Русско-японская война 1904–1905 гг. началась из-за геостратегического соперничества России и Японии в Азии и велась за установление контроля над Маньчжурией и Кореей. Русско-японская война 1904-1905 всколыхнула русское общество волной ненависти и презрения к японцам. Русско-японская война началась в 1904 и завершилась в 1905 году. Новости Новости Новости. 8 февраля (27 января) 1904 года началась Русско-японская война за контроль над Маньчжурией, Кореей и Жёлтым морем.
Победа над Японией, 1945 год
Русско-японская война 1904-1905 гг. | Могла ли Япония вести войну против России самостоятельно, без посторонней финансовой и дипломатической поддержки? |
Русско-японская война 1904-1905 г: основные события кратко | война между российской и японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей. |
«Маленькая победоносная война» | Русско-японская война 1904–1905, война между Россией и Японией за господство над важными в стратегическом и экономическом отношениях районами. |
Русско-японская война 1904-1905 годов: итоги и последствия | Эти события положили начало Русско-японской войне, продлившейся до 23 августа (6 сентября) 1905 года. |
Началась Русско-японская война | Русско-японская война 1904-1905: кратко о причинах войны, ее ходе и основных политических и исторических последствиях. |
Русско-японская война и ее последствия внутри страны
Голике и А. Вильборг, СПб. Отредактированный оригинал Свыше 1 500 фотографий и иллюстраций.
Места, где трещины возникали наиболее часто, перекрывали накрест длинными, не скреплёнными между собой брусьями, поверх укладывали шпалы и рельсы. В случае движения льда эти крестообразно уложенные брусья сжимались или расширялись, предохраняя рельсовый путь от разрушения. Министр путей сообщения М. Хилков прибыл на станцию Байкал утром 28 января 1904 года с супругой и сопровождавшими его работниками МПС и Забайкальской железной дороги. Ко времени приезда министра на льду озера было уложено уже более двух вёрст пути. Рельсовый путь по льду озера был открыт 17 февраля 1904 года. К 9 часам утра на станцию Байкал прибыли М.
Хилков с супругой и руководители Забайкальской железной дороги. После молебна княгиня А. Хилкова перерезала белую атласную ленту, и первый вагон с припряжёнными к нему четырьмя лошадьми двинулся с места и покатился на станцию Танхой. Вслед за первым вагоном двинулись ещё десять. За ними на тройке в простой кошёвке поехал и сам министр. Он лично просмотрел весь путь следования вагонов от станции Байкал до станции Танхой. Путь был значительно повреждён, и 13 вагонов сошли с рельс. После восстановления дороги перекатка была продолжена, но трещина увеличивалась. Ко 2 марта она простиралась на расстоянии более 20 км вдоль пути, в некоторых местах проходя между рельсами.
Всего по рельсовому пути было передано на восточный берег более 2000 вагонов и 65 паровозов. Источник: М. Бархатов, В. История Русско-Японской войны, Спб. Изображение: Фотограф Булла В. Пущенный в качестве опыта небольшой 30-тонный паровоз провалился передними колесами под лед. Было решено разбирать их на две части. Из доклада министра путей сообщения М. Хилкова императору Николаю II: «С рамы паровоза снимался целиком весь котёл и ставился на две платформы.
Рама же со своими ходовыми частями двигалась по рельсам отдельно. Таким образом вес каждой части паровоза был не более тысячи восьмисот пудов, и сборка его на том берегу была весьма несложна, ибо требовалось только поставить снова котёл на раму и укрепить развинченные болты. В этом виде первые 20 паровозов, перевезённые конной тягой, прибыли благополучно в Танхой утром 7 марта. После сего в течение 4-х дней было передано на восточный берег Байкала всего 65 паровозов». Паровоз перед спуском на лёд для переправы через озеро. Источник: «Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904—1905 гг. Перевозка рамы паровоза по льду Байкала. Хилков практически весь период войны пребывал на Забайкальской железной дороге. Его семья долгое время жила в Лиственничном, в домах Байкальской железнодорожной переправы.
Газета «Новости» сообщала, что М. Хилков постоянно находился на Байкале, где лично распоряжался передвижением войск по железной дороге. Министр вставал в 5—6 часов утра и работал до поздней ночи, зачастую своим личным присутствием поощряя работающих. Газета «Гражданин» в марте 1904 года писала, что русские должны быть благодарны министру за его личный подвиг. Хилков сравнивался с Петром I: и тот и другой трудились в буквальном смысле засучив рукава, и тот и другой были душой, глазом, рукою работы. Изображение: фотограф Булла В. Хилкова 17 февраля 1904 года на станциях Байкал и Танхой были установлены аппараты беспроволочного телеграфа для оперативной связи при гужевых перевозках, перекатке вагонов и переправе войск на ледоколах. Это была первая радиостанция на железных дорогах России. Тогда же была заказана третья станция для ледокола «Байкал», однако последнюю станцию на судне не установили, и в 1905 году она была передана во временное пользование Института инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге.
Мачты беспроволочного телеграфа на ст.
Кроме этого, было очевидно, что защитить восточные рубежи имевшимися на тот момент ресурсами было невозможно. Началась изнуряющая военно-политическая борьба, в которой фактор времени играл решающую роль.
В этой схватке не годы, а месяцы и дни могли стоить самой победы. Что Россия могла противопоставить японской угрозе? Какую избрать тактику?
Ответ нам дает история. Российская империя прокладывает железную дорогу на восток, по которой в урочный час перебросит войска и обеспечит защиту государства. Россия стремилась максимально быстро соединить европейскую часть страны с портами на берегу Тихого океана.
Темпы сооружения железной дороги были самыми высокими в мире. Витте подчеркивал, что магистраль строилась главным образом по соображениям военно-политическим. О срочности и оперативности говорит выбор маршрута.
Он был транзитным, прошел мимо Томска и даже столицы Сибири — города Тобольска. Забайкальский участок был повернут на юг, в Маньчжурию. Навстречу началось строительство Китайско-Восточной железной дороги — кратчайшего пути, соединявшего Транссиб не только с Владивостоком, но и военно-морской базой Порт-Артур на Ляодунском полуострове.
Альбом видов Китайской восточной железной дороги. Российская национальная библиотека РНБ Паромная переправа соединила подходившие с запада и востока к берегам Байкала железнодорожные пути на 5 лет ранее планового ввода в строй всей магистрали и обеспечила сквозное сообщение через всю страну до Порт-Артура и Владивостока. Байкальская паромная железнодорожная переправа.
Пристань Мысовая. Открытка, начало XX в. Империи готовились к войне.
В то время, когда в Ньюкасле судостроители закладывали ледокол «Байкал» , на соседних верфях англичане строили военные корабли для императорского флота Японии. Война становилась вопросом ближайших лет. Противостояние отражалось на всех решениях правительства.
В 1900 году Россия впервые и с размахом представила Транссибирскую магистраль на Всемирной выставке в Париже , оказывая давление на недругов России. Броненосец «Yashima» сходит со стапеля, 1894 г. Армстронг, Витворт и К», 1896 г.
Армстронг, Витворт и К» для Японии Несмотря на то, что Транссиб был практически построен, Япония все же решилась на агрессию. Нападение японских миноносцев на русскую эскадру в Порт-Артуре произошло ночью 27 января 1904 года, когда байкальские ледоколы были уже выведены из эксплуатации на зимний период паром совершил свой последний рейс 14 января. По все видимости, перерыв в работе ледоколов Байкальской переправы был также учтен японцами.
Россия столкнулась с хорошо подготовленным противником, который в начале войны существенно превосходил в живой силе и вооружении. Японский флот. Изображение: Library of Congress Японская армия.
Изображение: Library of Congress Стратегическое положение на фронте складывалось не в пользу русской армии: требовались людские резервы, оружие, обмундирование и продовольствие. Войска, отправляющиеся на фронт, 1904 г. Строевой смотр, 1904 г.
Отправка войск на Дальний Восток. Отправка войск на Дальний Восток, 1904 г. Восточно-сибирские стрелки Отправка войск на Дальний Восток.
Разгрузка эшелона. Фотограф Булла В. Байкальская переправа была единственной связкой Транссиба, именно она определяла пропускную способность всей магистрали.
Военно-стратегическое значение переправы было так велико, что англичане открыто советовали японцам вывести её из строя. В это тяжелое время весь груз ответственности приняли на себя железнодорожники, моряки, жители Иркутской губернии и Забайкалья. Изображение: Передвижение войск через озеро Байкал.
Умер в Японии. Фото: В. Но что касается последней нашей войны с Японией - все не так. В головах какая-то ядерная смесь из мифов, слухов, реальных и искаженных фактов. Японцы - они как бы сплошь самураи и фанатики: воевали без танков, свою жизнь не ценили, а камикадзе - те вообще своих невест брали в последний полет... Я не шучу. О "невестах камикадзе в белых платьях" в кабине одноместных "Зеро" читал в серьезных изданиях, неловко даже сказать, в каких именно. Хотя авторы - вроде бы уважаемые люди, которые должны знать, что камикадзе никого с собой в последний полет не брали. Тем более женщин.
Не было такой традиции. Между тем японская армия была настолько фантастической, колоритной, местами безумной, что в приукрашивании не нуждается. Простой пример. Вот скажите, как поступит флот, если ему необходима поддержка сухопутных сил и авиации? Запросит их у своих Сухопутных войск и ВВС. Так все делают. Ну а что сделает армия, если ей нужно высадить десант или перевезти морем войска? Разумеется, отправит заявку на десантные суда и корабли эскорта командованию ВМС. А как иначе...
И так во всем мире. Но только не в Японии. Флот и армия там ненавидели друг друга с самурайской яростью. И снобизмом. Все воевали отдельно и сами по себе. Адмиралы считали ниже своего достоинства о чем-либо просить армию, поэтому если нуждались в самолетах и бронетехнике, то разрабатывали их сами. Японская армия поступала аналогично: строила для себя корабли, вплоть до эскортных авианосцев. Вслушайтесь: авианосец сухопутных сил! О господи!..
Флотские в фантазии не отставали от пехоты: они смастерили для себя гусеничный торпедоносец. Самое смешное: получилось, и очень даже неплохо. Но зачем он? А японцы не знали, как топить огромные американские эскадры, базирующиеся в лагунах на Тихом океане. Субмарина в лагуну не могла войти, налеты бомбардировщиков американцы довольно эффективно отражали. Тогда компания "Мицубиси" предложила чудо техники: корпус - от бронетранспортера, дизельный двигатель в 115 л. Назвали "Ка-Тсу". Вес - 16 тонн, вооружение - два 13-мм пулемета и две 450-мм торпеды. Для их доставки приспособили пять подлодок.
В подводном положении двигатель "Ка-Тсу" был в герметичной капсуле они доставлялись к вражеским кораблям. Подлодка всплывала, выпускала амфибии, те выбиралась на сушу, пробивались через джунгли к лагуне, опять уходили на воду и выпускали торпеды по целям. Весной 1944 года запустили в серию, хотели собрать 400 таких машин. Но вскоре стало ясно, что нападать на чужие базы Япония не в состоянии. Свои бы как-то защитить. Тогда решили укомплектовать их экипажами из смертников с приказом топить все, что приближается к Японии. Но не успели. В 1945-м "Ка-Тсу" достались американцам. Все из-за того что наши с невероятной быстротой уничтожили Квантунскую армию.
Если бы миллион ее бойцов перебросили из Китая в Японию, то война затянулась бы на годы. И две американские ядерные бомбы не могли ничего изменить.
Русскояпонская война 1904–1905 годов
Русско-японская война: результаты и последствия | Перед войной, в 1904 году, японские войска в ходе военной реформы разделялись на постоянную армию, к которой относились запас и рекрутский резерв, территориальную армию и народное ополчение с островными милицейскими формированиями. |
Русско-японская война 1904-1905 гг. | Русско-японская война началась в 1904 и завершилась в 1905 году. |
Русско-японская война: причины, основные сражения, итоги для России и Японии
Русско-японская война вспыхнула 27 января 1904 года и явилась результатом противоречий Японии и России на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904 – 1905 годов начиналась с явным превосходством Японии на суше и на море. 9 февраля 2019 г. исполняется 115 лет со Дня начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. Война между Россией и Японией стала первым крупным международным конфликтом на Дальнем Востоке в ХХ столетии. Русско-японская война началась 9 февраля 1904 года с внезапной атаки японского флота на российскую эскадру в Порт-Артуре.
Силы и планы сторон
- Байкальская переправа во время войны 1904–1905 гг.
- Русско-японская война — Википедия
- Сражения на суше и на море с Японией в ходе военной кампании 1904-1905 гг.
- Последствия русско-японской войны 1904-1905 | Плюсы и минусы
Русско-японская война 1904–1905
Глава I Миноносный флот России и Японии в начале Русско-Японской войны 1904-1905 гг. Как началась Русско-японская война, ее ход и основные события, причины поражения России и итоги конфликта – в материале 24СМИ. война между российской и японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей. И как неожиданный проигрыш в русско-японской войне в итоге привел к катастрофе 1917 года в России? Русско-японская война началась с вероломного, без объявления войны, нападения японского флота на русские корабли 9 февраля (27 января по "старому стилю") 1904 года.
Исторические хроники: 27 января 1904 года началась Русско-Японская война
Дождался смерти императора и, считая себя свободным от клятвы верности, покончил жизнь самоубийством. Но это произойдет позже. А в Порт-Артуре, открывая мемориал, генерал плакал. И приказал над русскими могилами приспустить японское знамя. Невест камикадзе в полет не брали. Но авианосцы у японской пехоты были Да, вот еще: в боях с русскими генерал потерял двух сыновей... Другая история, очень личная. В школе во время летних каникул я устроился на месяц на работу: помощником пасечника. Так в конце 1970-х было принято. Но через месяц уйти с пасеки не смог и проработал до 1 сентября.
Пасечник, Михаил Бабин, был фронтовиком. В 1945 году его призвали в армию, но на войну с Германией не успел. Отправили воевать с Японией. Собственно, из-за его рассказов я и провел лето на пасеке. Перескажу один эпизод. Рядовой Бабин, как любой солдат, вез с войны трофей. А именно: книгу. Обложка из кожи, рисунки - глаз не оторвать. Он ее часто рассматривал: конечно, в основном картинки, смысл иероглифов был неясен.
И вот как-то к нему подошел пленный японец и жестами попросил ему отдать книгу. Что-то быстро и много говорил на своем языке, умолял. Но он же так умолял, кланялся, благодарил... И не о трофеях. И даже не о поклонах. А о том, что вот уже две войны мы закончили, сумев не ожесточиться сердцами. Да, в бою убивали друг друга. Но это в бою. И после войны остались притензии, а куда ж без них.
Но как только стихала канонада, то быстро пропадало чувство ненависти. Уносилось волшебными тихоокеанскими бризами. Честно говоря, я даже не знаю, сколько раз всего мы с Японией воевали. Пусть историки ведут учет и контроль. Но по-моему, есть все-таки надежда, что летом 1945-го была последняя война наших народов. Не в плане того, что последняя по счету. Последняя в смысле: совсем-совсем. Конкретно Если жить надоело Всех японских смертников мы называем "камикадзе". Но если смертник управлял катером, набитым взрывчаткой, то он "синъе токкотай".
Если вел торпеду-кайтэн, то - "тэйсинтай". Так же называли смертников-пехотинцев, которые подрывали технику, артиллерию и вражеских офицеров. А "камикадзе" - это летчики. Кстати В 1934 году в Японии разработали 8-мм пистолет "Намбу Тип 94" на фото. Слывет самым уродливым пистолетом мира. Назван в честь создателя, генерала Кидзиро Намбу. Неточный, ненадежный, выстрел мог произойти без нажатия на спусковой крючок. Но именно из-за уродливости и малой серии 71 тыс. Фото: wikipedia.
Поэтому Народно-освободительная армия Китая в Пекин торжественно вступала на японских танках.
И эти пределы были исчерпаны. В итоге Порт-Артур пал в конце 1904 — начале 1905 года, и японская армия, стоявшая под Порт-Артуром, двинулась на помощь остальным силам Японии. В результате погибла 1-я Тихоокеанская эскадра, а под Мукденом произошло сражение, завершившееся поражением русских войск. Стратегическая инициатива прочно удерживалась японцами, хотя и для них война была сопряжена с огромными потерями. Эшелон с солдатами русской армии, раненными во время Мукденского сражения, на железнодорожной станции во Владивостоке.
К этому времени уже произошло поражение под Мукденом, поражение русского флота под Цусимой, высадка японского десанта на Сахалин. Не в лучшем состоянии находились и финансы России. Кроме того, в империи началась революция 1905 года. Япония же требовала очень многого. Если бы все её требования были удовлетворены, Россия конкретно на Дальнем Востоке была бы низведена до состояния второсортного государства. Но нужно учитывать то, что положение Японии тоже не было радужным.
За время войны она исчерпала свои ресурсы. Японцы планировали поправить своё положение за счёт контрибуций, но Россия наотрез отказалась выполнять это требование. С российской стороны переговоры в Портсмуте вёл Сергей Витте, один из творцов той политики, которая и завершилась Русско-японской войной. Витте частично шёл на уступки японцам, но ни по одному вопросу не соглашался с их требованиями полностью. В конце концов был подписан договор, согласно которому Россия теряла права на Квантунский полуостров, признавала интересы Японии в Корее и уступала Японии южную часть Сахалина. Последнее условие было для Токио особо важно — уголь в то время считался стратегическим сырьём, а Сахалин им богат.
Помимо этого, исходя из географических факторов, Япония фактически получила контроль над выходом русского флота в Тихий океан. С одной стороны, мы вышли из сложившейся ситуации с относительно малыми потерями. Но с другой — Россия впервые за длительный период потерпела военное поражение и согласилась на уступку своих территорий. Репутационные издержки были огромны. Недоброжелатели стали называть Витте «граф Полусахалин». Император России Николай II приветствует экипажи крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец"на Дворцовой площади во время русско-японской войны 1904 - 1905 г.
Эта война показала, что, несмотря на героизм солдат, царские командиры командовали ими плохо. Это вдохновило наших внешнеполитических противников, в первую очередь немцев, на войну против Российской империи. Кроме того, итоги Русско-японской войны заставили многих внутри России задуматься о своём будущем и о том, что монархия не смогла обеспечить передовое положение страны в, казалось бы, важнейшем для неё вопросе — в военном деле.
Станции Байкал и Танхой имели электрическое освещение, на станции Середина горели керосино-калильные фонари. В начале поездки по озеру пассажирам выдавались тулупы и валенки, которые возвращались по прибытии на противоположный берег. Нижние воинские чины обеспечивались тёплой одеждой военным ведомством. По ледовой трассе только за период с 12 января по 1 марта было перевезено на лошадях 7 899 пассажиров от станции Байкал до станции Танхой и 6 023 в обратном направлении; грузов в разгрузку — 1 702 вагона и 311 вагонов обратно. Куропаткин, следующий специальным поездом в Порт-Артур. От Байкала до Танхоя он переправлялся на лошадях по ледовой дороге. Изображение: журнал «Нива», 1904 г. Железнодорожники предпринимали усилия для увеличения пропускной способности Транссиба. Наряду с уже работающим гужевым транзитом в лютый мороз был проложен рельсовый путь по льду озера для перекатки вагонов от станции Байкал до станции Танхой. Вагоны пустили на конной тяге. Переправа войск по льду Байкала Изображение: «Русско—Японская война на суши и на море». Главной трудностью были трещины, которые образуются на байкальском льду под действием разницы температур. Чаще всего они возникали моментально, и путь разрушался на расстоянии нескольких десятков метров. Ширина трещин под рельсовым путём доходила до полутора метров, а сила движения льда была настолько велика, что рельсы лопались, болты и скрепления разлетались в стороны. Казалось, что осуществить переправу вагонов через озеро невозможно. Однако смекалка и упорство инженеров-путейцев все же покорили природную стихию. Места, где трещины возникали наиболее часто, перекрывали накрест длинными, не скреплёнными между собой брусьями, поверх укладывали шпалы и рельсы. В случае движения льда эти крестообразно уложенные брусья сжимались или расширялись, предохраняя рельсовый путь от разрушения. Министр путей сообщения М. Хилков прибыл на станцию Байкал утром 28 января 1904 года с супругой и сопровождавшими его работниками МПС и Забайкальской железной дороги. Ко времени приезда министра на льду озера было уложено уже более двух вёрст пути. Рельсовый путь по льду озера был открыт 17 февраля 1904 года. К 9 часам утра на станцию Байкал прибыли М. Хилков с супругой и руководители Забайкальской железной дороги. После молебна княгиня А. Хилкова перерезала белую атласную ленту, и первый вагон с припряжёнными к нему четырьмя лошадьми двинулся с места и покатился на станцию Танхой. Вслед за первым вагоном двинулись ещё десять. За ними на тройке в простой кошёвке поехал и сам министр. Он лично просмотрел весь путь следования вагонов от станции Байкал до станции Танхой. Путь был значительно повреждён, и 13 вагонов сошли с рельс. После восстановления дороги перекатка была продолжена, но трещина увеличивалась. Ко 2 марта она простиралась на расстоянии более 20 км вдоль пути, в некоторых местах проходя между рельсами. Всего по рельсовому пути было передано на восточный берег более 2000 вагонов и 65 паровозов. Источник: М. Бархатов, В. История Русско-Японской войны, Спб. Изображение: Фотограф Булла В. Пущенный в качестве опыта небольшой 30-тонный паровоз провалился передними колесами под лед. Было решено разбирать их на две части. Из доклада министра путей сообщения М. Хилкова императору Николаю II: «С рамы паровоза снимался целиком весь котёл и ставился на две платформы. Рама же со своими ходовыми частями двигалась по рельсам отдельно. Таким образом вес каждой части паровоза был не более тысячи восьмисот пудов, и сборка его на том берегу была весьма несложна, ибо требовалось только поставить снова котёл на раму и укрепить развинченные болты. В этом виде первые 20 паровозов, перевезённые конной тягой, прибыли благополучно в Танхой утром 7 марта.
К двум часам дня был открыт огонь. Используя превосходство в скорости 16-18 узлов против 12-13 у русских кораблей , японский флот держался впереди, пересекая курс русской эскадры и стремясь охватить ее головную часть. Японская артиллерия имела большую скорострельность 360 выстрелов в мин. В течение дня русские корабли продолжали идти без руководства, дважды меняя курс, пытаясь оторваться от противника. К вечеру командование было передано контр-адмиралу Николаю Небогатову.
Русско-японская война 1904-1905 гг.
Могла ли Япония вести войну против России самостоятельно, без посторонней финансовой и дипломатической поддержки? Япония выбрала войну. Встретив военного противника, неожиданно оказавшегося недооценённым, российский «евразийский гигант» не сумел распорядиться своими огромными ресурсами и проиграл войну. От поражения России в войне 1904-1905 годов пострадали Корея, которая стала колонией Японии, и Китай. война между российской и японской империями за контроль над Маньчжурией и Кореей. краткое описание причин, хода военных действий, итогов и последствий для Российской и Японской империй.
Русско-японская война
Опираясь на содействие Англии и США, Япония подготовила и развязала русско-японскую войну. Генералитет, проигравший в 1904—1905 гг. войну с внешним врагом, внезапно для себя обнаружил, что демобилизация армии — задача не менее сложная, чем призыв запасных и концентрация и снабжение армий, а внутренний враг может оказаться опасней внешнего, если. Эти события положили начало Русско-японской войне, продлившейся до 23 августа (6 сентября) 1905 года.