Особенностью послевоенного восстановления памятников стало то, что многие подлинные объекты не получили в 1940-х гг. музейного статуса: больше внимания уделялось разрушенным дворцам и павильонам.
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады
Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения. Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. Государственный комитет обороны Советского Союза 29 марта 1944 года принял постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1.
Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны
Постановлением намечалось восстановить город как крупнейший индустриальный центр страны с сохранением присущих ему профилей промышленного развития - малой металлургии, турбостроения, электроэнергетики, станкостроения, приборостроения, промышленности строительных материалов. В апреле состоялся пленум городского комитета партии, на котором были подведены итоги героической борьбы ленинградских трудящихся с немецко-фашистскими захватчиками и всесторонне обсуждены мероприятия по выполнению постановления. Вслед прошло общегородское собрание партийного актива, в районах и на предприятиях - партийные собрания. В мае VII сессия Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся обсудила и одобрила план первоочередных работ, по восстановлению городского хозяйства. В постановлении Совет указал: «Выполнение больших восстановительных работ в городском хозяйстве может быть обеспечено только при активном участии всех трудящихся города». Ленинград получил новую технику. Предприятия общего машиностроения получили более 500 единиц нового оборудования.
Автором проекта стал молодой ваятель Михаил Аникушин в 1955 году была открыта первая очередь Метрополитена Слайд 11 Нелегко пришлось жителям города в послевоенные годы.
В то время хлебный паек рабочих составлял 800 граммов в день, служащих — 500 граммов, иждивенцев и детей — 300 граммов. Кроме хлеба, паек на месяц включал для рабочих — 1,8 кг. Мяса, 800 граммов масла, 900 граммов сахара, 2кг. Крупы; для служащих, иждивенцев и детей — вдвое меньше.
В то время как у любой другой республики были в ЦК и Политбюро свои лоббисты, а Грузия так и вовсе жила как любимое дитя Сталина и Берии мало кто помнит, но после депортации карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей Грузии передали ряд земель, входивших в состав РСФСР и возвращенных в 1950-е годы России , у русских областей не было никакого координирующего центра. Он выступил с инициативой восстановить Бюро ЦК по РСФСР не без резона рассчитывая, что его возглавит он сам или Кузнецов , в котором решались бы важные для экономического и культурного развития республики вопросы, даже получил поддержку главы компартии Украины Хрущева. После смерти Жданова летом 1948 года его знамя поднял Родионов, написавший Сталину несколько записок с просьбой найти для России место в партийной структуре. Мало того, Родионова обвиняли в том, что, когда пришло распоряжение создать новые флаги для всех республик, он хотел утвердить в качестве флага РСФСР некий вариант, отсылавший к национальному трехцветному знамени. Были у Жданова и ленинградцев и свои идеи, касавшиеся всего Союза. В 1946 Жданов предложил Сталину проект программы партии, в котором предполагалась постепенная замена государственно-партийной диктатуры народным самоуправлением, включая всенародные голосования. Партийная программа предусматривала «всячески поощрять изучение русской культуры и русского языка всеми народами СССР». Одновременно соратник Жданова — Вознесенский — предложил программу социально-экономического развития СССР, в которой последовательно проводилась установка на облегчение жизни народа: увеличение производства потребительских товаров, создание социалистической товарно-денежной экономики. По сути, Жданов и Вознесенский предложили переместить СССР на пути русоцентричного народного социализма, с революционно-коммунистической, но не людоедской и не эксплуатирующей русский народ идеологией и практикой. Несомненно Жданов был плотью от плоти коммунистической системы и нес в своем мировоззрении все ее уродства и пороки. Несомненно, что и его русоцентризм носил скорее лево-народнический, а не «белый» характер. Однако никакой антисемитской политики, вопреки распространенному мифу, при жизни Жданова не велось — она началась в январе 1949 года, через полгода после его смерти. Жданов вел кампанию борьбы с «низкопоклонством перед Западом», в которой, конечно, было немало абсурдных урапатриотических перегибов, вроде «русский Можайский изобрел первый самолет», но по сути она была нацелена на восстановление национального достоинства русского народа. Характерно, что в качестве дискредитирующего Зощенко факта приводится цитата из его статьи 1922 года: «я не коммунист, не эс-эр, не монархист, а просто русский и к тому же политически безнравственный». Очевидно желание быть «просто русским» идеолога национал-коммунизма Жданова не устраивало. Однако, вот что показательно — ни для кого из бичуемых Ждановым в этой речи дело не закончилось арестом и смертью. Напротив, идеолог пытался выстроить систему прессинга не связанную с арестами, пытками и расстрелами — так называемые «суды чести», которые должны были прорабатывать граждан за «космополитизм». Может показаться, что моральный террор не лучше физического, но пытаемые на Лубянке явно с этим бы не согласились. Сразу же после его смерти сталинская система вернулась к старым орудиям 1937 года — наручникам, карцерам, дубинкам следователей и пулям в затылок на безымянных полигонах. И первыми, кто стал жертвой возродившейся в полном варианте террористической системы, стали осиротевшие после смерти вожака в августе 1948 года «ждановцы». В 1949-50 годах по стране прокатилась волна практически не афишируемого, но чрезвычайно чувствительного террора против кадров «ждановской» выделки, связанная с так называемым «Ленинградским делом». Дело было засекречено самим Сталиным, ходили лишь невнятные слухи, что «ленинградцы» затеяли какой-то национализм и пытались перенести столицу РСФСР к себе и «противопоставить себя партии». Сталин несколько лет накапливал у себя прослушки разговоров «ждановцев» про несправедливое отношение к России и русским, ложившиеся ему на стол министром МГБ Абакумовым и, в конечном счете, дал им ход, видимо решив, что с русскими ему в деле строительства социализма не по пути. Главными лоббистами репрессий против ждановцыв был старый аппаратный противник идеолога — Маленков и поддерживавший его Берия. Формальным поводом была избрана проведенная в Ленинграде Всероссийская оптовая ярмарка, куда съехались хозяйственные и партийные руководители со всей РСФСР и из многих союзных республик и где были заключены прямые сделки о поставках товаров. Современные неосталинисты, которым важно любой ценой оклеветать «ленинградцев» утверждают, что якобы на ярмарке «пропало» товаров на четыре миллиарда рублей. Это беспардонная ложь — на ярмарку привозились образцы товаров, по которым заключались договора. Мало того, элиты националов вынуждены были ехать в Россию и договариваться, предлагая что-то взамен, вместо того, чтобы получать все как манну из Москвы.
Особое внимание уделяется восстановлению объектов культурного наследия. В частности, в ЛНР силами Российского исторического общества был восстановлен мемориал «Непокоренные». Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, как в Ленинград, несмотря на тяжелейшие условия, возвращалась мирная жизнь.
Ленинград, миграция, часть 3-я: послевоенный период
На нем – восстановление Ленинграда после войны и блокады. Было поручено восстановить Ленинград как столичный город, а также центр военной промышленности и точечного машиностроения Блокада Ленинграда стала одной из самых трагичных страниц в истории Великой Отечественной войны. После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда[38]. Как возобновилось строительство метро после войны | ФОТО Unsplash. Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было сложным и масштабным проектом, требующим огромных усилий и ресурсов. Общество - 27 ноября 2022 - Новости Санкт-Петербурга -
Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны
1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946. Великое восстановление после войны сделало свой вклад в развитие города и его превращение в одну из самых важных культурных и туристических столиц мира. Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда.
Ленинград в 1946-1947 годах
Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. В первые месяцы здания ремонтировали кирпичом, который собирали у разрушенных домов. Трудились все: опытные специалисты и мастера, студенты и школьники, и даже токари, пекари и профессора после работы становились строителями. В первую очередь восстанавливали малоповреждённые дома, затем отстраивали здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда.
Так писала Ленинградская правда 14 сентября. Последняя фраза в этой заметке, скорее всего, метафора, но лишь отчасти». Ленинград горел. Но не так сильно, как рассчитывали фашисты. Отпор давала система ПВО. Памятники укрепляли или закапывали в землю. Золотые купола маскировали сеткой и зеленой краской. На крышах жилых домов дежурили группы самозащиты. Владимир Бараков, экскурсовод: «Эти бомбы попадали сюда, прошивая железо насквозь, у них ударной силы хватало. И они должны были в считанные секунды схватить щипцами эти бомбы и поместить их в чан с водой или песком. Но от воды потом пришлось отказаться, потому что она моментально выкипала. Бомба разогревалась до 300 градусов по Цельсию». Гораздо сложнее было уберечь здания от больших фугасных бомб. Они буквально изрешетили центр города. Согласно официальным отчетам, к сентябрю 1942 года 200 из 300 городских памятников имели повреждения. Большинству после войны вернули прежний облик. Но были и исключения. Например, набережная Фонтанки 32. Найдите 5 отличий. Литературный дом на Невском изменил не только стиль, но и предназначение. Павел Платонов, искусствовед: «Здесь была совершенно рядовая застройка. А с учетом того, что здесь находится и шедевр архитектурного зодчества — Дворец Белосельских — Белозерских — и хотелось построить что-то соответствующее. А, во-вторых, здание строилось под куйбышевский райисполком. И должно было иметь соответствующий вид — официальный.
После блокады Ленинграда и вместе с восстановлением города особое внимание уделялось озеленению Ленинграда [38]. Были созданы парки Победы в Приморском и Московском районах, скверы у Казанского и Исаакиевского соборов, на улицах создавали газоны и ставили клумбы. Обязательное озеленение шло в новых кварталах [3]. В честь 250-летия города на Марсовом поле зажгли первый вечный огонь [36]. На бывших рубежах обороны Ленинграда в результате длительных боёв была уничтожена большая часть озеленения, которую будут восстанавливать в 1960-е годы в рамках проекта Зелёного пояса славы [93]. В 1936 году был построен мост имени Володарского и первый мост в СССР с железобетонными арками [5] , был достроен Дворцовый мост [11] , реконструирован мост Лейтенанта Шмидта [11]. После войны был построен Большой Крестовский мост [94]. Были отремонтированы многие мостовые города [11]. Традиционно улицы города убирали дворники, с 1933 года ввели в эксплуатацию первые поливальные и снегоуборочные машины [11]. Большая часть улиц в 30-е годы имела ещё булыжные мостовые, пешеходные зоны с дореволюционных времён были постелены каменной плиткой. С 1930-х годов центральные улицы начали активно асфальтировать [11]. Шло активное освещение улиц, убирали последние керосиновые и газовые фонари, в городе были проложены сети электроснабжения [11] , был учреждён «Ленсвет» — трест наружного освещения [11]. За несколько лет было установлено более 20 000 современных светильников, улицы Ленинграда стали заметно светлее [11]. В 1930 году в Ленинграде появилась первая газосветная реклама [11]. Транспорт[ править править код ] В городе постепенно увеличивалось количество транспорта, поэтому возникла необходимость разработки безопасности движения, на улицах появились первые милиционеры — регулировщики, на Невском проспекте был установлен первый в городе светофор [10]. В Ленинграде на фоне роста населения серьёзной проблемой оставалось развитие общественного транспорта [11]. Шло активное расширение трамвайных сетей [95] и вводился автобусный транспорт [10]. Здание старого аэровокзала аэропорта Пулково Протяженность трамвайных линий и количество вагонов выросло в три раза в сравнении с 1913 годом [95]. К 1940 году длинна трамвайных путей составляла уже 440 километров. С 1926 года шло развитие автобусного транспорта, к 1940 году было налажено более 20 автобусных маршрутов, с 1929 году работало такси, к 1941 году в Ленинграде курсировало около 300 машин [10]. Начали появляться первые троллейбусные линии [13]. Ещё в 1920-е годы были восстановлены железные дороги [12]. В период первых пятилеток был реконструирован торговый порт и оснащён крупным холодильником [12]. В 1933 году начали электрифицировать городской железнодорожный узел [12]. К концу десятилетия между Ленинградом и Москвой двигались самые мощные локомотивы того времени [14]. Хотя ситуация с общественным транспортом гораздо улучшилась в сравнении с 1913 годом, она по-прежнему не справлялась с быстрорастущим населением города [10]. Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11]. Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы. Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами. После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск. В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96]. Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44]. Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23]. Город оставался важным культурным центром, центром театрального искусства [17] , одним из центром кинематографа [97] и колыбелью советских детских стихов [98]. Академия художеств. Графическая мастерская, 1939 год В Петербурге оставалась сильной дореволюционная культура, вступавшая в яркий контраст с советской стилистикой, продвигаемой в средствах массовой информации [23]. Агрессивно навязываемая советская идеология приводила к романтизации среди горожан деклассированных элементов — преступности, бродяжничества и проституции [23].
Не до того ведь было. Но люди в ватниках, синих халатах продолжали рыться, работать среди развалин. Потом начались субботники, куда выезжали ленинградцы, помогая расчищать парки. Из укрытий, из ям извлекались припрятанные статуи, памятники. Заделывались пробоины дворцовых стен, возводили кровлю.
Прорыв блокады Ленинграда
- Лекция Восстановление Ленинграда после Великой Отечественной войны - смотреть бесплатно
- Tg: СОЛОВЬЕВ
- Похожие записи
- Опыт восстановления Ленинграда после блокады применят в Мариуполе
От войны к миру
Это явилось первым шагом к массовому применению железобетона в капитальном ремонте и индустриализации ремонтно-строительного производства. После укладки новых перекрытий планировку квартир восстанавливали не по инвентаризационным планам, а по проектам. Проектами предусматривалось при наличии двух лестниц разделение больших квартир на две. В тех домах, где до ремонта имелись ванные комнаты, их восстанавливали вновь. Особенности жилищного фонда и разрушения, причиненные в годы войны, были различными.
Поэтому вопросы новой планировки квартир в каждом административном районе города решались по-разному, в том числе восстанавливались и многокомнатные квартиры без ванных помещений, в отдельных случаях с двумя уборными. Обязательным для всех районов было только то, что после комплексного капитального ремонта кухни и уборные должны быть по одной вертикали. В домах оставалось печное отопление. В кухнях устраивали огневые очаги, в ванных ставили дровяные водогрейные колонки, печи присоединяли к существующим в стенах дымоходам; когда это не удавалось, пробивали в кирпичных стенах новые каналы или возводили из кирпича новые дымовые стояки.
В 1947-1948 гг. Это позволило уже в кухнях не ставить огневых очагов и газифицировать ванные комнаты, для газоходов и вентиляции по-прежнему использовались каналы в стенах. Газификация жилищного фонда осуществлялась быстрыми темпами. С 1949 г.
Газоснабжение осуществлялось на базе коксогазового завода, восстановленного в январе 1946 г. Сланцы , оттуда были проложены магистральные газопроводы протяженностью около 250 км. В домах, где проводился капитальный ремонт, уже не восстанавливались не только кухонные очаги, но и печи в комнатах. Одновременно с капитальным ремонтом квартир прокладывались сети горячего водоснабжения, подача воды была организована несколько позднее.
Источником теплофикации являлась расположенная на Новгородской улице ТЭЦ. Основные работы по капитальному ремонту жилищного фонда выполнялись силами ремонтно-строительных контор райжилуправлений. В 1948 г. Вновь созданные тресты находились в подчинении райисполкомов.
Подготовкой проектно-сметной документации для капитального ремонта жилищного фонда и зданий, используемых организациями, подведомственными райисполкомам, занимались районные проектно-сметные бюро райжилуправлений. Проекты составлялись по заказам и техническим заданиям, выдаваемым райжилуправлениями. В задании четко регламентировались состав и содержание проекта. В тех случаях, когда заказывалась только смета, объемы необходимых ремонтных работ определялись сметчиками после проведения технического обследования объекта.
При этом сметчиками составлялся поквартирный перечень работ, выдававшийся в дальнейшем вместе со сметой ремонтно-строительным организациям. В сложных случаях замены деревянных жилых мансард на обычный этаж, комплексного капитального ремонта со сплошной заменой перекрытий и перепланировкой, восстановления разрушенной в период войны части дома и т. В эти годы в аппарате Управления по делам строительства и архитектуры Исполкома Ленгорсовета имелось хозрасчетное подразделение, выполнявшее техническую экспертизу зданий и состоявшее из опытных инженеров, прежде лично участвовавших в проектировании и строительстве многих ленинградских зданий. Обследование зданий эксперты вели визуально.
Освидетельствование скрытых конструкций производилось после вскрытий, выполнявшихся силами заказчиков. После проведения обследования эксперты давали письменные ответы на те вопросы, которые перед ними были поставлены заказчиком. Среди обычных вопросов были: возможность увеличения нагрузок на фундамент в случае замены жилой деревянной мансарды на полноценный этаж, восстановление разрушенной части дома на сохранившихся фундаментах, необходимость частичной замены перекрытий в поврежденном здании или возможность их усиления и т. Экспертное заключение умещалось на 1-2 машинописных страницах, в отдельных случаях оно дополнялось расчетной частью.
Эксперты давали обоснованные заключения, но они по существу только облегчали заказчику подготовку технического задания, убеждали его и утверждающую инстанцию в обоснованности ремонта в объеме, указанном в задании, объект же ремонта оставался недостаточно изученным и дополнительное обследование возлагалось на проектировщиков, а как это сделать, проектировщики знали плохо, этому их не учили.
Из 140 семей в итоге 132 были репрессированы [71]. В Ленинграде имелись обширные, «барские» квартиры с собственной прислугой, в которых жили партийные работники [71].
Специально для работников Ленсовета и депутатов был построен дом Ленсовета , где располагались роскошные многокомнатные квартиры с прислугой [72]. Новые жилые здания строились относительно медленно и жилья не хватало [73]. Квартиры в «сталинках» выделялись своим высоким качеством и они будут считаться элитными в поздний советский период и современность [74] Коммунальное жильё[ править править код ] В постоянном процессе разукрупнения квартир в бывших доходных домах появилось коммунальное жильё с тёмными и длинными коридорами и помещениями без естественного освящения [69].
Типичная коммунальная квартира располагалась в бывшем доходном доме и состояла их множества комнат и длинных коридоров с общей кухней и туалетом. Вход в коммунальную квартиру венчало множество звонков, каждый — в одну комнату. Жильцы организовывали расписание уборки мест общего пользования.
В коммунальных квартирах не было ванных, но были туалеты [75]. Жилищная ситуация заметно ухудшилась в послевоенное время, часто людей селили в непригодных для жилья помещениях — корпусах больниц, цехах, казармах и подвалах [34] , но ситуация снова улучшилась в 1950-е годы [76] , к этому момента была восстановлена часть жилищного фонда [76]. На кухнях стояло по несколько плит, чтобы готовкой могли заниматься несколько человек [75].
Ванные ещё тогда не вошли в бытовую жизнь горожан и ленинградцы традиционно мылись в общественных банях по субботам [78]. Подавляющая часть дореволюционных помещений не была оборудована для мытья дома [78]. Бельё часто стирали на кухне, варя одежду в огромных баках [75].
Бельё также стиралось в домовых прачечных или подвалах домов [77]. Значительная часть домов продолжала отапливаться дровами и в дворах располагались дровяники [77]. Для готовки на кухне использовались массивные плиты, топившиеся дровами, а также керосинки, керогазы или примусы [79].
Основным местом отдыха выступали внутренние дворы, где общались жильцы, взрослые играли в домино, обменивались новостями и сплетнями, дети играли с прятки, разбойников, пятнашки и т. Мячи были редкостью и вместо них использовались маялки мешочки с песком [80]. Летом многие жители Ленинграда уезжали на дачи [81].
В годы блокады Ленинграда электричество и водопровод перестали работать. Люди заклеивали окна бумажными полосками, чтобы в случае бомбардировок стекло не разлеталось. Часто люди прятались и жили в подвалах — бомбоубежищах [82].
Ночью окна зашторивались чёрными занавесками, чтобы враг с воздуха не мог целиться [42]. Люди жили в условиях холода, было налажено производство печек буржуек , которыми отеплялись помещения [83]. Электричество начали подавать в конце 1942 года [84].
В городе не хватало общественных туалетов и со времён революции почти во всех дворах стояли «ретирадники» — примитивные будки без крыши, внутри которого размещался дощатый с широкими щелями пол. Из-за них во дворах в жаркую погоду стоял зловонный запах [21]. Выгребные ямы очищались с 1937 года специальными машинами [10].
Их осталось заметно меньше после Великой отечественной войны [21]. В квартирах центральной части Ленинграда вводилось центральное отопление, в квартирах появлялись батареи, однако многие квартиры продолжали топить дровами [10]. В центральных районах c 1935 также шла постепенная газификация, в некоторых квартирах появлялись первые газовые нагреватели и плиты [10].
В квартирах распространялось радио [10] , стали распространяться домашние телефоны [85] , в городе к 1940 году обслуживали 34 000 номеров [85]. Инфраструктура[ править править код ] Шла масштабная реконструкция городской водной сети, к 1941 году было проложено более 1000 километров водопроводных труб, водопровод появился на Удельной , Автове , Пискарёвке и Полюстрове [10]. Существовавшие деревянные трубы заменялись бетонными.
К 1935 году водопроводная сеть выросла в 1,5 раз в сравнении с 1913 годом, канализационная — в 2 раза. В городе появилась полноценная канализация , были установлены насосные станции и коллекторы, однако она оставалась несовершенной и многие сточные воды продолжались сливаться в реки [10]. Площадь Лассаля, столб с рекламой, 1933 год С 1937 года началась активная газификация центральных районов города, внедрялось центральное отопление [10].
После войны шла полная реконструкция канализации, заново строились сточные выпуски и очистные сооружения [8]. Вместе с расширением границ города обсуждался план по созданию единой системы вывода очищенных сточных вод в невскую губу, к канализации подключали дальние районы, где шла новостройка [8]. Несмотря на проводимые работа по восстановлению канализации и водопровода, её мощностей едва ли хватало для удовлетворения потребностей растущего города и промышленности [8].
Начали появляться первые троллейбусные линии [13]. Ещё в 1920-е годы были восстановлены железные дороги [12]. В период первых пятилеток был реконструирован торговый порт и оснащён крупным холодильником [12]. В 1933 году начали электрифицировать городской железнодорожный узел [12]. К концу десятилетия между Ленинградом и Москвой двигались самые мощные локомотивы того времени [14]. Хотя ситуация с общественным транспортом гораздо улучшилась в сравнении с 1913 годом, она по-прежнему не справлялась с быстрорастущим населением города [10]. Сеть трамваев перевозила каждый день по 750 000 человек, но этого было недостаточно [11]. Неизбежным стал вопрос о строительстве метро, пробивка тоннелей началась в 1940 году [10] , но блокада Ленинграда сорвала планы. Строительство сильно усложнялось подземными грунтами и глинистыми почвами.
После окончания войны строительство возобновилось, в 1955 году в строй была введена первая очередь красной ветки метро от Автово до Площади Восстания. Подземные вестибюли впечатляли роскошным оформлением [3]. У Пулковских высот началось строительство аэродрома «Шоссейная» , с 1932 года начались авиаперевозки в Петрозаводск , Лодейное Поле и Москву [14]. Позже налаживались региональные перевозки, в том числе в Архангельск , Витебск , Киев и Мурманск. В 1951 году было открыто здание аэровокзала [96]. Во время блокады Ленинграда транспортное сообщение города было изолировано, перестали ездить паровозы и прибывать суда [44]. Культура[ править править код ] В сталинский период культурным и событийным эпицентром СССР стала Москва, поэтому именно с ней ассоциируется сталинский период, Ленинград же стал рассматриваться, как одна из главных метрополий СССР [23]. Так как исторический центр был практически не тронут, за Ленинградом начал укрепляться статус города-музея [23]. Город оставался важным культурным центром, центром театрального искусства [17] , одним из центром кинематографа [97] и колыбелью советских детских стихов [98].
Академия художеств. Графическая мастерская, 1939 год В Петербурге оставалась сильной дореволюционная культура, вступавшая в яркий контраст с советской стилистикой, продвигаемой в средствах массовой информации [23]. Агрессивно навязываемая советская идеология приводила к романтизации среди горожан деклассированных элементов — преступности, бродяжничества и проституции [23]. В городе формировалась субкультура, противоположная официальной культуре, сочетавшая старый городской романс , переплетённый с криминальным миром [23]. Выдающиеся достижения в обороне Ленинграда доказали особую роль Ленинграда в Великой отечественной войне, о обороне и блокаде Ленинграда говорили за границей [99]. Это повысило гордость и самосознание ленинградцев [99] , ещё в 1944 году многие улицы города получили старые дореволюционные названия [76]. Это повлияло и на то, что ленинградские партийные деятели начали проявлять самостоятельность [36]. Советское руководство было раздражено такой тенденцией, в восхвалении подвига ленинградцев они увидели принижение роли Москвы и Сталина в победе над немцами. В рамках Ленинградского дела произошёл разгром ленинградской верхушки.
Блокада Ленинграда стала запретной темой [33] , роль Ленинграда в победе принижалась и умалчивалась [33]. Созданный музей обороны Ленинграда был разгромлен в 1949 году, его экспонаты — уничтожены, а работники музея — репрессированы [33]. Екатерининский собор после сноса. Имевшиеся в Ленинграде церкви закрывались, разорялись и осквернялись, если их не сносили, то приспосабливали под учреждения или склады [2]. Так как храмовые помещения были крайне неудобны для их приспособления под нужды тех или иных учреждений, зачастую здания переделывали до неузнаваемого состояния [8]. В Казанском соборе устроили музей истории религии и атеизма, залы собора превратили в экспозиции разных религиозных культов, в том числе ислама, буддизма и народных верований [101]. Религиозные праздники — рождество , крещение , воздвижение , пасха , благовещение были запрещены. Это не мешало многим ленинградцам тайно праздновать их [102]. Новый год праздновать и покупать новогодние ёлки не запрещали [102].
После войны впервые была затронута тема о необходимости сохранения некоторых храмов, как культурных памятников, начались выделяться деньги на восстановление некоторых важных церковных построек, например Александро-Невской Лавры [8]. После войны всё громче звучало мнение о необходимости сохранения дореволюционных зданий, в том числе и храмов прежде всего, как культурно-исторических объектов [8]. Пропагандистская культура[ править править код ] Демонстрация 1 Мая, 1934 года Главной темой в культурной повестке сталинского периода выступало прославление социалистического строя и трудовые подвиги рабочих и крестьян [100]. В Ленинграде строились дома культуры , в которых обустраивали обширные залы, где организовывались периодические лекции по марксизму-ленинизму [103] , вечера участников революционного движения , торжественные собрания трудящихся, устраивались встречи с партийными деятелями, писателями и учёными [103]. В домах культуры также устраивали театральные представления известные театральные коллективы, вечером устраивались вечера отдыха с танцами и концертами при участии самодеятельных музыкальных и творческих объединений [103].
Источник изображения: cdn22. Царское село Царское село немцы практически уничтожили. В Александровском дворце размещалась тюрьма, в Екатерининском - походная кухня. В Камероновой галерее был гараж, в церкви - стоянка для транспорта. Внутренние помещения захватчики разграбили.
Редчайшая мебель шла на отопление. Разрушения Екатерининского дворца в Пушкине. Источник изображения: ic. Реставрацией занимались советские специалисты. Работа немцев заключалась в том, чтобы восстановить разрушенные перекрытия. Екатерининский дворец в Пушкине, наши дни. Он продолжался долгие годы, часть работ не завершена по сей день. Трасса Ленинград-Таллин Немецкие специалисты усовершенствовали трассу Ленинград-Таллинн, которая представляла собой плохо сохранившуюся грунтовку. Они не только придали ей современный вид, но и провели газопровод до столицы Эстонии. Автобус на линии Ленинград-Таллин.
Источник изображения: mini-koleso. За 5 месяцев 1946 г. Сланцевые шахты После войны открылись две шахты «Ленинградсланцестроя». На строительстве трудились, в том числе, немецкие архитекторы и инженеры-строители. Немецкие военнопленные на Невском проспекте. Источник изображения: apn-spb. В результате было отобрано 5 тыс.
Восстановление и реконструкция Ленинграда в послевоенные годы
Через несколько дней после начала операции к наступлению должна была подключиться 67-я армия, которая освободит Мгу, Ульяновку, Тосно и вместе с Волховским фронтом восстановит контроль над другими населенными пунктами. В данной статье вы расскажете о восстановлении и реконструкции Ленинграда в послевоенные годы. Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке. Конечно, и пафос восстановления, и опора на героический подвиг советского народа в годы войны в конструировании послевоенного общественного сознания — характерная черта всей послевоенной советской пропаганды. Текст научной работы на тему «Новаторство как дискуссионная тема послевоенного восстановления Ленинграда».
Ленинград в 1944 году. Возрождение
Достраивали «Пулково» после войны немецкие пленные, обитавшие в авиагородке. Статья посвящена истории возрождения музейной жизни в пригородных дворцово-парковых комплексах Ленинграда после Великой Отечественной Войны. Большая подборка сравнительных фото до-после блокадного Ленинграда 1941-1944 годов. Сразу после войны парк начали восстанавливать: его разминировали, а завалы расчистили. После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий.
О возрождении Ленинграда после блокады расскажут в Петропавловской крепости
Однако затруднённость сообщения со страной и артиллерийские обстрелы города сдерживали восстановительные работы. После полного снятия блокады январь 1944 ГКО принял 29 марта 1944 постановление о первоочередных мерах помощи Ленинграду. На восстановление было ассигновано 790 млн. В 1944 на заводах и фабриках Ленинграда введено в эксплуатацию свыше 1 млн. В том же году вступили в строй Театр оперы и балета имени С. Кирова, Театр драмы имени А. Пушкина, Малый оперный театр, ТЮЗ, филармония. Началось восстановление музеев. В 1944—45 ленинградцы отработали на восстановлении промышленности и городского хозяйства 52,7 млн.
Помимо награжденных грамотами товарищей, еще ряд женщин — сотрудниц нашего треста своей честной добросовестной работой заслужили быть отмеченными, в связи с чем приказываю: за активную и добросовестную работу по восстановлению и эксплуатации уличного освещения города объявить благодарность с занесением в личное дело нижеследующим женщинам нашего треста» приложен список из 52 человек. Восстановление городского хозяйства продолжалось, и вместе с тем увеличивалось число аварий на сетях, о которых сигнализировали жители города. Увлекшись восстановительными работами, сетевые районы ослабили внимание к эксплуатации действующих сетей уличного освещения. Поэтому всем начальникам эксплуатационных районов было приказано предупредить обходчиков, что «несообщение ими сведений о погашении света будет расцениваться как прогул, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Также приходилось вести борьбу и с управхозами. Список лиц представленных к вручению наград 9 мая 1945 года — великая для всего советского народа дата. В этот особо торжественный день Ленинградские областной и городской комитеты партии и исполкомы Областного и Городского Советов депутатов трудящихся обратились к населению Ленинграда со словами благодарности: «Вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, грудью своей преградили путь врагу, спасли Ленинград… Не щадя ни сил, ни жизни своей, вы все отдавали на дело борьбы и победы. Ваша борьба и ваш труд, слившиеся с борьбой и трудом всего советского народа, не пропали даром. Враг разбит и повержен». На вручение медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг. За два послеблокадных года в городе появилось более 18 000 фонарей, и только к концу 1950 года их количество превысило довоенный уровень. Настало время позаботиться о внешнем облике опор и светильников, а также о качестве освещения.
К этим заданиям прикладывались акты, составленные экспертами Управления по делам архитектуры и подтверждающие необходимость капитального ремонта дома. В технические задания обычно вписывалась заключительная фраза: «Предусмотреть в необходимых объемах замену перекрытий и усиление стен, а также запроектировать перепланировку квартир без потерь жилой площади». Последняя приписка объяснялась тем, что жилой площади для компенсации потерь, связанных с перепланировкой, в жилищных организациях не было. В то же время восстанавливать прежнюю планировку было невозможно. Названные документы рассматривались как исходные данные для проектирования, по которым специалисты должны были составить проектно-сметную документацию. Для решения вопросов, связанных с подготовкой проектирования, в проектно-сметной конторе в 1956 г. Задача, которую следовало решить, сводилась к следующему: проектировщикам при получении заказа нужно иметь чертежи скрытых конструкций подлежащего капитальному ремонту здания. На инвентаризационных планах должны быть указаны поврежденные участки строительных конструкций. Этот графический материал необходимо дополнить фотофиксацией. Началу проектирования комплексного капитального ремонта должен предшествовать расчет будущих энергонагрузок и решение вопросов, связанных с энергообеспечением объекта. Вэтом отношении комплексный капитальный, ремонт ничем не отличается от нового строительства. В тех случаях, когда экспертиза устанавливает необходимость безотлагательного ремонта, а энергоснабжение по каким-либо причинам в данное время обеспечить невозможно, экспертиза должна выдавать заказчику рекомендации по временным креплениям здания или указывать на необходимость немедленного расселения. Рекомендации технической экспертизы по инженерному оборудованию зданий должны подтверждаться техническими условиями энергоснабжающих организаций. В тех случаях, когда потери жилой площади, связанные с перепланировкой, велики, вопросы компенсации убыли жилой площади необходимо решать до начала проектирования. Задания на проектирование должны быть увязаны с рекомендациями экспертизы. Если экспертизой рекомендуется при капитальном ремонте надстроить дом, реконструировать мансарду, изменить назначение первого этажа, то подобные рекомендации следует подтверждать архитектурно-планировочными заданиями. Группа технической экспертизы должна состоять не только из опытных инженеров-строителей. В нее необходимо включать также техников, рабочих и инженеров смежных специальностей. Эффективность технической экспертизы будет значительно выше, если привлекаются к освидетельствованию скрытых конструкций рабочие, состоящие в штате проектной организации. Для проведения технической экспертизы зданий необходима нормативно-методическая база. С того времени, когда была сформулирована проблема до решения многих связанных с ней организационных и методических вопросов прошло немало лет. Техническая экспертиза из эпизодических консультаций была превращена в систему и поставлена на службу проектирования. Это во многом предопределило выработку прогрессивной политики в капитальном ремонте. Постепенно были изжиты тенденции формализма в экспертизе, отпала необходимость определения процента физического износа конструкций, так как по этому показателю ни эксперт, ни проектировщик конкретных проектных решений принять не может. Для проведения технической экспертизы в свете новых требований необходимо было привлечь к этой работе эрудированных инженеров. Предстояло пересмотреть отсталый взгляд на капитальный ремонт как на второстепенное, непрестижное направление в строительстве. Немалые трудности возникали в то время с оплатой труда экспертов, чему способствовало царившее среди финансовых работников мнение, что «проектно-сметную документацию, составляемую для капитального ремонта, принято называть сметно-технической», чем подчеркивается ее упрощенный характер по сравнению с проектной документацией при новом строительстве. Интересы развивающегося ремонтно-строительного производства и проектно-сметного дела требовали постановки технической экспертизы зданий на передовую основу, отвечающую их требованиям. Несмотря на некоторое отставание нормативно-методической базы в период 1956-1960 гг. В 1960 г. В число его основных структурных подразделений был включен специализированный отдел численностью около 20 человек, имевших некоторый опыт в области технической экспертизы зданий. В последующем отдельные элементы этой организационной системы экспертизы были заимствованы другими проектными организациями и сейчас составляют основу проектно-сметного дела. Похожие статьи:.
Семьи часто переезжали в чужие квартиры, которые уцелели, а вот их хозяева — нет. Как правило, это делалось без никакого на то разрешения, самовольно. Иногда это согласовывалось с местными властями, но чаще всего это происходило вынужденно и все это понимали. Самовольно же горожане изменяли систему отопления, просто потому что не было иного выхода. Никакой помощи от коммунальных служб, работа которых была парализована, ждать не приходилось. По городу были развешены плакаты с призывами подготовиться ко второй военной зиме самостоятельно, а именно установить печь сложив ее из кирпичей, добытых от разрушенных домов , почистить дымоход, заделать щели, вставить окна и стекла. Трубы рекомендовали обернуть бумагой или паклей, чтобы они не лопнули от мороза. Причем подобные призывы преподносились как гражданский долг и обязанность. В кровельщиках женщины и дети Восстанавливали как могли. Восстановительные работы в Ленинграде велись постоянно, так называемый заплаточный ремонт проводился регулярно, после каждого обстрела старались оперативно заделать кровлю, чтобы не было протечек — они бы дальше разрушали и без того уменьшающийся жилой фонд. О том, чтобы привлекать к таким работам квалифицированных рабочих или хотя бы взрослых мужчин даже думать не приходилось — город был полон лишь стариков, женщин и детей. Эта работа легла на плечи мальчишек-подростков и женщин. Создавались настоящие бригады кровельщиков из мальчишек 14-15 лет. Несмотря на то, что восстановительные работы в Ленинграде велись в условиях постоянных обстрелов, и нередко случалось так, что только что отремонтированное здание снова оказалось разрушенным после бомбежки, ленинградцы не опускали руки. К зиме 1943-44 года большинство домов уже имели свои водопроводы, наладилась система электроснабжения. В тесноте и немного в обиде Люди из разрушенных домов переезжали в те, что уцелели. В первые месяцы после окончания войны попасть в город можно было только по пропускам. Чтобы заехать в город, нужно было суметь доказать, что тебя там ждут родственники или на работе. Делалось это из-за катастрофической нехватки жилья. Многие эвакуированные долгое время не имели возможности вернуться, поскольку большие потери жилфонда, война и линия фронта, находившаяся рядом, последствия блокады — все это делало город весьма сложным для жизни, даже учитывая военные условия, в которых находилась вся страна. Понимая, что жилье тех, кто был эвакуирован в дальние районы, уже занято, власть и принимает столь неоднозначное решение по ограничению въезда в родной город. Жилье же сохранялось за военными, согласно постановлению правительства, а также за деятелями науки и искусства, которые находились в оккупации. Они могли вернуться без ограничений. Вернуться из бомбоубежища можно было найти не дом, а руины. Кроме того, ограничение въезда в город давало время для того чтобы где-то восстановить жилой фонд, где-то решить вопрос размещения возвращающихся в ручном режиме. Последнее подразумевало использование резервов имеющейся жилой площади. Были даже пересмотрены нормы жилищно-санитарных требований. Так, если раньше на одного человека должно было приходиться 9 квадратных метров жилья, то в 1944 году этот норматив был снижен до 6 квадратов. Излишки же, должны были изыматься. Как изъять «лишние» квадратные метры? Безусловно, подселив в квартиру новых жильцов. Возражать принято не было. Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью. Хотя уже даже в это время Ленинград считался городом коммуналок и в нем и без того наблюдался дефицит жилья. Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей.