В современной России, в силу нестабильной социально-экономической обстановки, решение проблем молодых семей являются особо актуальной задачей. В современном российском обществе наблюдается переход к эгалитарной модели семьи как доминантной, разделяемой большинством населения. В современной России семейный статус воспринимается как показатель надежности и ответственности, но его отсутствие не приводит к какой-либо стигматизации. А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное.
Типичные проблемы современной молодой семьи и как их преодолеть — Video
Невыполнение современной семьей своих основных социальных функций можно признать проблемой национальной значимости, влекущей за собой катастрофические последствия. С какими проблемами сталкивается институт семьи сегодня и как парам, переживающим разлад в отношениях, могут помочь специалисты, «АиФ-Черноземье» рассказала член Белгородской региональной ассоциации детских и семейных психологов Татьяна Синельникова. Цель: изучить проблемы современной молодой семьи, выявить их причины и обозначить пути их преодоления. Чтобы исправить демографическую ситуацию в России, нужно больше многодетных семей, считает ученый. Государственная семейная политика будет эффективна только при условии глубокого знания проблем семьи политиками, работниками социальных служб, всеми причастными к этой проблеме структурами. Проблемы в семье обострились в связи с экономическим кризисом, социальной и политической напряженностью, растущей материальной и социальной поляризацией общества.
«Сегодня брак - дружеский союз». Психолог - о современных семьях и разводах
При этом любовь из их отношений никуда не исчезла». По ее словам, у многих россиян рождаются дети именно в гостевом браке. Она полагает, что окончательно традиционное понимание семьи в России исчезнет тогда, когда у людей не останется материальной привязки друг к другу. Многие живут вместе из-за общей жилплощади. Но это неправильно», — резюмировала собеседница «URA. Варская напомнила, что в прежние времена привязка к браку была еще выше — считалось, что женщина не в состоянии сделать карьеру, поэтому находилась в жесткой зависимости от партнера: «Думаю, что свободные отношения станут нормой в недалеком будущем. Этому никто не будет удивляться».
ЗАГСы в стране рискуют остаться без работы. RU Глава общественной организации «Родительское собрание» Константин Долинин убежден, что количество холостяков и незамужних с каждым годом будет возрастать. Но сейчас на это мало кто решается. Соответственно, браки просто потеряют смысл», — считает собеседник «URA. Долинин объясняет, что многие люди не вступают в брак и не рожают детей из-за отсутствия поддержки со стороны властей.
Необходимы меры по стимулированию рождаемости мальчиков и снижению смертности мужского населения. Рост числа разводов За последние десятилетия в России резко выросло число разводов. Если в 1960 году на 1000 браков приходилось 160 разводов, то в 2020 году этот показатель достиг отметки в 493 развода на 1000 браков. Частые разводы разрушают институт семьи и негативно сказываются на демографии, так как в неполных семьях рождаемость снижается. Необходимы меры по профилактике разводов и сохранению целостности семьи. Социальное сиротство Острой проблемой российского общества остается высокий уровень социального сиротства. По данным Минпросвещения, в 2021 году в России насчитывалось почти 120 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них - социальные сироты, то есть имеющие биологических родителей. Причины этого явления - алкоголизм и наркомания родителей, лишение родительских прав, отказ от ребенка. Необходима профилактика социального сиротства путем оказания помощи неблагополучным семьям. Недостаточная поддержка многодетных семей В России остро стоит демографическая проблема низкой рождаемости. Чтобы стимулировать рождение детей, государство должно всемерно поддерживать многодетные семьи. Однако сегодня эта поддержка недостаточна. Многодетным семьям нужна помощь в следующих аспектах: Улучшение жилищных условий. Обеспечение местами для детей в садах. Повышенные пособия и выплаты. Льготы и субсидии для бизнеса родителей.
Имеют право на нее семьи, ожидающие ребенка, и с детьми до 17 лет. Демографы хватаются за голову, потому что это нововведение увеличило количество разводов в стране. Женщины стали расторгать брак, чтобы получить эти пособия, — семьи юридически лишаются главного кормильца — мужа. На деле же бывшие супруги могут продолжать сожительствовать, но при этом получать поддержку от государства, рассказал эксперт Алексей Ракша. Особенно заметны последствия новой меры на Северном Кавказе. Если семья малообеспеченная, то ребенок получает выплаты. На треть детей в России такие пособия платятся, суммы внушительные — по триллиону рублей из бюджета каждый год. На Кавказе детей много, это выходит зачастую больше, чем зарплата родителей, — объяснил Ракша. Если посмотреть на Чечню, где традиционные ценности очень важны, картина такая же. Главным бракоборцем стало правительство нашей страны, — негодует Крупнов. Россия — одно из самых разрушенных с точки зрения брака государств в мире.
Выбросьте из головы образы известных актрис и супермоделей, позвольте себе расслабиться. Посмотрите на своего партнёра. Наверняка традиционные мерки для него ничего не значат. Наверняка он доволен своим весом, ростом, гардеробом и внешностью. Берите с него пример — цените свою естественную красоту и не «ходите по струнке». Всегда помни о своих обязанностях! Это значит, что вы не обязаны становиться прислугой для своей второй половинки. Прикупите себе современные бытовые гаджеты, и будет вам счастье. С ними готовка и уборка станут приятными и весёлыми. К слову, участие мужчины в бытовых делах принесёт много пользы. Наводить чистоту и варить кофе жене не постыдно. Это огромный плюс! Ваш благоверный считает, что не обязан помогать вам по хозяйству? Но вы ведь зарабатываете деньги и умудряетесь шустрить по дому! Будет справедливо, если муж станет вашим помощником. Мужчинам не нужны больные женщины! Все люди болеют, это не секрет. Если у вас есть хронические заболевания, то вряд ли вы сможете всю жизнь скрывать их от благоверного. Интересно, как ведут себя мудрые женщины? Терпят невыносимую боль при супруге? Врут, что чувствуют себя прекрасно и бодро?
Проблемы семьи в современной России
Следует отметить, что разводы в современных российских семьях являются очень важной социальной проблемой, которая требует реализации соответствующих мер по ее предупреждению. Есть и другая проблема современного российского патриархата. По ее словам, нынешний Семейный кодекс фактически не оставляет места для семьи. Невыполнение современной семьей своих основных социальных функций можно признать проблемой национальной значимости, влекущей за собой катастрофические последствия. Современной России важно преодолеть негативные аспекты материального положения семей, стабилизировать роль семьи в современной России. Мы сами должны формировать законы в России, отстаивающие интересы семьи и выстраивая институты её развития.
Больше не «цветы жизни»: почему жители России все реже заводят семьи?
В современной России, в силу нестабильной социально-экономической обстановки, решение проблем молодых семей являются особо актуальной задачей. Но что из себя представляет современная российская семья? Последние новости о проблемах семьи, здоровье и воспитании детей, льготах для детей, семейных и детских мероприятиях. Препятствует решению демографической проблемы трансформация семейных ценностей и взглядов на семейные отношения, особенно ярко проявляющаяся в молодежной среде.
Больше не «цветы жизни»: почему жители России все реже заводят семьи?
Потери, которое понесло общество, способствовали тому, что люди сплотились вокруг семьи. Появились многодетные матери, которые воспитывали не только своих, но и чужих детей, потерявших родителей в войну. Постепенно мы снова пришли к традиционной семье, где супруги воспитывают своих детей, прививают им историческую память, говорят о связи поколений. В это время перестали транслироваться ценности многопоколенной семьи. Молодые стремились жить отдельно от родителей. Произошёл демографический кризис, мы попали в так называемую демографическую яму, когда произошёл отказ от рождения детей — большинство ограничивались одним, реже двумя детьми. Многодетные семьи стали редкостью. Звучала идеология «свободной любви», когда люди перестали оформлять брачные отношения. Сейчас, на мой взгляд, многое сделано для того, чтобы достичь именно такого восприятия института семьи в обществе.
Все изменения, которые происходят в обществе, влияют на неё. Отцы и чада - Какие типы семей существуют? Здорово, когда в семье есть бабушки и дедушки, которые имеют возможность заниматься с детьми, это взаимообогащает. На мой взгляд, когда нет общения между разными поколениями, невозможно говорить о преемственности. Хорошо, когда есть братья, сёстры, тёти, дяди, которые тоже принимают участие в жизни семьи, это даёт детям новый опыт общения. Если семья замыкается только в себе, многое не достигается. Респонденты в возрасте 18 — 24 лет на первое место ставят материальный достаток, но вслед за ним идёт крепкая семья. Главным стремлением для опрашиваемых 35 — 44 лет является воспитание счастливых и успешных детей, к приоритетам 45 — 59-летних респондентов наряду с семейными ценностями идёт стремление жить в согласии с самим собой.
Это по-прежнему так? Они чувствуют поддержку семьи. Если молодёжь на первое место ставит карьеру или материальные ценности, всё равно они рано или поздно понимают, что невозможно купить внимание, заботу, любовь, искренние чувства.
Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические - потеря работы, невыплата заработной платы или пособий, низкий уровень оплаты труда - являются наиболее характерными. Среди социальных причин часто встречаются такие, как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен, формирует стереотипы общественного поведения неадекватные общей социальной и культурной среде.
Очень часто дети именно из таких семей - трудные дети, трудные подростки, среди которых встречаются юные правонарушители. Наряду с психоэмоциональными и физиологическими причинами к социальным причинам распада семей специалисты относят следующие причины: - пьянство одного из супругов. Данная причина занимает первое место среди причин распада семей и в советский период. Социальная проблема заключается в том, что женщина наряду с мужчиной и наравне с ним участвует в общественном производстве. Таким образом, отвоеванное право для женщин участвовать в общественном производстве наравне с мужчиной обернулось для нее не только победой, но и поражением, так как прибавило женщине новые проблемы; - низкий уровень культуры семейно-брачных отношений; - повышение взаимной требовательности супругов друг к другу. Вышеназванная квалификация и разграничение причин имеет место лишь в теоретическом анализе [4]. Итак, в реальной жизни психоэмоциональные, физиологические и социальные проблемы семьи тесно взаимосвязаны. Наряду с негативными явлениями в семейно-брачных отношениях, приводящих к распаду семей, обозначились и положительные тенденции в росте самосознания супругов.
Доля малоимущих среди неполных семей с несовершеннолетними детьми, как правило, выше, чем доля малоимущих среди семей, где об их благосостоянии заботятся оба родителя. При сравнении показателя доли малоимущего населения в различных типах домохозяйств с детьми в возрасте до 18 лет выявляется, что уровень бедности в семьях, где с ребенком детьми проживает один взрослый, существенно выше, чем в семьях с двумя и более взрослыми людьми. Данная тенденция наблюдается на протяжении ряда лет.
Так, за период с 2014 по 2020 годы разрыв между уровнем бедности полных и неполных семьей с детьми до 18 лет составлял около 1,65 раз, сокращаясь до 1,5 раз в 2016 году и увеличиваясь до 1,82 раз в 2019 году рис. Рисунок 3. Бедность домохозяйств с детьми в возрасте до 18 лет Источник: Росстат Региональные особенности малоимущих неполных семей и причины их перехода за черту бедности.
Проведенный нами анализ профиля бедности населения на данных Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах ВНДН за 2019 года показал, что в состав малоимущих чаще попадают неполные семьи с детьми, где основную заботу о благосостоянии семьи несут разведенные, овдовевшие или никогда не состоявшие в браке женщины, чаще всего со статусом незанятых в экономике. Разведенные безработные женщины с детьми, оказавшиеся за чертой бедности, имеют, как правило, невысокий образовательно-квалификационный статус, однако, среди них немало и обладательниц дипломов о высшем образовании, которые, в силу сложившихся условий на региональных рынках труда, не могут трудоустроиться, или уровень оплаты их труда недостаточен для обеспечения доходов каждого из членов семьи на уровне прожиточного минимума. В качестве примера приведем Челябинскую область, где высока доля неполных малоимущих семей с одним ребенком, сосредоточенных в городах, в которых разведенные матери имеют высшее образование, работают по найму преимущественно в сельском и лесном хозяйстве , при этом уровень их доходов не позволяет преодолеть официальную черту бедности.
Аналогичная ситуация с бедностью неполных семей, возникшей в результате развода родителей, наблюдается в Брянской области, где за чертой бедности высока доля сельских многодетных неполных семей, в которых доход обеспечивают работающие 30-34 летние женщины с высшим профессиональным образованием, занятые на предприятиях и в организациях формального сектора в качестве специалистов высшего уровня квалификации. Бедность неполных семей, возникших в результате смерти одного из родителей, также имеет «женское лицо»: ответственность за доходы в таких семьях лежит, как правило, на безработных матерях 40 лет и старше. Большая часть таких семей с одним ребенком проживает в городах Краснодарский край, Мурманская область, Ярославская область и т.
Овдовевшие женщины с двумя детьми чаще оказывались за чертой бедности в городах Вологодской области, Республики Крым, Пермского края и ряда других регионов страны. Наибольшая доля городских многодетных малоимущих неполных семей зарегистрирована в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике, где овдовевшие молодые 30-34 года женщины из-за потери супруга и отсутствия работы не могли обеспечить своим семьям приемлемый уровень доходов. На селе проживают преимущественно семьи с двумя и более детьми, где ответственность за благосостояние семей лежит на плечах овдовевших и не имеющих работы женщин старше 40 лет.
В сельских семьях с одним ребенком за чертой бедности также чаще оказываются овдовевшие неработающие женщины средних лет. Исключение — малоимущие неполные сельские семьи с одним ребенком Республики Крым, Сахалинской области, Республики Хакасия, где за чертой бедности семей с одним ребенком высока доля овдовевших мужчин. Изучение профилей бедности неполных семей в разрезе субъектов Российской Федерации выявило их достаточно существенную региональную дифференциацию, которая прослеживается как при межрегиональном сравнении, так и в пределах одного федерального округа.
К примеру, в Сибирском Федеральном округе высока доля городских неполных малоимущих семей, где главой домохозяйства чаще всего являются женщины с одним ребенком, никогда не состоявшие в браке, была зарегистрирована в Новосибирской области, аналогичные семьи, проживающие на селе, чаше регистрировались в Иркутской области. Как правило, это молодые женщины 16-34 лет со средним или средним профессиональным образованием, не занятые в экономике. В Северо-Кавказском федеральном округе, напротив, подавляющее большинство малоимущих неполных семей возникает вследствие смерти супруга.
При этом в Дагестане овдовевшие молодые 30-34 года женщины с детьми проживают, преимущественно, в городах, тогда как в Ингушетии бедные вдовы с детьми значительно старше 45-49 лет и живут, в основном, в сельской местности. Основной доход в семью, как правило, приносят неработающие разведенные или овдовевшие матери со средним или средне-специальным образованием. В ряде регионов достаточно высока доля разведенных работающих матерей с высшим образованием, зарплаты которых не позволяют обеспечивать каждого члена семьи на уровне выше величины регионального прожиточного минимума.
На селе за черту бедности чаще попадают многодетные семьи с разведенными или овдовевшими матерями. Однако, существуют регионы, где среди малоимущих немало семей, где о благополучии детей заботятся овдовевшие отцы. Как свидетельствует анализ региональных профилей бедности неполных семей страны, главной причиной их попадания за черту бедности является отсутствие заработка единственного родителя или слишком низкая зарплата, не позволяющая обеспечивать доходы каждого члена семьи на уровне регионального прожиточного минимума.
Проблема заработков работающих одиноких матерей, помимо сложившихся условий на региональных рынках труда, усугубляется также существующей в стране разницей в оплате труда по гендерному признаку. Поскольку большинство неполных семей России образуется вследствие расторжения брака между супругами, то, помимо отсутствия заработка матери или его незначительных размеров, второй причиной резкого ухудшения положения неполной семьи с несовершеннолетним ребенком становится неисполнение обязательств одного из бывших супругов по материальной поддержке ребенка детей. Помимо неполучения алиментов еще одной проблемой, с которой сталкиваются семьи после развода, - низкий размер алиментов, который не всегда равен величине прожиточного минимума на ребенка.
С учетом того, что после развода ребенок, чаще всего, остается с матерью, то на плечи одиноких матерей ложится большая ответственность по обеспечению благосостояния детей, в том числе расходы на их образование, охрану здоровья и т. Таким образом, неполные семьи с несовершеннолетними детьми имеют значительно большие риски попадания за черту бедности, чем полные семьи, где о благосостоянии каждого члена семьи заботятся, по меньшей мере, два взрослых человека.
Третья причина является общей для большинства стран с западной моделью общества. Он связан с тем, что женщина приобрела множество новых социальных ролей и обязанностей, не освободившись в должной мере от старых, традиционных. В результате непропорционально возросшая нагрузка, полностью одобряемая обществом, неизбежно приводит к ухудшению качества выполнения важных семейных ролей. Не менее важны и психологические факторы.
В число важнейших факторов входят дисгармония интимно-половых отношений, значительная андрогинизация, а также малодетность большинства современных российских семей. Первый фактор приводит к неудовлетворенности и дискомфорту, особенно со стороны женщин. А они, в свою очередь, приводят к фрустрированности и раздражительности женщины, что ухудшает психоэмоциональную атмосферу в семье. Под андрогинизацией понимается размывание, стирание разницы между гендерными ролями мужчины и женщины. Традиционные понятия о разделении семейных ролей в самом широком смысле современным обществом признаются устаревшими, а новые только начинают вырабатываться. Это разрушает нормальную структуру традиционных семейных отношений.
Наконец, малодетность или даже установки на бездетность, все более и более распространяющиеся в современных браках, ослабляют значение статуса супругов, размывают ценностные ориентиры, нивелируют систему родства. Все это приводит к серьезному ослаблению роли семьи как фактора, определяющего жизненный уклад человека. Поэтому разрушение семейной структуры, выход из брака больше не кажется крайней, почти невозможной мерой. Недостаток финансов приводит к затруднению или даже невозможности нормальной реализации основных функций и задач брака.
«Людям больше не нужна семья»
Это не история про то, как подвижник духовными очами узрел фаворский свет. И даже не про то, как православный император во главе своих легионов разгромил варваров. Истории про семью — это не истории про церковь или про империю. Это история про жизнь, которая просто течёт своим чередом. С другой стороны, семья в Византии была органично интегрирована в сакральнополитическую вертикаль, она была частью общины, община — частью фемы, экономически самодостаточного военно-административного округа, фема была частью империи, империя была внешней оградой церкви. В свою очередь, западная церковь на рубеже первого и второго тысячелетий христианской эры провозгласила своей целью не «симфонию» духовного и материального, а доминирование, примат первого над вторым. В отношении государства это у нее явно не получилось, римская католическая теократия так и осталась «в проекте». Зато в отношении семьи результаты были иными. Западное духовенство, в отличие от восточного, было безбрачным, практиковало целибат. Сам по себе этот факт многое объяснял в восприятии брака в западном христианстве, в оптике католического священника, находящегося не в далёкой «пустыне», а среди людей, живущих повседневной жизнью. Психологическое давление среды и необходимость сопротивляться ей неизбежно формировало весьма специфический — максималистский взгляд на семью со стороны католического духовенства.
Не как на естественную данность, а как на нечто сакральное, в буквально смысле соответствующее концепциям апостола Павла о браке как союзе двух людей, подобному союзу Христа и церкви. В конечном итоге это видение брака передалось и обществу, которое, по крайней мере, на словах, его разделяло. Но у этой истории была и теневая сторона. Перенос отношений мужчины и женщины из «пространства естественного» в «пространство идеального» влёк за собой определённые изменения в восприятии женского начала в западном патриархальном обществе. С одной стороны, речь шла об идеализации, придании естественным отношениям возвышенного, духовного характера. Субкультура менестрелей и её апофеоз — культ Прекрасной Дамы стали итогом опыта «спиритуализации любви». С другой стороны, в западном религиозном искусстве началась эротизация женских образов, предвосхитившая наступление эпохи Возрождения. Третьим вектором стала демонизация женщины, интерпретация женского начала как источника искушений, скверны и, в конечном счёте, — служения дьяволу. Знаменитая «охота на ведьм» во времена инквизиции стала на этом направлении кульминационной точкой. Не сумев удержаться на высокой планке семейных ценностей, Запад сегодня скатывается в их тотальное отрицание, объявляя «репрессивной моралью» естественные представления о нравственности, добре и зле.
Подобно тому, как в Средние века шла охота на матриархальных ведьм, на современном Западе идёт столь же иррациональный репрессивный поиск «демонов патриархата». Городская атомизация и общинная соборность На различия в изначальной концепции семьи в восточном и западном христианстве на следующем этапе наложились и различия в социальной структуре русского и западного общества.
Очевидны крайне неудовлетворительные жилищные и материальные условия жизни большинства российских семей, зависимость молодых супругов от их родителей, чрезмерная занятость женщины домашней работой, неустроенность семейного быта, высокий уровень пьянства и алкоголизма.
Все это оказывало самое негативное влияние практически на все аспекты жизни семьи в эпоху "торжества социализма", в особенности же на такой основополагающий показатель ее функционирования, как рождаемость. Коэффициент ее постоянно падал с 2,8 детей на женщину в 1958—1959 гг. Более скрытые, но и более весомые противоречия связаны с определенной системой нравственного воспитания в тоталитарном обществе.
Это — низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры рационального планирования собственной жизни, весьма слабое влияние морали, в частности религиозной, на повседневную жизнь в семье, на решение сложных этических и моральных проблем рождения и воспитания детей, формирования у них оптимальных человеческих и социальных качеств. Произошло стремительное падение уровня жизни, а вместе с ним и резкое имущественное расслоение семей. Появились семьи обеспеченные и даже богатые и семьи, находящиеся на пороге голодной смерти.
Между ними существуют различные градации, но все-таки, как считают многие эксперты, жизненный уровень большинства семей весьма и весьма низок. Резкое снижение уровня жизни повлекло за собой сложные и разнообразные жизненные коллизии, когда нашей реальностью стало то, что мы еще недавно с таким пафосом клеймили на Западе, — неуверенность в завтрашнее дне и психологическая неустойчивость. Резко ухудшилось психологическое самочувствие хранительниц домашнего очага — женщин, в особенности матерей-одиночек.
Характерно, что в качестве причин и показателей своего состояния женщины обычно называли "нервозность и неуверенность в связи с обстановкой в стране", "беспокойство за будущее детей", "страх потерять работу", "отсутствие веры в перемены к лучшему" и т. Одна из самых болезненных и постыдных проблем нашей действительности - незащищенность женщин от насилия. В советский период тема насилия над женщиной была выведена из зоны обсуждения.
Общественная мораль и обслуживающие ее средства массовой информации закрывали глаза на то, каких масштабов в нашей стране достигло надругательство над правами женщин. До сих пор механизмы следствия по делам изнасилования травмируют пострадавшую едва ли не больше, чем сам акт насилия. До сих пор государство и общество оставляют жертву один на один со своей трагедией, фактически принимая сторону насильника.
Есть и аспект насилия, замалчиваемый обществом, - это избиение женщины в семье. Сегодня общество не в состоянии защитить ее, потому что она редко обращается в правоохранительные органы, а обидчик и общественная мораль зачастую не считают это преступлением. Таким образом, мы живем по двойному стандарту, осуждая и искореняя насилие на улице и закрывая глаза на него в семье, забывая, что будущих преступников растят в семьях, в которых существует только одно право - право сильного.
Этап жизни страны, связанный с экономическими реформами, активизировал население в направлении изменений на рынке труда, открывающихся новых возможностей в профессиональной сфере и бизнесе и показал, что в условиях переходного периода женщины, при прочих равных данных, оказались более адаптивными и менее амбициозными, более гибкими и психологически выносливыми. Но это не помогло им стать конкурентоспособней мужчин. Причина этого в традиционном видении женщины в роли домохозяйки и единственной воспитательницы ребенка, а также в системе денежных пособий и привилегий, ориентированных на женщину-мать.
Отставание нашей юридической культуры особенно болезненно в семье. В марте 1996 года вступил в силу "Семейный кодекс Российской Федерации", одним из важнейших новшеств которого является брачный договор. Прошли времена, когда социалистическое государство в лице месткома, парткома и общественного мнения присматривало за семьей.
Сегодня государство не собирается определять отношения партнеров, но оно предлагает законы, способные предотвратить нарушения прав в семье. Материнская и младенческая смертность, количество абортов и состояние здоровья женщин - серьезный показатель состояния общества. Ханжеская традиция нашей жизни позволяла упоенно обсуждать создание танков и космических кораблей, но никогда не говорить вслух о том, в каких условиях появляется на свет российский гражданин.
Общество равнодушно к беременной женщине и обустроено так, что она ощущает себя социально неудобной и психологически подавленной. Родовспомогательные учреждения недостаточно финансируются и часто переходят на платное обслуживание, существенно понижая качество обслуживания женщин из семей с низкими доходами. Законодательство не ориентировано на формы юридической ответственности за медицинскую ошибку или небрежность, младенцы погибают или травмируются по вине медперсонала, и это остается безнаказанным.
Одна из самых серьезных проблем здоровья женщин - отсутствие в нашей культуре психологических установок на сохранение здоровья и здорового образа жизни, что связано с темой жертвенности, традиционной для коммунистической морали. Сегодня, когда реформы начали приносить первые результаты, мы получили возможность более активно заняться этими проблемами. Немаловажное место в современном семейном праве занимает брачный контракт и, связанные с ним проблемы Что такое брачный контракт?
Это попытка вторжения сухой юридической логики в тонкую сферу чувств, своеобразный компромисс между любовью к себе и любовью к другому человеку, а также страховка — например, на случай любви одного из двух к кому-то третьему. Это еще и ремень безопасности, пристегнувшись которым, пожилая дама, отдав в порыве поздней любви руку и сердце пылкому избраннику, не будет больше рисковать ни собственной квартирой, ни жизнью. И все же, пожалуй, абсолютное большинство людей, подписывая этот документ надеется никогда больше в него не заглядывать.
Так покупают лекарства — те, что обязательно должны быть в домашней аптечке, но которые всегда рассчитывают выбросить по истечении срока годности. Итак, у брачного контракта существует огромное количество больших и маленьких преимуществ. А недостаток-то всего один.
Дело в том, что в нашей стране к этому документу сложилось особое, несколько брезгливое, отношение — вследствие талантливо организованной в свое время идеологической обработки он устойчиво ассоциируется у нас исключительно с финансовым расчетом и корыстью. Но это лишь одна сторона проблемы. Отважные люди, которых не отпугнуло ни отвратительное звучание слова «брачующиеся», ни опасность вступить вместо брака во что-то нехорошее, зачастую не хотят опускаться до прагматических рассуждений.
Несмотря на увещевания более опытных друзей, влюбленным, которые создают семью исходя из представлений о вечных чувствах, не свойственно думать о материальном. В результате наши собственные предрассудки и своеобразный романтизм нередко приводят к распиливанию непарных предметов гарнитура и поножовщине в процессе раздела имущества. А в залах суда разыгрываются баталии, которые нелегко переносить даже видавшим виды служителям Фемиды, — люди, бок о бок прожившие определенное время, прекрасно знают, где у кого любимая мозоль и как на нее наступить, чтобы было побольнее.
В то время как при наличии брачного контракта вопросы, возникающие во время развода, в большинстве случаев вообще решаются без суда — при встрече адвокатов. Конечно, собираясь под венец, нелегко думать о вещах приземленных, но жизнь а точнее, ее беспристрастное отражение в виде статистики разводов показывает, что, увы, пессимисты, скептически относящиеся к институту брака, нередко оказываются правы. А значит, не исключено, что, решившись подписать брачный контракт, вы не только окажете услугу обществу, не обременив суд еще одним гражданским делом, но прежде всего — поможете себе любимому, сэкономив собственные нервы, деньги и время.
Возможно, что в отдельных случаях брачный контракт будет играть и своего рода превентивную роль. Четко обозначенные в документе позиции сторон способны оказать отрезвляющее действие — если вместе с мужем дом может покинуть любимый гарнитур, пожалуй, стоит пойти на компромисс, чтобы сохранить семейный очаг. Ну а если серьезно, то даже юристы, специализирующиеся на семейном праве, не пришли к единому мнению относительно брачного контракта.
Некоторые из них поговаривают, что такой документ можно изначально признавать недействительным в силу «невменяемости» подписывающих его сторон, пребывающих в состоянии влюбленности. Кроме проблем юридического характера, здесь, конечно, срабатывает целый комплекс причин. Наши люди вообще морально не готовы к подписанию таких документов.
Нас так воспитывали, что говорить о деньгах, каком-то имуществе — это вообще позор, а особенно — когда речь идет о любви. Результаты социологических опросов говорят о том, что практически все опрошенные связывают брачный контракт с браком по расчету, корыстью, и это, конечно, не содействует распространению брачных контрактов. Хотя когда люди уже приходят в суд — разводиться, делить имущество, они хватаются за голову, сожалея о том, что не предусмотрели такого поворота событий.
Конечно, первопричина такой ситуации заключается в том, что в нашей стране отсутствует сколько-нибудь значительное количество представителей среднего сословия, которое во всем мире является потенциальным субъектом заключения контрактов такого рода. В то же время даже того немногого, что имеют наши люди квартира, машина, дача , бывает достаточно для того, чтобы весьма серьезно попортить себе жизнь при разделе имущества, связанном с распадом семьи.
Под объектами подразумеваются действия этих лиц, например, заключение брака между мужчиной и женщиной или принадлежащие им вещи и имущество. Содержание семейных правоотношений содержит в себе субъективные права и обязанности их участников Классификации семейных правоотношений: — имущественные имеют экономическое содержание ; личные неимущественные возникают с нематериальными благами, неотделимы от личности и непередаваемы другим лицам ; По субъектному составу — простые два участника ; сложные три и более. По степени индивидуализации - абсолютные одна сторона индивидуальна ; относительные поименно определены все участники правоотношения Права и обязанности членов семьи Личные права и обязанности супругов Муж и жена в семье обладают равными правами и обязанностями. Права супругов: Выбор фамилии мужа, жены, либо двойной ; Совместное решение семейных вопросов на основе равенства и согласия; Право на совместную собственность; Свободный выбор профессии и места жительства. Обязанности супругов: Налаживание отношений на основе взаимного уважения, заботы, помощи; Забота о воспитании и развитии детей; Материальная поддержка членов семьи. С момента государственной регистрации заключения брака между супругами возникают не только личные, но и имущественные отношения.
Имущественные взаимоотношения делятся на два типа: 1. Личное: Всё, что было куплено до составления брачного договора называется личным имуществом. На такое имущество правила совместного владения и равного разделения не распространяются: каждый из супругов волен распоряжаться этими благами по своему усмотрению. Совместное: Всё, что было куплено супругами после заключения брака считается совместной собственностью. Не важно, за чей счет были приобретены те или иные вещи. Также не имеет значения и размер доходов супругов, ни вообще полное его отсутствие у одного из них. Понятие совместной собственности супругов изложено в ст. Право жить вместе со своими родителями.
Право сохранять связь с обеими родителями. Право на общение со своими родителями. Право на защиту. Право выражать своё мнение ребёнок в семье являются личностью, с которой следует считаться. Право на имя. Имущественное право право на получение содержания от своих родителей. Личные права и обязанности родителей : Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родители имеют право и обязаны защищать права и интересы своих детей без специальных на то полномочий. Родители обязаны заботиться о здоровье и развитии своих детей.
Они не могут самостоятельно принимать решение не только по поводу выбора брачного партнера или, например, по поводу рождения детей, но даже по поводу того, как они должны одеваться, могут ли они получать образование, могут ли самостоятельно выходить на улицу и так далее. Сегодня уже невозможно, разумеется, говорить о классическом патриархате: российские женщины довольное сильно эмансипированы. Однако неэмансипированными остаются мужчины. Патриархат сегрегирующий В чем проблемы такой ситуации для мужчин? Они заключаются в том, что угнетаемым является не только женщина, но и сам мужчина. Угнетается жестко сконструированной моделью, в которой мужчина должен быть вписан в матрицу доминирования, предписанную обществом, — «Будь охотником!
Будь насильником! Будь кормильцем!
Анатолий Антонов: «Институт семьи в России давно разрушен»
Многие вообще не видят необходимости для похода в ЗАГС. Так называемые гражданские браки стали нормой жизни, их число растет, дойдя уже до 8 процентов. Причем эта современная проблема именно молодой семьи: 15 процентов мужчин в возрасте 18-24 лет и 13 процентов женщин состоят в союзе, который не узаконен. Молодежь рассматривает его как пробный шар. Определенный резон в этом есть: каждый ведь приносит с собой багаж из родительской семьи и ее традиции. Главная беда в том, что практически у каждого пятого ребенка еще четыре года назад отца не было вовсе. И лишь недавнее уравнивание детских пособий матери-одиночки пользовались здесь особой поддержкой государства заставило пап засвидетельствовать свое отцовство. Основные проблемы современной семьи Сама она привычно ставит во главу угла «материальные трудности». Они же являются первопричиной, почему современная семья не желает идти на расширение, ограничиваясь одним ребенком.
На втором месте — жилищные условия, которые начинающей семье, в отличие от многодетной, не так просто решить. Тем временем эксперты называют одной из основных проблем современной семьи обособленность, все большую индивидуализацию каждого из ее членов. К семейной жизни у нас в школе не готовят, исчезает традиция собираться за большим столом, мужские и женские увлечения сильно разнятся, а проблема переходного возраста у детей обостряется и затягивается, поскольку родители предпочитают наказывать, а не разговаривать по душам. С другой стороны, повысилась ответственность отцов, к чему многие женщины оказались не готовы. Они до сих пор уверены, что в случае развода суд безоговорочно встанет на сторону матери хотя она имеет равные права с папой , а если принимается другое решение — затевают бесконечную «войну за ребенка». Культ потребления дал толчок другой основной проблеме современной семьи — выраженным проблемам со здоровьем. Сегодня от 1 до 5 поведенческих факторов риска — курение, употребление алкоголя, гиподинамия и т. Каждый четвертый ребенок весит больше нормы, потому что мало двигается и налегает, как правило, на вредную пищу с обилием сахара, соли, добавок «Е», магазинные полуфабрикаты.
Эта кулинарная традиция, заложенная в семье, грозит в дальнейшем весьма печальными последствиями. Психологические проблемы современной семьи К традиционным — неумение строить отношения, уступать, видеть лучшее, не зацикливаясь на негативе, — прибавились новые: инфантилизм, иждивенчество и агрессивная настроенность. Каждый рассуждает с позиции своего «я» и стремится «согнуть» другого. Забыто даже понятие о нормах приличия: молодые родители не стесняются устраивать на публике дикие скандалы, кричать на маленьких детей и даже бить их прилюдно. Многие годы некоторые семьи существуют за счет поддержки родителей или на детские пособия, что особенно распространенно в деревнях. Но главная психологическая проблема современной семьи в том, что она по сути своей незрела: живет с оглядкой на других, стремясь подтверждать благополучие в основном ложно понятыми статусными вещами — смартфонами, телевизионными панелями, машинами и поездками на курорты. На это берутся кредиты, тратятся все сбережения… Конфликты между супругами Исследования психологов показывают: в 80—85 процентов семей случаются конфликты. В остальных фиксируются ссоры по различным поводам, но это дело достаточно обыденное, поправимое.
В зависимости от частоты, глубины и остроты конфликтов принято выделять кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. В кризисной семье противостояние интересов и потребностей дошло уже до точки кипения и захватывает важные сферы жизнедеятельности: супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. Такие семьи или распадаются, или находятся на грани разрыва. Конфликтной семье чуть проще: там имеются лишь постоянные сферы, где сталкиваются интересы, да так, что искры летят.
Исправление ситуации, связанной с деградацией института семьи, требует целого ряда мер, направленных на формирование позитивного взгляда на семью, на осознание уникальных преимуществ, которые дает воспитание детей в полной семье.
В числе таких мер — преподавание в вузах основ семейных отношений. Подобное обучение должно быть основано на фундаменте традиционного мировоззрения России и опираться на его духовные и культурные корни. Будущий врач помимо своей врачебной специальности должен обязательно иметь знания о духовном устроении человека и семьи. Ему должны быть известны пути совершенствования личности и роли семьи в этом процессе. Литература 1.
Ильин И. Путь духовного обновления. Элдридж Дж. Карпова И. Оганесян А.
Дата публикации: 18. Протоиерей Максим Козлов. Семейная крепость. Татианы при МГУ, 2004. Лободина С.
Как развить способности ребенка. Лободин В. Роль социаль-ных институтов в профилактике наркозависимости среди подростков и молодежи: Материалы XVI междисциплинарной научно-практической конференции. Представляем 23 выпуск журнала «Церковь и медицина» Двадцать третий номер журнала «Церковь и медицина» посвящен нескольким важным событиям — VII Всероссийскому съезду православных врачей и V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Постковидный синдром, клинические и этические вопросы реабилитации переболевших COVID-19» в рамках Санкт-Петербургского форума «Церковь и медицина». В журнале опубликованы материалы этих конференций в реферативном виде и в форме развернутых статей.
В рубрике, посвященной V Всероссийской научно-практической конференции, в журнальном варианте представлены доклады ведущих специалистов в области пульмонологии, эпидемиологии, практических врачей по проблемам постковидного синдрома в стоматологии и оториноларингологии. Одна из ведущих тем номера — историческая. Несколько публикаций журнала посвящены 100-летию хиротонии святителя Луки Войно-Ясенецкого и сообщают о периоде его жизни в Переславле-Залесском и об изучении эпистолярного наследия выдающегося хирурга и исповедника. В рубрике «Исторические материалы» можно прочитать продолжение статьи в жанре юбилейной о многогранной личности В. Ряд материалов номера рассказывает о святых врачах древности и новейшего времени.
Сам по себе факт раннего вступления в брак на первый взгляд не является серьезным препятствием для создания крепкой и социально активной семьи. Однако следует учитывать тот факт, что именно в таких семьях проявляются следующие тенденции: Распад молодых семей практически через год или два после регистрации брака. Употребление алкоголя или психоактивных веществ одним или обоими супругами. Отсутствие чувства ответственности в браке. Перечисленные выше проблемы свойственны не только молодым семьям, но именно в них по статистике они проявляются чаще всего. В результате браки распадаются, и институт семьи находится под угрозой.
Сверьте со своей реальностью. Люди, как правило, могут более-менее точно понять друг друга, если говорят очень короткими фразами два-три, а лучше одно предложение. У большинства внимание отключается уже после первого предложения. Все потому, что мы общаемся друг с другом каждый из своего мира — и на познание отличий мира другого человека от своего у нас недостаточно сил. Меня как психолога всегда поражал этот факт: неужели нам совсем не нужно понимать друг друга верно? И мы вполне можем обойтись без этого?
А когда влюбленные общаются «без слов» — это просто психологическая иллюзия, заботливо предусмотренная остатками нашей психобиологии с целью спариться и размножиться? Думаю, что любая пара постоянно накапливает определенное количество коммуникативных ошибок неправильного понимания и неэффективной коммуникации. В ходе этого накопления вызревают обиды и недоверие, а потом люди перестают нормально разговаривать: либо ругаются, либо молчат. Так это обычно описывают клиенты семейного психолога: «мы перестали понимать друг друга», «мы перестали разговаривать», «нам нужен переводчик». Но не родился еще тот Коперник от психологии, который убедит людей в том, что плохо понимать друг друга — это нормально. Мы пока верим в то, что Земля покоится на черепахе, слоне и ките, а любящие люди способны с легкостью читать мысли и чувства друг друга — сколько бы свидетельств обратного мы не получали.
В этом смысле пары, которые с самого начала отношений берутся их прояснять, имеют шанс понимать друг друга лучше, хотя и не имеют опыта первичной идеализации, на которую удобно опираться в трудные времена «а помнишь, как здорово было в самом начале — вдруг опять получится». Проблема 2: Борьба за власть Но плохое понимание, недоверие и обиды разрушают уверенность партнеров в надежности их позиций. Преодолеть неуверенность в отношениях можно, контролируя их. Однако чрезмерный контроль приводит к борьбе за власть и независимость. Оба человека, составляющих пару, склонны бороться за свое понимание вещей как за единственную реальность: «Нет, когда ты хочешь идти пить пиво с друзьями — это не потому что тебе нужны друзья, а потому что ты меня не любишь и тебе со мной скучно»; «Нет, если ты тратишь много денег, это не потому что тратить деньги — твой способ бороться с детским страхом бедности и утешаться, а потому что ты меня не уважаешь и тебе нужны только мои деньги»; «Нет, когда ты отказываешь мне в сексе — это не потому что ты устала и хочешь спать, а потому что наказываешь меня и манипулируешь». Таких примеров можно привести множество, все они довольно типичны.
Кроме этого, борьба за власть ведется на ценностном или культурном уровне. Мужчина «должен», женщина «должна», «в хорошей семье делают так» — все эти культурно-социальные клише сильно давят на пару на разных этапах ее жизни, постоянно подпитывая нужду в изобретении своей уникальной формы семьи. Стандартная семейная терапия посвящена именно этому: лучшему пониманию друг друга и умению доносить свои мысли и чувства, а также осознанию тщетности усилий в борьбе за изменение реальности другого человека. Проблема 3: Эмоциональная зависимость Мы живем в эпоху расцвета особого психологического феномена — эмоциональной зависимости. Экономическая основа семейного партнерства уходит в прошлое по мере того, как женщины ощущают все более сильное желание профессиональной реализации. На смену экономическим скрепам приходят эмоциональные, которые в ХХ веке назывались страстной любовью, а теперь все чаще обозначаются как эмоциональная зависимость.
Эмоциональная зависимость характеризуется автоматической защитно-наступательной реакцией в ответ на эмоции и поведение партнера, а также невозможностью опираться на себя и свои ценности в регулировании поведения. Мы становимся чересчур реактивными и «возвращаем» партнеру все его поступки, причиняющие нам боль. Вроде все знают, что надо поступать в отношениях так, как бы вы хотели, чтобы поступали в отношении вас. Но при эмоциональной зависимости мы начинаем «зеркалить» партнера, чтобы он понял, как же некоторые его действия нам неприятны. Око за око, зуб за зуб — незыблемая аксиома семейной жизни для многих. Именно поэтому находящиеся в эмоциональной зависимости склонны падать на самое дно человеческого поведения.
При этом, как правило, такие пары имеют и обратный опыт — отзеркаливания хороших поступков. Делая друг другу больно, каждый надеется на партнера: что второй прервет этот порочный круг и окажется «лучше». Вся эта игра очень увлекательна и может быть весьма стабильной жизненной стратегией, если у вас крепкие нервы. Эмоциональная зависимость цементирует отношения лучше ипотеки. Кроме эмоций, опыт эмоциональной зависимости дает человеку о себе много такой информации, которой он нигде больше получить не может. Так что я думаю, что, как ни странно, эмоционально-зависимые отношения позволяют людям познавать себя — и это познание дарит им живые эмоции, зачастую весьма сильные.
Вот почему такие отношения считаются участниками весьма ценными и желанными, даже если приносят много страданий. Выход из эмоциональной зависимости возможен, но это требует много времени и усилий. А мы обычно хотим быстро — поэтому предпочитаем развод. Социальные проблемы Проблема 4: Нереалистичные представления о родительстве Как и раньше, желание рожать детей мотивирует людей создавать и воспроизводить семейные модели.
Почему россияне разводятся
В современной России, в силу нестабильной социально-экономической обстановки, решение проблем молодых семей являются особо актуальной задачей. Возрождение семьи в России напрямую связано с сохранением и ростом религиозной идентичности народа, с восприятием семьи в рамках особого ценностного ряда, связывающего человека, семью, общество и государство. Но что из себя представляет современная российская семья?
«Сегодня брак - дружеский союз». Психолог - о современных семьях и разводах
последние известия. По ее словам, нынешний Семейный кодекс фактически не оставляет места для семьи. Чтобы исправить демографическую ситуацию в России, нужно больше многодетных семей, считает ученый. 2.2 Современная семья: основные проблемы и пути их решения.
«Проблемы современной семьи и пути преодоления»
А это в современных семьях часто рассматривается как нечто второстепенное. В тех регионах, где сохранилось традиционное общество — например, Северном Кавказе — браки более прочные. К сожалению, традиционное общество в регионах с преимущественно русским населением было разрушено еще при советской власти. Соответственно, постепенно разрушился и институт семьи», — посетовал игумен.
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма Твери, убежден, что все зависит от воспитания. И девочек, и мальчиков воспитывали как будущих матерей и жен, отцов и мужей. Поэтому и общественное мнение было иным.
То есть весь комплекс культурных и педагогических условий, в которых находились люди, начиная с детства, был другим, и сегодня так просто его восстановить одним указом или даже материальными поощрениями невозможно». И осознать это должны, прежде всего, взрослые, потому что зачастую они относятся к своим детям неразумно. Сколько раз приходилось слышать жалобы учителей, что они пытаются воспитать ребенка, но приходит потом мамаша — руки в боки и начинает орать, что ей лучше знать, как его воспитывать.
Вот откуда такие берутся? Товарищи из богемы — певцы и режиссеры — должны учиться прочности семейных отношений и высокой культуре, поскольку лучшие люди должны подавать пример моральных устоев в обществе, чтобы, глядя на них, тысячи людей поступали так же. А то все подается как свобода выбора, но оборачивается свободой греха», — заключил отец Георгий.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи, сказал: «Действительно, статистика заключенных браков, деторождения у нас не совсем в плачевном состоянии в основном благодаря Кавказу. Там браки распадаются меньше: народ сумел сохранить свою культуру, обряды, веру.
Мы же все время пытаемся что-то перестроить. В советскую эпоху отказались от прежних, патриархальных, взглядов и убеждений, пытаясь построить счастливое коммунистическое общество. Не получилось.
А сейчас у нас и вовсе нет никакой идеологии». Что нужно делать нам? Не бояться признать: мы — русские, и у нас свой путь, — подчеркнул пастырь.
Но не стоит впадать в крайности и отвергать все западное — лучшее нужно перенимать. Раньше в российских семьях было по 10-15 человек. Сейчас 1-2 ребенка.
Женщины не хотят рожать детей, молодые люди не стремятся к браку. Высока статистика разводов». Кто в центре их внимания?
А наша молодежь пытается им подражать. Преподаватели, родители пытаются учить детей «доброму, вечному», а по телевизору, в интернете дети видят другие примеры. Иногда содрогаешься от цинизма: кем нужно быть, чтобы с издевкой писать о смерти человека?
Недавний пример — трагическая история с эстрадной певицей Жанной Фриске. Сколько грязи вылилось на ее родных и близких! Со всем этим нужно что-то делать.
Нам нужна государственная идеология. Мы должны гордиться страной, в которой живем». Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе , заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, считает, что нужно как-то определяться с терминами.
Седельника и Н. Ванденко, А. Голод, С. Домострой в ред.
Дробижева, Л. Жижек, С. Карпухин, О. DOI: 10.
От брака до развода: 1990—2021. Регионы России.
Представляется целесообразным вступать в законный, хотя и ранний брак, чем менять партнеров, разрушая собственное психофизическое равновесие и умножая число сопутствующих случайным связям заболеваний. Кроме того, нельзя забывать, что Россия — многонациональное государство. В мусульманских сообществах российских граждан исторически сложились традиции, которые допускают вступать в брак подросткам в более раннем возрасте, чем это разрешено законом.
Поэтому молодожены-мусульмане в России часто живут первые годы своей совместной жизни как бы «незаконно». Снижение планки брачного возраста позволило бы учесть традиции народов в контексте российского законодательства и снять с молодоженов клеймо незаконного сожительства, которое препятствует разрешению имущественных споров в случае развода или гибели одного из супругов. Учитывая все вышесказанное, законодатели в итоге сосредоточили свое внимание на более детальной проработке вопросов ранних браков именно на федеральном уровне, так как единой системы нет, есть только некое регулирование на региональном уровне. Причем в разных субъектах РФ оно осуществляется по-разному. В результате получилось, что корректируя Семейный кодекс РФ от 29.
В законе уже раньше были предусмотрены исключительные случаи понижения брачного возраста до 16 лет. Согласно этой редакции, при наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Например, чтобы вместо раннего аборта родить ребенка, у которого будет полноценная семья. Перечень таких причин законодательством не предусмотрен п. Иными словами, закон относит решение вопроса о снижении брачного возраста на два года к компетенции органов местного самоуправления.
От молодоженов требуется справка, указывающая на уважительные причины, но согласия их родителей в новой редакции не требуется. А вот если молодоженам или одному из них ещё нет 16 лет, тогда требуется согласие родителей и заявление от них , а также множество справок, поскольку разрешение дается лишь как исключение при особых обстоятельствах. Если кратко описать нынешние изменения в законодательстве, то получается, что раньше брак от 16 до 18 лет рассматривался как исключение и разрешался при особых обстоятельствах и требовал согласия родителей. А после внесенных в 2021 году корректив брак от 16 до 18 лет разрешен по уважительным причинам и согласия родителей не требует. В то же время брачный возраст от 14 до 16 лет сегодня позволяется ранее был запрещен лишь как исключение по особым обстоятельствам и требует согласия родителей.
Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено в возрасте от 14 до 16 лет, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Поэтому условия заключения брака в различных субъектах РФ могут отличаться друг от друга. Для сравнения отметим, что брачный возраст в разных странах мира тоже различается. Например, в Японии он равен 20 годам, но при этом с разрешения родителей юноша может вступить в брак с 18 лет, а девушка с 16.
Желание создать позитивную, добрую семью на подсознательном уровне, наверное, есть у каждого. Поменялось отношение к родительству. Теперь воспитанием детей занимается не только женщина. Всё чаще возникают случаи, когда в отпуск по уходу за ребёнком уходит отец, если семье это экономически выгодно. Во время своей недавней встречи с жителями Чукотки президент Владимир Путин отметил, что в России становится модным иметь много детей. На ваш взгляд, такая тенденция действительно прослеживается или к этому только предстоит прийти? Можно говорить, что это привело к увеличению числа многодетных семей. Но модно ли это, наверное, нужно изучать дополнительно. На мой взгляд, важно возрождать традиции семьи, где много детей, есть разные поколения. Для этого люди должны быть уверены в завтрашнем дне. Считается, что родители не просто должны привести в этот мир новое поколение, но и подойти к этому максимально ответственно. Возможно, в обществе даже существует некое соревнование, насколько хорошо мы выполняем свои родительские роли. Это хорошо потому, что много внимания уделяется воспитанию, образованию детей. Но не обходится и без перекосов: излишний детоцентризм в семье иногда приводит к эгоизму подрастающего поколения, мысли о том, что ребёнку все должны, а его желания всегда будут исполняться. Поэтому важно учитывать интересы всех членов семьи — и больших, и маленьких. Ещё новости по теме Когда мама — блогер - Как семейная тема развивается в медиапространстве? На семейных блогах зарабатывают. Некоторые многодетные семьи рассказывают о своих буднях в интернете. Одна из самых известных блогеров сегодня — это мама восьми детей, у неё миллионы подписчиков. И тут можно сказать ещё об одном явлении в социальных сетях — «шерентинге», по-русски — демонстрации родительства.