Новости соотношение нормы права и статьи нормативного акта

В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов.

zavtrasessiya.com

63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм Что такое нормативно-правовой акт по законодательству и позиции Верховного суда РФ, а также признаки и предъявляемые требования к НПА, оспаривание нормативного акта Подробнее.
Структура норм права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства.
Отличие норм права от индивидуально правовых предписаний — элементы нормы права указываются в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта

Если норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, то статья нормативно-правового акта — это форма словесного изложения нормы права. Статья нормативно-правового акта имеет название, номер, несколько пунктов, частей. Таким образом, норма права и статья нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма. Варианты соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта: Одна статья нормативно-правового акта содержит одну норму права. В этом случае норма права и статья нормативно-правового акта совпадают. Статья нормативно-правового акта содержит в себе все три элемента нормы права гипотезу, диспозицию, санкцию или только один два , а остальные необходимо выявить логическим путем. Такое соотношение типично например, ст. Одна статья нормативно-правового акта содержит несколько норм права.

А по национальности я являюсь казашкой. После этого я попросила его извинится, но никакой реакции не последовала, после чего он начал говорить, что я прав и строю из себя жертву и то что я сама пожаловалась на него. Но я не жаловалась, так как первый кто отреагировал являлся директор, а не я. Москва 1 ответ Автомобильное право Здравствуйте. Что нужно делать и как быть?

В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации. Если конституциями уставами , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями уставами , законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. Статья 4. Субъекты правотворчества 1. Правомочие по принятию изданию нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют: граждане Российской Федерации; органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями уставами и законами субъектов Российской Федерации. Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии издании нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии издании нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица правотворческие органы принимают издают нормативные правовые акты в пределах их компетенции. Нормативный правовой акт может быть принят издан совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Глава 2. Система нормативных правовых актов Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов Система нормативных правовых актов - совокупность нормативных правовых актов, принимаемых издаваемых и реализуемых в Российской Федерации, связанных отношениями соподчиненности и координации. Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления. Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации. Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов 1.

Отсылочным способом пользуются тогда, когда в статье нормативно-правового акта заключаются не все структурные элементы правовой нормы и делается отсылка к другой статье статьям этого же нормативного акта. Например, ст. Изложение юридической нормы бланкетным способом предполагает обращение не к конкретной статье данного нормативного правового акта, а к другому нормативному акту в целом или части или к определенному виду каких-то нормативных актов, правил. Этот способ популярен при изложении конституционных норм. Например, согласно ч.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта

Показательно то, что между нормой права и статьей нормативного правового акта нередко не бывает соответствия, совпадения. Таким образом, норма права и статья нормативно-правового акта соотносятся как содержание и форма. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

Структура норм права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта.

48. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта.
Структура норм права. Соотношение нормы права и статьи нормативного правового акта. Взаимосвязь между нормой права и статьей нормативного акта заключается в том, что норма права является более абстрактным и общим понятием, в то время как статья нормативного акта содержит конкретные и детализированные требования.
Вы точно человек? 2. Статья нормативного правового акта содержит в себе две и более правовые нормы.
63. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм Норма права выступает как содержание, а статью нормативно-правового акта следует рассматривать как форму, что позволяет понять их соотношение.
Норма права это часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права.

Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, нередко они могут не совпадать. Научная статья на тему 'Правовая норма и нормативное предписание: проблема соотношения'. В наиболее общем виде различают три варианта соотношения нормы права и статьи закона, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Норма права регулирует общественные отношения, устанавливает определенные правила поведения в социуме и отражает уровень свободы каждого индивида и организации. Что такое нормативно-правовой акт по законодательству и позиции Верховного суда РФ, а также признаки и предъявляемые требования к НПА, оспаривание нормативного акта Подробнее. Существует три варианта соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта, или три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

40. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм

4. соотношение нормы права и статьи нормативного акта. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ В НОРМАТИВНЫХ АКТАХ Способы изложения правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта – всего лишь это часть общей проблемы соотношения системы права и системы законодательства. Соотношение нормы правки статьи нормативно-правового акта предполагает, что: все три элемента логической структуры нормы права могут быть включены в одну статью нормативного акта.

uristinfo.net

Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами. В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называетсяпрямой. Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности. Гипотезой здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет.

При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения, — участие в выборах, в голосовании. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке. Следует отметить, что прямой способ изложения норм права встречается редко. В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуютотсылочные либобланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах.

Отсылочный способ Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта.

Законодатель использует следующие способы изложения норм права в нормативно-правовых актах: 1 прямой, когда все элементы юр нормы воспроизводятся в статье непосредственно и в очевидной взаимосвязи друг с другом; 2 отсылочный, когда в статье один из элементов юр нормы указывается путем отсылки к другой, конкретной, как правило, родственной статье этого же нормативно-прав. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал.

Таких частей три: 1 гипотеза; 2 диспозиция; 3 санкция. Гипотеза предположение - элемент нормы права, указывающий на условия ее действия, применения. Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

Они могут быть как негативными, неблагоприятными - меры наказания лишение свободы, штраф, неустойка и т.

Прежде всего, их различие состоит в том, что они являются элементами разных систем: норма - исходный элемент системы права, статья - исходный элемент системы законодательства. Статьи по отношению к нормам выполняют те же функции, что и система законодательства выполняет по отношению к системе права: служат их внешнему закреплению и выражению. Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах.

Структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Норма права — это определенное правило поведения, а статья — это средство внешнего закрепления нормы. Таким образом, они соотносятся как содержание и форма. Норма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.

Для конституционного права довольно типична ситуация, когда в статье содержатся только гипотеза и диспозиция нормы права, а санкция находится в актах, развивающих то или иное конституционное положение. Способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов. В теории права и на практике часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах частях, разделах, статьях нормативно-правовых актов и как соотносится структура нормы права со структурой ее статей пунктов. Отметим, что какого-ли- бо обязательного порядка расположения частей правовой нормы не существует, поскольку это не имеет принципиального значения.

Поэтому законодатель или иной субъект правотворчества обычно не ставит цели придать структуре правовых норм непременно стройный вид. В связи с этим нормы права излагаются в нормативных актах различными способами. В некоторых случаях все три элемента логической структуры нормы права включены в одну статью нормативного акта. В этом случае норма права совпадает со статьей нормативного правового акта. Такой способ изложения называетсяпрямой. Примером такого прямого способа является норма российского избирательного законодательства, в соответствии с которой граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, имеют право избирать: лица, препятствующие осуществлению этого права, привлекаются к административной или уголовной ответственности.

Гипотезой здесь являются два условия: гражданство Российской Федерации и достижение гражданином возраста 18 лет. При наличии этих условий лицо имеет право избирать в орган власти. Диспозицией является часть, где установлено само правило поведения, — участие в выборах, в голосовании. Санкция предусматривает последствия, которые ожидают того, кто нарушил установленное нормой право гражданина избирать в установленном порядке.

Существуют следующие виды кодификации: — всеобщая кодификация формирование сводных кодифицированных актов по главным отраслям законодательства; — отраслевая кодификация систематизация норм права по какой-либо отрасли или подотрасли права ; — специальная кодификация, соединяющая нормы права института или группы институтов права. Консолидация — это систематизация нормативных актов, которая создается путем устранения и преобразования нормативных актов, их унификации и создания законодательства крупных однородных блоков как важного промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Таким образом, все виды систематизации — это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования и применения ее на практике. Понятие и структурные элементы системы права Система права — это нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, которые тесно взаимодействуют между собой и которые обусловлены системой общественных отношений.

В качестве структурных элементов системы права выступают: 1 правовые институты; 2 отдельные юридические нормы; 3 отрасли права. Юридическая норма является одним из основных элементов системы права, который выступает как регулятор конкретных видов общественных отношений. Правового результата можно достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие совокупности родственных норм называются правовыми институтами. Первостепенное в объединении правовых норм в правовой институт — это признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса человека и гражданина — в конституционном праве, в гражданском — институт собственности и наследия и т. В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с учетом их классификации. В него могут включаться нормы различной юридической силы, различные по территории действия и по иным признакам. Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные институты.

Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования. Комплексные институты соединяют нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который включены нормы административного и конституционного права. Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др. Отрасль права является крупным подразделением системы права. Система права формируется из отраслей, а сами отрасли — из подотраслей, институтов и норм права. Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное — подотраслью административного. На территории РФ действуют федеральные законы, федеральные конституционные законы, законы субъектов Федерации. Дата принятия закона — это день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Они вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить федеральному законодательству. Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента, которые принимаются по вопросам нормативного характера и не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Обычно они вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования. На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие. Частное и публичное право Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное право — это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых публичных интересов, т. Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство. Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц физических или юридических , которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе.

В этой статье в целях законодательной экономии не приводится полный текст правовой нормы и не указывается на определенные последствия деяния. На эти последствия указывается в иной статье.

Чтобы полностью уяснить содержание текста ч. Следовательно, чтобы применить норму, элементы текста которой содержаться в статье 112 Уголовного кодекса, необходимо убедиться, что при умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью отсутствуют признаки определенные последствия деяния , указанные в статье 111 этого же кодекса. Статья 112 отсылает нас к статье 111, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения структурных элементов правовой нормы способ расположения текста правовой нормы в статьях закона также называется отсылочным. При бланкетном способе изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта также содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к статьям других нормативно-правовых актов где находятся недостающие элементы текста нормы права. Таким образом, текст указанной статьи содержит ссылку на другой нормативно-правовой акт — Правила дорожного движения.

В данном нормативно-правовом акте и будут содержаться недостающие части текста искомой правовой нормы об ответственности за нарушение указанных правил.

Логическая структура правовой нормы. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Найти В целом, с развитием новых форм существования людей, все больше возрастает роль правовых норм, которыми регулируются общепланетарные и общесоциальные отношения. Они также ограничивают возможные пагубные последствия научно-технического прогресса и оказывают поддержку всему полезному и достойному, что он может принести человечеству. Возможность оказания принуждения — не единственная важная функция государства, также важна его нормообразующая функция. Именно ею обеспечивается возможность государственного принуждения. Всю проблематику юридической структуры нормы права дополняет еще одна сложная проблематика — логическая структура.

Так, положение ст. Это неизбежно, например, при издании бланкетных норм; так, административная ответственность за нарушение ветеринарно- санитарных правил определена Кодексом РФ об административных правонарушениях, сами же эти правила устанавливаются местными органами власти и управления.

Некоторые части статей нормативных актов особенно «отсылочные» вообще не образуют правовых предписаний например: «те же действия, совершенные повторно, влекут... Основин, оговаривая, однако, что в данной группе норм «следует выделить нормы, основной функцией которых является провозглашение долга граждан по отношению к явлениям, которые невозможно детально подвергнуть правовому регулированию». Ряд авторов, комментирующих названную и последующие Конституции нашей страны, утверждает, что все вообще конституционные нормы, включая программные, идеологические, нравственные положения носят юридический характер. Давид пишет: «Юрист континентальной Европы видит в праве принципы социального порядка. Он оценивает право в свете этих принципов, он говорит о принципах политическ ой свободы, социальных правах, святости собственности и договоров, а практикам оставляет заботу о проведении этих принципов в жизнь. Английский же юрист — своего рода наследник практиков, как правило, с недоверием относится к тому, что считает пустыми словами: что стоит какое-либо правовое положение или принцип, если на практике не существует способов для его осуществления?

Англичане не воспринимают европейских правовых норм: они им кажутся часто просто общими принципами, выражающими какие-то пожелания морального порядка или устанавливающими скорее политическую программу, а не нормы права». То обстоятельство, что не все её положения имеют юридическое содержание, общеизвестно и официально признано Конституционным Судом РФ. В теории права сложились три основных мнения о юридической природе конституционных норм. Одни теоретики вообще не считают Конституцию правом, ссылаясь на то, что содержащиеся в ней правила невозможно осуществить в принудительном порядке. Другие правоведы считают правовыми нормами все вообще тексты, содержащиеся в конституциях. Третье направление в изучении конституционных норм признает, что ряд положений Конституции носит программный или декларативный характер, торжественно провозглашая цели и задачи государства, основные принципы его организации и деятельности, его зависимость от народа, а также некоторые нравственные нормы.

Признание, что наряду с правовыми нормами в Конституции содержатся неюридические положения, не только никак не умаляет, вопреки опасениям отдельных авторов, авторитет Конституции декларативные положения традиционно содержатся в конституциях всех стран континентальной Европы , но и дает возможность внести на первый план проблему реализации тех конституционных положений, которые имеют юридический характер, но не могут быть воплощены в действующее право без дополнительного правового нормотворчества.

Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. По содержанию. Не во всех нормативно - правовых актах содержатся нормы однородного содержания, имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав трудовое, семейное, уголовное законодательство , а также акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство По объёму и характеру действия нормативно — правовые акты подразделяются: на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определённого вида на данной территории; на акты ограниченного действия — распространяются только на часть территории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного чрезвычайного действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт военных действий, стихийных бедствий. По основным субъектам государственного правотворчества нормативно — правовые акты можно разделить на акты: Законодательной власти законы ; Исполнительной власти подзаконные акты ; Судебной власти юрисдикционные акты общего характера. Закон главный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства.

Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Таким образом, закон это нормативно — правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающей высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Признаки закона: законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума; законы принимаются по основным наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре стадии: Внесение законопроекта в законодательный орган. Обсуждение законопроекта. Принятие закона Опубликование закона.

Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта. В одной статье нормативного акта содержатся две или несколько юридических норм.

Что такое нормативный правовой акт

В наиболее общем виде различаются три варианта соотношения нормы права и статьи нормативного акта или, что одно и то же, три способа изложения юридических норм в статьях нормативных актов. Норма права и статья закона или другого нормативного акта совпадают. В этом случае в статье наличествуют все три элемента, составляющие выраженную в ней правовую норму. Норма права изложена в двух или нескольких статьях одного и того же нормативного акта или даже другого нормативного акта.

В большинстве случаев части правовой нормы находятся в разных статьях и даже в разных нормативных актах. В таких случаях действуютотсылочные либобланкетные способы изложения правовых норм в нормативных актах. Отсылочный способ Его особенность заключается в том, что элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта. При данном способе изложения в статье нормативного правового акта, содержащей часть нормы, имеется конкретная ссылка на текст, в котором содержится недостающая часть. В качестве одного из примеров отсылочного способа можно привести ст. Она гласит, что физические лица, виновные в совершении противоправных деяний, «предусмотренных в статьях 3131, 3132, 3134 и 3136», подвергаются дополнительным наказаниям: временному лишению политических, гражданских и семейных прав, запрещению заниматься профессиональной или иной общественной деятельностью, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой были совершены эти деяния, и др. В данной статье даны дополнительные санкции.

Что же касается диспозиции, то она содержится в статьях 3131, 3132, 3134 и 3136, к которым законодатель отсылает правоприменителя. В УК РФ часто в одной части статьи нормативного правового акта делается ссылка на другую часть этой же статьи. Например, в ч. Третья же часть данной статьи отсылает правоприменителя к ч. Таким образом, развернутую диспозицию статьи мы можем определить с помощью отсылочного способа. Часто в статье нормативного правового акта не дается ссылка на текст другой статьи, где содержится недостающий «элемент» нормы права. В таком случае правоприменитель логическим путем «находит» этот недостающий «элемент» в соответствующей статье того же нормативного правового акта.

Таким образом, текст указанной статьи содержит ссылку на другой нормативно-правовой акт — Правила дорожного движения. В данном нормативно-правовом акте и будут содержаться недостающие части текста искомой правовой нормы об ответственности за нарушение указанных правил. Очевидно, что использование прямого способа изложения норм права в уголовном кодексе потребовало бы включения в него полных текстов всех правовых норм. Для этого потребовалось бы включить в данный кодекс, например, системы правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств для прямого изложения нормы в ст. Очевидно, такие включения увеличили бы объем уголовного кодекса в значительное количество раз, что привело бы к практическим сложностям в использовании данного кодекса. Таким образом, отличие бланкетного способа изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе указывается статья как элемент текста , к которой следует обращаться, чтобы добыть недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье этого же нормативно-правового акта не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в статье статьях другого или других нормативно-правовых актов.

Между нормой и статьей нет прямого, «зеркального» соответствия: одна статья может содержать несколько юридических норм, и наоборот - элементы одной и той же нормы могут находиться в нескольких статьях нормативного акта или даже в разных нормативно-правовых актах. Может иметь место и прямое совпадение - в одной статье содержится одна норма. Таким образом, проблема состоит в том, чтобы с учетом этих различий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в целостном виде.

4.5.5.СООТНОШЕНИЕ НОРМЫ ПРАВА И СТАТЬИ НОРМАТИВНОГО АКТА

Они принимаются на основе нормативных актов и являются актами применения норм права к конкретным случаям. Рассматривая вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативного правового акта, студент Р. предположил, что данные понятия тождественны. Нормы права получают своё выражение в источниках права, которыми в первую очередь являются нормативно-правовые акты. часть законодательного акта, в которой находит свое выражение норма права. Норму права нельзя отождествлять со статьей нормативного акта. Способы изложения норм права в нормативном правовом акте Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий