Существуют предположения, что и сам Иван Мазепа участвовал в заговоре против Самойловича, однако фактов, подтверждающих их нет. Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. Иван Мазепа родился в 1639 году на Киевщине в шляхетской семье.
Нарышкин пригрозил противникам спецоперации России. «Ждет судьба изменника»
Иван Степанович Мазепа (Иван Мазепа-Калединский) (1639 – 1709) – гетман Украины, государственный, политический деятель. Иван Мазепа, гетман Войска Запорожского, прославился прежде всего тем, что предал российского императора Петра I. Мазепа, Иван Степанович, Колединский по прозванию, гетман, малоросс. шляхтич; воспитывался при польск. королев. дворе; из-за романич. истории бежал в Украину и скоро возвысился среди казач. старшин. Иван Мазепа, герой на Украине, чья фамилия в России стала синонимом предателя. Выступивших против спецоперации на Украине Россиян ждет судьба гетмана Ивана Мазепы, который предал Петра I во время Северной войны. Существуют предположения, что и сам Иван Мазепа участвовал в заговоре против Самойловича, однако фактов, подтверждающих их нет.
Что еще почитать
- ПОТОМСТВЕННЫЙ ИЗМЕННИК
- Мазепа, Иван Степанович — Энциклопедия
- Придворные скандалы
- Образование
- Был ли Мазепа «предателем» или вши заели? :
Иван Мазепа: что стало с гетманом Украины, который предал русских
Он управлял левобережной Украиной и Киевом. Однако во время Северной войны перешел на сторону Швеции. После поражения Карла XII его подвергли анафеме отлучению от церкви. В России его считают изменником, на Украине он почитается, как народный герой.
В 1674 году попал к запорожским казакам, где спустя несколько лет стал генеральным есаулом. В июле 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом. Участвовал в походах против крымского ханства, организованных Голицыным. Затем Мазепа снискал доверие Петра Великого, ходил вместе с ним воевать в Азов. В 1704 году Мазепа занял правобережную часть Украины.
Рязанский Стефан Яворский провозгласил анафему М. Вопрос о каноничности анафемы до сих пор считается дискуссионным, т. На данный момент анафему признаёт только РПЦ. С 1869 г. С предложениями о снятии анафемы выступали общественные и церковные деятели, в частности ректор Киевского ун-та св. Владимира М.
Максимович и Киевский митр. Антоний Храповицкий. Однако во всех случаях этот процесс был остановлен вышестоящим церковным руководством. Наложение анафемы сильно повлияло на настроения укр. Образ предателя правосл. В манифестах царь обличал его как предателя украинского народа, стремившегося отдать Украину под власть поляков.
После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов. Это послужило дополнительным фактором, повлиявшим на настроения населения укр. Во время Полтавской битвы 1709 г. Карл XII оставил М. После поражения швед. Это подорвало здоровье М.
Похоронен в монастыре св. Георгия Юра в г. Галац ныне Румыния , могила не сохранилась. Награжден орденом Андрея Первозванного 1700; 2-й кавалер ордена, лишен его заочно в 1708: вместо него Петр I распорядился отлить для М. Предательство М. Байрона «Мазепа», 1818 , В.
Гюго «Мазепа», 1829 , Ф. Булгарина «Мазепа», ч. Словацкого «Мазепа», 1839 , Й. Фрича «Иван Мазепа», 1865 и др. Пушкин сделал М. Чайковским была написана опера «Мазепа» 1883.
Иван Мазепа, биография которого полна крутых поворотов судьбы, стал присматривать за детьми Левобережного гетмана, а чуть позже за верную службу был назначен есаулом. Самойлович часто посылал Мазепу в Россию, здесь они и снискал расположение царского фаворита князя Голицына. Гетманство В июле 1687 года Мазепа при участии своих покровителей был избран гетманом Левобережной Украины, а его предшественник Самойлович вместе с родней и свитой был отослан в Сибирь. Некоторые источники утверждают, что Мазепа дал взятку Голицыну за помощь, другие опровергают это факт. И тем не менее, в 1689 году, когда на российский трон взошел юный Петр, между ними завязалась тесная дружба. Опытный гетман давал молодому величеству советы, касающиеся внешнеполитических отношений с Польшей. Тем временем на Украине было неспокойно. В 1690 году началось восстание Петрика. Мазепа, опираясь на собственное войско и помощь Петра, жестоко подавил его. Многие современники считали, что Иван Мазепа, история правления которого был весьма кровавой, с самой юности не отличался верностью и преданностью.
Наши современники называют эти качества политическим чутьем. В 1706 году, после того как Россия осталась один на один со шведским королем, Мазепа задумал автономию Малороссии. Доносы Петру I о готовящейся измене казацкого гетмана приходили регулярно, но верить им он не хотел.
Позорная смерть: Гетман и иуда Мазепа умер заеденный вшами
В юности Иван Степанович Мазепа служил пажем при дворе польского короля Яна Казимира. Иван Мазепа серьезно укрепил международный имидж Украины, что помогло спасти Украину от разрушений после государственного переворота в Московском государстве 1689 года. уйти от влияния России и приблизиться к Европе. К Ивану Самойловичу Мазепа обратился с учтивостью и поразил гетмана эрудицией. Иван Степанович Мазепа — чем известен, биография, цитаты и деятельность — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Иван Мазепа был гетманом Войска Запорожского — земель на территории современной центральной Украины под протекторатом Русского царства.
Предатель, герой Украины. Успешный бизнес и крах гетмана Мазепы
Ему вторил французский дипломат Жан Балюз: «Иван Мазепа симпатичный, стройный. Взгляд у него суровый, глаза блестящие, руки тонкие и белые, как у женщины, хотя тело у него крепче, чем у немецкого рейтара, и наездник он отличный». Красноречием он тоже не уступал молодым и писал возлюбленной такие письма: «Мое сердце, мой розовый цветочек! Сердце оттого болит, что недалеко от меня уезжаешь, а я не могу глаз твоих и личика беленького видеть. Через это письмецо кланяюсь и всю тебя целую любезно».
Мазепа был крестным отцом Матрены, что делало их брак невозможным. Но он все же посватался к ней. Кочубей и его жена негодовали, обвиняя «старого бесстыдника» в том, что он заколдовал их дочь. Юная Мотря и правда словно обезумела - «лаяла» родителей, плакала, била посуду, а потом сбежала среди ночи к Мазепе.
Этот скандал обсуждала вся Украина; сплетники договорились до того, что Матрена на самом деле была дочерью Мазепы, и Кочубеиха просто ревновала ее к своему прежнему любовнику. Тут уж Мазепе пришлось, несмотря на любовь, отправить Мотрю обратно к родителям - как он заявил, «в целости». Говорили, правда, что девушка все же оказалась «порушенной», хотя вскоре ее выдали замуж; впрочем, деньги «богатого и славного» Кочубея могли заставить жениха закрыть глаза на этот небольшой недостаток. У Пушкина Мария сошла с ума и исчезла неведомо куда; реальная Матрена прожила еще много лет, хотя и побывала в сибирской ссылке - ее муж оказался сторонником опального Мазепы...
Несмотря на возвращение дочери, Кочубей поклялся отомстить былому другу. Очень скоро в Петербург отправился донос на гетмана - тот будто бы собирался изменить России. Петр не поверил, а зря. К тому времени Мазепа уже давно вел тайные переговоры с польским королем Станиславом Лещинским, а через него - со шведами, которых он уговаривал повернуть армию от Москвы на Украину.
Гетман обещал Карлу XII провиант для солдат, сено для коней, а заодно поддержку 50 тысяч казаков. В обмен на то, что его сделают монархом независимой Украинской державы, к которой предлагалось присоединить и Белоруссию. Конечно, об этом знали только конфиденты Мазепы: польская помещица княгиня Дольская и иезуит Заленский. Своим приближенным гетман по-прежнему говорил: «Я никогда не предам русского царя!
Одним из этих верных прежде был и Кочубей, поэтому его донос мог оказаться губительным. Мазепа мобилизовал своих друзей в столице, удвоив раздачу подарков. В результате сановники Головкин и Шафиров доложили царю: гетман ни в чем не виноват, его оговорили. Кочубей и передавший его донос полковник Искра были выданы Мазепе, их жестоко пытали - говорят, выясняли судьбу зарытых ими сокровищ, - а в июле 1708 года обезглавили.
Вскоре Петр пригласил обласканного им гетмана привести казачье войско под Стародуб. Это нарушало планы Мазепы, и он сказался тяжело больным. Не доверявший ему Меншиков решил лично проверить состояние гетмана, и тому пришлось срочно бежать к королю Карлу, который как раз вступил в пределы Украины. Мазепа приказал следовать за собой всем казакам, но из двадцати тысяч с ним отправились только две.
Со времени Центральной Рады — украинского независимого правительства в годы гражданской войны — Мазепу начали героизировать, так что он стал превращаться в знамя украинского сепаратизма. И с одной стороны, мы действительно должны признать, что в вопросе об анафеме был допущен политический момент. К тому же: Мазепа крупный ктитор, он перестроил Киево-Печерскую Лавру, собор Святителя Николая в Печерске, собор Богоявленского монастыря на Подоле, построил множество храмов не только в Киеве, но и по всей Украине… Только вот строительство храмов было по сути типичным уровнем благочестия для тогдашней казачьей элиты. Кроме того мы знаем, что уже пожилой Мазепа сожительствовал с дочерью Кочубея, даже практически совратил эту молодую девушку, являвшуюся ему крестной дочерью, он погубил и оклеветал своего предшественника гетмана Самойловича! Все это плохо увязывается с христианской моралью, даже при наличии заслуг в качестве ктитора. Как можно идеализировать такого человека? Антоний Храповицкий в начале века замечал, что Мазепа отлучен по причинам политическим, а не за преступления против веры и Церкви: «по приказу Петра и по чину, которого Церковь совсем не знает». Анафема, которую налагает Церковь, является средством педагогическим, и снятие анафемы будет в определенном смысле реабилитацией Мазепы, со всеми его проступками и человеческими грехами». Казачья элита не хотела встраиваться в ту жесткую вертикаль власти, характерную для России, и ей больше по душе была Польская традиция шляхетских вольностей — вот почему происходил постоянный торг о возращении Украины под власть Польши в обмен на автономию, а главное предоставление казакам равных прав со шляхтой. Мазепа продолжал все ту же линию, и в момент, когда власть московского государя поколебалась, Мазепа, решив, что Россия проиграла войну, перешел на сторону шведа Карла XII точно так же, как его предшественники бегали к поляку Казимиру.
В начале 1705 года Мазепа направил царю очередную кляузу на Палия, заявив, что держать его в Малороссии опасно. По царскому указу Палия в марте 1705 года доставили в Москву, а в конце лета сослали в Сибирь, в Томск на вечное поселение. Так закончилась «палиевщина» запорожских и местных казаков, которая могла привести все Правобережье под скипетр русского царя. Но что до этого нашему «герою». Мазепа занимался не только борьбой с Палием, он сумел превратиться в богатейшего помещика не только России, но, думаю, даже всей Европы. Иван Степанович к 1708 году владел 100 тысячами душ в Малой России и 20 тысячами в близлежащих великорусских уездах. Напомню, что «душой» тогда числили лишь мужчин — отцов семейств. И вот благоденствие гетмана оказалось под угрозой.
Отсюда до Смоленска было всего около 14 верст. Четыре дня Карл оставался в нерешительности. По приказу царя Петра русские войска разоряли собственную страну так же, как раньше — Речь Посполитую. Шведы страдали от голода, лошади падали от бескормицы. Его армия поворачивает на юг и движется на город Стародуб, не дождавшись идущего из Риги 16-тысячного корпуса генерала Левенгаупта. Вследствие чего тот 21 сентября у деревни Лесная был наголову разбит русскими войсками, и лишь его остатки численностью около 6500 человек 12 октября соединились с королевской армией. Когда к гетману пришла весть, что Карл от Смоленска повернул на Украину, он воскликнул: «Дьявол его сюда несет! Все мои интересы перевернет, войска великороссийские за собою внутрь Украйны впровадит на последнюю ее руину и на погибель нашу!
И он не без оснований предполагал, что война будет бедствием для Украины. Был у него, однако, и личный мотив. Ведь разорение припишут не королю или царю, а ему лично. Поэтому даже в случае победы Петру придется менять гетмана. А претендент уже был - Александр Меншиков давно метил в гетманы и всеми правдами и неправдами лез в малороссийские дела. В октябре 1708 года Мазепа сделал окончательный выбор. Его посланцы предложили военный союз Карлу XII. Грушевский писал: «В каком смысле было установлено между ними гетманом и королем.
Швеция и другие союзные государства «ни с целью освобождения, ни с целью опеки, ни с какими иными видами не должны претендовать на власть над Украиной и войском Запорожским или на какое-нибудь верховенство, не могут собирать каких-нибудь доходов или податей. Не могут захватывать или занимать своими гарнизонами украинских крепостей, какие были бы оружием или трактатами добыты у Москвы. Должны сохранять Украину в целости и не позволять кому-нибудь другому поработить ее. Должны свято сохранять целость границ, неприкосновенность свобод, прав и привилегий, чтобы Украина на вечные времена пользовалась свободно своими правами и вольностями безо всякого ущерба». Вроде бы Мазепа оказывается борцом за «вильну Украйну». Увы, сей документ — позднейшая фальшивка, и далеко ходить за доказательствами не надо. Есть сотни неопровержимых свидетельств о том, как круто обращался Карл с польскими магнатами и самим королем Речи Посполитой Станиславом Лещинским. Так что даже после четырех «Полтав» самовлюбленный и презирающий всех шведский монарх никогда бы не подписал подобного договора с Мазепой.
Его тело, по распоряжению племянника Войнаровского, перевезли в Галац и похоронили в монастыре святого Георгия. Рисунок ордена Иуды. Прочитан приговор о преступлении и казни его; разорваны князем Меншиковым и графом Головкиным жалованные ему грамоты на гетманский уряд, чин действительного тайного советника и орден святого апостола Андрея Первозванного и снята с чучелы лента. Потом бросили палачу сие изображение изменника; все попирали оное ногами, и палач тащил чучелу на верёвке по улицам и площадям городским до места казни, где и повесил». До наших времён дошла любопытная фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года: «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству»]. Тогда же он объяснил, что это может быть за «крайняя нужда»: «Пока не увижу, что царское величество не в силах будет защищать не только Украины, но и всего своего государства от шведской потенции». Он был в тяжёлой обиде на царя после военного совета в Жолкве в марте 1707 года, на котором обсуждалось существенное ограничение автономии Малороссии и самостоятельности гетмана.
Мнения о гетмане[ ] Являясь одной из противоречивых личностей истории, Иван Мазепа до сих пор интересует многих. Идеологические оценки личности и деяний Мазепы чрезвычайно различны, часто противоположны. Гетмана любили и ненавидели, уважали и боялись, ценили и остерегались, прославляли и осуждали как во времена его правления Украиной, так и позднее, в последующие столетия. Продолжается это и поныне. Главным же, интересующем всех историков и являющийся спорным вопросом остается: «Гетман Иван Мазепа — предатель или борец за национально освобождение? Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому её врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и ещё беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.
Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым ещё недавно льстил и унижался».
«Друг» царя Петра
- Иван Мазепа: исторический портрет, биография и интересные факты ::
- В РФ дали оценку украинскому корвету "Гетман Иван Мазепа" — 04.10.2022 — В России на РЕН ТВ
- Гетман Мазепа: стоит ли отменить анафему?
- Миф о величайшем злодее и беззаветном патриоте Украины
- Читайте также
- Мазепа, Иван Степанович
«Иудина награда» Ивана Мазепы
Ты же пишешь, что причина в Православной вере. Удалившись в своё поместье, он не оставил развратный образ жизни. Развратил и соблазнил жену такого-же крепостника как он сам. Был уличён, унижен, сознался в грехопадении. За домогательства к жене Фальбовского, был раздет до гола, измазан дёгтем и обвален в перьях. В таком дьявольском образе, он был посажен на порывистую лошадь, которая понесла его в степь и еле живого доставила к ограде имения. Крепостные не опознали в этом сгорбившимся и жалком человеке, своего тщеславного панове. Растленный пан, долго молил свою прислугу признать и спасти хозяина. За плинтус морального падения, Иван Мазепа свалился уже в довольно преклонном возрасте — глубоким стариком, будучи гетманом.
Вместо того, чтобы быть примером казакам и образцом для подражания, Мазепа пустился во все грехи тяжкие. Он развратил женскую половину семьи Кочубеев, соблазнив жену, а потом малолетнюю дочь 16 летнею Марию Матрёну. Уроды в обществе всегда есть, но социум жёстко ограждает себя от внутреннего, морального разложения. Отец Аксиньи Астаховой изнасиловал дочь. Его сыновья, братья Аксиньи жестоко избили его, и он подох. Социум защищал свои морально- нравственные принципы. Иван Мазепа гнусный крепостник. На Украине он в рабство обратил 100 тысяч душ казаков и крестьян.
В уездах России имел и грабил ещё 20 тысяч крепостных. Мазепинские владения, на которых горбатились крепостные, примерно равны нынешнему островному государству Кипр. Саша, вспомни, за что казнили страшной казнью донского казака полковника Евграфа Грузинова? Спустя сто лет после истории с Мазепой, Грузинов отказался принять 1000 крепостных в российских уездах. Пошёл на мученическую казнь в 1800 году, на торговой площади в Черкасске его секли четыре палача поочередно, сменяя друг друга долгих полтора часа, с интервалом 30-40 секунд. А мог бы грабить и богатеть как Мазепа. Я за скобками оставлю измену Ивана Мазепы, царю Петру Первому. Заманив того в голодные степи Украины.
И с одной стороны, мы действительно должны признать, что в вопросе об анафеме был допущен политический момент. К тому же: Мазепа крупный ктитор, он перестроил Киево-Печерскую Лавру, собор Святителя Николая в Печерске, собор Богоявленского монастыря на Подоле, построил множество храмов не только в Киеве, но и по всей Украине… Только вот строительство храмов было по сути типичным уровнем благочестия для тогдашней казачьей элиты. Кроме того мы знаем, что уже пожилой Мазепа сожительствовал с дочерью Кочубея, даже практически совратил эту молодую девушку, являвшуюся ему крестной дочерью, он погубил и оклеветал своего предшественника гетмана Самойловича! Все это плохо увязывается с христианской моралью, даже при наличии заслуг в качестве ктитора. Как можно идеализировать такого человека? Антоний Храповицкий в начале века замечал, что Мазепа отлучен по причинам политическим, а не за преступления против веры и Церкви: «по приказу Петра и по чину, которого Церковь совсем не знает». Анафема, которую налагает Церковь, является средством педагогическим, и снятие анафемы будет в определенном смысле реабилитацией Мазепы, со всеми его проступками и человеческими грехами». Казачья элита не хотела встраиваться в ту жесткую вертикаль власти, характерную для России, и ей больше по душе была Польская традиция шляхетских вольностей — вот почему происходил постоянный торг о возращении Украины под власть Польши в обмен на автономию, а главное предоставление казакам равных прав со шляхтой.
Мазепа продолжал все ту же линию, и в момент, когда власть московского государя поколебалась, Мазепа, решив, что Россия проиграла войну, перешел на сторону шведа Карла XII точно так же, как его предшественники бегали к поляку Казимиру. Интересно только то, откуда взялась вдруг такая жесткая реакция Петра?
В конце 1703 года полякам удалось оттеснить отряды восставших к русской границе. Между тем Мазепа строчил царю Петру донос за доносом на Палия, что тот сносится с панами Любомирскими и хочет поступить на службу к шведскому королю Карлу XII.
В начале 1705 года Мазепа направил царю очередную кляузу на Палия, заявив, что держать его в Малороссии опасно. По царскому указу Палия в марте 1705 года доставили в Москву, а в конце лета сослали в Сибирь, в Томск на вечное поселение. Так закончилась «палиевщина» запорожских и местных казаков, которая могла привести все Правобережье под скипетр русского царя. Но что до этого нашему «герою».
Мазепа занимался не только борьбой с Палием, он сумел превратиться в богатейшего помещика не только России, но, думаю, даже всей Европы. Иван Степанович к 1708 году владел 100 тысячами душ в Малой России и 20 тысячами в близлежащих великорусских уездах. Напомню, что «душой» тогда числили лишь мужчин — отцов семейств. И вот благоденствие гетмана оказалось под угрозой.
Отсюда до Смоленска было всего около 14 верст. Четыре дня Карл оставался в нерешительности. По приказу царя Петра русские войска разоряли собственную страну так же, как раньше — Речь Посполитую. Шведы страдали от голода, лошади падали от бескормицы.
Его армия поворачивает на юг и движется на город Стародуб, не дождавшись идущего из Риги 16-тысячного корпуса генерала Левенгаупта. Вследствие чего тот 21 сентября у деревни Лесная был наголову разбит русскими войсками, и лишь его остатки численностью около 6500 человек 12 октября соединились с королевской армией. Когда к гетману пришла весть, что Карл от Смоленска повернул на Украину, он воскликнул: «Дьявол его сюда несет! Все мои интересы перевернет, войска великороссийские за собою внутрь Украйны впровадит на последнюю ее руину и на погибель нашу!
И он не без оснований предполагал, что война будет бедствием для Украины. Был у него, однако, и личный мотив. Ведь разорение припишут не королю или царю, а ему лично. Поэтому даже в случае победы Петру придется менять гетмана.
А претендент уже был - Александр Меншиков давно метил в гетманы и всеми правдами и неправдами лез в малороссийские дела. В октябре 1708 года Мазепа сделал окончательный выбор. Его посланцы предложили военный союз Карлу XII. Грушевский писал: «В каком смысле было установлено между ними гетманом и королем.
Швеция и другие союзные государства «ни с целью освобождения, ни с целью опеки, ни с какими иными видами не должны претендовать на власть над Украиной и войском Запорожским или на какое-нибудь верховенство, не могут собирать каких-нибудь доходов или податей. Не могут захватывать или занимать своими гарнизонами украинских крепостей, какие были бы оружием или трактатами добыты у Москвы. Должны сохранять Украину в целости и не позволять кому-нибудь другому поработить ее. Должны свято сохранять целость границ, неприкосновенность свобод, прав и привилегий, чтобы Украина на вечные времена пользовалась свободно своими правами и вольностями безо всякого ущерба».
Вроде бы Мазепа оказывается борцом за «вильну Украйну». Увы, сей документ — позднейшая фальшивка, и далеко ходить за доказательствами не надо.
Петр в благодарность за заслуги сделал его вторым кавалером ордена Андрея Первозванного. В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир.
Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию.
В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему.
Кочубей был в ярости и писал Мазепе гневные письма, но тот лишь отвечал, что поступал великодушно, 16 лет терпя их «поступки смерти годные». Тогда Кочубей принялся слать доносы на Мазепу в Москву, но царь не стал церемониться с клеветником на своего друга. По приказу Петра за ложный донос Кочубея казнили.
Глава СВР: россиян, которые не поддерживают СВО, ждет судьба гетмана Мазепы
За плинтус морального падения, Иван Мазепа свалился уже в довольно преклонном возрасте – глубоким стариком, будучи гетманом. Кто такой Иван Мазепа? Конечно, Иван Степанович Мазепа – предатель и клятвопреступник, в этом нет никаких сомнений. Такой исторической персоной был Иван Мазепа, самый противоречивый украинский политик, деяния которого на протяжении нескольких веков рассматривались потомками с полярных точек зрения.
Позорная смерть: Гетман и иуда Мазепа умер заеденный вшами
Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости". Мать Ивана Мазепы, Марина Мокиевская, также происходила из старинного шляхетского православного рода. Иван Мазепа был компромиссным кандидатом, устраивающим как старшину, так и Голицына, поэтому 25 июля на казацкой раде он и получил булаву. Гетман Иван Мазепа. Мазепа, до того как стать гетманом, успел побывать комнатным дворянином при польском короле Яне-Казимире, потом дослужился до генерального писаря у правобережного гетмана Дорошенко, а затем – до генерального есаула у гетмана Самойловича. Но бывший гетман малороссийских казаков Иван Степанович Мазепа так и не получил отлитую для него «Иудину награду», поскольку скончался в Бендерах 22 сентября 1709 г. Мазепа прибыл в Бендеры сразу после Полтавского сражения в 1709 году.
Предатель свободы и веры: Как Мазепа продал Украину польскому королю
Теперь перейдем к тем аргументам, которые выдвигают в качестве доказательства неканоничности анафемы Мазепе. Разобрав их, мы убедимся в полной состоятельности указанной анафемы и невозможности ее снятия. Первый аргумент. Анафема на Мазепу была наложена по политическим мотивам, а, следовательно, незаконна, поскольку Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917—1918 годов признал незаконность церковных прещений за политические преступления. Из текста анафемы видно, что она была наложена на Мазепу, исходя из трех основных преступлений бывшего гетмана. Первое преступление Мазепы. Он нарушил клятву помазаннику Божию, данному на святом кресте и Евангелии. Нарушение крестной клятвы есть уже не только и не столько политическое, сколько духовное и церковно-каноническое преступление. То, что речь здесь идет не только о священнической присяге, но и о всякой клятве, ясно видно как из самого текста правила, так и из комментария авторитетного толкователя канонов сербского епископа Никодима Милаша : «Если какое-либо духовное лицо, нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога…» [4]. Мирянин-клятвопреступник, добровольно нарушивший клятву, только в случае «достойного покаяния» 82-е правило святителя Василия Великого , подвергается десятилетнему 64-е правило святителя Василия Великого или одиннадцатилетнему 82-е правило святителя Василия Великого отлучению от святого причастия [5].
Чтобы понять всю тяжесть преступления Мазепы, следует отметить, что епитимия кающемуся клятвопреступнику строже епитимии отрекшемуся от Христа и принесшему жертву идолам — таковому, согласно 4-му правилу Анкирского Собора, полагается шестилетнее отлучение от святого причастия [6]. Если кто-то говорит, что нельзя отлучать от Церкви за клятвопреступление, то он должен, в таком случае, заявить, что нельзя отлучать от Церкви и за отречение от Христа. Хотя, кто знает, может быть, некоторые «национально свидомые» священнослужители, считающие клятвопреступление Мазепы вполне приемлемым политическим ходом, готовы будут и вероотступничество простить очередному Мазепе… Второе преступление Мазепы. Изменив православному государству и принеся присягу шведскому королю-лютеранину Карлу XII, Мазепа привел на украинские земли протестантов-шведов, которые оскверняли православные храмы и святыни историк Е. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании тщательно изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам [7]. Мазепа разделяет со шведами ответственность за осквернение и разорение святынь. Возвращаемся к тексту анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… привержеся врагу Божию и святых Его, проклятому еретику королю шведцкому Карлу второму надесять, впровадив его в малороссийскую землю иже Церкви Божия и места святая осквернил и разорил» [8]. Следующие факты подтверждают слова анафемы. В письме патриаршему местоблюстителю митрополиту Рязанскому Стефану от 31 октября 1708 года из лагеря на реке Десна император Петр Великий сообщает: «Мазепа… вместо защищения, також как великий строитель оных был святым церквам, ныне проклятой гонитель оным учинился понеже недалеко от Новгородка шведы в одной церкви лошадей поставили » [9].
В «Показаниях о шведах священника Андрея Александрова. И они из города с ними говорили, что их в город не пустят, хотя смерть примут. И те слова они шведы выслушав, стали ворота рубить, потом по них в город залп дали, а по них шведов из города такожде стреляли и убили шведов 10 человек. И они шведы, подняв тела их, от замка отступили, и стали на подворках и церкви и дворы все сожгли» [10]. Процитируем статью В. Шестакова «Как шведы украинцам независимость несли». Иконы эти вносили перед войсками в спасенную Полтаву уже после сражения. Любопытно, что директор музея Полтавской битвы А. Янович прекрасно знает эту историю, но почему-то не спешит поведать ее своему президенту» [11].
Разорение храмов, осквернение святых икон — это тоже политика? Третье преступление Мазепы. Мазепа изменил православному государю и православному государству и попытался ниспровергнуть их, перейдя на сторону еретиков. Это, говорят, уже чистая политика, ничего общего с канонической практикой Вселенской Церкви не имеющая. Такое утверждение не соответствует действительности. В течение истории Православная Церковь, не только Русская, но и Греческая, и даже Западная разумеется, до ее отпадения предавала анафеме бунтовщиков и изменников.
Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба. Мазепа стал опорой государю и в военных делах. Он подавлял восстание Петрика, участвовал в походах Петра к Азову, помогал в начале Северной войны. Петр в благодарность за заслуги сделал его вторым кавалером ордена Андрея Первозванного.
В 1704 году Мазепа смог занять Правобережную Украину и просил Петра присоединить ее к землям Войска Запорожского, но царь не хотел нарушать Вечный мир. Уже тогда гетман затаил обиду. Хотя надо признать, что за 20 лет Мазепа сумел стать благодаря своим власть имущим покровителям одним из богатейших людей России — на Украине и юге России гетман владел без малого 24 000 дворов. Гетман Мазепа и его любовь к крестнице Престарелый вдовец Иван Мазепа воспылал чувствами к своей юной крестнице. В культурном сознании эта история сохранилась благодаря поэме Пушкина «Полтава», в которой гетман влюбляется в Марию. В жизни же шестнадцатилетнюю дочь генерального судьи Кочубея звали Матреной. Мазепа хотел даже вступить с ней в брак, но родители были против этого, да и по церковным законам брак между крестницей и крестным отцом приравнивался к инцесту. Тогда Матрена бежала к Мазепе, но тот отослал ее обратно к родителям. Гетман уговорил девушку порвать с отчим домом и переехать жить к нему.
И хотя Пётр I сумел учесть все ошибки,а русские войска начали демонстрировать боевые успехи шведский король Карл XII считал, что разгром России неизбежен. Мазепа так же оценивал возникшую ситуацию. Как государство Россия в то время была неокрепшей и молодой. Она в одиночку противостояла грозной Швеции, чьи силы и ресурсы были гораздо больше. Гетман начинает вести тайные переговоры с Карлом XII. Известно, что к осени 1707 года их переписка уже была регулярной. Он вскружил голову дочери генерального судьи, Василия Кочубея. Юная Матрёна оставила отчий дом и стала жить с Мазепой, которому к тому времени уже было более 60 лет. Что важно, любовник приходился девушке крёстным отцом, а в те времена отношения подобного рода приравнивались к инцесту и предательству христианской веры. Многочисленные доносы на Мазепу, обвинения его в предательских поступках и идеях поддержать Швецию царь Пётр поначалу воспринимал как месть генерального судьи за дочь. Все полученные данные были переданы комиссии, члены которой были сторонниками Мазепы. В итоге Кочубей и полковник Иван Искра были казнены, а несколько казаков отправлены в ссылку. Роковая ошибка Мазепы 4 ноября 1708 года Мазепа публично заявил о переходе на сторону шведов. Деятельную подготовку Петра к новому этапу войны гетман принимал за проявление паники и жест отчаяния. Большинство казаков отказалось поддержать Мазепу, хотя на его сторону и перешли около 7 тысяч запорожцев. Для шведского войска это была незначительная помощь. Объединившись со шведами, казаки Мазепы двинулись к восточным землям. Он принимал участие во многих сражениях, получил известность как жесткий и беспощадный человек. Пленных русских воинов Мазепа сажал в яму, предавая мучительной смерти. Он мечтал о власти и огромном влиянии, но все ожидания рухнули в один день. Совсем скоро, 21 сентября 1709 года, бывший гетман скончался в Бендерах территория современного Приднестровья. Иван Мазепа был предан анафеме. Специально для него Пётр I приказал изготовить Орден Иуды, что был присвоен гетману заочно. Надо сказать, что оценки деятельности Мазепы у разных историков существенно различаются.
Святайло отвечал: «О, чтоб тебя, Петр… или мало тебе спину исписали? Кочубей описал все имевшиеся у него деньги, долги, числившиеся на разных лицах, лошадей и скот в своих имениях. Государь приказал Кочубея и Искру препроводить к Мазепе и казнить обоих смертью перед всем запорожским войском, попа Святайло и присыланного прежде от Кочубея с доносом монаха запереть в Соловецкий монастырь, а сотника Кованька, писарей и служителей Кочубея и Искры отправить в Архангельск и поверстать в солдаты. Путь их лежал водой от Смоленска по Днепру. Преступники были скованы. Вельяминов-Зернов прибавил к этому присланному от Мазепы отряду еще солдат, взявши их у киевского воеводы, и повез осужденных в гетманский обоз. Кочубея снова подвергли допросу об его имуществе, и он к прежним показаниям прибавил еще известие о нескольких ценных вещах, бывших у него. Тела их лежали напоказ народу, пока не окончилась обедня, а потом были положены в гробы и отвезены в Киев. Там похоронили их июля 17, во дворе Печерского монастыря, близ трапезной церкви. Жена Кочубея еще раньше, когда Кочубей был в Витебске, была взята посланцем Мазепы гадячским полковником Трощинским, вместе с детьми и невесткой, женой сына ее Василия, в Диканьке, и привезена в Батурин в старый двор своего мужа, а невестку, по приказанию Мазепы, отпустили к ее родителям, у которых в то время находился и муж ее. Жену Кочубея несколько времени держали под строгим караулом; после казни мужа она была отпущена. Петр был глубоко убежден в верности к себе Мазепы и думал, конечно, что совершил строгое, но вполне справедливое дело, предавши казни доносчиков, покушавшихся оклеветать перед царем его верного и испытанного слугу. Получивши такое письмо Мазепы, генералы и министры составили консилиум и порешили, чтобы гетман назначил вместо себя наказного гетмана для оберегания внутренности Украины, а сам бы все-таки шел к главной армии. Мазепа был в Борзне. За Быстрицким явился в Борзне Войнаровский, убежавший ночью от Меншикова: он уведомил гетмана, что Меншиков едет в Борзну для свидания с умирающим гетманом. Мазепа, не дожидаясь Меншикова, поздно вечером поскакал в Батурин. На другой день Мазепа из Батурина пустился в Короб, а на третий, 24 октября, рано утром, переправился за Десну и поехал к королю с отрядом в 1500 человек; с ним были старшины, несколько полковников, сотников и значного товарищества. В селе Бахмаче Мазепа присягнул перед ними, что принял протекцию шведского короля не ради какой-нибудь приватной своей пользы, а для добра всей малороссийской отчизны и всего казачества. Со своей стороны, старшины и все бывшие там значные казаки присягнули, что принимают протекцию шведского короля и будут верны и послушны воле гетмана. Меншиков не успел доехать до Борзны, как встретил на дороге великорусского полковника Анненкова, находившегося при гетмане, и узнал от него, что Мазепа уехал в Батурин. Меншиков повернул в Батурин и увидел, что по стенам Батуринского замка стояли вооруженные люди; мост был разведен. Меншиков посылает в Батурин Анненкова за объяснениями; но Анненкова не пускают. Меншиков едет в Короб, думает застать там гетмана, но на дороге узнает, что Мазепа уехал за Десну. Тут только Меншикову начала открываться тайна, и он понял, зачем ночью убежал от него Войнаровский; тайна эта стала делаться яснее, когда к Меншикову приехали из ближних мест сотники и просили защищать их от Мазепы, передавшегося неприятелю. Роковое известие об измене чрезвычайно поразило Петра своей неожиданностью. Государь тотчас послал к Меншикову приказание укреплять войском переправу на Десне, чтоб не допускать казаков идти за Мазепой, и 28-го октября написал ко всему малороссийскому народу манифест, извещавший об измене гетмана, предпринятой, как сказано в манифесте, для того, «дабы малороссийскую землю поработить под владение польское и церкви Божьи и святые монастыри отдать в унию»; давалось повеление генеральной и полковой старшине съезжаться в город Глухов для избрания вольными голосами нового гетмана. В заключение манифест извещал, что Петр уничтожает все поборы, наложенные бывшим гетманом на малороссийский народ. Но и Мазепа, со своей стороны, старался подействовать на малоруссов. Я имел от приятелей тайное предостережение, да и сам ясно вижу, что враг хочет нас, гетмана, всю старшину, полковников и все войсковое начальство прибрать к рукам в свою тиранскую неволю, искоренить имя запорожское и обратить всех в драгуны и солдаты, а весь малороссийский народ подвергнуть вечному рабству. По таким-то намерениям Меншиков и Голицын поспешали со своим войском и приглашали старшину в московские обозы. Я узнал об этом и понял, что бессильная и невоинственная московская потенция, спасаясь всегда бегством от непреоборимых шведских войск, вступила к нам не ради того, чтоб нас защищать от шведов, а чтобы огнем, грабежом и убийством истреблять нас. И вот, с согласия всей старшины, мы решились отдаться в протекцию шведского короля в надежде, что он оборонит нас от московского тиранского ига и не только возвратит нам права нашей вольности, но еще умножит и расширит; в этом его величество уверил нас своим неотменным королевским словом и данной на письме ассекурацией». В заключение, Мазепа приглашал Скоропадского действовать с собой заодно, искоренить московский гарнизон в Стародубе, а если бы это невозможно было, то уходить в Батурин, чтобы не попасться в московские руки. Немедленно после разослания царского манифеста об избрании нового гетмана, Меншиков отправился с корпусом войска к Батурину, Мазепиной столице, где заперлись самые ярые сторонники Мазепы. Начальствовали над батуринским гарнизоном: полковник над сердюками Чечел, есаул Кенигсек, полтавский полковник Герцик и какой-то сотник Димитрий. Меншиков, подступивши к Батурину, отправил в город сотника Марковича с увещанием сдаться. Чечел, к которому привели Марковича, сказал, что они сдаваться не будут без указа своего гетмана; Чечел при этом показал вид, как будто не знает ничего об измене Мазепы. Вслед за Марковичем, на лодке по реке Сейму выплыл киевский воевода, князь Дмитрий Голицын. Чечел выслал к нему посланцев, и, когда Голицын стал их уговаривать, задорные мазепинцы начали со стен ругаться и стрелять из ружей. Тогда Меншиков велел войску переправляться и наводить мосты. Ночью осажденные прислали к Меншикову опять посольство; оно уверяло русского предводителя, что осажденные остаются верными царскому величеству и готовы пустить его войска в замок, но просят три дня срока. Меншиков понял, что это хитрость. Изменники рассчитывали, что к ним придут шведы на помощь. Меншиков дал им сроку только до утра. В 6 часов другого утра Меншиков сделал приступ и приказал истреблять в замке всех без различия, не исключая и младенцев, но оставлять в живых начальников, для предания их казни. Все имущество батуринцев отдавалось заранее солдатам, только орудия должны были сделаться казенным достоянием. В продолжение двух часов все было окончено: гетманский дворец, службы и дворы старшин — все было превращено в пепел. Все живое было истреблено. Кенигсек взят в плен жестоко раненым; Чечел бежал, но пойман был в ближнем селе казаками и доставлен Меншикову. После предварительного молебствия, ближний боярин князь Григорий Федорович Долгорукий открыл выбор гетмана по старинным обычаям, наблюдавшимся со времени присоединения малорусского края к России. Бывшая здесь старшина предложила в гетманы Скоропадского, зная, что государю угодно его сделать гетманом. Скоропадский, соблюдая давний казацкий обычай, отказывался, признавал себя недостойным такой чести, отговаривался своей старостью и советовал выбрать в гетманы молодого и заслуженного человека. Многие казаки тогда же указали на Полуботка, но вслед за тем должны были оставить намерение избрать этого человека, потому что Петр не утвердил бы его, отозвавшись перед тем о личности Полуботка такими словами: «Он очень хитр и может уравниться Мазепе». Итак, избран был Скоропадский. По избрании, он присягнул в церкви, а потом получал поздравления от царя и ближних вельмож. Через несколько дней после избрания, 12 ноября, в соборной Троицкой церкви после литургии и соборного молебна совершен был обряд проклятия Мазепы, сочиненный, вероятно, самим Петром. Духовенство пропело над портретом Мазепы, украшенным орденом Андрея Первозванного, трижды анафему его имени. По совершении проклятия, палач потащил портрет по улице веревкой и повесил на виселице. На другой день после того совершена была казнь над Чечелом и другими мазепинцами, взятыми в Батурине. Духовенство распорядилось, чтобы по всей Малороссии на церковных дверях прибито было объявление, извещавшее, что Мазепа со всеми своими единомышленниками, приставшими ко врагам, отвержен от церкви и проклят. Малороссийские архиереи грозили таким же отлучением от церкви и от причащения Святых Тайн всем тем, которые окажут сочувствие к измене или пристанут к неприятелю. Из приставших к Мазепе полковников, миргородский полковник Данило Павлович Апостол и компанейский полковник Игнатий Галаган отстали от шведов в конце ноября. Апостол был издавна в недружелюбных отношениях к Мазепе; перед изменой, он, как видно, помирился с гетманом, вместе с ним перешел к шведам, а теперь явился к царю Петру со словесным предложением от Мазепы послужить царю, пользуясь своим настоящим положением. Судя по сохранившемуся ответу Головкина, Апостол от Мазепы привез даже предложение о доставлении в русские руки «известной, главнейшей особы», вероятно, разумея под этой особой Карла XII. Неизвестно, точно ли посылал Мазепа такое предложение; быть может, Апостол и сам выдумал это. Вслед за Апостолом, и Галаган явился с таким же словесным предложением. Он был представлен лично Петру в Лебе-дине, куда перенесена была главная квартира. Я по приказанию шел со своим полком, думая, что веду его против неприятеля, и уже в виду неприятельского войска узнал, куда меня ведут. Меня принудили присягнуть на верную службу шведскому королю, но присяга невольная только на словах: как только неприятель перестал наблюдать над нами, так я и убежал служить своему государю! Твоя воля; прости и дозволь умереть на твоей службе». Малорусский народ решительно не пристал к замыслу гетмана и нимало не сочувствовал ему. За Мазепой перешли к неприятелям только старшины, но и из тех многие бежали от него, лишь узнали, что надежда на шведского короля плоха и что Карл, если бы даже и хотел, не мог доставить Малороссии независимости. Хотя они явились уже после срока, назначенного Петром для амнистии, и ясно было, что отвернулись от шведского короля только тогда, когда увидали, что дело его проигрывается, но Петр не казнил их смертью, заменив ее ссылкой в Сибирь. Зато Петр вспомнил о Палии и велел его привезти из Сибири. Палий участвовал в Полтавской битве, хотя старость и тяжелая ссылка сделали его до такой степени дряхлым, что он без помощи других не мог садиться на лошадь. Последовала милость вдове и детям казненного Кочубея. Мазепе было не совсем хорошо у шведского короля: малоруссы, вместо того чтобы встречать шведов как избавителей от московской неволи, на каждом шагу сопротивлялись им; не только казаки, составлявшие военное сословие, но и посполитые люди собирались шайками, нападали на шведские отряды, ловили и представляли царю посланцев, ездивших по краю с возмутительными воззваниями Карла XII и Мазепы. Шведы поставляли это на вид Мазепе, начинали подозревать, что и сам гетман при случае уйдет от них и попытается получить царское прощение. Мазепа содержался у них как бы под незаметным для него самого караулом, тогда как увлеченные им малоруссы один за другим то и дело уходили из шведского обоза. Только запорожцы составляли исключение; они явились к Карлу в числе 3000, под начальством своего кошевого, Кости Гордиенко, и с первого же раза поразили шведов своим буйством и дикостью: когда в первый раз они были приглашены в палатку Мазепы к обеду, то перепились до безобразия и начали тащить со стола посуду. Кто-то заметил им, что не годится так грабить. Запорожцы за это замечание тотчас же зарезали неловкого нравоучителя. Мало выгод ощущали для себя шведы от перехода на их сторону Мазепы. Всю зиму и весну, пребывая в Малороссии, они претерпевали ряд неудач; только местечко Веприк и город Ромны удалось им взять, да и то с большими потерями. Совершилась знаменитая Полтавская битва. Карл бежал, с ним бежал Мазепа. Они очутились в турецких владениях. Петру очень хотелось достать изменника в свои руки, и он досадовал, когда при переправе через Днепр у Переволочной не удалось русскому войску захватить Мазепу. Желание казнить своего врага было так велико у Петра, что, вопреки своей обычной бережливости, государь предлагал турецкому великому муфтию 300000 талеров, если он силой своего духовного значения убедит султана выдать изменника. Попытка Петра не удалась, и едва ли могла удаться, так как и в своем изгнании Мазепа был еще богат. Во все время своего гетманства, щедро строивши и украшавши церкви, он успел собрать большие сокровища: из них многое хранилось в Киево-Печерском монастыре и в Белой Церкви и досталось царю; Петр побуждал всех малоруссов отыскивать еще и сообщать правительству о всяком достоянии гетмана, обещая доносителю половину указанного им имущества, принадлежавшего изменнику. И все-таки Мазепа успел захватить с собой огромные, по тому времени, денежные суммы. Он имел возможность уже в своем изгнании дать Карлу XII взаймы 240000 талеров, а после смерти Мазепы, как говорят, найдено было с ним 160000 червонцев, кроме серебряной утвари и разных украшений. Мазепа скончался 18 марта 1710 года, от старческого истощения, в селе Варнице, близ Бендер. Его тело, отпетое в сельской церкви, в присутствии шведского короля, отвезено было и погребено в древнем монастыре Св.