В постановке Креймера Мелизанда опускает к Пеллеасу две тесемки, а затем начинает им «кукловодить». История горестной любви Мелизанды и Пеллеаса, страданий ревнивого мужа-братоубийцы Голо воплощены композитором с удивительной поэтической прелестью.
«Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси
Архив 23 марта 2008 Это первая после 1915 года отечественная постановка главной оперы французского импрессионизма Клод Дебюсси по мотивам пьесы Мориса Метерлинка. Конечно, она не совсем отечественная, потому что совладать с этой невероятно изысканной театрально-музыкальной материей пригласили могучую команду специалистов из Франции, которые и составили рекордно длинный список номинантов. В идеальную европейскую продукцию этих персонажей поместили режиссер Оливье Пи и художник Пьер-Андре Вейц. Самая непростая работа — научить играть Дебюсси местный оркестр — досталась именитому маэстро Марку Минковски, который выполнил ее с блеском. Пеллеас и Мелизанда Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко Опера К.
Винтерс Мелизанда , К. Кетельсен Голо. Но Черняков — кто бы сомневался! С первых минут спектакля действие 1-й картины разворачивается в лесу взору открывается удивительно красивое, манящее пространство: комната, полная света и воздуха, какого-то особенного сияния, которое струится отовсюду и ниоткуда. Абсолютно гениальная световая партитура создана Глебом Фильштинским, постоянным соавтором Чернякова. За огромным, во всю стену, окном колышется буйное зеленое море леса: деревья подступают совсем близко, но виден кусочек ярко-голубого неба. Все вместе рождает настроение скорее приподнято-радостное, нежели мрачное. Лес, о котором беспрестанно говорят обитатели замка, виден из окна на протяжении всего спектакля: сочная весенняя листва сменяется пышной летней, постепенно листья желтеют, опадают, и к финалу зима вступает в свои права: зимний пейзаж с обледенелыми ветвями деревьев и серо-жемчужной гаммой неба — последнее, что видит Мелизанда перед смертью.
Эта простейшая, даже банальная метафора тем не менее работает исправно: годовой природный цикл сопряжен с короткой жизнью Мелизанды, но также и с расцветом и падением королевского дома. Элегантная буржуазная гостиная-столовая создана по лучшим образцам современной дизайнерской мысли: изогнутый экран плоского телевизора — в углу; на нем Голо — врач-психотерапевт Кайл Кетельсен — будет следить за поведением своей пациентки Мелизанды Корин Винтерс. В двух наклонных нишах прячутся еще два окна, под ними — две изогнутые на манер шезлонга софы, обтянутые белой кожей, при надобности используемые для сеансов психоанализа. Эти сеансы проводят все члены семьи: не только сам Голо, но и его сводный брат Пеллеас Жак Имбрайло , к которому Мелизанда тянется куда больше, чем к мужу. И даже Иньольд, сын Голо от первого брака Дамьен Гериц — странновато-отчужденный подросток, отгораживающийся от реальности наушниками и PlayStation. Завязка драмы, из которой вырастает история, рассказанная Черняковым «поверх» оригинального либретто, экспонируется до начала действия. Голо вводит в семейную гостиную неопрятную беженку в мешковатых трениках — то ли балканского, то ли арабского происхождения. В руках у нее потертая дорожная сумка; черные волосы неряшливо обрезаны, пряди некрасиво свисают, обрамляя неестественно бледное лицо, застывшее трагической маской.
Никаких золотых пышных кудрей, в которые влюбляется Пеллеас и о которых беспрестанно упоминает , нет и в помине. Благородное семейство медленно поворачивается от стола к странной и нежданной гостье: Мелизанда чужая здесь, в этом чистом и строгом доме; ее силуэт на фоне элегантной белой гостиной выглядит неуместной черной кляксой. Итак, Голо, позабыв о кодексе врача, влюбился в свою пациентку и привел ее домой «для продолжения лечения».
Настало время узнать мнение Виктора о новой постановке. В Мариинке спустя семь лет спустя вновь поставили «Пеллеаса» Дебюсси. Sapienti sat. Знающему — достаточно, как говорили древние. Достаточно для тех, кто понимает, какое редкое оперное блюдо приготовил театр. Драма, построенная недосказанности, умолчаниях, символах. Опера, сотканная из тихой звучности, пауз, коротких всплесков и гипнотизирующих мотивов. Музыка композитора-импрессиониста на текст драматурга-символиста. Дебюсси специально ездил в Брюссель на премьеру драмы Мориса Метерлинка и оказался под таким впечатлением, что положил её на музыку почти всю целиком, слово в слово. Такой пиетет перед словом был, пожалуй, отмечен только в русской школе, когда операми становились неизменные тексты Пушкина и Гоголя.
За эту непростую вещь взялась Анна Матисон, режиссер и художник, ставившая в Мариинском театре и оперу, и балет, но больше работающая на телевидении и в кино. Неоперного в ее спектакле, правда, совсем немного: короткая шумовая прелюдия к первому действию и пантомимные вставки, разыгрываемые на фоне оркестровых антрактов между картинами. Исступленными позами и сложными поддержками они здорово напоминают парное фигурное катание: сходство усиливается фактурой сцены, похожей на черный лед. Черного, темного, мрачного в спектакле много: страдает от отсутствия света, от власти окружающего замок леса Мелизанда, тяжело в сумрачном мире оперы и зрителю. К обязательным кольцу и колодцу добавлены образы моря: сети, в которых бьется Мелизанда, и полузатонувший корабль-призрак, грандиозная декорация-марионетка, вокруг которой разворачивается действие. По символической единице реквизита выдано каждому персонажу, и все это — «ружья, которые обязательно выстрелят». У Голо — нож, у Пеллеаса — чемодан, у Мелизанды — волосы: по мере движения сюжета они все удлиняются, утяжеляются, превращаясь в сцене смерти Мелизанды в гигантскую косу — непосильное бремя. Странным образом при этом в решении многих сцен доминирует мелодраматический надрыв, как будто прерафаэлитские персонажи Метерлинка разыгрывают драму Островского.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА
Мелизанда в прологе предстает прозрачной девушкой в белом, способной хоть немного осветить сумрачную жизнь королевства Аллемонда. Постановочная группа не ставила задачи расшифровать многочисленные символы Метерлинка и Дебюсси. Фантастическое зрелище дает свободу воображению, а ирреальная музыка Дебюсси создает удивительную атмосферу для размышлений. Франсуа Ле Ру в роли Голо поражает достоверностью актерской игры в непростой абстрактной атмосфере. Жан-Себастьян Бу в партии Пеллеаса радует слух удивительно красивым лирическим баритоном и как будто дает мастер-класс российским певцам, подтягиваясь и карабкаясь навстречу любимой, не прекращая изящно брать верхние ноты.
В финале это хрустальное ложе Мелизанды, на котором она переносится в иной мир — принцесса всегда страдала в замке, где практически отсутствует солнечный свет, как в темнице. Переход в иной мир — это и есть выход к свету. Человек здесь — как маленькая частица бесконечного космоса. И ненавистное обручальное кольцо принцесса роняет не в фонтан, но в зведное небо. Золотые волосы Мелизанды, спускающиеся из высоких окон замка к Пеллеасу — у Метерлинка и Дебюсси символ эротический по преимуществу, здесь становятся видимыми энергетическими нитями, связывающими любовников, подобно неизбежному Року.
Но главное новшество постановки в том, что все действие оперы Дебюсси впервые сопровождается танцами — восемь мускулинных красавцев, практически обнаженных только плавки , по замыслу Сиди Лабри Черкауи должны иносказательно передавать силу чувств главных персонажей. И их связь с космосом. Своего рода хор, комментирующий происходщее на сцене. На самом деле, танцы искусно включаются в музыкальную партитуру Дебюсси, но танцоры никак не взаимодействуют с протагонистами оперы, которые их, в свою очередь, не видят.
Напряжённому гармоническому развитию он предпочитает статические последовательности, словно останавливая музыкальное время: метерлинковские пьесы неслучайно называли «драмами ожидания». Дебюсси избегает громогласности и пафоса — его музыка редко выходит за границы пиано. Лейтмотивы героев появляются только в оркестре, но не в вокальных партиях. Дебюсси-критик насмешливо писал, что вагнеровские герои, распевающие свои лейтмотивы, похожи на человека, который, отдавая визитную карточку, взволнованно декламирует её содержание. На премьере оперы отсутствие песен и танцев, хоров и ансамблей в партитуре, те самые полутона, химия микрофраз, тончайшая звукопись, которые заботили Дебюсси, оставили слушателей в недоумении. И когда Мелизанда во втором акте на вопрос Голо, почему она плачет, ответила: «Я здесь несчастна», в зале мрачно сострили: «Мы тоже».
В «Пеллеасе» драматическая энергия накапливается исподволь. Первая половина оперы идёт в эмоциональном диапазоне между «тихо» и «очень тихо». Лишь к третьему-четвёртому акту в бурных драматических сценах на поверхность вырываются нежность, страх, отчаяние, жестокость, как, например, в сцене ревности, где Голо заставляет маленького сына подглядывать в окно за женой и братом принца. Эту сцену цензура потребовала убрать, чтобы не шокировать семейную публику Опера-комик, но в итоге автор пожертвовал лишь 14 тактами. Но для французов опера Дебюсси стала предметом национальной гордости, и в обратной перспективе её оценка лишь возрастала.
Первая оперная премьера сезона в Мариинском театре - "Пеллеас и Мелизанда" Клода Дебюсси прозвучит в четверг на сцене концертного зала Мариинки. За дирижерский пульт встанет музыкальный руководитель спектакля народный артист России Валерий Гергиев, пригласивший для постановки кинорежиссера Анну Матисон. В музыке Дебюсси нет привычных дуэтов, терцетов, хоров, но есть лейтмотивы, - их мы тщательно рифмуем, иногда повторяя буквально одну и ту же мизансцену с разными героями. Сохраняя уже имеющиеся символы, мы дополняем их новыми.
Вы точно человек?
В постановке Креймера Мелизанда опускает к Пеллеасу две тесемки, а затем начинает им «кукловодить». Концертное исполнение оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». «Концертное исполнение музыкальной драмы «Пеллеаса и Мелизанды» Клода Дебюсси в пяти действиях на французском языке будет представлено в Северной Осетии в рамках фестиваля «Мариинский — Владикавказ» 29 сентября», — сказал собеседник агентства. Прозрачная символика белых одежд мудрого старика Аркеля и, под конец, самой Мелизанды, как и незамысловатый чемодан путешественника Пеллеаса, не нарушают этого стиля. Однако притяжение моментально возникает между Мелизандой и сводным младшим братом Голо — Пеллеасом. В опере «Пеллеас и Мелизанда» нет последовательности арий и дуэтов, да и её мелодии вряд ли удастся насвистеть.
Мелизанду к Пеллеасу за волосы не притянули
Все внимание автора сосредоточено на передаче тончайших психологических нюансов в переживаниях героев: Голо, его жены Мелизанды, брата Голо Пеллеаса. Опера предельно статична; созерцая психологические состояния своих героев, автор последовательно фиксирует малейшие, едва уловимые движения их души. Сюжетная формула произведения вкратце сводится к следующему: любовь, ревность, смерть. По словам Р. Роллана, музыка Дебюсси "вся интимная, вся потонувшая в сумерках вся окутанная молчанием". Краткое содержание драмы: Голо — сын короля Аркеля — встречает заблудившуюся в лесу девушку Мелизанду и приводит ее к себе в замок. Вскоре она становится его женой. Неожиданно взаимное сильное чувство захватывает Мелизанду и младшего брата Голо — Пеллеаса.
Вначале Голо ни о чем не догадывается, но тайные предчувствия пробуждают в нем подозрение, а потом и ревность.
Можно только посетовать на то, что порой чрезмерная аффектация отражалась на качестве вокала, и на то, что голос певца низковат для этой партии. Органична была Анастасия Калагина в роли Мелизанды. Светлый тембр голоса хорошо сочетался с созданным ею удивительно достоверным образом иногда робкой, иногда своенравной женщины-ребёнка. Хорош был и другой исполнитель титульной партии — Андрей Бондаренко в роли Пеллеаса.
Его бархатный голос, помноженный на раскрепощённую актёрскую игру, произвёл самое приятное впечатление. Партию сына Голо, Иньольда, обычно исполняемую сопрано, поручили мальчику Константину Ефимову, которому, как ни странно, удавалось озвучивать зал. Оркестр под управлением Валерия Гергиева выступил чутким партнёром певцов, с истинно французским шармом озвучив импрессионистическое полотно. Всё говорило о скрупулёзной репетиционной работе: широкий спектр оттенков в диапазоне от меццо-пиано до пианиссимо, безупречная игра духовой группы, внимание к мельчайшим нюансам партитуры. Дирижёрская воля Гергиева властно цементировала все части музыкальной формы, нанизывая все её элементы на единый драматургический стержень.
Ему удалось воплотить непрерывное развитие от начала оперы до самых последних тактов. Именно мастерству дирижёра мы во многом обязаны удивительно целостным впечатлением от спектакля, которое возникает так редко и свидетельствует о подлинном вдохновении!
Не случайно Дебюсси как-то обронил: «Ах! И всё же опера Дебюсси — это совершенно оригинальное, ни с чем не сравнимое произведение французского искусства.
Не случайно она оказала огромное влияние на души современников, олицетворяя мечту целого поколения об идеальной любви. Эта музыка в «живом» исполнении магически воздействует на слушателя, в чём автор этих строк убедился в полной мере. Ведущие партии были поручены, в основном, молодым певцам Мариинки, и большой успех спектакля подтвердил правильность этого решения. Невозможно описать словами эмоциональный подъём и самоотдачу, царившие на сцене!
Андрей Серов в роли ревнивца Голо продемонстрировал такую степень вживания в роль, что ей могли бы позавидовать многие драматические актеры. Артист раскрывался постепенно, становясь убедительнее с каждым актом. В финале оперы от неподдельного отчаяния братоубийцы в инвалидной коляске становится по-настоящему жутко... Можно только посетовать на то, что порой чрезмерная аффектация отражалась на качестве вокала, и на то, что голос певца низковат для этой партии.
Органична была Анастасия Калагина в роли Мелизанды.
Но ничего этого в спектакле нет. Так как прием этот упорно кочует из спектакля в спектакль, впору задуматься: не добивается ли режиссер новой меры условности в опере? Когда поэтический текст не просто распевается — что есть главная оперная условность, — но то, о чем поют, не дается нам ни визуально, ни в ощущениях даже намеком? Черняков демонстративно избавляется от иллюстративного подхода.
Его интересуют психологические обоснования характеров, данные в развитии. Он добивается сопереживания зала. Не дебют Первым спектаклем, поставленным Дмитрием Черняковым в качестве режиссера и сценографа на сцене Опернхауса, была «Енуфа» Яначека в 2013 г. Режиссер появился в Цюрихе по приглашению интенданта театра Андреаса Хомоки.
Дело об опере Дебюсси "Пеллеас и Мелизанда"
«Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси также рассказывает о молодой женщине, которая не совсем приспособилась к этой жизни. Золотые волосы Мелизанды, спускающиеся из высоких окон замка к Пеллеасу – у Метерлинка и Дебюсси символ эротический по преимуществу, здесь становятся видимыми энергетическими нитями, связывающими любовников, подобно неизбежному Року. История горестной любви Мелизанды и Пеллеаса, страданий ревнивого мужа-братоубийцы Голо воплощены композитором с удивительной поэтической прелестью.
Премьера «Пеллеаса и Мелизанды» в Мариинском театре - «Театр»
Sputnik Абхазия - последние новости и главные события. Новости Абхазии сегодня. | В постановке Чернякова опера «Пеллеас и Мелизанда» стала историей болезни и лечения/ Toni Suter T+T Fotografie. |
Опера «Пеллеас и Мелизанда» | постановку «Пеллеаса и Мелизанды» в Цюрихской опере следует запомнить как одну из самых новаторских в послужном списке Дмитрия Чернякова. |
«Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси
октябрь 29 2023 Ivan Fischer Opera Company Получайте подробную информацию о производительности, смотрите видео, фотографии и многое другое в Operabase. В постановке Креймера Мелизанда опускает к Пеллеасу две тесемки, а затем начинает им «кукловодить». 17 мая 1893 года в парижском театре Буфф состоялся единственный показ недавно написанной пьесы Мориса Метерлинка «Пеллеас и Мелизанда».
«Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси
В ролях: Мелизанда – Айгуль Хисматуллина, сопрано Пеллеас – Гамид Абдулов, баритон Голо – Андрей Серов, бас Аркель – Олег Сычев, бас Женевьева – Елена Соммер, меццо-сопрано. В программе — опера «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси в концертном исполнении. Единственная опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в яркой постановке Роберта Уилсона 2012 года из парижской Оперы Бастилии, со Стефаном Дегу и. This production of Pelleas et Melisande is their vision and I was fortunate to have the opportunity to participate when Marina asked me to create the projections to add dimension and advance the narrative of this production. "Pelléas et Mélisande" is the only opera by French impressionist composer Claude Achille DEBUSSY.