В исторической памяти об эпохе Батыева нашествия сражение под Коломной было вытеснено на второй план рассказом о "битве на реке Сити", произошедшей 4 марта 1238 года, в которой принял участие великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Лишь великий князь владимирский Юрий Всеволодович решился дать монголам генеральное сражение на реке Сить и проиграл эту битву. Ситская битва не была организованным сражением двух войск. Официальной датой битвы на реке Сить принято считать 4 марта 1238 года. но некоторые исследователи ставят под сомнение эту дату и утверждают, что она состоялось 1 марта.
Ход событий
- Злая и великая сеча
- Произошла битва на реке Сить
- Батый идет
- Битва на реке Сить
- 21. Последняя битва князя Юрия. Сражение на реке Сити. Леонид Иванов - слушать подкаст
Юрий (Георгий) II Всеволодович, великий князь Владимирский
Кроме того, он с нетерпением ожидал прибытия новгородских и переяславльских полков во главе с родным братом Ярославом Всеволодовичем отцом Александра Невского. Как известно, они так и не прибыли на поле боя. В это время монголы взяли Владимир и устремились в погоню за отходящими русскими полками. Судя по феноменальной осведомлённости, им удалось привлечь в свои ряды предателей, которые уверенно показывали врагу дорогу на Сить. Сложилась парадоксальная ситуация — монголы застали владимирского князя врасплох на родной земле! Войска степняков вёл тёмник Бурундай, которого Бату-хан считал опытным и дальновидным полководцем. В русском лагере не знали, что монголы разделили своё войско, поэтому Юрий Всеволодович полагал, что опасаться немедленного нападения ему не приходится. Это была роковая ошибка, за которую ему вскоре пришлось заплатить.
На направлении, по которому двигался Бурундай, стоял небольшой отряд воеводы Дорофея Фёдоровича.
Александра Невского с 36 клеймами жития кон. XVI - нач. XVII в.
Житие Александра Невского в станковой живописи нач. Единоличные образы святого появились, очевидно, вскоре после обретения его мощей в связи с их почитанием, хотя могли существовать и немного раньше, т. На крышке серебряной раки, устроенной в 1645 г. Троицы Ветхозаветной; позднее икона стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора Антонова, Мнева.
Тогда же, ок. Почти без изменений и с образом Св. Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе сер. Скорее всего ок.
Гурия Казанского ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля , в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения блгв. Важной особенностью ранней иконографии Георгия Всеволодовича является изображение доспехов, которое отличает его от других русских князей, как правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство св. Георгий Всеволодович именуется «добропобедным Христовым мучеником» - Путь к граду Китежу.
Другим необычным для русской княжеской иконографии признаком является появление головного убора в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающее изображения Георгия Всеволодовича на крышке раки и покрове с образом мч. Возможно, эта деталь подчеркивала принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских вел. Этот типичный извод княжеской иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях сер. Георгий Всеволодович с благословляющей десницей , в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т.
Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве.
К реликвиям имп. Судя по сохранившимся памятникам, особая роль в создании произведений с изображением Георгий Всеволодович принадлежала патриарху Иосифу, очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей блгв. С его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ Георгий Всеволодович занимает одно из важных мест. У предстоятеля хранилась икона Г.
Георгий Владимирский. По-видимому, по заказу патриарха лучшими московскими мастерами была выполнена и Владимирская икона Божией Матери в киотной раме с избранными святыми, сер. ГВСМЗ; судя по составу изображений, происходит из Успенского собора во Владимире : на правом поле серебряного с позолотой оклада помещен килевидный киотец с образом Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии меча и мученического креста; на левом поле - мч. Димитрий Угличский.
Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально св. Сочетание изображений 2 святых может быть объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. Иосифа патриарха... История кафедр.
Успенского собора в губ. Владимир, 1905. Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап.
Иконописный подлинник. XIX в. Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г.
Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками. Такие произведения появились уже в сер.
XX вв. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896. XIX ст.
Владимир, 1906. Краткое описание церковно-исторического древлехранилища Братства св. Александра Невского во Владимире. Вязники, 1895.
На шитой хоругви сер. Георгий Всеволодович и блгв.
Река Сить пересекает Некоузский район, проходит по Брейтовскому району и примерно в 5 километрах севернее села Брейтово впадает в Мологу, которая, в свою очередь, впадает в Волгу. Протяженность реки Сить составляет 159 километров, у села Брейтово её пересекает дорога республиканского значения, которая проходит по древнему тракту от затопленного города Мологи в северо - западном направлении. Расстояние от города Мологи до реки Сить в этом месте около 40 километров и это самое ближайшее расстояние от реки Волги до реки Сить. В русских летописях город Молога впервые упоминается в связи со следующими событиями: "Князь Суздальский Юрий Долгорукий взял в 1147 году Торжок, а великий князь Киевский Изяслав Мстиславович в отместку с союзниками в 1149 году вступил в область Суздальскую и запылали сёла и города на берегах Волги от Углече Поля до Мологи". Река Молога впадала в Волгу как раз в том месте, где Волга резко меняет направление своего течения с северного на южное. В месте впадения реки Могоги в Волгу до сороковых годов 20 века стоял город Молога, который был затоплен Рыбинским водохранилищем. На Руси издревле существовали большие дороги между городами, по этим дорогам движение было круглый год. Причём практически все главные дороги проходили по берегам больших рек летом, а зимой по их льду.
Таким образом по реке Волге в северном направлении шли две большие дороги до города Мологи: Одна дорога шла вверх по течению реки Волги: Углече Поле - Мышкин - Молога. Другая против течения: Ярославль - Рыбинск - Молога. В зимнее время обе дороги проходили по льду реки. А какие в Древней Руси были дороги, можно судить из следующего: войско великого князя Тверского в 1316 году возвращалось из Новгородской земли в Тверь и "заблудиша в болотех и начаша мреть гладом, ядаху же и конину и кожи со щитов сдирающи ядаху, а доспехи своя и оружье пожгоша и придоша пеши в дома свои". К городу Мологе, кроме волжских дорог, подходила большая дорога с севера от Белоозера и Новгорода. В междуречье реки Волги проходила ещё одна большая дорога, которая соединяла берег реки Волги, протекающей на север с берегом реки, текущей в обратном направлении. Где могла произойти битва на реке Сить 4 марта 1238 года? Имеются три версии: по одной версии битва была в нижнем течении реки, по другой в среднем, по третьей в верховьях реки Сити. Рассмотрим это, учитывая возможности передвижения к реке Сить в зимнее время. К какому наиболее вероятному месту на реке Сить, мог направить свои дружины великий князь Владимирский Юрий Всеволодович?
Болгары в ту же зиму прислали послов просить мира, но Юрий им отказал. В 1221 году он сам хотел идти против болгар и выступил к Городцу. По пути его встретило второе болгарское посольство с такой же просьбой и вновь получило отказ.
В Городец явилось третье посольство с богатыми дарами, и на этот раз Юрий согласился на мир. Тогда же построил он в новом городе деревянную церковь во имя Архистратига Михаила впоследствии Архангельский собор , а в 1225 году заложил каменную церковь Спаса. Основание Нижнего Новгорода повлекло за собой борьбу с мордвой, с использованием разногласий между ее князьями.
В 1226 году Юрий посылал против нее братьев Святослава и Ивана, а в сентябре 1228 года племянника Василька Константиновича ростовского; в январе 1229 года он сам ходил на мордву. После этого мордва напала на Нижний Новгород, а в 1232 году ее усмирял сын Юрия Всеволод с князьями рязанскими и муромскими. Противники распространения владимирского влияния на мордовские земли были разгромлены, но спустя несколько лет, во время монгольского нашествия, часть мордовских племен выступила на стороне монголов.
Юрий организовал походы в помощь своим бывшим противникам по Липицкой битве: смоленским Ростиславичам, разбитым монголами на Калке - в 1223 году в южнорусские земли во главе с его племянником Васильком Константиновичем, которому, однако, не пришлось сразиться: дойдя до Чернигова, он узнал о поражении русских и возвратился во Владимир; и в 1225 году - против литовцев, разорявших смоленские и новгородские земли, закончившийся победой Ярослава под Усвятом. В 1222-1223 годах Юрий дважды посылал войска, соответственно во главе с братьями Святославом под Венден и Ярославом - под Ревель на помощь эстам, восставшим против Ордена меченосцев. В первом походе союзниками русских выступили литовцы.
Согласно «Хронике» Генриха Латвийского, в 1224 году был начат и третий поход, но русские войска дошли только до Пскова. Русские летописи относят примерно к тому же времени конфликт Юрия с новгородской знатью. Всеволод Юрьевич был вывезен своими сторонниками из Новгорода в Торжок, куда в 1224 году к нему пришел с войском отец.
Юрий требовал выдачи новгородских бояр, которыми он был недоволен, и грозил в случае неповиновения прийти в Новгород напоить коней своих Волховом, но затем удалился без кровопролития, удовлетворившись крупной денежной суммой и дав новгородцам в князья своего шурина, князя Михаила Всеволодовича из черниговских Ольговичей. В 1226 году Юрий посылал войска в помощь Михаилу в его борьбе против Олега Курского в Черниговском княжестве; поход закончился успешно, но после утверждения в Чернигове Михаил вступил в борьбу с Ярославом Всеволодовичем за новгородское княжение. В 1228 году Ярослав, вновь изгнанный из Новгорода, заподозрил участие старшего брата в его изгнании и склонил на свою сторону своих племянников Константиновичей, Василька, князя Ростовского, и Всеволода, князя Ярославского.
Когда Юрий узнал об этом, то созвал всех родичей на Суздальский съезд в сентябре 1229 года.
Благоверный князь Юрий Всеволодович, последний владыка Древней Руси
Домен припаркован в Timeweb | Великий князь Юрий Всеволодович, бросив город на произвол судьбы, бежал. |
Битва на реке Сить: когда она произошла и какой князь погиб при военных действиях | | СИТСКАЯ БИТВА 1238, сражение между войском владимирского кн. Юрия Всеволодовича и монг. отрядом под команд. Бурундая в ходе 1-го этапа монголо-татарского нашествия. |
Юрий Всеволодович - биография, новости, личная жизнь, фото - | СИТСКАЯ БИТВА 1238, сражение между войском владимирского кн. Юрия Всеволодовича и монг. отрядом под команд. Бурундая в ходе 1-го этапа монголо-татарского нашествия. |
Описание битвы русских и монголов на реке Сить
Битва на реке Сить. Битва на реке Сити, или Ситская битва [1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Битва на реке Сить, или Ситская битва— сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. В бою погибли великий князь Юрий Всеволодович, ярославский князь Всеволод Константинович, воеводы Дорож и Жирослав.
Отзывы и комментарии
- Причины Ситской битвы
- Битва на реке Сить
- Основная навигация
- Гео́ргий (Ю́рий) Всеволодович, Владимирский: житие, иконы, день памяти
- Битва на реке Сити - Традиция
- Князь северорусский Ярослав Всеволодович и собирание земель Южной Руси - 28.11.2023 Украина.ру
Битва на реке Сить
36, сохранений - 9. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! Поражение русских войск в сражении 4 марта 1238 года стало отправной точкой ордынского владычества на северо-востоке Руси Битва на реке Сить, датой которой традиционно считается 4 марта 1238 года, гораздо меньше на слуху, чем сражение на Калке, Куликовская битва или. Можно попытаться оценить силы, которые были собраны Юрием Всеволодовичем в лагере на реке Сить. Битва на реке Сити стала финальным событием в разгроме Владимиро-Суздальского княжества.
Ситская битва (4 марта 1238 г.)
Загадки князя Ярослава Всеволодовича | Юрий Всеволодович. |
Битва на реке Сить: как погиб великий князь Юрий Всеволодович | В результате битвы погибли сам Юрий Всеволодович и его племянник Всеволод. |
Великая битва на древней реке Сить: о причинах и итогах | Готовясь к решающей битве монголами князь Юрий Всеволодович оставил столицу на попечение сыновей, а сам направился на север, где организовал военный лагерь на реке Сить и ждал подхода оставшихся сил Суздальской земли. |
Ситская битва (4 марта 1238 г.)
Битва на реке Сить произошла 4 марта 1238 года в Ярославской области между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и монголо-татарским войском под командованием Бурундая. Великий князь Юрий Всеволодович, бросив город на произвол судьбы, бежал. Ситская битва (4 марта 1238 г.). Битва на реке Сити (Ситская битва) — сражение которое произошло 4 марта 1238 года на р. Сити между войсками великого князя владимирского Юрия Всеволодовича и монголов под предводительством Бурундая, темника Батыя. Битва Юрия Всеволодовича и татаро-монголов (во главе Багу) на реке Сить в 1238 году. В поход на реку Сить, расположенную на территории нынешних Тверской и Ярославской областей, владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович отправился в середине января 1238 года, когда стало очевидно, что сражаться в одиночку против Орды невозможно.
Описание битвы русских и монголов на реке Сить
По другой версии, название произошло от слова «божница», поскольку во время сражения здесь стоял великокняжеский стан Георгия Всеволодовича с его походной церковью, где была установлена икона — «боженка». Очень характерно название деревни Шелдомеж — шел до межи, — которая стояла прямо на границе Новгородской и Суздальской земель и где, по легендам, войска князя Георгия пытались устроить засаду монголам. Да и других преданий здесь предостаточно — недалеко от Божонки у Сидоровского ручья, который впадает в Сить, по легенде, спрятаны латы Великого князя владимирского Георгия Всеволодовича, который был здесь же и убит, покажут вам и место гибели Великого князя — небольшой островок в болоте все у того же ручья. В самой Боженке высится громадный искусственный курган, насыпанный, по народному преданию, на месте погребения русских ратников, павших в битве с татарами, а в окрестностях попадались дубы, которые у местных жителей назывались «Батыевы деревья». Когда в середине XIX в. Воронцов, то он отмечал: «Весь берег реки Сить изобилует человеческими костями, и есть предание, что здесь происходили битвы татар с русскими под начальством Великого князя Георгия Владимиро-Суздальского». В 1889 г. Нижегородская ученая Архивная комиссия во главе с А. Гацисским после обследования местности пришла к заключению, что битва суздальских дружин с монголами произошла именно у Божонок. По свидетельству ученых, проводивших здесь исследования, «земля в окрестностях Божонки усеяна буграми, как хлебами», что подразумевает массовые захоронения павших ратников.
В 1930 году Василий Григорьевич Ян Янчевецкий , автор блистательной трилогии о монгольском нашествии, провел на Сити три месяца, где собирал материал для своего романа «Батый». Писатель также считал, что битва произошла у деревни Божонка, о чем и рассказал ярко и увлекательно на страницах своего произведения. А вот какие наблюдения сделала Г. Шутова, краевед из поселка Сонково Тверской области: «До сих пор местные жители находят на высоком правом берегу реки Сить черепа и кости. Также они встречаются и в низких пойменных участках, размытых рекой. Старожилы рассказывают, что раньше в окрестностях села Божонка часто, особенно при распашке полей, встречалось оружие — мечи и сабли. Предприимчивые крестьяне сразу же находили им применение: местные кузнецы изготавливали из них серпы, ножи, ухваты и другие предметы крестьянского быта. В ходе историко-этнографической экспедиции, совершенной краеведческим центром «Истоки» по реке Сить, удалось выяснить, что у некоторых жителей деревень Молоди, Литвиново, Задорье еще до начала 1990-х годов хранились старинные сабли, найденные в этих местах… В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию.
Очень своеобразная живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи четко выражена военная тематика. Самые интересные фрески расположены рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием». Ну а что касается памятников, то и они в Божонке имеются — 23 сентября 1972 года по инициативе краеведа В. Попкова там была открыта мемориальная стела. На ней написано: «Здесь 4 марта 1238 года на берегах реки Сити произошла битва русских с войсками монгольского завоевателя хана Батыя». Рядом полуразрушенная церковь с приделом в честь князя Георгия, а на кургане, где, по преданию, похоронены павшие русские ратники, возвышается большой деревянный крест, поставленный уже в наше время. Но монумент, посвященный битве, есть не только в Божонках — примерно в 12 км к югу от нее, в деревне Добрыни, стоит другой памятник — фигура воина со щитом и мечом, а рядом разбитый на две половины набатный колокол. И вот тут появляется серьезное противоречие — с одной стороны среднее течение Сити и деревни Станилово и Юрьевское, с другой стороны — верхнее течение и деревня Божонка. Расстояние между ними не маленькое, километров 50 будет, и предположить, что битва так растянулась по реке, просто невозможно.
И возникает вопрос — а как все это совместить? Местные предания также привязывают битву к окрестностям Покровского и Семеновского, мало того, начиная с 2003 года, здесь ежегодно отмечают 17 февраля — день именин святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В самом Сить-Покровском в честь знаменитой битвы и павших в ней воинов в 1808 г. Церковь к сегодняшнему времени утратила главу и шпиль от колокольни, а рядом с селом находится городище с захоронениями — курганами и могильниками. Семеновское городище считается центральным лагерем русских войск во время стояния на Сити, и, по местным преданиям, самый лютый бой произошел именно здесь. Кроме древнего городища, чьи земляные валы прекрасно сохранились, на территории района расположены 2 селища и 9 курганных групп, где в 1972 г. Раскопав большинство курганов, экспедиция пришла к выводу, что там похоронены не воины, а мирное славянское население края, которое проживало здесь в IX—X веках. Зато с селищами, которые расположены у сел Михалево и Турбаново, совсем другая картина. По большой примеси золы и угля в земле можно говорить о том, что эти селища погибли во время сильного пожара, а некоторые находки археологов позволяют утверждать, что произошло это в XIII веке.
И что самое удивительное, называется количество павших в этих местах дружинников князя Георгия — 800 человек, хотя откуда взялась эта цифра, сказать не берусь. Но есть еще одно обстоятельство, которое прямо подтверждает предположение о том, что в районе Сить-Покровского и Семеновского происходили яростные бои. Когда в 1987 году у села Байловского проводились земельные работы, то было обнаружено небольшое воинское захоронение, в котором были найдены остатки воинских доспехов и снаряжения — железной брони, обрывков кольчуг и наконечников стрел. Находке значения не придали, посчитав, что ничего ценного не обнаружили, захоронение засыпали, а работы были продолжены. Однако есть предположение, что в этом районе существует до семи массовых захоронений и сосредоточены они как раз в районе между селами Байловское, Большое Иваньково, Тургенево. Конечно же, местные легенды рассказывают о том, что князь Георгий пал под ударами монгольских сабель в районе села Семеновское, но для нас важнее другое — именно этот район связан с именем еще одного героя битвы — ростовского князя Василько. В тех же местах протекает Прощеный ручей, о возникновении которого существует несколько преданий. Источник расположен на так называемом в народе Княгинином холме, и, по одной из легенд, сюда приходила ростовская княгиня Мария прощаться отсюда и название — Прощеный со своим мужем, князем Василько Константиновичем. А затем на этом же месте, она оплакивала князя, погибшего от рук монголов — от ее слез здесь и забил ключ с чистой и целебной водой.
Есть и другое предание, которое от первого отличается лишь некоторыми деталями: княгиня Мария приехала сюда после битвы искать тело своего убитого мужа, а когда нашла и поняла, какую мученическую смерть он принял, заплакала — слезы княгини прожгли снег и стылую землю, а на холме забил ключ. Будучи православной, княгиня Мария Ростовская простила врагов, а источник после этого назвали Прощеным ручьем. Но есть и еще одна легенда, которая прямо говорит о том, что возле Прощеного ручья у села Сить-Покровского монголы пленили раненого князя Василька Ростовского. И если смерть князя Георгия привязана на Сити к трем разным местам, то с именем ростовского князя связано лишь одно место, и в дальнейшем мы именно из этого и будем исходить. И завершая рассказ об этом районе, приведу еще одно предание, которое напрямую связано с битвой на Сити, — в этих краях ходит легенда о золотом коньке. Что был такой талисман у темника Бурундая, и когда после битвы он узнал об огромных потерях среди своих войск, то сорвал и бросил в подтаявший от пролитой крови снег этот талисман. Вроде обычное местное предание, но заставляет задуматься на тему, так почему же Батый не пошел на Новгород — пресловутая распутица или же страшные потери в войсках? Во всех летописях прописано, что князь выступил на Волгу, причем в некоторых уточняется, что пошел именно на Ярославль: «а сам пошел к Ярославлю и оттуда за Волгу» Тверская летопись. Соединившись в Ярославле с войсками племянника Всеволода Константиновича, князь Георгий по льду Волги дошел до места, где в нее впадает река Молога, а затем по Мологе дошел до Сити.
Двигаясь с полками вдоль ее берегов, князья и воеводы подыскивали удобное место, где можно было бы раскинуть боевой стан. Решение напрашивалось само собой — по обе стороны реки стояло достаточно деревень, в которых можно было бы разместить ратников, поскольку зимой содержать в одном месте такую массу людей было просто проблематично. В районе сел Сить-Покровское и Семеновское расположился ростовский полк князя Василька, и это явно не случайно — дело в том, что это была наиболее боеспособная часть русской рати. Князья и воеводы могли рассуждать примерно так: ближайшие к Сити города — это Углич и Ярославль, но от Углича монголам идти на Сить смысла нет, поскольку места там довольно глухие, заросшие густыми лесами и трудно проходимые для конницы. Да и где будет расположение русской рати, Батый не знает, а потому предпочтет действовать наверняка и пойдет по следам великокняжеских полков. В случае движения орды на Ярославль перед монголами открывался прекрасный зимний путь по скованной льдом Волге, а там по руслу Мологи прямо на Сить. Повторив путь рати князя Георгия, монголы неминуемо выходили прямо на нее, а потому северное направление русские военачальники считали приоритетным и именно здесь сосредоточили лучшие силы.
Некоторые исследователи полагают, что битва длилась около трех дней: началась 2 марта, а закончилась 4 марта.
Именно последняя дата стала традиционно использоваться в отечественной историографии. Последствия битвы В битве на реки Сить погибли великий владимирский князь Юрий его отрубленную голову, по одной версии, преподнесли хану Батыю и его племянник князь Всеволод Ярославский, также пал главный владимирский воевода Жирослав Михайлович. Чуть позже монголы пленили князя Василько Ростовского и после его отказа принести клятву верности Батыю казнили. Его тело было найдено в Шернском лесу. Князьям Святославу Юрьевичу и Владимиру Углическому удалось спастись. Князья погибшие на реке Сить, были найдены епископом владимирским Кириллом и похоронены в Ростове и Владимире. Татищев указывает на то, что потери татаро-монгол значительно превосходили потери русских сил. Они смогли «добыть» победу только при поддержке союзников и пленных использование пленных традиционная практика татаро-монгол, апробированная еще в Средней Азии.
Главным итогом битвы стало окончательное прекращение сопротивления князей Северо-Восточной Руси. Они попали в прямую зависимость от воли хана Батыя. Золотая Орда Хан Батый Но и татаро-монголам победа далась тяжело. Тумен Бурундая оказался полностью обескровленным, что в преддверии похода на Новгород серьезно снижало шансы завоевателей на быструю победу. В конечном итоге Батый вообще отказался от похода на Новгородское княжество, что спасло Северо-Западную Русь от разорения. Ситская битва в летописях и литературе Ситская битва не была популярным сюжетом у русских летописцев. О ней кратко упоминается в таких летописных источниках, как Лаврентьевская летопись; Новгородские летописи младшего и старшего извода позднее списки из них легли в основу рассказов об этом событии в Рязанской летописи ; Ипатьевская летопись и ее южный список — текст «Летописца Даниила Галицкого» по данным этой летописи князь Юрий погиб во Владимире ; Пермская летопись; Троицкая летопись; Тверская летопись.
Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича 4. Погибло почти всё население, которое яростно сопротивлялось, сложили свои головы сыновья князья, Всеволод и Мстислав. Не предполагая столь быстрого падения укрепленной столицы своего княжества, Великий Князь Юрий еще до осады оставил Владимiр и ушёл в леса около реки Сить северо-запад современной Ярославской области , где надеялся собрать объединенное русское войско вместе с соседними княжествами. Там собирались и разрозненные остатки войск из разоренных городов.
Город защищал небольшой гарнизон. Князь расположил дружину лагерем у реки Сити, защищаемый болотами и лесами. Он ждал подкрепления в лице дружественных князей с дружинами. Здесь его и застала весть о падении Владимира и гибели всей семьи — сыновья погибли в бою, а княжна сгорела заживо вместе с другими мирными горожанами, укрывающимися в храме, который татары подожгли. А 4 марта 1238 года последовал внезапный удар 30-тысячного корпуса темника Бурундая. Опытный темник в переводе на русский полковник проведя предварительную разведку и выяснив расположение русских войск, ударил там, где его меньше всего ожидали. Он подошел к русскому лагерю не по льду Сити, где стоял мощный сторожевой полк, а со стороны лесного юга, осторожно снимая русские дозоры.