Что такое строфа в литературе, значение строф. Количество строк в строфах различных поэтических форм, онегинская строфа, как определить строфу в "белом стихе". СТРОФА — группа стихов, повторяющаяся по признакам объема, системы рифмовки (клаузул) и размера (либо соотношения размеров). Это нужно учитывать, отвечая на вопрос «Что такое строфа в стихотворении?». В материале рассказываем, что такое строфа, разбираем на примерах виды строф.
Что такое строфа? От греческих трагедий до «Евгения Онегина»
Разнообразие и красота стилистических форм делают русскую поэзию поистине безграничной в своем творчестве. Использование строф в современной поэзии Одним из популярных примеров использования строф в современной поэзии является использование кватрейнов. Кватрейн — это строфа, состоящая из четырех строк. Она может иметь различные размеры и схемы рифмовки, но остается непременным элементом структуры стихотворения. Еще одним примером использования строф в современной поэзии является использование стихов с переменным количеством строк.
Такие стихи могут иметь разную форму представления: от нерегулярно строенных и прозаических до сложных поэтических форм. Некоторые поэты используют строфы для выражения эмоциональной нагрузки, разделяя стихотворение на части, каждая из которых содержит определенную идею или мысль. Другие поэты предпочитают использовать строфы, чтобы создать ритмическую структуру стихотворения, делая его более музыкальным и увлекательным для слушателя. Также с помощью строф можно передать особый смысл или образ, структурировав стихотворение в соответствии с этой идей или образом.
В современной поэзии поэты по-разному работают со строфами, варьируя их структуру, размер и рифмовку. Некоторые поэты стремятся использовать традиционные строфические формы, такие как сонет или октава, в то время как другие предпочитают экспериментировать с нестандартными формами и размерами. В любом случае, использование строф является важным и неотъемлемым элементом современной поэзии, помогая поэту выразить свои мысли, чувства и идеи, а также добавлять стихотворению оригинальность и особую эмоциональную нагрузку. Роль и значение строфы в стихотворении Строфа играет важную роль в формировании стихотворного произведения, помогая создать его гармоничное звучание и выразительность.
От выбора и организации строфической формы зависят такие стихотворные приемы, как ритм, рифма и размер. В разных поэтических жанрах могут использоваться различные виды строф, такие как куплет, четверостишие, строфа в форме сонета и др. Каждый вид строфы имеет свои особенности и характерные черты, которые помогают передать эмоциональное и смысловое содержание произведения. Строфа также способствует организации и структурированию текста стихотворения.
Она помогает выделить основные идеи и мысли автора, создавая своеобразные паузы и плавные переходы между ними. Благодаря этому стихотворение приобретает определенный ритмический характер и привлекательность для читателя. Таким образом, строфа играет ключевую роль в стихотворении, определяя его форму и организацию. Она помогает создать особую мелодичность и выразительность произведения, а также способствует передаче эмоционального и смыслового содержания.
Как называется стихотворная строфа? Что такое строфа что такое рифма и её виды? Строфа - это группа стихов с определенным расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое и семантическое целое - она содержит свою особую тему, которая меняется с переходом к другой строфе. Наименьшей из строф является двустишие. Что такое рифма и строфа? Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки.
В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма — созвучие концов стихов или полустиший. Что такое название строфы? Строфой др. Обычно это определенная система рифмовки и общая интонация, придающие строфе завершенность.
Один из аспектов связывания строфы. Neuphilologische Mitteilungen, 75 1 , 79-91. Получено с: jstor. Гейтс С.
Викторианская поэзия, 37 4 , 507-520. Harlan, C. Значение и типы строфы с примером. Получено с: literatura. Минами М. Хайку как средство регулирования дискурса: строфный анализ личных рассказов японских детей. Язык в обществе, 20 4 , 577-599. Перес Дж. И Мерино М.
Определение строфы. Получено из: definicion. Повторение, рифма и обмен в Книге Од.
Двустишие Самой простой из них считается двустишие по-другому - дистих. Данный вид строфы используется относительно редко в отечественной поэзии. Его применял, например, М. Лермонтов в своем стихотворении "Морская царевна". Трехстишие Состоящая из трех стихотворных строк строфа называется трехстишием иначе - терцетом. Этот вид также довольно редко используется русскими поэтами. Намного чаще трехстишия включаются в состав других, более крупных строф.
Ими написано, например, стихотворение "Песнь Ада" А. Четверостишие Самым популярным из всех других видов строфы является у отечественных поэтов четверостишие по-другому - катрен. Имеющееся в нем сочетание четырех стихов позволяет получить невероятное разнообразие интонации, ритма. Отличается четверостишие гибкостью синтаксиса. Оно может в некоторых случаях включаться в состав других, более крупных видов строф. В качестве примера можно привести онегинскую строфу и сонет. В четверостишии применяются всевозможные способы рифмовки, но чаще всего встречаются так называемые перекрестные рифмы построенные по схеме abab. Например, это стихотворение "Сон" М. Лермонтова, в котором первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с четвертой. Примеров можно привести множество.
Не путайте два похожих слова - "строка" и "строфа". Оба этих понятия объединяются тем, что из них состоят стихи. А 4 строки, составляющие строфу, - это всегда катрен. Стансы Стансы представляют собой особый вид строфы, который имеет в своем составе четыре строки. Остановимся на нем подробнее. В русской поэзии это состоящая из четырех стихов, написанных четырехстопным ямбом, строфа, в которой применяется перекрестная рифма построенная по схеме abab.
Что такое строфа, пример
Стансы из 4 строк называются Четверостишья. Строфа в поэзии - это группа строк, обычно разделенных пустой строкой. Строфы из 4 строк называются четверостишиями от французского слова quatre, означающего четыре. Что такое 3 строфа в стихотворении? Строфы из 3 строк называются терцетами от латинского слова tertius, означающего три.
Это главное различие между строфой и стихами. Что такое строфа Строфа - это группа строк в стихотворении. Строфа в стихотворении эквивалентна абзацу в прозе. Он отделен от других строк двойным пробелом или другим отступом. В некоторых стихах строфы имеют обычный метр и рифму.
Переход: Стансы также могут быть использованы для изменения тона или изображения. Пустое пространство: Пробелы в поэзии часто используются, чтобы передать тишину или конец. Стансы позволяют творчески использовать это пустое пространство.
Каждое стихотворение, в некотором смысле, составлено из меньших стихов, которые являются его строфами - которые, в свою очередь, можно сказать, состоят из меньших стихотворений, которые являются строками в каждой строфе. Другими словами, в поэзии это стихи все время вниз. Популярно сегодня.
Крупные строфы членятся внутри или вовсе не воспринимаются на слух. В русской поэзии XIX — XX веков преобладает строфа из четырёх стихов катрен , гораздо реже из пяти или шести стихов. В рифмованном стихе схема рифм образует один из важнейших каркасов строфы.
Каждая из восьми строф стихотворения А. Пушкина «Брожу ль я вдоль улиц шумных…» имеет свои две пары рифмующихся строк, но все они строго повторяют одну и ту же норму чередования жмжм женская рифма — в нечётных строках, мужская — в чётных. Все строфы стихотворного романа «Евгений Онегин», по четырнадцати стихов в каждой, соблюдают одну и ту же схему рифм. В строфе из четырёх стихов при двух рифмах возможны три схемы размещения рифм: абаб перекрёстная , абба опоясанная , аабб смежная.
Какая строфа стихотворения?
Строфа является основной структурной единицей стихотворения и может содержать от двух до более чем двадцати строк. Формами современного английского стиха, наиболее точно воспроизводящими впечатление, создаваемое строфой древней оды, являются тщательно зарифмованные строфы таких стихотворений, как "Ода соловью" Китса или "Ученый-цыган" Мэтью Арнольда. Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько популярных схем, представляющих различные комбинации трёх рифм. Стихотворение может иметь любое количество строф, и количество строк в строфе зависит от желаний поэта и структуры поэмы.
Что значит 4 строфы. Строфа, виды строф
Удачи вам! До скорых встреч на страницах litfest. Я молодой учитель русского языка и литературы с небольшим стажем. Но главное мое увлечение — изучать биографии писателей и поэтов, великих деятелей искусства. Мне интересен их жизненный путь и то, как они пришли к написанию своих гениальных произведений. Это невероятно интересно! Надеюсь, эта информация поможет и вам.
Источник Как определить и что такое строфа в стихотворении Поэзия является крайне интересным искусством, зародившимся еще в древней Греции. Именно там мыслители и ученые отдавали дань выверенному, даже по математическим правилам, рифмованному слову. Тогда и зародились правила стихосложения, и вместе с ними появилась строфика — наука о стихотворных строфах и законах их построения. Что такое строфа в стихотворении? Разберемся по порядку…. Определение понятия Само слово по-гречески означает «поворот» или «кружение», что совершенно естественно, ведь каждая такая конструкция как бы «закругляет» поэтическую мысль.
В стихосложении так называют сочетание стихотворных строчек, придающее повествованию смысл, ритм и единство синтаксиса. Возникает вопрос: строфа — сколько же это строк? Это некоторое количество стихотворных строк, от 2 до 14 в зависимости от типа строфического построения. Поэтому вопросы типа: «3 или 4 строфы — это сколько строк? Виды строф Самой первой ступенью является дистих, или пример, состоящей из двух стихов. Использование данного правила является крайне редким приемом в русской поэтической традиции, так как такое стихотворение больше напоминает древнегреческую песнь.
В первую и вторую строфу вкладывается очень глубокий смысл, и они выглядят, как большие предложения, крайне сложные для восприятия на слух. Такой вид применял в своих сочинениях М. Его стихотворение «Морская царевна» можно привести в качестве примера данной строфы. Это интересно! Краткий анализ стихотворения Парус Лермонтова 3 стиха, или терцет — это трехстишие. Еще один редкий вид в русской поэзии как самостоятельное произведение.
Чаще всего терцет идет в составе более объемных строфических композиций или вообще включается в конце, как подведение итога или мораль.
Бывают стихотворения, отдельные части которых написаны разными размерами. Есть и такие поэтические тексты, где мысль не ограничивается рамками одной строфы, а перетекает в другие. Такое явление называется анжамбеман. Это не делает такие строфы неправильными, но является скорее исключением, чем правилом.
История понятия уходит корнями в античную эпоху. В классической древнегреческой трагедии строфой именовали песнь хора. Исполняя её, певцы двигались слева направо, а затем совершали разворот. Отсюда пошло и название явления, которое позднее было перенесено на систему стихотворной речи, состоящую из двух и более стихов, расположенных в определённой последовательности.
И это все в четырех строках и, заметьте, с соблюдением рифмы. Рифма, кстати, обязательна в вольном стихе знать, не так уж он и волен. И в восприятии такой стих нередко может и выигрывать, если сравнивать его с обычным. Так все говорят! Ну а разве игрушки Не любят ребят? Очень любят! Души в них не чают! Также очень часто вольный стих встречается в баснях "Вороне как-то Бог послал кусочек сыра и т. В этом примере ямбические четырехстопные строки чередуются с четырехстопными же амфибрахическими стопами. Но так как один размер двусложный, а второй - трехсложный, то общее количество стоп разнится. Когда вольных стихов уже стало не достаточно, чтобы мастер мог полностью выразить себя в слове, оказалось, что есть еще незадействованные степени свободы - ведь, можно полностью порвать со всеми правилами традиционных систем стихосложения. И стих вырвался на свободу. Он отринул от себя размер, упорядоченные паузы, рифму, отказался от деления на строфы - стал поистине свободным фр. В таком стихе ритм который создается повторением каких-либо однородных элементов иногда очень трудно уловим. И как же иначе, если в нем единственным ритмообразующим элементом является членение речи на стихи и разделяющие их межстрочные паузы. То есть, в его основе лежит однородная синтаксическая организация, с которой произносят каждую из стихотворных строк-фраз свободного стиха. Только эта повторяющаяся интонация и определяет своеобразный ритм стихотворения. В качестве примера можно привести русские переводы современных англо-американских да и прочих иностранных авторов. И превыше всего в этом городе крепкая ценилась любовь, И каждый час она сказывалась в каждом поступке жителей этого города. В каждом их слове и взгляде. Уолт Уитмен Walt Whitman , перевод К. Чуковского В иноязычной поэзии вообще существуют несколько иные критерии подхода к созданию произведения, что может зависеть от каждого конкретного языка если это не касается твердых форм: сонетов и пр. К слову, в английской литературе может встречаться древний вид стихотворений, совсем уж экзотичный для нас, хоть и несколько похожий на верлибр что и дало ему вторую жизнь. Ритмообразующим элементом в нем является троекратное повторение в каждой строке одного согласного звука, причем, если в первой строке было: звук-срединная цезура-звук-звук, то так будет и в каждой последующей, без перестановок хоть звуки могут быть разными. Таким стихом был написан англо-саксонский эпос "Беовульф" и еще ряд памятников письменности. Еще одной разновидностью стиха, отошедшей хоть и в меньшей степени от канонов стихосложения стал белый стих. На слух он более приятен, чем верлибр, ибо отброшена в нем сущая мелочь - рифма. Метрическая организация осталась неизменной - при прочтении одноразмерных стихов с рифмой и без, дискомфорта от перехода не ощущается. Белым стихом написаны многие сказания и авторские стилизации под них. Для иллюстрации приводится небольшой отрывок из сказки Геннадия Апановича: Наступило красно утро В середине где-то марта, А по тропочке средь леса Добрый молодец идет. Он ходил в далеки страны, Повидал немало дива И теперь спешит вот к дому Через десять целых лет. Соловьишка песнь выводит, Счет годам ведет кукушка, Ну а думы все Еремы К родной горнице летят... Под занавес рассмотрим промежуточную художественную форму между свободным стихом и прозой - стихи в прозе. Это произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме в начале 20 века его однозначно относили в поэзии. Как правило, в стихах в прозе есть размер. Сейчас такие стихи несколько подзабылись, а ведь еще М. Лермонтов писал: "Синие горы Кавказа, приветствую вас! Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. Изначально, в трагедии, песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота; впоследствии система из 2-х и более строк стихотворного текста «стихов» , в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой. Строфика — раздел стиховедения, изучающий формы объединения стихов в композиционно законченное целое. Гаспаровым дано известное определение стиха: «Стих есть речь, в которой, кроме общеязыкового членения на предложения... Границы этих отрезков общеобязательно заданы для всех читателей слушателей внеязыковыми средствами: в письменной поэзии — обычно графикой разбивкой на строки , в устной — обычно напевом или близкой к напеву единообразной интонацией. При восприятии текста сознание учитывает объем отрезков и предчувствует их границы; подтверждение или неподтверждение этого предчувствия ощущается как художественный эффект». Термин «Строфа» возник в древнегреческой хоровой лирике, где означал отрезок текста, исполняемый хором между двумя поворотами в торжеств. В разных системах стихосложения строфа строится на различных основах, например в античной лирике - на строго метрической; когда рифма восторжествовала в средневековой поэзии Зап. Европы, каркасом строфы стала схема рифмовки, однако ошибочно мнение о строфе как схеме рифм, которая - только один из компонентов, образующих строфу. В западно-европейской и русской поэзии строфы, соединяющие различные стихотворные размеры, остаются формальными экспериментами, за исключением немногих удач Ф. Шиллер «Ожидание». Чаще метрический рисунок строфы образован сочетанием разностопных стихов одного размера во французской поэзии 18 в. Пушкина , а особенно часто - чередованием клаузул, т. Строфа как форма организации стихотворной речи Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом нерифмованном стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами окончаниями - чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным «зеркальным» строением рифмы.
На сцене это разделение подчеркивалось поворотом актеров, участников «хора» в другую сторону. Строфа в стихотворении Проще всего определить, что является строфой в стихотворении, при помощи ритмического рисунка, рифмы и смысловой законченности. Наиболее очевидным, при наличии в стихотворении рифмы, является деление, связанное с рифмовкой. Таким образом, для простейших форм стихосложения очевидны строфы в виде: двустишия каждая нечетная строка зарифмована с четной, и получившееся двустишие создает законченный образ или формулирует определенную мысль , четверостишия комбинация двустиший с различным методом рифмовки , шестистишия комбинация четверостишия и заключительного, реже вводного, двустишия. Таким образом, простейшие строфы состоят из двух, четырех или шести строк. Наиболее верным определением этого сочетания строк в стихотворении будет: «Строфа — это две или несколько стихотворных строчек, связанных ритмикой, смыслом и способом рифмовки». Помимо простейших строф, существуют и более сложные их виды, связанные с развитием искусства стихосложения и разнообразием стихотворных форм. Но тут следует быть осторожным и помнить об определении этого сочетания строк, приведенного выше. Так, четырнадцать строк в сонете не считаются отдельной специфической строфой из четырнадцати строк. Считается, что классический правильный сонет состоит из двух четверостиший и двух терцетов трехстиший.
Разница между строфой и стихами
Что такое строфа: пример пятистишия. Написание стихотворений пятистишиями считается формой строфы, дающей намного больше возможностей выразить эмоции, чем предыдущие формы строф. Строфа-сочетание строк в стихотворении,обладающих определённым метрическим,рифмическим,интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой. СТРОФА (от греч. strophe — букв. поворот) — группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. Строфа это в стихосложении группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу.
Что такое строфа в стихотворении? Определение с примером
Образец вы встретите на сайте в стихах Валентины Юрьевой - 50. Спасибо автору за разрешение привести её рондель как образец современной лирики. Валентина Юрьева 50 Живёт мой друг в плену видений Абстрактных призрачных картин, Где он с подругой! Не один! Она покорна, вне сомнений, И ждёт, что скажет Господин! Живёт мой друг в плену видений Абстрактных призрачных картин. Стол полон яств и угощений, Пьянящих, выдержанных вин!
Сосед - с долгами, с извиненьем... Живёт мой друг в плену видений. Особое место в русской поэзии занимает оригинальная строфа, которую создал А. Пушкин для романа «Евгений Онегин». Состоит из 14 строк с искусной рифмовкой: в первом четверостишии перекрёстная рифмовка: АБАБ во втором — рифма смежная парная : ВВГГ в третьем — кольцевая опоясывающая : ДЕЕД заключительное двустишие: ЖЖ «Онегинская строфа» отличается необычайным богатством, цельностью и в то же время гибкостью, что дало возможность поэту свободно и выразительно передавать любые оттенки чувств, раздумья о жизни и творчестве.
Алабугиной — лингвистическое справочное издание, в котором представлено толкование более 2000 слов и словосочетаний, применяемых в современной документальной и художественной литературе, а также в журналистике. В дополнение к толковому также представлен этимологический словарь, содержащий около 1000 слов. В дополнении приведены гипотезы о происхождении слов русского языка, прослежен путь формирования слова в его современном виде. Имеются приложения: «Прописная или строчная» и «Слова, которые нужно запомнить». Словарь рассчитан на читателей, которым интересен русский язык и его история. Античный мир. Словарь-справочник строфа греч. Античная культура: литература, театр , искусство, философия, наука. О словаре Словарь-справочник «Античный мир» представляет собой справочное издание, посвященное античным понятиям древних греков и римлян в контексте их вклада в развитие мировой культуру и литературы. Термины, названия и имена в словаре приведены с оригинальной, греческой или латинской транскрипцией. Многие словарные статьи снабжены библиографическими указателями, что облегчает поиск информации для читателей, желающих узнать о том или ином явлении более подробно. Словарь адресован самому широкому кругу читателей, но будет также полезен и специалистам-историкам и культурологам. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению строфа от греч. Графически строфы обычно разделяются увеличенными интервалами. Наименьшая строфа — двустишие. Крупные строфы членятся внутри или вовсе не воспринимаются на слух. В некоторых случаях не менее существенным оказывается то содержание, которое строфа приносит с собой" Е. Рубрикаторы содержат ссылки на словарные статьи или отсылки к нужному термину, если подобный уже был растолкован.
Онегинская строфа стих. Строфа в поэзии это. Название строф в стихах. Стихотворные Размеры. Стопа в стихотворении это. Размеры стихотворений. Метр стихотворения. Схема строфы. Сапфическая строфа схема. Стихотворение 5 строф. Схема Алкеевой строфы. Стихотворные строфы виды. Двустишие пример. Перекрестный способ рифмовки. Мой дядя самых честных правил стих Пушкина. Части стиха как называются. Название частей стихотворения. Составные части стихотворения. Как называется строка стихотворения. Названия строф. Типы строф. Виды строф.. Схема рифмовки строфы. Кольцевой вид рифмовки. Перекрестная и смежная рифмовка. Разновидности строф. Строфа Сонет. Стихотворная строфа в сонете. Строфа Лермонтова. Первые три строфы стихотворения. Пейзажная лирика Лермонтова.
Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» состоит из двух строф. Я пришел в радостное состояние духа, стал в позу и начал декламировать строфы, больше которых я ничего не любил в жизни И. Стихотворение из двух строф. Онегинская с. Пушкина "Евгений Онегин", состоящая из 14 стихов, членящаяся на три четверостишия и двустишие. С-ое построение поэмы. Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами. Сочетание стихов, связанное определенным метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением, а в рифмованных стихах - и расположением рифм. Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной. Пушкин, Евгений Онегин. Чернышевский, Сочинения Пушкина. Деление стихов на С. Длина С. Роль С. По характеру С. В рус. Большинство моделей С. Так, среди 6-стиший разной структуры традиционно выделяют секстину и ронсарову С. В России первые попытки формирования специфич. Прокоповича и А.
Какая строфа стихотворения?
На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Что такое строфа в стихотворении?, относящийся к категории Литература. Закономерности соединения стихов в строфы, виды строф и их историю изучает раздел науки о языке, называемый СТРОФИКОЙ. СТРОФА (греч. στροφή, букв. – поворот), 1) в стихосложении – группа стихов, объединённых к.-л. формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. Стихотворение может иметь любое количество строф, и количество строк в строфе зависит от желаний поэта и структуры поэмы. Новости Новости.
Какая строфа стихотворения?
Строфа в поэзии - это группа строк, обычно разделенных пустой строкой. Строфы из 4 строк называются четверостишиями от французского слова quatre, означающего четыре. Что такое 3 строфа в стихотворении? Строфы из 3 строк называются терцетами от латинского слова tertius, означающего три. Как называется стихотворение из 7 строф?
В русском стихосложении использованию октавы много содействовал Степан Шевырёв , а всеобщее признание строфа получила после того, как появилась поэма А. Пушкина « Домик в Коломне ».
Одной из вариаций девятистишия является « спенсерова строфа », введённая английским поэтом Эдмундом Спенсером. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистиший, спенсерова строфа не имела. Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII веке десятистишие классической оды. Строфы, превышающие десять стихов, в русском стихосложении встречаются редко. Особое значение в русской поэзии получила строфа из 14 стихов, применённая Пушкиным в стихотворном романе « Евгений Онегин » и получившая название « онегинской строфы »: она строится по схеме AbAb CCdd EffE gg прописными буквами обозначены женские рифмы. Строфы большего объёма малоупотребительны и, как правило, последовательно через всё произведение не проводятся.
Характерные черты строфы Группировка строк. Строфа образуется группой строк, которые объединены по определённым критериям. Часто строки внутри строфы рифмуются по определённой схеме, создавая музыкальность текста. Строки в строфе подчиняются общему ритмическому рисунку, что способствует ритмичности и мелодичности стиха.
Стихотворение Блока производит такое же впечатление, как вещь тонкой работы, например, расшитый золотыми нитями костюм или ваза с тонкой росписью. Благодаря этому чувства лирического героя кажутся нам хотя и трагичными, но невероятно трогательными, подлинными... А раз так, то пережить несчастную любовь — всяко лучше, чем не встретить «своего» человека вовсе. Пятистишие Ещё более редкая строфа — пятистишие. Эта форма строфы, пожалуй, легче с точки зрения рифмовки: здесь поэту не нужно «оставлять» одну созвучную строку в первой строфе, а другую — во второй, и пристально следить за соблюдением сложной схемы.
Однако пятистишие — строфа более громоздкая, чем трёх- или четверостишие, и для серьёзных, медлительных размышлений о вечном она вряд ли подойдёт: сложная форма, помноженная на сложное содержание, может вогнать читателя в скуку. Зато для мечтаний и хвастовства, как у А. Как он вперёд меня подвинет! Но и теперь никто не кинет С презреньем взгляда на меня. И гордый взор её так томен, И цвет ланит её так тёмен, Что жизни мне милей она. Хотите знать мою богиню, Мою севильскую графиню?.. Что интересно, Пушкин написал это стихотворение, когда ему был 31 год. Но за счёт контраста формы и содержания оно и впрямь звучит по-юношески задорно — хотя при этом, конечно, романтично и мечтательно. Восьмистишие октава Пожалуй, самая сложная форма, характерная скорее для литературных экспериментов, чем для «спонтанной» поэзии.
Тот же А. Пушкин использовал октаву, работая над шуточной поэмой «Домик в Коломне».