюдении заповедей любви. Любовь подразумевает готовность к самопожертвованию ради объекта любви. Если один из супругов готов периодически, но не постоянно, жертвовать супружеским воздержанием в посту ради другого, то должен в ином проявить большее усердие. Тогда, возможно, обратившись к истинной вере и встав на путь спасения, несогласный прежде супруг и сам готов будет к духовному подвигу воздержания. Тем не менее, и в таких непростых ситуациях есть моменты, когда даже очень настойчивому супругу стоит отказать в близости — при подготовке к причастию, то есть при соблюдении евхаристического поста. Христос ясно говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» Мф. Можно ли причащаться во время поста? И можно, и нужно. Господь Сам впервые причастил своих учеников и заповедал поступать так в Его воспоминание Лк. Раньше во многих местах бытовало мнение, что причащаться нужно редко, не чаще нескольких раз в году. Как правило, эти редкие эпизоды происходили во время многодневных постов, а то и вовсе раз в году — Великим постом. Считалось, что к причастию нужно готовиться длительным постом и все остальное время года, когда человек вкушает скоромную пищу, он недостоин причащения. Увы, и сейчас можно встретить людей, которые регулярно посещают храм, но причащаются только во время многодневных постов, в остальное время просто выстаивая литургии по воскресным и праздничным дням. Такой подход кардинально претит самому духу общинной жизни христиан, где ключевую роль играет совместное участие в Евхаристии. Поэтому нелогичным и даже странным видится присутствие члена Церкви на литургии без причащения если, конечно, к этому нет особых оснований. Причастие — это то, ради чего собираются христиане на литургию. И добровольный длительный отказ от этой великой милости, дарованной нам Самим Господом Иисусом Христом, не только не логичен, но и весьма дерзновенен перед Богом. Кому нельзя поститься? Поститься можно всем, в той или иной степени, но делать это нужно с рассуждением и по силам. Смысл гастрономической компоненты поста не в том, чтобы просто изнурять тело, а в том, чтобы через отказ от еды учиться воздержанию и бороться со страстями. Когда невозможно поститься в полную меру, то пост можно послабить. В особенности это относится к людям, находящимся в состоянии болезни. Ответ: Должно разрешать больному принимать пищу и питие, соответственно тому, что он может понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей — дело оправданное». Ответ: Пост установлен для усмирения тела, если же тело в смирении и немощи, то пусть принимает пищу и питье, как пожелает и как сможет понести». Во всех случаях, когда есть необходимость послабления поста или полного его оставления в конкретных условиях и ситуациях, стоит посоветоваться с духовником и получить у него благословение. Если нет своего духовника, то необходимо обратиться к приходскому священнику. Если нет и такой возможности, то поступать надо по своему усмотрению, с учетом церковных правил и традиций, руководствуясь своей христианской совестью и знаниями. Примечания: [1] Монтанисты — последователи монтанизма, раннехристианской ереси. Основателем был бывший языческий жрец Монтан, обратившийся в христианство в 156 г. Монтанова или катафригийская ересь была осуждена Первым Вселенским Собором в Никее 325. Обратился к христианству около 190 г. В своих трудах последовательно разоблачил ереси Маркиона и Ермогена. Будучи ревностным, прямолинейным, решительным и порывистым человеком, сопоставлял существующие в Церкви порядки, поведение её членов с собственными идеализированными представлениями, и находил между ними всё больше и больше несоответствий. Это в итоге привело к разрыву с Церковью и уклонению в ересь монтанизма.
Шестая седмица: как провести предпоследнюю неделю Великого поста не нарушая традиций
Итак, основные отличия греческого поста от нашего: можно алкоголь, мучное, сладкое, если растительного происхождения, морепродукты. Пить можно чай, квас, кофе без молока, компот, кисель, альтернативное молоко и что угодно, в чем не содержатся продукты животного происхождения. Что можно и что нельзя есть в Великий пост. Классический ответ таков: запрета на кофе или чай не существует, пить можно, но обычно во время Великого поста их стараются употреблять как можно меньше или отказаться совсем. Можно ли пить кофе и чай во время поста. Что в Великий пост можно есть и пить тем, кто хочет очистить тело и душу перед Пасхой.
Великий пост 2024
Можно ли пить кофе в Великий Пост? Для них проблема можно ли пить кофе в пост не обсуждается. Можно ли поминать усопших Во время Великого поста дома можно ежедневно поминать усопших. Ольга, : Можно ли пить кофе в Великий пост? Что можно делать в первую неделю Великого поста. Можно ли пить кофе вовремя поста?
Что можно и чего нельзя в Великий Пост
Пост — не диета, и входить в него нужно плавно. Для многих масленичная неделя — повод объесться блинов, но это как раз тот момент, когда надо начинать сокращать количество жирной пищи в рационе, переходить на более простую еду и уменьшать порции. Как есть в пост? Пища в пост должна быть максимально разнообразной. Пост длится семь недель, это довольно долго, и если есть только гречку, организм этому рад не будет.
Нужно помнить, что в пост не принято переедать. Многие от психологического голода едят слишком много орехов и семечек, но надо знать меру. Не забывайте о питьевом режиме: поддерживать водно-солевой баланс нужно всегда, но в пост — особенно. Нужно ли пить витамины?
Разумно перед началом поста сдать анализ крови на микроэлементы, чтобы понимать, нужны ли поливитаминные комплексы или достаточно разнообразно питаться. Чаще всего снижается уровень железа и витамина В12. Важно добавлять в рацион морскую капусту, чтобы поддерживать уровень йода, а в гранатах и гречке много железа. Полезно ли поститься?
Если рацион будет сбалансированным, то ничего плохого за время поста с человеком не произойдет. Но часто бывает, что люди убирают мясо, молочку, яйца, а больше ничего в рационе не меняют. Хорошо, если остаются крупы, а если их и не было?
В этом и есть смысл пищевой части поста: перестать зависеть от ряда продуктов. Например, дети в пост могут отказываться от шоколадок и конфет. А взрослые, если слишком увлекаются тем же кофе, отказываются в качестве аскезы от кофе Как с этим обстоят дела у Вас — виднее Вам, решайте. Доброго поста!
Нельзя пить кофе во время строжайшего поста, это первая и последняя неделя. В этот период верующие могут употреблять только воду. Дни сухоядения. В этот период вкушают только растительную пищу, не подвергшуюся термической обработке. Из питья можно употреблять воду и настои трав. Кофе же является отваром, его готовят на огне, поэтому он не годится для тех, кто держит такую строгую степень поста. Сухоядение предписывается монашествующим. Для обычных людей, мирян, такая строгость смирения себя не является обязательной, и даже если вы хотите ее соблюдать, церковь рекомендует делать это с благословения духовника. Можно ли пить кофе в Великий пост? Мы выяснили, что гурманы должны отказаться от приема кофе в постные дни, так как смысл поста состоит в ограничении плотских желаний и отказе от мирских удовольствий. Если вы считаете кофе просто одним из вариантов напитка и не испытываете к нему привязанности, то можете иногда выпивать чашку кофейного отвара. Следует внимательно отнестись к тому, как вы готовите напиток. Молоко и сливки добавлять в кофе нельзя, молочные продукты в пост запрещены. Соевое и кокосовое молоко имеют растительное происхождение, так что их добавить в кофе можно.
Сами же посты подразделяются на однодневные среда и пятница и многодневные Великий, Успенский, Рождественский и Апостольский. Различают несколько степеней строгости пищевых ограничений во время постов в нашей схеме — шесть : Воздержание только от мяса, все прочие продукты дозволяются. Такое происходит раз в году — на Сырной седмице Масленице , которая предшествует Великому посту, и является подготовительной неделей к нему. Воздержание от мяса, яиц и молочных продуктов, но разрешается рыба. В эти дни разрешается и горячая растительная пища, растительное масло, вино. Воздержание от мяса, яиц, молока и рыбы. Дозволяется горячая растительная пища, то есть прошедшая тепловую обработку — вареная, печеная и т. Воздержание также и от растительного масла и вина. Разрешается горячая пища без масла. Дозволяется вкушение хлеба, воды, сырых, сушеных или моченых овощей, фруктов. Полное воздержание от пищи. Разумеется, те детально прописанные требования к постящимся, на которые ориентируется современный православный христианин, были выработаны не сразу. Христианская Церковь с самого же начала усвоила одну из основных форм еврейского поста, то есть полное воздержание от пищи. Поэтому и у христиан первоначально пост, как правило, предполагал полное воздержание от пищи в продолжение относительно короткого временного промежутка. Например, в ряде христианских общин пост перед Пасхой начинался в Великую Пятницу и продолжался около двух суток. Наряду с такой формой поста широкое распространение в древней Церкви имели и индивидуальные посты, которые могли отличаться разными практиками. И хотя в те времена еще не было строго регламентированного деления пищи на постную и скоромную, это, однако же, не исключало возможности для подвижников ограничивать, в аскетических целях, разнообразие своего рациона питания в разных вариациях. Поэтому, наряду с полным воздержанием от пищи, постепенно формировались и распространялись другие формы поста, подразумевающие не полный отказ от еды, но отказ от определенных ее видов или некоторых пищевых продуктов. Определенное влияние на формирование новой практики поста оказали монтанисты [1] во второй половине II века. Они проповедовали строжайший аскетизм, всю жизнь своих последователей они обставляли самыми строгими правилами. В их среде получает широкое распространение практика поста как воздержания от определенных видов пищи. Известным апологетом такой формы поста выступил Тертуллиан [2] , уклонившийся в монтанизм. В своем трактате «О посте» он размещает подробное обоснование такого вида поста, но не находит понимания у ряда богословов и церковных писателей того времени, которые не поддерживают подобную практику, называя ее странной и парадоксальной. Против апологетики Тертуллиана выступают, например, Римский епископ Каллист и святой Ипполит Римский. Тем не менее, постную практику монтанистов находят полезной для себя монахи Средиземноморья. Приняв, они развивают ее и после того, как эта традиция закрепляется в регионе, ее закрепляют церковными правилами, желая добиться единообразия. Вводится понятие постного — пища разделяется на постную и скоромную, появляются степени строгости поста. Постное делание монахов преобразуется из полного воздержания от пищи в короткие промежутки времени в постоянное воздержание от мяса и вкушение постной пищи в установленные дни. В монастырях формируется гастрономический устав поста, который позже выходит за пределы монастырей и становится общеупотребительным для всей Церкви. При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии — как состояние ожидания и приготовления. Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ — образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство — и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение — поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте — о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве — уделено много места. И, действительно, в Типиконе [3] находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения. Пост, прописанный в уставе, которым пользуется Церковь уже много веков, напрямую и тесно связан с монастырской жизнью, и для многих людей его требования могут оказаться непосильными. Особенно, если учесть тот факт, что специального постного устава для мирян нет, а жизнь «простого» мирянина сильно отличается от жизни монаха в монастыре и не привязана к богослужениям в храме. Условия жизни и работы в миру таковы, что соблюдать указанное в уставе время и количество трапез [4] в большинстве случаев крайне затруднительно, да и количество их может быть мало для людей, которые занимаются тяжелым физическим трудом в течение всего дня. Однако нельзя сказать, что устав поста совершенно не подходит обычному мирянину. Из него, при невозможности буквального исполнения, можно и нужно почерпнуть установления относительно состава пищи. А количество трапез в день определять исходя из возможности и необходимости. Главное, что нужно определить для себя в отношении постной трапезы — она не является самоцелью. Пост, пусть даже по всем требованиям устава — это лишь одно из средств духовной жизни, подспорье в борьбе со страстями и помощник на пути к Богообщению. Что нельзя пить во время поста? Нередко этот вопрос относят к употреблению спиртных напитков. Но все же отметим, что пить молоко, кефир, простоквашу и прочие продукты, содержащие молоко и другие продукты животного происхождения, в посту возбраняется наряду с прочей скоромной пищей. Пить чай, кофе, какао, соки и просто воду, конечно же, можно. За исключением тех дней, когда устав предписывает полное воздержание от пищи и питья. Например, в Великую Пятницу. Что же касается спиртного, то церковный устав никак не классифицирует алкогольные напитки. Единственный напиток, упоминаемый в уставе — вино. Это связано, в первую очередь, с тем, что в византийской традиции вино, разведенное водой, употреблялось повсеместно, и было элементом обычной трапезы.