Синтаксический разбор предложения 6 класс русского языка: примеры и особенности. Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Синтаксический разбор сложного предложения».
Как делается разбор предложения по составу?
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения. В сложноподчинённом предложении с придаточными несколькими Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении — либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении: Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями.
Теперь рассмотрим синтаксический разбор сложного предложения с примерами. Этап 4 для сложного предложения: Определите, как связь существует между частями сложного предложения.
В зависимости от наличия или отсутствия союзов, связь может быть: союзной — «Тот, кто стремится к самосовершенствованию, никогда не поверит, что это самосовершенствование имеет предел» Л. Толстой ; бессоюзной — «В момент, когда луна, такая огромная и чистая поднялась над гребнем той темной горы, звезды, которые были на небе, разом открыли глаза» Ч. Этап 5 для сложного предложения: Выясните, что связывает части сложного предложения вместе: интонация; сочинительные союзы; подчинительные союзы. Этап 6 для сложного предложения: На основании связи между частями предложения и средств, которыми эта связь выражена, классифицируйте предложение. Классификация сложных предложений: сложносочиненное предложение ССП - «Странное влияние имел на меня отец, и странные были наши отношения » И. Тургенев ; сложноподчиненное предложение СПП — «Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу» И.
Гончаров ; сложное бессоюзное предложение БСП — «Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь» А. Пушкин ; предложение с разными видами связи — «Люди разделяются на две категории: те, что сначала думают, а потом говорят и, соответственно, делают, и те, которые сначала действуют, а потом уже думают» Л. Связь между частями бессоюзного сложного предложения может выражаться разными знаками препинания: запятой, двоеточием, тире, точкой с запятой. Этап 7 для сложного предложения: Охарактеризуйте связи частей предложения. Определите: к чему относится придаточная часть; посредством чего придаточная часть присоединяется к главной; на какой вопрос отвечает. Этап 8 для сложного предложения: Если придаточных частей несколько, опишите отношения между ними: последовательное — «Я слышал, как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то, что у того отвалилась ручка» К.
Паустовский ; параллельное — «Надо точно учитывать среду, в которой развивается поэтическое произведение, чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно» В. Маяковский ; однородное — «Трудно было понять, был ли то где-нибудь пожар, или же собиралась всходить луна» А. Чехов Этап 9 для сложного предложения: Подчеркните все члены предложения и укажите, какими частями речи они выражены. Этап 10 для сложного предложения: Теперь разберите каждую часть сложного предложения, как простое, см. Этап 11 для сложного предложения: Составьте схему предложения. При этом укажите средство связи, тип придаточной части.
Посмотрите на образец синтаксического разбора сложноподчиненного предложения: Устный разбор: предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное; в составе две предикативные части, придаточная часть относится к подлежащему то, присоединяется к главной части при помощи подчинительного союза что, отвечает на вопрос какое? Первая часть: двусоставная, грамматическая основа: здание и то не произвели впечатления, распространенная, полная, осложнена однородными подлежащими.
Анализируя сложное предложение, изначально необходимо найти его грамматическую основу. После этого определяют главную и придаточную часть. Чтобы провести разбор синтаксических единиц, содержащих несколько придаточных частей, пользуются общим планом. При этом осуществляется анализ фразы по составу с указанием типа подчинения. Подробно разобраться с алгоритмом разбора можно на основе примеров. Образец ССП: «Ночь ушла, и поредел над сопками туман».
Характеристика: состоит из двух предложений. В первой части главные члены представлены подлежащим «ночь», выраженным существительным, и сказуемым «ушла», выраженным глаголом; во второй — сказуемым «поредел» и подлежащим «туман». Оценка 1-го предложения — повествовательное, невосклицательное, двусоставное, нераспространённое; 2-го — двусоставное, повествовательное, распространённое, невосклицательное. Вся фраза сложносочинённая, неосложненная, полная, соединённая союзом «и», выражающим одновременность. Образец СПП: «Класс ничего не понял, когда учитель объяснял по карточкам». Обе части конструкции повествовательные, невосклицательные, распространённые, двусоставные. Вся фраза состоит из главного предложения и придаточного времени когда? Грамматическая основа главного — подлежащее «класс» и сказуемое «не понял», придаточного — «учитель» подл.
Образец БСП: «Подруга собралась уходить — мама убрала со стола». Главные члены первой части — подлежащее «подруга» и однородные сказуемые «собралась уходить»; второй — «мама» подлежащее и «убрала» сказуемое. Обе части повествовательные, невосклицательные, двусоставные. Но, 1-я — нераспространённая, а 2-я — распространённая. Между конструкциями отмечается причинно-следственная связь. Имея перед собой примеры предложений с описанием разбора и схемами, можно до автоматизма натренировать визуальную память. Благодаря этому любые задания по синтаксическому анализу будут решаться легко.
В предложении есть обращение — «соловушка». Это обращение выделяется запятыми. Вывод: в данном предложении две запятые. В предложении есть однородные члены 1 ряд однородных членов: не каркают, а ворчат; 2 ряд однородных членов: пронзительно и истошно. Первый ряд однородных членов соединяется союзом «А». В таком случае однородные члены разделяются запятой. Однородные члены во втором ряду не разделяются запятой2, так как они соединены одиночным союзом «И». Вывод: в данном предложении одна запятая.
Пояснения к заданиям ВПР по русскому языку для 6 класса
Выполнение синтаксического разбора предложения. Разбор выполнен верно. Выполнение синтаксического разбора предложения. Разбор выполнен верно. На занятии разберем алгоритм разбора простого предложения. Вспомним, какие предложения бывают по цели высказывания, по интонации и по наличию второстепенных членов. Пример разбора простого предложения в 4 классе. Разбор по составу слова: «новости» — форма существительного «новость» [1) И.п., мн.ч.; 2) Р.п., ед.ч.; 3) Д.п., ед.ч.; 4) В.п. (неод.), мн.ч.; 5) П.п., ед.ч.] —. Новости. Нов. — корень. Ост. — суффикс. И. — окончание. Новост. — основа слова. Разбор простого предложения по составу. Синтаксический разбор предложения – одна из самых сложных, но вместе с тем очень интересных тем в программе русского языка.
Разбор предложения по составу 6 класс : Картошка на огородах выкопана , обсушена и осыпана на еду
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения и выражают субъект действия или деятеля и само действие. Подлежащее чаще всего выражено существительным или местоимением, а сказуемое — глаголом. В данном проекте мы потренируемся находить простые предложения в тексте или составлять сами и анализировать их.
Зачитываем их. Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится. Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения. В сложноподчинённом предложении с придаточными несколькими Называем, каким предложение является по цели высказывания.
Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении — либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений. В сложном бессоюзном предложении: Называем, каким предложение является по цели высказывания.
Любой специалист, работающий с текстами, знает, что разбор предложения по частям речи способствует уменьшению и стилистических ошибок тоже.
Для чего нужен синтаксический разбор предложения? Исходя из определения, синтаксис необходим для характеристики предложения по структуре, типу, членам предложения и частям речи. Как происходит синтаксический разбор предложения в нашей программе? Последовательность выполнения разбора на Текстоводе абсолютно идентична синтаксическому разбору, производимому по школьной программе России. Ниже предоставлен алгоритм разбора предложения.
Что — зелёный?
Слово само по себе нам ни о чем не говорит. Зелёный лист, зелёный попугай — уже более понятно. Значит, самое важное в высказывании — о чем, о ком говорится в нем. Это слово — «лист», «попугай» — входит в грамматическую основу, является главным членом предложения. У детей порой вызывают вопросы предложения, подобные этому: «Маше купили телефон». Почему в нем слово «телефон» — не подлежащее?
Аргументов два: Слово «телефон» можно заменить другим — «глобус», «карандаши», «попугая». Смысл предложения не изменился — Маше купили что-то. Слово «телефон» в данном предложении стоит в винительном, а не в именительном падеже и отвечает на вопрос: купили кого? Уроки в начальной школе «Подлежащее» О чем говорит сказуемое Чтобы понять смысл высказывания, одного подлежащего недостаточно, необходимо уточнение — какое действие производит лицо или предмет, который назван подлежащим. Это действие называется сказуемым. При разборе предложения по членам на письме сказуемое подчеркивают двойной чертой: Уроки в начальной школе «Сказуемое» Второстепенные — не значит ненужные Само слово — второстепенные — означает, что главной роли они не играют, могут присутствовать в речи, но не обязательны.
Например, в предложении: «Кленовый лист медленно кружит над землей» — важно то, что лист кружит, а то что он кленовый или березовый, осиновый, кружит над землей или над дорогой, кустами — не важно. Поэтому «лист кружит» — это главные, а «кленовый», «медленно», «над землей» — второстепенные члены предложения. Их замена не меняет общего смысла высказывания, они только уточняют предмет и действие, им производимое. Все второстепенные члены предложения принято разделять на две группы: группа подлежащего — они уточняют подлежащее например — «кленовый» ; группа сказуемого — соответственно, рассказывает что-то о действии, описываемом в высказывании, — «над землей», «медленно». Группа подлежащего Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, характеризуют его и отвечают на вопросы: Какой? Запомнить легко: слова определяют предмет — значит, — определение.
Синтаксический разбор
Примите во внимание: разбор слова "новости" по составу определён по специальному алгоритму с минимальным участием человека и может быть неточным. В слове выделен корень, приставка, суффикс, окончание, указан способ образования слова. Вы ищете инструмент, способный проводить разбор по составу предложения с максимальной точностью? Пример разбора простого предложения в 4 классе. 3. Класс бессоюзных предложений (предложение однородного или неоднородного состава).
Русский язык. 6 класс .Синтаксический разбор простого предложения + ПРАВИЛА.
В нее входят два члена предложения: Подлежащее, которое называет предмет или объект речи. Оно отвечает на вопросы именительного падежа: "Кто? Чаще всего подлежащим оказывается имя существительное кот спит или местоимение я пошел. При разборе этот член предложения подчеркивается одной линией. Сказуемое, рассказывающее о том, что произошло с подлежащим. Чаще всего к нему задают вопрос: "Что делает? Какой он? Обычно в роли сказуемого выступает глагол, но бывают исключения Этот человек - мой отец. Подчеркивают его двумя чертами. В предложении могут присутствовать оба главных члена либо один из них. Например: "Зима.
Второстепенные члены Грамматическая основа - необходимый атрибут любого предложения. А вот второстепенные члены присутствуют не всегда. Прежде чем выполнить разбор предложения по составу, вспомним их. Определение описывает предмет, называя его признаки. Чаще всего эту роль выполняют прилагательные или причастия. При разборе определение принято обозначать волнистой чертой. Дополнение конкретизирует информацию о предмете и отвечает на вопросы любых падежей, кроме именительного чем? Часто им оказываются существительные. Подчеркивают дополнение пунктиром. Обстоятельство рассказывает об особенностях действия: его цели, месте, причине, времени и пр.
Этот член предложения отвечает на вопросы: "Как? Часто выражается существительными, наречием, деепричастием.
Кто такой? Дополнение - Кого? О ком?
О чем? Определение -Какой? Обстоятельство - Как? С каких пор? До каких пор?
В таком случае однородные члены разделяются запятой. Однородные члены во втором ряду не разделяются запятой2, так как они соединены одиночным союзом «И». Вывод: в данном предложении одна запятая. Сложное предложение. В предложении нет однородных членов.
Вывод: в данном предложении одна запятая между частями сложного предложения. Для ответа на задание 8 выписать надо второе предложение. Пропой-ка нам, соловушка, свою нежную и трогательную песенку ещё раз.
Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть. Приложение доступно в Google Play Какой вариант разбора выбрать? Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово.
Синтаксический и морфологический разбор предложений
Краткая характеристика синтаксического разбора предложений и описание единиц лексем, используемых при работе читайте в статье. Разбор заданий и варианты по русскому языку для 6 класса. В дальнейшем синтаксический разбор сложного предложения и синтаксический разбор простого предложения идут разными путями. Схема полного разбора слова по составу (с письменным или устным доказательством) 1. Выполнить графический разбор слова/ 2. Выписать окончание, указать грамматическое значение окончания. Expand Menu. Контакты. Разбор предложения по составу 2 класс схема. Фото 16.
Родителям о репетиторах
Распутин Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. План разбора 2. Знаки разделительные в предложении. Знаки выделительные в предложении. В конце предложения стоит точка, так как предложение повествовательное по цели высказывания и невосклицательное по интонации.
Характеристика предложения - "соус", схема предложения - "горчица". Данная шпаргалка помогает учащимся зрительно запомнить, что нужно указывать в синтаксическом разборе. Что не забыть сделать в синтаксическом разборе предложения?
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным.
Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится. Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения. В сложноподчинённом предложении с придаточными несколькими Называем, каким предложение является по цели высказывания.
Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении — либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить.
Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений. В сложном бессоюзном предложении: Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение.
Вид по наличию второстепенных членов предложения : распространенное или нераспространенное. Полное или неполное. Грамматическая основа и второстепенные члены предложения. Чем выражены.
Например: Защищая ученика, Лидия Михайловна взяла всю вину на себя4.
Синтаксический разбор предложения в тексте
Разбор № 4. Синтаксический разбор простого предложения. Порядок разбора. В начальных классах разобрать по составу слово — значит выделить окончание и основу, после обозначить приставку с суффиксом, подобрать однокоренные слова и затем найти их общую часть: корень, — это всё. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Информация о том, как разобрать по составу слово новости, провести морфемный разбор №350600, определить состав слова новости, найти корень и суффикс: ост, приставка, и окончание: и, узнать основу слова, строение и другие его части на сайте 6 класс. Урок 5. Синтаксический разбор предложения.
Выполнить синтаксический разбор предложения
1. Назвать и объяснить знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков). Разбор по составу слова новости. План разбора простого предложения. 1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). Разбор сложного предложения в 5 классе носит обучающий характер и не является средством контроля.