Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года. Для чеченцев и ингушей дата 23 февраля связана с трагическими событиями.

«Помним и не забудем». Хабиб почтил память депортированных чеченцев и ингушей

В этих документах оценивается роль местного населения в остановке наступления немцев и сопротивлении захватчикам, которые в течение примерно двенадцати недель оккупировали только северо-запад республики, вся Чечено-Ингушетия оккупирована не была. Фактически, многие ингуши и чеченцы служили в Красной Армии или принимали активное участие в партизанских движениях. Сотрудник факультета социальных наук Американского университета Ирака в Сулеймани и кандидат наук Джонатан Отто Поль, исследующий историю национальных меньшинств в СССР, склоняется к тому , что официальное обоснование советского руководства массовой высылки вайнахов как «За коллективную измену» имеет мало общего с реальностью и депортацию ингушей, чеченцев и балкарцев следует рассматривать как расовую дискриминацию и геноцид согласно интерпретации Международного права. Он также считает, что тезис о массовом сотрудничестве, сформулированный советским режимом для оправдания депортации, был всего лишь уловкой, мифом, изобретенным для оправдания сталинской национальной политики. Но истинные причины депортации остаются спорными и неизученными, ввиду того, что в госархивах до сих пор не рассекречены документы об этом преступном акте. Но все же в своем исследовании Джанатан Отто Поль склоняется к тому, что причиной депортации стала непокорность этих народов и трудности с их советизацией. По его мнению, сталинский режим использовал войну как прикрытие и повод для того, чтобы наказать чеченцев и ингушей за их прошлое сопротивление и предотвратить любые их дальнейшие повторения в будущем. Реабилитация Чеченцы и ингуши провели в ссылке долгих 13 лет, в течение которых многие погибли от холода и голода, а юридические права оставшихся в живых жестко нарушались. В 1957 году Никита Хрущев подписал указ о реабилитации жертв политических репрессий. Многие чеченцы и ингуши начали возвращаться на Родину.

Но и тут вайнахи оказались дискриминированы больше многих остальных депортированных, поскольку их административно-государственная реабилитация восстановление национальной государственности не была подкреплена реабилитацией территориальной восстановлением границ национальных автономий на момент депортаций. Иными словами, Чечено-Ингушетия была восстановлена, но не в том виде и не в тех границах, какой она была до депортации населения. Впоследствии это обернулось еще одной этнической чисткой ингушей, на этот раз в Пригородном районе Северной Осетии, который до депортации был ингушским. В Ингушетии, вопреки недовольству населения, на мемориале памяти и славы 23 февраля традиционно отмечаются две даты: День защитника Отечества и День памяти и скорби. На телевидении программы о депортации подвергаются жесткой цензуре, не приветствуются рассказы очевидцев о жестокости солдат Красной Армии и сотрудников НКВД к депортированным. В 2018 году на митинге в Ингушетии во время выступления представителей общественных организаций на тему Дня памяти и скорби представители власти включили громкую военную музыку, но кто-то из толпы перерезал провода и общественники смогли продолжить выступление. В Чечне в 2011 году день памяти и скорби был перенесен с 23 февраля на 10 марта.

Мы всегда будем помнить о жертвах той ужасной трагедии», — говорится в обращении главы Чечни Рамзана Кадырова, которое зачитали на митинге. В Ингушетии в 20 мечетях разных населенных пунктов прошли мовлиды молитвы , которые были прочтены в память о тех, кто погиб во время депортации народа. В общем, в религиозных мероприятиях в регионе приняли участие более 3 тысяч человек», — рассказал ТАСС руководитель нацфонда Ахмед Цороев. По его словам, в рамках акции фондом было закуплено и забито 13 голов крупного рогатого скота.

По нужде справлялись прямо в вагоне, поскольку поезд останавливался очень редко. И многие, кто стеснялся делать это при всех, умирали от разрыва мочевого пузыря. Но, конечно, депортировать жителей горных районов, было гораздо сложнее. Хутора и аулы были сильно разбросаны по большой территории, а приказ от высшего руководства был однозначным: не оставлять на местах никого. Потому одним из самых известных и трагичных решений стал инцидент, когда были сожжены и расстреляны 700 человек. По мнениям историков есть несколько версий причин выселения. По официальным данным НКВД, депортировали народы за сотрудничество с немецкими войсками и дезертирство.

У нас очень стыдливые женщины, а в то время они в два-три раза стыдливее были. Я ребенок, меня можно было в туалет отвести, а женщин очень много погибло от разрыва мочевого пузыря. Стеснялись люди, стыд тогда еще был в законе». Из них старик и мальчик были заколоты штыками. В хуторе Амки Галанчожского района оставалось после переселения пять женщин-старух, которые по состоянию здоровья не могли следовать на пункты сбора. Рапорт начальника Галанчожского оперсектора Алексея Гранского заместителю наркома государственной безопасности Богдану Кобулову. В соседнем вагоне старушка умирала. И у нее был единственный сын. Она была, наверное, в беспамятстве и твердила, что хочет молока. На одной из остановок ее сын взял солдатский котелок и побежал на станцию. Где-то он купил это молоко. Я хорошо помню тот котелок, сейчас военные котелки вроде сплющенные, а тогда они были круглые, алюминиевые, белые. Мужчина был в полушубке, в левой руке у него был котелок. Поезд уже двинулся, и он бежал. Очень он старался догнать наш вагон. Дверцы вагона еще не были закрыты, в них стоял солдат, и я сквозь него видел, как этот человек бежит. И когда солдат понял, что мужчина нас уже не догонит, он выстрелил. Я помню, как плеснуло молоко, — очень часто мне это снится. И он растянулся на снегу. Это был рядовой случай. Бывали случаи смерти. Особенно много умирало людей, выселенных с гор. Это абсолютно вольные люди, их затолкали, как мух, в коробочку, и они не выдерживали. Медицинской помощи нам не оказывали, не было ни одного врача ни в одном вагоне. Но в отчетах НКВД санитарный час обозначался. На каждой станции, когда поезд на 15—20 минут останавливался, входили солдаты и проверяли, нет ли умерших. Люди скрывали, потому что надеялись предать тела земле по-человечески там, куда прибудут. У одного мужчины умерла мать, он положил ее к стенке, прикрыл одеялом, а сам лег к ней спиной — надеялся, что ее не найдут. Солдаты отобрали у него тело матери и выбросили в снег. С нами не нянчились: малейшее недоразумение и несогласие — расстрел. Конечно, везти трупы две-три недели невозможно. На больших станциях их сгружали на пол, а на малых, где не было помещений, родственники зарывали тела прямо в снег. Обязательно читали молитву, но уже потом, в поезде». Крайне неудовлетворительно проводится раздача скота, а розданный скот из-за отсутствия работы многие спецпереселенцы режут и продают. В ряде районов заготовка местных стройматериалов, строительство и ремонт жилдомов прекращены». От Челябинска 100 км. Мой отец был столяр по профессии. Он долго болел туберкулезом и впоследствии от этой болезни умер. Но работал он до последнего дня.

Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории

Но они это все прошли достойно, и дай Аллах, чтоб такое больше никогда не повторялось", - подписал изображение Нурмагомедов. Он заявил, что боль депортации никогда не сотрется из памяти потомков, но отметил необходимость двигаться вперед и занять "достойное место в братской семье народов и регионов России". Депортация чеченцев и ингушей с территории Чечено-Ингушской АССР и прилегающих к ней районов в Казахстан и Кыргызстан происходила в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. В ходе операции "Чечевица", по разным оценкам, было выселено от 500 до 650 тысяч чеченцев и ингушей.

Их всех собрали на центральной площади. Мужчин и женщин разделили. При попытке сопротивления или побега мужа или жену того, кто не подчинялся, должны были расстреливать. То есть было оказано еще и психологическое давление. Поэтому выселение прошло без массового сопротивления.

Потом следует понимать, что на дворе было 23 февраля, это горы Чечни, высота 2-3 тыс. Один из пунктов приказа гласил, что в случае невозможности транспортировки местного населения следует физически его уничтожать. То есть расстреливать. И это было самым удобным вариантом для солдат. В этот день тысячи чеченцев были расстреляны. В селении Хайбах — это было признано и советскими, и российскими историками — были заживо сожжены порядка 800 с лишним человек. Среди них: мужчины, которые были больны, нетранспортабельны, беременные женщины, старики, которые не могли сами передвигаться. И просто сожгли.

Целые ущелья были забиты трупами чеченцев, их сбрасывали туда, чтобы не возиться. Этот день был один из самых трагических. Вместо объявленных двух дней чеченцы добирались практически месяц до мест расселения. За это время погибли еще тысячи и тысячи людей. Их просто выбрасывали из вагонов. Мертвых не разрешали хоронить. И что потом стало с их трупами - никто не знает. Эту дорогу из Грозного в Казахстан по сегодняшний день чеченцы называют «дорогой смерти».

Люди гибли из-за голода и холода. Это были вагоны для скота. В них не было ни окон, ни туалетов, ни тепла. В каждом вагоне было около 45 человек. Еды не было, потому что люди сумели взять какие-то продукты всего на пару дней.

Максимов обнаружил в конце 20-х гг. Он даже приводит из нее отрывок [13, c. Сведения о подобных источниках относительно этногенеза чеченцев приводит и Н. Белозерская [2, c.

Почему же эти бесценные источники оказались недоступны современным исследователям? Как известно, 23 февраля 1944 г. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них. Ничто не должно было напоминать о том, что такие народы вообще существовали на земле. По этому приказу уничтожались тептары рукописи чеченцев об их истории и происхождении, редкие книги и архивы, записи фольклорных текстов, практически любая литература и периодические издания с упоминаниями чеченцев и ингушей, в горах взрывались средневековые башни, гробницы и святилища, с землей сравнивались кладбища, а надгробия с надписями разбивались и использовались для строительных работ. С исторических карт исчезли все упоминания о чеченцах. Были изменены все топонимические названия. По свидетельству очевидцев, чеченские тептары грузовиками свозились в центр Грозного и здесь прилюдно сжигались. Так были уничтожены все письменные источники об этнографии и этнической истории чеченцев и ингушей.

В результате этих сталинских репрессий культуре чеченцев был нанесён огромный, непоправимый вред [4, c. Видимо, освоение нахами нахчи древнее название предков чеченцев и ингушей равнины и гор современной Чечни и близлежащих районов происходило почти одновременно, но не позднее конца II-го тысячелетия до н. Древнеармянские источники называют нахов нахчматьянами. Видимо, отсюда и произошло самоназвание чеченцев — нохчи. Профессор В. Виноградов, один из ведущих археологов-кавказоведов, считал, что чеченцы, наравне с другими северокавказскими народами, были носителями кобанской культуры конец II — I тысячелетие до н. Виноградов [5, c. Ещё более определеннее высказывается Г. Гумба, который отмечает, что версия археологов о возможном нахском облике кобанской культуры подтверждается данными письменных источников, и более того, сама постановка вопроса о связи нахского этноса с кобанской археологической культурой не только правомерна, но давно уже подготовлена развитием всей кавказоведческой науки [9, c.

По мнению профессора Г. Гумбы, в I-м тысячелетии до н. При этом границы страны нахов у грузинского историка Леонтия Мровели и у армянского географа в «Ашхарацуйце» полностью совпадают: на западе — Приэльбрусье и верховье Ингури, на юге — Эгрисский и Рачинский хребты, северные отроги Лихского хребта, Цилканские Дурдзукские, Сарматские ворота у Жинвали. К сожалению, ни армянский, ни грузинский источники не дают никакой информации о северных рубежах древней страны нахов [9, c. Многие видные советские учёные-кавказоведы, а сегодня и российские, доказывают, что чеченский народ сформировался на современной территории Чеченской Республики в глубокой древности. Алексеев пишет: «Сопоставляя антропологические наблюдения с изолированным положением вайнахских языков и многими чертами культуры вайнахских народов, свидетельствующими о ее глубокой древности, можно сформулировать два положения: а предки вайнахских народов заняли современный вайнахский ареал, наверное, еще до эпохи бронзы; б они развивались при значительном влиянии изоляции интенсивного приспособления к географическим условиям и климату высокогорья» [1, c. Рауф Мунчаев полагает, что начало процесса этнокультурного развития нахов чеченцев относится к ранней бронзе III тысячелетие до н. Профессор Г. Гумба, опираясь на многие источники, в первую очередь древнеармянские и древнегрузинские, пишет, что на Центральном Кавказе с середины I-го тысячелетия до н.

По его мнению, даже в «III-м в. Территория нахов-нахчматьян постоянно подвергалась нападениям различных кочевых народов — киммерийцев, скифов, сарматов, алан, гуннов и др. Ослабленное этими нападениями нахское государственное объединение распалось после того, как оно было разгромлено в результате похода селевкидского царя Антиоха III около 212—209 гг. После этого, в результате новых нападений различных завоевателей, прежде всего кочевников, нахи стали отступать к современным границам Чечни, теряя подконтрольные территории, свое влияние на Центральном Кавказе. О том, что чеченцы в древности играли большую роль на Кавказе, пишет и Ф. Тотоев: «Древняя жизнь чеченцев представляет для исследователя много загадочных, порой, неразрешимых вопросов, — пишет он. В кавказоведении давно сложились и сегодня существуют два направления о происхождении чеченцев. Согласно одному из них, чеченцы — это потомки племен, в глубокой древности переселившихся из Передней Азии на Кавказ, наследники великих культур Востока — хеттской, шумерской и т. Направление это возникло еще в ХIХ в.

Услар, К. Туманов, И. Джавахишвили, Н. Марр и др. И сегодня есть немало ученых, придерживающихся этой точки зрения, имеющей, безусловно, под собой очень серьезные аргументы, прежде всего, в области языковых параллелей, а также общности или близости этнонимов и топонимов Передней Азии и чеченцев. Но более многочисленны представители второго направления в кавказоведении, утверждающие, что чеченцы нахи, нахчматьяне — это коренное, аборигенное население Северного Кавказа, у которых были очень тесные торговые и культурные связи с Передней Азией и Закавказьем. Более того, из этих районов на Северный Кавказ постоянно переселялись различные племена, которые, сыграв определенную роль в этнокультурном развитии нахов, впоследствии растворились в местной этнической среде [6, c. Так, Г. Гумба пишет: «… Несмотря на все более отчетливо выявляющееся близкое этноязыковое родство нахов и хуррито-урартов, вряд ли было бы правомерно рассматривать нахские народы как едва ли не прямых потомков хуррито-урартов и проводить прямую связь между ними и населением Урартского царства, как это иногда представляется в литературе» [9, с.

Еще раньше в подобном же ключе высказывался и выдающийся археолог-кавказовед, член-корреспондент РАН Р. Мунчаев: «В последнее время ряд ученых стремится доказать, что культура или культуры раннебронзового века Северного Кавказа создана пришельцами из Ближнего Востока, с одной стороны, а с другой — из Западной Европы. Другими словами, речь идет о том, что в эту эпоху на Северном Кавказе обитали и семиты, и индоевропейцы, а также по одной из версий и тюрки, то есть представители трех крупных языковых семей, исключая, как видим, кавказскую. Разумеется, такого в действительности не могло быть.

Мертвых не разрешали хоронить. И что потом стало с их трупами - никто не знает. Эту дорогу из Грозного в Казахстан по сегодняшний день чеченцы называют «дорогой смерти». Люди гибли из-за голода и холода. Это были вагоны для скота. В них не было ни окон, ни туалетов, ни тепла. В каждом вагоне было около 45 человек. Еды не было, потому что люди сумели взять какие-то продукты всего на пару дней. На вторую неделю люди просто начали умирать с голода в дороге. Погиб почти каждый второй чеченец. К примеру, в моей семье у бабушки было 9 детей, которых она вывезла. Из них вернулось только трое. Погибли целые семьи, потому что они не смогли выжить в тех условиях, куда их привезли. Это была трагедия. И какая компенсация выплачивается сейчас чеченцам, подвергшимся депортации? Большинство людей отказалось ее принять. Представьте себе, что люди потеряли своего отца, мать, сестру, брата или ребенка, а им российское правительство сейчас предлагает взять 10 тыс. Этой компенсацией они предлагают закрыть эту тему. Реабилитация была болезненной. Запрет на возвращение чеченцев был снят не потому, что Хрущев проявил гуманность, а под нажимом международного сообщества. Чеченская диаспора за рубежом — в Иордании, Турции, в других арабских государствах — устраивала митинги и шествия. Люди стояли перед ООН сутками, чтобы показать, что есть такая трагедия, что есть выселенный народ. Именно из-за боязни, из-за нежелания все время крутиться вокруг этой темы, чеченцам было разрешено вернуться. И что получили чеченцы обратно? Они вернулись, а их дома были все заняты беженцами из центральной части России и Украины, которым отдали их жилье. И люди жили неделями, месяцами в ожидании того, что освободят их дом.

Праздник со слезами на глазах - геноцид чеченцев и ингушей 23 февраля

Праздник 23 февраля, День защитника Отечества, для всех ингушей — день скорби, заявляет Всемирный конгресс ингушского народа (ВКИН) — международная организация, созданная в разгар митингов протеста в Магасе осенью 2018 года. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Для чеченцев и ингушей дата 23 февраля связана с трагическими событиями. Сегодня, 23 февраля, на рассвете начали операцию по выселению чеченцев и ингушей. В этом году чеченцы и ингуши решили вместе собраться в Страсбурге в трагический для своих народов день 23 февраля. Однажды на конференции в Норвегии, посвященной проблемам Чечни, оратор-чеченец начал бранить режим Дудаева.

В Чечне и Ингушетии 23 февраля – не День защитника отечества, а День памяти и скорби

Скот и зерно изымались с условием, что на новом месте все будет возмещено. Однако и тут обманули. Ссыльных направили преимущественно в районы Казахстана и Киргизии, где не имелось никаких условий для приема и размещения людей. Продовольствие, кров и работа не предоставлялись.

Вымирали семьями. Умерших в дороге от голода и болезней оставляли вблизи железнодорожных путей, в короткие промежутки остановок, так как конвоируемым запрещалось отходить от эшелона далее чем 5 метров. Более быстрому течению операции помешал обильный снег, выпавший 23 февраля.

Наркомат госбезопасности сообщал о «ряде безобразных фактов нарушения революционной законности, самочинных расстрелах над оставшимися после переселения чеченками-старухами, больными, калеками, которые не могли следовать». Задокументировано три расстрела неподчинившихся переселенцев в том числе восьмилетний мальчик в одном селении, убийство «пяти женщин-старух» в другом и «самочинный расстрел больных и калек до 60 человек» в третьем. Операция продолжалась до 9 марта 1944 года.

Было отправлено 180 эшелонов, 493 269 человек. Только в ходе их следования родилось 56 человек и умерло 1272. Хайбах В высокогорном ауле Хайбах разыгралась самая страшная трагедия 23 февраля 1944 года.

Из-за сильного снегопада жители аула просто не могли спуститься с гор, чем «срывали график» депортации. По приказу комиссара госбезопасности 3-го ранга Михаила Гвишиани впоследствии сват премьера Алексея Косыгина более 700 человек загнали в конюшню и сожгли заживо. Пытавшихся выбраться из охваченного пламенем строения расстреливали из пулеметов и автоматов.

Формулировкой для массовой казни стали слова «ввиду нетранспортабельности». В конце 1980-х генералом Степаном Кашурко, военным журналистом, занимавшимся розыском пропавших без вести солдат и офицеров, на берегу Десны были обнаружены останки погибшего 12 марта 1943 года разведчика 2-го гвардейского кавалерийского корпуса Бексултана Газоева. На его груди в непромокаемом пакете сохранилось неотправленное письмо матери, адресованное в Хайбах.

Однако на запрос журналиста ответили, что такого населенного пункта нет и никогда не было. Заинтригованный Кашурко лично выехал в Грозный, где первый секретарь обкома Доку Завгаев нехотя признал, что «при депортации сгорели люди», но «говорить и писать об этом запрещено». В 1991 году прокуратура возбудила уголовное дело по факту массового убийства людей.

Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя. Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение, из них около 10 тысяч составляли вайнахи. Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении. Помимо упомянутых, в республике также были сформированы 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений.

С ноября 1941 года в Грозном шло формирование 114-й Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии. В дивизию записалось на 600 человек больше добровольцев, чем полагалось по штату. Однако завершить её формирование не удалось: в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о ненаграждении отличившихся бойцов из их числа. В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе и Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно. Звания Герой Советского Союза были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были записаны чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. В наградных документах Хаваджи Магомед-Мирзаев был записан татарином, Ирбайхан Бейбулатов — кумыком, Хансултан Дачиев — осетином, Ханпаша Нурадилов — азербайджанцем, национальность Абухаджи Идрисова вообще не была указана.

После начала депортации представители репрессированных народов были демобилизованы из Красной Армии и направлены для работы в тыловых частях. Однако некоторым участникам войны удалось сфабриковать новые документы и остаться в действующей армии после депортации. Будущий Герой Советского Союза, командир кавалерийского полка Мавлид Висаитов остался в войсках и был одним из первых, кто встретился с американскими войсками на Эльбе. Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов. Ханпаша Нурадилов уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулемётов противника и лично взял в плен 12 фашистов. В апреле 1943 ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Снайпер Ахмад Магомадов в боях под Ленинградом уничтожил более 90 фашистов. Снайпер Махмуд Амаев уничтожил около 190 фашистов. Примерно 9 тысяч чеченцев и ингушей находились на службе в частях РККА в момент начала войны, и ещё 30-40 тысяч влились в её ряды в течение двух лет войны. В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии, из которых 270 были горцами. Один из них - сержант 333-го стрелкового полка Магомед Узуев - в первый же день войны взорвал себя гранатами в окружении атакующих немцев. В 1996 году ему было посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Для осуществления этнической депортации на несколько месяцев были привлечены десятки тысяч солдат и сотрудников НКВД. Для перевозки выселяемых было собрано более 15 тысяч вагонов и сотни паровозов, 6 тысяч грузовых автомобилей.

Однако завершить её формирование не удалось: в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о ненаграждении отличившихся бойцов из их числа. В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе и Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно.

Звания Герой Советского Союза были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были записаны чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. В наградных документах Хаваджи Магомед-Мирзаев был записан татарином, Ирбайхан Бейбулатов — кумыком, Хансултан Дачиев — осетином, Ханпаша Нурадилов — азербайджанцем, национальность Абухаджи Идрисова вообще не была указана. После начала депортации представители репрессированных народов были демобилизованы из Красной Армии и направлены для работы в тыловых частях. Однако некоторым участникам войны удалось сфабриковать новые документы и остаться в действующей армии после депортации.

Будущий Герой Советского Союза, командир кавалерийского полка Мавлид Висаитов остался в войсках и был одним из первых, кто встретился с американскими войсками на Эльбе. Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов. Ханпаша Нурадилов уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулемётов противника и лично взял в плен 12 фашистов. В апреле 1943 ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Снайпер Ахмад Магомадов в боях под Ленинградом уничтожил более 90 фашистов. Снайпер Махмуд Амаев уничтожил около 190 фашистов. Примерно 9 тысяч чеченцев и ингушей находились на службе в частях РККА в момент начала войны, и ещё 30-40 тысяч влились в её ряды в течение двух лет войны. В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии, из которых 270 были горцами.

Один из них - сержант 333-го стрелкового полка Магомед Узуев - в первый же день войны взорвал себя гранатами в окружении атакующих немцев. В 1996 году ему было посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. Для осуществления этнической депортации на несколько месяцев были привлечены десятки тысяч солдат и сотрудников НКВД. Для перевозки выселяемых было собрано более 15 тысяч вагонов и сотни паровозов, 6 тысяч грузовых автомобилей.

Были затрачены огромные средства на встречу и размещение «спецконтингента». В местах депортации были созданы сотни комендатур с тысячами сотрудников. Были разорены примерно 100 тысяч крестьянских хозяйств, что нанесло экономике страны ущерб в несколько миллиардов рублей. Только перевозка спецпереселенцев стоила государству 150 млн рублей, на которые можно было построить 700 танков Т-34 это примерно танковая армия времен войны.

Тийста, Нашха. Место расстрела одной из семей во время депортации. В СССР депортациям и прочим репрессивным действиям власти были подвергнуты многие народы. Считается, что первыми жертвами большевицких депортаций стали казаки Терской области, которые в в ходе Гражданской войны были частью истреблены, а в 1920 насильно выселены из своих домов и сосланы в другие местности.

В пользу этого объяснения говорит и тот факт, что руководители местных спецслужб, якобы поддерживавшие бандитов и резко критикуемые республиканскими партийными органами за бездействие, получали благодарности, ордена и чины от центрального руководства. При попытках ограбления колхозов бандиты нередко встречали отпор со стороны колхозников. Однако в результате перестрелки с местными жителями она потеряла убитыми и раненными до половины своего состава. Также погибли четыре местных жителя. Факты организованного сопротивления колхозников не были единичными: 23 колхозника были награждены грамотами Президиума Верховного Совета ЧИАССР за активное участие в борьбе с бандитизмом. С 24 июня по 10 июля 1941 года более 17 тысяч жителей республики записались в народное ополчение, из них около 10 тысяч составляли вайнахи. Эти воинские формирования сражались на моздокско-малгобекском направлении. Помимо упомянутых, в республике также были сформированы 242-я горнострелковая дивизия, 16-я сапёрная бригада, 4-я маневренно-воздушная бригада, автобатальон, стрелковая маршевая дивизия, несколько резервных подразделений. С ноября 1941 года в Грозном шло формирование 114-й Чечено-Ингушской кавалерийской дивизии.

В дивизию записалось на 600 человек больше добровольцев, чем полагалось по штату. Однако завершить её формирование не удалось: в начале 1942 года был издан секретный приказ о прекращении призыва чеченцев и ингушей в действующую армию и о ненаграждении отличившихся бойцов из их числа. В связи с депортацией представленные к медалям и орденам в том числе и Герои Советского Союза воины из Чечено-Ингушетии часто оставались без награды либо были награждены намного позже, зачастую посмертно. Звания Герой Советского Союза были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были записаны чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. В наградных документах Хаваджи Магомед-Мирзаев был записан татарином, Ирбайхан Бейбулатов — кумыком, Хансултан Дачиев — осетином, Ханпаша Нурадилов — азербайджанцем, национальность Абухаджи Идрисова вообще не была указана. После начала депортации представители репрессированных народов были демобилизованы из Красной Армии и направлены для работы в тыловых частях. Однако некоторым участникам войны удалось сфабриковать новые документы и остаться в действующей армии после депортации. Будущий Герой Советского Союза, командир кавалерийского полка Мавлид Висаитов остался в войсках и был одним из первых, кто встретился с американскими войсками на Эльбе. Снайпер Абухаджи Идрисов уничтожил 349 фашистов.

Ханпаша Нурадилов уничтожил 920 фашистов, захватил 7 пулемётов противника и лично взял в плен 12 фашистов. В апреле 1943 ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Снайпер Ахмад Магомадов в боях под Ленинградом уничтожил более 90 фашистов. Снайпер Махмуд Амаев уничтожил около 190 фашистов. Примерно 9 тысяч чеченцев и ингушей находились на службе в частях РККА в момент начала войны, и ещё 30-40 тысяч влились в её ряды в течение двух лет войны. В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии, из которых 270 были горцами. Один из них - сержант 333-го стрелкового полка Магомед Узуев - в первый же день войны взорвал себя гранатами в окружении атакующих немцев. В 1996 году ему было посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube

А в 1991 году государство приняло закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому был признан факт геноцида чеченцев и ингушей. 73 года назад, 23 февраля 1944 года началась массовая депортация чеченцев и ингушей в Центральную Азию. 23 февраля 1994 года в 50 годовщину большевистской депортации чеченцев в Сибирь, президент ЧРИ Джохар Дудаев заявил на митинге в столице Ичкерии, что отныне чеченский народ больше не будет отмечать траур, как того хотели враги. #23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Об Академии

  • Post navigation
  • Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года | Европа
  • Definitioner
  • Главные новости
  • Subscription levels

Почему 23 февраля для Ингушей и Чеченцев НЕ ПРАЗДНИК???

В этом году чеченцы и ингуши решили вместе собраться в Страсбурге в трагический для своих народов день 23 февраля. Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года. Депортация чеченцев и ингушей началась 23 февраля 1944 года.

Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей

На рассвете 23 февраля 1944 г. началась самая массовая по численности и жестокости депортация ингушей и чеченцев. Самым трагичным днём в истории чеченцев и ингушей является 23 февраля. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Отношения чеченцев и ингушей к советскому правительству исторически были, мягко говоря, очень сложными. с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена насильственная депортация чеченцев и ингушей с мест их постоянного проживания в отдалённые районы Казахстана и Киргизии (частично — в Таджикскую и Узбекскую ССР).

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий