это неофициальное название для обозначения пяти самых масштабных романов великого русского писателя XIX века. Пятикнижие Федора Достоевского Великое пятикнижие – такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов русского классика Федора. Комплект из 5-ти книг» (Достоевский Федор Михайлович) в Интернет-магазине
Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (комплект из 5 книг)
Посетители библиотеки сразу обратили внимание на выставку. Кому-то захотелось прочесть роман «Братья Карамазовы», кто-то взял сборник «Достоевский — детям», повесть «Бедные люди».
Как он будет существовать в этой реальности?
Как себя будет чувствовать? Поспорить с этим трудно. Подростки 15-16 лет — настоящие «пожиратели» сюжетов. Для них важна динамика и интересные события в книге, поэтому история Родиона Раскольникова не зря оказалась в учебном плане.
Она богата неожиданными перипетиями и сюжетными поворотами. А вот, к примеру, с «Обломовым» Ивана Гончарова часто возникают трудности. Ребята не всегда понимают, для чего им нужно читать более 400 страниц о человеке, который любит поспать на диване в потертом халате. Здесь многое зависит от подачи материала учителем.
Фото: scientificrussia. Некоторые задаются вопросом: не стало ли именно это причиной того, что Достоевского не так много в школьной программе? Иной раз, перелистывая страницы книги, и правда ощущаешь невольный холодок во всем теле. Классик умел писать так, что, читая, молниеносно переносишься в эпицентр событий, а именно — в тоскливый и мрачный Санкт-Петербург, где даже вкрапления желтого цвета не становятся вестниками радости и счастья.
Не каждый может выдержать такое давление. В произведениях разбираются глубинные душевные порывы человека, причем не всегда добрые. Вспомнить хотя бы сцену убийства старухи-процентщицы.
По накалу страстей он похож на детектив, но… имя убийцы мы знаем с самого начала. Интриги — кто убил? Студент Родион Раскольников, главный герой, выдвигает теорию, по которой весь человеческий род делится на два разряда. Одни — великолепные, «небожители». Другие — мелкие, ничтожные. Чтобы ответить на вопрос, к какому разряду он принадлежит, Раскольников переходит нравственные границы — совершает преступление.
Великое «пятикнижие» Ф. Год 1869. На свет появился роман «Идиот», самое загадочное произведение Ф.
Другие материалы:
- Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского
- На языке оригинала
- Комментарии
- Описание и характеристики
«Великое пятикнижие» Ф.М. Достоевского
Итогом творческого и жизненного пути Достоевского стал последний роман «великого пятикнижия» «Братья Карамазовы»[291], замысел которого возник весной 1878 года. Достоевский через образ Мышкина передает атмосферу кризиса, разобщенности и упадка общества. Общий объем трудов Достоевского был оценен и объединен в так называемое «Великое пятикнижие» в процессе сбора его произведений в 1881-1883 годах. Похожие. Следующий слайд. Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского, комплект из 5 книг Эксмо. В литературных кругах «великим пятикнижием» принято называть неофициальный цикл из пяти самых масштабных романов Фёдора Михайловича Достоевского.
Исследователи проводят аналогии: пятикнижие Достоевского сравнивают с Пятикнижием Моисея. К сожалению, чаще всего на этом знакомство с творчеством Достоевского заканчивается, хотя пятикнижие только началось. Порядок чтения Великого пятикнижия Достоевского.
Фёдор Михайлович Достоевский: пятикнижие
Здесь можно увидеть пятитомное издание собрания сочинений писателя с предисловием известного российского литературоведа Юрия Карякина, который назвал Достоевского «одним из самых мужественных людей в истории человечества, не признающим безвыходных ситуаций». В экспозицию вошло «великое пятикнижие Достоевского» - это неофициальное название для обозначения пяти самых масштабных его романов, написанных практически один за другим и представляющих своеобразный марафон гениального прозаика. Вниманию посетителей предложены повести Ф.
Едва Достоевский ступил на первую ступеньку литературного поприща, как узнал, что уязвим и беззащитен против собратьев по перу - народа немилосердного и бессердечного. Недавние друзья и единомышленники, лучшие люди из тех, кого он знал и любил, объединились и составили злые, наспех сделанные вирши, больно язвившие товарища. Клеветы преследовали его всю жизнь и не утихли после кончины - напротив, уход писателя развязал руки "доброжелателям". Что можно было сделать хуже для памяти только что ушедшего гения, чем письмо Николая Страхова, адресованное Льву Толстому, в котором автор "решается наконец открыть глаза" и "сказать всю правду" про великана покойного великану живущему! Страхов прекрасно понимал, что рано или поздно эпистолярное наследие Толстого станет известно всему миру, клевета обретет статус документа, и с Достоевским будет покончено раз и навсегда.
К чести русской литературы, постыдная затея провалилась, однако отравленный источник до сих пор в активе у черных копателей... Ваш любимый памятник Достоевскому, любимая экранизация его прозы и лучший биографический фильм о нем? Людмила Сараскина: Мой любимый памятник Достоевскому живет не в камне и не в бронзе. Я вижу его в Полных собраниях сочинений, с комментариями и без, в отдельных изданиях его романов с умными предисловиями можно и без них , в разнообразных "Материалах и исследованиях", ему посвященных, во всем объеме литературы о нем и его сочинениях. Лучшее, что можно было для него сделать, это говорить, писать, спорить о нем. По поводу любимой экранизации выскажусь прямее. Мне удалось посмотреть почти все, существующие в мире, и написать книгу: "Литературная классика в соблазне экранизаций" 2018.
Хочу назвать и легендарную японскую адаптацию романа "Идиот" Акиры Куросавы 1951. Россия, считает Достоевский, слишком активно, себе во вред, не считаясь с собственными интересами, бросалась в европейские распри, как в свое кровное дело Лучшего биографического фильма о Достоевском назвать не могу - такого, на мой взгляд, пока нет. О худших и совсем плохих в юбилейные дни говорить не хочется. Но был один замысел. После того как в 1966 году в "Андрее Рублеве" у Тарковского сыграл Анатолий Солоницын, режиссер задумал сделать с ним фильм о Достоевском. В дневниках Андрея Арсеньевича сохранилась запись: "О самом Ф. О его характере, о его Боге и дьяволе и о его творчестве.
Толя Солоницын мог бы быть прекрасным Достоевским. Сейчас нужно читать. Все, что написал Достоевский. Все, что писали о нем, и русскую философию - Соловьева, Леонтьева, Бердяева и т. Тарковский даже придумал название будущей картины - "Голгофа". Собирал материалы, перечитывал дневники, вникал в детали: "Ф. Ламп не любил.
Во время работы много курил и время от времени пил крепкий чай. Вел монотонную жизнь, начатую в Старой Руссе прообраз городка, где жил Карамазов. Цвет морской волны - любимый цвет Ф. Очень часто одевал своих героинь в платья этого цвета". Странным образом биографический замысел трансформировался в идею многосерийного телефильма "Страсти по князю Мышкину" с Солоницыным в роли автора романа. Актер собирался даже сделать пластическую операцию, чтобы достичь максимального сходства с писателем. Тот ответил: "Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то еще играть?
Не хочется думать, что рухнувший замысел навсегда закрыл тему. Достоевского в издательстве "Прогресс-Традиция" вышла книга Людмилы Сараскиной "Достоевский и предшественники", посвященная важной проблеме воплощения биографий великих людей на экране. Ключевой вопрос Сегодня бытует точка зрения, что Достоевский был первым блогером во времена, когда еще не существовало интернета. Речь идет о его "Дневнике писателя" - актуальных статьях о текущих событиях, в том числе и политических. Вы согласны с этим? Можно представить Достоевского, "живущего" в Сети? Людмила Сараскина: Блогосфера, пытаясь создать себе достойную родословную, находится в активном поиске предшественников.
Об этом Достоевскому поведал, приехавший к нему брат Сниткиной в Дрезден. Сюжет романа мало чем отличается от сложившейся на то время ситуации. Петр Верховенский прототип Нечаева — создатель и дальнейший лидер революционного кружка.
Под маской человека, который стремится привнести свободные и новые идеи в общество, скрывается лицемерный и ищущий выгоду интриган. В головах людей оседают постоянно повторяющие девизы революционера и дабы скрепить свой «кружок», Верховенский задумывает убить Ивана Шатова Иван Иванов — бывшего революционера, взгляды которого, совершенно не совпадали с идеями «нечаевцев». В центре сюжета, уже, вполне, взрослый мужчина, 19 лет Аркадий Долгорукий.
Не смотря на то, что книга называется «Подросток», сам Аркадий в корне не согласен с таким мнением Федора Михайловича. Все время он задает вопрос окружающим «Какой подросток? Разве после 19-ти еще растут?
Он раскрывал все стороны человеческой натуры: сострадание и преданность, беззащитность и жестокость, равнодушие и ложь. Романы «Великого Пятикнижия» Достоевского — это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветленности и отчаяния. Произведения великого русского писателя посвящены вечным вопросам мироздания, и их значимость сохраняется и сегодня.
Великое пятикнижие Ф. М. Достоевского (комплект из 5 книг)
Великое пятикнижие звучала тема очередной литературной гостиной, посвященная 200-летию Ф. М. Достоевского. В четвёртом романе «пятикнижия» «Подросток» Достоевский направляет силу художественной мысли к теме семьи. К сожалению, чаще всего на этом знакомство с творчеством Достоевского заканчивается, хотя пятикнижие только началось.
«Великое пятикнижие Достоевского» — шесть видеопрограмм к юбилею писателя
Масштабная художественная философия жизни, которую Лев Толстой выразил в 4 томах «Войны и мира», у Достоевского растянулась на пять однотомных и двухтомных романов. Типажи героев и «вечные» вопросы произведений Фёдора Михайловича во многом повторяются, но в каждом новом произведений уникальность сочетания персонажей создаёт неповторимость философии. Философствующий студент в «Преступлении и наказании», нездоровый человек-идеал в «Идиоте» и, наконец, группа жадных до власти, философствующих и просто скучающих в этой жизни людей в «Бесах». А что было бы со всеми ними сложись по-другому их детство, если бы они выросли в благополучных семьях и получили достойное образование? Все эти персонажи вступают в общественную жизнь, как будто «из ниоткуда», «из чистого космоса».
Об их детстве и воспитании мы практически ничего не знаем. В четвёртом романе «пятикнижия» «Подросток» Достоевский направляет силу художественной мысли к теме семьи. Впрочем, воспитать добропорядочного гражданина общества и в этом произведении не удаётся. Подросток — это 19-летний Аркадий Долгорукий.
Уже в самом начале автором заплетается сложный узел внутрисемейных отношений. Отец Аркадия Андрей Петрович Версилов вскоре после появления сына на свет отправляется из деревни, где тот родился, восвояси. Аркадий же в начале своей жизни возрастает под присмотром дворового человека, пожилого Макара Долгорукого, что отражается и юридически. Вырванность героев из общественного уклада создаёт особую «космичность» романов Достоевского, в которых каждый индивидуум наделён свободой воли и уникальностью выбора, имеет свою «идею», а порой и философию.
Есть своя «идея» и у юного Аркадия Долгорукого. Герой романа пытается воплотить в жизнь «идею Ротшильда», цель которой, впрочем, «не богатство материальное, а могущество». В мире, где нравственные семейные ценности не устойчивы, «тайное сознание могущества нестерпимо приятней явного господства». В этот период жизни Аркадий помногу общается со своим отцом Андреем Петровичем Версиловым — персонажем не сугубо отрицательным, но противоречивым.
В мировоззрении подростка закрепляется категория «живой жизни», которая во многом противостоит отвлечённой, догматичной «идее», но в то же время дополняет её. Достоевского, который автор писал два года. Его писатель задумывал как первую часть эпической «Истории великого грешника». Как отмечает литературовед К.
Мочульский, «Братья Карамазовы» — вершина всего предшествующего творчества писателя и синтез всего пережитого, передуманного и созданного». В произведении мы можем встретить все типажи героев, встречающиеся в предыдущих романах «пятикнижия». Семейство Карамазовых состоит из Фёдора Павловича Карамазова, сладострастного отца, неоднократно изменявшего уже умершей жене; его сыновей: Дмитрия, отставного военного двадцати восьми лет, конфликтующего с отцом из-за Аграфены Светловой; Ивана, 23-летнего образованного молодого человека, пытающегося найти ответ на «вечные вопросы» и порой говорящего афоризмами; Алексея, 20-летнего послушника в монастыре на момент начала романа , очень доброго человека, не сомневающегося в искупительной жертве Бога. Главным событием романа становится убийство Фёдора Павловича Карамазова четвёртым, незаконнорожденным сыном Павлом Смердяковым, прислуживающем при доме.
В следующих за тем разбирательствах главным становится не поиск виновного, а нравственные характеристики и мотивации поведения героев. Не выдерживающий угрызений совести Павел Смердяков вешается, хотя в глазах общества, склоняющегося к фигуре Дмитрия Карамазова, он не считался виновным. Присяжные заседатели признают полностью виновным в убийстве отца Дмитрия Карамазова и приговаривают его к двадцати годам каторги. Сюжет произведения служит иллюстрацией философских убеждений героев и их психологического состояния.
Если включить в уроки литературы «Идиота» или «Бесов», об остальных авторах можно забыть. Вот и приходится довольствоваться малым. Чтобы всерьез проникнуться творчеством писателя, нужно читать его произведения вдумчиво и без спешки. Да и проблемы в них поднимаются не самые простые для юной личности. Это своего рода захватывающий детектив. Несмотря на то что нам практически сразу известно, кто, когда и кого убил, возникают логичные вопросы: а что произойдет с героем дальше? Как он будет существовать в этой реальности? Как себя будет чувствовать?
Поспорить с этим трудно. Подростки 15-16 лет — настоящие «пожиратели» сюжетов. Для них важна динамика и интересные события в книге, поэтому история Родиона Раскольникова не зря оказалась в учебном плане. Она богата неожиданными перипетиями и сюжетными поворотами. А вот, к примеру, с «Обломовым» Ивана Гончарова часто возникают трудности. Ребята не всегда понимают, для чего им нужно читать более 400 страниц о человеке, который любит поспать на диване в потертом халате. Здесь многое зависит от подачи материала учителем. Фото: scientificrussia.
Посмотрев слайд — презентацию с одноименным названием, старшеклассники познакомились с интересными фактами биографии и творчества писателя-классика Ф. Здесь же был раскрыт и интригующий прием Достоевского: он «зашифровал» свой словесный портрет в описании главных героев своих романов самый яркий пример-роман «Преступление и наказание». К мероприятию был подготовлен библиографический обзор выставки - размышления « ДостоВерно о Достоевском», где были представлены цитаты и отрывки из произведений Фёдора Михайловича, раскрывающие его личностные качества.
Последние и решающие события романа развиваются стремительно и по-античному «трагично». На вечере у Епанчиных князь «захлёбывался от прекрасного сердца». С ним случается припадок. Аглая выясняет с Настасьей Филипповной отношения, высказывая, что она самолюбива «до сумасшествия, чему доказательством служат и ваши письма ко мне». В этих письмах Настасья Филипповна умоляет Аглаю выйти замуж за князя. В результате всех коллизий начинается подготовка к свадьбе князя с Настасьей Филипповной, в последний момент покидающей его вместе с купцом Парфёном Рогожиным, который в своём доме в припадке ревности убивает её. Идеальный герой не смог искупить жизнь людей, которая продолжается со всеми бедами, страстями и греховными омрачениями.
Вновь впадающий в болезненное состояние князь Мышкин отправляется обратно на лечение в Швейцарию. Небывалый размах героев заложен в творческом мире Достоевского! Князь Мышкин — один из немногих «ярко положительных» персонажей в универсуме писателя. Перейдём же к его антиподам, составляющим ядро следующего большого произведения Ф. Достоевского — романа «Бесы». Активно действующий в «Идиоте» князь Мышкин притягивал к себе людей, пытался разрешить их внутренние и внешние конфликты. Напротив центральная в идейном плане фигура «Бесов» Николай Всеволодович Ставрогин имеет множество антисоциальных черт. О нём ходит множество разговоров в обществе, но он редко появляется на публике. Едва появившись, он оказывается в центре скандала, унижая почтенного гражданина Гаганова, который имел привычку приговаривать: «Нет-с, меня не проведут за нос! На что однажды Николай Всеволодович «неожиданно, но крепко ухватил его за нос двумя пальцами и успел протянуть за собою по зале два-три шага».
По ходу романа к деяниям Николая Ставрогина добавляется соблазнение и скорое расставание с Лизаветой Дроздовой. Впрочем, ключевым к характеристике персонажа оказывается запрещённая царской цензурой и опубликованная в 20 гг. XX века глава романа «У Тихона». В ней Николай Ставрогин признаётся в совращении несовершеннолетней девочки: «Этот жест — именно то, что она мне грозила, был уже мне не смешон, а ужасен. Мне стало жалко, жалко до помешательства, и я отдал бы моё тело на растерзание, чтоб этого тогда не было. Не о преступлении, не о ней, не о смерти её я жалею, а только того одного мгновения я не могу вынести, никак, никак, потому что с тех пор оно мне представляется каждый день, и я совершенно знаю, что я осуждён». Хотя в мире «Бесов» активно действует множество героев, именно Николай Всеволодович Ставрогин является героем-магнитом, который определяет атмосферу книги. В отличии от Раскольникова он не борется за свою душу, не пытается искупить злодеяния, не приходит в себя после них «как от умопомрачения». Все заслуживающие порицания дела Николая Ставрогина предстают как самое верное и логичное выражение его натуры, для которой «добро стало абсолютной иллюзией». Масштабная художественная философия жизни, которую Лев Толстой выразил в 4 томах «Войны и мира», у Достоевского растянулась на пять однотомных и двухтомных романов.
Типажи героев и «вечные» вопросы произведений Фёдора Михайловича во многом повторяются, но в каждом новом произведений уникальность сочетания персонажей создаёт неповторимость философии. Философствующий студент в «Преступлении и наказании», нездоровый человек-идеал в «Идиоте» и, наконец, группа жадных до власти, философствующих и просто скучающих в этой жизни людей в «Бесах».