Этот год считается годом рождения гештальт-подхода, а сам Фриц Перлз – его основателем. Рассказываем, что такое гештальт, откуда он берется и что собой представляет гештальт-терапия.
Психологические беседы
- Будьте в курсе наших событий
- Гештальт-терапия и ее основатель Фредерик Перлз
- Что означает термин «гештальт»?
- Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем
«Гештальт-терапия — это терапия свободного человека»
В процессе работы клиенту предстоит обмениваться искренними эмоциональными реакциями с психологом и получать от него обратную связь. Гештальт-терапия эффективна при работе с подростками, со взрослыми людьми и с семейными парами. Записаться на гештальт-терапию Что такое «Незакрытый гештальт»? Гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. Ситуация может «не завершиться» из-за того, что не были проговорены мысли и эмоции, которые человек испытывал в процессе. Даже если физически все закончилось например, отношения разорвались — психологически незавершенность будет давить. Не имеет значения, из-за какой потребности, материальной или эмоциональной, возникла эта ситуация. Гораздо важнее, как она отражается на качестве нашей жизни. Казалось бы, просто — удовлетвори свою потребность, реализуй эмоцию, разряди напряжение.
Однако частенько мы не осознаем из-за чего возникла проблема, какова же истинная потребность, или не позволяем себе проявлять чувства, так как нам мешают наши внутренние запреты.
Гештальттерапия позаимствовала термин, введенный немецкими психологами в 1920-х годах. Гештальт-психологи исследовали механизмы восприятия и механизмы приятия решений, которые наблюдаются у живых существ. Когда в конце 1940-х встал вопрос о названии для нового направления психотерапии, родоначальники метода рассматривали несколько возможных вариантов, и выбор слова «гештальт» стал актом уважения к научному подход, изучавшему человека в динамике его отношений с окружающим миром. Гештальттерапия с самого начала исследовала, как именно мы взаимодействуем с окружением в настоящий момент, здесь и сейчас. Она искала природу «проблем» в том, как, каким уникальным, специфическим для каждого человека образом организован его контакт с другими людьми и миром, и предлагала способы помощи, опираясь на идеи о восстановлении живости и динамики отношений человека с окружением в конкретной ситуации. Поэтому небольшую экскурсию по темам, интересующим гештальттерапевтов, мы начнем с простых историй о том, что и как случается с людьми, как это можно диагностировать с позиций гештальт-методологии, и какие шаги предпринимает терапевт в сессии с клиентом. Эффект Зейгарник и незавершенные действия Даже люди достаточно далекие от Гештальта, но интересующиеся психологией, наверняка слышали что-то про незавершенные действия, про эффект Зейгарник. Блюма Зейгарник была ученицей Курта Левина, одного из родоначальников социальной психологии близкого к гештальт-психологам , и под его руководством выполнила работу, посвященную мотивации. Суть описанного ею эффекта состоит в том, что незавершенные действия человек запоминает лучше, чем завершенные.
Или, иначе: мотивация на выполнение определенных действий значительно повышается в ситуации, когда человек начинает процесс, и затем этот процесс прерывается. И тогда человек стремится завершить начатое. Говоря простым языком, он не может спать спокойно, пока дело не сделано. Каждый из нас наверняка оказывался в подобных ситуациях. Мы взволнованы, мы не можем успокоиться, мы раздражены, мы злимся, постоянно говорим о чем-то, видим это что-то во сне… Но стоит нам завершить процесс, и волнение уходит. Постфактум мы зачастую даже не в состоянии понять, почему, собственно, так сильно волновались. Само по себе содержание ситуации вроде бы не должно было вызвать столь серьезные переживания. И действительно, наше волнение было вызвано не содержанием, а незавершенностью процесса. Эффект Зейгарник сегодня не использует только ленивый. В рекламе, при продажах, в переговорных ситуациях.
В общем, везде, где надо людей как-то на что-то мотивировать. К примеру, для того, чтобы человек посмотрел следующую серию мыльной оперы, предыдущая должна закончиться на самом интересном месте. Реклама не должна сообщать всю информацию о товаре, ее главная задача — мотивировать потенциального покупателя на то, чтобы он сам пришел в магазин и только там смог получить ответы на свои вопросы. Вообще принцип незавершенного действия известен с древнейших времен. Причем, работает он не только в случае с человеком, но и в случае с животными по крайней мере, высшими животными. Чтобы заставить упрямого ослика идти в нужном направлении, перед его мордой держат привязанную к палке морковку. Это тот же самый эффект, который очень активно используют в дрессуре. Нельзя сказать, что Зейгарник его открыла. Она экспериментально, статистически доказала существование поведенческой закономерности, названной в ее честь. Чаще всего психологи и психотерапевты сталкиваются с эффектом незавершенного действия, когда клиент пребывает в депрессивном состоянии, поскольку не прожил до конца стрессовую ситуацию.
Например, ситуацию утраты близкого человека, работы и т. Он вроде бы успокоился, но что-то его «гнетет». Мы наблюдаем в текущей жизни человека да и сам он это подмечает, потому и приходит к нам неспособность сосредоточиться, отвлекаемость, снижение работоспособности. В общем — некоторые странности в поведении, которые вроде бы никак не обусловлены происходящим здесь и сейчас. Предположим, у ребенка резко ухудшилась успеваемость в школе. Мама ведет его к психологу, и тот выясняет, что некоторое время назад у мальчика или девочки умерла любимая собака. Ребенок еще не отгоревал, не прошел все стадии проживания утраты. Он, может быть, и не говорит об этом словами — родителям вообще может казаться, что ребенок уже успокоился, — однако его душа в значительной степени занята именно этим процессом, а вовсе не учебой. Хотя, кажется, смерть собаки и учеба в школе по сюжету никак не связаны, но ресурсы психики ограничены. Забегая немного вперед, скажу, что в каждый конкретный момент психика способна «удерживать» одну-единственную фигуру.
Все остальное воспринимается как фон. И чем сильнее, значимее фигура, тем меньше внимания человек обращает на фон. Наша психика «запрограммирована» на то, чтобы завершать незавершенное. В этом смысле она напоминает конструкцию современного автомобиля. Его механика и электроника самостоятельно, без участия водителя, поддерживают прямолинейное движение машины на ровной прямой дороге. Автомобиль «стремится» ехать прямо, он сам корректирует курс. А вот для того, чтобы курс изменить, необходимо приложение дополнительных физических сил, возникновение новых обстоятельств, обусловленных внутренними причинами дефекты, поломки, неправильная регулировка , внешними причинами выбоины на дороге, ветер, вода, грязь или решениями, которые принимает водитель. Нечто похожее происходит и в случае с незавершенной ситуацией: психика постоянно возвращает человека к тому, что он не доделал, не допрожил. И попытка «свернуть», заняться чем-то другим, требует либо привнесения в ситуацию новых обстоятельств помните поговорку «клин клином вышибают»? Но даже и в этом случае ситуация не будет завершена, она просто уйдет в фон, чтобы периодически напоминать о себе в будущем, напоминать о себе благодаря чувству боли, вины, стыда… Нерешенная задача, «не финишировавшее действие» останавливают движение человека на его пути к новым встречам и новому опыту вспомните историю о мальчике, у которого умерла собака.
Поэтому психотерапевты часто говорят: если человек начинает вести себя как-то странно, первым делом поищи незавершенную ситуацию. Используя определенные тактики, мы пытаемся такую ситуацию идентифицировать, найти временно остановленные интенции и связанные с ними действия и завершить их в терапевтическом эксперименте. Если нам это удается, человека словно бы «отпускает», энергия жизни и контакта снова движется свободно, и клиент возвращается к обычному стилю поведения хотя, строго говоря, поведение тоже немного меняется — под влиянием опыта, приобретенного при завершении ситуации. А теперь представьте, тренер обращается к психологу и говорит, что его подопечный как-то неровно выступает. На тренировках он вроде бы выкладывается и показывает очень хорошие результаты, а во время соревнований не дотягивает до такого же уровня. И первое, что мы можем предположить: по каким-то причинам действие для спортсмена завершается именно на тренировке; собственно, к выступлению он не мотивирован. Значит, нам надо перестроить мотивационные установки таким образом, чтобы завершение случалось именно на соревнованиях. Тут мы прицельно работаем на изменение поведения человека и выступаем больше в роли педагогов, чем психологов. Но и в этом случае мы можем использовать гештальт-методологию. Гештальт-метод и позиция терапевта Приведенные выше примеры говорят о том, что гештальт-метод как и практически любая психологическая методика, которая используется в консультировании может быть использован тремя разными способами: Во-первых, для описания человеческого поведения.
Тогда наша цель — понять, как получается, что человек ведет себя определенным образом, а не иначе, и, возможно, предсказать его дальнейшие поступки. Во-вторых — для управления поведением, когда нам нужно, чтобы человек сделал то, что мы хотим. Это кстати, не всегда циничная манипуляция ради выгоды; это может быть прием, позволяющий не допустить паники во время пожара в общественном месте или договориться с преступником, удерживающим заложников. В-третьих — для изменения поведения. Тут наша цель состоит в том, чтобы человек сделал самостоятельный, осознанный выбор. Если мы решаем педагогические задачи, значит, фокусируемся на том, что человек выбирает например, социально приемлемое поведение. Если мы решаем терапевтические задачи, мы фокусируемся на том, как человек выбирает, пытаемся помочь ему сделать осуществимой саму возможность выбора. То есть, говоря о применении Гештальта в разных областях жизни, надо отличать гештальт-методологию от собственно гештальттерапии. Многие идеи, которые используются в гештальт-подходе, могут быть применены, например, для расчета эффективности влияния рекламных сообщений на аудиторию, для диагностики того, что происходит с людьми в трудовых коллективах, и проч. Использование гештальт-подхода в психологическом консультировании — это применение идей, описывающих динамику процесса контакта, в ситуациях, когда человеку необходима помощь.
Можно сказать и так: гештальттерапия — это название практик работы в отношениях «клиент и терапевт», и мы предполагаем, что само слово «терапия» дает указание на то, что есть необходимость помощи в решении человеческих проблем и изменении качества жизни клиента. Важнее всего здесь позиция терапевта: как, каким образом он организует контакт с клиентом. В чем специфика поведения гештальттерапевта? Прежде всего, это разговор с клиентом «на равных»; открытость диалогу; максимальное внимание к тому, чтобы исследовать опыт контакта человека и его окружения; поддержка осознанности; отказ от «скрытых методов влияния»; отказ от гипноза и манипуляций. Это ориентация на актуальное время и место и — в значительно меньшей степени — ориентация на историю детства и бессознательные процессы. Это встреча «человек и человек» в настоящем моменте времени и пространства. Гештальттерапевт воздерживается от того, чтобы считать опыт человека «патологичным» и искать в детстве причину такой патологии. Гештальтттерапевт ориентирован на феноменологию, он осознает, фиксирует происходящее с ним самим и клиентом, но не дает оценок — ни с этической, ни с какой-либо другой точек зрения. Казалось бы, встреча «человек и человек» доступна нам и в обыденной жизни — с друзьями, с близкими людьми. Однако практика показывает, что, если у человека случается стресс, как раз прямая встреча становится для него затруднительной.
Сделаем пометку на полях: независимо от того, какое направление представляет психотерапевт, его разговор с клиентом, по сути, ни к чему клиента не обязывает — в отличие от разговоров с родственниками, начальниками, чиновниками и т. В определенном смысле, психотерапевт — это «случайный попутчик», человек с плохой памятью. Он никому ничего не расскажет. Соответственно, и клиент чувствует себя более свободно, поскольку ему предлагают высказываться в «лабораторных условиях», в условиях ни к чему не обязывающего эксперимента. Инструмент терапевта, его позиция — открытость и присутствие. Клиент и терапевт стараются быть открытыми в плане своих чувств и своих человеческих реакций. Эта правда чувства в ситуации становится основанием для доверительности и предоставляет клиенту возможность для максимального самораскрытия. То же самое относится и к сюжетам жизни. Человек понимает: даже если он сейчас скажет что-то предосудительное с точки зрения общепринятой морали или, например, гражданского кодекса относительно желаний, мечтаний, фантазий и реальных фактов своей жизни, это не повлечет за собой ни осуждения, ни наказания. Клиент может быть честен, что позволяет ему вместе с терапевтом исследовать душевные феномены и экспериментировать с реализацией желаний в защищенной игровой ситуации.
То есть открытость и искренность позволяют поддерживать другие важные для гештальттерапии темы — тему осознавания происходящего, реалистичности опыта, опоры человека на себя, свои телесные ощущения и эмоции, творческое, живое отношение к реальности и поиск наилучшей формы взаимодействия с окружением в конкретной ситуации. Мы отчасти уже говорили об этом в самом начале. Гештальттерапевта интересует, как организован процесс действования человека в конкретной ситуации, процесс его контактактирования с Другим, процесс его эмоциональной жизни. И, соответственно, «область вмешательства» терапевта его интервенции, предлагаемые эксперименты также будет связана с тем, чтобы по-новому организовать этот самое КАК. Очень важное отличие гештальттерапии от других методов состоит в том, что сюжет как набор и последовательность конкретных фактов, составляющий ситуацию, мене важен, чем способ его проживания человеком. Это, кстати, предоставляет терапевту и клиенту очень широкие возможности для выбора незавершенных ситуаций. Они могут быть социально значимыми или казаться совсем простыми, частными случаями из жизни. Для гештальтиста важно не то, как человек оценивает значимость ситуации, важно то, как он с ней справляется. С точки зрения постороннего наблюдателя а иногда и самого клиента, который только-только начинает терапию , на сессиях часто обсуждаются какие-то «мелкие темы», но результатом становится изменение способов прохождения контактного процесса и форм организации жизни в самых разных масштабах. Но за счет чего происходят эти изменения?
Как удается в рамках терапевтической сессии завершить незавершенное? Практика гештальт-подхода в значительной степени основана на том, что природа или Господь Бог дали нам две сигнальные системы — предметную и фантазийную. Их описал академик Иван Павлов. Суть его открытия я сейчас немного упрощаю состояла в следующем: высшие животные, включая человека, способны проживать ситуации чувствовать, определять приоритеты, ставить цели, действовать как в предметном, так и в фантазийном мире. Причем, обе системы в значительной степени дублируют друг друга. Иначе говоря, когда мы читаем книгу, слушаем рассказ другого человека, смотрим спектакль или кино, мы переживаем практически то же испытываем те же эмоции , что могли бы пережить, если бы события происходили в реальном мире с нашим участием. На этом основана аристотелевская теория катарсиса. Я, зритель, не участвую в действе, но идентифицирую себя с персонажем и за счет этого способен пережить очень сильные, очищающие эмоции. Больше того, я приобретаю новый опыт проживания ситуации изнутри, хотя, по факту, остаюсь наблюдателем и вижу происходящее извне. Тут, правда, сразу нужно оговориться и мое замечание относится к теории Гештальта : воспринимая происходящее на фантазийном уровне, я проживаю опыт иначе, в других модальностях, чуть с большей или с меньшей интенсивностью, нежели в реально-предметном мире.
Если я здоровый, достаточно образованный человек, знающий правила сценического языка, или просто помнящий правила детской игры, я все-таки буду отличать смерть Эдипа или Дездемоны, персонажей на сцене театра, которых играют актеры, от смерти близких мне людей. Гибель театральных персонажей не станет для меня психологической травмой. Наоборот, я смогу, помимо прочего, восхититься композицией пьесы, талантом актеров, осознать свои собственные эмоции, которые по ассоциации связаны с эмоциями персонажей.
Если нет — возникает незавершённый гештальт.
Соответственно, гештальтист помогает найти те потребности, которые неудовлетворены по каким-либо причинам. С его помощью все необходимые действия совершаются и человек достигает желаемого. В этом и заключается гештальт подход. Чтобы помочь человеку удовлетворить свои потребности, гештальтисты используют разнообразные техники гештальт-терапии.
Их принято называть упражнениями или играми. Какой именно метод гештальт-терапии выбрать, гештальтист решает после первой консультации с пациентом. Обычно используется техника «пустого стула», которую совмещают с другими, не менее эффективными упражнениями. Это занятие, требующее от пациента использования воображения.
Ему предлагают представить стул, на котором сидит какой-то человек. В зависимости от того, какие проблемы мучают пациента, гештальтист предлагает поговорить с кем-то из близких либо даже с самим собой. В процессе общения гештальт терапевт уточняет вопросы, предлагает темы для разговора, следит за ходом общения, а также он отслеживает феномены — изменение состояния человека. Всё это позволяет составить общую картину проблем пациента, найти их первоисточник и помочь человеку преодолеть трудности.
Особенность этой методики состоит в том, что терапевт тоже делится своими эмоциями, ощущениями и мыслями с пациентом. Таким образом, он выстраивает с ним доверительные отношения, создавая комфортную среду. Она заключается в том, чтобы раскрыть все крайние состояния личности пациента, которые вызывают у него смятение. Так, человек, который любит своих детей, но строго их воспитывает, склонен испытывать чувство вины перед самим собой за неправильное отношение к детям.
В его сознании излишняя нежность и строгость конфликтуют между собой. Терапевт помогает обрести умиротворение и примирить человека с самим собой. В данном случае речь идёт о том, что многие пациенты отказываются принимать свою проблему. Они отрицают её существование либо свою вину в её возникновении.
Поэтому для того, чтобы помочь решить проблему, терапевту сначала нужно привести пациента к осознанию и принятию ответственности. Конечно, это далеко не все методики, которые применяются гештальтистами.
Он стал отдельным практическим направлением психологии, способным восстановить целостность личности, помогающим понять причинно-следственные связи, структурировать и упорядочивать жизнь индивида.
Нейрофизиологи считают гештальт-терапию весьма полезной, так как она активизирует головной мозг и увеличивает количество нейронных связей, развивает осознанность человека, стимулирует к приобретению нового опыта и приспособлению к окружающей среде. Интересно, что у самого ее основателя Ф. Перлза был незакрытый гештальт.
Он пишет об истории, произошедшей в 1936 году. Психиатр приехал в Прагу, где должен был выступить с докладом на Международном психоаналитическом конгрессе. Перлз хотел поговорить с З.
Фрейдом, работой которого очень интересовался. Но их встреча продолжалась только 4 минуты, и ответов на интересующие его вопросы Фриц не получил: отец психоанализа лишь поинтересовался, когда он уезжает. Этот случай основатель и назвал одной из самых важных своих незаконченных ситуаций.
Как проработать гештальт Самостоятельно завершить прерванное действие можно, следуя таким рекомендациям: Лист бумаги разделить пополам, то есть, на две колонки. В одну записывать положительные моменты ситуации, в другую — отрицательные. Особенно беспокоящие пункты целесообразно подчеркнуть.
Выбрав самые важные ситуации см. В такой идеальный сценарий нужно полностью погрузиться и пережить произошедшее заново, как вы и задумали. Таким образом можно выплеснуть соответствующие эмоции и слова, которые не были задействованы в прожитом событии.
Специалисты предупреждают — за один раз закрыть гештальт не получится, таких мероприятий нужно несколько, поэтому на это уйдет не менее недели, а у некоторых — и месяц. Завершая работу над собой, необходимо пересмотреть свою жизнь, учитывая полученный опыт. Это позволит стать более уверенным в себе, а в будущем не даст наступать на одни и те же грабли, а поступать осмысленно и продуманно.
О том, закрыт гештальт или нет, можно узнать так: при попадании в ситуацию, которая вас тяготила, вы больше не испытываете дискомфорт, и мысли об этом вас не беспокоят. Проработать открытый гештальт самому удается не каждому, поэтому если вы заметили свое бессилие, то правильнее обратиться к профессионалу — психологу. Он будет вместе с вами погружаться в ситуацию столько, сколько это понадобится, пока переживания не перестанут вас беспокоить, и проблема сама себя не изживет.
Но пациенту следует принять то, что скрывать ему перед специалистом ничего нельзя. Обязательно ли всегда закрывать гештальт Человеку жизненно необходимо удовлетворять свои потребности, а для этого нужно их распознавать, то есть понимать, какие из них стоят на первом месте.
Что такое «Незакрытый гештальт»?
- Мифы и реальность в методах гештальт-терапии
- Техники гештальта в процессе консультирования. Кривая контакта
- Что такое незакрытый гештальт?
- Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
- Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог - Чемпионат
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
"Гештальт-подход" несомненно станет одной из основных книг в литературе по гештальту. Беседа с руководителем и преподавателем программы «Гештальт-подход в психологическом консультировании» Юлией Логашенко о пути через гештальт-терапию к целостности: ключевые принципы гештальт-подхода, характеристики терапевта, особенности обучения на программе. Психолог Ольга Некрасова рассказывает, как самостоятельно закрыть гештальт и выйти из «замкнутого круга» тревоги и разочарований.
Выбор города
- Что такое гештальт
- Что такое гештальт и зачем его закрывать | РБК Тренды
- Незаконченный или незавершённый гештальт
- Что такое гештальт и в чем суть данного подхода?
Призраки прошлого: почему важно закрывать гештальты
Гештальт-психология"Центре Здорового Сна".Медицинский центр у м. Академия Наук. Обращайтесь 375293118844. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. Что такое гештальт-терапия простыми словами. Гештальт — это некая незавершенная ситуация, которая продолжает давить на человека. На сайте Московского Гештальт Института в программе подготовки гештальт-терапевтов раздел 3 – «Творческие методы гештальт-терапии» – содержит тему «Работа с внутренней феноменологией клиента», а раздел 5 – «Философия гештальт-подхода и методология. Гештальт-подход не работает в тех случаях, когда человек не готов обратить свой взор внутрь себя, подумать о том, что стоит за его чувствами и реакциями и как связаны его прошлое и настоящее.
Основы гештальт-психологии: в чем ее суть и как она используется?
Психотерапия позволяет научиться лучше слышать себя. Распознавать, чего именно хочет человек и выбирать, как он может это реализовывать Кому не подходит гештальт-терапия Гештальт-терапия не работает с людьми, которые: — Находятся в острых психотических состояниях; — Находятся в измененном состоянии сознания, в том числе из-за приема алкоголя или наркотиков; — Имеют тяжелые формы личностных расстройств, в том числе связанных с органическими поражениями нервной системы. Кроме того, гештальт-терапия не сможет избавить от зависимостей, но может стать дополнительной поддержкой. Если параллельно клиент, например, участвует в программе «12 шагов» или наблюдается у нарколога или психиатра. Важно, чтобы человек сам захотел и пришел в психотерапию по своей воле. Результаты могут быть менее эффективными, если человек обращается к психотерапевту из-за того, что кто-то на этом настаивает. Встречи проходят 1 раз в неделю. Длительность психотерапии в гештальт-подходе определяется индивидуально. Этот вопрос можно обсудить с терапевтом перед началом работы. Научные исследования эффективности Научная эффективность гештальт-терапии подтверждена неоднократно. Например: — Исследование по лечению депрессии гештальт-терапией; — Анализ сильных и слабых сторон программы краткосрочной гештальт-терапии наркозависимых пациентов.
Гнев, который не вышел наружу, не вылился свободно, превращается в садизм, в стремление к власти и другие виды пыток. Избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх. Контролирующий себя человек всегда обладает диктаторскими наклонностями. Мазохист — это человек, который боится боли и приучает себя терпеть ее. Одиночество — это быть одному, плюс поток дерьмовых мыслей. Заповедь Фредерика Перлза Фридрих Перлз, безусловно, был выдающейся личностью. Он не принадлежал ни к одной школе, хотя внимательно следил за тем, что делали коллеги по цеху.
Всегда был открыт для новых идей и готов идти дальше, не цепляясь за старое. Перлза даже обвиняли в том, что он предал гештальт именно так выразился его коллега, один из основателей гештальт-терапии Пол Гудман у гроба Перлза. Однако для Перлза важнее было не предать себя. В конце концов, именно умению слышать, понимать себя и брать на себя ответственность за свою жизнь он и учил пациентов: Я делаю свое, и ты делаешь свое. Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, И ты в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Если нам случится найти друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь.
Принципы гештальт-терапии пациент анализирует происходящее с ним; понимает причины своих реакций; в идеале умеет контролировать их. Принцип «здесь и сейчас». Важно не столько то, что было в прошлом, сколько то, что человек чувствует в настоящий момент, каковы его нынешние мысли и устремления. Принцип ответственности клиента за все, что происходит в его жизни. Анализ прошлых ситуаций позволяет отделить ответственность тех, кто вызывал те или иные чувства и мысли, от собственной ответственности пациента за то, как эти чувства и мысли отразились на его жизни. Принцип открытого выражения чувств и эмоций. Подавление и вытеснение их помогает человеку избегать неприятных ощущений, «держать лицо», но на самом деле уводит человека все дальше от его истинного «я».
Принцип ориентации на самого себя. Гештальт-подход не ориентируется на понятия «норма» и «патология». Каждый человек уникален и имеет полное право оставаться таковым. Важно, что чувствует и думает сам человек, а не его семья, коллеги, друзья или общество в целом.
Поэтому для того, чтобы жить сейчас, ты должен закрыть все гештальты прошлого. То есть проработать ситуации самостоятельно или с психологом. Конечно, мало кто осознает, что незаконченные ситуации мешают жить. И разобраться, какие именно, без посторонней помощи очень сложно. Раз за разом в твоей памяти могут всплывать размытые картинки, терзать подсознание.
Научиться жить настоящим тебе поможет гештальт психология. Эта наука не так уж и нова — она зародилась еще в начале ХХ века. Смысл терапии заключается в том, чтобы клиент сам нашел ответы в своем подсознании и закрыл свой личный гештальт. В основном, человек приходит на прием к специалисту с проблемами, которые лежат в плоскости взаимоотношений с другими людьми. Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы встретимся и поладим — это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь. Она занимает намного больше времени, чем психологические тренинги. Но одно из ее важных преимуществ — фиксированность результата.
Это философский подход, который уходит корнями в восточные учения, например буддизм. В начале своего становления гештальт психология была довольно агрессивным методом. Основатель этого направления Фриц Перлз специально вступал в конфликт со своими клиентами, чтобы вызывать у них негативные эмоции. В ходе такого разговора, пациенты меняли текущее восприятие своей проблемы: что-то отходило на второй план, как неважное, другие же моменты, наоборот, становились более актуальными. Клиенты сами находили ответы на свои вопросы во время эмоционального спора с психологом. Но современные специалисты не придерживаются такой агрессивной методики, считая ее эффективность спорной. Ученые подтвердили, что человек воспринимает мир как единое целое как гештальт , а не набор отдельных хаотичных раздражителей. Что такое незавершенный гештальт: примеры из жизни Итак, надеюсь, ты уже понял: когда гештальт не закрыт — это хреново. Но вот что же это означает на практике.
И, следовательно, цель ГТ состоит даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: свободу уходить и возвращаться, ходить по кругу или бегать по степям или спать в конюшне, что, кстати, тоже очень неплохо. Может быть, для этого действительно понадобится осознать, как и зачем мы потеряли эту свободу. А может быть, достаточно будет найти то или тех , кто поможет сделать шаг за привычный барьер. Обычно ее называют внучкой психоанализа. Дедушка Фрейд сделал открытие, которое вполне можно считать одним из судьбоносных открытий 20 века — он открыл бессознательное.
Это открытие лежит в основе любой существующей в настоящее время личностно-ориентированной психотерапии. Если в двух словах, то его суть заключается в следующем: во-первых, человек ничего не делает случайно а то, что нам кажется случайным, на самом деле является проявлением нашего бессознательного , а во-вторых, те желания и чувства, которыми не владеем мы, владеют нами. Основатель ГТ, австрийский психиатр Фредерик Фриц Перлз, в начале своего профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя. В этом пути было несколько ключевых встреч, которые и позволили создать уникальный подход, объединяющий западные психологические школы с идеями восточной философии. Вот эти встречи: Его жена, Лаура Перлз, доктор гештальтпсихологии.
Эта встреча стала важнейшей как для личной жизни Перлза, так и для создания нового направления. Самим названием и многими идеями ГТ обязана именно этой встрече. Он был весьма известен своей настойчивостью в утверждении целостного подхода к человеку «Строение организма» , отказываясь от разделения на органы, части или функции. Они уже несли новые идеи, в том числе, влияние экзистенциализма. Макс Рейнгар, основатель театральной школы, в которой обучался Перлз.
Именно эта встреча позволила позже создать технику «пустого» стула, также хорошо ассимилированную другими подходами. Вильгельм Райх, «отколовшийся» психоаналитик. Своими работами о «мышечном панцире» и характерологических структурах, он самым активным образом ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу. Гештальт-терапия стала первым психотерапевтическим направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как одно из проявлений и способов переживания внутренних, эмоциональных сил и конфликтов. Пол Гудмен, который быстро становится важнейшей фигурой в развитии гештальт-терапии.
Пол Гудмен, непризнанный писатель, эссеист и поэт поставил на службу идеям Перлза все свои литературные, философские и психоаналитические знания. Он сделал гораздо больше, чем просто работу по переписке, которая от него требовалась, и придал стройность, последовательность и глубину перлзовским интуитивным находкам, которые без него, возможно, так и остались бы в черновых набросках. Влияние экзистенциализма. Идеи экзистенциализма 20 — 30 х годов, в частности, философии Мартина Бубера «Я и Ты» и Пауля Тиллиха «Мужество существования» оказали влияние на все любопытствующие умы того времени. Философия экзистенциализма с ее гуманистическими ценностями и сейчас актуальна для всего человечества.
Пожалуй, можно лишь напомнить, что гештальт-терапия была первой клинической практикой, которая положила эти ценности в основу своей теории и непосредственной работы с клиентами. Влияние буддизма и восточных практик. Никаких встреч, которые можно было бы «обвинить» в этом влиянии, не зафиксировано. Однако суть и философия ГТ, ее взгляд на мир, как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к индивидуальной истине, скрытой в глубине каждого из нас — все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма. Хотя есть и отличия, их мы увидим дальше.
Теоретические корни ГТ — гештальт-психология и теория поля Курта Левина. Само слово «gestalt» нем. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную фигуру. Гештальтпсихология была основана в 1912 году и обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов.
Проще говоря, исследуя феномены человеческого восприятия, они выяснили, что человеческий мозг ленив и не склонен каждый раз заново создавать из деталей новые образы. Мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений гештальтов. Нармипер, бкувы в солве муогт слдеоавть в лоюбм пояркде — мы все рнаво пноиамем сымсл. Гештальты — атомы нашей психики. Просто, если мы видим что-то не совсем знакомое, мозг сначала ищет в «базе данных», на что же это похоже, и чаще всего находит.
Согласитесь, это гораздо удобнее и экономичнее, чем каждый раз изобретать велосипед. И только если совсем не удается найти подходящий «готовый» гештальт, включается ориентировочный рефлекс «что такое? Далее мы увидим, как Перлз переложил эту идею гештальтов на всё функционирование психики в целом. Фигура-Фон Психика человека - целостное образование, основными компонентами которого являются фигуры, то есть те части поля, которые как бы выделяются, и фон - задний план, на котором воспринимаются эти фигуры. Они являются частью целого, структура которого гибка, так как фигура может стать фоном и наоборот.
В «народе» это явление широко известно как двойные изображения: два профиля-ваза, красавица-старуха и многие другие. Несмотря на то, что оба изображения присутствуют всегда, видеть мы можем либо вазу, либо два профиля. Фигура и фон могут меняться местами, но 2 фигуры не могут существовать одновременно: что-то обязано стать фоном, на котором и возникнет фигура. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Lamme 1995.
Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. По сути, это открытие показало — в этом мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что нам важно в данный момент нашей жизни, а все остальное теряется в фоне, проносится мимо, как пейзаж за окном, когда вы за рулем. Когда нам холодно, мы мечтаем о тепле и уюте, когда жарко — о прохладе и свежести, когда ищем сапоги — смотрим всем на ноги.
Когда влюблены, все остальные мужчины женщины перестают существовать. Поле определяется как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые" Lewin, 1951, с. Человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающей его ситуации. И поведение человека может быть вызвано внутренними потребностями и мотивами, и тогда оно называется волевым, а может — влиянием внешних объектов, и тогда оно называется полевым. Главное открытие заключалось в том, что мы никогда не свободны от влияния поля, и иногда бывает трудно сказать, чем же на самом деле детерминировано наше поведение — нашими внутренними идеями и ценностями или же внешней средой.
Человек не может рассматриваться как автономная система, поскольку всегда включен в другую систему, называемую психологической средой. Как мы видим, гештальтпсихология внесла ощутимый вклад в формирование еще одного тренда 20 века - системного мышления. Еще одна теория - «незавершенных действий», разработанная советским психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник, ученицей Курта Левина, экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. То есть, пока дело не сделано — мы не свободны. Оно нас держит, как невидимый поводок, не давая уйти далеко.
Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый из нас хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в силах заняться чем-то другим. Перлз совершенно справедливо предположил, что это касается не только внешних, бытовых дел, но и внутренних ситуаций. Например, пока отношения не завершены — они продолжаются.
Гештальт психология: гельштат-терапевт, гельштат-подход
В последнее время появилось много направлений в психологии, помогающих справиться с жизненными проблемами и неурядицами. Одно из них - гештальт-терапия. две различные теории в области психологии, которые помогают людям понять себя и свое теории имеют разные основы, подходы и методы. Гештальт-терапия сегодня. Метод гештальт-терапии был разработан в 50-60 годах прошлого века группой американских психологов под руководством Фрица Перзла. Этот человек стал легендарной фигурой в психологии ещё при жизни. Практические выводы из гештальт-теории генезиса невроза Как тревожно, страшно, скучно, пресно. Термин «закрыть гештальт» происходит из гештальт-психологии, где гештальт означает целостный образ или форму. Согласно гештальт-подходу, наше восприятие стремится к закрытию гештальта, то есть к полному и завершенному восприятию образа или концепции.
Елена Петрова. «ВВЕДЕНИЕ В ГЕШТАЛЬТ. Гештальт-подход в жизни: возвращение к здравому смыслу»
В специализированной литературе по гештальттерапии основное внимание уделяется ее теоретическим аспектам. В качестве подтверждения эффективности метода часто описывают различные клинические случаи, но этого недостаточно, чтобы делать далекоидущие выводы. Подходит не всем. Гештальттерапия — метод без четкой структуры: нет универсального алгоритма, по которому работает психотерапевт. В его взаимодействии с клиентом много спонтанности. Одним людям такой формат подходит.
Другие же чувствуют себя некомфортно. Им может быть сложно активно участвовать в процессе, чего требуют неструктурированные методы, и легче следовать инструкции.
И последний, третий этап — ассимиляция, освоение нового, переход к использованию этого опыта в жизни.
Так вот: сессии, клиенты и контакт бывают очень разными. Иногда клиент настолько погружен в себя, настолько озабочен произошедшим, настолько встревожен, что не способен заметить Другого. И тогда интервенции типа: замечаешь ли ты, что я… кому ты все это рассказываешь… ты мне кажешься… и т.
В этот момент терапевт встречается с феноменами, предъявляемыми клиентом — его чувственным опытом, его болью и тревогой, его окружением, отношениями, идеями… Прежде чем чинить машину, хорошо бы понять как она устроена — именно поэтому важна феноменологическая диагностика. Она может быть как реалистичной и построенной на прямых и ясных вопросах, так и метафорической, образной, чувственной. Важная задача терапевта — попасть «в поле» клиента, «увидеть» его ситуацию с минимальным числом искажений, услышать его историю.
Приведем пример супервизируемой работы. Я хочу поговорить с тобой о моей внешности… Т. Со мной?
Ну да… Т. И что ты хочешь сказать мне о себе? Я себе не нравлюсь… Еще со школы… Я всегда думала, что я — некрасивая… Т.
А ты замечаешь, что я — мужчина? К испуганно. Да… Т.
Попробуй адресовать свой текст лично мне. У меня создается впечатление, что ты меня не замечаешь… Это — самое начало сессии.
В ходе обсуждения затрагиваются темы потребностей и ожиданий клиента, обсуждается, как эти потребности и ожидания соотносятся с тем, что происходит на самом деле, что нужно от клиента другим людям, как соотносятся ожидания пациента и других людей.
Гештальт-терапевт указывает на феномены, упущенные клиентом, на которые нужно обращать внимание при следующих экспериментах для улучшения осознавания [1]. По канонам гуманистического подхода в гештальт-терапии гештальт-терапевт анализирует феномены совместно с клиентом на равных, избегая наставничества, доверяя суждениям клиента, при этом полностью вовлекаясь в процесс обсуждения, раскрываясь как личность, рассказывая о собственном опыте и событиях своей жизни. По этой причине личные качества гештальт-терапевта имеют огромное значение в гештальт-терапии, большее, чем в психоанализе и поведенческой терапии.
Между клиентом и гештальт-терапевтом должен установиться диалог — ещё одно важное понятие гештальт-терапии [1]. Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа гештальта личности клиента. Посредством осознавания клиент должен выявить отвергаемые им части своей личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли.
Затем принять либо нейтрализовать их, принять себя и тем самым восстановить целостность своей личности [1]. Большое внимание при этом уделяется также развитию независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не потребностям других людей. В процессе терапии активизируется творческое приспособление, что улучшает способности клиента к адаптации в постоянно изменяющихся условиях внешней ситуации.
Вместо оценки, базирующейся на плохо переработанных мнениях других людей, клиент опирается на организмическое оценивание, связанное с возросшим осознаванием и дифференциацией собственных потребностей, присвоением собственных ценностей и логикой актуальной жизненной ситуации.
Нервная система от этого устает, и появляется прокрастинация в поведении. Особенно запоминается незакрытый гештальт в подростковом возрасте, когда все воспринимается через призму дисбаланса гормонов и перепадов настроения, а также увеличенного чувства справедливости. Например, девочка-подросток не хочет мыть посуду — родители в качестве наказания забрали у нее телефон на 3 дня. У нее закрепится обида на них, так как будет считать наказание несправедливым и ко всем взрослым может теперь относиться настороженно, как будто они посягают на ее свободу. И здесь просто необходимо закрыть гештальт в отношениях, чтобы она поговорила с родителями по душам. Как закрыть гештальт — техники Простым языком закрыть гештальт — значит создать целостную картину чего-то, будь то какое-то дело, ситуация или отношения.
Но это не так легко сделать, как звучит. Иногда требуется целое гештальт-обучение человека на терапии, чтобы что-то закрыть или дополнить. Закрытие гештальта Итак, с этим разобрались. Но мы не сможем закрыть гештальт, не зная основных его законов. Ведь каждый гештальт-терапевт в своей работе на них основывается. Законы гештальта: Сразу целое, а не сумма частей — наше восприятие стремится к целостности. Когда вы зажжете бенгальский огонь и будете делать им круговые движения, то психика воспримет это как горящий круг, а не отдельную светящуюся палку в разных точках пространства.
Есть главное и второстепенное — то, что в центре нашего внимания, то есть фигура, все остальное — фон. Это интересно тем, что без нашего желания что-то становится главным, а что-то — второстепенным. Как только мы фокусируемся на чем-то, то учимся выделять фигуру из фона. Это дает нам возможность самостоятельно закрывать свои гештальты, когда они становятся фигурой. Фигура зависит от качеств и желаний — то, что центральное в нашем сознании, основывается на наших привычках, эмоциях, стимулах внешнего мира. Человек может выбирать — восприятие организует процесс сознания. Человек может выбирать, что он хочет чувствовать, воспринимать, видеть.
И это связано с привычками, интересами, желаниями человека. Мы можем выбрать свой гештальт, что в него вносим, что в нем видим. Чтобы что-то поменять, выбирать, нужно это осознать. Я постаралась описать законы не академическим языком, а простым человеческим. На основе этих законов работает гештальт-подход. Есть несколько техник в арсенале гештальтиста, которые помогают ему направлять человека к решению проблем. Техника пустого стула Применяется, когда у человека есть нерешенная проблема, но по какой-то причине он не может ее довести до логического завершения.
Например, не может поговорить с мамой из-за того, что она умерла, или друг не хочет с ним видеться, уехал, заболел психически и т. Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. Эту технику нередко используют в группе, тогда каждый участник может задавать наводящие вопросы, делиться чувствами. Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику. Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего. Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее.
Так вот, важно именно вытягивать — сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас: на столовых приборах во время завтрака, на процессе пережевывания пищи, на каком-то действии. Субъективизация в высказывании В процессе сессии, когда человек осознал себя здесь и сейчас, когда он может идентифицировать свои ощущения, он сможет различать разные зажимы и дискомфорт в теле. Горячий стул Клиент садится на стул, напротив него ставится еще один.