Новости бальзамированный ленин

Остросюжетный политико-медицинский триллер: как и зачем бальзамировали Ленина. После смерти Ленина многие рабочие из дальних регионов страны хотели проститься с ним, но не успевали попасть на похороны.

Тело Ленина сохранили на целый век: как это удалось

Однако, трудно сопоставить с чем-либо многолетний российский эксперимент по бальзамированию останков первого революционера и основателя СССР Владимира Ленина. Как бальзамировали и сохраняли труп вождя? Общество в России не готово осознать, что создатель СССР Владимир Ульянов-Ленин на момент прихода к власти был человеком с больным мозгом. Об этом свидетельствует то, что к бальзамированию тела Ленина специалисты приступили далеко не сразу.

На службе в Мавзолее

Из постановления комиссии по похоронам: "Долговременное бальзамирование тела товарища Сталина произвести в специальной лаборатории Мавзолея Ленина. Первое бальзамирование тела Ленина проводилось по обычной стандартной технологии, которая позволяла сохранить его несколько дней, до того момента, когда останки предадут. Первое бальзамирование тела Ленина проводилось по обычной стандартной технологии, которая позволяла сохранить его несколько дней, до того момента, когда останки предадут. Где находится тело Ленина и как его удалось сохранить на сто лет: секрет метода бальзамирования, разработанного российскими учеными. С момента бальзамирования Ленина прошло почти сто лет, но его труп не закоченел, как это обычно бывает после смерти: его конечности и суставы сохраняют гибкость и эластичность.

Нетленный юбиляр: как ученым удавалось целый век сохранять тело Ленина

Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось. С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось.

Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане — другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства. Ленин и ленинизм Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу.

Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.

Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет. В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими.

Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло. В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ.

Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти. В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма.

Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение. Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть — канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма.

С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни. В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас.

На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей». Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.

Цинизм большевиков: склеп стал трибуной 26 февраля 1924 года была создана медицинская комиссия «по наблюдению за состоянием бальзамирования тела Владимира Ильича Ленина», так как первое бальзамирование не могло долго сохранять тело Ленина. Медики Владимир Воробьёв и Борис Збарский предложили способ долговременного бальзамирования. Чтобы осуществить повторную обработку тела вождя, мавзолей закрыли 26 марта 1924 года. Новое бальзамирование было рассчитано на сохранение тела в течение десятилетий о столетиях речь уже не шла — было понятно, что это не реально. Одновременно с повторным бальзамированием происходило сооружение нового тоже пока что деревянного мавзолея — более монументального и представительного. Новую стройку доверили всё тому же Алексею Щусеву.

Щусев сохранил пирамидальный характер сооружения, но наделил его дополнительной функцией — служить трибуной руководителям партии и правительства. Посещение мавзолея, 1925 г. Wikimedia Commons Новый, второй по счёту, мавзолей открылся 1 августа 1924 года. С тех пор и до конца советской власти партийные боссы будут приветствовать народные массы на праздничных мероприятиях именно с трибуны мавзолея. Ну и наконец третий, уже привычный нам гранитный мавзолей, был построен в 1930 году. Создателем его выступил — уже по традиции — всё тот же Алексей Щусев.

Однако именно в это время было решено оставить тело Ленина для обозрения не на сорок дней, а на возможно более долгий срок. Вероятно, Крупская узнала о намерении законсервировать тело 29 января. На следующий день она опубликовала в «Правде» «завуалированный протест»[516]. Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. Всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича — устраивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. Бонч-Бруевич также замечает, что «Надежда Константиновна, с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича»[518]. Крупская не смогла заставить распорядителей отказаться от их намерения, однако продолжала молча выказывать недовольство: она ни разу не посетила Мавзолей и не присутствовала на его трибуне во время революционных праздников. В изданных работах Крупской, посвященных Ленину, не содержится ни одного упоминания останков, хранящихся в Мавзолее[519]. С ними был согласен Бонч-Бруевич, член Комиссии по организации похорон, ответственный за построение гробницы; он был убежден, что Ленин решительно возражал бы против подобного обращения со своим и чьим бы то ни было телом. Ленин, говорил Бонч-Бруевич, высказался бы в пользу самых простых похорон или кремации; он не единожды замечал, что необходимо построить в России крематории[520]. Видимо, по этой причине нарком здравоохранения Семашко настаивал на кремации останков Ленина. Согласно свидетельству, за день до похорон Семашко говорил, что тело следует кремировать, а для этого его следует беречь от тления, пока не будет сооружен крематорий. Он добавил, что «считает своевременной и необходимой идею введения кремации в России вообще»[521]. Однако, по словам Бонч-Бруевича, идея набальзамировать останки Ленина и выставить их на постоянное всеобщее обозрение «быстро охватила всех, была всеми одобрена»[522]. Бонч-Бруевич был неправ, утверждая, что кроме него самого и семейства Ленина у идеи бальзамирования нет противников. На заседании Политбюро осенью 1923 г. Троцкий, Каменев и Бухарин также высказались против мумификации. После смерти Ленина никто из них не заявил публично о несогласии с намерением набальзамировать тело вождя. Однако Бухарин нашел возможность осудить подобное обращение с останками Ленина. Этому предмету «Правда» посвятила значительно меньше публикаций, чем «Известия»; соответствующие статьи объемом значительно уступали известинским и не попадали на первые полосы. Но 30 января все три крупнейшие газеты опубликовали пространную статью Зиновьева, посвященную траурным дням, где автор высказывался в пользу бальзамирования: «Как хорошо, что решили хоронить Ильича в склепе! Как хорошо, что мы вовремя догадались это сделать! Зарыть в землю тело Ильича — это было бы слишком уж непереносимо»[523]. Каким образом партийные руководители приняли соответствующее решение, навсегда осталось тайной: власти не обнародовали протоколов совещаний, которые обрекли Ленина на уникальную по тем временам участь. Единственное объяснение, предназначенное для общественности, появилось в средствах печати в середине июня 1924 г. Бальзамирование было произведено профессором Московского университета А. Абрикосовым, которому была поставлена задача сохранить тело Владимира Ильича на ближайшее время до предания его земле… Всем памятны дни, когда сотни тысяч людей при 28 гр. В течение трех суток беспрерывно был открыт допуск в Дом Союзов, но этот срок оказался недостаточным для значительной части населения Москвы. Затем правительством было принято решение не предавать тело Владимира Ильича земле, а поместить его в Мавзолее и продлить доступ желающим»[524]. Разумеется, на тех, кто решил сохранить тело Ленина и выставить его на обозрение, в немалой степени повлиял громадный наплыв народных масс во время церемонии прощания с покойным. В качестве реликвии, Ленину предстояло утверждать законность Советской власти и вдохновлять покорное ей население. Бонч-Бруевич примирился с этой идеей из-за политических преимуществ, которые она сулила.

Как хорошо, что мы вовремя догадались это сделать! Зарыть в землю тело Ильича — это было бы слишком уж непереносимо»[523]. Каким образом партийные руководители приняли соответствующее решение, навсегда осталось тайной: власти не обнародовали протоколов совещаний, которые обрекли Ленина на уникальную по тем временам участь. Единственное объяснение, предназначенное для общественности, появилось в средствах печати в середине июня 1924 г. Бальзамирование было произведено профессором Московского университета А. Абрикосовым, которому была поставлена задача сохранить тело Владимира Ильича на ближайшее время до предания его земле… Всем памятны дни, когда сотни тысяч людей при 28 гр. В течение трех суток беспрерывно был открыт допуск в Дом Союзов, но этот срок оказался недостаточным для значительной части населения Москвы. Затем правительством было принято решение не предавать тело Владимира Ильича земле, а поместить его в Мавзолее и продлить доступ желающим»[524]. Разумеется, на тех, кто решил сохранить тело Ленина и выставить его на обозрение, в немалой степени повлиял громадный наплыв народных масс во время церемонии прощания с покойным. В качестве реликвии, Ленину предстояло утверждать законность Советской власти и вдохновлять покорное ей население. Бонч-Бруевич примирился с этой идеей из-за политических преимуществ, которые она сулила. В решении превратить гробницу Ленина в святыню главную роль сыграли политические соображения. Но благодаря чему эта идея возникла? На этот сложный вопрос не существует однозначного ответа, но, учитывая обстоятельства, можно вычленить четыре ее предполагаемых источника: открытие гробницы египетского фараона Тутанхамона за год и три месяца до смерти Ленина; русская православная традиция, по которой нетленность останков служит свидетельством святости; влияние на большевистскую интеллигенцию философии Федорова, который видел спасение человека в воскресении во плоти; и, наконец, движение богостроительства в рамках большевизма, вознамерившееся сделать большевизм новой религией: один из главных его сторонников, Леонид Красин, осуществлял надзор за бальзамированием. Прямые указания на связь между гробницами Ленина и Тутанхамона отсутствуют, однако не следует забывать, что известие о том, что в Луксоре в 1922 г. В 1923 г. Туристы толпами устремлялись в Луксор. Наблюдать за наиболее важными этапами раскопок приглашались члены королевских семей[526]. По всему миру бизнесмены принялись за изготовление тканей и обуви по образцу найденных в гробнице[527]. Когда лорд Карнарвон, организатор раскопок, умер весной 1923 г. К моменту смерти Ленина бинты, в которые была закутана мумия, еще не сняли, однако публика была оповещена о намерении археологов изучить мумию, и предстоящему событию было посвящено немало статей. Внимание многих читателей, в том числе и советских, имевших доступ к западной прессе, было привлечено к загадочным свойствам тела, которое не истлело за три тысячелетия. Таким образом, решение сохранить тело Ленина и поместить его в роскошный Мавзолей могло быть принято не без влияния этой недавней археологической сенсации. Косвенно намекал на египетскую находку Юрий Стеклов, который сравнивал похороны Ленина с похоронами «основателей великих государств древности», вместе с которыми в могилы опускали и их рабов. Тела царей скрывали в замысловатых лабиринтах, объяснял он, чтобы «подавленные массы» не осквернили их могил[529]. Когда 1 августа 1924 г. Мавзолей с набальзамированными останками Ленина был открыт для посещений, один их специалистов, осуществивших бальзамирование, в газетном интервью прямо сравнил свою работу с трудом древнеегипетских коллег. Можно только гадать о том, насколько повлияла египетская находка на посмертную судьбу тела вождя. Роль русской религиозной традиции более очевидна. В предложении, высказанном Сталиным в 1923 г. Сталин учился в свое время в духовной семинарии в Тифлисе, поэтому идея сохранить тело Ленина нетленным пришла ему в голову не случайно. Но хотя Сталин в разговоре с другими членами Политбюро поддержал эту мысль, он все же счел нужным сослаться на неких провинциальных товарищей, имена которых назвать не пожелал. Кто были эти провинциальные товарищи, так никто и не узнал, однако Константин Мельников, архитектор, автор проекта саркофага Ленина, говорил позже, что «общая идея» вечного хранения и публичной демонстрации тела вождя принадлежала Леониду Красину[530]. Красин перенял веру Богданова в физическое бессмертие, а возможно, воспринял и идеи Федорова, который соединил веру в Христа с верой в человеческое общество и чудодейственную силу техники. Так же Красин верил, что в будущем станет возможным воскресение человека во плоти.

В мавзолее осталось лишь 20% Ленина: нет пальца, ног, части туловища

В оставленном Щусевым описании первого временного склепа говорится, что "планировка мавзолея была рассчитана таким образом, чтобы создать график движения, обеспечивавший беспрерывный пропуск значительных масс народа без образования встречного потока", для чего были сделаны две двери. Входя, люди должны были спускаться по лестнице, ведущей в центральный зал с гробом и, обходя его кругом, подниматься по такой же лестнице, ведущей к выходной двери. Для утепления мавзолея было решено выстлать пол, стены и потолок центрального зала двойными досками со слоем чистых опилок между ними. Девятов указал, что "до того, как к бальзамированию приступила группа профессоров во главе с Воробьевым, предполагалось сохранять тело Ленина при помощи выписанной из-за границы холодильной установки".

Эта установка должна была монтироваться в Сенатской башне, к которой из временного мавзолея прорывали тоннель-воздуховод. Мавзолей номер два К началу февраля Щусевым был разработан увеличенный по размерам, усложненный по форме, более богатый по оформлению и цветовому решению проект деревянного Мавзолея. Его строительство началось в марте и завершилось в конце мая 1924 года, он открылся 1 августа 1924-го из-за затянувшихся работ по бальзамированию тела.

Щусев писал: "В марте 1924 года мне было поручено, не меняя основной конструкции мавзолея, придать ему монументальную архитектурно-художественную форму. Предстояло создать из дерева монументальное сооружение на Красной площади и вложить в него архитектурную идею, достойную имени того, чью бессмертную память оно должно было увековечить. Это было делом нелегким".

Поэтому в проекте предлагалось произвести "обстройку" временного мавзолея, которая значительно изменила его очертания, создать трибуны по двум сторонам от него. Архитектор объяснял, что "основная тема Мавзолея - куб, символ вечности". Объем сооружения из архангельской сосны увеличился до 1 300 куб.

Из небольшого вестибюля посетитель поворачивал налево и по лестнице спускался в траурный зал, и, обойдя с трех сторон саркофаг, поднимался по лестнице к боковому выходу. По воспоминаниям Збарского, "траурный зал второго Мавзолея был оформлен в принципе так же, как во временном склепе, но он стал более монументальным". В зале стояли знамена, стены были декорированы красной и черной материей, которую позже заменили клеенкой под кожу.

Ленина на Красной площади". Учитывая это, а также то, что образ выстроенного в 1924 году мавзолея прочно вошел в сознании людей, было принято решение не меняя архитектурной композиции деревянного здания воспроизвести его в долговечном строительном материале. Проектирование было вновь поручено Щусеву", - рассказал Девятов.

Сам Щусев признавался: "Временная постройка стала популярна настолько, что через пять лет я ее повторил целиком в граните".

Значительную часть материала для нее он собрал во время интервью с российскими учеными, работающими в «ленинской лаборатории», как Юрчак называет этот институт. Он уже опубликовал работу по этому проекту в журнале Representations, а ранее издал книгу «Everything Was Forever, until It Was No More: The Last Soviet Generation» Все было навсегда, пока не закончилось: последнее советское поколение. Когда в январе 1924 года умер Ленин, большинство советских руководителей выступили против идеи сохранения его тела, полагая, что его надо выставить временно для прощания. Многие думали о похоронах на Красной площади в Москве. Но благодаря холодной зиме выставленное на всеобщее обозрение тело Ленина почти два месяца пребывало в хорошем состоянии, когда огромные толпы людей приходили отдать дань памяти Вождю. У руководства страны было время для того, чтобы подумать о сохранении тела на более длительный период. Чтобы избежать любой ассоциации ленинских останков со святыми мощами, была распространена информация о том, что сохранять и поддерживать тело Ленина будет советская наука. Руководство страны со временем дало согласие на экспериментальную методику бальзамирования, разработанную анатомом Владимиром Воробьевым и биохимиком Борисом Збарским.

Первый эксперимент по бальзамированию длился с конца марта по конец июля 1924 года. Данная работа осложнялась тем, что врач, проводивший вскрытие Ленина, перерезал главные артерии и прочие кровеносные сосуды. Если бы кровеносная система была цела, ее можно было бы использовать для доставки бальзамирующих жидкостей в разные участки тела. Исследователи из «ленинской лаборатории» со временем разработали методику микроинъекций, доставляя при помощи отдельных игл разные бальзамирующие вещества к определенным частям тела, прежде всего, туда, где уже были порезы и шрамы от прежних хирургических вмешательств, говорит Юрчак. Они также создали двухслойный резиновый костюм, позволяющий сохранять тонкую пленку бальзамирующей жидкости на теле Ленина, когда оно выставлено на всеобщее обозрение. Поверх резинового костюма надет обычный костюм. Тело заново бальзамируют через год. Этот процесс включает его поочередное погружение в растворы глицерина, формальдегида, уксуснокислого калия, уксусной кислоты, в спирт, в перекись водорода и ацетат натрия.

Люди прибывали из всех уголков страны, их количество не уменьшалось. Когда наступила весна — ситуация стала критической. Тело стало проявлять первые признаки разложения, необходимо было предпринимать какие-то действия. Споры о захоронении С каждым днем тело разлагалось все больше, и было предложено его похоронить. Но тут возникли споры. Некоторые участники обсуждения выдвинули идею забальзамировать тело Владимира Ильича, как напоминание о том, что его идеи бессмертны. Бальзамирование Ленина После долгих обсуждений приняли решение не предавать земле тело вождя. Тогда перед учеными встала непосильная задача — как сохранить мощи Владимира Ильича? Бальзамирование поручили биохимику Борису Збарскому и профессору Владимиру Воробьеву. От тела Ленина ничего не осталось?

Академик Илья Збарский был «телохранителем» вождя 18 лет, он помнит, как происходил процесс. Купание в специальном растворе, замена одежды и частей тела, поиски нужных препаратов и другие сложности часто возникали у обслуживающего персонала, особенно во время войны. Что Ленин говорил о своем захоронении: пожелания вождя Состояние Ленина в 1923 году после инсульта. Состояние Владимира Ильича сильно ухудшилось с 1922 года после первого инсульта. Потом они стали повторяться. Переезд в Горки был вынужденной мерой, став позже его постоянным и последним местом жительства. Ушел из жизни вождь пролетариатов 21 января 1924 года, но новость об этом была распространена только на следующий день. Тело Ленина привезли поездом в Москву, чтобы люди могли попрощаться с ним. Еще до того, как Ленин умер, обсуждался вопрос о сохранении его тела как лидера нации. Об этом высказывался И. Сталин, но нашлись те, кто был против, зная предпочтения вождя. Троцкий утверждал, что Владимир Ильич предпочел бы быть кремированным, чем выставлен на всеобщее обозрение. Ленин хотел быть похороненным рядом со своей матерью на Волковском кладбище в Петрограде. Отношение большевистской власти к религиозным мощам и церкви Отношение большевиков к церкви и ее святыням. Отношение большевиков к сакральным церковным вещам показывает их отношение к святыням, и вместе с тем они возводят свой мавзолей. Разоряя храмы, безжалостно уничтожали раки с мощами, забирали все ценное, избавляясь по-хамски от содержимого. Надругательство над мощами Саввы Сторожевского, который основал монастырь в XIV веке, вызвал бунт среди верующих. Но это не останавливало отряды ВЧК. Борясь с церковным влиянием, большевики старались своими поступками осквернить все, что считалось святым. Они могли выпить церковное вино, забирали хлеб у монахов и драгоценности из церковного реквизита, которые иногда бесследно исчезали. Таким образом было разгромлено 63 священные раки с мощами святых в разных городах России. Как было принято решение о бальзамировании вождя: дискуссии и желание оживить Первый мавзолей был деревянный, построенный в 1924 году, а в 1930 году его перестроили. Первое бальзамирование тела Ленина проводилось по обычной стандартной технологии, которая позволяла сохранить его несколько дней, до того момента, когда останки предадут земле. Этим занимался Алексей Абрикосов, но на высшем уровне строились другие планы и велись жесткие дискуссии. Для захоронения было выбрано место на Красной площади, на котором временно построили деревянный мавзолей для удобства прощания с Лениным большого количества людей.

Вечно живой. Кто и как бальзамировал Ленина

В процессе вскрытия черепной коробки Ленина его лечащий врач Отфрид Фёрстер, светила мировой нейрохирургии, описал для Акта. Тогда же появилась идея сохранить тело Ленина нетленным с помощью бальзамирования как символ международного коммунистического движения. Вера Понкратенкова бальзамировала Ленина и провожала в последний путь Сталина. Бальзамированное тело Владимира Ленина в траурном зале Мавзолея Фото: Олег Ласточкин / РИА Новости.

Живее всех живых: как удалось сохранить тело Ленина

Советская Россия образца 1924 года всё ещё оставалась христианской. Даже обычная кремация была практически неизвестна в стране и очень долгое время не приживалась, несмотря на все пропагандистские усилия существовало даже «Общество развития и распространения идеи кремации», которое разъясняло все плюсы огненного погребения. Что уж говорить про такие диковинные вещи, как бальзамирование. В дореволюционной России существовал прецедент с бальзамированием, знаменитый хирург Николай Пирогов завещал своему ученику забальзамировать его по разработанной им же методике. Поэтому очевидно, что идея сохранения тела Ленина принадлежала людям из верхушки партии. При этом поначалу вопрос о сохранении тела на постоянной основе не ставился, планировалось только как можно более долгое продление «срока хранения». Поэтому при повторном обсуждении активных противников сохранения тела как осенью 1923 года уже не было, тем более что на этот раз аргументы противников могли быть использованы против них в борьбе за власть А почему товарищ против сохранения тела нашего любимого вождя? Зачем он хочет уничтожить тело нашего дорогого Ленина? Может, он вообще не марксист-ленинист?

Против были только вдова Ленина Надежда Крупская и родственники вождя. Вдова написала в политбюро слёзное письмо: «Большая у меня просьба к вам, не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. Однако тело Ленина уже стало важным элементом борьбы за власть, поэтому к вдове Ильича никто и не подумал прислушиваться. Впрочем, политбюро отрядило Николая Бухарина, чтобы он побеседовал с Крупской и успокоил её, объяснив, что речь идёт лишь об отсрочке похорон Ленина на месяц-другой, чтобы как можно большее число людей смогло попрощаться с вождём пролетариата. Борьба за тело Однако никакой ясности с тем, как сохранить тело Ильича, не было. Поначалу предполагалось его заморозить. Главным инициатором этой идеи был Леонид Красин.

Он настаивал, что тело надо непременно заморозить. Сам он верил, что в будущем наука достигнет такого уровня развития, что сможет воскрешать замороженные тела. А кроме того, это был единственный надёжный способ сохранить тело на долгий срок — при условии постоянного поддержания низкой температуры. Аргументы в пользу замораживания, представленные Красиным, получили одобрение, и было решено приобрести за границей в Германии достаточно дорогостоящее оборудование. Была создана специальная «тройка», ответственная за решение всех важнейших вопросов, связанных с телом вождя. В её состав вошли Красин, Молотов и Бонч-Бруевич. Одновременно начались эксперименты с замораживанием тел и наблюдением за их сохранностью. Тела предварительно пропитывали формалином и глицерином и замораживали, руководили этими опытами Дешин и Абрикосов.

Кроме того, Абрикосову было поручено наблюдение за телом вождя, находившимся в деревянном мавзолее. Холодная погода частично способствовала сохранению тела, однако во время похорон Ленина на улице было минус 35 градусов, а потом значительно потеплело и Ленин «оттаял», из-за чего с его телом произошли некоторые нежелательные изменения, о которых Абрикосов сигнализировал наверх. Всё уже было готово к замораживанию Ленина, оборудование должно было прибыть со дня на день, но неожиданно в борьбу вмешался биохимик Збарский. Он узнал, что ведутся эксперименты по сохранению тела Ленина, и понял, что ему выпал один шанс на миллион. Если бы ему действительно удалось сохранить его и таким образом стать своеобразным хранителем тела Ленина, это означало бы, что его лаборатории и институты всегда будут получать снабжение по высшему разряду, что сам он будет открывать двери в Кремль ногой, а также то, что его благополучно минуют все репрессии и угрозы. Збарский был знаком с харьковским анатомом Владимиром Воробьёвым, который ещё до революции демонстрировал уникальные возможности по консервации тел, и решил привлечь его к работе.

Сторонники этого были в Совете Федерации и Госдуме. Но единороссы отозвали свои подписи, ссылаясь на своего морального лидера Владимира Путина, подчеркнувшего необходимость консенсуса в обществе, рассказали историки.

По их мнению, Ленин остаётся в Мавзолее из-за решающей позиции президента РФ. Он ещё в 2019 году заявил : тело Ленина «не нужно трогать, во всяком случае до тех пор, пока есть... Борьба с Ильичом — борьба с Россией? Ленин — уникальный биополитический феномен, считает кандидат социологических наук Иван Суслов. По его мнению, Ленин — один из немногих исторических деятелей, если вообще не единственный, физическое тело которого и после смерти продолжает обладать политическими смыслами. Более того, с мумией Ленина «оппоненты продолжают политический диалог, яростно требуя повторной смерти вождя мировой революции», а она приобретает «функции защитника эпохи социализма», обратил внимание социолог. На постсоветском пространстве Ленин «ассоциируется с защитником русского мира и проводником влияния России», продолжил Иван Суслов. Он напомнил слова кинорежиссёра Карена Шахназарова: «Когда ломают статуи Ленина, в этом есть что-то антирусское».

Поэтому борьба с российским влиянием приобретает форму борьбы с каменными копиями тела вождя мирового пролетариата, полагает Иван Суслов. В связи с эскалацией американской борьбы c неправильными памятниками летом 2020 года в западных медиа повысился интерес к исторической политике российских властей, отказавшихся от выстраивания единого нарратива повествования — прим. Таким образом, один из пиков упоминаний Ленина в июне 2020 в западных медиа пришёлся на апогей американской борьбы с историческими деятелями, не вписавшимися в актуальную BLM-повестку», — подчеркнул кандидат социологических наук.

Однако после смерти Ленина никто из них открыто против бальзамирования уже не высказывался. Первоначально сберечь тело Владимира Ильича решили, поскольку желающих проститься с ним после смерти не становилось меньше. Люди выстраивались в километровые очереди. Для тела соорудили деревянный мавзолей.

Стояли очень сильные морозы и форма некоторых частей лица Ленина стала меняться.

Первоначальное бальзамирование тела Ленина было проведено профессором Алексеем Абрикосовым, известным патологоанатомом и заведующим кафедрой патологической анатомии Сеченовского Университета. Рассматривался и метод замораживания, однако в конечном итоге было решено провести бальзамирование. Для процедуры бальзамирования была создана резиновая ванна на заводе «Каучук». Воробьев и Збарский использовали модифицированный метод бальзамирования Николая Мельникова-Разведенкова, работавшего на кафедре Сеченовского университета в конце XIX века, чтобы обеспечить возможность бальзамирования всего тела, а не только отдельных органов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий