Новости достоевский образование

Кому надо, чтобы школьник заучивал какие-то прописные истины только ради того, чтобы получить отметку? Лучше пусть Достоевский и Толстой пройдут мимо. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых читаемых, цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Присвоение имени Достоевского накладывает особую ответственность, поэтому в планах академии проект «Достоевский 100». Выставочно-просветительские мероприятия, посвященные 200-летию Ф.М. Достоевского, проведены в Российском доме науки и культуры в Берлине. Официальная группа Вконтакте лектория Достоевский на улице Воздвиженка.

Президентская библиотека представляет коллекцию «Мир Достоевского»

Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского В юности Достоевский получил образование в элитном частном московском пансионе, а потом по настоянию отца поступил в Главное инженерное училище в Петербурге.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях 27-28 апреля в БГПУ им. ы состоялась Международная научная конференция «Актуальный Достоевский», посвященная 200-летию великого писателя-классика.
Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда.

Федор Михайлович Достоевский

Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов. С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос. Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М.

Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике. Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году.

В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году. Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович.

Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге. Смерть Фёдор Михайлович Достоевский страдал от эпилепсии, первый приступ которой произошёл с ним, вероятно, ещё в подростковом возрасте, а медицинское подтверждение болезнь получила в годы заключения и каторги. Припадки падучей, как тогда называли эпилепсию, преследовали писателя на протяжении всей его жизни и даже нашли отражение в литературном творчестве — той же болезнью страдал главный герой романа «Идиот» князь Мышкин. Однако причиной смерти писателя стала не эпилепсия, а туберкулёз, осложнённый хроническим бронхитом и эмфиземой лёгких.

Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-файлов. В монашестве ей было наречено имя Екатерина, в честь святой великомученицы Екатерины Александрийской.

После пострига митрополит Антоний обратился к монахине Екатерине со словом напутствия.

Связь этого слова с понятием «юродивый» наталкивает на определённые мысли о содержании романа. В тексте угадывается сюжет о пришествии Христа. Это и есть история князя Мышкина. Достоевский называет этого героя «положительно прекрасным человеком». Мышкин не причиняет никому зла, он прощает зло, причинённое ему, он высказывает гуманистические идеи. Но может ли такой человек жить на грешной земле? Ответ для всех очевиден.

Поэтому финал истории Мышкина выглядит закономерным — возвращение в Швейцарию. И это третья крайность, которой стоит избегать — «жизнь только для других». Ваш совет сильно мне помог. Как бы банально сейчас ни звучали эти слова, но эти романы изменили мою жизнь. И я уверен, что они могут поменять ещё много жизней, ведь хватает в мире похожих на меня людей, а потому такая литература просто необходима. С благодарностью, К. Екатерина Рылова.

Витебский государственный университет имени Петра Мироновича Машерова, факультет гуманитаристики и языковых коммуникаций, 3 курс, 19 лет. Зачем нам нужен Достоевский? Одни говорят, что этот человек — великий христианин. Другие помнят его как революционера, участвовавшего в заговоре петрашевцев. Вот он в белом халате и в колпаке смертника, который стоит в жестокий мороз на Семеновском плацу и слушает приговор: «Расстрелять! Но, как он сам писал об этом через несколько десятилетий, именно тогда, на эшафоте, он считал себя правым и ни в чем не раскаивался. Вот человек с такой странной и тяжелой судьбой: бедный, загнанный, работающий до изнеможения.

Гений, у которого не хватало денег на еду. Живший на плохом чае за границей и просящий в России 15 рублей авансом у одного из издателей. Это Федор Михайлович Достоевский - человек, преодолевавший все несчастья, сострадающий к «униженным и оскобленным», гениальный писатель. Теперь, когда открываешь для себя творчество Достоевского, пронизанное глубокой философией и тонким психологизмом, становится понятно, что такое мог написать только человек, который сам познал ужас крайней нищеты, человек, который прошел сквозь тюрьму и каторгу. Стиль его письма пугающе реалистичен, так как Достоевский сам пережил многие драматические и трагические ситуации, которые нас потрясают в его произведениях. Его повести и романы — о добре и зле, подлинном счастье, поисках Бога, обретении свободы воли, о человеческих страданиях. По-моему, никто так много не писал о человеческих страданиях.

И это один из самых христианских писателей в русской литературе. Мы думаем, что страдать плохо, никто не хочет, хотят веселиться, получать только удовольствия. А он нам говорит: в страдании рождается Человек. Как у Пушкина: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать…» Нужен ли нам Достоевский сегодня, 21-ом веке? Нас пугают «толстые» романы, они нам кажутся анахронизмом, мы живем быстро, читаем короткие тексты если читаем вообще! Что мы поймем в его произведениях? Может, он нам зачем-то необходим?

Действительно ли его творчество так устарело? В первую очередь, Достоевский писал о человеке и для человека. У него был дар: он обращался к каждому читателю, вступая с ним в контакт. Но у читателя есть абсолютная свобода: соглашаться, спорить, доказывать свое, при этом открывая что-то в себе. Гениальность состоит в том, что позиция писателя определенна и ясна, но он никого не принуждает безоговорочно ее принимать. В наше время разве не об этом все кричат: честный диалог, демократия, свобода мысли и слова. Свобода — вот, что дает нам Достоевский.

Цель писателя — не столько согласие с ним читателя, сколько неравнодушие. Достоевский ориентировался на многогранность читателей, на множественное восприятие. Он понимал, что его произведения могут быть восприняты на разных уровнях понимания. В том числе, всякий раз, читая классика, ты вступаешь на путь самопознания и познания людей вокруг себя. Так как именно Достоевский открывает неисчерпаемость и многомерность человеческой души. Писатель показывает возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — вот тайна, которую хочется раскрыть в каждом произведении.

Его романы о противоречиях, которые существуют в человеческой душе. Он не создает шаблоны злых или добрых персонажей. Он предоставляет широчайший спектр двойственных эмоций, так свойственных и нашему поколению. Ужас и сострадание, стыд и боль, любовь и ненависть умещаются в одном персонаже, будь то Раскольников, Настасья Филипповна, Аглая… Это и есть могучее средство покорения сердец, с помощью которого читатели видят в персонажах живых людей, так похожих на них самих. Разбираясь в сложных судьбах героев Достоевского, мы, сегодняшние читатели, пытаемся распутать и свой собственный эмоциональный клубок. Ведь у Достоевского не было равных в умении обнажить человека, заставить персонажа испытать все страсти, при этом представляя его большой и значимой личностью. Сюжет также непредсказуем, как и человеческая жизнь.

Это непрерывная цепь, которая движется то вперед, то назад, включая в себя спасения и катастрофы. Катастрофы… Слово, которое крепко засело в умах современного человека. Трагедии на воде, в воздухе и под землей, упад экономики, проблемы в образовании и здравоохранении, падение культуры и нравственности. Разве это все мы не встречаем в произведениях Федора Михайловича? Кризис человеческих взаимоотношений, брошенные старики и дети, алкоголизм, наркомания, суицид, нищета — темы, не прекращающие раскрываться от романа к роману. Болевой эффект мощно вовлекает нас в сопереживание герою как в его бунте против себя и мира, так и в катастрофе, идущей как последствие. Но Достоевский не показывает обреченность ситуации, он бесстрашно взирает на хаос, пытается найти следы утраченной гармонии, веря в возможность ее восстановления.

Именно поэтому на писателя откликаются души беспокойные, сомневающиеся, а главное, ищущие. Мне кажется, что именно в 21 веке искать ответы на вопросы нужно у Достоевского. Потому что Федор Михайлович спустя 200 лет смог через свои произведения показать реалии нашего общества, душевные распри индивида, нравственное и духовное падение человечества.

Страницы жизни. О чем рассказывают рукописи и заметки Ф.М.Достоевского

В числе молившихся в храме были настоятельница Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря игумения Мария Солодовникова и насельницы обители. После пострига митрополит Антоний обратился к монахине Екатерине со словом напутствия.

Гроб несли на руках. Скрытые смыслы романа «Мастер и Маргарита» Булгакова: почему вдова писателя считала роман пророческим, откуда взялся Воланд и причем тут Данте 15 мая 2021 года Россия будет отмечать 130-летие со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова. В качестве эпитафии на его надгробном камне высечены слова из Евангелия от Иоанна — именно их в свое время писатель выбрал эпиграфом к роману «Братья Карамазовы»: «Аминь, аминь глаголю вамъ: аще зерно пшенично падъ на земли не умретъ, то едино пребываетъ: аще же умретъ, многъ плодъ сотворитъ». Писатель воспитывал сына Марии Дмитриевны от первого мужа — Павла Исаева. Не оставил пасынка своим попечением и после смерти его матери, выделив молодому человеку приличное содержание. Вторая жена Анна Сниткина родила Федору Михайловичу четверых детей.

Их первенец— девочка София умерла, не прожив и года. Портрет Достоевского, его жены и детей. В 1913 году эмигрировала из России. Умерла в 1926 году в Италии от лейкоза. Замужем Любовь Михайловна никогда не была, детей у нее не было. Названный в честь отца Федор Достоевский-младший род. Хотя писал недурные стихи.

У Федора Федоровича было трое детей, но двое умерли в раннем возрасте. Единственным продолжателем рода Достоевских стал младший сын Андрей. Федор Федорович скончался в Москве в 1922 году. Младший сын Федора Михайловича Достоевского Алексей род. Потомки писателя по линии внука Андрея до сих пор живут в Санкт-Петербурге. Прапраправнука, который еще ходит в детский сад, зовут Федор Достоевский. Фото: Тимур Ханов Творческое наследие писателя Достоевский препарировал в своих произведениях сложную, противоречивую человеческую натуру, раскрывая ее сокровенные тайны, порой темные и страшные, ее метания в поисках истины и Бога, природу ее греха в самом что ни на есть христианском смысле этого слова.

Да, писатель был глубоко верующим. И через призму Евангелия рассматривал человека — образ Божий, которого Создатель сотворил добрым, чистым и прекрасным, но после грехопадения глубоко исказившийся. В его сердце вошло злое начало, и с тех пор в нем, как говорит герой Достоевского Дмитрий Карамазов, «дьявол с Богом борются». Рукописи Достоевского. Фото: Софья Сандурская По твердому убеждению писателя, спасение души, нравственное возрождение человека возможно только через раскаяние и смирение. Ведь и Федор Михайлович пережил труднейшую борьбу с самим собой, прежде чем принять Христа в свое сердце, как он сам сказал, «через большое горнило сомнений моя осанна прошла». Творчество Достоевского до сих пор находит отклик не только у русского читателя, оно будоражит умы глубоко мыслящих людей во всем мире.

Произведения писателя экранизируют в Европе, Америке, Японии, Индии. Ее произведениями зачитывались и зачитываются миллионы девушек по всему миру.

Болевой эффект мощно вовлекает нас в сопереживание герою как в его бунте против себя и мира, так и в катастрофе, идущей как последствие. Но Достоевский не показывает обреченность ситуации, он бесстрашно взирает на хаос, пытается найти следы утраченной гармонии, веря в возможность ее восстановления. Именно поэтому на писателя откликаются души беспокойные, сомневающиеся, а главное, ищущие.

Мне кажется, что именно в 21 веке искать ответы на вопросы нужно у Достоевского. Потому что Федор Михайлович спустя 200 лет смог через свои произведения показать реалии нашего общества, душевные распри индивида, нравственное и духовное падение человечества. Те вопросы, над которыми размышлял писатель не устарели, а наоборот, все более обостряются. Но главное, это найти ответы и подсказки, которые оставлял нам автор. Мы сейчас существуем в «Преступлении и наказании», а именно во сне Раскольникова о «трихинах» раздора: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу.

Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные.

Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать…».

Главное, пробудиться от этого сна, как подсказывает нам каждый раз Федор Михайлович Достоевский. Арина Коновалова. Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра филологии, 3 курс, 20 лет Нужен ли нам Достоевский? Стрельба в пермском университете произошла как раз в тот день в то же время , когда мы на лекциях проходили «Преступление и наказание». Два студента-юриста из разных веков вместе переступили через грань.

Разрешили «кровь по совести». Также как и Родион Романович Раскольников, пермский стрелок убил больше людей, чем значится официально. Кроме знакомых нам имен, сколько людей было убито горем, сколько душ искалечено. После таких страшных совпадений, как не прошептать слова кота Бегемота: «Достоевский бессмертен». Действительно, бессмертен...

Столько лет в школе изучают «Преступление и наказание», столько лет учителя литературы в унисон Библии взывают «не убий! Но почему человечество все также жестоко, почему мы постоянно повторяем одни и те же ошибки? Герои Ф. Достоевского среди нас. Все мы встречаем таких людей, как Фома Опискин, гадких жестоких манипуляторов, компенсирующих свою ущербность за счет других.

Практически у каждого в жизни был или есть страдающий эгоист, разбивающий сердце, терзающий душу. В нашем мире царствуют князья Волковские, «карамазовщина» - норма жизни. Добро все также «трагично», оно не ценится, люди, его несущие, не нужны обществу. Человечество все больше становится одержимо деньгами, эта больная любовь к «капиталу» распространяется подобно опухоли. А «право на бесчестие» скоро станет культом.

Каждая аномалия нашей жизни, каждая язва — знак того, что все опять «сбывается по Достоевскому». Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го? Не XXI-го? Почему же описание так подходит?

Становится страшно. Когда мы читаем произведения Ф. Достоевского, то понимаем, что он не столько ответил на какие-либо философские вопросы, сколько поставил их. И ценность его творчества еще и в том, что мы сами начинаем задавать вопросы, сомневаться, видеть, как Макар Девушкин, себя и свое общество в страдающих героях. Читатель все больше осознает весь ужас этого мира.

И тогда… пытается найти ответы и решения. В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе. Повернулся ко мне. Не изменял.

Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра». Достоевский в романе «Бесы» дважды [2] вложил в уста своих героев такие слова: «Если хочешь победить весь мир, победи себя».

Для меня это выражение — ключ к ответам на большинство вопросов. Ведь никакая великая идея не стоит отказа от морали и совести. Только работая над собой, только неся ответственность за все свои слова и действия, уважая личность в себе и в других, «владея собой» можно «принять сторону добра» и преобразить жизнь хотя бы тех, кто рядом с нами. Я прекрасно понимаю, что мир нельзя взять и изменить по мановению волшебной палочки. Будучи добрым и высоконравственным человеком, выжить очень сложно, практически невозможно, но есть ли у нас другие достойные пути?

Можно ненавидеть своего отца, но невозможно сделать так, чтобы не унаследовать его гены, не повторить его черты» [3] , значит нам остается признать ошибки «отцов», принять свое темное начало и совершенствоваться, все-таки «человек — это поле битвы между Богом и дьяволом». Всегда так было, всегда так будет. Проблемы, которые в своих произведениях поднимает Ф.

Достоевский и мы 11 июня 2021 15 мая 2021 года в институте состоялась Международная студенческая онлайн-олимпиада «Достоевский и мы». Она была посвящена 200-летнему юбилею Ф. Достоевского и проводилась с использованием образовательной платформы Moodle. Олимпиада была подготовлена преподавателями кафедры медиакоммуникационных технологий с целью популяризации творчества великого русского писателя, его литературного наследия и установления прочных культурных связей России и зарубежных стран. Техническую поддержку осуществлял программист группы организации дистанционного обучения Александр Сергеевич Кофанов. В качестве организаторов-партнеров выступили высшие учебные заведения Китая: Ляонинский государственный университет и Северо-Восточный государственный университет. В качестве инициаторов участия в олимпиаде студентов из Китая выступил Инновационный образовательный центр под руководством Правительства Шанхая. Участникам олимпиады предлагалось ответить на 50 вопросов о жизни и творчестве Ф. Достоевского, литературных героях, современном прочтении его произведений, в том числе их многочисленных экранизациях и киновоплощениях самого писателя.

Федор Достоевский

11 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения писателя, философа и публициста Фёдора Достоевского. "По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых цитируемых и переводимых русских авторов в мире, по произведениям писателя ставят спектакли, снимают кинофильмы. Добро пожаловать в Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа имени Ф.М. Достоевского". Представляем вам канал Лекторий Dостоевский — все самое достоверное, интересное и неординарное!Лекторий Dостоевский включает 8 направлений:— история;— литера. Проект лекторий «Достоевский» реализуется и успешно развивается с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры». Официальная группа Вконтакте лектория Достоевский на улице Воздвиженка.

Достоевский, Федор Михайлович

Фильм о жизни Достоевского в Сибири показала ГТРК «Новосибирск» Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ О ВОСПИТАНИИ, ОБРАЗОВАНИИ И "НАЦИОНАЛЬНОМ УЧИТЕЛЕ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение».
Митрополит Волоколамский Антоний совершил монашеский постриг заведующей канцелярией ОВЦС ISBN 978-5-907309-88-3 В монографии обобщается опыт преподавания Достоевского в XX веке и предлагается современная концепция изучения творчества писателя в средней и высшей.
Официально назначен ректор ОмГУ имени Достоевского - Новости образовательный портал c видео и аудио материалами.
В Турции провели конференцию, посвящённую 200-летию Достоевского Официальная группа Вконтакте лектория Достоевский на улице Воздвиженка.
Владимир Мединский призвал не навязывать Достоевского в школах | РВС Достоевский, которого традиционно считают «петербургским» писателем, родился в Москве и провел в ней первые пятнадцать лет своей жизни.

Кем по профессии был писатель Достоевский. Где учат быть самым читаемым писателем в мире

В Миланском университете попытались запретить преподавать Достоевского из-за того, что он русский. Об этом он заявил, встречая в прославленном театре потомков русского классика Федора Достоевского. ISBN 978-5-907309-88-3 В монографии обобщается опыт преподавания Достоевского в XX веке и предлагается современная концепция изучения творчества писателя в средней и высшей. К такому выводу в ходе дискуссии пришли читатели и книжные блогеры, сравнив романы Достоевского с современной литературой для подростков. Подробная информация по теме: "Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского" в материале

Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях

Это дом детства Достоевского, где в нескольких комнатах жила вся его семья. Тогда под окнами была улица Новая Божедомка, теперь носящая фамилию писателя. Еще ребенком Достоевский ежедневно видел своих будущих персонажей, «бедных людей», которые толпились здесь в поисках врачебной помощи. В соседнем здании располагалась сама больница, где работал отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский.

В доме на Божедомке будущий классик литературы прожил с 1823 по 1837 год. О детстве он вспоминал с любовью и свои детские впечатления считал драгоценными. Его отец активно участвовал в воспитании детей.

Большую роль в формировании их характеров сыграла и мать писателя, которая прививала детям любовь к литературе и всему возвышенному. Музей Ф.

Юность Основная статья: Достоевский в Главном инженерном училище Инженерное училище В мае 1837 года отец отвёз братьев Михаила и Фёдора в Петербург и определил их в приготовительный пансион К. Костомарова для поступления в Главное инженерное училище [85]. Михаил и Фёдор Достоевские желали заниматься литературой, однако отец считал, что труд писателя не сможет обеспечить будущее старших сыновей, и настоял на их поступлении в инженерное училище, служба по окончании которого гарантировала материальное благополучие. В «Дневнике писателя» Достоевский вспоминал, как по дороге в Петербург вместе с братом «мечтали мы только о поэзии и о поэтах», «а я беспрерывно в уме сочинял роман из венецианской жизни» [86]. Старший брат в училище не был принят. Младший же учился с тяготою, не испытывая никакого призвания к будущей службе.

В том же году их отец в чине коллежского советника оставил службу за время которой был награждён орденами Св. Владимира 4-й степени — 1829 и Св. Анны 2-й степени — 1832 [87] и поселился в Даровом, где в 1839 году, при до конца не выясненных обстоятельствах скончался. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера , Корнеля , Расина , Бальзака , Гюго , Гёте , Гофмана , Шиллера , Шекспира , Байрона , из русских авторов — Державина , Лермонтова , Гоголя , а почти все произведения Пушкина знал наизусть. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского [88] , Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова , Панаева , Григоровича , Плещеева и даже самого Гоголя » [89]. Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. Осенью 1838 года товарищи по учёбе в Инженерном училище под влиянием Достоевского организовали литературный кружок, в который вошли И. Бережецкий [90] , Н.

Витковский, А. Бекетов [91] [4] и Д. В июне 1839 года Фёдор получил трагическое известие о скоропостижной смерти своего отца, последовавшей от апоплексического удара , спровоцированного конфликтом с собственными крестьянами [92]. По окончании училища в 1843 году Достоевский был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета следующего года, решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и 19 октября 1844 года получил увольнение от военной службы в чине поручика [93]. Первые литературные опыты, публикации и петрашевцы Ещё во время учёбы в училище Достоевский с 1840 по 1842 год работал над драмами «Мария Стюарт» и «Борис Годунов», отрывки из которых читал брату в 1841 году [94]. В январе 1844 года Достоевский писал брату, что закончил драму «Жид Янкель» [95]. Эти первые юношеские произведения не сохранились. В конце 1843 и начале 1844 года Достоевский переводил роман Эжена Сю «Матильда» и, немного позднее, роман Жорж Санд «Последняя из Альдини», одновременно начав работу над собственным романом « Бедные люди » [96].

Оба перевода не были завершены. В то же время Достоевский писал рассказы, которые не были закончены. Менее чем за год до увольнения с военной службы Достоевский в январе 1844 года завершил первый перевод на русский язык романа « Евгения Гранде » Бальзака [97] , опубликованный в журнале « Репертуар и пантеон » в 1844 году без указания имени переводчика [98]. В конце мая 1845 года начинающий писатель завершил свой первый роман «Бедные люди» [4]. При посредничестве Д. Григоровича [99] с рукописью ознакомились Н. Некрасов и В. Белинский [94].

Достоевский радушно был принят в кружок Белинского [101] и стал знаменитым до публикации романа Н. Некрасовым в январе 1846 года. Все заговорили о «новом Гоголе ». Я в каторге, вспоминая её, укреплялся духом. По словам Д. Григоровича, восторженное признание и возведение Достоевского «чуть ли не на степень гения» сменилось разочарованием и недовольством. Белинский изменил своё первое благоприятное отношение к начинающему писателю. Критики « натуральной школы » [103] писали о Достоевском как о новоявленном и непризнанном гении с сарказмом.

Белинский не смог оценить новаторство «Двойника», о котором М. Бахтин написал только спустя много лет. Кроме «неистового Виссариона», положительную оценку первым двум произведениям Достоевского дал только начинающий и многообещающий критик В. Майков [104] [105]. Близкие отношения Достоевского с кружком Белинского закончились разрывом после стычки с И. Тургеневым [106] в конце 1846 года. В то же время Достоевский окончательно рассорился с редакцией « Современника » в лице Н. Некрасова [4] и стал публиковаться в « Отечественных записках » А.

Краевского [107]. Громкая слава позволила Достоевскому значительно расширить круг своих знакомств.

Не оставлял Достоевский и публицистическую деятельность. В 1870-х гг. В 1880 году Достоевский произнёс свою знаменитую речь о Пушкине, приуроченную к открытию памятника в Москве. Речь эта, в которой Достоевский обратился не только к фигуре великого поэта, но и к общественно-политическим дискуссиям, вызвала восхищение современников, подействовала примиряюще на идеологических противников — западников и славянофилов.

С произнесением, а позднее публикацией этой речи слава Достоевского достигла апогея. До смерти писателя оставалось чуть больше полугода. Значение творчества Достоевского Творчество Достоевского стало новаторским не только для русского, но и для всеевропейского романного жанра. Уже в самых ранних текстах — таких, как «Бедные люди» — автор разрушал принятые в ту эпоху каноны, обращался к разговорному слогу и обыденным сюжетам, в которых раскрывал глубокие философские и гуманистические истины. В романах так называемого «великого пятикнижия» «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» , наиболее важных произведениях Фёдора Достоевского, автор в полной мере раскрыл как свою особенную манеру повествования и новый тип романного сюжета, так и определённую общественно-политическую, нравственную и религиозную идеологию. У каждого героя Достоевского видна своя идея, свой особый голос.

Многоголосие этих идей, важность каждой из них — отличительная черта романов Достоевского, которая позволила исследователю его творчества литературоведу М. Бахтину назвать их, по аналогии с музыкальным искусством, «полифоническими». В них нет единственно верной «авторской позиции», они построены на поиске истины в диалоге. Для тогдашней литературы это был прорыв, всякий роман Достоевского становился эстетическим событием. Не меньшим событием стали и публицистические высказывания Достоевского. Его ежемесячный философско-публицистический журнал «Дневник писателя», издававшийся в течение нескольких лет, оказался первым опытом такого жанра и формата среди общественных высказываний в российской журналистике.

Произведения Достоевского, его особая художественная манера, сложный психологизм повлияли на мировую литературную и философскую мысль и продолжают влиять на неё до сих пор: Достоевский неизменно остаётся одним из самых читаемых авторов в России и за рубежом. Они познакомились в Семипалатинске, где Достоевский служил после отбытия каторжного срока, и обвенчались в 1857 году. В союзе, который не стал счастливым, детей у Достоевского не было, однако он внимательно заботился о пасынке Павле, ребёнке Марии от первого брака. Мария Дмитриевна скончалась в 1864 году. Второй супругой писателя стала Анна Григорьевна Сниткина, помогавшая ему стенографировать рукописи. С ней Достоевский обвенчался в 1867 году.

Несмотря на 20-летний возраст, Анна Григорьевна прочно взяла в свои руки хозяйство и финансы мужа, помогла ему выбраться из долговой ямы, а после смерти Достоевского собирала документы, рукописи, письма знаменитого романиста, готовила их к публикации. От брака с Анной Григорьевной у Достоевского родились четверо детей, двое из которых умерли в раннем возрасте. До зрелых лет дожили дочь Любовь Фёдоровна, как и отец, посвятившая жизнь литературному творчеству, и сын Фёдор Фёдорович. Потомки последнего живут в Санкт-Петербурге.

Мы сейчас существуем в «Преступлении и наказании», а именно во сне Раскольникова о «трихинах» раздора: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими.

Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать…». Главное, пробудиться от этого сна, как подсказывает нам каждый раз Федор Михайлович Достоевский. Арина Коновалова. Новгородский государственный университет, Гуманитарный институт, кафедра филологии, 3 курс, 20 лет Нужен ли нам Достоевский?

Стрельба в пермском университете произошла как раз в тот день в то же время , когда мы на лекциях проходили «Преступление и наказание». Два студента-юриста из разных веков вместе переступили через грань. Разрешили «кровь по совести». Также как и Родион Романович Раскольников, пермский стрелок убил больше людей, чем значится официально. Кроме знакомых нам имен, сколько людей было убито горем, сколько душ искалечено. После таких страшных совпадений, как не прошептать слова кота Бегемота: «Достоевский бессмертен». Действительно, бессмертен... Столько лет в школе изучают «Преступление и наказание», столько лет учителя литературы в унисон Библии взывают «не убий! Но почему человечество все также жестоко, почему мы постоянно повторяем одни и те же ошибки?

Герои Ф. Достоевского среди нас. Все мы встречаем таких людей, как Фома Опискин, гадких жестоких манипуляторов, компенсирующих свою ущербность за счет других. Практически у каждого в жизни был или есть страдающий эгоист, разбивающий сердце, терзающий душу. В нашем мире царствуют князья Волковские, «карамазовщина» - норма жизни. Добро все также «трагично», оно не ценится, люди, его несущие, не нужны обществу. Человечество все больше становится одержимо деньгами, эта больная любовь к «капиталу» распространяется подобно опухоли. А «право на бесчестие» скоро станет культом. Каждая аномалия нашей жизни, каждая язва — знак того, что все опять «сбывается по Достоевскому».

Иван Петрович повествователь в романе «Униженные и Оскорбленные» пишет: «Мрачная это была история, одна из тех мрачных и мучительных историй, которые так часто и неприметно, почти таинственно, сбываются под тяжелым петербургским небом, в темных, потаенных закоулках огромного города, среди взбалмошного кипения жизни, тупого эгоизма, сталкивающихся интересов, угрюмого разврата, сокровенных преступлений, среди всего этого кромешного ада бессмысленной и ненормальной жизни…» и у нас возникает вопрос: «это точно Россия XIX века? Не XX-го? Не XXI-го? Почему же описание так подходит? Становится страшно. Когда мы читаем произведения Ф. Достоевского, то понимаем, что он не столько ответил на какие-либо философские вопросы, сколько поставил их. И ценность его творчества еще и в том, что мы сами начинаем задавать вопросы, сомневаться, видеть, как Макар Девушкин, себя и свое общество в страдающих героях. Читатель все больше осознает весь ужас этого мира.

И тогда… пытается найти ответы и решения. В романе «Волхв» [1] английского писателя Джона Фаулза есть очень занимательный диалог: «- Род человеческий - ерунда. Главное - не изменить самому себе. Повернулся ко мне. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра».

Достоевский в романе «Бесы» дважды [2] вложил в уста своих героев такие слова: «Если хочешь победить весь мир, победи себя». Для меня это выражение — ключ к ответам на большинство вопросов. Ведь никакая великая идея не стоит отказа от морали и совести. Только работая над собой, только неся ответственность за все свои слова и действия, уважая личность в себе и в других, «владея собой» можно «принять сторону добра» и преобразить жизнь хотя бы тех, кто рядом с нами. Я прекрасно понимаю, что мир нельзя взять и изменить по мановению волшебной палочки. Будучи добрым и высоконравственным человеком, выжить очень сложно, практически невозможно, но есть ли у нас другие достойные пути? Можно ненавидеть своего отца, но невозможно сделать так, чтобы не унаследовать его гены, не повторить его черты» [3] , значит нам остается признать ошибки «отцов», принять свое темное начало и совершенствоваться, все-таки «человек — это поле битвы между Богом и дьяволом». Всегда так было, всегда так будет. Проблемы, которые в своих произведениях поднимает Ф.

Достоевский вне пространства и времени. Предсказанное в «Бесах» сбывается с пугающей частотой. Общество деградирует, фанатики продолжают разрушать жизни, люди заняты самолюбованием, лелеяньем своих комплексов и не признают важности чужих жизней и чувств. Список смертных грехов давно пора расширять. Свои «Бесы» и «бесы» есть в каждой стране. Например, роман Тагора Рабиндраната «Дом и мир» считается бенгальскими «Бесами». И каждой стране нужен свой Достоевский Рюноске Акутагаву называют «японским Достоевским».

200-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского будут праздновать на государственном уровне

Достоевский оказал колоссальное влияние на мировую культуру, а некоторые считают его родоначальником целого философского течения XX века – экзистенциализма. Фёдор Достоевский — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг. Получить образование в другой стране — кто хоть раз в жизни не думал об этом? Биография Достоевского Ф.М.: рождение и семья, юность Достоевского, первые литературные публикации, арест и ссылка, расцвет творчества, смерть и похороны писателя. Федор Михайлович Достоевский справедливо утверждал, что для будущего России необходимы «университетские города», которые будут готовить не просто «специалистов». С 2009 по 2014 год вектор развития ОмГУ им. Достоевского определял Владимир Струнин, который также был выходцем с физического факультета.

Владимир Мединский: творчество Достоевского не нужно навязывать в школах

Участники Клуба побывали в жилых комнатах квартиры, посетили детскую маленького Федора, где он жил с братом. Вместе с экскурсоводом педагоги прошли по залам второго этажа, в которых представлен драматичный, насыщенный событиями и трудами жизненный путь Достоевского. Даля по научной работе, руководитель Московского дома Достоевского Павел Фокин рассказал о современной трактовке биографии писателя и его произведений. Из лекции учителя узнали о современных подходах к пониманию жизни и творчества Достоевского.

Многие из них, искажая подлинный облик писателя, прочно вошли в массовую культуру. Не избежал мифологии и образ, который преподносится школьникам и студентам. И это несмотря на то, что наука о Достоевском, опираясь на документальные факты и объективные свидетельства, давно развеяла все домыслы и сплетни.

Экспозиция Московского дома Достоевского построена с учетом этих сведений и предлагает посетителю увидеть Достоевского в более адекватном освещении. То же можно сказать и о романах Достоевского, которые имеют более чем вековую историю изучения и интерпретации, и так же порой истолковываются превратно и ошибочно», — отметил Павел Фокин.

Его отец активно участвовал в воспитании детей. Большую роль в формировании их характеров сыграла и мать писателя, которая прививала детям любовь к литературе и всему возвышенному. Музей Ф. Достоевского открылся в квартире детства писателя в 1928 году. В годовщину 200-летия писателя — 11 ноября 2021 года — первым посетителем обновленной экспозиции, разместившейся на трех этажах здания, стал Президент России Владимир Путин. В зале «Москва Достоевского» педагоги узнали о памятных местах города, где прошли детство и отрочество писателя. Так, Марьина роща, где он гулял с другими детьми, описана им во сне Раскольникова.

Участники Клуба побывали в жилых комнатах квартиры, посетили детскую маленького Федора, где он жил с братом. Вместе с экскурсоводом педагоги прошли по залам второго этажа, в которых представлен драматичный, насыщенный событиями и трудами жизненный путь Достоевского.

В 1939 году коллекция пополнилась архивными документами из упраздненного мемориального музея писателя при Мариинской больнице на улице Божедомке. Комплект документов продолжал пополняться до 1975 года за счет рукописей от частных лиц. Принцип разграничения на книжки и тетради был сформулирован еще советским литературоведом В. Нечаевой: «Записными книжками называют три рукописи карманного формата в обложках, в которых Достоевский, постоянно имея их при себе, делал беглые записи на самые разнообразные темы, иногда карандашом в пути, на ходу, неровным почерком.

В них преобладают записи для памяти и совсем краткие, отрывочные записи для литературных произведений. Среди документов, включенных в программу «Память мира», есть совершенно уникальные. Например, Книга для записи рождений и смертей Сретенского сорока церквей святых апостолов Петра и Павла. На 148-м листе имеется запись о рождении писателя: «Октября 30 дня родился младенец, в доме больницы для бедных, у штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского сын Федор». Письма 1841—1843 годов относятся к самому началу творческого пути писателя, и в них уже читается его авторское кредо. Например, Достоевский пишет брату: «Человек есть тайна.

Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Каллиграфия и графика Рукописи Достоевского — отдельная вселенная. В них интересно все: эволюция почерка, исправления, заметки на полях, развитие сюжетных линий и персонажей. А еще исследователи выделяют в них целый ряд графических элементов: лица, дубовые листочки или крестоцвет, каллиграфию и графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических зданий.

С тех пор поменялись местами четная и нечетная стороны реки: тогда это был дом номер 16 по набережной Фонтанки, а сейчас — 15. На сегодняшний день РХГА — значимый для города центр гуманитарной культуры, духовного просвещения, межконфессионального и межрелигиозного сотрудничества, который работает с 1989 года. Присвоение имени Достоевского накладывает особую ответственность, поэтому в планах академии проект «Достоевский 100», который предполагает запустить новую серию лучших книг о писателе. Есть в планах и учреждение стипендии Достоевского для студентов вуза, а также городской премии для молодых дарований имени великого писателя. В День памяти 9 февраля студенты и преподаватели возложили цветы к могиле Федора Михайловича Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Некрополе мастеров искусств.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий