Новости взаимозависимость национальных экономик означает что

усиливается взаимозависимость национальных экономик за пределами территориальных границ интегрирующихся государств.

Макроэкономическое равновесие

По мнению Ю. Международная экономическая интеграция может принимать разные формы. Приведем некоторые из них. Именно поэтому таможенные границы между участниками объединения сохраняются [9]. Международная экономическая интеграция вследствие перераспределения существующего капитала, труда и других ресурсов стран-участниц интеграционного объединения может привести к возникновению двух типов эффектов. На основании изложенного можно сделать, как минимум, три вывода.

Это означает, что, поскольку работа разделена и специализирована, отношения с другими странами становятся более необходимыми для удовлетворения потребностей. С одной стороны, страны, ориентированные на промышленность, нуждаются в сырье для производства товаров. Вот почему в тех случаях, когда сама страна не производит необходимые ресурсы, необходимо покупать их у других стран.. С другой стороны, страны, ориентированные на эксплуатацию сырья, должны закупать у других стран все те промышленные товары, которые они не могут производить.. Именно так создаются взаимозависимые отношения, когда одни страны зависят от других: промышленно развитые страны зависят от эксплуататоров сырья и наоборот.. Однако эти взаимосвязи взаимозависимости не обязательно сбалансированы. Наоборот, в большинстве случаев сырье продается по очень низкой цене, а производится по гораздо более высокой цене.. Это приводит к экономической взаимозависимости, представляющей неравные выгоды. Вот почему в целом страны, производящие сырье, имеют меньшее экономическое развитие и большее неравенство, чем страны, которые занимаются экспортом товаров и услуг.. До развития индустриального общества каждая община была самодостаточной. Это означает, что все основные потребности людей покрывались только местным производством первичных и вторичных товаров.. Однако, по мере роста промышленности страны и увеличения ее населения, новые продукты начинают требоваться. Эта необходимость приводит их к созданию отношений взаимозависимости с другими странами. В некоторых странах экономика основана на эксплуатации сырья. Поэтому они развивают отношения взаимозависимости с теми странами, которые покупают эти ресурсы, а затем становятся их поставщиками готовой продукции.. В других странах экономика основана на промышленности.

Увеличение национального дохода в одной стране в условиях интернационализации обмена способствует росту импорта товаров и услуг. Увеличение дохода и импорта в одной стране и соответственно дохода в другой стране вызывает ответный спрос на импорт в третьих странах в силу взаимосвязанности производственных процессов. Этот ответный эффект на рост доходов в одной стране, таким образом, вызывает увеличение совокупного спроса в других странах, что является дополнительной реакцией на первоначальное расширение спроса в одной стране. Данный эффект может использоваться в экономической политике. Крупная в экономическом отношении страна своей денежной и фискальной политикой может стимулировать внутреннее производство и соответственно импорт, что вызовет рост экспорта другой страны. Это приводит к увеличению производства и занятости в мире лтеория локомотива. Степень влияния оживления в одной стране зависит не только от доли ее импорта в другой стране, но и от влияния ее экспорта на последующий прирост дохода. На основе эконометрической модели международной связи ОЭСР были подсчитаны размеры эффекта передачи экономического роста или взаимозависимости 1979. Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения лсжатия , повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и в свою очередь приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. Так, экспортная ориентация производства ставит страну в зависимость от изменения мировых цен, колебаний мирового спроса, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для небольших стран с узкой специализацией экономики. Не менее чревата отрицательными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, ограничения на экспортные поставки в странах-экспортерах - все это неблагоприятно отражается на стране-импортере.

Государство в значительной мере ориентировано на интересы крупного капитала, что препятствует выработке и реализации соответствующей политики, корректирующей деятельность предпринимательских структур в интересах общества. Это противоречит и общемировым тенденциям, и особенностям России. Предпринимательство, в свою очередь, не спешит обозначить национальную ориентированность своих интересов, проявить социальную ответственность, чего давно ожидает от него общество. Сложившаяся структура предпринимательства, изначально ориентированная преимущественно на собственные интересы, меняется медленно. Динамика развития малого предпринимательства практически отсутствует, застыв на уровне, не достигающем 900 тыс. Затруднено взаимодействие крупного, среднего и малого предпринимательства. Сохра- За государством сохраняется, на наш взгляд, решение задач, непосредственно связанных с возможностями наилучшего согласования интересов различных рыночных сил. Важным шагом на этом пути было бы осознание и четкое обозначение субъекта государственной собственности, необходимой для удовлетворения интересов общества в целом. В рыночной экономике именно государственные предприятия должны иметь в основе принятия хозяйственных решений, прежде всего, общественные интересы няется порочная практика преимущественного развития «сильных» отраслей, ориентированных на топливно-энергетический и сырьевой сегменты международного разделения труда и обособление от остальных отраслей народного хозяйства, а то и подчинение его своим интересам. Такое положение явно не отвечает национальным интересам, консервирует отмеченные патерналистские тенденции взаимодействия общества и государства. В данной связи отметим следующее. Сегодня в России роль государства хотя и теряет всеобъемлющий характер воздействия на хозяйственную жизнь, что было характерно для советской экономики, тем не менее остается значительной. За государством сохраняется, на наш взгляд, решение задач, непосредственно связанных с возможностями наилучшего согласования интересов различных рыночных сил. В рыночной экономике именно государственные предприятия должны иметь в основе принятия хозяйственных решений, прежде всего, общественные интересы. Кроме того, их деятельность может поддерживать состязательность в хозяйствовании как фактор эффективности. Как акционер государство может и должно гармонизировать деятельность корпоративных объединений с содержанием национальных интересов. В свою очередь, корпоративный сектор, не говоря уже о среднем и малом бизнесе, заинтересован в деятельности государственных предприятий, в той части, в какой они обеспечивают стабильность социально-экономической системы. С позиций национальных финансово-экономических интересов государственный сектор, значительно подорванный в результате преобразования собственности, нуждается сегодня в укреплении. Основные проблемы во взаимоотношениях государственного предпринимательства с национальными интересами сложились в системе управления. Здесь устойчиво сохраняются обозначившиеся в первые годы реформ тенденции преобладания интересов управленческого слоя, а не государства как представителя общества. В результате недостаточного государственного контроля руководители унитарных предприятий пользуются свободой хозяйственных действий подобно частному собственнику. На предприятиях смешанной формы собственности и в совместных предприятиях представители государства зачастую попадают в зависимость от менеджеров акционерных обществ и, как следствие, оказываются не способны исполнять обязанности по защите функций государства как акционера и преследовать государственные интересы в той мере, в какой это предполагает доля государственной собственности. Распространена практика передачи активов предприятий со смешанной собственностью в дочерние частные компании, когда функции государства как собственника еще более ослабевают [2]. Такое присутствие государства в указанных акционерных обществах оборачивается прямыми потерями для страны. Доля государственных унитарных предприятий сегодня невелика. Тем не менее за государством сохраняется контроль за многими сферами хозяйства. Возможности государства в защите национальных интересов, несмотря на масштабы приватизации, все еще значительны. Государство остается самым крупным предпринимателем, инвестором, покупателем, продавцом, кредитором и должником. В российской экономике роль государства необходима также для контроля за процессами трансформации. В корпоративном секторе наблюдается сложная структура разного рода объединений: холдингов, финансово-промышленных групп, вертикально и горизонтально интегрированных компаний, демонстрирующих объективный процесс концентрации и централизации капитала. Однако процесс корпоративизации экономики с позиций национальных интересов носит противоречивый характер. Основу современного производства составляют крупные и крупнейшие структуры, склон- ные к монополизму, а конкуренция между ними является олигополистической. Ее потенциал, с точки зрения ориентации производства на общественные интересы, ограничен. В своей хозяйственной деятельности крупные корпорации не гнушаются сговорами о тарифах, ценах, прибылях и долях рынка, т. Антимонопольная политика страны недостаточно эффективна, так как не имеет прочных традиций в российской действительности, где на протяжении десятилетий преобладали крупные предприятия монопольного типа.

Россия в глобальной политике

Данное условие экономической безопасности также необходимо рассматривать с позиции выгод, которые несет в себе экспорт и импорт. Как уже отмечалось выше, возможность расширения рынка сбыта своей продукции за счет участия в международной торговле при условии высокой конкурентоспособности предлагаемых к реализации товаров и услуг стимулирует расширение производства, что снижает уровень безработицы, а значит, увеличивает уровень общественного благосостояния населения. В то же время импорт продукции позволяет обеспечить доступ к более широкой номенклатуре товаров и услуг по более низким ценам, что, во-первых, означает более полное удовлетворение потребностей населения, а во-вторых, экономию расходов. Однако, с другой стороны, появление на внутреннем рынке конкурентоспособных товаров неконкурентоспособные просто не нашли бы своего покупателя способствует сворачиванию неконкурентоспособных производств и росту безработицы и социальной напряженности, что негативно влияет на уровень жизни населения в целом и также создает угрозу экономической безопасности страны.

Стабильность финансовой системы, определяемая уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, нормализацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности вкладчиков, размерами золотовалютного запаса, развитием финансового рынка и рынка ценных бумаг. Участие в международной торговле оказывает влияние и на стабильность валютно-финансовой системы. Учитывая тот факт, что доходная часть государственного бюджета формируется, в том числе за счет таможенных пошлин и сборов, взимаемых с товаров при экспорте, импорте и транзите, то сокращение взаимного товарооборота по разным причинам между странами в состоянии сократить эту статью доходов бюджета и создать угрозу экономической безопасности страны.

Наиболее нагляден в данном случае пример с РФ, в рамках национальной экономики которой прослеживается четкая взаимосвязь между поступлениями от экспорта энергоносителей и сырья и размерами Стабилизационного фонда, золотовалютных резервов и, несомненно, сбалансированностью государственного бюджета. Сокращение экспорта этих позиций или снижение цен Ир них будет выступать дестабилизирующим фактором для отечественной валютно-финансовой системы и угрозой экономической безопасности страны. Кроме того, импорт может осуществляться по демпинговым ценам вне зависимости от того, идет ли речь о товарном или валютном демпинге, что выступает дестабилизирующим фактором в области ценообразования и служит источником дополнительной угрозы для национальной экономики.

Рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров перерабатывающей промышленности на внешний рынок, поддержание максимально допустимого уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта. Для определения этой структуры, выявления ее проблем, создающих угрозу экономической безопасности страны, и выработки мер по ее оптимизации, а также для оценки роли собственно внешней торговли в развитии национальной экономики используется система показателей, о которых речь пойдет ниже.

Различаются в различных странах. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в тех или иных отраслях экономики необходимо преимущество во всех составляющих ромба. Случайные события — действия несвязанные с событиями в стране резкие изменения цен на финансовых рынках, изобретения и т. РФ — 63 место.

В конце XX в. Ранее государство, добившись внутренней стабильности, могло защитить себя вовне.

Сейчас международная сфера оказывает мощное влияние на внутреннюю сферу и расшатывает ее. Экономическая безопасность международная и национальная носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Первоначально вопрос об экономической безопасности возник среди развивающихся стран. Он нашел отражение в принципах Бразильской концепции коллективной экономической безопасности 1974 г. В 1984 г. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма.

Проблема экономической безопасности в наибольшей мере затрагивает интересы развивающихся и восточноевропейских стран в отношениях Запад - Юг, Запад - Восток. Как показывает мировой опыт, ущерб наносится различными способами: нарушение нормального состояния международной торговли применение эмбарго, введение чрезмерных количественных и тарифных ограничений, искусственное повышение или понижение цен на те или иные товары ; создание ограничений на пути международного движения технологий в нарушение практики коммерческой деятельности и др. Преднамеренный ущерб может наноситься валюте страны путем нарушения ее валютного режима, манипуляций по занижению валютного курса, замораживанию вкладов страны в иностранных банках, введению кредитных ограничений. Может целенаправленно нарушаться порядок движения капитала, в частности, путем организованного бегства из какой-либо страны, незаконной реквизиции или национализации без компенсации собственности иностранных инвесторов. В число нарушений международной экономической безопасности входят организация целенаправленной утечки научных и наиболее квалифицированных работников физического труда, нарушение существующей системы международного транспортного сообщения вопреки действующим соглашениям в этой области. Возрастает число проблем, связанных с окружающей средой и транснациональными действиями торговля наркотиками и др. Современная мировая практика знает следующие основные способы обеспечения безопасности: Сдерживание нежелательных действий при помощи различных средств давления, применение против нарушителя безопасности практических средств воздействия на уровне отдельных государств.

В их число входит политический процесс, который предотвращает, завершает или дополняет силовые действия, оформляет их и узаконивает в правовом отношении. Все эти меры требуют определенного уровня экономической мощи государств, применяющих их.

Вот почему в целом страны, производящие сырье, имеют меньшее экономическое развитие и большее неравенство, чем страны, которые занимаются экспортом товаров и услуг.. До развития индустриального общества каждая община была самодостаточной.

Это означает, что все основные потребности людей покрывались только местным производством первичных и вторичных товаров.. Однако, по мере роста промышленности страны и увеличения ее населения, новые продукты начинают требоваться. Эта необходимость приводит их к созданию отношений взаимозависимости с другими странами. В некоторых странах экономика основана на эксплуатации сырья.

Поэтому они развивают отношения взаимозависимости с теми странами, которые покупают эти ресурсы, а затем становятся их поставщиками готовой продукции.. В других странах экономика основана на промышленности. Поэтому они развивают отношения взаимозависимости со странами, которые эксплуатируют сырье, и со странами, которые покупают произведенную продукцию.. Например, рост автомобильной промышленности в Соединенных Штатах имел последствия в некоторых странах Юго-Восточной Азии, которые стали поставщиками каучука, создавая отношения зависимости.

По мере развития отрасли отношения становятся более разнообразными или укрепляются.. В этом процессе промышленно развитые страны ищут новых поставщиков и развивают важные экономические отношения со странами, производящими сырье.. С другой стороны, по мере развития технологий промышленно развитые страны превратились в поставщиков услуг.. Поэтому производство промышленных товаров было перенесено в другие страны, что также трансформирует отношения взаимозависимости..

Экономическая взаимозависимость и глобализация Развитие глобализации тесно связано с экономической взаимозависимостью. В современной экономической динамике производство одного товара может пересекать разные страны.

Ответы на тесты по теме Экономика

Основными факторами, определяющими экономическую взаимозависимость стран в современном мире, являются близость уровней экономического развития и уровня рыночной зрелости стран, которые интегрируются; географическая близость, наличие общей границы и. 35. Взаимозависимость национальных экономик означает, что обязательна координация макроэкономической политики страны участвуют в интеграционных объединениях рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в другой страны участвуют в международных. Способность национальной экономики противостоять критическим угрозам наиболее полно характеризует национальную экономическую. Новости экономики. Ответ на тест Взаимозависимость национальных экономик означает, что. Речь идет о поистине драматической взаимозависимости и взаимообусловленности стран, международных процессов, экономики и политики.

Показатели зависимости стран от мирового рынка

Она отражает ин-тенсификацию международного разделения тру-да и развитие кооперации, ведущие к усилению взаимосвязей и взаимозависимости национальных экономик. Усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости стран мира. Мировая экономика приобретает черты единого целостного образования, взаимодополняемости. Проблема взаимозависимости национальных экономик (Теория локомотива): сильная в экономическом плане страна своей внутренней экономической политикой, стимулируя собственное производство, стимулирует импорт в свою экономику, а, следовательно.

Каталог статей

Поэтому знание тенденций и закономерностей развития мировой экономики объективно необходимо любому экономисту, так или иначе связанному с партнерами из других стран, а если учесть, что такие связи постоянно расширяются, то эти знания могут потребоваться каждому. Значение мировой экономики неуклонно растет. И потребители, и производители каждой страны все яснее ощущают свою причастность к мировому хозяйству, о чем убедительно свидетельствуют статистические данные последних лет. В 1996 г. Сегодня каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Важным показателем взаимозависимости национальных экономик служит удельный вес импорта в валовом национальном продукте. Количественные и качественные характеристики современных мирохозяйственных связей показывают нарастание взаимозависимости национальных экономик, демонстрируя при этом преимущество международного интеграционного развития. Мировая экономика - это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами мирохозяйственных связей. Она опирается на более или менее общий для всего человечества уровень развития производительных сил, на обусловленное им всемирное разделение труда, в которое в той или иной степени вовлечены все народы, и затрагивает не только сферу обращения, но и сферу производства. Субъектами мирохозяйственных связей являются частные физические лица и организации юридические лица , занятые осуществлением международных экономических операций.

С позиций принадлежности к национальной экономике субъекты разделены на резидентов и нерезидентов. Все резиденты и нерезиденты, или хозяйствующие субъекты, международной системой национальных счетов СНС квалифицируются как институциональные единицы. Это физические и юридические лица, которые владеют факторами производства и располагают возможностями производить продукты или реализовывать услуги и от своего имени заключать сделки с другими лицами. Кроме организаций, непосредственно занятых внешнеэкономической деятельностью, в мировой экономике все более активную роль начинают играть наднациональные международные институты. Они представлены международными экономическими учреждениями, занятыми организацией и координацией мирохозяйственных связей. К числу таких органов относятся консультативные Советы экономических союзов, их Секретариаты, а также периодически проводимые Сессии союзов. Кроме того, к такого рода международным экономическим субъектам относятся Международный Арбитражный Суд, Всемирный Банк, Международный Валютный фонд, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы и др.

Главный гарант — экономический потенциал, он и сказывается на положении страны в мировой экономике. Также экономическая безопасность обеспечивается широкими и дифференцированнымимеждународными экономическими связями. Экономика должна развиваться, в ней необходима устойчивость. Показатели экономической безопасности: Показатели, характеризующие ресурсный и производственный потенциал. Показатели, характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственных механизмов.

Энциклопедический словарь. Означает, что национальные процессы воспроизводства находятся под существенным влиянием внешнеэкономических факторов. Количественное значение любого внешнеэкономического фактора для развития народного хозяйства той или иной страны характеризуется с помощью ряда показателей, таких как экспортная и импортная квота, удельная величина внешнеторгового оборота, экспорт и импорт на душу населения.

Позитивное значение глобализации трудно переоценить: неизмеримо умножаются возможности человечества, более полно учитываются все стороны его жизнедеятельности, создаются условия для гармонизации. Глобализация мировой экономики создает серьезную основу решения всеобщих проблем человечества. В качестве позитивных последствий преимуществ глобализационных процессов можно назвать: 1. Глобализация способствует углублению специализации и международного разделения труда. В ее условиях более эффективно распределяются средства и ресурсы, что, в конечном счете, способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения при более низких для него затратах. Важным преимуществом глобализационных процессов является экономия на масштабах производства, что потенциально может привести к сокращению издержек и снижению цен, а, следовательно, к устойчивому экономическому росту. Преимущества глобализации связаны также с выигрышем от свободной торговли на взаимовыгодной основе, удовлетворяющей все стороны. Глобализация, усиливая конкуренцию, стимулирует дальнейшее развитие новых технологий и распространение их среди стран. В ее условиях темпы роста прямых инвестиций намного превосходят темпы роста мировой торговли, что является важнейшим фактором в трансферте промышленных технологий, образовании транснациональных компаний, что оказывает непосредственное воздействие на национальные экономики. Преимущества глобализации определяются теми экономическими выгодами, которые получаются от использования передовогонаучно-технического, технологического и квалификационного уровня ведущих в соответствующих областях зарубежных стран в других странах, в этих случаях внедрение новых решений происходит в краткие сроки и при относительно меньших затратах. Глобализация способствует обострению международной конкуренции. Подчас утверждается, что глобализация ведет к совершенной конкуренции. На деле речь скорее должна идти о новых конкурентных сферах и о более жестком соперничестве на традиционных рынках, которое становится не под силу отдельному государству или корпорации. Ведь к внутренним конкурентам присоединяются неограниченные в действиях сильные внешние конкуренты. Глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены. Глобализация может привести к повышению производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне и распространения передовых технологий, а также конкурентного давления в пользу непрерывного внедрения инноваций в мировом масштабе. Глобализация дает странам возможность мобилизовать более значительный объем финансовых ресурсов, поскольку инвесторы могут использовать более широкий финансовый инструментарий на возросшем количестве рынков. Глобализация создает серьезную основу для решения всеобщих проблем человечества, в первую очередь, экологических, что обусловлено объединением усилий мирового сообщества, консолидацией ресурсов, координацией действий в различных сферах. Конечным результатом глобализации, как надеются многие специалисты, должно стать всеобщее повышение благосостояния в мире. Как я уже говорила, современные глобализационные процессы развертываются, прежде всего, между промышленно развитыми странами и лишь во вторую очередь охватывают развивающиеся страны. Глобализация укрепляет позиции первой группы стран, дает им дополнительные преимущества. В то же время развертывание процессов глобализации в рамках современного международного разделения труда грозит заморозить нынешнее положение менее развитых стран так называемой мировой периферии, которые становятся скорее объектами нежели субъектами глобализации. Следовательно, степень положительного влияния глобализационных процессов на экономику отдельных стран зависит от места, которое они занимают в мировой экономике, фактически основную часть преимуществ получают богатые страны или индивиды. Но сегодня многие согласны с тем, что сила, которую они в свое время считали панацеей — глобализация — не оправдала надежд. Многие официальные лица заявляют, что глобализация, или ускоренный рост торговли и инвестиций в зарубежные страны, сделала гораздо меньше для увеличения доходов самых бедных народов нашей планеты, чем надеялись эти руководители. Огромное большинство людей, проживающих в Африке, Латинской Америке, Средней Азии и на Ближнем Востоке, сегодня живут не лучше, чем жили в 1989 году, когда падение Берлинской стены позволило капитализму начать быстрое распространение по всему свету. Как считают многие лидеры, прибывшие на конференцию Организации Объединенных Наций ООН в этот мексиканский город, являющийся промышленным центром, сегодня глобализация вместо того, чтобы быть непреодолимой силой развития, представляется скорее экономической искусительницей, обещающей богатства, но нередко их не приносящей. Несправедливое распределение благ от глобализации порождает угрозу конфликтов на региональном, национальном и интернациональном уровнях. Происходит не выравнивание доходов, а скорее их поляризация. В процессе ее быстро развивающиеся страны входят в круг богатых государств, а бедные страны все больше отстают от них. С 1960 года разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился, что статистически подтверждает несостоятельность всяких обещаний справедливости в оказании помощи развивающимся странам. Социальная справедливость в условиях глобализации экономики. Доклад Генерального директора МОТ. Женева, 1994, С. Взаимозависимость, свойственная мировому развитию в начале и в середине ХХ века, сменяется односторонней зависимостью «третьего мира» от «первого». Неоднородность мира проявляется и в следующих данных: всего лишь 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 миллиарда человек, вместе взятые, почти половина населения Земли. Образуются также «черные дыры» в постсоветском пространстве, в Африке, в Центральной и Южной Азии7. В условиях глобализации возможно проявление разрушительного влияния центробежных сил, связанных с этим процессом, что может привести к разрыву традиционных связей внутри страны, деградации неконкурентоспособных производств, обострению социальных проблем, агрессивному проникновению чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей поведения. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь региональные или даже глобальные последствия. Наиболее болезненные последствия глобализации могут ощутить на себе менее развитые страны, относящиеся к так называемой мировой периферии. Основная масса из них, участвуя в интернационализации в качестве поставщиков сырья и производителей трудоемкой продукции а некоторые из них — поставщиков деталей и узлов для современной сложной техники , оказываются во всесторонней зависимости от передовых держав и имеют доходы, во-первых, меньшие, во-вторых, весьма нестабильные, зависящие от конъюнктуры мировых рынков. Роль и место России в процессах мировой глобализации 3. Это создает технологический разрыв, в первую очередь между развитыми и развивающимися странами. Главный барьер — образование и благосостояние: необразованный не сможет использовать технологии, даже если ему их продадут, а бедное общество не удержит достаточное количество образованных людей. Распространение информационных технологий и глобализация качественно изменили сотрудничество между развитыми и развивающимися странами: созидательное освоение вторых первыми при помощи прямых инвестиций уступает место разрушительному освоению при помощи изъятия финансовых и интеллектуальных ресурсов. Именно осмысление реалий и последствий этого перехода породило понятие «конченых стран», безвозвратно утративших не только важнейшие — интеллектуальные — ресурсы развития, но и способность их производить. Массовый выброс «закрывающих» технологий на мировые рынки и их почти неизбежное внедрение вызовет резкое сжатие всей индустрии, что приведет к катастрофическим последствиям для большинства стран. Выиграют лишь страны, находящиеся либо на пост- как США и, возможно, Великобрита-ния , либо на доиндустриальной ступени развития, - в них не произойдет массовых сокращений производства, и они получат дополнительные шансы за счет резкого ослабления индустрального мира. В числе выигравших окажется и вполне индустриальная Россия, - прежде всего как владелец и основной продавец «закрывающих» технологий. Россия сможет удержать процесс распространения «закрывающих» технологий под своим контролем, сможет извлечь из него глобальную, стратегическую выгоду. Следует понимать, что без использования потенциала «закрывающих» технологий Россия практически не имеет приемлемых долгосрочных перспектив. Плохой климат хозяйственная деятельность ведется в России в самых холодных условиях в мире обусловливает издержки производства, значительно большие вследствие намного больших энергоемкости производства и калорийности питания , чем в остальных странах мира. Не исправимое в краткосрочном периоде плохое качество управления вызванное как психологическими причинами, так и тем, что российское государство исторически сформировалось для передела собственности и было способно стимулировать развитие только по недоразумению оказывает дополнительное воздействие на завышение издержек. В результате из-за относительно больших издержек производства концентрация на любом относительно простом производстве является для России исторически безнадежной, способной привести исключительно к банкротству. Россия в ее сегодняшнем и завтрашнем состоянии гарантированно не способна к развитию технологий; она может лишь использовать технологическое наследство Советского Союза, сконцентрированное и доработанное коммерческими структурами. Роль государства сужается в этих условиях до простой защиты от внеэкономических воздействий, что вполне соответствует даже его сегодняшним возможностям. Следует ожидать, что нынешний — четвертый — цикл поддержки продлится до 2015 — 2025 г. Это и есть тот критический срок, который отведен России для самоопределения и выбора ею пути развития. Предполагается, что первую группу можно разделить на две подгруппы — при условии равнения России на США или Европу. Переход мира к глобальной экономике связывают с повсеместным утверждением принципов ультралиберализации и свободы рыночных отношений. Отмена всяких национальных ограничений в международной торговле, на ввоз и вывоз капиталов, даже самого понятия суверенитета — вот тот путь, который ведет мир к процветанию и всеобщей благодати. В настоящее время очевидна тенденция США к усилению своей роли при полном финансовом и силовом доминировании. Однако Америка не может мириться не только с благополучием России, но и Европы. Существует мнение, что понятие глобализации есть не что иное, как специальная разработка фиксации доминирования США на мировой арене. Еще при составлении Концепции развития России до 2010 года, определении дальнейшего направления реформ и перспектив развития страны очень много говорили о том, что Россия примет за основу вариант германской социальной рыночной экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями. Много говорилось о том, что европейская ориентация безальтернативна, особенно если иметь в виду возрождение в стране в полном объеме жизненных принципов и норм, по которым живет весь цивилизованный мир. Однако весьма часто звучат высказывания, что копирование западной либеральной модели не проходит в качестве национальной идеи и не имеет ни смысла, ни перспектив.

Макроэкономическое равновесие

Отсутствие равновесия при таком подходе означает, что какие-то сферы экономики не сбалансированы. прочная хозяйственная взаимосвязь стран на основе МЭО и взаимодействия национальных экономик. В ходе усиления взаимозависимости национальных экономик, развития и усложнения мирохозяйственных связей само понятие «открытая экономика» меняется. Глобализация мировой экономики, переход значительной части национальных экономик в руки ТНК и международных организаций не может не подтачивать роль и функции национального государства, его суверенных прав в экономической сфере.

Блиц олимпиада для студентов - Мировая экономика

Робертсона, И. Валлерстайна, Э. Гидденса, М. Кастельса, У. Бека, А. Уткина и др. Будучи символом всеобщего, глобализация, однако, в ее гуманистическом смысле и толковании не имеет ничего общего с унификацией, стандартизацией и обезличиванием. Как и почему это возможно? Сущность глобализации открывается в явлениях и процессах более глубокого уровня, чем она предстает в феноменологическом срезе.

Жестко фиксируя усиливающуюся зависимость стран, народов и культур друг от друга, глобализация соединяет ее с взаимностью, тем самым обозначая рубикон в естественно-историческом процессе развития человеческой цивилизации. Существуют подходы и теории, наделяющие глобализацию исключительно негативной, разрушительной силой, вещающих о рождении некоего «сверхобщества», которое надстраивается над современным социумом и процветает за счет всего остального человечества. В концептуальном социально-философском плане, по мнению В. Акцент ставится на единстве, а точнее — единстве в многообразии. Касаясь сфер политики, и особенно культуры, они применяют его менее категорично, высказывая ряд серьезных оговорок и уточнений. Это одна из ловушек глобализации, реальную опасность которой нельзя недооценивать. В каком смысле единым? Это выражается в нескольких направлениях.

Достаточно бросить взгляд на карты авиалиний, маршрутов авиакомпаний или на схемы связей в интернете, чтобы отдать себе отчет в том, что в масштабе целого мира перемещаются люди, информационные блоки, изображения. События в одной части мира немедленно влияют на то, что делается в самых отдаленных от нее странах. Падение добычи нефти в Ираке определяет повышение цен на бензин в Исландии. Наиболее очевидным примером такого рода могут служить крупные промышленные корпорации, банки, торговые фирмы. Результатом такого рода изменений становится прогрессирующая униформизация мира. Капиталистический экономический рынок с характерными для него формами сделок, организациями, институтами, этикой конкуренции, потребительской ментальностью раньше всего овладел миром. Как утверждает американский теоретик Иммануил Валлерстайн, уже с XV в. Гомогенизация охватывает также сферу культуры.

Люди читают одни и те же книги, смотрят одни и те же фильмы, одни и те же футбольные матчи, слушают одни и те же мелодии и хиты. Психологическое отражение всех этих явлений в групповом сознании имеет амбивалентный характер. С одной стороны, люди все чаще начинают мыслить в категориях общей судьбы, общих угроз и надежд. Появляется региональная идентичность например, понятие «мы - европейцы» , а также зародыши истинно мировой солидарности. Усиливается локальная идентичность и лояльность, ее этнические и религиозные проявления. В таком мире живем мы сегодня. Первый этап глобализации.

Все это потребует создания наднациональных структур в области регулирования и принятия соответствующих решений по ряду направлений экономической политики. Здесь мы должны действовать осознанно. Мировой опыт показывает, что без подобных шагов невозможно достичь того уровня интеграции, к которому мы стремимся.

В сентябре 2003 года государства — участники проекта ЕЭП Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан подписали окончательный документ о принципах строительства такого пространства Украина — с оговоркой, что будет принимать участие в формировании ЕЭП в пределах, заданных ее Конституцией. В декабре 2003 года завершена работа над комплексом мер по формированию единого экономического пространства. Согласно этому документу, во-первых, должно сформироваться единое экономическое пространство со следующими характеристиками: единые механизмы экономического регулирования; свободное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы; общая внешнеторговая политика; скоординированная налоговая и финансовая политика. Во-вторых, провозглашен и принят принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, при этом, однако, должна соблюдаться последовательность присоединения к соглашениям ее еще предстоит выработать. Полномочия СГГ и Комиссии будут возрастать постепенно — по мере наращивания наднациональных элементов регулирования. Далее, определены согласованные принципы вступления стран-участниц в ВТО, к чему неизменно стремится каждое государство. Продвижение в переговорном процессе по данному вопросу будет обсуждаться на ежеквартальных консультациях. При формировании ЕЭП важно не повторить ошибок прошлого, не пойти по пути «упрощенных» решений. Такие решения нивелируют эффект интеграции. Роль комплексных, системных решений, напротив, велика.

Двигаться можно только параллельно, создавая условия для реализации всех «четырех свобод» свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. А это — другая логика регулирования, в основе которой эффективность, снижение издержек, реальная отдача от инвестиций, возможность конкурировать на внешних для ЕЭП рынках. Итог — качественно иной рост национальных экономик, уровня жизни. Есть еще одна очень важная цель, к которой Россия стремится при создании ЕЭП. Уже упоминалось о том, что на рынке «мировых порядков» сегодня конкурируют не отдельные страны, а крупные над- и межгосударственные образования, в каждом из которых реализуются особые принципы организации взаимодействия. Как часть Единого экономического пространства, Россия будет более уверенно проводить свои интересы, опираясь на объединенные ресурсы. Освоив принципы интеграции, она сможет участвовать в будущих интеграционных процессах, а сформировав межгосударственные инфраструктуры, обеспечивающие реализацию вышеупомянутых «четырех свобод», — подключаться к мировым инфраструктурам в таких сферах, как транспорт, энергетика, торговля, капиталы и рабочая сила. Таким образом, единственный путь интенсивного развития России — реальная, институционально закрепленная экономическая интеграция. В то же время Евросоюз обладает передовым и наиболее приемлемым для нас опытом создания наднационального экономического пространства и интегрированной системы регулирования его экономики. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, действующем между Россией и ЕС, зафиксировано намерение России постепенно сближать свое экономическое законодательство с нормативной базой Евросоюза.

Аналогичные положения содержатся в двусторонних договоренностях с ЕС практически всех стран СНГ, многие из которых ставят перед собой задачу дальнейшего сближения вплоть до вступления в Европейский союз. Россия не стремится стать членом Евросоюза: ее целью является объединение экономических пространств без потери суверенитета. Последний саммит Россия — ЕС в Риме 6 ноября 2003 года явился важным этапом в развитии решений о стратегическом партнерстве, принятых на майском саммите в Санкт-Петербурге. Главный итог римской встречи состоит в том, что удалось закрепить стратегическую линию на формирование четырех общих пространств: в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки и культуры. Документы и решения саммита определяют вектор сотрудничества между Россией и расширяющимся Евросоюзом на обозримую перспективу. Идея создания Общего европейского экономического пространства родилась в мае 2001-го, в ходе очередной встречи в верхах России и ЕС. Теперь нам предстоит начать переводить концепцию в плоскость планирования действий и создания «дорожных карт» по конкретным направлениям. Это означает деятельность сторон в рамках дисциплин ВТО с дальнейшим совместным продвижением к созданию режима свободной торговли при углубленном сотрудничестве в отдельных приоритетных секторах. Мы исходим из того, что экономики России и ЕС взаимно дополняют друг друга сотрудничество в области энергоносителей и энергетики свидетельствует об этом особенно явно. Но что означает такая взаимодополняемость?

По-видимому, ее смысл в том, что экономики России и стран Европы могут развиваться только совместно, — по крайней мере, темпы и качество их развития окажутся значительно выше, если они будут работать не по отдельности, а при включении механизмов взаимного и взаимовыгодного использования. Россия приняла этот тезис. Мы прекрасно понимаем, что без использования внешних механизмов развития, подталкивающих хозяйство страны вперед, задача качественного роста, интенсификации не будет решена. При этом Россия не может позволить себе пройти через новые социальные потрясения, а это значит, что потребуется локальное и контролируемое применение упомянутых внешних механизмов. Следующий ход — за нашими европейскими партнерами. Если и они примут тезис о естественной взаимодополняемости экономик России и ЕС и принципов их организации, то многие, с нашей точки зрения, искусственные, даже, скорее, идеологические барьеры больше не будут препятствовать развитию наших отношений. Такое изменение отношения к проблеме ОЕЭП — это самое важное на данном этапе явление. Однако нам предстоит пройти еще долгий путь. Эти два процесса должны проходить во взаимной увязке, обогащая друг друга и постепенно консолидируя зону экономической интеграции, в три раза превосходящую Россию по численности населения. Думается, для России это вполне реально, о чем говорит накопленный за последнее время опыт консультаций с нашими партнерами в двух форматах — с Белоруссией, Украиной и Казахстаном о Едином экономическом пространстве и с Европейским союзом об Общем европейском экономическом пространстве.

Безусловно, такая опасность существует, в случае если реализация сугубо политических интересов приведет к тому, что «четверка» будет строиться без учета наших обязательств по отношению к европейским партнерам или наоборот. Если же будет соблюдаться определенный баланс интересов и обязательств по отношению и к «четверке», и к ЕС, то параллельное развитие двух «пространств» вполне возможно. Примеры сосуществования таких разноуровневых интеграционных блоков имеются. Показательным примером является и сам Евросоюз, подписавший интеграционные соглашения ЗСТ, таможенные союзы с десятками государств и параллельно повышающий уровень внутренней интеграции.

Однако эти взаимосвязи взаимозависимости не обязательно сбалансированы. Наоборот, в большинстве случаев сырье продается по очень низкой цене, а производится по гораздо более высокой цене.. Это приводит к экономической взаимозависимости, представляющей неравные выгоды. Вот почему в целом страны, производящие сырье, имеют меньшее экономическое развитие и большее неравенство, чем страны, которые занимаются экспортом товаров и услуг.. До развития индустриального общества каждая община была самодостаточной. Это означает, что все основные потребности людей покрывались только местным производством первичных и вторичных товаров.. Однако, по мере роста промышленности страны и увеличения ее населения, новые продукты начинают требоваться. Эта необходимость приводит их к созданию отношений взаимозависимости с другими странами. В некоторых странах экономика основана на эксплуатации сырья. Поэтому они развивают отношения взаимозависимости с теми странами, которые покупают эти ресурсы, а затем становятся их поставщиками готовой продукции.. В других странах экономика основана на промышленности. Поэтому они развивают отношения взаимозависимости со странами, которые эксплуатируют сырье, и со странами, которые покупают произведенную продукцию.. Например, рост автомобильной промышленности в Соединенных Штатах имел последствия в некоторых странах Юго-Восточной Азии, которые стали поставщиками каучука, создавая отношения зависимости. По мере развития отрасли отношения становятся более разнообразными или укрепляются.. В этом процессе промышленно развитые страны ищут новых поставщиков и развивают важные экономические отношения со странами, производящими сырье.. С другой стороны, по мере развития технологий промышленно развитые страны превратились в поставщиков услуг..

Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления [3]. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых стран с экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций , снижение торговых барьеров и модернизация экономик развивающихся стран.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий