Сыропустная Неделя также называется Прощеным воскресением, так как в этот день по традиции люди просят друг у друга прощение. Неделя сыропустная. 17.03.2024. Сегодняшнее воскресенье называется прощённым Почему? Откуда взялась такая странная, на первый взгляд, традиция: просить прощения у всех и у каждого? Неделя сыропустная (заговенье на Великий пост) — последний день, который подводит итог всему подготовлению к Посту, обычно называющийся «Прощёным Воскресением»; но мы не должны забывать его второго литургического названия: «Изгнание Адама из рая».
Сырная седмица
Сыропустная неделя заканчивает Сырную седмицу, которую в народе называют Масленицей, поэтому Прощеное воскресенье — это еще и последний день Масленицы. Неделя сыропустная, Прощеное воскресение. Неделя сыропустная (заговенье на Великий пост) — последний день, который подводит итог всему подготовлению к Посту, обычно называющийся «Прощёным Воскресением»; но мы не должны забывать его второго литургического названия: «Изгнание Адама из рая». 26 марта, в Неделю сыропустную, в обители были совершены две Божественные Литургии. Рассказываем, что можно есть, что нельзя и как себя вести, чтобы не нарушить правила Великого поста.
Сыропустная неделя: что важно сделать в последний день перед Великим постом
Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer | Еще одна традиция, повлиявшая на формирование чина прощения вечером в Сыропустную неделю — это предписание ранних редакций Иерусалимского устава о целовании чтимых икон в храме вечером в эту неделю, а также в конце вечерни в другие воскресенья Великого поста. |
18 февраля. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. | Это последняя подготовительная неделя, предшествующая Великому посту, и заканчивается она Прощёным воскресеньем. |
Сырная седмица в 2024 году: 11 марта - 16 марта | Неделя сыропустная, в которую бывает «сыра отпуст», то есть прекращение ядения сыра, непосредственно пред наступлением Великого поста, посвящена воспоминанию «Изгнания Адамова». |
18 февраля. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания.
Также накануне начала Великого поста мы слышим слова Господа о том, как правильно поститься: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». В текстах богослужения отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи, Светлого Христова Воскресения.
И именно поэтому отдалился от Бога», — подчеркнул отец Александр. Фреска «Мытарь и фарисей» Фото: Public domain Протопресвитер Александр Шмеман говорил , что «Притча Христа ножом врезается в самую страшную опухоль современного мира, в опухоль фарисейской гордыни. Ибо, пока эта опухоль будет расти, в мире будут царить ненависть, страх и кровь».
Однако у многих людей не укладывается в голове, почему совершение добрых дел — обязательное занятие, которое является важнейшим условием спасения, — нельзя считать достаточным для того, чтобы признать себя праведными людьми. Отец Александр подчеркнул, что истинный путь к спасению заключается в осознании и признании собственной греховности, так как безгрешных людей нет, какими бы праведными они не были. Почему притча о мытаре и фарисее актуальна до сих пор Сегодня героев этой притчи можно сопоставить с людьми так называемого высшего общества, достигшими в жизни определенного положения, и представителями простого народа, которым похвастаться особо нечем. Психолог Олег Шевченко в беседе с «Лентой. Думаю, большинство из нас в те или иные моменты может поймать себя на мысли о своей гордости по поводу превосходства над другими людьми. Я сейчас говорю не о вере, не о религии и поведении воцерковленных людей, а об обычной повседневной жизни.
Евангелие и, в частности, притча о мытаре и фарисее являются великими источниками мудрости еще и потому, что так или иначе касаются всех Олег Шевченкопсихолог Он отметил, что сейчас детей воспитывают с посылом: «Ты должен быть первым, ты должен стать лучшим! Эту же цель люди внушают себе, чтобы добиться успеха и занять свое место под солнцем. И когда человек чего-то добивается, он как раз и испытывает то самое недостойное чувство: «Я молодец, я смог, а вот мой сосед сват, брат и т. Тут дело в другом — добившись пусть даже самых невероятных успехов, не следует восхищаться собой и сравнивать себя с теми, кому ничего подобного не удалось. Не следует делать этого не только открыто, перед другими людьми, но даже наедине с собой. Значит, тебе такая возможность была дана — поблагодари за свои достижения Бога или, если неверующий, то природу, которая одарила тебя определенными способностями », — заключил он.
Поэтому в течение наступающей недели оглянемся на себя в последний раз, взглянем друг на друга и примиримся. Мир, примирение не означают, что проблем не стало: Христос пришел в мир, чтобы примирить его с Собою, и в Себе — с Богом; и мы знаем, какой ценой Он за это заплатил. Беспомощным, уязвимым, беззащитным Он отдал Себя нам, говоря: Делайте со Мной что захотите; и когда вы совершите последнее зло — узрите, что Моя любовь не поколебалась; она была радостью, и она была пронзающей болью, но это всегда только любовь… Это пример, которому мы можем, которому мы должны следовать, если хотим быть Христовыми. Прощение наступает в момент, когда мы говорим друг другу: Я знаю, как ты хрупок, как глубоко ты ранишь меня, и потому, что я ранен, потому, что я жертва — иногда виновная, а иногда безвинная — я могу, из глубины боли и страдания, стыда, а подчас и отчаяния, повернуться к Богу и сказать: Господи, прости! Он, она не знает, что делает! Если бы только он знал, как ранят его слова, если бы она только знала, сколько разрушения она вносит в мою жизнь, они не сделали бы этого.
Но он слеп, он не созрел, он хрупок; и я принимаю его, я понесу его или ее, как добрый пастырь несет погибшую овцу; потому что все мы — погибшие овцы стада Христова. Или же я понесу его, ее, их, как Христос нес крест: до смерти включительно, до любви распятой, когда нам дана вся власть простить, потому что мы согласились простить все, что бы с нами ни сделали. И вот вступим в Пост, как идут из густой тьмы в рассеивающийся полумрак, из полумрака в свет, с радостью и светом в сердце, отрясая прах земли с ног, сбрасывая все путы, держащие нас в плену: в плену у жадности, в плену у зависти, страха, ненависти, ревности, в плену взаимного непонимания, сосредоточенности на себе — потому что мы живем пленниками самих себя, тогда как мы призваны Богом быть свободными.
Вечером было совершено богослужение с чином прощения, где были прочитаны молитвы перед святыми постами, а священнослужители и прихожане испросили друг у друга прощения. Прощеное воскресенье перед Великим постом — день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости!
В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений: Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших Мф. Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, исповедать перед священником свои грехи и причаститься Святых Таин. Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей. Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной, которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.
Сыропустная Неделя
Неделя сыропустная. Так, плачевным образом ниспав с высоты божественного образа, человек сделался неспособен исполнять свое предназначение — возделывать и хранить земной рай (Быт. Воскресение по церковному календарю – это первый день недели, неделя начинается с этого дня. Неделя сыропустная или Прощеное воскресение – это последний день перед Великим постом, ровно за 7 недель до Пасхи. 11-17 марта 2024 гола отмечается Масленица, или, как это называется правильно, Сырная (мясопустная) неделя, которая предваряет начало Великого поста. Сейчас новости абсолютно депрессивные, подталкивают нас к осуждению, к озлобленности, ненависть разжигается между славянскими и православными народами, поэтому надо позаботиться о том, чтобы ничего лишнего не было во время поста. Сыропустная неделя также называется «Прощёным воскресеньем», т.к. в этот день по традиции принято просить друг у друга прощение перед вступлением в Пост.
Заговенье и сыропустная неделя - одно и то же?
Это отголоски еще более древней традиции, когда пролитая во время таких боев кровь воспринималась как жертва духам умерших или самим богам. При этом убивать кого-либо не стремились, однако именно такой выплеск энергии, буйства, разухабистости наполнялся сакральным смыслом. Жертвой было и сжигание чучела зимы — этот обряд совершался в конце праздника, а пепел чучела развеивался по полю, освящая землю. Такой же священный смысл имели и песни-веснянки, исполняемые девушками в лесах, на опушках, в рощах и на берегах водоемов — они как бы призывали на землю силы добра, просили благословение у Матери-Природы на начало нового урожайного года. Самой пикантной традицией был обычай в некоторых регионах современной России например, в Архангельских краях при проводах Масленицы совершать такое действо: после объезда деревни распорядители праздника — «Масленица» и «Воевода» — раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях оголялся только «Воевода» и в таком виде произносил праздничную речь, которая и завершала гуляния.
Смысл такого «стриптиза» сейчас понять трудно, однако предки влагали в него не только потешный, но и философский смысл. Это было символом смерти, умирания и рождения. Ведь человек и рождается нагим, и детей зачинает нагим, и умирает, по сути дела, тоже нагим, не имея за душою ничего, что можно забрать с собою в могилу… Вопросы о Масленице На вопросы о Масленице: Как Церковь смотрит на языческую обрядовую сторону этой недели? Можно ли вообще христианам участвовать в массовых гуляниях на Масленицу? Однозначно ответить вряд ли можно, и вот почему.
С одной стороны, христианство отвергает большинство философских посылов язычества. Например, Библии чуждо учение о цикличности времени. Она говорит о том, что время — линейно, что у него, как и у всего бытия, есть отправная точка, а в его основе лежит не что иное, как воля Божья. Также евангельская мысль отрицает идею одушевленности материальной природы, а ведь именно таков был образ мышления у большинства язычников. Вполне естественно, что, столкнувшись с масличными обрядами, Церковь увидела в них выражение системы, которая резко контрастировала с наследием Христа, апостолов и святых отцов.
Поэтому очень долго приходилось бороться с самыми жуткими языческими обычаями. Например, епархиальные власти следили, чтобы гуляния не превращались в оргии, а кулачные бои либо взятие городка не были столь опасными для жизни, как раньше. Грубо говоря, шла постепенная десакрализация праславянского Колодия. Но, с другой стороны, Православие не стало полностью уничтожать Масленицу как светский народный праздник, в котором присутствовали и вполне положительные смыслы. Это и уважение к природе, и трепетное отношение к женщине особенно в традициях народов Украины и Беларуси , и почитание предков, и любовь к прошлому.
Ну, а можно ли участвовать христианам в массовых гуляниях? Хороший ответ однажды дал преподобный Антоний Великий, с которым случилась такая история. Однажды охотник, стрелявший в пустыне дичь, заметил, как старец беседовал с монахами, и они все дружно и искренне смеялись. Увиденное смутило человека, и он начал обвинять святого в праздности. В ответ на нападки тот попросил охотника взять лук и натягивать тетиву до предела.
Лучник возмутился и заявил, что тетива наверняка лопнет, если ее натягивать сверх положенного. На это старец ответил: — Если, собеседуя с братьями, будем напрягать тетиву превыше меры их, они скоро сорвутся. Вот и нужно в кои-то веки явить им немного снисхождения. Понятно, что иноки Антония смеялись редко. Но если разрядка нужна была даже монахам, закаленным духовными подвигами, то как трудно без элементарных человеческих радостей прожить мирянину.
Масленица — праздник радостный, и если он будет проведен в духе любви и добра, то нет ничего плохого, когда человек веселится на снежной горке, катке, в гостях или дома. Очень важно, чтобы праздник объединял, а не разъединял. Чтобы он был сопряжен и с посещением страждущих, и с дарением тепла тем, кто его недополучает. А извратить можно все, что угодно… И если человек знает, что там, куда он идет, будет возлияние, объедуха кстати, это одно из народных названий Масленицы и прочие непотребства, то, конечно, соучаствовать в них однозначно грешно. Масленица в других Церквях Здесь сразу оговорюсь, что надо разграничить Масленицу и Сырную седмицу.
Каждый народ, который живет в той части планеты, где есть четкая смена времен года, имеет в своей культуре праздник весны. Идеи цикличности, плодородия, продолжения рода и почитания предков присущи почти всем земным цивилизациям, поэтому тут можно много рассказывать о весенних торжествах народов мира. С Сырной седмицей дело обстоит иначе. Она есть в календарях всех Православных Церквей греческой традиции. Знают ее и западнорусские униаты — православные, признавшие примат Рима, но сохранившие греческий обряд.
У католиков-латинян аналог Сырной седмицы — воскресенье, понедельник и вторник перед «Пепельной средой» — последние три дня перед Великим постом, когда разрешено вкушать скоромную пищу. В разных европейских странах эти дни имеют самые различные названия, и в народном сознании связаны с карнавалами — массовыми гуляниями.
В давние времена в эту пору люди веселились, помня о том, сорок восемь дней Великого поста им не доведется ни повеселиться, ни поесть привычную пищу. Фото: freepik. Хозяйки пекут их всю неделю, демонстрируя свое мастерство, которое перенимают у бабушек, матерей, друзей и знакомых. Блины со сметаной, маслом, медом, блины с припеком, с начинкой из красной икры, лосося, грибов. Вариантов приготовления — сотни. Главное, чтобы блины в Масленую неделю и в Прощеное воскресенье были на столе. Одна из главных примет Прощеного воскресенья связана со сжиганием чучела Масленицы, символизирующего холод и коварную зиму, которая всем порядком надоела.
Чучело, сделанное из соломы, древесины и прочего растительного материала, сжигали на костре, бросая туда ненужные вещи и прощаясь с тем, что мешает жить. Тот, кто был связан с продажей блинов, знал, что если удастся продать все блины, приготовленные в Прощеное воскресенье, а первый купит мужчина — первенцем в семье станет мальчик. Есть приметы, связанные с погодой. Если в Прощеное воскресенье на улице солнечно и тепло — год будет урожайным, а осень — теплой. Как правило, люди, родившиеся в этот день, отличаются прекрасными внешними данными. Они наделены множеством талантов, но чтобы их реализовать, нужны благоприятные стечения обстоятельств. Тот, кто не пропустит свой шанс, будет богат и знаменит. Одни имеют языческие корни. Другие — родом из православия.
Многое переплелось, так что бывает трудно разобрать, что и откуда пришло. Тем не менее в Прощеное воскресенье запрещается: Употреблять мясные продукты. Последний раз, согласно церковным традициям, блюда из мяса разрешалось употреблять 10 марта в 2024 году. Заниматься уборкой в доме. Как правило, это принято делать накануне. Шить, вязать, вышивать. Словом, рукодельничать. В старину говорили, что это может привлечь неудачи.
Заговенье — это последний день, в который разрешается есть скоромные продукты. Соответственно, мясопустная неделя — это последний день, в который мы едим мясо, или, иначе, заговенье на мясо.
Сыропустная неделя — это последний день, в который мы до Пасхи едим молочное, иначе — заговенье на сыр и в принципе на молочные продукты. Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Но страсти невозможно победить. Но что же делать. Вот здесь вспоминается одна история, которая рассказывает об одном вожде северо-американского племени, который рассказывал детям — будущим охотникам, воинам такую сказку. Он говорил, что во мне борются как бы два волка — один белый, а другой черный. Вот белый волк это доброта, любовь, милосердие, справедливость. А черный волк — это вероломность, жестокость, предательство, злоба, обман. И он говорил детям, что эти волки будут бороться во мне до самой моей смерти.
Потом он делал паузу и ждал, когда дети с нетерпением его спросят: а какой же волк победит. Победит тот волк, которого кормишь ты. Вот в этой сказке, которая, конечно, не православная, заключен для нас огромный смысл тем не менее. Смысл в том, что да, в нас борются не волки, в нас борются Бог и дьявол. Но мы — судьи в этом споре. Мы склоняем свое сердце то на одну сторону, то на другую. Недостаточно кормить одного волка, нужно еще не кормить другого волка. Не кормить волка наших с вами страстей. И вот Великий пост, как и другой пост — это время не кормления волков наших страстей, когда мы утесняем наше естество, в котором перемешано и доброе и злое. Перемешано так, что невозможно отделить одно от другого.
Когда мы утесняем наше естество, чтобы ослабел этот другой нехороший черный волк, чтобы все то доброе, которое находится под гнетом страстей — те добрые помышления, эти духовные какие-то озарения, которые бывают в жизни каждого человека, они смогли расправить крылья, смогли стать более действенными в нашей жизни. Церковь не только предлагает пост как средство для укрощения страстей. Она этим постом объединяет христиан. Вообще все, что есть в Церкви, объединяет христиан, ибо Церковь есть Тело Христово см. И пост тоже очень трудно совершать в одиночку, ибо в одиночку человеку очень легко преткнуться, легко оставить пост. И Церковь назначает особые периоды, чтобы мы все с вами вместе, поддерживая друг друга братской помощью, заботой, чтобы этим единым потоком все вместе постились, ибо пост это не дело человеческое по своему назначению, ибо мы боремся против своего естества.
Прощеное воскресенье. Неделя сыропустная
Сыропустная неделя: что важно сделать в последний день перед Великим постом | Первое — неделя сыропустная (в переводе с греческого: Κυριακή τῆς Τυρινής, что значит Воскресение Сырное). |
Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания | Считается, что на второй неделе поста легче почувствовать состояние душевного умиротворения и смирения, которые важны, чтобы понять свое истинное предназначение в этом мире. |
Масленица-2024. Что можно и чего нельзя на неделе 11-17 марта 2024 года | «Эта седмица заканчивается Сыропустной неделей (напомню, что неделей в Церкви называют воскресный день), когда в последний раз разрешается употреблять животную пищу (за исключением мяса). |
ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ | В сыропустные седмицу и Неделю бывают следующие особенности богослужения. |
Сыропустная Неделя
В своих молитвах в субботу, накануне сыропустной недели вспоминаются все священные мужи и жены, просиявших в подвиге поста, то есть совершается память всем святым преподобным. На их примере Церковь показывает, что такие же люди, как каждый из нас, смогли добиться невероятных духовных высот, а значит, они доступны всем. С православной точки зрения сырная седмица предназначена для укрепления взаимоотношений в семье. В сыропустную неделю, в народе больше известную как прощеное воскресенье, вспоминается изгнание Адама из Рая по причине грехопадения. На литургии в сыропустную неделю говорится о собирании добродетелей, прощении грехов и посте. Церковь призывает к покаянию за свои грехи. В завершение вечерни в этот день происходит чин прощения.
Все вновь возвращалось на круги своя, и это возвращение жизни было один из главных предметов празднования. А там, где есть жизнь, там и ее умножение. Масленица помимо идеи цикличности несет в себе элементы культа плодородия. Земля воскресала, впитывала последний зимний снег, наливалась соками.
И теперь люди должны были ей помочь, дать этому процессу некую сакральную основу. Говоря более привычным языком, обряды Масленицы призваны освятить землю, наполнить ее силами, чтобы она дала обильный урожай. Для крестьян, которые составляли основу древнерусского общества, урожай был главной ценностью, поэтому неудивительно, что масленичным церемониям уделялось особое внимание. Масленица была своего рода языческой литургией, только в роли Бога здесь выступала сама природа и ее стихии, которым славянин приносил импровизированную жертву.
Третий — не менее важный момент — продолжение рода. Плодородие земли находит свое продолжение в тех, кто на ней живет и питается ее растениями. Если ты вкушаешь ту пищу, которую тебе дала Матушка-Земля, то и ты тоже должен дать жизнь другому. Идея круговорота жизни, ее отдачи и передачи детям была ключевой для языческого сознания.
Жизнь сама по себе была основополагающей ценностью, а все остальное было лишь средством ее достижения. И последнее, что можно сказать о сакральной составляющей Масленицы. Этот праздник был еще и поминальным. Крестьяне верили, что их предки, которые душою находились в краю мертвых, а телом — в земле, могли влиять на ее плодородие.
Поэтому очень важно было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Наиболее распространенным способом задобрить духов была тризна — поминальные действа, включавшие в себя жертвоприношения, траурный плач, обильные трапезы. Считалось, что в тризнах невидимо участвуют сами покойники. По сути, Масленица была одной из попыток человека приблизиться к тайне жизни и смерти, своеобразной системой, в рамках которой весь космос воспринимался как бесконечная череда умирания и воскресения, увядания и расцвета, тьмы и света, холода и тепла, единства и борьбы противоположностей.
Кстати, интимные отношения в отличие от средиземноморских и западноевропейских культур тоже воспринимались славянами как нечто сакральное, как источник новой жизни. И даже сладость соития была не целью, а неким священным фоном, на котором зарождалось новое бытие. Сейчас в это трудно поверить, но это так. После принятия христианства сакральное наполнение Масленицы практически исчезло, остался лишь его внешний антураж и та веселость, которая известна нам по произведениям дореволюционных писателей.
Традиции, обычаи и обряды Масленицы Первый интересный обычай — есть молочную пищу. О том, что это церковное установление, мы уже говорили. Но ведь масло, молоко, творог, блины, сметана стояли на столах предков задолго до Крещения Руси! Дело в том, что в конце марта первый раз после зимы телились коровы, и в домах появлялось молоко.
Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, а старые запасы мяса подходили к концу, молочная пища и мучные изделия были основным источником белка. Отсюда и название — Масленица, Масница, Блинница. Еще одно пожалуй, даже более древнее название этого праздника - Колодий. Связано оно с обычаем, который был и в поздние времена на Украине и в Беларуси.
В течение целой Колодочной недели параллельно с другими обрядами сельские женщины совершали удивительное действо — «колодочную жизнь». Они брали толстую палку-колодку, наряжали ее и представляли, будто это — человек. В понедельник Колодка «рождалась», во вторник — «крестилась», в среду она «переживала» все остальные моменты своей «жизни», в четверг Колодка «умирала», в пятницу ее «хоронили», а в субботу «оплакивали». В воскресенье же наступала кульминация Колодия.
В течение всего праздника женщины ходили с Колодкой по селу и привязывали ее ко всем, кто еще был холост или не замужем. Не забывали и о родителях несемейных юношей и девушек. Конечно, никто не желал ходить с таким «ярлыком», и поэтому давали женщинам определенный откуп. Им могли быть цветные ленты, бусы или блюдца, выпивка и сладости.
Следующая особенность праздника — тоже характерная преимущественно для Украины и Беларуси — это его «женскость». Масленица так и звалась в народе — Бабская неделя. Она воспринималась как период, во время которого так или иначе главную роль в веселых обрядах играли именно представительницы прекрасного пола.
Сыропустная Неделя — последний день употребления в пищу молочных продуктов в том числе сыра. Мясную пищу прекращают вкушать в предыдущий понедельник после Недели о Страшном суде мясопустной. Термин «…пуст» обозначает, оставление, прощание с чем-то. В Неделю воскресенье мясопустную мы последний раз едим мясо и прощаемся с ним, а затем начинается Седмица сырная, само название предписывает есть сыр и другие молочные продукты.
Да нет, совсем, конечно, не должен, каждый волен жить, как ему нравится: хочешь — в рай, хочешь — в ад. Это дело свободного выбора человека. Каждый, кто оказался в аду, сам его выбрал для себя. Значит, ад ему более близок, понятен, более соответствует устроению его сердца. Господь нас ни к чему не обязывает, Он нас призывает, потому что обязать любить нельзя. Поэтому Господь и говорит: «Да любите друг друга». Он не говорит «любите», Он не приказывает. Нельзя приказать: ты люби, а ты не люби. Это невозможно. Поэтому Господь говорит: такова Моя воля, таково Мое желание, Я этого хочу, а вы уж смотрите сами, что вам дороже. Либо собственная спесь и гордость, которая мучается и никак не может сделать первый шаг навстречу, — вот эти чувства, которые внушает тебе дьявол, которые он в тебе воспитал в течение твоей жизни, — или же, наоборот, тебе более близко смирение и кротость Христа Спасителя и ты хочешь у Него этому научиться. Если ты этому желаешь учиться, тогда ты ученик Христов и хоть плохо, бедно и, может быть, не сразу, может быть, с большим трудом, но все-таки сможешь это бесовское разделение преодолеть. Поэтому нам надо стараться не участвовать ни в каких сварах. Бывает, что невозможно примириться с человеком, но пусть эта невозможность идет от него, но не от нас. Апостол Павел говорит: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми». Будь, старайся, чтобы не от тебя шло разделение. Твое сердце должно быть всегда открыто к примирению, открыто к любви. Нужно воспитать в себе это новое свойство, и по нему Господь тебя узнает, потому что это свойство Божества. Вот таким образом мы будем достигать Царствия Небесного. И цель поста как раз в этом, потому что пост человека смиряет, а ничто так не способствует любви, как смирение. Взять семью: отчего там бывают скандалы? Именно от гордости. Каждый стремится властвовать и всех заставить делать так, как хочет он. А другой, опять же по гордости, не хочет этому никак подчиниться ни ради любви, ни ради послушания, ни ради смирения, ни ради общего мира. И один упорно настаивает на своем, не хочет ни в чем уступить, а другой ни в коем случае не хочет слушаться. Вот и скандал. И кто громче кричит, у кого больше силы, тот и добивается искомой власти. Но а мира-то нет, и любви нет. Поэтому это все очень непрочно, это все очень быстро разрушается. А подлинная любовь, наоборот, соединяет навсегда. И если ради Христа, только ради Него, ради Его любви, ради того, чтобы достичь духовной жизни, достичь вечности, человек будет совершать все время это прощение, оказывать снисхождение немощи другого, принимать на себя удар и не отвечать злом за зло, тогда он постепенно и приобретет необходимые свойства и достигнет Царствия Небесного, достигнет мирного духа. Почему Серафим Саровский говорит: «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи»?
Сырная седмица
Накануне поста Церковь вспоминает о главной трагедии в истории человечества — грехопадении и изгнании первых людей Адама и Евы из рая. Первый человек был венцом сотворенного Богом мира, носителем образа Самого Бога. Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу Быт. Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни. Адам обладал царским достоинством, он нарек имена всем зверям и птицам; все свои способности он должен был реализовать в «возделывании и хранении» окружающего мира, в творчестве, в добродетели, в свободном послушании, в Богообщении, в любви, чтобы через это уподобиться Богу. Древо жизни символизировало единство Бога и человека, благодаря которому последний становился причастником вечной жизни. Бог дал человеку только одну заповедь — запрет вкушения плодов древа познания добра и зла, или просто «древа познания», — предупреждая о последствиях грехопадения: «... Сказание о грехопадении начинается с описания искушения змея, обращенного к Еве. Большинство отцов и учителей Церкви, комментировавших падение первых людей, утверждают, что в образе змея перед человеком предстал диавол.
Внушение диавола направлено к одной цели: убедить прародителей в том, что вкушение от древа познания, плоды которого вызовут у них новую и ничем не ограниченную способность обладания, может дать им полную власть над миром, независимую от Бога. Обман удался, и искушение возымело действие — Ева поверила, что существуют ценности вне Бога и помимо Бога. Любовь к Богу и верность Его заповедям меняется у Евы на вожделение к древу.
А прощение — это всего лишь не желать человеку зла. Не выделять его среди других. Что желает христианин каждому из семи с лишним миллиардов людей на нашей планете? Доброго здоровья, хорошего настроения, верного пути ко спасению. И человеку, которого я должен простить, нужно пожелать того же самого. И это будет означать, что я простил этого человека, ведь я теперь не желаю ему зла. Третий заголовок воскресного дня — «Воспоминание Адамова изгнания».
Согрешил против Бога Адам, не послушал заповедь Творца Своего, вкусил раньше разрешения запретный плод — и оказался непригоден для жизни в раю. Тяжко было ему осознавать потерю рая. Вошли в его жизнь болезни, страхи, осознание своей смертности. Вся жизнь Адама и Евы после этого переменилась. И мы, вступая на путь Великого поста, осознаём нечто подобное. Потерю праведности, потерю богообщения. Дай Бог нам правильного Великопостного устремления. Чтобы пост не был для нас какой-то рутиной и отбытием наказания. Чтобы мы поставили перед собой ясные цели: в чём мы хотим изменить себя? От какого зла уклониться?
Какое добро сотворить? Чему научиться? Какие книжки прочитать?
Помолюсь же я за него и восславлю имя Твое, Господь наш! Ибо ты Отец наш, и лишь ты знаешь, когда пробьет последний час наш на земле, чтобы забрать после души наши в Царствие Небесное. Да обретем мы вечность рядом с тобой. Во веки веков. Умирает только тело, душа же остается живой, а значит, у нее еще есть время для покаяния.
У всех, живых и почивших, есть время до Страшного Суда, чтобы покаяться. Молясь за умерших родственников мы и сами незаметно становимся лучше: начинаем любить ближних и очищаемся от зла. Христианский ли праздник «Масленица»? В основе Масленицы лежит совсем не христианство. Это знает каждый образованный человек. Масленица — это древнее языческое празднование встречи весны и проводов зимы. Раньше этот праздник представлял собой своеобразную вакханалию, которая сопровождалась играми, драками, необузданным весельем и обильными хмельными пирами. До принятия христианства такие гуляния были направлены на то, чтобы умилостивить языческих богов.
В некоторых случаях они сопровождались человеческими жертвоприношениями, в числе которых были первомученики — киевский варяг Феодор и его сын Иоанн. Поэтому, православная церковь, рассказывая о Страшном Суде, призывает к покаянию и просит с осторожностью относиться к языческим обрядам, которые до сих пор живут в нашем подсознании. После крещения Руси, люди так и не смогли отказаться от празднования масленицы. Русскому народу трудно отменить праздники, сопровождающиеся бесшабашными гулянками, и богатыми застольями. Православная церковь вынуждена была эту неделю совместить с последней подготовительной седмицей. Таким образом, она могла хоть как-то контролировать то, что происходит и не допустить кощунственного разгула в период Великого поста. Традицию поминать умерших предков блинами переосмыслили как заговенье — праздничная трапеза перед постом.
Энциклопедия Сыропустная Неделя Сыропустная Неделя — последнее воскресенье перед началом Великого Поста в православной традиции. В этот день заканчивается Сырная седмица — последняя подготовительная неделя к посту.
Всего Церковью установлены три подготовительные седмицы и четыре подготовительные Недели воскресенья перед Великим Постом. Сыропустная Неделя — это последний день, когда разрешается употреблять в пищу молочные продукты, включая сыр. Мясная пища уже не вкушается с предыдущего понедельника после Недели о Страшном Суде Мясопустной.
Неделя сыропустная
С понедельника начинается Сырная седмица, или Масленица, которая заканчивается в воскресенье, называемое Сыропустной неделей. Прощёное воскресе́нье, или Неде́ля сыропу́стная (церк.-слав. недѣ́лѧ сыропꙋ́стнаѧ, греч. Κυριακή τῆς Τυρινής, Κυριακή τῆς Τυρο-φάγου), также Неде́ля Ада́мова изгна́ния. Праздник имеет три названия: Неделя сыропустная (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье.
Прощеное Воскресенье: как провести день перед Великим постом
Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье | Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется Сырною, а в просторечии масляною или масляницей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и Сыропустною. |
Прощеное воскресенье. Неделя сыропустная | Неделя сыропустная. Так, плачевным образом ниспав с высоты божественного образа, человек сделался неспособен исполнять свое предназначение — возделывать и хранить земной рай (Быт. |
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста | В неделю сыропустную Святая Церковь приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание, чтобы этим несчастием нагляднее представить всю важность предстоящего подвига, а в утрате райского блаженства указать предмет, достойный покаяния и слез. |
Прощеное воскресенье. Сырная седмица -масленица. Адамово изгнание. | Сыропустная седмица – заключительная часть подготовительного периода перед Пасхой. |
Прощеное Воскресенье: как провести день перед Великим постом | Сыропустная седмица – заключительная часть подготовительного периода перед Пасхой. |