За многовековую историю в народе сложились определённые пасхальные традиции, многие из которых дошли до наших дней, несмотря на советское прошлое современной России. Доклад-сообщение на тему Пасха 4, 5 класс.
Пасха Христова: история и традиции праздника
Пасха — это день, когда завершается Святая Четыредесятница плюс Страстная седмица. Разговляться можно после пасхальной службы. Начиная с праздника в пищу снова можно употреблять продукты животного происхождения: мясо, рыбу, молоко, сыр, творог и другие. Торжественную ночную службу — Светлую заутреню с крестным ходом и пасхальную литургию в московском храме Христа Спасителя — показывают по телеканалам. Поздравляют друг друга верующие словами: «Христос Воскресе! Не стоит и совмещать с Пасхой личные праздники — женитьбу или крещение ребенка.
Лакомство можно найти на прилавке или приготовить самому: Творог кладется под гнет для удаления лишней сыворотки и дважды протирается через сито. Для сырой пасхи ингредиенты перетирают в однородную массу, для вареной — еще и нагревают в кастрюле. Кастрюлю опускают в холодную воду и помешивают до полного остывания. Массу укладывают в пасочницу, застланную кисеей, влажной марлей или мягкой салфеткой. Под небольшим гнетом форма стоит на холоде не на морозе до 12 часов. Пасочницу ставят широким основанием на блюдо и снимают, а саму пасху аккуратно освобождают от марли, чтобы не повредить рисунок. Православные, например, руководствуются юлианским календарем, доставшимся от предков, а западные христиане — относительно новым — григорианским, учитывающим современные научные знания. Дата Пасхи у представителей этих конфессий чаще всего не совпадает. Кроме того, католический пост не занимает столь важного места в жизни верующих и более лоялен к позывам желудка. Да и общепринятых праздничных блюд, таких как кулич и пасха, католики не знают. Есть отличия в пасхальной символике, весьма коммерциализированной на Западе — вспомним хотя бы кроликов и поиски яиц. Легко различаются православные и католические богослужения на Пасху, и дело тут не только в разных языках.
На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи. Сын Божий Иисус Христос был распят на кресте за грехи людей. Тело поместили в пещеру, а вход в нее закрыли тяжелым камнем. На третий день после смерти Мария Магдалина и еще две женщины пришли к пещере, камень на входе был отодвинут, а гроб — пуст. Христос воскрес! Пришла Мария Магдалина с благой вестью к римскому императору Тиберию: « Христос воскрес! Император рассмеялся и сказал, что скорее яйцо станет красным, чем он поверит в это. И на глазах у всех белое яйцо в руках Марии Магдалины стало красным! Когда Тиберий это увидел, он был поражен и ответил: «Воистину воскрес! Главное украшение стола на Пасху С тех пор возникла традиция красить яйца в красный цвет и мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Перед праздником взрослые держат строгий 40 - дневный пост, во время которого они кушают только постную пищу, молятся, каются, таким образом, происходит духовное очищение. Убирают и в домах после зимы, лишний мусор, раньше каждому члену семьи шили новую вещь.
Хотя последнее время в народных массах яйца красят в любые цвета или лепят на них наклейки. Хотя Пасху празднуют Христиане католики и православные и иудеи. Детали празднования различаются. На Пасху верующие люди часто посещают храмы, освещают куличи и крашеные яйца.
Сообщение о Пасхе кратко (Доклад)
Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен, совершен речеся. Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия солнце. Богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко Всесилен. Слава: Создавый Адама, Твоего праотца, Чистая, зиждется от Тебе, и смертное жилище разори Своею смертию днесь, и озари вся божественными блистаньми воскресения. И ныне: Егоже родила еси Христа, прекрасно из мертвых возсиявша, Чистая зрящи, добрая и непорочная в женах и красная, днесь во спасение всех, со апостолы радующися, Того прославляй. Песнь 5 Утренюем утреннюю глубоку, и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды солнце, всем жизнь возсияюща. Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную. Приступим свещеноснии исходящу Христу из гроба яко Жениху, и спразднуим любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную. Слава: Просвещается божественными лучами и живоносными воскресения Сына Твоего, Богомати Пречистая, и радости исполняется благочестивых собрание. И ныне: Не разверзл еси врата девства в воплощении, гроба не разрушил еси печатей, Царю создания: отонудуже воскресшаго Тя зрящи Мати, радовашеся.
Песнь 6 Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба. Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райские двери. Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба. Слава: Возведеся древле держимое смертию и тлением, воплотившимся от Твоего пречистаго чрева, к нетленней и присносущней жизни, Богородице Дево. И ныне: Сниде в преисподняя земли, в ложесна Твоя, Чистая, сшедый, и вселивыйся и воплотивыйся паче ума, и воздвиже с Собою Адама, воскрес от гроба. Кондак, глас 8-й Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение. Икос Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: О другини! Идем, потщимся якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице Обвитому, и плачим и возопиим: О Владыко, востани, падшим подаяй воскресение. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру.
Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. Трижды Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. Трижды Песнь 7 Отроки от пещи избавивый, быв человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен. Жены с миры богомудрыя вслед Тебе течаху: Егоже яко мертва со слезами искаху, поклонишася радующияся живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша. Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго Благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго. Яко воистинну священная, и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия. Слава: Умертвив Сын Твой смерть, Всенепорочная, днесь всем смертным пребывающий живот во веки веков дарова, един благословенный отцев Бог и препрославленный. И ныне: Всем царствуяй созданием, быв человек, вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу, и распятие претерпев и смерть, воскресе боголепно, совозставив нас яко всесилен. Песнь 8 Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник, и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки.
Приидите новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни воскресения, Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки. Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе. Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во ипостасех естество, пресущественне и пребожественне, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки. Слава: Прииде Тобою в мир Господь, Дево Богородице, и чрево адово расторг, смертным нам воскресение дарова: Темже благословим Его во веки.
Например, девушки прыгали через сани. Кто перепрыгнул - та и замуж выйдет осенью. Дети играли с пасхальными яйцами - катали их на горочках.
Чье быстрее скатиться - тот и выиграл. В этом случае проигравшие должны были ему «платить». В качестве платы принимались различные вкусности. Молодежь каталась на качелях. Считалось, чем выше ты взлетишь, тем счастливее будешь. По местечкам и городам ходили волочебники, пели песни во славу Христа, поздравляли с праздником, разыгрывали различные маленькие сценки, за что и получали съестное вознаграждение. В церквях или костелах в ночь субботы на воскресенья шла и всегда идет всенощная. Совершается она всегда с литургией Василия Великого.
А на вечерней службе всегда читаются те места из Ветхого Завета, где предсказывается смерть и Воскресенье Христово. Церковь призывает в Пасху творить добро. Например, в древности уже христианской на волю выпускали узников. При поздравлении друг друга с праздником принято говорить: «Христос воскресе! Раньше проспавших пасхальную заутреню обливали водой. Символ Пасхи - крашеное яйцо. Им первым разговлялись. Часть освященных яиц берегли в течение года.
Их использовали, когда хотели уберечь дом от пожара, посевы - от града. По старинному правилу, кто умирал на Пасху, того хоронили с яйцом в правой руке. Эти обычаи отражают древние верования народов мира, по которым яйцо символизировало новую жизнь, пробуждение природы, земли, солнца. Все известные игры, связанные с катанием яиц по земле и озимям - суть отражение верований и магических приемов, цель которых вызвать плодородие. Поэтому, по традиции, на Пасху красят яйца в красный цвет - цвет жизни и солнца. Вся Пасхальная неделя посвящалась обходу селений религиозного прихода церковным причтом в сопровождении «богоносцев». Это был особый обход, так как на Пасху, единственный раз в году, выносятся запрестольные образа. Принимая иконы у себя дома, на некоторое время помещали запрестольную икону Богоматери в зерно, приготовленное для посева.
Встречая иконы, каждый домохозяин выставлял на улицу застланный скатертью стол с угощением. Празднование пасхальной недели нередко сопровождалось местными своеобразными обычаями, своими корнями связанными с особенностями локальной ритуальной традиции. Например, во владимирском селе Баглачево уезд не указан после окончания пасхальной обедни на колокольню всходили два «крикуна». Они обращались лицом к востоку и трижды пели «Христос воскресе», затем повторяли песнопение, обратившись к югу, западу и северу. Эти «крикуны» сопровождали церковный причт во время обхода с иконами по крестьянским домам, каждый раз громко и протяжно выкрикивая: «Христос воскресе воистину! Красуйся, Матерь Божья, помилуй! Из местных пасхальных отметим обычай крестьян Бутенинской волости Жиздринского уезда, называвшийся лалыньканье от лалыкать: западное - петь волочебные песни; псковское, тверское - болтать, калякать. На Пасхальной неделе, лишь только отслужат молебен и из деревни вынесут иконы, девушки, подростки и девочки, собравшись вместе, ходили из двора во двор с песней-величанием, в которой приглашали хозяина выйти на широкий двор, чтобы собирать «хмелёк по тычиночкам», варить пиво и женить сына.
За это хозяева выносили лалыньщицам десяток яиц, сало и кусок пирога. Обойдя селение, девушки шли в поле, где жарили яичницу и сало, пели песни и водили хороводы. Описанный обычай является примером развития локального варианта колядования на традициях общерегиональных колядных форм. Девушки не только исполняли величания, но и собирали еду колядовали. Этим обычаем девушки накануне Красной горки как бы поторапливали холостых парней со сватовством. Обычаи Пасхальной недели настраивали людей на общение: хозяев - на первые весенние хлопоты, связанные с крестным ходом для освящения полей, выборами первого пахаря и первого засевальщика «с легкой рукой»; молодежь повсюду устраивала первые весенние гулянья с качелями, хороводами, играми.
Однако не всем речи юноши казались правдивыми и беззаботными. Некоторые завидовали ему и мечтали навредить. Монархи желали от него избавиться и нашли того, кто сможет выдать Христа, тем самым подтолкнув к гибели. Иуда, один из учеников Господа, поцеловал собственного наставника, чтобы подать знак врагам. В качестве награды предатель получил 30 сребреников. Иисуса предали суду и подвергли допросу. Судьи искали повод обвинить его в злодеяниях, издевались и насмехались, но он терпеливо ждал. Было принято решение казнить «изменника». Сына Бога распяли на кресте. Свидетели, заметившие смерть, клялись, что после этого стихия словно взбунтовалась. Казалось, ненастье никогда не утихнет, и каждый, кто встанет на пути у яростной природы, лишится жизни. Известно, что пятница является днем кончины Господа и называется Страстной. Когда она наступает, нужно держать эмоции под контролем и молиться за Спасителя. Субботней ночью Христос возродился и предстал перед встревожившимися женщинами, пришедшими с благовониями. Ему хотелось, чтобы последователи знали о том, что их учитель не находится среди мертвых. Люди обрели покой. Им стало известно, что гибель Богу нипочем. Он готов спасти каждого, кто поверит в его воскрешение и не нарушит важные заповеди. С четверга начинаются приготовления к празднику. Выпекание куличей и расписывание яиц создают праздничное настроение и заставляют с нетерпением ждать последнего дня недели. В ночь Возрождения Господа верующие собираются на богослужение, принося в красивых корзинах изысканные кушанья и соль, символизирующую мудрость и целомудрие. Священник благословляет пришедших, поздравляя с праздником и желая благополучия. Вернувшись домой, принято разговляться позволять себе лакомства после Великого Поста. Пасхальное застолье напоминает о вечере Божьей, и присутствуют во время него самые близкие представители семьи. Начинать трапезу необходимо с пожелания «Христос Воскресе» , после чего первым делом попробовать кулич. Празднество длится неделю. Рассказ что такое Пасха дошкольникам и детям школьного возраста Первоначально подобное наименование имел праздник, посвященный избавлению иудеев от гнета египтян. У евреев было принято отмечать избавление от печальной участи, на которую Всевышний обрек египетские семьи: все их дети скоропостижно умирали. В переводе с древнееврейского слово «Пасха» означает «воскрешение», «пощада». Позднее христиане назвали так торжество, вызванное возрождением Сына Божьего. Можно сравнить его с освобождением иудеев: как они спаслись от плена, так и обычный человек очищается от грехов, молясь и веря в то, что Бог поможет.
Однако не всегда это так. В числе безвредных сахарозаменителей врач назвала эритритол или стевию, но их содержание должно быть умеренным. Срок годности пасхальных угощений Трускова обратила внимание на то, что сроки годности праздничных блюд весьма ограничены. Ошибочно распространено мнение, что если эти лакомства были освящены в церкви, то они не портятся и хранить в холодильнике их не обязательно. Это миф", — предупреждает врач. Во время застолья важно смотреть не только на состав, но и на давность приготовления пасхальных угощений. Так они не причинят вреда здоровью, а о празднике останутся только светлые и добрые воспоминания, заключила диетолог. Популярные вопросы Когда освящать куличи и яйца на Пасху? Как мы уже упоминали выше, можно сделать в Великую субботу накануне Пасхи, и после ночного или утреннего Пасхального богослужения. Можно ли на Пасху крестить ребенка? Церковь не устанавливала запретных дней для крещения. Можно ли на Пасху ходить на кладбище или поминать усопших?
История Пасхи для детей
Шелуху засыпают в кастрюлю и заливают водой. Когда смесь закипит, осторожно опускают в неё яйца и варят вкрутую, примерно 15—20 минут. Но если хочется, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи берут больше, и варят её около получаса до того, как в отвар опускают яйца. Сегодня, для того чтобы яйца закрасились необычно и с орнаментом, можно приложить к ним что угодно, по принципу трафарета. Так, например, в некоторых семьях хранится обычай окрашивания яиц «в крапинку».
Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли. С писанками — расписными яйцами надо было потрудится. Писанки — это искусно расписанные пасхальные яйца.
Так, мы выяснили, что украинские писанки являются настоящим произведением народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного орнамента, строго подчинённого форме яйца, геометрические фигуры. Нам стало известно, что «в каждой области Украины был свой характерный орнамент и цвет. В Прикарпатье яйца красили в желтый, красный и черный цвета, на Черниговщине — в красный, черный и белый, на Полтавщине — в желтый, светло-зеленый, белый.
Писанку не рисовали, не расписывали, а писали на сыром курином яйце. Всякая линия на писанке — дуга. Дуги образуют круги и овалы и, перекрещиваясь, делят поверхность яйца на поля, имя которым — крестильная сорочка писанки» [8; с. Сначала яйцо окуналось в желтую краску — «яблоньку», и держалось в ней в течение трех «отченашей».
Каждый цвет узора защищался воском. К концу работы яйца превращались в черные мрачные колобки. Их опускали в горячую воду или подносили к огню. Воск плавился, и рождалась писанка, как рождается солнышко из черноты ночи.
Чтобы писанка сияла, ее смазывали жиром. Клали венчиком вокруг кулича — для Бога, на блюдо с зерном — для людей, а крашенки на проросшем овсе — для родителей. И три свечи горели в честь Отца и Сына и Духа Святого» [11; с. В некоторых районах «писали» яйца специальными маленьким крючком из проволоки, которую обмакивали в растопленный воск, после чего яйцо, помещённое в краску, прокрашивалось только в не закрытых воском местах.
От засухи на писанку наносили маленькие грабельки, а чтобы брак был счастливым, мать готовила дочке писанку с рушником» [14; с. В настоящее время искусство расписывать писанки возрождается. Восстанавливается забытая техника, появляются новые мастера. В городе Коломыя Ивано-Франковской области создан музей писанки.
Для драпанки лучше брать яйца коричневого оттенка. Скорлупа таких яиц прочнее, чем белых. Сначала яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Ажурный узор смотрится на драпанке красивее, если она выкрашена в тёмно-коричневый цвет.
Узор наносят на скорлупу острым предметом — ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. Но прежде, чем выцарапать узор, его необходимо нанести на яйцо карандашом. Во время работы яйцо держат в левой руке, а острый предмет — в правой. Крапанки — от украинского слова «крапать», то есть покрывать каплями.
Сначала яйцо красят одним цветом, затем, когда оно высохнет и остынет, на него наносят капли горячего воска. Как только воск остынет, яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски яйцо опускают в горячую воду. Воск тает, и выходит очень забавное яйцо.
Можно также воск просто аккуратно соскоблить. В настоящее время уже существуют деревянные яйца — яйчата, а также из серебра, фарфора, хрустальные, стеклянные с украшениями из эмали, бисера, полудрагоценных и драгоценных камней. Детям на Пасху дарят сахарные, шоколадные подарочные яйца. Подводя итого всему вышесказанному о пасхальных яйцах, мы делаем вывод, что такое многообразие способов окраски пасхальных яиц при желании позволит сделать любой пасхальный стол ярким, красочным и незабываемым.
Пасхальные игры изабавы Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации человека. Известно, что издавна «с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами. Одним из широко распространенных пасхальных развлечений было катание крашенок» [10]. Для этого изготовлялся специальный лоточек с желобом «каток».
Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня. Предлагаем Вашему вниманию несколько вариантов игр с пасхальными яйцами.
Вариант 1. Играющие раскладывают на столе принесённые яйца и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Затем шапки двигают по столу.
Один из участников игры в это время находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь? Игра продолжается до тех пор, пока не разберут все крашенки. Кто удачливее, тот уносит домой целую шапку яиц.
Вариант 2. Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде игроки одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйца проигравших.
Вариант 3. Играющие садятся у стен комнаты друг против друга и катают крашенки, которые сталкиваются. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику. Вариант 4.
Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатиться, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных. Вариант 5.
Бой крашенками. Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Моё яйцо окрепни! К бою готов!
Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проигравший. Ещё один из вариантов пасхальных игр заключался в том, что дети искали спрятанные яйца в саду. Подобный обычай описывал русский писатель Иван Шмелёв: «Собравшиеся у нас на Пасху внуки очень любили искать яйца в саду. Кто-нибудь из старших заранее прятал в саду яйца с сюрпризами» [5; с.
Во все эти игры можно играть вдвоём, однако с большим количеством участников они проходят интереснее. Обязательным для пасхальных праздников были взаимные посещения близких родственников» [7; с. Мы, однако, отмечаем, что в наше время среди молодёжи подобные игры и забавы практически забыты или просто малоизвестны. Пасхальные подарки Конечно же, выбор подарка на Пасху зависит от фантазии дарителя.
О некоторых способах преподнесения подарка на Пасху уже шла речь выше с. В настоящее время существует довольно много пасхальных открыток. Однако есть обязательный атрибут пасхального поздравления. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря «Христос Воскресе!
Христос дал нам жизнь, а яйцо — это знак жизни…, а потому все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни» [8; с. Изготовление украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии. Особое место среди работ Карла Фаберже занимают яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи» [6; с.
Александр III в 1885—1894 гг. Николай II в 1894—1917 гг. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири. Для князя Ф.
Юсупова и герцогини Мальборо также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки. Это были яйца со сложными заводными механизмами, их создание обходилось очень дорого. Хранящиеся внутри яиц сюрпризы — живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов — являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX — начала ХХ вв.
Горячие блюда и рыбу к Пасхальному столу не подавали.
Кроме того, обрядовые пасхальные блюда связаны с ритуальной символикой урожая. К примеру, остатки освященных в Церкви яиц, пирогов и мясных блюд кости закапывали в поле. Одно пасхальное яйцо сохраняли до начала сева. Его брали с собой идя первый раз сеять, чтобы урожая был богатым Всю Светлую неделю длился праздник, стол оставался накрытым, приглашали к столу, угощали, особенно тех, кто не мог или не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных.
В деревнях был обычай вечером, с наступлением сумерек, играть на скрипке. Скрипач или несколько скрипачей ходили по деревням, под окнами каждого дома играли в честь Воскресения Христова, в ответ хозяин с хозяйкою угощали чаркой и одаривали пасхальными яйцами, а иногда и деньгами. В русских деревнях и селах на пасхальной неделе следовало проявлять милосердие. Считалось богоугодным делом накормить нищего, юродивого, помочь нуждающемуся.
Богослужения в Пасху сочетались с веселыми народными гуляньями, где главными элементами были игры и гадания. Например, девушки прыгали через сани. Кто перепрыгнул - та и замуж выйдет осенью. Дети играли с пасхальными яйцами - катали их на горочках.
Чье быстрее скатиться - тот и выиграл. В этом случае проигравшие должны были ему «платить». В качестве платы принимались различные вкусности. Молодежь каталась на качелях.
Считалось, чем выше ты взлетишь, тем счастливее будешь. По местечкам и городам ходили волочебники, пели песни во славу Христа, поздравляли с праздником, разыгрывали различные маленькие сценки, за что и получали съестное вознаграждение. В церквях или костелах в ночь субботы на воскресенья шла и всегда идет всенощная. Совершается она всегда с литургией Василия Великого.
А на вечерней службе всегда читаются те места из Ветхого Завета, где предсказывается смерть и Воскресенье Христово. Церковь призывает в Пасху творить добро. Например, в древности уже христианской на волю выпускали узников. При поздравлении друг друга с праздником принято говорить: «Христос воскресе!
Раньше проспавших пасхальную заутреню обливали водой. Символ Пасхи - крашеное яйцо. Им первым разговлялись. Часть освященных яиц берегли в течение года.
Их использовали, когда хотели уберечь дом от пожара, посевы - от града. По старинному правилу, кто умирал на Пасху, того хоронили с яйцом в правой руке. Эти обычаи отражают древние верования народов мира, по которым яйцо символизировало новую жизнь, пробуждение природы, земли, солнца. Все известные игры, связанные с катанием яиц по земле и озимям - суть отражение верований и магических приемов, цель которых вызвать плодородие.
Поэтому, по традиции, на Пасху красят яйца в красный цвет - цвет жизни и солнца. Вся Пасхальная неделя посвящалась обходу селений религиозного прихода церковным причтом в сопровождении «богоносцев». Это был особый обход, так как на Пасху, единственный раз в году, выносятся запрестольные образа. Принимая иконы у себя дома, на некоторое время помещали запрестольную икону Богоматери в зерно, приготовленное для посева.
Встречая иконы, каждый домохозяин выставлял на улицу застланный скатертью стол с угощением. Празднование пасхальной недели нередко сопровождалось местными своеобразными обычаями, своими корнями связанными с особенностями локальной ритуальной традиции. Например, во владимирском селе Баглачево уезд не указан после окончания пасхальной обедни на колокольню всходили два «крикуна». Они обращались лицом к востоку и трижды пели «Христос воскресе», затем повторяли песнопение, обратившись к югу, западу и северу.
Эта игра получила название «Христосование», так как при ударе яйца обычно произносилось пасхальное приветствие: «Христос Воскресе». Церковное богослужение — Пасхальная Литургия Богослужение в православных церквях начинается еще вечером предыдущего дня и продолжается всю ночь. Хотя большинство верующих приходит только под утро, чтобы попасть на главную часть действа — Святую Литургию. В древние времена в этот день было принято крестить оглашенных. Тогда, чтобы стать христианином, нужно было в течение длительного периода доказать свое благочестие. Таких кандидатов называли оглашенными, им не разрешалось присутствовать в церкви во время совершения таинств. Во время Великого поста священники одевают либо страстные облачения красного цвета, либо траурные — фиолетового. В таких одеждах они и начинают пасхальное богослужение. Но как только прозвучит радостное «Христос Воскресе», они переоблачаются в самые красивые наряды, сшитые из белой ткани с обилием золота.
Пасхальные гулянья Сразу же после окончания праздничной литургии, начинаются народные гулянья. В этот день принято надевать лучшую одежду и не сдерживать себя в проявлениях радости.
Праздник Пасха: уроки и выводы 1.
Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству.
Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства.
Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время — спасение стало реальностью. Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими.
Бог превыше всех других богов. Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог. Свобода от рабства.
Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь Иисуса Христа. Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. Грех был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него.
Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет. Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными 2 Петра 1:5-11.
Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости 1-е Коринфянам 5:7 Слово «закваска» означает дрожжи.
Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе — удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи.
В преддверии первой ночи Песах или Пасхи весь дом очищается от всего, что содержит дрожжи. Все либо съедают до Пасхи, либо продают «не евреям». Это большой и достаточно сложный процесс.
Чтобы сделать все правильно, вы должны быть готовы в течение нескольких недель тщательно пройти все поверхности, чтобы очистить их, даже если они просто соприкасались с чем-то, что имело в составе дрожжи. Точно такие же усилия необходимы в нашей жизни, чтобы разобраться с грехом, который может также легко распространяться 1-е Коринфянам 5:7. Безгрешность и страдания Мессии мы «находим» в пресном хлебе.
Мессия — хлеб жизни. Полосы и отметины на бездрожжевом хлебе — это воспоминание о Его ранах: «ранами Его мы исцелись» Исаия 53:5б. В Ветхом и Новом Завете закваска или брожение часто символизируют грех.
Иисус предупреждал против «фарисейской или саддукейской закваски» Евангелие от Матфея 16:6. Павел писал: «Так давайте же по-прежнему соблюдать наш пасхальный праздник, но не со старой закваской, закваской злобы и испорченности, а с хлебами без закваски, с искренностью и с истиной» 1-е Коринфянам 5:8. Пасхальный хлеб из книги Исход стал символом безгрешной жизни, известный как «Хлеб Жизни».
Спасение через кровь Пасхального Агнца. Зорора — бедро Пасхального ягненка, которое является центральным блюдом Седер, символизирует, что закланный на Пасху ягненок должен был пролить кровь, которая могла бы быть нанесена на косяки домов и защитить первенцев от смерти. Слово Зорора еще переводится, как «рука Господа» Исаия 53:1 , что символизирует Божье желание простирать руку, что бы спасать нас.
Традиции и обычаи Пасхи
Пасха приходится на первое воскресенье, наступившее за первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. 16 апреля православные верующие отмечают Пасху, или Светлое Христово Воскресение. Самый главный праздник в православном церковном календаре – это Светлое Христово Воскресенье, называемое также Пасхой. Яйца на Пасху красят, потому что считается, будто Мария Магдалина когда-то подарила первое пасхальное яйцо императору Тиберию. Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния, последовавшего за днём весеннего равноденствия.
Популярное
- Комментарии
- Пасхальный стол
- История Пасхи для детей
- История, обряды и обычаи Пасхи русского народа.
- Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника
Пасха доклад 3 класс
16 апреля православные верующие отмечают Пасху, или Светлое Христово Воскресение. поздравлять друг друга с великим праздником и обмениваться крашеными яйцами, как символом жизни, трижды целуя друг друга. На Пасху англичане надевают новую одежду, символизируя тем самым приход весны.
Пасхальные традиции
Пасхальный кролик В западных странах одним из символов Пасхи является кролик. Его появление связано с древнегерманской богиней весны и плодородия Остарой, изображавшейся в компании ушастых спутников, несущих её светильники. Позже праздник весеннего равноденствия сменился Пасхой, где забавным кроликам отвели почётную миссию прятать в саду яйца, чтобы детвора могла их разыскивать. Пасхальные угощения Неизменной пасхальной традицией был праздничный стол с обязательным вкушением квасного хлеба — артоса. Традиционными угощениями также были кулич, творожная пасха, пироги с множеством начинок и мясные блюда. Куличи, пасхи и яйца за день до Пасхи в Великую субботу освящали в храме. Когда же семья садилась за стол, то первым очищал яйцо глава семейства, затем разрезал его на кусочки и раздавал каждому члену семьи. Пасхальный колокольный звон На Пасху особенно торжественно звучат колокола в храмах — разнося по всей округе благую весть о торжестве добра и света. Различимы в церковной традиции два звучания — мерные редкие удары благовеста и радостный пасхальный перезвон, всё по канону. В каждом эта добрая музыка призвана рождать светлые чувства, напитывать надеждами и верой в хорошее.
Но бывали ли вы внутри печи? Милости просим заглянуть в самую большую в мире Русскую Печь высотой с трёхэтажный дом и узнать всё о её истории и устройстве! Отсюда открывается замечательный вид на парк и можно рассмотреть с высоты избы, расположенные вокруг печки.
Обыкновение приветствовать, целовать и одаривать друг друга красными яйцами есть поучительное воспоминание о первых учениках и ученицах Христовых, которые в первые дни по воскресении Господа Спасителя приветствовали друг друга вестью: «Христос Воскресе! Говорят, что Мария Магдалина, отправясь в Рим после вознесения Христова для проповедания Евангелия, предстала перед императором Тиберием в 334 г.
Первенствующие христиане, подражая поступку Св. Магдалины, ознаменовали память Воскресения Христа между многими священными обрядами, введением обычая одаривать друг друга красным яйцом. Впоследствии обыкновение сделалось всеобщим в церкви христианской, и яйцо послужило изображением Воскресения Христова и нашего. Яйцо, родившись от птицы, не остается тем, чем родилось; оно дает птичке жизнь сперва внутри себя, а потом производит ее на свет. Так Иисус Христос, восстав из мертвых, дарует жизнь сперва духу, а по конце времен воскресит и наши тела.
Для чего же мы дарим друг другу красное яйцо? В воспоминание крови Христа Спасителя, пролитой Им за нас на кресте. Всю Светлую неделю хранится в церкви на налое освященный хлеб, называемый артос. В последний день этой дели торжественно благословляется артос и разделяется между присутствующими. Всю Светлую неделю звонят до вечерни.
В первый день Пасхи читают на разных языках при колокольном звоне из евангелиста Иоанна Богослова: «В начале бе слово». Есть поверье во всей России, что ворон на заре Чистого четверга носит из гнезда своих детей купать в реке. Кто окунется прежде птенцов, тот в продолжение всего года будет здоров. Проспавших заутреню обливают холодной водой. Страстные свечи хранят не в одной Малороссии, но во всей России для предохранения дома от непредвидимого бедствия.
В Малороссии льют свечи весьма толстые и длинные: бывают в два аршина длины и около десяти фунтов весу. При чтении Евангелий делают воском отметки на свечах для означения, сколько прочтено Евангелий и сколько продолжалось стояние в церкви. Страстными свечами благословляют молодых. Также когда есть в, доме безнадежный больной, то ставят перед иконою эти же свечи. На Святой неделе берут огонь из кадильницы и высыпают в печь, думая, что он непременно выгонит всю нечистую силу из покоев, и считают его за некую святость.
В Орловской губернии существует обыкновение, что на Святой неделе ставят образ Божией Матери в маленькую кадку, наполненную каким-нибудь хлебом: рожью, овсом или гречихою и кладут на верх зерна три сырых яйца. Дав им полежать несколько времени, рассыпают одну часть зерен пo двору, а другую высыпают в жито. Простолюдины везде в России верят, что когда воробьи кричат в Чистый четверг, то это значит, что они радуются вместе с жидами о предании Спасителя. Крик их: «Чи, чив»,-- переводят на слова: «Жив, жив! Неко-торые еще верят и других уверяют, что в то время, когда Христа распинали, воробьи приносили к кресту те гвозди, которые ласточки уносили от распинавших".
В наказание воробьи носят на ногах оковы, никем не видимые, почему никогда не могут ходить, а все прыгают. Осину почитают проклятым деревом, будто бы по пре-дании Спасителя удавился на нем Иуда, почему листья осины, хотя бы никакого не было ветру, вечно шевелятся и переговариваются между собою. Осина имеет чрезвычай-ную силу против колдунов и встающих ночью из могилы: вбивают кол осиновый между их плечами, и тогда ни один уже не встанет. Утверждают, что в первый день Св. Воскресенья все черти связаны Комиссаржевский, Ф.
История праздников. С- 44. Если после утрени пройти с первым яйцом по углам двора, катая по каждому углу, то наверно найдете черта в шапке-невидимке, которую тотчас должны схватить и надеть на себя. Но при катании яйца надобно иметь большую осторожность, чтобы черт не схватил: тогда ка-тающий лишится яйца и продаст Христа. Кто достанет шапку-невидимку, тот, куда бы ни пошел в ней, не будет видим и все может делать, что ему захочется.
Кроме чудесной шапки каждому хочется иметь неразменный цел-ковый, коим только можно узнать в церкви колдуна. Чтобы достать неразменный целковый, надобно вынести в полночь в первый день Пасхи черную кошку на перекрестки, на коих собираются черти, и бросить ее им, или вместо кошки бросить нитку с узлами, а самому схватить лежащий здесь целковый и бежать не оглядываясь. Если черти успеют развязать узел или разорвать кошку, за которую дерутся, и потом догонят убегающего, то беда ему! Если не догонят, то целковый останется при нем, и что бы он ни покупал на него, всегда будет иметь его в своем кармане неразмененным. Чтобы узнать колдуна, должно одеться в новое платье с ног до головы и в первый день заутрени на Святой Пасхе стать с первым вынутым из-под курицы яйцом на таком месте, откуда можно было бы видеть весь народ и замечать: не стоит ли человек с рогами?
Колдуны не могут стоять в человеческом виде, но в дьявольском, потому что они предались чертям. После утрени ходят старухи на могилы христосоваться с умершими, особенно с родными. Старухи, стоя у могилы называя по имени отца, мать и других родных, восклицают, рыдая: «Христос воскресе! Батюшка мой Степан Аникиевич». На это восклицание отвечает замогильный голос батюшки: «Воистину воскресе».
Произношение слов «Христос воскресе» производит отрадное умиление, потому что верующим они подают несомненную надежду на воскресение. В народе есть суеверное предание о силе этих чудесных слов. Со дня воскресения Господа Он посадил в подземелье под той скалой, где находился гроб Его, главного сатану, Вельзевула, тем чтобы от одного Светлого Воскресенья до другого грыз бы он двенадцать железных цепей, двенадцать железных дверей и двенадцать железных замков, когда все перегрызет, тогда последует преставление света. Сатана стал грызть: сначала замки, потом двери и, наконец, цепи, и всегда остается ему догрызть немножко последней цепи: только стоит ему стиснуть хорошенько зубами, чтобы совершенно в перегрызть; но в то время провозглашают священники: «Христос воскресе! В России считается, что первое Христовское яйцо, полученное в день Святой Пасхи, обладает чудесным свойством никогда не портиться.
Пасхальное яйцо, брошенное в горящее здание, прекращает пожар. Пасхальным яйцом гладят домашних животных, преимущественно лошадей для того, чтобы они были здоровы. Повсеместно принято первое пасхальное яйцо хранить до следующего года. Этим яйцом, обыкновенно, и заговляются. Люди повсюду верят, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете.
Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником и, положивши на его могилу яйцо, разбить его потом, покрошить и скормить его "вольной" птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога. В кратких словах "Христос Воскресе! Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением высшего откровения. Воскресение Христа - это величайшее событие в истории. Чрез Христово Воскресение жизнь и смерть приобретают совсем иной смысл.
Жизнь для нас - не совокупность исторических событий, но общение с Богом, а удаление от Христа - настоящая смерть. В Огласительном слове святого Иоанна Златоуста - поистине победном, триумфальном гимне - говорится, что в Воскресении Христовом разрешились все человеческие беды. Никто не должен рыдать о своей бедности, как и вообще о лишении материальных благ, потому что «явилось общее Царство». Никто не должен отчаиваться в соделанных им грехах, потому что «прощение воссияло от гроба». Никто не должен бояться смерти, потому что «освободила нас смерть Спасителя».
Универсальность Воскресения Христова абсолютна, его плоды даруются всем без исключения. Насколько мы замыкаемся в собственной ограниченности и не входим в радость учеников, зрящих воскресшего Господа, настолько рыдаем, отчаиваемся и боимся. Митрополит Иерофей Влахос 1. Православные праздники, Издательство Белорусской Православной церкви. Брун, В.
Прейдя на Русь из Византии, христианство принесло и празднование Пасхи. Праздник Пасхи стал самым торжественным и получил название Велик день. Вся неделя, предшествующая этому дню, называется Великой, или Страстной неделей...
После Тайной Вечери Христос с учениками идет в Гефсиманский сад и, оставив их, один молится перед страданиями и крестной смертью. Здесь он был схвачен стражниками, предан суду и принял крестную смерть. У православных славян существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой Недели.
В народе этот день отмечался обычаем очищения водой - купанием в проруби, реке, озере. В этот же день красили яйца к Пасхальному столу. Яйцо в мировоззрении древних народов еще задолго до Рождества Христова символизировало Вселенную.
Плутарх возвеличивал яйцо, считая его творцом всей природы.
Они по древним традициям считались символом жизни. Так же яйца связаны с легендой о том, как Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос воскрес. Он сказал, что это невозможно, точно так же, как яйцо не может из белого внезапно стать красным, и яйцо вмиг покраснело. С тех пор верующие Хрестиане к Пасхе красят яйца в красный цвет. Хотя последнее время в народных массах яйца красят в любые цвета или лепят на них наклейки.
Пасха, Светлое Христово Воскресение — суть праздника, история, традиции, приметы
Презентация, доклад на тему Пасха по ОРКСЭ. Тема этой статьи — история Пасхи для детей. Пасха, которую отмечают вовсе не один день, а 40 дней, символизирует переход от смерти к вечной жизни со Христом. А вслед за тем на преследователей-египтян обрушилась гигантская волна-цунами, обычно приходящая через десять — тридцать минут после того, как отхлынувшее море обнажает дно. Общая идея пасхального изображения Христа в аду созвучна теме Исхода народа Израильского из Египта. Пасхальными символами Чехии являются пасхальный барашек, или пасхальный заяц. В наши дни за 3 недели до Пасхи в Чехии начинаются Пасхальные ярмарки, которые проходят на главных площадях Праги.
Реферат: «Великий Пост и Пасха: символика Православных традиций»
Как подготовиться к Пасхе с соблюдением всех религиозных правил? Пасхальные иконы условно делят на три типа: "Анастасис", "Сошествие во ад" и "Воскресение Христово". Во время ночной пасхальной службы в церквях торжественно читается знаменитое “Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста” и звучит такая утешительная для всех нас весть: “Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого. При встрече в день Пасхи все люди говорят друг другу «Христос Воскрес», тем самым как бы сообщая друг другу благую весть. Доклад на тему истории и традиций праздника позволяет лучше познакомиться с особенностями этого дня. «» рассказывает, как появилась Пасха, какие праздничные традиции есть в разных странах мира и что символизируют традиционные пасхальные блюда: куриные яйца, куличи и творог.