Проект получил название — «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарева». Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. Выставка Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее. Художник в очередной раз показал, что он вне шторма, ветра и прочих стихий, а также вне времени и пространства. детище известного российского художника, в прошлом моряка и инженера. Художник и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства Александр Пономарев рассказал в интервью «Международной жизни» о своих новых проектах.
Партнеры АПКМ
- Культ цикличности
- Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
- Музей Москвы
- Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk»
- Монологи. Александр Пономарев | Артгид
С искусством на Т
Проекты Разбивание бутылки на открытии выставки в Третьяковской галерее Выставка известного российского художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее открылась разбиванием бутылки шампанского об один из объектов экспозиции. Александр Пономарев — человек неординарной судьбы: моряк выпускник высшего инженерно-морского училища в Одессе , художник, член-корреспондент РАХ, кавалер французского ордена «За заслуги в литературе и искусстве», куратор и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.
На выставке также представлены 40 рисунков художника, некоторые из них выполнены на старых навигационных картах. Александр Пономарев представлял Россию на 52-й Биеннале современного искусства в Венеции в 2007 году. Работы художника находятся в крупнейших российских и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях. Фото: скриншот видео телеканала "Культура".
Ничего провокативного здесь нет, концепция художественного подводного флота у меня развивается уже десятилетиями.
Я же не только в Венецию приплыл — и в Париж, и Москву, и на Север. В общем-то, все мои проекты — одно сплошное авантюристическое плавание. Но я всегда действовал исходя из абсолютной любви к флоту, к морю и вообще к бесконечному океану. И спасать нас некому. Откуда такое апокалиптическое ощущение? В это же время сбежал и президент Украины. Все бегут...
А ведь для морской касты самое страшное преступление — оставить гибнущий корабль с людьми. Такого быть не может. Капитан не имеет права уйти, пока все не будут спасены. Самый известный случай — «Титаник», где последним ко дну ушел командир судна. История с «Коста Конкордия» говорит о том, что даже в таких особых профессиональных сообществах происходят странные изменения. К тому же все это пересеклось с моим пребыванием на грани жизни и смерти. Так что, с одной стороны, я призывал всех капитанов возвратиться на борт, с другой — сам вернулся на борт жизни после швейцарской больницы.
Для меня вообще тема спасения — одна из самых важных. Как и пафос плавания, движения. Мои путешествия в Антарктику или в Арктику с этим и связаны — с поисками земли, где нет устоявшейся социальности, еще нет правил, где культура только начинает зарождаться. Там не существует суверенитета — кстати, Договор об Антарктиде, подписанный в 1959 году и ратифицированный в 1961-м, ни разу не нарушался. Хотя сколько войн после этого было, и, кажется, не выполнялась ни одна международная договоренность. Вас, наверное, считали сумасшедшим. Идеи у меня появились в научных экспедициях, куда я ходил благодаря своим друзьям — ученым-океанологам.
Потом надо было убедить людей, найти деньги — я хотел, чтобы проект стал наднациональным, как и сама Антарктида, и финансы были не только русские, но и американские, французские, китайские… В этом смысле тоже нелегко пришлось, но все равно получилось. Меня интересовало, как сделать так, чтобы искусство в Антарктиде было экологичным, но при этом не петь каждый день про экологию. А то ведь как бывает — вот у нас все поют без конца, а хороших туалетов и мусоросжигательных заводов мы за 30 лет так и не построили. Вообще проблема экологии сейчас связана не столько с взаимодействием человека с природой, а прежде всего с отношением людей друг к другу. И искусство здесь играет не последнюю роль. Во-первых, в Антарктиде это, слава Богу, запрещено. Там нет ни добычи полезных ископаемых, ни геологических разработок, только научная и гуманитарная деятельность.
Кроме того к ладьям прикреплены ложкообразные «весла» — вероятно, с их помощью, или просто от сильного ветра в пустыне на плато Гиза, конструкция способна крутиться сама. Песок пересыпается примерно 30 минут. Пока основная часть песка остается в верхней половине часов, он образует перевернутую «обратную» пирамиду; затем внизу возникает другая пирамида — «прямая». Обе перекликаются с силуэтами настоящих пирамид на фоне. По словам команды проекта, пока неизвестно, останется ли инсталляция на месте, что сложно или почти невозможно, но уничтожать ее не планируют, возможно, она найдет место в одном из музеев или будет впоследствии «путешествовать» по выставкам.
Моряк и художник Александр Пономарев — об экспедиции в море Лаптевых 6+
Как она звучит! А вот если этот человек напишет свою симфонию, то он уже буде художником, инженером, создателем. Уроборос, плато Великих Пирамид, Гиза, 2021 В течение своего долгого творческого пути вы нередко работали с природными стихиями, будь то вода, ветер или бескрайние арктические льды. Насколько сложно создавать из них те самые художественные формы, о которых вы только что говорили? Это очень интересная тема. Во-первых, надо отметить, что в древнегреческом языке понятие «стихия» отнюдь не подразумевало что-то беспорядочное и неуправляемое, как в русском. Термин «стойхейон» возник еще при Милетских философах и самый древний его перевод обозначает скачок, сдвиг, некий процесс, который можно охватить, а значит и облечь его в определенную форму.
Кроме того, этим словом обозначали ряд букв в алфавите. То есть древние греки понимали, что любые стихии, несмотря на всю их первозданность, подчиняются жестким правилам некоего алфавита. Из букв алфавита мы создаем слова, из слов высказывания, с которыми как с первичными формами уже может работать художник. Для меня взаимодействие со стихиями в реальности: с воздухом, с водой, с огнем, со льдом, со стихией человеческих отношений очень важный процесс. Например, при создании моей работы «Уроборос» я обращался к древнеегипетскому богу Ра как символу победы над стихиями. Днем он сопровождал солнце, ночью плыл на своей ладье под землей вместе со змеем Мехеном, символом бесконечности, предтечей змея, кусающего свой хвост, Уробороса.
И его вечное путешествие по стихиям, это как раз и есть тот процесс, который может ухватить художник и облечь в определенную форму. На фоне египетских пирамид установленные мной замкнутые в петлю ладьи переворачиваются, и находящиеся между ними песочные часы в виде двух пирамидок постоянно сеют песок нашего человеческого личного времени. Вообще, плато Гиза — это то место, где все стихии сталкиваются. Земля, песок, огонь солнца, бесконечное свечение воздуха. Здесь как раз возникает тот самый незримый алфавит, о котором говорили греки. И это очень важно.
Именно поэтому «Уроборос» был установлен на панно, на котором я разместил тексты древних египтян. Считалось, что если кто-то их прочтет, то сможет с правого берега Нила перейти на левый берег, то есть победить стихию смерти и опять возвратиться к этой жизни. Подводное небо, остров Хонжима, Япония, 2016 Ваша работа «Уроборос» и многие другие поражают своим масштабом и сложностью исполнения. Не проще ли было бы отдать предпочтение более камерным формам? Каждый художник должен выбирать пространство, адекватное своему художественному жесту. Я вовсе не страдаю гигантоманией.
В процессе творческой эволюции художник не изменил однажды выбранному материалу — его проекты всегда связаны с водой, и восприятие смысла произведения опосредовано ею. Вода как самая непостоянная субстанция символизирует в его проектах вечность изменений, как метафора больших перемен. Книга об одном из самых известных в Европе русских художников Александре Пономареве открывает не только творчество автора, но и философию стихии воды.
Поэтому не удивительно, что символом открытия вставки стал «первый спуск» корабля на воду.
По морской традиции, заведующая отделом выставок Третьяковской галереи Нина Глебовна Дивова разбила о борт корабля бутылку шампанского. Разумеется, это была наша бутафорская бутылка из "сахарного стекла».
О том, как ее смотреть, mos. Об авторе Выставка «Без берегов» знакомит с 40-летним периодом творческой деятельности художника. В Музее Москвы можно увидеть рисунки, сделанные во время морских экспедиций, видеоинсталляции, фотографии и чертежи изобретенных им сложных конструкций. Читать биографическую справку Александра Пономарева можно как увлекательный приключенческий роман. Окончив Высшее инженерное морское училище в Одессе, всю юность он провел на флоте, а в 1980-х полностью ушел в сферу искусства. Но с первой профессией не порвал окончательно: Пономарев-художник работает с мотивами стихий воды, воздуха, земли и энергией открытого пространства. Площадками для его художественных акций и перформансов становились Балтийское море, Северный Ледовитый и Атлантический океаны. Член-корреспондент Российской академии художеств, офицер ордена Искусств и литературы Франции, автор более сотни художественных проектов по всему миру, Пономарев придумал и осуществил первую биеннале современного искусства в Антарктиде, участвовал во Всемирной выставке в Лиссабоне, представлял Россию на 52-й Венецианской биеннале современного искусства.
Расписанные им подводные арт-лодки всплывали в фонтане сада Тюильри напротив Лувра, а инсталляции стояли рядом с египетскими пирамидами. Работы Пономарева демонстрировались в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. Он классический моряк-путешественник и свободный, романтический художник и поэт. Его тоска по дальним странам, сочетание видео, инсталляции, звука, работа с разными стихиями создают в пространстве музея ощущение свободы, — говорит директор Музея Москвы Анна Трапкова. Инсталляции Пономарева в классических архитектурных формах нашего Красного зала читаются по-новому. Такое сочетание современного искусства и архитектуры мы привыкли видеть, например, на биеннале в Венеции». Во-первых, просторные залы отлично подходят для демонстрации крупных объектов, а во-вторых, здесь есть внутренний двор. Именно в нем разместился первый экспонат — «Икар». Гигантская ландшафтная инсталляция из цемента и металла выглядит легкой и воздушной, хотя на самом деле весит три тонны.
Первая Антарктическая биеннале
- Монологи. Андрей Бартенев
- Агентство городских новостей «Москва» - Фотобанк
- «Надо смотреть за Полярный круг»
- Выберите вариант:
- В Музее Москвы открывается выставка российского художника Александра Пономарева
Корневое зрение
Именно поиск как процесс в искусстве Александра Пономарёва обретает категорию абсолюта и непрерывного действа, выходящего за рамки индивидуального творчества в область широкого взаимодействия и непрерывного диалога. Александр Пономарёв – художник проекта. Свои работы представит Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. 5 инсталляций художника Александра Пономарева — от Москвы до Антарктиды. С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет. Вчера, 22 марта, архитектор, руководитель персональной творческой мастерской Алексей Козырь и художник, член-корреспондент Российской академии художеств Александр Пономарёв встретились со студентами новгородского университета. Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве.
Выставка Александра Пономарева «Без берегов» пройдет в Музее Москвы
Современный художник Александр Пономарёв создал 15-метровую инсталляцию в виде стеклянного корабля для своей выставки в Третьяковской галерее. Александр Пономарев моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. В 2014 году Александр Пономарев участвовал в параллельной программе 5-й Биеннале современного искусства в Марракеше, представив публике проект «Голос в пустыне». Выставка Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее. Художник в очередной раз показал, что он вне шторма, ветра и прочих стихий, а также вне времени и пространства. Александр Пономарев, один из самых узнаваемых на Западе российских актуальных художников, удостоен звания офицера французского ордена "За заслуги в литературе и искусстве".
Александр Пономарев: Я чувствую, американцы любят наш проект и наше Окаянство
Конструкция генерирует и удерживает Лед! А мы должны и безо льда эту конструкцию делаем как скульптуру, саму по себе выразительную. Мы используем 16 километров нержавеющей трубы. Каждый изгиб пещеры нарисован 3 раза. Сначала нарисован как форма, потом как сечение, а потом как элемент теплообменника Сначала мы сделали макет и заморозили. Над технической стороной с нами работает Борис Алексеевич Кузнецов, выдающийся специалист по льду. Он делал ледовое покрытие нескольких стадионов. Хладагент циркулирует по замкнутому контуру с регулируемой скоростью и температурой.
В подвальном помещении находится холодильная установка, а помещение имеет теплоизоляцию, как у термоса. Стены мерцают, а нижний свет создает ощущения тайны! Общее пространство разделено на две части — холодную и теплую. Теплое пространство — вводит человека в наш «Климатрон». Там, на мой взгляд, должны происходить некие функциональные вещи, то есть человек должен получать специальную информацию, а еще бушлаты, потому что внутри холодно. Надеемся, что у нас будет возможность разработать для них специальный дизайн.
Последние проекты Пономарева получили широкое освещение.
Его инсталляция "Волна", составлявшая часть экспозиции российского павильона на Венецианской биеннале 2007 года, заслужила лестные отзывы критиков, так же как и его совместная с Арсением Мещеряковым работа "Душ". На Второй московской биеннале современного искусства весна 2007 года Пономарев показал свой проект "Секретный фарватер" со всплывающей подводной лодкой.
Какая глубина? Где дно? Александр Пономарев. Художественный объект Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве.
Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Посетители выставки смогут увидеть рисунки из морских экспедиций, видеоинсталляции и фотографии Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами. Память воды, 2002. В своих текстах и интервью Пономарев подчеркивает, что в обеих ипостасях старался покорить пространство и черпать вдохновение как из стихий огня, воды, воздуха и света, так и из взаимоотношений с плодами рук человеческих, будь то остов покинутого корабля или конструкция музейной инсталляции. Система эстетических взглядов Пономарева оформилась под влиянием встреч с порванными тросами, ржавыми кабестанами и гниющими палубами в закрытых корабельных стоянках Балтийского моря в середине 1990-х годов.
Воду художник использует во множестве объектов в разных формах: это и жидкости, в которых плавают небольшие модели подводных лодок и субмарин, и пар, который превращается в лед. Александр Пономарев осуществил более 100 выставок и художественных проектов в российских и зарубежных музеях, выставочных центрах и галереях. Его проекты принимали и поддерживали Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр Франция , Новый национальный музей Монако, Музей современного искусства им.
Последние события
- Культ цикличности
- В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва»
- Первая Антарктическая биеннале
- Курсы валюты:
С искусством на Т
Ладьи скреплены центрально-симметрично, а на оси симметрии установлены крупные песочные часы — две стеклянные пирамиды, соединенные вершинами. Кроме того к ладьям прикреплены ложкообразные «весла» — вероятно, с их помощью, или просто от сильного ветра в пустыне на плато Гиза, конструкция способна крутиться сама. Песок пересыпается примерно 30 минут. Пока основная часть песка остается в верхней половине часов, он образует перевернутую «обратную» пирамиду; затем внизу возникает другая пирамида — «прямая».
Обе перекликаются с силуэтами настоящих пирамид на фоне.
В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Выставка «Без берегов» пройдет в Музее Москвы в год 65-летия художника. Свою юность Александр Пономарев провел на флоте, а в 1980-х полностью посвятил себя искусству.
Работы и проекты Пономарева часто связаны с морем, а главные средства его художественного самовыражения — это стихии воды, воздуха, земли и энергии пространства. Непрерывный ритм моря, мощь океана, нескончаемая смена приливов и угрюмое движение ледников являются для художника символами вечности и метафорой безвременья, к которым он постоянно обращается в своем творчестве. Весь мир знает Александра Пономарева как автора проектов в самых неожиданных местах. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.
Мы встретились с Пономаревым, чтобы расспросить о его пути от моряка к художнику и поговорить об океане в жизни каждого человека - океане реальном и метафизическом. Художник рассказал о самых важных и громких своих проектах: о замаскированном острове, о раскрашенных подводных лодках, которые всплывают в самых неожиданных местах.
Пресс-тур по выставке Александра Пономарева в Государственной Третьяковской галерее 13. Александр Пономарев — современный художник, моряк и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде в 2017 году.
В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции. Его произведения находятся в крупнейших российских и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном Музее Изобразительных искусств имени А.
Антарктическая биеннале как апофеоз культурной дипломатии
MMOMA | Журнал ДИ - Искусство для птиц и рыб. Интервью с художником Александром Пономаревым | В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка современного российского художника, организатора первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». |
Картины художника Александр Пономарёв | Художник Александр Пономарев — о творчестве между Арктикой и Антарктикой, лодке для фараона и нелюбви к финансовым переговорам. |
Sound Around Камчатка / Пономарев | С 21 октября по 7 ноября в Каире художник, многократный участник Венецианской биеннале и организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александр Пономарев при поддержке российской галереи Surface Lab Art представляет. |
Александр Пономарев: Я чувствую, американцы любят наш проект и наше Окаянство
Проект получил название — «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарева». Какие проекты представил на первой встрече моряк, художник, член-корреспондент Российской академии художеств, идейный вдохновитель и куратор Антарктической биеннале Александр Пономарев? Во время экспедиции судна Российской академии наук в Атлантическом океане художник прикрепил «колдун» между мачтами; диаметр кольца конуса соответствовал росту Александра Пономарёва, что позволило ему находиться внутри «колдуна» в позе Витрувианского человека. Александр Пономарев — моряк, художник, куратор, организатор первой Биеннале современного искусства в Антарктиде. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.