Новости искра операция великой отечественной войны

Операция «Искра» — TOC Операция «Искра» военная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проведённой 12−30 января 1943 года с целью прорыва блокады Ленинграда; наступление войск двух фронтов, Ленинградского (генерал Л. А. Великие победы Красной армии: к 80-летию операций «Кольцо» и «Искра».

80 лет назад началась операция "Искра", которая привела к прорыву блокады Ленинграда

Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации. Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда. Хотя достигнутый военный успех был достаточно скромен ширина коридора, связавшего город со страной, была всего 8—11 километров , политическое, материально-экономическое и символическое значение прорыва блокады невозможно переоценить. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль после войны вошла в состав Мурманского шоссе, современная автотрасса Р21 и несколько мостов через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Всё это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.

Для деблокирования осажденного города главные удары было решено нанести под Шлиссельбургом — в самой узкой части выступа немецкой обороны, примыкавшего к Ладожскому озеру. В этом месте рубежи передовых частей Ленинградского и Волховского фронтов разделяли каких-то 15 километров оккупированной земли, вдоль и поперек перепаханной немецкими траншеями и противотанковыми рвами. Этот район лучше всего подходил для нанесения двух стремительных встречных ударов — с запада изнутри кольца и с востока. За годы блокады вермахт успел здесь основательно окопаться. Так называемый шлиссельбургско-синявинский выступ представлял собой мощный укрепрайон, удерживаемый пятью прекрасно вооруженными и укомплектованными дивизиями группы армий «Север». Опасаясь прорыва, противник стянул сюда 700 орудий и минометов, а также до полусотни танков. Оборону в районе держал 26-й армейский корпус генерала Лейзера и части 54-го корпуса. Многочисленные дзоты, опорные пункты и закопанные в грунт трофейные советские танки соединялись широкими валами из бревен и земли. Политые водой, валы схватывались на морозе и становились прочными, как бетон. Пространство между узлами сопротивления было перетянуто колючей проволокой, плотно заминировано и простреливалось перекрестным огнем. Сверху все это хозяйство прикрывали «Юнкерсы» и «Мессершмиты» 1-го воздушного флота люфтваффе. Командующим Ленинградским и Волховским фронтами удалось в сжатые сроки нарастить ударные «кулаки» под Шлиссельбургом за счет резервов и переброски сил с других направлений. Изнутри блокадного кольца на 13-километровом участке прорыва сосредоточили почти две тысячи орудий и минометов, а снаружи, на участке Волховского фронта, плотность артиллерии местами достигала 365 единиц на километр. С неба операцию поддерживали летчики 13-й Ленинградский фронт и 14-й Волховский фронт воздушных армий. С моря — корабли Балтийского флота. Жители Ленинграда освобождают памятник Петру I от защитных укрытий после снятия блокады. Если бы одна из сторон вышла туда раньше другой, то следовало прорываться дальше, до встречи со своими. Чтобы скрыть от противника подготовку наступления, технику и личный состав перемещали только ночью или в нелетную погоду, все обсуждения и совещания проходили в условиях абсолютной секретности. Историки отмечают, что полной картиной предстоящего удара владели не более полутора десятков человек. Это помогло — немцы чувствовали неладное, но до последнего не знали, когда и куда именно ударят русские. Усиленные для прорыва 2-я ударная армия генерал-лейтенанта Романовского Волховский фронт и 67-я армия генерал-майора Духанова Ленинградский фронт были готовы к бою еще 1 января 1943-го, но в планы военных вмешалась погода. Из-за оттепели раскисли торфяные болота, а на Неве, через которую предстояло переправляться, подтаял лед. Операцию пришлось отложить на две недели. Сталин так беспокоился за успех предстоящего наступления, что срочно отозвал с Воронежского фронта и отправил под Ленинград генерала армии Георгия Жукова, поручив ему координировать операцию. Тот проинспектировал части и пришел к выводу, что танков, пушек и боеприпасов на направлении главного удара все же недостаточно. Кроме того, он выявил ряд недочетов в тактике. С одобрения Сталина запасы снарядов пополнили, технику между подразделениями перераспределили более грамотно. В Великую Отечественную войну в Зимнем дворце все подвалы были приспособлены под бомбоубежища? А в 12 помещениях дворца до 1942 года постоянно проживали около 2000 жителей блокадного Ленинграда?

Акцию организовал военно-исторический центр Северо-Западного федерального округа при поддержке регионального отделения РВИО в Ленинградской области. Корреспондент портала «История. РФ» встретился с историком и исследователем, автором книги «Операция Искра» Вячеславом Альбертовичем Мосуновым, чтобы подробнее узнать, как развивалась операция «Искра», как была прорвана блокада Ленинграда, о работе «Дороги победы» и о том, как она заменила знаменитую ледовую трассу «Дорога жизни». Пока коридор не был пробит, положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению — Вячеслав, расскажите о роли и значении временной линии Поляны — Шлиссельбург, получившей название «Дорога Победы»? В ходе своих исследований я выяснил, что мы имеем дело с некоторым «перекосом». У нас считается, что Ленинград к лету 1942 г. Ключевое значение дороги в том, что пока этот коридор не был пробит, и не появилась устойчивая железнодорожная связь Ленинграда с «большой землей», положение осажденного города не могло быть устойчивым по определению. Всё снабжение города до постройки дороги зависело от капризов Ладожского озера. Интересный факт: зимы 1941-1942 и 1942-1943 годов были гораздо более холодными, чем это бывало обычно на северо-западе, и знаменитая «Дорога жизни» по льду замерзшей Ладоги открывалась раньше. У советского командования были и планы строительства железнодорожной ветки прямо на льду по Шлиссельбургской губе, но их пришлось отменить. Что касается самого прорыва блокады, который и позволил проложить «Дорогу Победы», я убежден, что он напрямую зависит от общего положения на всём советско-германском фронте. Советское командование получило возможность накопить силы, немцы же, напротив, сокращали свою группировку войск у Ленинграда. Несмотря на прорыв блокады утром 18 января 1943 года, не была освобождена ключевая станция Мга, прямой ветки к городу не было. Поэтому в кратчайшие сроки пришлось строить ветку Поляны — Шлиссельбург. Только героическим трудом Ленметростроя и военных инженеров под руководством И. Зубкова удалось за 17 суток проложить под огнем противника дорогу. Одновременно при этом снимали с пути мины свыше 2 тыс. Новая дорога постоянно находилась под угрозой, её называли коридором смерти. В первые два месяца работы дороги стало ясно, что немцы не прощают ни единой ошибки, артиллерийским огнем им удалось взорвать два наших состава с боеприпасами, направлявшихся в город. Но положение города заметно улучшилось, снабжение пошло.

Пехоту поддерживали легкие танки и бронеавтомобили. Через 6 дней после начала операция «Искра» завершилась. Кольцо блокады было разорвано, теперь к Ленинграду вел десятикилометровый коридор, полностью контролируемый Красной Армией. Шел второй год войны. До полного снятия блокады оставалось еще немногим более 12 месяцев. Операция по прорыву блокады Ленинграда началась 12 января 1943 года. Ставка Верховного главнокомандования начала операцию с массированного авиационного бомбо-штурмового удара и артиллерийского сопровождения. Основные боевые действия проходили в районе Невского «пятачка», где наступление развивалось не очень удачно. При форсировании Невы были потеряны все танки. Атака была сорвана. Войска были переправлены на рубеж в район Марьино, с задачей наступать на Шлиссельбург с юга, что привело к успеху операции. Официальной датой прорыва блокады Ленинграда считается 18 января 1943 года, но ожесточенные бои на участках Ленинградского и Волховского фронтов продолжались еще в течении всего месяца. Тогда удалось восстановить железнодорожное сообщение с осажденным городом, но до полной разблокировки Ленинграда потребовался еще год ожесточенных боев на этом направлении.

Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда

Таким образом, к вечеру 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана, а все южное побережье Ладожского озера очищено от немецких войск. Но значимых успехов наступающим советским частям добиться не удалось. Немецкое командование перебросило в район Синявино 5 дополнительных дивизий, что позволило ему удержать Синявинские высоты. Неудачи конца января вынудили Ставку ВГК скорректировать план наступления. Согласно новому плану к операции подключались 55-я армия Ленинградского фронта и 54-я армия Волховского фронта, которые встречным ударом в направлении Тосно должны были отсечь мгинско-синявинскую группировку противника от основных сил. Две недели советские войска пытались взломать оборонительные позиции противника, но серьезных успехов атакующим войскам добиться не удалось. Немецкое командование, умело маневрируя резервами, надежно удерживало занимаемые позиции. К концу февраля 1943 года стало понятно, что без серьезной подготовки выполнить все поставленные задачи не удастся. Несмотря на то, что полностью выполнить все поставленные задачи не удалось, результаты операции для осажденной Северной столицы трудно переоценить. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за город.

В кратчайшие сроки вдоль Ладожского озера была построена железнодорожная ветка Поляны — Шлиссельбург и уже 7 февраля в осажденный город пришел первый состав с «Большой Земли». К середине февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны, что радикальным образом улучшило положение ленинградцев. Полностью снять блокаду удалось только в январе 1944 года, в ходе операции Январский гром.

Солдатам выдали даже «кошки» для штурма ледяных валов. Важная роль принадлежит Генеральному штабу во главе с маршалом Александром Василевским. Немалый вклад в успех предстоящей операции внесли маршалы Семен Тимошенко и Климент Ворошилов. Они провели большую подготовительную работу: были построены десятки километров дорог, подвезено огромное количество боеприпасов, в том числе больших калибров. И, таким образом, эта операция была обречена на успех. Несмотря на это, в Ленинграде разрабатывали план «Б». По побережью Ладожского озера начала строиться насыпь железной дороги, чтобы подстраховать город на случай неудачи операции по разблокированию и попытаться снабжать его сухопутным путем. Вот с такими вводными мы подошли к 12 января 1943 года — дню начала операции «Искра». В этот день была очень плохая погода, авиация летала плохо, но артиллерия отработала, как нужно, пехота пошла в атаку. Со стороны Волховского фронта принимали участие в наступлении 2 ударная и 54 армии — те люди, которые пытались прорвать линии обороны противника весь предыдущий год. Они были здесь не новичками. К тому же им придали большое количество артиллерии, в том числе реактивной, авиации. Со стороны Ленинграда тоже были опытные бойцы, которые всю блокаду провели в городе. Для немцев это наступление стало полным шоком. Они ждали, что русские перейдут в наступление, когда Нева замерзнет окончательно, чтобы переправить танки.

Это невероятно эмоционально богатый пласт мировой, советской и российской военной истории». В советские времена все появившиеся на свет в Ленинграде дети получали персональное свидетельство о рождении, на котором так и было написано: «Рожден в Ленинграде». Это, конечно, заслуга тех людей, которые пережили блокаду, тех кто участвовал в тяжелейших боях, в том числе связанных с освобождением города. Начальник Генштаба Гальдер возражает, поскольку считает, что Сталинград важнее, и через несколько недель Гитлер его убирает со всех постов. Манштейн прибывает на рекогносцировку на линию соприкосновения гитлеровских и советских войск. Это было в районе Колпино. И на расстоянии прямой видимости, без всякого бинокля, наблюдает дымящие трубы Ижорского завода. После взятия Севастополя, он планировал начать штурм Ленинграда 1 сентября, но уже через несколько дней войска под его командованием были втянуты в тяжелейшие оборонительные бои. Была очередная попытка Красной Армии прорвать блокаду Ленинграда. Успех ей не сопутствовал, однако идея взять Ленинград штурмом была окончательно похоронена. С этого момента ни один гений немецкого военного планирования вплоть до конца войны не ставил перед собой задачу по одновременному наступлению на двух и более участках Восточного фронта. Фронтовики-ленинградцы зло шутили: «В 1941 году прорвать блокаду не сумели, зато от Москвы немцев отвлекли. В 1942 году не прорвались, зато Ленинград от штурма избавили».

Последние за 13 января продвижения практически не имели. Духанов ввел в бой часть сил второго эшелона: 123-ю стрелковую дивизию совместно со 152-й танковой бригадой, 102-ю отдельную стрелковую бригаду и один полк 13-й стрелковой дивизии. Стараясь удержать шлиссельбургско-синявинский выступ, вражеское командование еще накануне усилило здесь группировку своих войск 96-й и 61-й пехотными дивизиями и перебросило в район Синявино 5-ю горнопехотную дивизию. Эти соединения оказывали яростное сопротивление продвижению 67-й и 2-й ударной армий и часто переходили в контратаки. На третий день боев сломить сопротивление противника так и не удалось. За сутки войска 67-й и 2-й ударной армий незначительно продвинулись вперед. Расстояние между наступающими группировками обеих армий сократилось до 4 километров. Части 128-й стрелковой дивизии наступали во взаимодействии с 12-й лыжной бригадой, которая совершила смелый рейд по льду Ладожского озера в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка, и овладели этим населенным пунктом. Их вели 136-я, 123-я стрелковые дивизии, 123-я стрелковая бригада, а также 61-я танковая бригада. На левом фланге 330-й полк и 34-я лыжная бригада продолжали выполнять задачу по овладению Шлиссельбургом. Немецкое командование лихорадочно перебрасывало новые резервы в районы Мги, Келколово, Мустолово, Синявино. Коридор, разделявший войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал совсем узким. А в конце дня передовые части 34-й лыжной бригады установили связь с 128-й стрелковой дивизией и 12-й лыжной бригадой 2-й ударной армии, которые, наконец, взяли Липки. Таким образом, 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Указатель на перекрестке дорог. Январь 1943 года. Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники.

Выставка «Искра надежды» открылась в Музее Победы

Штаб Абвера имел на нашем участке абверкоманду 104 разведывательную , абверкоманду 204 диверсионную , абверкоманду 304 контрразведывательную и подчинённые им абвергруппы. В их задачу входили сбор разведывательной информации о численном составе, дислокации, вооружении, оборонительных сооружениях частей и соединений Красной армии, а также проведение диверсионной деятельности в ближнем тылу советских войск. На территории Новгородской и Ленинградской областей действовала «Айнзатцгруппа А» РСХА, в составе которой было специальное подразделение «Айнзатцкоммандо-Ленинград», укомплектованное из изменников Родины, хорошо знавших город. На подразделения «Цеппелина» в Ленинградской и Новгородской областях возлагались проведение в Красной армии антисоветской и профашистской пропаганды, организация восстаний и иных акций по деморализации советских войск. В тылу германских войск в Риге, Валге, Вентспилсе, в Ванна-Нурси и Вихула, в окрестностях Таллина действовали разведывательные школы для подготовки агентуры, выпускавшие хорошо обученных и подготовленных шпионов и диверсантов. Военным контрразведчикам Ленинградского и Волховского фронта для выполнения поставленной задачи были сосредоточены все силы. Активизированы мероприятия по розыску вражеской агентуры.

На переднем крае обороны, в наиболее вероятных местах проникновения агентов противника выставлялись засады и секреты, патрульные группы инструктировались с задачей задержания подозрительных лиц. Шла напряженная контрразведывательная работа в местах возможного проникновения и легализации вражеской агентуры. Важную информацию контрразведчики Ленинградского и Волховского фронтов получали при допросах арестованных вражеских агентов и благодаря нашим разведчикам, внедренным в немецкие разведшколы. В результате удалось выявить, нейтрализовать и перевербовать ряд агентов противника, создать каналы для дезинформации немецкой разведки, максимально затруднить переброску и внедрение агентов противника. Госкомитет Обороны с первых дней войны возложил на Особые отделы и обязанность по информированию командования и вышестоящих штабов о положении в войсках, факторах, снижающих их боеготовность. Значительное место уделялось выявлению недостатков, таким как неэффективность войсковой разведки, плохая координация войск, неслаженность в работе штабов, проблемам с экипировкой, недопустимому бытовому обеспечению личного состава.

Вместе с тем контрразведчики не просто указывали командованию частей о недостатках, но и совместными усилиями искореняли их. Каждый войсковой контрразведчик был полностью осведомлён о проблемах своего полка и отстаивал его интересы в штабе, на поле боя, в госпиталях, на базах и складах, на режимных объектах. Владея ситуацией, он добивался своевременной выдачи красноармейцам обмундирования и пищи, качественного и быстрого ремонта техники, профилактики массовых заболеваний.

В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни». Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев. Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К. Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км. По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде. Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города.

Вместе они насчитывали 303 тысячи солдат и офицеров, 4900 орудий и миномётов, 600 танков, 809 самолетов — самые крупные силы за всю историю операций под Ленинградом. Затем прорвать сильнейшую вражескую оборону, которая совершенствовалась 16 месяцев. Кроме того, нам предстояло наносить лобовой удар — по условиям обстановки манёвр исключался". Сражения операции "Искра" продолжались восемь дней — с 12 по 30 января 1943 года. Прорвать оборону врага получилось в районе рабочих поселков недалеко от Синявинских высот. Тогда же был освобожден город Шлиссельбург, который стоит у истоков Невы. Под контроль перешло южное побережье Ладоги. Бойцы 123-й отдельной стрелковой бригады Ленинградского фронта и 372-1 стрелковой дивизией Волховского фронта встретились вблизи рабочего поселка 18 января в 9 часов 30 минут. Так они получили стратегическое преимущество над гитлеровцами, для которых уже не было возможности объединить силы с Финляндией. В кольце осады образовалось окно, в результате чего были восстановлены сухопутные коммуникации с осажденным Ленинградом. Но больших продвижений не было. К 17 января коридор, который разделял войска Ленинградского и Волховского фронтов, стал очень узким. Вторая ударная армия шаг за шагом двигалась к городу на Неве. Прорыв постепенно расширялся. По льду Ладоги в тыл немецкого гарнизона в деревне Липка был совершен рейд 12-й лыжной бригадой и 128-й стрелковой дивизией.

В результате вся вторая половина 1943 года и начало 1944 года — это фактически попытка развить успех операции «Искра» и максимально обезопасить созданный коридор, для чего требовалось отодвинуть немецкие позиции. Операция «Искра», на мой взгляд, только часть той большой военной истории северо-запада, которую нам еще только предстоит рассказать. Если сейчас встать на Синявинские высоты и взглянуть на то место, где была «Дорога Победы», даже невоенному человеку станет ясно, что она наблюдаема и простреливаема. Проще говоря, наши войска были как на ладони. Это создавало гигантские трудности. Вдобавок через Неву пришлось построить два моста: низководный временный и высоководный. Противнику удалось в первый же день накрыть артиллерией один из мостов и повредить его. Ситуация была неприятной, все висело если не на волоске, то на тонкой веревочке. Однако после поражения немцев на Курской дуге положение на фронте под Ленинградом начало улучшаться. Давайте остановимся на этом чуть подробнее? И всегда, когда менялась ситуация на других фронтах и под Ленинградом, это чувствовали все. А если мы затронем более ранний период — 1941 и 1942 годы, то положение вокруг Ленинграда и, скажем, битва за Москву были не просто связаны, а зависели друг от друга полностью. Кстати, одна из серьезных проблем в науке как раз в том, что мы до сих пор часто рассматриваем такие крупные операции в отрыве, а этого нельзя делать — Вернемся к «Дороге Победы», расскажите, смогли ли наши бойцы отодвинуть фронт от дороги? И как шла работа? Было принято решение о движении исключительно по ночам. Причем в первую ночь поезда шли в город, а в следующую — из города. Такими своеобразными караванами иногда удавалось пропускать до 25 поездов за ночь. Самая большая проблема — это задержка вагонов и подвижного состава на сортировочных станциях. Эту логистическую проблему в таких условиях до конца решить так и не удалось. Кстати, параллельно была проложена и автомобильная дорога, машины шли уже не только по льду, но и по твердой земле, трасса работала и летом, и осенью 1943 года.

Началась операция «Искра» с целью прорыва блокады Ленинграда

Операция "Искра", проведенная с 12 по 30 января, стала первой крупной победой Красной армии на Ленинградском направлении. Операция "Искра", проведенная с 12 по 30 января, стала первой крупной победой Красной армии на Ленинградском направлении. была прорвана блокада Ленинграда. В Великую Отечественную войну в Зимнем дворце все подвалы были приспособлены под бомбоубежища? Операция «Искра» стала кодовым названием наступательных мероприятий в период 12-30 января 1943 г. в ходе Великой Отечественной войны. «Искра» – кодовое наименование наступательной операции Ленинградского и Волховского фронтов в содействии с Балтийским флотом, Ладожской военной флотилии и Авиации дальнего действия СССР во время Великой Отечественной войны, проводившейся.

Операция "Искра": как советские войска прорвали блокаду Ленинграда

Военная контрразведка в операции «Искра» Приближается 80-летняя годовщина знаменательных событий Великой Отечественной войны: зимой 1943 года были разгромлены гитлеровские войска под Сталинградом и прорвана блокада Ленинграда.
18 января – операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда. / Артём Демченко [Главная] › [Великая отечественная война] › "Ладожский коридор" ценою в СТО ТЫСЯЧ жизней: Операция "Искра", 1943-й (Алексей Исаев, 2022).
ОПЕРАЦИЯ «ИСКРА» Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда: дата, кто командовал, где и когда проходила, когда была прорвана блокада.
Операция «Искра». Как прорывали блокаду Ленинграда под гимн «Интернационал» Андрей Станавов, Ленинград, блокада Ленинграда, прорыв блокады Ленинграда, Великая Отечественная война, Операция "Искра", РИА Новости.
Алексей Исаев. Операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда Наступательная операция "Искра" спасла жизни тысячам ленинградцев.

18 января – операция "Искра". Прорыв блокады Ленинграда.

была прорвана блокада Ленинграда. Новость об успехе операции «Искра» они услышали по радио. Последние новости СВО, актуальные карты боевых действий в реальном времени, сводки боевых действий с фронта специальной военной операции на Украине и видео боев на день 27 апреля 2024 года. 12 уроков будут посвящены основным битвам Великой Отечественной, четыре занятия — униформе вермахта и РККА, четыре лекции — оружию Великой Победы. в Мемориальном комплексе «Аджимушкай» сотрудники музея-заповедника провели мероприятие «Операция Искра», посвящённое 80-летию прорыва блокады Ленинграда. 75 лет назад, 12 января 1943 года, советские войска начали деблокирующую операцию под Ленинградом (операция «Искра»).

Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)

Увязшие в боях стрелковые дивизии за день захватили три траншеи и пробились на шесть километров к западу. Вскоре бойцы 327-й стрелковой овладели особо укрепленным опорным пунктом гитлеровцев - рощей «Круглая». Это первый существенный удар по всей системе немецкой обороны в этом районе. Понимая опасность ситуации, немецкое командование экстренно затыкает зоны прорыва тремя свежими пехотными дивизиями. Начинаются бесконечные изматывающие контратаки.

Под угрозой окружения некоторые прорвавшиеся части 67-й армии откатываются назад. Примечательно, что именно здесь, в ходе операции «Искра» под Ленинградом, советские войска впервые подбили и захватили новейшие немецкие тяжелые танки Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 - легендарные «Тигры», которые затем тщательно изучат специалисты в Кубинке. Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов.

С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется. Бойцы лыжной бригады 2-й ударной армии обходят немцев по льду Ладожского озера и атакуют их с тыла у населенного пункта Липка. Рвущиеся навстречу друг другу войска Ленинградского и Волховского фронтов разделяет лишь пара километров.

Гитлеровцы лихорадочно перебрасывают с юга еще две дивизии - пехотную и эсэсовскую. Они с колес ввязываются в битву, но остановить смыкающиеся клещи двух советских ударных группировок уже не могут. Кольцо вокруг Ленинграда разорвано. В тот же день ударные советские подразделения выбивают немцев из Шлиссельбурга, зачищают южный берег Ладоги, расширяют пробитый коридор до 8-11 километров и единым фронтом разворачиваются на юго-запад, в направлении обжитых и укрепленных немцами Синявинских высот.

Однако взять их с ходу и продвинутся к Кировской железной дороге уже не получается - сказываются большие потери, солдаты измотаны боями, иссякают боеприпасы. Кроме того, за последние дни гитлеровцы успели подтянуть сюда части пяти дивизий, десятки стволов артиллерии, превратив и без того неплохо укрепленные высоты в неприступную крепость.

Но никогда еще я не видал такого сокрушительного огня.

Русская артиллерия решила в первые часы наступления его исход», — говорили немецкие офицеры. К моменту прорыва блокады в Ленинграде оставались около 800 тысяч гражданских. Новость об успехе операции «Искра» они услышали по радио.

Несмотря на холод и голодную усталость, люди бросились на улицы — обнять друг друга и отпраздновать появившуюся надежду на спасение. Город украсили флагами, из приемников звучали воодушевляющие слова, улицы плакали от счастья. Уже 5 февраля по организованным путям в Ленинград, проживший почти 900 дней и ночей в окружении врага, пришел первый поезд с продовольствием.

Всего ударные группировки двух фронтов насчитывали 302 800 солдат и офицеров, около 4900 орудий и миномётов калибром 76-мм и выше , более 600 танков и 809 самолётов. Метеоусловия в это время были очень тяжёлыми для действий авиации. Облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость не превышала 500 м. Сложная погода не позволяла применять авиацию крупными группами. Поддержка наземных частей и подавление миномётно-артиллерийских батарей противника производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей. При форсировании Невы наши истребители прикрывали наступающие стрелковые части от ударов немецкой авиации.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.

Наступающие изнутри блокадного кольца стрелковые дивизии с ходу форсируют Неву по льду и вгрызаются в боевые порядки врага. Несмотря на мощную артиллерийскую обработку, ожившие немецкие окопы встречают советских солдат шквальным пулеметно-артиллерийским огнем. Тяжелых и средних танков у наступающих нет - их не выдержал бы тонкий лед, поэтому приходится довольствоваться поддержкой легких Т-60, БТ-5, Т-26 и бронеавтомобилями. Они, словно картонные, вспыхивают под ударами бронебойных снарядов противотанковых пушек гитлеровцев. Вскоре наступление 67-й армии захлебывается, к концу дня удается вклиниться в оборону противника всего на три километра. Темпы прорыва снижают торфяники и минные поля.

Не легче обстановка и с внешней стороны кольца, в полосе атаки 2-й ударной, идущей с востока. На левом фланге наступают части 8-й армии. Увязшие в боях стрелковые дивизии за день захватили три траншеи и пробились на шесть километров к западу. Вскоре бойцы 327-й стрелковой овладели особо укрепленным опорным пунктом гитлеровцев - рощей «Круглая». Это первый существенный удар по всей системе немецкой обороны в этом районе. Понимая опасность ситуации, немецкое командование экстренно затыкает зоны прорыва тремя свежими пехотными дивизиями. Начинаются бесконечные изматывающие контратаки.

Под угрозой окружения некоторые прорвавшиеся части 67-й армии откатываются назад. Примечательно, что именно здесь, в ходе операции «Искра» под Ленинградом, советские войска впервые подбили и захватили новейшие немецкие тяжелые танки Panzerkampfwagen VI Ausf. H1 - легендарные «Тигры», которые затем тщательно изучат специалисты в Кубинке. Тринадцатого и четырнадцатого января командование обоих фронтов вводит свежие части вторых эшелонов. С новыми силами удается прижать и частично блокировать немецкую группировку у Шлиссельбурга, где бушуют тяжелейшие бои. Зона прорыва понемногу расширяется.

Оборона Ленинграда

Шаблон:Блокада Ленинграда 2 Операция «Искра» — наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда, проведённая с 12 по 30 января 1943 года в ходе Великой Отечественной войны. К 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда Минобороны России опубликовало документы из фондов Центрально архива ведомства о легендарной стратегической операции "Искра". В результате операции «Искра» войска Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года прорвали блокаду Ленинграда.

Пятая попытка

С уверенностью можно сказать, что первые семь дней операции «Искра» были одними из самых кровопролитных за всю историю Великой Отечественной войны. В ходе операции «Искра» разгрому подверглись 7 дивизий противника. Операция «Искра» – одно из важней-ших событий не только битвы за Ленин-град, но и Великой Отечественной войны. Для этого была разработана операция «Искра». Операция «Искра» — наступательная операция советских войск с целью прорыва блокады Ленинграда, проведённая с 12 по 30 января 1943 года в ходе Великой Отечественной войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий