Для таких целей были созданы: храм, церковь, собор, монастырь, костел, мечеть и часовня. Монастыри Русской Православной Церкви подлежат регистрации как юридические лица. В чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем — в общих чертах.
Чем храм отличается от монастыря. "Чем церковь отличается от храма?"
Следовательно, служба тут проводится лишь одна. Храм Возникновению слова «храм» способствовало старославянское «хоромы» или «храмины». Означало оно величественное, торжественное помещение. В сегодняшние дни помещения, где осуществляются церковные Таинства и богослужения, называются храмами. Службу несет целый штат из священников, и при имении дополнительных престолов разрешено много раз в течение суток читать литургию.
Архитектурные находки позволяют храминам обладать несколькими куполами. Следовательно, такое же количество приделов, которые пристраиваются тоже к храму, поэтому располагает любой из них своим алтарем. Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение Каждый человек, даже тот, который не верует в Бога, знает, чем именно отличается монастырь от церкви. Различия у данных строений очень большие.
Читайте также: Первая женщина Адама не Ева, а Лилит. Она бросила его и стала женой Сатаны. Почему церковь это скрывает? Церковь — небольшое строение, расположенное на маленьком участке земли.
Монастырь — это очень красивое по внешности здание. Оно мощное, достаточно высокое, может находится на большой территории. Половое различие. Церковь посещают одновременно и мужчины, и женщины.
Монастырь может предназначаться или для мужчин, или для женщин. Мужчины не могут заходить в женский монастырь, а женщины — в мужской. Отличие церкви от монастыря Название должностей, обязанности. В церкви могут служить обычные горожане, люди, которые всего лишились.
В церкви главным считается Епископ. В монастыре могут служить или монашки, или священники. В монастыре люди живут, как на постоянном месте жительства. В церкви можно только молиться, а потому тут жить пришедшим гражданам запрещено.
Божья Сила. Монастырь обладает сильной и мощной аурой. Сюда люди приходят, когда у них на душе тяжело. Церковь же имеет ауру послабее.
Чем отличается церковь от костела: краткое сравнение Католическая церковь костел значительно отличается от православной церкви. Рассмотрим самые основные: Внешний вид. Православная церковь имеет купола, число которых несет определенный смысл. Костел куполов не имеет.
Внутренний вид. Костел начинается с нартекса, по двум сторонам от него располагаются колокольни. Затем идет наос либо основной неф. В конце основного нефа находится алтарь.
В больших церквях очень огромное помещение. В них, как правило, применяются органы, которые придают службе большей торжественности. Костелы украшены внутри фресками, а церкви — иконами. Место, где в православной церкви находится алтарь, отделен от территории солеей.
Тут расположен иконостас. Иконы еще находятся на стенках главного помещения церкви. Чем отличается церковь от мечети: краткое сравнение Основное различие между мечетью и церковью заключается в следующем: мечеть — это не обычный молитвенный дом. Это именно то место, где проводятся местные праздники, а также ночуют уставшие путешественники.
Также эти строения отличаются следующими показателями: Архитектура. Мечеть, как правило, обладает квадратными или круглыми абрисами, напоминая внешностью дворец. В мечети обязательно присутствует минарет — это высокая башня, которая с самого начала была маяком и охранным постом. Также вместо обычного креста в мечети устанавливается полумесяц.
Плюс мечеть не имеет лишних элементов мебели. Место, где люди молятся, смотрится скромно. Отличие церкви от мечети Традиции.
Однако монастырь — это не только святое место, но и жилой комплекс, где монахи или монахини проводят часть своей жизни в молитве и труде. Монастырь — это не только культовое сооружение, но и община, где монахи ведут аскетический образ жизни, отрекаясь от мирских удовольствий и посвящая себя служению Богу и людям.
В монастыре монахи живут, молятся, изучают священные тексты, работают в огородах или на фермах, выполняя менее религиозные задачи. Одним из ключевых отличий монастыря от церкви является его организация. В монастыре есть свои строгие правила и регламенты, которым должны следовать все монахи. Он имеет свою внутреннюю иерархию, включающую настоятеля или настоятельницу , старшинство и новичков. Монахи обычно принимают обеты бедности, послушания и целомудрия, тем самым отрекаясь от мирских благ и признаков самостоятельности.
Они живут по строгому расписанию, включая молитвенные службы, работу и отдых. Еще одним ключевым отличием монастыря от церкви является его функция.
Монастырь является святым местом и имеет особую духовную силу. Здесь монашество проводит свою жизнь согласно древним традициям и правилам, следуя духовным учениям и практикам. Также монастырь приглашает посетителей и верующих, чтобы поделиться своим духовным опытом и наставить их на правильный путь. Выбор монастыря для молитвы — это важный шаг для верующего человека. Нужно учитывать свои духовные потребности и предпочтения. Кто-то ищет тишину и уединение, чтобы сосредоточиться на молитве.
Для таких людей идеальным вариантом может быть маленький обители или пустынный монастырь. Другие люди могут предпочитать монастырь, где местные монахи проводят обряды и богослужения, чтобы поучаствовать в коллективной молитве. Независимо от выбранного монастыря, посещение такого священного места может быть великолепным способом поднять свой дух и окунуться в мир молитвы и созерцания. Монастырь предлагает возможность отделиться от суеты повседневной жизни и насладиться исключительным духовным опытом. Храм: Храмы бывают разных религий и конфессий: православные, католические, протестантские, иудейские, мусульманские и т. Каждый храм имеет свою архитектуру, внутреннее убранство и религиозные символы, которые отражают и дополняют основные вероучения и традиции конкретной религии. Выбор храма для молитвы зависит от вероисповедания и предпочтений каждого человека. Храмы могут отличаться по своей истории, культурным и религиозным ценностям, атмосферой и комфортом для молитвы.
Некоторым людям ближе православная традиция, а другим — католическая или иная вера.
В Москве только Кремль имеет несколько соборов, главный из которых Успенский. В кафедральном соборе обязательно есть ложа для патриарха, вторая ложа в русских церквях — царское место. Если здание небольшого размера, то место для высших чинов делают выносным. Главный кафедральный собор России — храм Христа Спасителя. В соборах обязательно присутствует несколько алтарей. В них ежедневно проводят службы минимум три местных священника или священники других церквей.
Полный состав служителей собора насчитывает 12 священников и одного настоятеля по аналогии — Христос и 12 апостолов. Богослужения могут проводить высшее духовенство: патриарх, архиепископ, архиерей, при этом их сопровождают различные чины епархии. Существует строгое распределение проведения служб. Два священника не могут служить две Литургии в один день. Если у церкви есть несколько приделов, то Литургия может проходить в каждом приделе, но проводят богослужение разные священники. Главным отличием собора от других храмов то, что в нем обязательно хранятся мощи святых. Собор имеет особый статус, благословение на строительство именно собора, он не пересматривается, то есть появиться на этом месте другой храм вместо собора не может.
Собор Часовня Часовня — небольшая одноглавая церковь. Ее может построить любой человек в память о важных событиях или о людях, которых он хочет увековечить. В часовне нет алтаря, поэтому не проводится Литургия. Здесь верующий в кругу икон и свечей произносит свою молитву. Иногда могут проходить совместные службы. Следят за часовней послушники ближайших монастырей или местные жители. Часовню можно встретить у святых источников, на перекрестке дорог.
Для их строительства не выбирают парадных мест и редко обносят забором.
В чем основные отличия монастыря от храма и собора — иерархия, учения, назначение?
При неблагополучном состоянии брата духовник духовная наставница обязан обратить на это внимание игумена игумении или предложить брату сестре открыть свое духовное состояние игумену. В случае возникновения затруднений во взаимоотношениях духовника и вверенного его попечению монаха игумен может передать руководство иному духовнику. Сестры призваны прибегать к советам игумении относительно прохождения монашеского жительства и борьбы со страстями. Такие беседы с игуменией не следует отождествлять с Таинством исповеди ни по форме, ни по содержанию. Исповедь сестер принимается служащим в монастыре священником.
Такой священник, взаимодействуя с игуменией, сохраняет при этом самостоятельность в решении пастырских вопросов, возникающих в связи с исповедью сестер. Вместе с тем пастырская практика священника в отношении сестер не должна наносить ущерба целостности монашеской общины или вступать в противоречие с уставом монастыря, а также духовным руководством, осуществляемым игуменией. При этом, в соответствии с церковными установлениями, священник не вправе раскрывать содержания исповеди сестер игумении или другим лицам в монастыре. Без благословения игумена или духовника монашествующий не должен налагать на себя пост или молитвенное правило сверх положенного, дабы не впасть в прелесть и не повредить своему спасению.
Молитва и келейное правило 7. Значение молитвы Главное делание монаха — это молитва. Основой процветания монашеской жизни являлось развитие в монастырях аскетической практики внутреннего молитвенного делания, возрождению которой игумены обителей должны уделять особое внимание. Молитва соединяет с Богом, выражает благодарность и покаянное чувство, открывает возможность испросить у Господа все благое и спасительное, полагает начало каждому делу и освящает его.
Через постоянное молитвенное обращение к Богу сохраняется непрестанное памятование о Нем и благоговейное пребывание перед Его очами во всякое время. Келейное правило По словам святых отцов, у каждого монаха есть жизненно важная потребность — предстоять в своей келье одному пред Лицом Единого Бога. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов , «существенное делание монаха — молитва, как то делание, которое соединяет человека с Богом» [45]. Поэтому каждому монашествующему назначается личное келейное правило, включающее в себя определенное количество молитв Иисусовых и поклонов, а также другие молитвословия.
Келейное правило определяется сообразно с духовным устроением брата, телесными силами и исполняемыми послушаниями. На исполнение келейного правила необходимо выделять определенное время в течение дня, согласно уставу обители. Правило, исполняемое ежедневно в одно и то же время, «обращается в навык, в необходимую естественную потребность» [46] и закладывает прочный фундамент, на котором строится духовная жизнь монашествующего. Благодаря постоянному правилу монах приобретает мирный дух, память о Боге, духовную ревность и внутреннее радование.
Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой. Время уединения посвящается совершению молитвенного правила, чтению Священного Писания, прежде всего Евангелия, Апостола, Псалтири, святоотеческих толкований и аскетических творений. При совершении келейного правила насельнику необходимо придавать значение не только количеству прочитанных молитвословий, но и их совершению с сокрушенным и смиренным сердцем, неспешностью и внимательностью. Игумен должен тщательно заботиться о гармоничном сочетании телесных трудов и келейных молитвенных занятий братьев, придавая особое значение внутреннему молитвенному деланию каждого брата, его усердию и постоянству в совершении молитвы.
Молитва Иисусова требует от совершающего ее внутреннего сосредоточения и покаяния. По своей краткости она удобна для непрестанного произнесения, что помогает удерживать ум от рассеянности, а плоть — от пагубного воздействия страстей. Являясь важной частью келейного монашеского правила для всех насельников обители, она должна быть совершаема и вне чтения правила, во всякое время и на всяком месте. Епитимьи Поскольку на игумена возлагается ответственность за нравственное состояние и духовное преуспеяние братии, он призван не только научать и увещевать, но в необходимых случаях и обличать братию, а также наказывать провинившихся.
При этом «как настоятель… без страсти должен производить врачевание немощных, так и врачуемым должно принимать наказания не во вражду и не мучительством почитать попечение, какое настоятель из сострадания прилагает о спасении души» [47]. Цель епитимии — помочь брату осознать свой грех или страсть и встать на путь покаяния. Как нельзя различные телесные болезни лечить одним и тем же лекарством, так и духовные меры исправления могут быть различными, но при этом должны соответствовать правилам Церкви и уставу обители. Мерами духовного воспитания являются словесный выговор наедине или при других братьях и епитимья, то есть определенное покаянное делание, телесный труд или некоторое ограничение, налагаемое игуменом ради душевного исцеления и исправления брата.
В качестве крайней формы наказания, когда иные меры не привели к исправлению насельника, может быть принято решение о его изгнании из монастыря см. Епитимья назначается с рассуждением, принимая во внимание все обстоятельства проступка и пользу самого брата, как то заповедует святитель Василий Великий: «По усмотрению настоятелей должны быть определяемы время и род наказания, сообразно с телесным возрастом, душевным состоянием и различием греха» [49]. В целях духовной поддержки братии игумену необходимо применять и духовные поощрения, в соответствии с традициями монастыря. Большое значение имеет отеческое внимание, ободряющее слово, благословение и всякое проявление милости к брату, прилагающему усилия к исправлению или нуждающемуся в укреплении духовных сил.
В женских монастырях епитимии, связанные с проступками сестер против устава, благочиния или внутреннего распорядка жизни обители, налагаются игуменией. Епитимии, обусловленные грехами, открытыми на исповеди, налагаются исповедующим священником, который в своем решении должен сообразовываться с порядком жизни обители и, в необходимых случаях, ставить в известность игумению о наложенной епитимии. Устройство обители Внешнее и внутреннее устройство обители направлено на то, чтобы обеспечить монашествующим необходимые условия для избранного ими образа жизни: отделенность от внешнего мира, возможность участия в богослужениях и совершения келейных молитв, и несения послушаний. Доступ мирян на территорию монастыря должен быть ограничен определенным временем.
Внутреннее пространство монастыря желательно разделить на: общедоступную территорию; частично доступную для гостей обители территорию; внутреннюю территорию, закрытую для мирян. Церковная традиция, не возбраняя мирянам присутствовать за монастырскими богослужениями, предусматривает наличие отдельных от общедоступного пространства храма мест для молитвы братии. Кроме того, в монастырях желательно предусмотреть устроение отдельного храма возможно, домового на внутренней территории обители для совершения насельниками уединенного молитвенного правила и богослужений. Тот, кто хочет преуспеть в иночестве, должен со всей решимостью отречься от мира, принести в жертву все свои привязанности и всецело довериться Богу, жить по правилам Святой Православной Церкви, в послушании игумену.
Все насельники призваны уважать своего духовного наставника и осознавать, что послушание, являясь одной из важных добродетелей, вверяет монаха в руки Божии и облегчает путь к обретению подлинной духовной свободы. Успешное прохождение монашеского поприща также основывается на любви ко всем братьям во Христе, стремлении терпеть немощи других, забывать о себе ради упокоения ближних. При этом насельникам следует остерегаться тайных встреч и собеседований, зная, что через это они открывают вход в свое сердце многим страстям и разрушают единство братства. Равная любовь монашествующего ко всем своим собратьям, мир и единодушие с ними соделывают его истинным членом монашеского братства.
Если между братьями произойдет какое-нибудь недоразумение, ссора, необходимо погасить их обоюдным прощением и смирением и тотчас восстановить мир и любовь, помня завет апостола Павла: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» Еф. Пребывая в монастыре, инок должен всегда памятовать, что при выборе монашеского пути целомудрием достигается внутренняя целостность, покаянием очищается сердце, обретается душевная чистота, близость к Богу, любовь к Нему. Воплощению в жизнь монашеских обетов нередко препятствуют ранее приобретенные греховные навыки или страсти. Последние, согласно преподобному Исааку Сирину, «суть дверь, заключенная пред лицем чистоты» [50].
Борьбу с этими «болезнями души» [51] святые отцы согласно признают первостепенной задачей монаха. Для успешного ведения этой борьбы необходимо непрестанно обращать внимание на наиболее сильно действующие в душе страсти и прилагать все усилия, чтобы их искоренять покаянием, молитвой, постом, послушанием и добродетелями. Прежде всего, монашествующий призван прилежать молитвенному деланию. Признаком духовной ревности подвизающегося является стремление к неопустительному посещению богослужений, к усердному исполнению келейного правила и молитвы Иисусовой, предпочитаемое праздному общению и суетным занятиям, о которых Господь сказал: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» Мф.
Духовному преуспеянию монашествующего способствует самоотверженное несение трудов на благо обители. Каждый монашествующий призван с усердием и любовью на месте своего послушания служить братству. Братолюбие, готовность жертвовать собой ради брата — одна из самых высоких добродетелей общежительного монаха. Условием для процветания обители и преуспеяния каждого монаха является соблюдение правил монастырского благочиния, изложенных в уставе монастыря и в общих уставах монашеской жизни, келейное и общее чтение которых укрепляет как новоначальных, так и более опытных братьев в намерении вести жизнь равноангельную.
Правила благочиния устанавливаются в монастыре не столько ради внешнего порядка и дисциплины, сколько ради воспитания в монашествующих благоговейного настроя, содействия молитвенному деланию и созиданию в обители духа единения. Поэтому монашествующие призваны соблюдать эти правила не формально, а с ревностью и любовью. Каждому монашествующему следует хранить общежительный строй монашеской жизни, стремиться к неисходному пребыванию в монастыре, любить общие богослужения, общие труды и иные общие собрания братства, включая общую трапезу, избегая поиска первенства, а также желания иметь что-либо отдельно от других, будь то особая пища, одежда и вещи, иное особое имущество или особые условия жизни. О монашеской келье Келья дает возможность монашествующему сосредоточиться, рассмотреть свое духовное состояние, свои помыслы и действия, размыслить о своих грехах, подготовиться к таинству исповеди.
При расселении братий игумен учитывает особенности их телесного и душевного состояния. Монастырская келья предоставляется монашествующему в пользование, и он не волен без благословения игумена распоряжаться ею и имуществом в ней по своему усмотрению. Монашествующий, совестливо относясь к имуществу монастыря, должен содержать келью в чистоте и порядке, аккуратно и бережно пользоваться монастырскими вещами. Обстановка в келье должна быть простой и строгой, помогающей монашествующему приобрести молитвенное настроение и благоговение.
Лучшим украшением иноческой кельи служат духовные книги: Священное Писание и святоотеческие творения о монашеской жизни. По слову святителя Епифания Кипрского, «одно воззрение на эти книги отвращает от греха и поощряет к добродетели» [52]. Наставники монашествующих советуют, чтобы в монашеской келье не было ничего лишнего: «В келье должно иметь только самые нужные принадлежности, по возможности простые» [53]. В келье не должно заводить различных предметов прихоти и роскоши, и всего, что способствует развлечению и обращает ум к миру, отвлекает от молитвы и духовного делания.
Чтобы не отвлекаться от внутреннего трезвения, святые отцы заповедуют книг, «вредных для нравственности, отнюдь не читать, даже не иметь в келии» [55]. Игумен и уполномоченные им братья могут посещать кельи монашествующих. Братии же следует воздерживаться от посещения других келий, как учил преподобный Амвросий Оптинский: «В кельи не ходить и к себе гостей не водить…» [56]. Не следует принимать в кельях мирских людей, даже родственников для этого желательно иметь в монастыре отдельное помещение.
Вкушение пищи в кельях допустимо только в исключительных случаях к примеру, в болезни , по благословению игумена. Современные информационно-коммуникационные технологии способствуют непрерывному информационному обмену с широким кругом лиц, что противоречит монашескому принципу удаления от мирской суеты. Использование указанных технологий насельниками монастырей может осуществляться только по благословению игумена, для самообразования или с иной целью, определенной руководством обители. Послушания и труды в монастыре «Пусть каждый, — наставляет преподобный Феодор Студит, — исполняет свое служение, и какое принял от Бога дарование, тем пусть и служит на общую пользу» [57].
Монастырские труды называются послушаниями и «соединены с отречением от своей воли и от своих разумений» [58]. Пришедший в монастырь не избирает себе занятие по своей воле и рассуждению, но с благоговением, смирением и доверием приемлет назначение на монастырские работы от игумена, который распределяет послушания, принимая во внимание способности, образование, духовное устроение и здоровье, а главное, духовную пользу каждого. Мысль о Христе должна пребывать в уме монашествующего, в том числе при труде на благо обители. Ни священный сан, ни монашеский чин не освобождают насельников от необходимости труда.
Игумен, если ему позволяют возраст и состояние здоровья, должен первым подавать в этом пример братии. Разумное отношение к монастырским трудам содействует духовному преуспеянию монашествующих, по слову преподобных отцов: «Кто делит свое время между рукоделием и молитвою, тот тело укрощает трудом, а душу, которая, трудясь вместе с телом, вожделевает наконец отдохновения, располагает чрез то к молитве, как к делу более легкому, и приводит к ней усердною и с живыми силами» [59]. Все послушания братья должны исполнять не ради собственной выгоды, но исключительно ради общей пользы, чтобы братство могло обеспечивать себя и имело необходимые средства для дальнейшего развития. При этом следует помнить, что в монастыре возможно заниматься лишь такими искусствами и ремеслами, которые «не нарушают мира и безмолвия» [60].
Большую пользу духовному устроению монашествующих приносят общие труды, в которых, по возможности, участвует все братство [61]. Общие труды укрепляют в братстве дух взаимной любви, а самим братьям доставляют правильное монашеское расположение и понимание того, что «все, делаемое ради Бога, не маловажно, но велико, духовно и достойно небес и привлекает нам тамошния награды» [62]. Назначение послушаний требует от игумена особенной рассудительности, чтобы не принести вреда братьям, то есть не «поручить им такие дела, которые будут увеличивать их искушения» [63]. Каждый монашествующий призван исполнять возложенное на него послушание со всей тщательностью и ответственностью.
Любое послушание в монастыре — это не просто работа, но духовное делание, от которого зависит внутреннее преуспеяние монашествующего: «Кто прилежен в телесных работах, тот таков же и в душевных» [64]. Важно, чтобы монастырские труды не препятствовали духовному деланию насельников. Монашествующие должны исполнять всякое послушание с усердием, как дело Божие, однако, при этом, избегать пристрастия к своему труду и не посвящать ему все свое время и силы в ущерб молитве. На дополнительные работы, в особенности те, которые исполняются во время богослужения, следует испрашивать благословение игумена.
Игумену следует наблюдать за тем, чтобы строй монастырской жизни предоставлял монашествующим возможность участвовать в суточном круге богослужений, совершать свое келейное правило, заниматься чтением в уединении. Молитва должна сопровождать и сами труды. Братья, находящиеся на одном послушании, перед началом и по окончании труда вместе молятся, испрашивая благословение на труд у Господа или благодаря Его за поданную помощь. В обители может быть введен обычай переменять братьям послушания кроме тех, которые требуют особых навыков, умений или определенного образования ради того, чтобы не было пристрастия к исполняемой работе и чрезмерного увлечения ею.
Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Утомление от внешних трудов не уничижай, не презирай. Утомление это всеми святыми отцами одобряется не только среди общественной жизни монастырской, но и в уединенной жизни безмолвной. Святой Исаак Сирин прямо говорит, что не Дух Божий живет в любящих покой и отрадную жизнь, а дух мира. Ежели мы не можем понести трудовую жизнь, по крайней мере должны смиряться и зазирать себя в этом, а не осуждать то, что одобряется единогласно всеми святыми отцами, так как заповедано преступившему человечеству в поте лица снедать хлеб, питающий тело и душу» [67].
Попечение о больных и престарелых Монастырь заботится о каждом насельнике, предоставляя ему полное содержание келью, питание, уход при потере им трудоспособности по старости или болезни вплоть до его кончины. Отношение монашествующих к больным братиям и к болезням О больных надо иметь особое попечение, служа им, как Христу, Который сказал: «Был болен, и вы посетили Меня» Мф. Заботливое отношение к немощным и пожилым насельникам, любовь к ним и попечение об их нуждах является признаком духовной зрелости братства и его подлинно монашеского устроения, основанного на евангельских заповедях. Больным и престарелым братьям со своей стороны не следует печалить служащих им братий излишними требованиями.
Больной должен всякую болезнь принимать как попущенное Богом испытание или как проявление промыслительного действия Божия и потому принимать недуг с покорностью воле Божией. Вместе с тем больной не должен пренебрегать приличествующими медицинскими средствами, чтобы поправить здоровье. Организация медицинской помощи в монастыре Заболевшим насельникам, не требующим пребывания в отдельном помещении, медицинская помощь оказывается в медицинском кабинете монастыря если таковой имеется. Им выдаются лечебные средства для келейного употребления.
Медицинская помощь может оказываться как монастырским врачом или медицинской сестрой если таковые имеются , так и приходящим специалистом. При необходимости насельники обители получают лечение в медицинских учреждениях за счет монастыря. Для болящих насельников, которым в связи с особенностями заболевания или преклонным возрастом необходимо пребывать в уединении и покое, в монастырях желательно устраивать больницу, в которой они могли бы получать медицинскую помощь и питание. Тяжело болящим насельникам должен оказываться круглосуточный уход с учетом состояния их здоровья.
Пища больным приносится от общей трапезы, но по рекомендации врачей может быть приготовлена отдельно, с учетом возраста больного, его состояния здоровья и, в разумных пределах, — его желания. Престарелые и болящие насельники по возможности должны посещать монастырские богослужения. В больничном корпусе может быть устроен домовый храм для совершения богослужений. Духовное образование насельников монастырей Духовное образование насельников монастырей включает в себя поучения игумена, самостоятельное изучение насельниками духовной литературы.
При этом каждый насельник монастыря обязан получить духовное образование в объеме, определяемом соответствующими общецерковными документами. Занятия научными трудами и исследованиями традиционно были одним из видов деятельности монашествующих. Поучения игумена Одна из основных обязанностей игумена — регулярно проводить с братством беседы на духовные темы, чтобы обновлять в них ревность к иноческой жизни, разъяснять основы духовного делания. Так, основатель общежительного монашества преподобный Пахомий «говорил поучения каждый вечер, а иногда и после ночной молитвы» [68].
Небольшие чтения-беседы, проводимые не реже одного раза в неделю, питают души братьев словом Божиим, становятся для них источником спасительного знания, вдохновения и духовной бодрости. Духовные беседы созидают в монастыре дух единства и способствуют более усердному прохождению монашествующими своего подвига. В монастырских скитах и на подворьях беседы может проводить старший брат, на которого возложено управление скитом или подворьем. Эти беседы должны проходить в одном духе с наставлениями игумена, чтобы в братстве сохранялось единомыслие.
При этом игумен не должен оставлять своим попечением тех членов братства, которые живут в некотором отдалении от прочих. В его обязанности входит посещать и назидать их словом. Самостоятельное чтение духовной литературы Подлинная духовная жизнь зиждется на знании истины, выраженной в учении Церкви, и потому монашествующим необходимо тщательно изучать Священное Писание, основы православной веры, догматы и каноны, святоотеческое предание. Недаром святые отцы утверждают, что чтение является одним из самых существенных деланий монаха, и только тот может носить имя монаха, кто воспитан святым чтением [70].
Прежде всего, монах должен упражняться в чтении Священного Писания, в особенности Евангелия и апостольских посланий. Благодаря ежедневному благоговейному чтению книг Нового Завета ум и сердце человека усваивают закон Христов. Чтение книг, подобранных с рассуждением и по благословению игумена, приносит неоценимую пользу, поддерживая ревность, собирая ум и служа прекрасным приготовлением для занятия Иисусовой молитвой. Монашествующим также весьма полезно чтение книг по догматике, экзегетике, истории Церкви, богослужебному уставу и другим богословским и церковно-историческим дисциплинам.
В обязанности игумена входит организация монастырской библиотеки. Получение богословского образования насельниками монастырей Для монашествующих, готовящихся к рукоположению, является обязательным наличие образования, полученного в духовной семинарии, духовной академии или ином духовном учебном заведении.
Построить часовню может, по сути, любой — человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее. А причин, почему не построили храм, может быть несколько: понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны. Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти? Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого — причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это — тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как — литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант.
Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и — просто богобоязненность и уважение к традициям. Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться богослужения, и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту? Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом. Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью — это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена. Советуем изучить Молитвы на ночь перед сном Вот в таких случаях строятся часовни.
Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва Чем отличается церковь от собора: краткое сравнение Церковь и собор — это два архитектурных строения, построенные для того, чтобы проводить религиозные обряды и богослужения Собор, как было сказано выше — это религиозное строение, расположенное или на территории города, или на территории монастыря Церковь — это второстепенное религиозное строение Отличаются собор и церковь числом алтарей. В соборе их несколько штук, а потому может проводится сразу несколько служб. Церковь имеет один единственный алтарь. Следовательно, служба тут проводится лишь одна. Храм Возникновению слова «храм» способствовало старославянское «хоромы» или «храмины». Означало оно величественное, торжественное помещение. В сегодняшние дни помещения, где осуществляются церковные Таинства и богослужения, называются храмами. Службу несет целый штат из священников, и при имении дополнительных престолов разрешено много раз в течение суток читать литургию. Архитектурные находки позволяют храминам обладать несколькими куполами. Следовательно, такое же количество приделов, которые пристраиваются тоже к храму, поэтому располагает любой из них своим алтарем.
Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение Каждый человек, даже тот, который не верует в Бога, знает, чем именно отличается монастырь от церкви. Различия у данных строений очень большие. Читайте также: Первая женщина Адама не Ева, а Лилит. Она бросила его и стала женой Сатаны. Почему церковь это скрывает? Церковь — небольшое строение, расположенное на маленьком участке земли. Монастырь — это очень красивое по внешности здание. Оно мощное, достаточно высокое, может находится на большой территории. Половое различие. Церковь посещают одновременно и мужчины, и женщины.
Монастырь может предназначаться или для мужчин, или для женщин. Мужчины не могут заходить в женский монастырь, а женщины — в мужской. Отличие церкви от монастыря Название должностей, обязанности. В церкви могут служить обычные горожане, люди, которые всего лишились. В церкви главным считается Епископ. В монастыре могут служить или монашки, или священники. В монастыре люди живут, как на постоянном месте жительства. В церкви можно только молиться, а потому тут жить пришедшим гражданам запрещено. Божья Сила. Монастырь обладает сильной и мощной аурой.
Сюда люди приходят, когда у них на душе тяжело. Церковь же имеет ауру послабее. Чем отличается церковь от костела: краткое сравнение Католическая церковь костел значительно отличается от православной церкви. Рассмотрим самые основные: Внешний вид.
На основании некоторых канонических положений Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского собора, 34-е Правило Святых апостолов Константинопольский патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться в его окормлении церковной юрисдикции , а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств то есть ставшие суверенными государствами , имеют право на организацию в составе автономной церкви под её верховной юрисдикцией.
Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии », которое, в частности, гласило: «проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях» [74]. Эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия : «Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства» см. Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами» [75]. В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации Константинопольским патриархатом своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный синод Русской православной церкви на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на права Китайской автономной православной церкви » [76] [77] , которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции.
Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных канонической и неканонических украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому патриархату в 1687 году была обусловлена « аннексией » [78] [79] Украины Московским Царством. Ряд церквей в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты имеют епархии и приходы вне территории своей основной юрисдикции — в так называемой «диаспоре»; другие же церкви Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская таких структур не имеют.
Сегодня это понятие трансформировалось и уже означает архитектурную постройку, в котором проводятся богослужения и Таинства. Князе-Владимирский храм в Иркутске По своей форме, которая имеет определенный смысл, она может быть: кораблем — в качестве символа ковчега спасения среди бушующего мира, крестом — в честь того предмета, смерть на котором Христа спасла людей, кругом — как символ вечности, звездой — как символ истины. По своей архитектуре храм имеет от 3 куполов и нескольких алтарей, разделенные на пределы. Обычно храм носит название в честь какого-то святого или праздника.
В чем отличие церкви от монастыря?
Чем отличается церковь от собора: краткое сравнение Церковь и собор – это два архитектурных строения, построенные для того, чтобы проводить религиозные обряды и богослужения Собор, как было сказано выше – это религиозное строение. АГАЦ в прошлом отличалась от остальных монофизитов-нехалкидонцев, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит. Храм отличается от церкви и других православных строений не только по внутренней структуре. особый статус, единожды присваемый церковному сооружению по причине какого либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря. Поэтому так важно понимать существенные различия между храмом, церковью, монастырём или часовней, где есть свои правила, устои, традиции, нормы поведения. В структуру действующего монастыря входят обычно несколько церквей, колокольня, жилые корпуса, бытовые и подсобные помещения хозяйственного назначения.
Что выше церковь или монастырь?
От сюда также возникло такое понятие, как «царские хоромы». Определение церковных построек Собор, церковь, а также часовня являются теми терминами, которые используются для христианских храмов. Термин «Собор» также обладает славянским происхождением. Только прислушайтесь, как он звучит «собирать» или же «собираться». На Руси люди собором еще называли собрание либо съезд, когда собирались церковные представители и представители других организаций. Собор — это крупный храм. Также собором люди привыкли называть храм, расположенный на территории города. Часовня — это маленькое сооружение, в котором люди молятся. Существует 2 варианта происхождения данного термина: Часовня имела колокол, звонящий через 1 час «Час» — разновидность службы, когда читались молитвы одновременно с псалмами. Эти чтения принято было называть «часы». Как произошел термин «церковь», до сих пор никто не может точно сказать.
Церковь очень похожа на собор. Но они все-таки имеют некоторые различия. Обидятся ли священники, если их храм назовут собором или церковью? Формально разницы в смысле 3 понятий практически нет, но каждый верующий человек должен знать, чем различаются.
Монахи служили примером жизни по заповедям Христа, поддерживали среди мирян авторитет православной веры и церкви. Наиболее почитаемых монахов признавали старцами — духовными наставниками. Они чаще всего не обладали никакой мирской властью. Расцвет русского старчества в 14—15 вв. Кто считается родоначальником монашеской жизни на Руси? Сохранилось предание об основании греческими монахами Спасского монастыря близ Вышгорода. Супрасльская летопись упоминает о монастыре при основанной Владимиром Святославичем Десятинной церкви в Киеве. Можно ли женщинам ходить в мужской монастырь? В мужском монастыре запрещается вход или пребывание любой женщины замужней или незамужней, мирянки или монахини , независимо от возраста. Не позволяется даже погребать женщин на территории мужского монастыря. Почему называют кафедральный собор? Так, собором называют кафедральный храм, в котором имеется епископская кафедра и где обычно служит епископ; в европейских языках сам соответствующий термин англ. Kathedrale происходит от слова «кафедра». Как в православии, так и в католицизме, статус собора присваивается храму раз и навсегда.
В соборах богослужение проводят лишь высшие чины. Собор со стороны смотрится массивнее, богаче, чем обыкновенный храм. Храм имеет только один алтарь, собор может иметь несколько. Чем отличается церковь от собора: краткое сравнение Церковь и собор — это два архитектурных строения, построенные для того, чтобы проводить религиозные обряды и богослужения Собор, как было сказано выше — это религиозное строение, расположенное или на территории города, или на территории монастыря Церковь — это второстепенное религиозное строение Отличаются собор и церковь числом алтарей. В соборе их несколько штук, а потому может проводится сразу несколько служб. Церковь имеет один единственный алтарь. Следовательно, служба тут проводится лишь одна. Чем отличается церковь от монастыря: краткое сравнение Каждый человек, даже тот, который не верует в Бога, знает, чем именно отличается монастырь от церкви. Различия у данных строений очень большие. Церковь — небольшое строение, расположенное на маленьком участке земли. Монастырь — это очень красивое по внешности здание. Оно мощное, достаточно высокое, может находится на большой территории. Половое различие. Церковь посещают одновременно и мужчины, и женщины. Монастырь может предназначаться или для мужчин, или для женщин. Мужчины не могут заходить в женский монастырь, а женщины — в мужской. Отличие церкви от монастыря Название должностей, обязанности. В церкви могут служить обычные горожане, люди, которые всего лишились. В церкви главным считается Епископ. В монастыре могут служить или монашки, или священники. В монастыре люди живут, как на постоянном месте жительства. В церкви можно только молиться, а потому тут жить пришедшим гражданам запрещено. Божья Сила. Монастырь обладает сильной и мощной аурой. Сюда люди приходят, когда у них на душе тяжело. Церковь же имеет ауру послабее. Чем отличается церковь от костела: краткое сравнение Католическая церковь костел значительно отличается от православной церкви. Рассмотрим самые основные: Внешний вид. Православная церковь имеет купола, число которых несет определенный смысл.
Видео: Отличие католических от православных церквей Свобода вероисповедания в России предполагает право каждого практиковать какую угодно религию или не делать этого вовсе. Но в любом случае знание специальной терминологии полезно и для расширения общего кругозора, и для углублённого изучения особенностей родной страны. Важно правильно понять, в чём главное значение церкви, недаром во все времена она накладывала отпечаток на различные области деятельности государства - экономику, политику и культуру. И людям, начинающим православную церковную жизнь, и воцерковлённым христианам следует иметь осознанное представление о тех местах , где проводятся религиозные обряды, об истории возникновения их названий и роли в современном обществе. Это знание несущественно для спасения души и обретения Царства Небесного, но учит правильно трактовать понятия и помогает ожиданиям от участия в богослужении соответствовать полученным впечатлениям. Часто можно услышать вопрос о том, чем отличается храм от церкви или собора. С точки зрения архитектуры, главная задача представляется одинаковой для всех. Она заключается в обеспечении возможности верующим общаться со Спасителем и духовно близкими мирянами. Всё это дома Бога, где приносят искренние покаяния, просят об отпущении грехов и даровании жизни вечной, благодарят Господа за всё и радуются его милостям. А о том, в чём разница между церковью и храмом, собором и часовней, будет рассказано ниже. Что такое храм Этим термином называется архитектурное сооружение, построенное во славу Господа и используемое для совершения религиозных обрядов и проведения богослужений. Что значит слово «храм»? Это древнерусское «хоромы» или «храмина», применявшееся для обозначения жилых помещений крупных размеров. Считается, что первым православным храмом стала горница обычного дома, в которой произошла Тайная вечеря накануне дня, когда Иисус Христос был предан Иудой и принял крестные страдания. Здесь Спаситель преподал ближайшим ученикам заповеди о любви и смирении, предсказал будущее христианской церкви и всего мира. Здесь произошла первая Божественная литургия или Евхаристия - Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Это заложило основы православного храма - специально отведённого помещения для общения с Господом посредством проведения молитвенных собраний и совершения религиозных Таинств. Храм - сакральное место с жертвенником и алтарём, в котором наиболее явственно ощущается присутствие Бога. Пришедшим сюда можно помолиться, покаяться в грехах, попросить заступничества, пообщаться с верующими единомышленниками. Форма постройки храма глубоко символична и может иметь один из видов: Корабль базилика - самая древняя конфигурация. Образно выражает мысль о том, что вера - ковчег спасения человечества, плывущий в вечность по бушующему житейскому морю. Крест - основа Церкви, память о распятии Христа, инструмент и средство спасения рода людского. Круг - символ вечности, говорит о безграничности и нерушимости существования православия. Восьмиконечная звезда - сияющий путеводный свет истины на тёмном небосклоне невежества и заблуждений. Он напоминает людям о Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к месту рождения младенца Иисуса. Снаружи храм венчается куполами с крестами и часто имеет колокольню. Внутреннее пространство помещения делится на 3 составляющих: алтарь, где находится престол; центральная часть, которая и есть храм; притвор, специальная пристройка. На престоле в алтарной части совершается таинство причащения - Евхаристии, бескровного жертвоприношения. У входа обычно размещается паперть, а в дополнительном внутреннем притворе в давние времена совершались трапезы. Большой храм имеет много алтарей, для которых пристраивают приделы. Ежедневно может совершаться столько литургий, сколько есть в храме приделов, а все Евхаристии приносят разные батюшки. Каждый храм освящается в чью-либо честь Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, святого великомученика или престольного праздника и носит соответствующее название: Преображенский, Свято-Михайловский и т. Часто приделы тоже бывают посвящены кому-то и получают его имя, но весь храм называется в честь того, во чью славу освящён главный престол. Понятие церкви Слово «церковь», которое в переводе с греческого означает «дом Господа », несёт большую смысловую нагрузку. В православной традиции есть два понятия того, какая бывает церковь: Религиозное здание. Это и христианский храм, и собор тоже. Религиозная организация или сообщество людей, объединённых исповеданием, в этом случае - верой во Христа. Как культовое сооружение церковь в сравнении с храмом имеет значительно меньший размер и более скромное внутреннее убранство: до 3 куполов и 1 пастыря, отправляющего службы. В её единственном приделе совершается одна литургия в день, а установка трона или кафедры для предстоятеля не предусмотрена вовсе. Как главное сообщество всех верующих Церковь Христова включает в себя: Церковь Небесную Торжествующую. Это Богородица, Ангелы, святые угодники, души усопших праведников. Церковь Земную Воинствующую. Это все живущие на свете христиане, которые борются за спасение души и стяжание Святого Духа. Это - единое богочеловеческое собрание всех христиан, живущих и усопших, которых сплотили Евангельский Дух, Таинства и Благодать. Иисус Христос, установивший эту Церковь ещё более 2 тыс. В архитектурном смысле у церкви такое же предназначение и те же возможности, что и у храма. Но в лице православной организации и живой общности верующих она играет важную роль наставника и воспитателя своих духовных детей. Если сравнить высказывания: «Завтра в шесть часов вечера в церкви на площади состоится праздничное богослужение» и «Православная церковь решительно не одобряет однополые браки», то в первом случае легко вместо слова «церковь» придумать и подставить «храм», а во втором - нет. Особенности собора Название «собор» произошло от старославянского «собрание », «съезд» и получило в христианской традиции разные смысловые значения: Собор Апостольский - встреча в Иерусалиме, устроенная апостолами и пресвитерами в 49 г. Собор Церковный - собрание представителей церкви для решения вопросов вероучения, дисциплины религиозной и нравственной жизни, стратегии руководства христианским обществом. Главный храм местности: монастыря или всего города, где отправляют службы архиерей и несколько священников. Собор Святых - важный церковный праздник, совместно прославляющий подвиги святых, которые объединяются исторически или территориально. Обычно одна главная городская или монастырская церковь носит название собора, но иногда их бывает и несколько, т. Главное отличие собора от других строений состоит в его грандиозных размерах. Богослужения проводятся с участием как минимум трёх священников, а праздничные обряды совершают высшие духовные чины: патриархи и архиепископы. Для этого специально устраивается кафедра архиерея правящего епископа , и тогда собор будет именоваться Кафедральным. Украшение собора значительно более помпезно, алтарей же, как и в храме, может быть несколько. Когда кафедру архиерея переносят в другую церковь, название «собор» у храма не отнимается, а остаётся пожизненно. Во всех крупных российских городах есть бережно хранимые величественные соборы. Они завораживают взгляды туристов, живо интересующихся такими достопримечательностями, а для верующих давно стали местом благодатного общения со Всевышним. Определение часовни Часовня тоже помещение для чтения молитв, которое отличается совсем маленькими размерами. Здесь есть иконы и свечи, но нет алтаря и престола, поэтому совершение Литургий допускается только в особых случаях. Часовни строят в городах и сёлах, на дорогах и кладбищах, как правило, в память о важном моменте в жизни верующих, которым было, например, явление чудотворной иконы или источника. Поводя итоги проведённого исследования, можно выделить такие главные моменты, которые кратко обобщают всё сказанное выше: Храм - это всегда архитектурное сооружение, тогда как церковь бывает и строением, и религиозной организацией, и сообществом последователей определённого культа вероисповедания. Церковь всегда однозначно христианская, а храм может принадлежать к любой конфессии, быть древнегреческим или даосским. С точки зрения архитектуры они отличаются количеством куполов и расположением на карте местности. Храмы обычно имеют более 3 маковок и воздвигаются в значимых, центральных районах поселений. Церкви - менее 3, и могут строиться на отшибе. Размер всегда имеет значение. Величественные здания с богатыми богослужениями, от которых «дух захватывает», в народе называют храмами. Церковью, а иногда и «церквушкой», зовут более простое строение меньшего размера, которое рассчитано на небольшой приход. Постройку совсем маленькую и без алтаря именуют часовней, а главные религиозные сооружения величают Соборами. В храме может быть несколько алтарей с престолами, и потому ежедневно тут свершаются сразу две или три литургии. В церкви имеется один алтарь, поэтому эта служба совершается только раз в сутки. Для обозначения любых зданий, где проходят православные требы, можно безошибочно говорить и «храм», и «церковь».
Храм, церковь, собор и часовня: какая между ними разница
Итак, мы рассказали, чем отличается храм от церкви, что представляют собой соборы, но нередко мы сталкиваемся с таким понятием, как часовня. Отличие монастыря от церкви состоит в том, что монастырь – это религиозная община. Главный храм населенного пункта или монастыря называется, как правило, собором. Храм отличается от церкви и других православных строений не только по внутренней структуре. Отличие церкви от храма Отличие церкви от храма. Итак, перечислим главные различия между храмом и церковью. Отличие храма от собора Собор и храм имеют следующие отличительные признаки.
Виды по типу подчинения
- Ответы : Чем отличается монастырь от церкви?
- В чем основные отличия монастыря от храма и собора — иерархия, учения, назначение?
- Чем отличается монастырь от церкви
- Историческая справка
- Чем отличается монастырь от церкви?
Как одним словом назвать церкви храмы монастыри. Чем отличается церковь от храма, собора и часовни
Для ответа на вопрос, чем отличается монастырь от церкви, потребуется также выяснить понятие монастыря. Еще одним отличием монастыря от церкви является практика монашеской жизни, которая включает в себя такие элементы, как исповедь, пост и молитва. Чем отличается храм от других архитектурных сооружений. в чем отличие и разница между храмом, церковью, собором, часовней и монастырем. Главный храм населенного пункта или монастыря называется, как правило, собором. Для ответа на вопрос, чем отличается монастырь от церкви, потребуется также выяснить понятие монастыря.
Чем отличается монастырь от храма?
Передавать мысль может живопись, музыка, а может и жест. Подобным образом и молитва может быть выражена вслух, текстом, песнопением, иконой, а может — жестом. Крестное знамение, которое православные изображают на себе во время молитвы, — это как раз молитвенный жест. Он несет в себе определенный символический смысл. Три пальца, которые мы собираем в «щепотку», указывают на Бога.
Он — Троица, поэтому именно три пальца, но все же Он — Один Бог, поэтому пальцы собраны воедино. Как это Богу удается, лучше не спрашивайте, но что это так — бесспорно. Два пальца тоже не бесцельно вместе прижимаются к ладони. Они указывают на то, что Христос был одновременно и Богом, и человеком, — еще одна непостижимая загадка.
Крестное знамение накладывается на лоб: мы прикасаемся к нему, чтобы наглядно выразить просьбу о том, чтобы Святая Троица просветила наш ум. Затем рука перемещается к нижней части груди: «Господи, укрепи наши жизненные силы», и на плечи: «Освяти все, что мы делаем». Если человек осознанно перекрестился, то он уже молится. Символы многозначны.
Например, один и тот же китайский иероглиф может означать несколько разных слов.
На основании некоторых канонических положений Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского собора, 34-е Правило Святых апостолов Константинопольский патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная «диаспора» должна находиться в его окормлении церковной юрисдикции , а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств то есть ставшие суверенными государствами , имеют право на организацию в составе автономной церкви под её верховной юрисдикцией. Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский патриархат в феврале 1996 года совершил «Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии », которое, в частности, гласило: «проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях» [74]. Эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия : «Это обычное дело — менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства» см. Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: «Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами» [75]. В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации Константинопольским патриархатом своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный синод Русской православной церкви на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как «посягательство на права Китайской автономной православной церкви » [76] [77] , которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции. Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных канонической и неканонических украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием «Крещения Киевской Руси» Вселенский патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому патриархату в 1687 году была обусловлена « аннексией » [78] [79] Украины Московским Царством.
Ряд церквей в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты имеют епархии и приходы вне территории своей основной юрисдикции — в так называемой «диаспоре»; другие же церкви Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская таких структур не имеют.
Каждый монашествующий призван исполнять возложенное на него послушание со всей тщательностью и ответственностью. Любое послушание в монастыре — это не просто работа, но духовное делание, от которого зависит внутреннее преуспеяние монашествующего: «Кто прилежен в телесных работах, тот таков же и в душевных» [64]. Важно, чтобы монастырские труды не препятствовали духовному деланию насельников. Монашествующие должны исполнять всякое послушание с усердием, как дело Божие, однако, при этом, избегать пристрастия к своему труду и не посвящать ему все свое время и силы в ущерб молитве. На дополнительные работы, в особенности те, которые исполняются во время богослужения, следует испрашивать благословение игумена. Игумену следует наблюдать за тем, чтобы строй монастырской жизни предоставлял монашествующим возможность участвовать в суточном круге богослужений, совершать свое келейное правило, заниматься чтением в уединении. Молитва должна сопровождать и сами труды. Братья, находящиеся на одном послушании, перед началом и по окончании труда вместе молятся, испрашивая благословение на труд у Господа или благодаря Его за поданную помощь.
В обители может быть введен обычай переменять братьям послушания кроме тех, которые требуют особых навыков, умений или определенного образования ради того, чтобы не было пристрастия к исполняемой работе и чрезмерного увлечения ею. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Утомление от внешних трудов не уничижай, не презирай. Утомление это всеми святыми отцами одобряется не только среди общественной жизни монастырской, но и в уединенной жизни безмолвной. Святой Исаак Сирин прямо говорит, что не Дух Божий живет в любящих покой и отрадную жизнь, а дух мира. Ежели мы не можем понести трудовую жизнь, по крайней мере должны смиряться и зазирать себя в этом, а не осуждать то, что одобряется единогласно всеми святыми отцами, так как заповедано преступившему человечеству в поте лица снедать хлеб, питающий тело и душу» [67]. Попечение о больных и престарелых Монастырь заботится о каждом насельнике, предоставляя ему полное содержание келью, питание, уход при потере им трудоспособности по старости или болезни вплоть до его кончины. Отношение монашествующих к больным братиям и к болезням О больных надо иметь особое попечение, служа им, как Христу, Который сказал: «Был болен, и вы посетили Меня» Мф. Заботливое отношение к немощным и пожилым насельникам, любовь к ним и попечение об их нуждах является признаком духовной зрелости братства и его подлинно монашеского устроения, основанного на евангельских заповедях. Больным и престарелым братьям со своей стороны не следует печалить служащих им братий излишними требованиями.
Больной должен всякую болезнь принимать как попущенное Богом испытание или как проявление промыслительного действия Божия и потому принимать недуг с покорностью воле Божией. Вместе с тем больной не должен пренебрегать приличествующими медицинскими средствами, чтобы поправить здоровье. Организация медицинской помощи в монастыре Заболевшим насельникам, не требующим пребывания в отдельном помещении, медицинская помощь оказывается в медицинском кабинете монастыря если таковой имеется. Им выдаются лечебные средства для келейного употребления. Медицинская помощь может оказываться как монастырским врачом или медицинской сестрой если таковые имеются , так и приходящим специалистом. При необходимости насельники обители получают лечение в медицинских учреждениях за счет монастыря. Для болящих насельников, которым в связи с особенностями заболевания или преклонным возрастом необходимо пребывать в уединении и покое, в монастырях желательно устраивать больницу, в которой они могли бы получать медицинскую помощь и питание. Тяжело болящим насельникам должен оказываться круглосуточный уход с учетом состояния их здоровья. Пища больным приносится от общей трапезы, но по рекомендации врачей может быть приготовлена отдельно, с учетом возраста больного, его состояния здоровья и, в разумных пределах, — его желания.
Престарелые и болящие насельники по возможности должны посещать монастырские богослужения. В больничном корпусе может быть устроен домовый храм для совершения богослужений. Духовное образование насельников монастырей Духовное образование насельников монастырей включает в себя поучения игумена, самостоятельное изучение насельниками духовной литературы. При этом каждый насельник монастыря обязан получить духовное образование в объеме, определяемом соответствующими общецерковными документами. Занятия научными трудами и исследованиями традиционно были одним из видов деятельности монашествующих. Поучения игумена Одна из основных обязанностей игумена — регулярно проводить с братством беседы на духовные темы, чтобы обновлять в них ревность к иноческой жизни, разъяснять основы духовного делания. Так, основатель общежительного монашества преподобный Пахомий «говорил поучения каждый вечер, а иногда и после ночной молитвы» [68]. Небольшие чтения-беседы, проводимые не реже одного раза в неделю, питают души братьев словом Божиим, становятся для них источником спасительного знания, вдохновения и духовной бодрости. Духовные беседы созидают в монастыре дух единства и способствуют более усердному прохождению монашествующими своего подвига.
В монастырских скитах и на подворьях беседы может проводить старший брат, на которого возложено управление скитом или подворьем. Эти беседы должны проходить в одном духе с наставлениями игумена, чтобы в братстве сохранялось единомыслие. При этом игумен не должен оставлять своим попечением тех членов братства, которые живут в некотором отдалении от прочих. В его обязанности входит посещать и назидать их словом. Самостоятельное чтение духовной литературы Подлинная духовная жизнь зиждется на знании истины, выраженной в учении Церкви, и потому монашествующим необходимо тщательно изучать Священное Писание, основы православной веры, догматы и каноны, святоотеческое предание. Недаром святые отцы утверждают, что чтение является одним из самых существенных деланий монаха, и только тот может носить имя монаха, кто воспитан святым чтением [70]. Прежде всего, монах должен упражняться в чтении Священного Писания, в особенности Евангелия и апостольских посланий. Благодаря ежедневному благоговейному чтению книг Нового Завета ум и сердце человека усваивают закон Христов. Чтение книг, подобранных с рассуждением и по благословению игумена, приносит неоценимую пользу, поддерживая ревность, собирая ум и служа прекрасным приготовлением для занятия Иисусовой молитвой.
Монашествующим также весьма полезно чтение книг по догматике, экзегетике, истории Церкви, богослужебному уставу и другим богословским и церковно-историческим дисциплинам. В обязанности игумена входит организация монастырской библиотеки. Получение богословского образования насельниками монастырей Для монашествующих, готовящихся к рукоположению, является обязательным наличие образования, полученного в духовной семинарии, духовной академии или ином духовном учебном заведении. Желательно, чтобы образование было получено братом до поступления в монастырь, поскольку неизбежно связанное с обучением пребывание в миру будет расстраивать его внутреннее расположение. Если человек поступает в духовное учебное заведение уже будучи насельником монастыря, для него предпочтительнее заочная форма обучения. Уместно также регулярное проведение для насельников лекций по основным церковным дисциплинам, которые желательно организовывать в стенах обители. Попечение о том, чтобы монашествующие знали православное вероучение и имели твердые и здравые понятия о догматах Церкви, должно быть одной из главных забот игумена. Вместе с тем, помня о том, что знание, не сопряженное с любовью, делается источником надмения ср. Братья, не готовящиеся к принятию священного сана, и сестры женских монастырей также должны получить богословские знания.
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года указал: «Внутреннее совершенствование не только не противоречит, но и укрепляется богословскими знаниями: каждому монаху и монахине в возрасте до 40 лет желательно получить духовное образование, хотя бы на уровне училища [в настоящее время — полубакалавриата]» Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви, п. Об отношении к родственникам При принятии в обитель новоначального послушника игумен должен разъяснить ему, что вступление в монастырь означает оставление мира и всех мирских отношений, расспросить его об оставшихся в миру родственниках, а также о наличии собственных детей см. Необходимо выяснить, есть ли среди его близких тот, кто способен и согласен обеспечивать больных, престарелых и немощных родственников. Все эти вопросы следует решить до поступления в монастырь. Поступая в обитель, монашествующий оставляет свой родной дом и семью и обретает новую семью — духовную, веруя, что Господь не оставит его близких Своим попечением. Это не означает, что заповедь Христа о любви к Богу и ближним не распространяется на родных и близких монашествующего. Она должна выражаться прежде всего в молитве об их спасении. С благословения игумена допускается посещение монастыря родственниками монашествующего, во время которого они могут проживать в монастырской гостинице, посещать богослужения, говеть и причащаться. Встречи насельников с родственниками внутри монастыря должны совершаться с благословения игумена в особо отведенном для этого месте.
В отдельных случаях, по благословению игумена, насельник может посетить близких родственников вне монастыря, к примеру, во время тяжелой болезни, или выехать из монастыря для участия в погребении родственников. Отношение монашествующих к имуществу Стремящийся к евангельскому совершенству и избирающий монашеский образ жизни должен освободить себя от попечения об имуществе. Обоснование этому можно найти в евангельских установлениях. Обращаясь к некоему человеку, вопрошающему: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Пристрастие к обладанию имуществом препятствует духовному развитию человека. Господь сказал Своим ученикам: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Жизнь святых апостолов являет собой пример доброго нестяжания. Святой Петр свидетельствовал Господу от лица апостольского лика: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» Мк. Каждый монах во время пострига дает обет пребыть «до смерти в нестяжании и вольней Христа ради во общем житии сущей нищете, ничтоже себе самому стяжавая или храня, разве яже на общую потребу, и се от послушания, а не от своего произволения» [72].
Отказываясь от стяжания имущества, монашествующий отлагает лишнее попечение, стремясь освободить свое сердце для Богообщения. По слову преподобного Иоанна Лествичника, «нестяжание есть отложение земных попечений, беззаботность о жизни, невозбраняемое путешествие, вера заповедям Спасителя; оно чуждо печали» [73]. Вот почему святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что «имуществом, богатством, сокровищем инока должен быть Господь наш Иисус Христос» [74]. Нестяжание по праву может быть названо Божественным призывом к ищущим духовного совершенства, по слову Христа Спасителя: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» Лк. По канонам Православной Церкви «монахи не должны иметь ничего собственного, но все, им принадлежащее, да утверждается за монастырем» [75]. Поэтому приобретать личное имущество недвижимость, транспортные средства, мебель, бытовую технику и тому подобное монаху не подобает. Тем более недопустима какая-либо частная деятельность монашествующих с целью извлечения для себя материальной выгоды в любом ее виде. В монастыре все имущество является общим и принадлежащим монастырю. Если монашествующим и жертвуется имущество, то жертвуется им как насельникам монастыря, а потому необходимо его признавать монастырским.
До вступления своего в братство взыскующий монашеской жизни должен объявить игумену о той собственности, которой обладает. Решение о том, как распорядиться этой собственностью принимает постригающийся в монашество по обсуждении с игуменом. От вступающих в монастырь не следует требовать какого-либо взноса, но, напротив, бескорыстно принимать всех искренно желающих посвятить себя Богу в иноческой жизни. Если монашествующий сделал какое-либо пожертвование монастырю, то он не должен выдвигать для себя особых условий. Игумену надлежит заботиться с отеческим расположением о том, чтобы каждый брат получал необходимое питание, одежду, медицинскую помощь и прочее, что ему требуется. Не имея пристрастия ни к каким вещам, монашествующие, тем не менее, призваны бережно относиться к имуществу обители. Пожертвованное монастырю братья должны принимать с благодарностью и молитвой о милующих и питающих, почитая все поданное даром Божиим. Вещи, выдаваемые насельникам от монастыря, нужно принимать со смирением и благодарностью. Монастырь — это место подвига, в котором необходимо не искать упокоения своей плоти, а подвизаться в борьбе с грехом.
По словам преподобного Паисия Величковского , «лучше оставаться в миру, нежели, отрекшись от мира и всего мирского, проводить жизнь во всяком покое и довольстве ради угождения плоти, на соблазн миру и поношение монашеского образа и на вечное осуждение душ своих в день судный» [76]. Недопустимо, чтобы кельи монахов наполнялись дорогой мебелью, предметами роскоши, телевизорами и тому подобным. Монашествующие в священном сане, а также занимающие ответственные должности не должны ставить себя в привилегированное положение и пользоваться разного рода льготами. Переходя из монастыря в другую обитель или на другое место послушания, монах с ведома игумена может взять с собой какое-либо имущество. В случае смерти насельника монастыря его имущество, как принадлежащее монастырю, распределяется по усмотрению игумена. О временных выходах из обители Монахи, как обещавшие Богу неисходно пребывать в своей обители, не должны покидать монастырь ради каких-либо временных потребностей и нужд. По этой причине игумен должен всячески ограждать вверенных ему братьев от необходимости выходов в мир, а «на такие дела, которые братьям без рассеяния ума, без выхода из монастыря и без оставления безмолвия исполнять невозможно» [77] , определять монастырских работников. Если же возникнет необходимость какому-либо брату ради нужд послушания и пользы обители на время покинуть ее, такой выход должен совершаться не иначе как по благословению игумена. Монахи, отлучающиеся из обители, должны иметь при себе отпускное удостоверение, выданное им игуменом на определенный срок.
Длительное отсутствие более месяца монашествующего в обители возможно только по благословению епархиального архиерея. Монахам, пока они находятся вне монастыря, необходимо всячески хранить свое монашеское устроение, прилежать трезвению и молитве, ограждать от пагубных впечатлений свои чувства, в особенности зрение и слух. Когда же они исполнят то дело, ради которого вышли из обители, то должны тотчас, по заповеди святителя Василия Великого, возвращаться назад [78]. Освященный Архиерейский Собор 2013 года напомнил, что, «основой монастырской жизни неизменно является аскетическая практика, в первую очередь молитвенное и покаянное делание. Этому должны быть подчинены все обязанности и послушания, которые возлагаются на насельников и насельниц монастырей как в самих обителях, так и за их пределами. Ответственность за правильное устроение жизни монашествующих лежит на игуменах и игумениях, которые должны быть примером для вверенных их попечению братьев и сестер» Постановления, п. Все остальные виды внешней деятельности — миссионерская, социальная, духовно-просветительская и иные — осуществляются монастырями подворьями и скитами и монашествующими в той форме, которая не противоречит монашескому образу жизни. Если же монах призывается к внешним послушаниям, то при несении их он должен чуждаться всяких личных амбиций, совершая возложенное на него служение как послушание. Монастырская жизнь в последовании Евангелию и древним святоотеческим традициям, — это наиболее убедительная проповедь о Христе, которую могут нести монашествующие миру.
История Русской Православной Церкви знает также многочисленные примеры монахов, несших миссионерское служение в виде просветительской деятельности. Такое служение предполагает наличие особого призвания, специальной подготовки и совершается по благословению священноначалия. Духовное водительство также является традиционной формой служения монашествующих миру. Опытные иеромонахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Духовно-просветительская деятельность монастырей издревле заключалась также в издании духовной литературы и распространении святоотеческого наследия. Она может выражаться и в организации при обителях воскресных школ и катехизаторских курсов. Монастыри могут заниматься социальной деятельностью, заботясь о социально незащищенных членах общества — престарелых, инвалидах и детях-сиротах, устраивая для этой цели при обителях богадельни и приюты. В особых случаях, ради церковной пользы, решением епархиального архиерея по согласованию с игуменом монастыря монашествующий может быть направлен на исполнение послушания вне стен обители. Служение монашествующих вне обители должно быть ограничено определенным сроком, а постоянное служение в миру должно быть исключением, относящимся к отдельным монашествующим.
При этом, если правящий архиерей или игумен видят, что несение подобного послушания вредит духовному устроению исполняющего его монаха, то такового следует вернуть в монастырь. Необратимость монашеских обетов Необратимость монашеских обетов утверждается в чинопоследовании монашеского пострига. Молитвы и действия этого чинопоследования свидетельствуют об изведении постригаемого из мира на путь посвящения Богу и о добровольном избрании постригаемым этого пути. Оставление монашеской жизни издревле воспринималось Церковью как нарушение нравственных и канонических норм и влекло за собой ряд последствий, отраженных в правилах и положениях церковных. Так, правило 7-е IV Вселенского Собора предписывает: «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме». Святые отцы и учители Церкви, начиная с преподобного Пахомия Великого, святителя Василия Великого, преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, преподобного Венедикта Нурсийского и других решительно высказывались о недопустимости оставления монашеских обетов. Посвятивший себя Богу и потом бежавший к другому роду жизни, стал святотатцем, потому что сам себя похитил и присвоил себе Божие приношение» [80] , — пишет святитель Василий. В 28 правиле преподобного Макария Александрийского мы также читаем: «Смиренно и с терпением неисходно да пребывают братия в обители, веруя, что смиренные достигнут Царствия Небесного, признаны будут сынами Вышнего и получат пресветлые и многоценные венцы, а сыны противления пойдут во тьму кромешную на вечные муки» [81]. Однако осмеливаются и это делать; страшно и слышать» [82] , — отмечает преподобный Феодор Студит.
Церковно-канонические последствия оставления монашества. Принявший пострижение в мантию изменяет свой канонический статус и считается вступившим в монашеский чин. Принятие монашества является необратимым. Оставление монашества, согласно церковным канонам, является каноническим преступлением и подлежит определенному наказанию, срок и мера которого определяется епархиальным архиереем с учетом особенностей каждого случая. Оставление монашества является каноническим преступлением, и совершивший его подлежит отлучению от Святого Причастия на срок, который различные правила определяют по-разному: до 15 лет согласно 60-му правилу святителя Василия Великого. Учитывая, что подобные строгие прещения могут сегодня привести не к более глубокому покаянию, а к оставлению Церкви, в применении прещений к конкретному монашествующему может быть уместна икономия, предел которой определяется епархиальным архиереем. По древней монашеской традиции монашеское или послушническое одеяние с оставившего обитель снимается. Так было, например, в монастырях преподобного Пахомия, о чем говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Скинутые принятым в обитель мирские одежды отдаются... Одним из отличительных признаков монашествующего является монашеское имя.
Оставивший монашество лишается права носить имя, данное ему при постриге. Оставившие монашество отпеваются по мирскому чину. Вступление в брак противоречит монашеским обетам. Правило 16-е IV Вселенского Собора гласит: «Деве, посвятившей себя Господу, равно и монашествующим, не позволяется вступати в брак. Аще же обретутся творящие сие: да будут лишены общения церковного.
Монастыри же предназначены для постоянного проживания и труда, согласно монастырского устава. Службы в монастырях тоже проводятся. Отправить 4 года назад 0 0 Насколько я знаю, в церкви не живут. А вот в монастыре уже живут монахи и монахини, это своего рода дом для них.
Они там и занимаются работой, и едят и проводят все свои дни. В церкви такого нет, конечно. Туда приходят помолиться обычные люди, постоянно там не живущие Отправить 4 года назад 0 0 Церковь - это общественное место, где любой желающий может прийти помолиться, поставить свечку и т. А в монастырях живут монахи, служат господу.