Свежие новости Гродно. В Гродно водитель разбил сразу несколько машин. Серьезная авария произошла во дворе одного из домов по улице Пестрака.
Католики Гродно прошли крестным ходом по центральным улицам
Праздничное богослужение из Фарного костела Гродно будут транслировать в прямом эфире | В Старом замке Гродно, где любили проводить время именитые правители прошлых столетий, подходит к завершению очередной этап реставрации. |
Не знаете, куда поехать в выходные? Под Гродно открылся после реставрации красивейший дворец | Grodno Katedra 7 часов 40 минут 43 секунды. |
Католики Гродно готовятся к Пасхе — в храмах проходит освящение продуктов | В День Независимости в Гродно ксёндз пытается похитить телефон посетительницы. |
Архивы новости - ГУК «Гродненский районный культурно-информационный центр» | Рыма-Каталіцкі Касцёл у Беларусі. Навіны, агульные дадзеныя, афіцыйныя дакументы. Усё пра каталіцтва па беларуску. |
В Гродно строят «вторую Коложу» | Видео о 1я неделя адвента. Grodno Katedra 27.11.2022, МОЙ ВЫПУСКНОЙ 2022 #shortsvideo #shorts #video #tiktok #снежанаснежок, В День Независимости в Гродно ксёндз пытается. |
Католики Гродно готовятся к Пасхе — в храмах проходит освящение продуктов
Чуть дальше на берегу пруда разместился гостевой дом. Внутри есть не только номера для отдыха, но и баня. Напротив расположился ресторан с пивоварней. Прямо здесь варят пиво по уникальным рецептам. За процессом можно наблюдать через большое окно на первом этаже пивоварни. Сейчас здесь подают четыре вида напитка — от темного до светлого и нефильтрованного — но мощности пивоварни позволяют еще больше расширить ассортимент. В меню есть и горячие блюда, и пивные закуски, но в будущем в зависимости от запросов клиентов его планируют доработать.
Также на территории есть каскад прудов, в которых водятся карпы, амуры и другие виды рыб, аллеи с вековыми деревьями, так что вам точно будет где прогуляться. Отметим, что обновление комплекса продолжается.
Этот комплекс является визитной карточкой Гродно, расположен на центральной площади города, является популярным местом для прихожан и многочисленных туристов. История костела в Гродно История фарного костела связана с деятельностью ордена иезуитов, которые наряду с миссионерами активно проводили просветительскую деятельность среди населения. Идея постройки подобного храма появилась у польского правителя Стефана Баторий еще в XVI веке, он пожертвовал на возведение комплекса десять тысяч золотых монет. Но по ряду причин строительство началось только в 1622 году, уже после смерти Стефана Баторий. Члены ордена иезуитов построили костел Святых апостолов Петра и Павла из дерева, в который 3 августа 1664 года торжественно внесли и установили икону Матери Божьей Конгрегатской. В 1700 году деревянное здание храма было передано под школьное учреждение. Именно в этот день был заложен первый камень в постройку каменного костела в честь французского миссионера Франсуа Ксаверия, который занимался просветлением африканского народа. Здание храма возводилось более четверти века, несколько раз приостанавливалось из-за военных действий.
Лишь 30 мая 1700 года в храме была проведена первая Святая Месса. Окончательно построен и освящен каменный храм был в 1705 году епископом Теодором Патоцким. На церемонии освящения присутствовал русский царь Петр I и польский король Август Сильный. Событие имело большое политическое значение, было поводом встречи двух великих правителей. Костел Ксаверия входил в состав огромного комплекса монастыря иезуитов, занимал по площади целый квартал в центральной части города. В состав комплекса входил коллегиум, аптека первая в Белоруссии, которая работает до настоящего времени , библиотека и огромное количество подсобных строений. В 1782 году после пожара в храме Святой Девы Марии богослужения для прихожан были перенесены в костел Франциска Ксаверия. Именно с этого периода костел стал приходским, получил титул «фарный», это означало, что собор является главным католическим храмом города Гродно. В период СССР храм лишился священника, верующим удалось защитить костел, не допустить уничтожения культового собора. По воскресеньям, в католические праздники прихожане собирались в костеле, богослужения проходили без священника.
Только в 1987 году началась работа храма, но Святые Мессы разрешили проводить только 5 раз в год. А с 1988 года благодаря стараниям Тадеуша Кондрусевича в храме началась полноценная религиозная жизнь. Архитектура и внутреннее убранство костела Святого Ксаверия Собор Святого Франциска Ксаверия — один из самых значимых архитектурных памятников в Белоруссии, самая популярная туристическая достопримечательность города Гродно. Высота башен костела достигает 65 метров, а ширина 33 метра в трансепте, он возвышается посреди города, заметен отовсюду, как Эйфелева башня в Париже. На одной из башен располагаются самые старинные в Европе часы-куранты, их возраст более 600 лет, речь о них пойдет чуть позже.
Тщательно подбирался цвет золочения, на основе уцелевших фрагментов и четырех боковых алтарей.
Цвет алтаря стал более светлый, его окрасили под мрамор, резьбу на колоннах и пилястрах задекорировали сусальным золотом. Уникальные маятниковые часы На одной из башен храма располагаются старейшие в Европе маятниковые часы-куранты. Долгое время дату их изготовления относили к XVII веку. При проведении исследований было доказано, что часы в Гродно старше часов в Праге, которые до этого считались самыми старейшими в Европе. Часы в Праге со знаменитыми курантами и движущимися элементами имеют полностью современный механизм, так как старинный не сохранился. А в часах на башне костела Святого Ксаверия установлен и работает старинный механизм.
До того как часы установили на башне костела, они находились на деревянной башне коллегиума иезуитов, который был построен в XVII веке. Позднее башня обветшала, часы были перенесены на каменную башню собора Святого Франциска Ксаверия. В каком веке это произошло сказать точно нельзя, но есть росписи костела, сделанные в конце XVIII века, на которых часы уже установлены на башне. Следует отметить, что в XIX-начале XX веков часы считались ратушными, по ним сверяли время во всем городе Гродно, их содержание и обслуживание оплачивал магистрат. В начале Первой Мировой Войны массивные часовые колокола были увезены в Германию. После чего много лет часы стояли.
Только в апреле 1989 года часы были восстановлены, жители Гродно вновь услышали звон колокола на бахне костела. И по настоящее время, несмотря на свой почтенный возраст, часы в Гродно идут точно — секунда в секунду. Механизм часов находится на виду, ничего не скрыто, всё крутится, тикает, двигается. Работа механизма часов осуществляется под действием 70-килограмовой гири, которая опускается на 15 метров в течение 36 часов. Гиря, отвечающая за бой часов имеет вес 150 кг, имеется маятник длиной 2 метра, царственно качающийся из стороны в сторону. Циферблат часов имеет диаметр 2 метра, стрелки часов длиной 1 метр — часовая и 1м 15см — секундная.
К часам ведет крутая лестница с 132 ступеньками. Слышен бой в колокол 1 раз, когда минутная стрелка показывает 15 минут, 2 раза на 30 минут, 3 раза на 45 минут и 4 раза отбивает каждый час. Интересные факты фарного костела До недавнего времени считалось, что механизм в часах в Гродно изготовлен в XV веке, но первое упоминание о часах на башне зафиксировано в 1495 году в актах о «Гродненских привилегиях», где о часах повествуется как «допотопных», что значит древних. В 1995 году при проведении реставрационных работ в часах был обнаружен интересный артефакт — двухклиновое соединение, которое применялось в эпоху XII века и считалось утраченным.
В общей сложности храм имел облик ренессансно-готического стиля и приближённого к нему более трёхсот пятидесяти лет и только немногим более двадцати обладал обликом псевдорусского собора. Сохранённые на месте храма аутентичные части — основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Храм по праву может принадлежать католикам и, стало быть, уместен вид именно католического собора. Псевдорусский храм плохо гармонирует с архитектурой Советской площади. Храм широко известен именно как Фара Витовта, то есть католический собор ренессансно-готического стиля.
Во времена Батория Гродно был фактической столицей Речи Посполитой, затем долгое время вторым по значению городом Великого княжества Литовского, а в период проведения сеймов РП — фактически главным городом ВКЛ. Во времена наивысшего подъёма значения Гродно, его главный католический храм сохранял облик ренессансно-готического собора, что может служить аргументом в пользу восстановления здания именно в таком виде. После вхождения города в состав Российской Империи, костёл был реконструирован и передан православным. Однако изменения были не столь значительны и храм сохранял основные детали прежнего облика до самого конца XIX столетия. Из этого следует, что Фара Витовта более трёхсот лет подряд имела черты ренессансно-готического храма. В конце XIX века храм был реконструирован в псевдорусском стиле. Однако уже в 1919 году здание вернули католикам, и ещё через некоторое время оно снова было реконструировано и вновь приобрело готические черты. В 1961 году храм был подорван. Из почти четырёхсотлетнего периода существования здания, оно находилось в облике значительно отличном от первоначального лишь немногим более двадцати лет.
Это, разумеется, может быть аргументом в пользу восстановления храма в первоначальном виде. Аутентичные части здания сохранившееся на прежнем месте — его основные фундаменты и подвалы, принадлежат ренессансно-готическому костёлу. Наконец эстетика, чьи категории, конечно, весьма условны, может быть мерилом для определения формы здания. Псевдорусский собор, по мнению специалистов, плохо гармонирует с архитектурной средой главной площади Гродно, да и сам стиль как таковой считается многими исследователями «слабым». Что же касается других отличных от изначального облика версий храма, то они, по сути, являются лишь более или менее удачными репликами первообраза Фары. Вопрос 2. Кто имеет больше прав на храм? Короткий ответ: Католики 1. Храм был построен как католический и пришёл на смену ещё более раннему католическому собору.
Католики владели каменным храмом более двухсот тридцати лет, православные только менее ста двадцати. Предшественница каменного храма — деревянная Фара Витовта, упоминается уже в XIV веке, данные о существовании на этом месте более раннего православного храма не известны широкому кругу исследователей. Место храма можно считать принадлежащим католикам исконно. Храм был забран у католиков против их воли, согласия католической общины никто не спрашивал. Справедливо было бы его вернуть представителям этой религии. Аргументация: Храм был построен как католический и принадлежал католикам намного дольше, чем православным, если же учесть, что храм, построенный в XVI веке, являлся своего рода преемником католического храма, упоминание о котором относят к XIV столетию, то можно утверждать, что католики владели Фарой в несколько раз дольше, а само место храма исконно принадлежало католической общине. Какие-либо достоверные данные о существовании на этом участке более раннего православного храма не известны широкому кругу историков. Но главный аргумент это то, что храм был отнят если не сказать украден у католиков, соответственно, с точки зрения морали, храм должен быть возвращён законным владельцам. Можно провести следующую аналогию… Есть и ещё один храм символ Гродно — Коложская церковь.
Достаточно представить, что храм частично разрушился бы, был бы передан властью католикам, без согласия православной общины, перестроен в костёл, а через некоторое время взорван. Правильным ли было бы Коложу восстановить именно в первозданном виде, как православную церковь XII века, и после восстановления передать православным? Ответ, думается, вполне очевиден. Автору случалось слышать контраргумент, что, мол, католики не протестовали против передачи храма. Во-первых, этот вопрос нуждается в дополнительном изучении, а во-вторых, как остроумно заметил белорусский историк Дмитрий Дрозд «можно было попротестовать — только сразу котомку в Сибирь заготовить». Вопрос 3. Кому стоит отдать храм? Короткий ответ: Храмом может владеть город, католическая община или же православная, а также обе эти общины совместно. Тезис: 1.
Наибольшие права на храм, безусловно, имеют католики, но во избежание межконфессиональных разногласий он, теоретически, может принадлежать городу или же быть в совместном владении двух конфессий. Аргументация: Имеет смысл уточнить, что автор считает опасность спора верующих несколько надуманной. Знакомство с вышеизложенными фактами приведёт большинство людей к убеждению, что здание по праву может принадлежать католикам. Аргументы же подобные такому: «у католиков костёлов полно, давайте построим православным церковь напротив! Если православным не хватает храмов, то их можно построить, в том числе и в центре, но легендарный католический храм должен, по крайней мере, быть восстановлен в изначальных формах, и иметь более ценный, в архитектурном и историческом планах, облик, а не наружность казённого псевдорусского стиля. Однако из ответа администрации на очередной вопрос о восстановлении храма следует, что там всё же опасаются конфликта. Что ж… Храм мог бы принадлежать и православным, но облик его должен соответствовать изначальному. Выше уже аргументировано это утверждение. Логичным компромиссным решением, было бы решение оставить здание городу, в качестве концертного зала и или галереи.
Очевидно, однако, что администрация не горит желанием вешать такое здание на баланс. Кроме того, сама структура храма открывает путь к совместному, так сказать компромиссному, владению Фарой. Храм имел часовню, принадлежавшую роду Халецких. Построив аналогичный объём с противоположной стороны, можно отдать одну из построек в собственность православной, а другую во владение католической общины, основное помещение храма можно при этом оставить концертным залом. Есть и пример подобного решения. Сходным образом решён вопрос собора в Калининграде, где действуют евангелическая и православная часовни, а сам храм является концертным залом. Есть и другой пример совместного владения — Храм Гроба Господня в Иерусалиме. История Фары Витовта даже слегка смахивает на историю этого великого восточного храма. Допустимы некоторые элементы других эпох.
Здание может принадлежать городу и быть концертным залом картинной галереей, музеем и т. Возможно и даже желательно совестное владение храмом, то есть он может принадлежать общинам этих двух конфессий. Гражданам Беларуси следует взять пример с соседей, восстановивших свои национальные символы. Пока же горожане и гости города над Неманом могут осмотреть памятный знак на месте костёла и апсиду костёла бернардинцев, с готическими окнами — образцом для неё послужила апсида Фары Витовта. Как-то автор высказывал на своей странице в соц. Эти вещи можно было бы разместить в символической могиле Батория, созданной в восстановленной Фаре Витовта. Подобным образом поляки перезахоронили последнего короля Станислава Августа, перенеся фрагменты его вещей из Волчина в Варшаву. Само тело короля не было найдено и осталось в белорусской земле. Подобный символический шаг в отношении Батория, который хотел быть похороненным в Гродно, был бы весьма уместен, ведь это не только выдающийся монарх, но и единственный великий князь ВКЛ, прямо выразивший желание быть похороненным в одном из городов будущей Беларуси.
При создании могилы Батория, впрочем, можно обойтись и без неких вещей короля. Можно создать символическую могилу — кенотаф, на подобие того, который создали родственники Антония Тизенгауза в иезуитском храме. Быть может и целый ряд символических могил великих людей умерших в Гродно, но похороненных в иных местах, мог бы разместиться в возрождённом храме. Родственники Антония Тизенгауза определённо понимали, что его символическая могила уместна в величайшем барочном храме города, то есть в костёле иезуитов. Об этой выдающейся святыне и кенотафе Тизенгауза пойдёт речь ниже. Храмы иезуитов Прежде, чем рассказывать об иезуитском костёле Франциска Ксаверия, стоит поговорить об иезуитском строительстве в целом. Строительство иезуитов в Гродно, на момент публикации книги, утопает в противоречивой информации, несмотря даже на значительную историческую важность событий связанных с этим интереснейшим католическим орденом. Первым иезуитским храмом, как уже было сказано выше, должен был стать храм известный позднее как Фара Витовта. Стефан Баторий прилагал большие усилия для организации иезуитского коллегиума в Гродно.
Король даже писал Папе Римскому, чтобы решить этот вопрос. Несмотря на все усилия, увидеть в Гродно филиал ордена иезуитов королю не удалось. Баторий, согласно данных Юзефа Иодковского, завещал членам «Общества Иисуса» 10 000 злотых и скончался в гродненском Старом замке. Новая попытка создать в городе иезуитский филиал была предпринята в первой половине XVII века. Авторы в публикациях называют Станислава старостой Гродно, но его имя отсутствует в списке людей, занимавших эту должность. Первоначально иезуиты якобы жили в доме Мосальского. Первые годы они действовали при Фаре. Считается, что они служили в часовне Халецких, пристроенной к фарному храму. Долгое время данные о завершении строительства собственной иезуитской церкви в 1663 году считались абсолютно точными, пока не были поставлены под сомнение Ежи Пашендой, который указывал на то, что предполагаемый строитель храма — епископ смоленский Франтишек Далмат Исаковский, умер в 1654 году, сбежав из Смоленска, на который наступали московские войска.
Даты постройки храма в 1647 и 1667 годах появляются в литературе, согласно Пашенде, благодаря конституциям сейма, которые утверждают фундации иезуитом. Однако следует отметить, что неучастие Исаковского в завершении строительства костёла не опровергает утверждение о строительстве иезуитского храма в 60-х годах XVII века. Конституция Сейма 1647 года указывает на то, что храм иезуитов ещё не построен: «должны быть построены церковь и коллегиум…» Ревизия гродненской экономии от 1650 года, перечисляет здания иезуитов, но не упоминает костёл. Все это позволяет с определённой уверенностью утверждать, что в 1650 году в Гродно ещё не было иезуитского костёла. Но уже в 1654 году один из иезуитов был упомянут под названием praefectus fabricae templi, что можно перевести как «глава храмовой фабрики», то есть начальник строительства. Вот к этому периоду и можно отнести начало строительства иезуитов в Гродно. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. Однако московские рати уже приближалась к городу. Вскоре они захватили Гродно, помешав планам отцов-иезуитов.
Кровавая война Московского государства и Речи Посполитой повлияла на город самым негативным образом. Гродно был очень сильно разрушен. После окончания главной фазы боевых действий, в начале 60-х годов XVII века, иезуиты смогли вернуться к строительству в Гродно. В 1664 году, в храм была принесена чудотворная икона Божией Матери Снежной, которая и теперь украшает иезуитский костёл Франциска Ксаверия. Значит, к этому году храм уже должен был быть построен. В 1666—1667 годах к костёлу пристроили каменный пресбитерий. В завещании Юрия Михаила Бяницкого, сделанном в 1663 году, есть просьба похоронить его в иезуитской церкви в Гродно. В документах епископа Гродненского Варфоломея Вышамерского указывается, что костёл действовал в 1663 году. Таким образом, можно утверждать, что храм иезуитов действительно был построен в период с 1663 если взять шире, то 1662 до 1667 года.
Можно предположить, что в документах ошибочно указана не дата постройки — 1663 год, а только имя Франтишка Исаковского, который к тому времени уже умер. Само указание на возведение храма в 1663 году представляется достоверным, поскольку существование храма в 60-х годах XVII века подтверждается другими документами.
Итоговая коллегия управления культуры облисполкома прошла в Гродно
19 апреля состоялась встреча клирика Свято-Покровского кафедрального собора с учащимися 9 А класса СШ 2 имени В.Ю. Саяпина на тему: "Об отношении к ближнему ". Текст информации новости с коротким описанием. смотреть 116 видео - Телеканал Гродно Плюс. Оперативные новости города Гродно, Гродненской области, Беларуси и мира. Мы следим за событиями в режиме реального времени и показываем своим посетителям.
Королевская баня, каплица и покои секретаря: что посмотреть в новых залах Старого замка Гродно?
В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест» | Новости Гродно и Гродненского региона на канале Беларусь 4 Гродно. |
Рараты 2023 | Гродненская правда — Новости Гродно и Гродненской области. |
Клирики Гродненской епархии посетили Гимназию №9 города Гродно | Последние новости. |
Древние часы, чудотворная икона и самый большой вертеп: пять причин посетить Фарный костел в Гродно
Главная Новости СобытиеКаждая девочка, родившаяся в Гродно в день Всемирного женского матча, получит подарок от ФХБ! Grodno Katedra 7 часов 40 минут 43 секунды. Оперативные новости города Гродно, Гродненской области, Беларуси и мира. Мы следим за событиями в режиме реального времени и показываем своим посетителям. Анлайн-трансляцыя кожнай Святой Імшы праходзіць на нашым YouTube канале. Далучайцеся!
Католики Гродно готовятся к Пасхе — в храмах проходит освящение продуктов
В Гродно строят «вторую Коложу» | Хатняя старонка» Культура» В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест». |
Катедра - онлайн | В Гродно, Лиде этого жилья значительно больше, поэтому молодые специалисты обеспечены практически всем, – добавил Виктор Пранюк. |
Гродненский диоцез
25 апреля клирик прихода храма Рождества Христова города Гродно протоиерей Александр Казакевич и клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Рыма-каталіцкі Касцёл на Гродзеншчыне. Навіны і падзеі з жыцця лакальнага касцёла, карысная інфармацыя, афіцыйныя дакументы. Заўсёды актуальныя навіны. Ежегодный смотр-конкурс любительского художественного творчества среди работников предприятий, учреждений и организаций Октябрьского района города Гродно «Нашему району. Главные события на сегодня в режиме онлайн. Новости Гродно, страны, мира. Криминальные новости, люди, рыбалка, такси, секонды, коронавирус. File:Grodno From Wikimedia Commons, the free media repository.
КВИЗ в честь 120-летия профсоюзного движения Беларуси: игра знаний и памяти
Сегодня на базе государственного учреждения образования "Детский сад 79 г. Гродно" прошел первый отборочный этап, в котором приняло участие 11 учреждений дошкольного образования. Представленные номера были яркими, выразительными и эмоциональными.
Внутри отделка под классику: все-таки постояльцы должны помнить, что они находятся в старинном дворце. Впрочем, в тех же санузлах установлено самое современное оборудование.
Что по ценам? Номер на одного обойдется примерно в 160 рублей за сутки. Но подробности лучше уточнять в официальном инстаграм-аккаунте комплекса. Чуть дальше на берегу пруда разместился гостевой дом.
Внутри есть не только номера для отдыха, но и баня. Напротив расположился ресторан с пивоварней. Прямо здесь варят пиво по уникальным рецептам.
Во время реставрации зданию вернули первоначальный облик. Смотрится действительно впечатляюще. Впрочем, внутри работы еще продолжаются, поэтому любоваться можно снаружи. Фон для фотографий просто отличный. А вот в его крылья-флигели уже можно заглянуть. Там расположились гостиничные номера.
Внутри отделка под классику: все-таки постояльцы должны помнить, что они находятся в старинном дворце. Впрочем, в тех же санузлах установлено самое современное оборудование. Что по ценам?
Именно Коложская церковь в Гродно стала одним из стилистических прототипов данного проекта, сообщают разработчики проекта мастерская «Прохрам». Коложская церковь Борисоглебская церковь — одна из древнейших сохранившихся церквей Древней Руси, уникальный памятник чёрнорусского зодчества. Расположена в Гродно, на высоком берегу реки Неман. Является самым западным из сохранившихся древнерусских храмов.
Точная дата возведения не установлена, предположительно, церковь была построена в 1180-х. Освящена в честь Бориса и Глеба. Кладка стен выполнена из валунов и плинфы обожженного глиняного кирпича , в них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые улучшают акустику. В середине и конце XIX века часть западной и вся южная стены разрушились — съехали вместе с частично обрушившимся склоном горы.