Говорят, что 45 лет назад, когда на экраны вышли «12 стульев» Марка Захарова, его коллега Леонид Гайдай был очень обижен: якобы коллега украл у него идею. Долгое время Гайдай мечтал экранизировать роман «12 стульев». Его не спугнули никакие зловещие знаки: неразбившаяся тарелка на удачу, переписывание сценария, невозможность найти идеальных актеров. Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. В 1971 году наступил звездный час «Чичерина» – на нем прошли съемки фильма Леонида Гайдая «12 стульев». Для этих целей его «загримировали» в агитпароход «Скрябин». Легендарный роман «12 стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова в 1971 году экранизировал советский комедиограф Леонид Гайдай, а спустя пять лет — великий экспериментатор Марк Захаров.
Двенадцать стульев
Несколько занятных моментов в «12 стульях» Гайдая. Основной ляп — КиноTalk | Знаменитый режиссёр Леонид Гайдай среди 200 кандидатов на главную роль в фильме «12 стульев» выбрал Владимира Высоцкого. |
Гайдай утвердил на главную роль в «12 стульях» Высоцкого и пожалел об этом | Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. |
12 стульев (1971)
Ru» Сколько себя помню, столько и была «Бриллиантовая рука». Я набита цитатами из этого фильма под завязку — то и дело вольно или невольно вырывается: «Семен Семеныч! Пожалуй, это самый цитируемый фильм в моем личном рейтинге. Да и не в моем тоже: «Бриллиантовая рука» регулярно входит в первую десятку самых упоминаемых советских и российских фильмов, хотя ее ближайшие соперники — фильмы того же автора, режиссера Леонида Гайдая , хорошо известные почти каждому взрослому соотечественнику «12 стульев», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». При этом моим любимым фильмом «Бриллиантовую руку» назвать не могу. Сама не знаю почему, но редко включаю ее фоном, когда хочется поднять себе настроение. Скорее, мы с этим киношедевром, как супруги после полувека совместной жизни — вроде бы и надоели друг другу, но и жизни врозь не представляем. Нашу первую встречу я помню смутно, но в память врезалась фраза «черт побери» в исполнении Андрея Миронова — боже, как же я хохотала, когда он специально падал в узком переулке Баку, изображающем в фильме «город контрастов» Стамбул.
Еще через несколько лет я созрела до осознания безумного эротизма сцены со Светланой Светличной.
Жанр: комедия, экранизация Первая серия — «Лед тронулся», вторая серия — «Заседание продолжается». Комедийная лента, рассказывающая о похождениях самого, пожалуй, популярного и любимого в народе литературного героя. Остап Бендер с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым ищут фамильные драгоценности, которые покойная теща Воробьянинова спрятала в одном из стульев столового гарнитура. Параллельно с ними поисками сокровищ занимается священник отец Федор, которому эта «страшная» тайна была открыта на исповеди. Перенести роман Ильфа и Петрова на широкий экран было заветной мечтой Леонида Гайдая.
Но как-то так звезды располагались, что съемки постоянно откладывались. Сначала выяснилось, что параллельно с задумкой Гайдая ставить «Двенадцать стульев» уже начал работать над экранизацией другого произведения писателей — «Золотого теленка» — Михаил Швейцер. Потом, когда вроде бы можно было приступать к съемкам, обнаружилось, что Гайдая опередил Георгий Данелия. Леонид Иович уже совсем сник — не видать ему «Двенадцати стульев» с собственной фамилией в титрах, как вдруг случилось невероятное. Георгий Данелия взял да и подарил право на съемки картины своему другу-режиссеру, пояснив при этом, что он сам уже перегорел, а без энергии и огонька снимать такой фильм — преступление. Оно посчитало, что сценарий, представленный Гайдаем, совсем не смешной и вряд ли в итоге получится достойный продукт.
В сценарии и фильме должны прозвучать злость и насмешка над представителями старого мира. Иной раз не хватает остроты социальной характеристики. Необходимо дать сценарию острый социальный посыл». Впрочем, все эти замечания Гайдай воспринимал как мелкие недоразумения. Главным был тот факт, что он все-таки будет снимать этот фильм! Двести Бендеров на одну роль.
Главного героя — Остапа Бендера — Гайдай принялся искать с таким энтузиазмом, что об этом до сих пор ходят легенды на «Мосфильме». Виданное ли дело: на одну только роль претендовали более двухсот актеров! После жесткого отбора кандидатов осталось только двадцать. Но что это были за кандидаты! Даже Муслим Магомаев был в числе претендентов. Правда, популярный певец почти сразу же «сошел с дистанции», трезво оценив свои способности как драматического актера.
Весьма удачными были пробы Михаила Козакова: он отыграл эпизод с шахматным поединком в Васюках и вроде бы приглянулся режиссеру. Правда, сам же Гайдай через несколько дней лично перезвонил Козакову и извинился: мол, у другого актера пробы получились лучше. В итоге съемки начались с Владимиром Высоцким в главной роли. Однако актер, едва приступив к работе, вдруг неожиданно пропал. Запой… Обозленный Гайдай, зарекшись когда-либо связываться с Высоцким, пусть талантливым, но абсолютно ненадежным, начал съемки во второй раз. Уже с Александром Белявским в роли Бендера.
И вновь неудача. Кому-то произошедшее может показаться пустяком, однако сам Гайдай весьма трепетно относился к любым знакам судьбы.
Таким образом, оставленная за кадром сцена добавляет существенных деталей к повествованию и позволяет глубже понять мотивы персонажей. Замысел Бендера о создании "Союза меча и орала" как обманной схемы становится не только доказательством его изобретательности, но и моментом, демонстрирующим его готовность идти на риск ради получения выгоды, что ярко характеризует его как антигероя.
Все эти моменты добавляют роману дополнительные слои иронии и сатиры. Понимание этого аспекта произведения позволяет зрителям и читателям более полно оценить мастерство авторов и глубину представленных в романе тем. Такая многослойность и неоднозначность событий и персонажей делает книгу вечно актуальной и интересной для размышлений.
По сюжету после отдыха в общежитии герои посещают музей мебели, зданием которого на время съемок стал дом 12 на улице Воронцово Поле.
Он был построен в 1888 году по проекту архитектора Д. Концессионеры узнают, что стулья будут продаваться с аукциона, куда они немедленно и отправляются. Несмотря на то, что действие происходит в Москве, снимали все в том же Рыбинске, в здании Хлебной биржи: Далее по сюжету фильма происходит позорное изгнание с торгов аукциона Остапа, после чего он собирает бригаду беспризорников для выслеживания стульев. Съемки проводили в Большом Ватином переулке, который в 70-х был еще вымощен булыжником.
После аукциона стулья нашли новых владельцев. В фильме нам показали дом 8 на улице Малой Молчановке, построенный в 1914 году как доходный дом. Здание примечательно фигурами львов, которые за время революции и войны пришли в упадок и потеряли щиты. На текущий момент скульптуры реконструировали.
Эллочка Щукина, купившая другой стул, жила в Варсонофьевском переулке. Для съемок выбрали Печатников переулок ввиду красивой фактуры — Кариатид, женских скульптур, украшающих фасад. Параллельно шла работа и в павильонах, продолжавшаяся до конца августа. А 3 сентября съемочная группа прибыла в Пятигорск, где начала с эпизода у скульптуры Орла, откуда Остап отправил Кису просить подаяние у «Цветника».
Эпизод «у провала» снимали возле грота Лермонтова.
Как гайдаевский Остап Бендер на самом деле стал миллионером
Съемки фильма "Двенадцати стульев" начались в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года. Изначально роман «Двенадцать стульев» собирался экранизировать Георгий Данелия. Но вскоре он перегорел и «подарил» съемки Леониду Гайдаю, который давно мечтал снять этот фильм, но не успел вовремя подать заявку в Госкино. История создания фильма «12 стульев», который стал самым сложным для Гайдая. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать фильмы: @MosfilmRuOfficial Кинокомедия по одноименному роману и а. Умирая, теща бывшего светс. 2. В фильме Гайдая показан не настоящий Провал, а другое место. Наверное, большинство видели замечательный фильм Гайдая «12 стульев» 1971-го года со сценой, где Бендер продаёт билетики в Провал. И вот тогда Леня сказал ему: «Сергей Николаевич, у нас, к сожалению, прежде не получалось творческого контакта, но я вам обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Кисы Воробьянинова получите вы». Гайдай сдержал обещание.
ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ
Точное попадание На этом фоне съёмки Марка Захарова выглядели куда более мирно. Так, он с самого начала знал, что в главных ролях будет снимать Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Но отношения между партнёрами поначалу не заладились. Он пороху в жизни не нюхал! Все его неприятности — это чёрствое пирожное и остывший кофе! Большая часть актёров была также утверждена без проб — Александр Ширвиндт, сыгравший одноглазого любителя шахмат, Ролан Быков, ставший отцом Фёдором. Кстати, его жену сыграла законная супруга самого Захарова Нина Лапшинова. Это чуть ли не единственная её роль в кино. Сразу же была утверждена на роль и Лидия Федосеева-Шукшина, сыгравшая мадам Грицацуеву.
Незадолго до съёмок актриса и сама стала вдовой — умер её муж Василий Шукшин, а уже когда началась работа, ушёл из жизни и её отец. На съемки сцены свадьбы мадам Грицацуевой и Остапа Бендера Федосеева-Шукшина приехала сразу с похорон. Она счастливо улыбалась в кадре, а в перерывах уходила плакать. За 65 дней между пробами она умудрилась сбросить 41 килограмм. Но режиссёру этого показалось мало, и актрисе пришлось за три недели худеть ещё на 10 кило. В итоге к началу съёмок она весила 50 килограммов. Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. До этого режиссёры не баловали её своим вниманием.
Ходят легенды, что на съёмках сцены танго, во время которого Миронов ронял Полищук, она несколько раз падала спиной на бетонный пол. То Миронов промахивался и ронял её мимо матов, то во время танцев сдвигал их ногой. Так или иначе, но именно после этого танца знойную брюнетку запомнила вся страна.
Комментарии Легенду любили не все. Леонид Гайдай, вне всякого сомнения, легендарный режиссер. И как у любой легенды, у него был характер, принципы и, как следствие, в его окружении были люди, которые его недолюбливали. Самый яркий пример — Евгений Моргунов. Бывалый из знаменитой троицы во время съемок «Кавказской пленницы» позволил себе неприличные высказывания в адрес режиссера, после чего Гайдай прогнал его со съемочной площадки и зарекся с ним не работать в дальнейшем. Были у Гайдая конфликты и с коллегами по режиссерскому цеху. По слухам, Гайдай и другой легендарный режиссер Эльдар Рязанов если не враждовали, но как минимум недолюбливали друг друга.
На углу Стоялой и Крестовой во время съёмок — угол Пролетарской и проспекта Ленина в бывшем гарнизонном универмаге снимался магазин частной торговли Вакханюка Александр Хвыля , которого Остап ловко развёл на выпить и закусить. В конце квартала, на углу Пролетарской и Чкалова, проживала мадам Грицацуева Наталья Крачковская , знойная женщина, мечта поэта. Возле бывшей котлетной, работавшей тут же на Пролетарской улице в начале 70-х, Киса вспоминал об ушедшей красивой жизни с танцовщицей из варьете, а потом встретил отца Фёдора Михаил Пуговкин , открывшего свою охоту за национализированным имуществом Ипполита Матвеевича. Дом старсобеса, где жили старухи, родившиеся до исторического материализма, снимали во дворе городской библиотеки имени Энгельса: именно там Остап с трудом открывал двери в подъезд. Много раз в кадр попадает знаменитая рыбинская пожарная каланча: на её фоне располагался пункт приёма цветмета, куда Альхен сдавал медные музыкальные инструменты, каланчу было хорошо видно из-под деревянного моста, под которым Киса и отец Фёдор потрошили стул, и от избушки гражданина Коробейникова Леонид Гайдай , спекулировавшего ордерами. И в одном эпизоде Рыбинску пришлось сыграть Москву: аукцион, где продавались «10 стульев из дворца», проходил в здании бывшей рыбинской биржи сейчас здесь Рыбинский музей-заповедник, а во время съёмок размещалась городская больница имени Пирогова. А дебаркадер рыбинского вокзала, где отец Фёдор бросал в почтовый ящик письмо, изображал вокзал города Ростова-на-Дону, где инженера Брунса не оказалось. Тутаеву в фильме «12 стульев» досталась роль уездного города N, в котором было очень много парикмахерских и похоронных заведений, и в котором Ипполит Матвеевич служил в загсе.
На главной площади левого берега, на фоне местной пожарной каланчи, устроили живописную лужу и запустили в неё громадную свинью и гусей.
Параллельно с ними поисками сокровищ занимается священник отец Федор, которому эта «страшная» тайна была открыта на исповеди. Рыбинск играет роль Старгорода. Остап Арчил Гомиашвили в первых кадрах фильма поднимается со стороны Волги на Пролетарскую сейчас — Стоялую улицу, где его догоняет беспризорник. Здесь и происходит знаменитый диалог про 10 копеек и ключ от квартиры.
На углу Стоялой и Крестовой во время съёмок — угол Пролетарской и проспекта Ленина в бывшем гарнизонном универмаге снимался магазин частной торговли Вакханюка Александр Хвыля , которого Остап ловко развёл на выпить и закусить. В конце квартала, на углу Пролетарской и Чкалова, проживала мадам Грицацуева Наталья Крачковская , знойная женщина, мечта поэта. Возле бывшей котлетной, работавшей тут же на Пролетарской улице в начале 70-х, Киса вспоминал об ушедшей красивой жизни с танцовщицей из варьете, а потом встретил отца Фёдора Михаил Пуговкин , открывшего свою охоту за национализированным имуществом Ипполита Матвеевича. Дом старсобеса, где жили старухи, родившиеся до исторического материализма, снимали во дворе городской библиотеки имени Энгельса: именно там Остап с трудом открывал двери в подъезд. Много раз в кадр попадает знаменитая рыбинская пожарная каланча: на её фоне располагался пункт приёма цветмета, куда Альхен сдавал медные музыкальные инструменты, каланчу было хорошо видно из-под деревянного моста, под которым Киса и отец Фёдор потрошили стул, и от избушки гражданина Коробейникова Леонид Гайдай , спекулировавшего ордерами.
Где Гайдай снимал «12 стульев»
А Воробьяниновым — Анатолий Папанов, который также пробовался в «Двенадцать стульев» Гайдая, но чем-то его не устроил. Артист исполнял роль Остапа Бендера в фильме "12 стульев". Во многих сценах Гомиашвили пытался показать своего героя с новой стороны и сделать его более живым и человечным, но Гайдай убирал все эти сцены. Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. История создания фильма «12 стульев», который стал самым сложным для Гайдая. Тем не менее фильм «Двенадцать стульев» имел колоссальный успех у зрителей, а Арчил Гомиашвили именно благодаря звездной роли великого комбинатора смог окончательно перебраться в Москву. Бендер в «12 стульях» Гайдая бодр, оптимистичен, напорист и нахален. Его обаятельная наглость в купе с недюженной изобретательностью и артистичностью прирожденного авантюриста, что называется, «города берет».
Искали в Эмиратах: вот, как Гайдай добывал реквизит для съёмок комедии "12 стульев"
СЪЕМКИ. 12 стульев | Сценарий к фильму Гайдай написал со своими соавторами по предыдущим фильмам Морисом Слободским и Яковом Костюковским. к сожалению, после этой работы трио Гайдая-Слободского-Костюковского распалось. |
«12 стульев»: как Гайдай и Захаров один и тот же фильм снимали | Изначально роман «Двенадцать стульев» собирался экранизировать Георгий Данелия. Но вскоре он перегорел и «подарил» съемки Леониду Гайдаю, который давно мечтал снять этот фильм, но не успел вовремя подать заявку в Госкино. |
«12 стульев» Леонида Гайдая: истории со съёмок комедии и факты об актёрах с фото | Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать фильмы: @MosfilmRuOfficial Кинокомедия по одноименному роману и а. Умирая, теща бывшего светс. |
Двадцать Бендеров и одна Грицацуева: как Леонид Гайдай снимал фильм «12 стульев»
Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. И вот тогда Леня сказал ему: «Сергей Николаевич, у нас, к сожалению, прежде не получалось творческого контакта, но я вам обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Кисы Воробьянинова получите вы». Гайдай сдержал обещание. Захватывающий Фильм 12 стульев (1971) доступен в хорошем качестве на всех платформах онлайн. Смотреть онлайн фильм 12 стульев (1971) в онлайн-кинотеатре Okko. Высокое качество. Режиссёр: Леонид Гайдай.
Захаров против Гайдая: как два именитых режиссера сняли «12 стульев»
Гайдаю фильм-конкурент настолько не понравился, что он назвал его «уголовным преступлением», однако сегодня обе ленты входят в золотой фонд нашего кинематографа и одинаково любимы зрителями. Леонид Иович подбирал актеров всегда очень тщательно, но пробы на роль Остапа Бендера стали даже для него особенными — он перепробовал более 20 кандидатов, да еще каких! Пробы актеров на роль Бендера в фильме Гайдая Когда отсеялись те, кто по мнению режиссера не подходили, остались всего лишь два претендента, и с ними дело решилось еще более интересно. Александр Белявский был уже утвержден и даже приехал на съемочную площадку, но перед началом нового фильма группа всегда разбивала тарелку «на счастье». В этот день посуда оказалась крепкой, и суеверный Гайдай не только отложил съемки, но и решил еще раз пересмотреть кандидатуру главного героя. Пригласил на роль Владимира Высоцкого — опять, как ни странно, неудача с тарелкой, причем примета оказалась верной, Высоцкий в первые же дни съемок запил. И только тогда отчаявшемуся режиссеру кто-то рассказал про малоизвестного актера Арчила Гомиашвили, который уже много лет прекрасно играет Бендера в одном из провинциальных театров. С этим кандидатом и тарелка разбилась, и съемки покатились как по маслу. Так артист из глубинки моментально обошел на повороте два десятка известнейших актеров и сыграл главную роль в своей жизни. Время показало, что и он абсолютно точно не прогадал. Сегодня о том, какая пара актеров является более яркой, даже никто не спорит — все хороши.
Интересно, что целая команда из 10 актеров снялась в обеих лентах, в небольших ролях, некоторые в тех же самых образах.
Понять это невозможно, а значит, и повторить — копия в этом случае ни при каких условиях не сможет приблизиться к оригиналу. Есть, конечно, и вечные ценности вроде сцены в ресторане или песни про зайцев. Феномен «Бриллиантовой руки», помимо художественного авангардизма, заключается в том, что, кажется, в этой ленте зашифрован наш культурный код. Благодаря ему даже те, кто не смотрел фильм, знают про Семена Семеныча, их не удивляет присказка: «Шеф, все пропало! В каком-то смысле это работает как пароль и отзыв. Если видишь у человека в глазах понимание — все, есть контакт, не видишь, значит, надо выбирать слова и быть осторожнее — ваши приемники работают на разных волнах.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Что думаешь?
Там он встречает дворника Тихона. Тот рассказывает про своего бывшего барина, а в прошлом предводителя дворянства — Ипполита Кису Матвеевича Воробьянинова , якобы эмигрировавшего в Париж после революции 1917 года. Там, перед своей смертью, его тёща рассказала, что в сиденье одного из двенадцати стульев их гостиного гарнитура, изъятого во время революционного ареста, она зашила свои бриллианты стоимостью в 150 тысяч рублей. Воробьянинов вернулся в Старгород, чтобы их найти. Остап берётся помочь Ипполиту Матвеевичу за 40 процентов найденного. Бывший дворянин не сразу, но заключает с авантюристом концессию. Помимо Воробьянинова, тайну его тёщи узнаёт исповедовавший её священник Фёдор Востриков , всю жизнь мечтавший о собственном свечном заводике в Самаре , и тоже отправляется охотиться за сокровищами.
Один из двух стульев в Старгороде находится у завхоза 2-го дома Старсобеса, но его выкупает отец Фёдор. По пути поп встречает Воробьянинова и начинает с ним драку, по окончании которой выясняется, что в стуле ничего нет. Далее авантюрным путём Бендер получает ордера на «воробьяниновские» стулья от архивариуса Варфоломея Коробейникова, отцу Фёдору же архивариус вручает ордер на стулья генеральши Поповой, где никаких сокровищ нет. Второй стул находится у вдовы мадам Грицацуевой, и Остап решает жениться на ней, чтобы можно было легче добраться до него.
Гомиашвили решил снимать о нем фильм.
Миллионер был не против, более того — обещал помочь деньгами. Но после года подготовки к съемкам - передумал. В качестве извинений Филд подарил артисту 10 игровых залов в Германии. Гомиашвили окунулся с головой в бизнес. И вполне успешно.
Через несколько месяцев актер взял полмиллиона марок в 1990 году курс был 1 марка — 0,62 доллара и отправился к своему другу-миллионеру, чтобы отблагодарить его за щедрость. Майкл Филд был тронут поступком артиста, но денег не взял, сказав, что важнее его внимание и благодарность. Арчил Гомиашвили, 2000 год. Сам он относился к деньгам достаточно спокойно. Говорил в интервью, что у него нет тяги к обогащению.
Однажды Гомиашвили дал четкое определение такому понятию, как жадность: это когда у тебя есть миллион, а тебе хочется еще и еще. В отличие от своего знаменитого экранного героя, Арчил Михайлович не был одержим жаждой денег. Заработав в Германии приличную сумму, Гомиашвили вернулся в Москву, открыл ресторан «Золотой Остап», в котором собирались артисты, спортсмены, политики. Он настолько был увлечен своим детищем, что отказывался от съемок. Но не забывал помогать тем, кто в этом нуждался.
Например, выплачивал стипендию вгиковцам. В 2004 году врачи нашли у Арчила Михайловича опухоль в легких. Она оказалась злокачественной. Говорят, что после услышанного диагноза актер молчал целый месяц. Он летал в Америку на операцию, но она не помогла.