Наталия Дмитриевна Касаткина (7 июня 1934, Москва — 13 марта 2024, Москва) — артистка балета и балетмейстер, характерная солистка Большого театра в 1954—1976 годах. «Прощание с Наталией Дмитриевной пройдет в субботу в атриуме Большого театра», — сообщил сын Касаткиной «РИА Новости». Наталья Дмитриевна Касаткина проводила на телевидении цикл передач, посвященных балету. Наталия Касаткина — выпускница Московского академического хореографического училища, более двадцати лет была ведущей солисткой балетной труппы Большого театра.
Умерла народная артистка Наталия Касаткина
Отрадно, что из пяти городов, охватывающих гастрольный тур Государственного академического театра классического балета Н. Касаткиной и В. Василёва, Наталия Дмитриевна решила посетить только Чебоксары.
Мы занимались в огромном спортзале, разделенном на две части: в одной части работала Софья Головкина, а в другой я. У меня было 125 девушек от пяти лет до семидесяти пяти. Про меня очень хорошо писали, что я самая живая из педагогов и у меня интересно. Ведущий говорил по-русски, и я учила его произносить фамилию Нины Ананиашвили.
Меня саму научили когда-то произносить экзотические имена по слогам. И он никак не мог произнести «Ананиашвили», и я его учила, и он повторял фамилию без конца. Нина тоже получила Гран-при в дуэте вместе с Андрисом. Я помню, что зауважала тогда Андриса, потому что в разговоре с Вадиком он сказал: «Ты же понимаешь, в первую очередь Гран-при должен был получить ты, но мы из Большого театра, поэтому получили не мы, а Большой театр». Мы тогда все очень подружились. Вы помните свое впечатление, когда впервые прилетели с Большим театром на гастроли в Англию в 1956 году?
Сначала мы чуть не рухнули в полете, потому что что-то было не так с самолетом, и нас посадили на военный аэродром. Потом, когда мы все-таки долетели, впечатление было фантастическое. Прежде всего потому, что мы были очень хорошо образованны. В школе Большого театра нам дали потрясающие знания. Историю преподавал один из моих родственников, историю искусства — Анна Замятина из Пушкинского музея. Младший Бахрушин преподавал историю балета.
И как только мы приехали в Англию, тут же с Володей начали бегать по музеям. Я была безумно увлечена Египтом и помню, что голова Аменхотепа IV в Британском музее совершенно меня потрясла. Конечно, на всех произвело большое впечатление, что на наши спектакли «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан» пришла королева Елизавета с внуком. После спектакля мы выстроились, Елизавета спрашивает: «Кто-нибудь знает английский язык? Французский мы знали, но в анкете писали: «Владею слабо». И тогда вышел Ваня Покровский, мой партнер по венгерскому танцу в «Лебедином озере», и сказал: «I love you!
Вот так состоялось наше знакомство. Потом нас возили ко дворцу Букингемскому, и нынешняя Елизавета, одетая в мундир, гарцевала на лошади по красной дорожке до нас и обратно. Конечно, прием, который нам там оказывали, произвел колоссальное впечатление. Вы тоже выучили языки в школе и могли говорить, с кем хотели? Наверное, здесь сыграли роль гены. У моей бабушки Шервуд-Бромлей не было ни одной капли русской крови, что не помешало ей вместе с дедушкой, художником и скульптором, пойти в ополчение защищать Москву, а ведь тогда они уже были людьми далеко не юного возраста.
Но немцев отогнали, и они вернулись. У бабушки была привязанность к России. Ее предки были англичанами в основном, также были и французы, и голландцы, и немцы. Они были морскими инженерами, приплыли в Россию, и им здесь очень понравилось. Шервуд построил Исторический музей, а два брата Бромлея создали всю промышленность России. А когда после революции их вызвал Ленин и сказал: «Вы можете уехать», они ответили: «Мы не хотим уезжать, мы привязались к России и хотим остаться».
Бабушка знала русскую литературу лучше русских. И вот один из Бромлеев — не помню, то ли мой прадед, то ли прадядя, — строил Турксиб. Естественно, их фамилии нигде не фигурировали, там везде были партийные люди, но один из моих прадедов — вроде бы это он, Николай Эдуардович, — докладывал о строительстве Турксиба, а потом сказал: «Товарищи, я умер». И упал — и умер, действительно. Так рассказывала бабушка. В общем, это были люди-патриоты, для них не существовало разделения Европа — не Европа.
Они влюбились в Россию, где я уже родилась как прямой потомок того Шервуда, который построил музей. А мой папа Дмитрий Алексеевич Касаткин в 1938 году строил советский павильон в Париже. Это грустная история, потому что на него донесли из-за того, что он общался с иностранцами. Павильон строили французы, и он не мог с ними не общаться. Он инженер-строитель, но и архитектор, как говорили, гениальный, недаром он потом построил пол-Москвы, в том числе Московский государственный университет. И вот в 1958 году после Лондона мы поехали в Париж.
Там сейчас ничего этого нет, но я видела папин павильон. И это было главным впечатлением для меня лично. Вы упомянули школу, Вашими педагогами были Мессерер и Кожухова? Кожухова мне говорила: «Тебе вообще надо не танцевать, а фонари в Лондоне зажигать». Она что-то прослышала про мое происхождение. Она была жестокой, но учила хорошо, за что я ей благодарна, но она меня загнала внутрь себя, а Суламифь, наоборот, меня растанцевала.
Все балетмейстеры, которые были в Большом театре, в том числе Григорович, хотели сделать из меня балерину. Я отказывалась, а они не могли понять, в чем дело. Григорович хотел, чтобы в его первой «Спящей красавице» я исполняла Фею Карабос, но там было вращение, и я ему сразу сказала: «Юрий Николаевич, я не смогу». Дело в том, что у меня слабые сосуды головного мозга, поэтому вращение всегда было плохим, хотя меня очень хорошо учили.
Окончила Московское хореографическое училище, в 1954-1976 годах работала в Большом театре.
С 1977 года вместе с мужем Владимиром Василевым руководила московским Театром классического балета. Среди ее постановок в театре - "Волшебный камзол", "Гаянэ", "Жизель", "Золушка", "Чудесный мандарин".
Незадолго до трагических событий она мечтала о постановке нового спектакля. Вместе с ее супругом, Владимиром Василевым, Наталия Дмитриевна руководила Московским театром классического балета. Это было для них своеобразным «семейным делом», в котором принимал участие и сын знаменитой пары, являющийся директором театра. Иван Владимирович отметил, что хореограф в наше время является «умирающей» профессией, среди талантливых артистов, композиторов и музыкантов существует всего лишь несколько настоящих хореографов. Именно таким профессионалом была Наталия Дмитриевна.
Руководитель московского театра балета Касаткина скончалась в возрасте 89 лет
Василёв рассказал, что Наталия Касаткина до последних дней много трудилась в театре. В прошлый четверг у нее был творческий вечер на выставке "Россия". Он отметил, что, когда его матери стало плохо, они дома обсуждали юбилейный спектакль балета "Пушкин". Он приурочен к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина 6 июня и юбилею Касаткиной: ей 7 июня должно было исполниться 90 лет. Первый акт уже подготовлен, в понедельник должны были начинать второй, пояснил сын народной артистки.
Они во всем стремятся дойти до сути, а наши как разлетятся кто куда! Мы, москвичи, более свободны. Конечно, говоря о Петербурге, не могу не вспомнить Андрея Петрова. А министр культуры Екатерина Фурцева к нам очень нехорошо относилась, она просто не понимала, что мы делаем. Директора Большого театра она попросила не рассказывать нам, что об этом спектакле говорят режиссеры, о его успехе, а то мы зазнаемся… Мы шесть лет были запрещены. И именно Андрюша Петров вытащил нас из этого состояния.
К Андрею всегда очень прислушивались. Какой вам запомнилась работа с Андреем Петровым? А как они шутили с Юрой Темиркановым! Юра почему-то не любил триоли группа из трех нот. Он приходил первый, брал партитуру, маленькие ножницы и вырезал их из партитуры Андрея Петрова. После этого приходил Андрей, брал клей и вклеивал их обратно! Это были счастливейшие 12 лет моей жизни. Я еще танцевала в Большом и практически жила в «Красной стреле»… — Знаем, что вы любите Бориса Эйфмана… — Очень люблю и ценю! И даже завидую. Знаете чему?
У него на такой скорости летят спектакли, едва успеваешь уследить за ним.
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Регион Помощница Касаткиной рассказала о последних днях жизни народной артистки Наталия Касаткина в последние дни жизни готовила балетную программу к юбилею Наталия Касаткина. Об этом рассказала её помощница Валентина Бурьянова. Вся работа сейчас была посвящена именно этому", — поделилась помощница Касаткиной в беседе с телеканалом "Звезда". По её словам, великий русский поэт был родственной душой для Касаткиной, балетмейстер очень любила его творчество и даже назвала собаку Пушкин.
Имя Натальи Касаткиной всегда ассоциировалось с балетом, высоким профессионализмом, мастерством и талантом. Наталье Дмитриевне удалось воспитать не одно поколение знаменитых во всем мире артистов балета. В ее постановках блистали артисты с мировым именем.
Она была первым из постановщиков, кто обратился к музыке Игоря Стравинского после 1917 года. Ей удавалось очень просто и, по существу рассказывать о профессии не только ученикам, но и миллионам телезрителей.
Линия жизни. Наталия Дмитриевна Касаткина (2020)
Ведущий(ая) реалити-шоу «Русский балет» Наталия Дмитриевна Касаткина. Волочкова: балерина Наталия Касаткина была настоящей легендой. Касаткина Наталия Дмитриевна родилась 7 июня 1934 года в Москве. Народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина, умерла сегодня ночью, 14 марта, сообщила «РИА Новости» ее помощница Валентина Бурьянова.
Народная артистка России Наталия Касаткина отпразднует юбилей на гастролях в Китае
Руководитель московского Театра классического балета, народная артистка РСФСР Наталия Касаткина умерла в возрасте 89 лет, сообщает ТАСС со ссылкой на ее помощницу Валентину Бурьянову. Как объясняла Наталья Дмитриевна, она не стала примой балета из-за плохого вестибулярного аппарата, поскольку не могла скрутить 32 фуэте на месте. Стало известно о смерти артистки и балетмейстера Наталии Касаткиной.
Сын рассказал о последних днях балетмейстера Наталии Касаткиной
Вы тоже выучили языки в школе и могли говорить, с кем хотели? Наверное, здесь сыграли роль гены. У моей бабушки Шервуд-Бромлей не было ни одной капли русской крови, что не помешало ей вместе с дедушкой, художником и скульптором, пойти в ополчение защищать Москву, а ведь тогда они уже были людьми далеко не юного возраста. Но немцев отогнали, и они вернулись. У бабушки была привязанность к России. Ее предки были англичанами в основном, также были и французы, и голландцы, и немцы. Они были морскими инженерами, приплыли в Россию, и им здесь очень понравилось. Шервуд построил Исторический музей, а два брата Бромлея создали всю промышленность России.
А когда после революции их вызвал Ленин и сказал: «Вы можете уехать», они ответили: «Мы не хотим уезжать, мы привязались к России и хотим остаться». Бабушка знала русскую литературу лучше русских. И вот один из Бромлеев — не помню, то ли мой прадед, то ли прадядя, — строил Турксиб. Естественно, их фамилии нигде не фигурировали, там везде были партийные люди, но один из моих прадедов — вроде бы это он, Николай Эдуардович, — докладывал о строительстве Турксиба, а потом сказал: «Товарищи, я умер». И упал — и умер, действительно. Так рассказывала бабушка. В общем, это были люди-патриоты, для них не существовало разделения Европа — не Европа.
Они влюбились в Россию, где я уже родилась как прямой потомок того Шервуда, который построил музей. А мой папа Дмитрий Алексеевич Касаткин в 1938 году строил советский павильон в Париже. Это грустная история, потому что на него донесли из-за того, что он общался с иностранцами. Павильон строили французы, и он не мог с ними не общаться. Он инженер-строитель, но и архитектор, как говорили, гениальный, недаром он потом построил пол-Москвы, в том числе Московский государственный университет. И вот в 1958 году после Лондона мы поехали в Париж. Там сейчас ничего этого нет, но я видела папин павильон.
И это было главным впечатлением для меня лично. Вы упомянули школу, Вашими педагогами были Мессерер и Кожухова? Кожухова мне говорила: «Тебе вообще надо не танцевать, а фонари в Лондоне зажигать». Она что-то прослышала про мое происхождение. Она была жестокой, но учила хорошо, за что я ей благодарна, но она меня загнала внутрь себя, а Суламифь, наоборот, меня растанцевала. Все балетмейстеры, которые были в Большом театре, в том числе Григорович, хотели сделать из меня балерину. Я отказывалась, а они не могли понять, в чем дело.
Григорович хотел, чтобы в его первой «Спящей красавице» я исполняла Фею Карабос, но там было вращение, и я ему сразу сказала: «Юрий Николаевич, я не смогу». Дело в том, что у меня слабые сосуды головного мозга, поэтому вращение всегда было плохим, хотя меня очень хорошо учили. Я могла сделать 28 фуэте, но потом зал перед глазами ходил ходуном и я падала. Суламифь научила меня с четвертой позиции на пальцах делать шесть пируэтов. Только на навыке. Она научила меня прыгать, научила меня свободе, я ей за это очень благодарна. В театре я попала сразу к Елизавете Павловне Гердт, а затем к Марине Тимофеевне Семеновой, уже полностью осознав, что мне нужно.
И Елизавета Павловна на меня не обиделась, когда я уходила от нее, она сказала: «Я тебя понимаю». У Семеновой я выучилась всему, что умею. Мы — семеновский полк, и то, что мы умеем, не умеет никто. Последний ее ученик — Коля Цискаридзе. Возможно ли рассказать, в чем заключалась семеновская выучка, или это такие нюансы, которые можно только показать? Я могу рассказать… но это непросто. Когда мы стояли у станка, то были похожи на беременных, глядящих на своего ребенка, который внутри.
Мы видели себя изнутри — она вот этому научила. Она научила нас стоять не на ноге, что мы использовали в своих постановках как хореографы, — но именно стоять, не падать. Мы знали каждую крошечную деталь своего тела снаружи и изнутри. Марина Тимофеевна на моих глазах одну очень хорошую, но плотненькую балерину выстроила от самых кончиков пальцев. Когда дошло до самого верха, она сказала: «А теперь сделай «прозрачные ноги». И я видела эти прозрачные ноги, хотя на самом деле это были две кувалды. Она вот это умела.
Ее дразнили «Здесь возьми, а там отпусти». Потому что вот тут вот нужно взять, а тут отпустить. Мы плакали, если она нас не ругала: значит, неинтересно. Она абсолютно гениальная. Она нас учила взмывать в небо. Она лепила из нас балерин.
Во времена оттепели в 1965 году первой из постановщиков в СССР обратилась к музыке Игоря Стравинского , поставив его « Весну священную » в Большом театре. В 1977 году была назначена главным балетмейстером концертного ансамбля «Классический балет». С тех пор Касаткина и Василёв — бессменные художественные руководители этой труппы, с 1992 года носящей название Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва».
Провела на телевидении цикл передач, посвящённых балету.
Нас принимают не только большие города, такие, как Москва, Санкт-Петербург, Уфа, и другие, но и малые города. Мы рады, что балет, как вид искусства стал общедоступным для жителей небольших городов, за это мы и благодарим Фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Для нас очень важно, чтобы зритель тепло принял наш спектакль «Дон Кихот», — отметила художественный руководитель театра, народная артистка России Наталия Касаткина. Уже 45 лет Наталия Касаткина руководит одним из трёх в России авторских театров классического балета. Каждый новый спектакль — это эксперимент, поиск новых путей в искусстве хореографии. Мы обратились снова к Сервантесу и у нас появились новые комические персонажи: бакалавр Карраско и племянница Дон Кихота — Антония, которые сопровождают благородного рыцаря в странствиях и разыгрывают роль его верного коня Росинанта. Образ незадачливого жениха Китри, дворянина Гамаша, стал более забавным и выразительным.
Возможно, бурное обсуждение оказало влияние на состояние артистки. Она у меня поплыла. Вызвали скорую, и потом все плохо закончилось», — поделился Иван. Ранее мы писали о том, что сын озвучил причину смерти балерины Наталии Касаткиной. Он заявил, что она скончалась из-за оторвавшегося тромба.
Умерла Наталия Касаткина
Наталия Дмитриевна Касаткина – российский хореограф, бессменный художественный руководитель и главныйбалетмейстер Московского классического балета – была удивительно талантливой, многогранной и деятельной личностью. Наталия Касаткина, Артистка балета: полное расписание событий на Яндекс Афише с возможностью покупки билета на ближайшие мероприятия. Художественный руководитель театра Наталия Касаткина согласилась ответить на вопросы журналиста «Волжской правды».
Умерла народная артистка РСФСР, руководитель московского Театра классического балета
Она была первым из постановщиков, кто обратился к музыке Игоря Стравинского после 1917 года. Ей удавалось очень просто и, по существу рассказывать о профессии не только ученикам, но и миллионам телезрителей. Сколько всего прекрасного и незабываемого удалось увидеть зрителям благодаря Наталье Дмитриевне и ее совместной работе с Владимиром Василёвым. С «Весной Священной» молодые хореографы представили миру особый пластический язык для выражения музыки Стравинского. Поставленные ею балеты шли на сценах Большого и Мариинского театров, в Музыкальном театре К.
Иван Василев поведал, что у Наталии Дмитриевны оторвался тромб. Эту информацию подтвердила и помощница Касаткиной. Валентина Бурьянова отметила, что прощание со звездой состоится 18 марта. Траурная панихида пройдет в атриуме Большого театра. Наталия Касаткина, фото:dzen.
Народная артистка России и руководитель московского Театра классического балета Наталия Касаткина скончалась на 90-м году жизни. Об этом сообщает ТАСС. Информация о месте и времени прощания с балетмейстером будет объявлена позже.
Об этом сообщает ТАСС. Источник фото: Фото редакции Наталия Касаткина — коренная москвичка, родилась 7 июня 1934 года.
В 1954 году Касаткина устроилась на работу в Большой театр после окончания Московского училища хореографии.