19 сентября 1943 года началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца. 19 сентября 1943 года началась крупнейшая в Великой Отечественной войне операция советских партизан под кодовым названием «Концерт», продолжавшаяся полтора. ОПЕРАЦИЯ «КОНЦЕРТ» – наименование операции советских партизан с 19 сентября по конец октября 1943, которая стала продолжением «Рельсовой войны». Операция «Концерт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжени. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»» на канале «TacticMedia» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 31 марта 2022 года в 18:54, длительностью 00:12:25, на видеохостинге RUTUBE.
Партизанская операция «Концерт» 1943
Фашисты в спешном порядке перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, а на ремонтные работы сгонялось местное население. Партизаны готовятся минировать железнодорожное полотно Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то, что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии.
Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными. Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 г. Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника.
По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс.
Итогом двух операций — "Рельсовая война" и "Концерт" — с 22 июля по октябрь 1943 года стали подрывы 363 262 рельсов. Согласно оценкам историков, в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна Германии действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Операция "Концерт" показала свою эффективность в условиях Великой Отечественной войны.
Деморализованные, они быстро прекратили серьезное сопротивление, и тогда для их замены командованию Вермахта пришлось направлять в тыл более боеспособные подразделения, которые были куда нужнее на фронте. Некоторые из этих частей были подтянуты из Европы, но немало немецких солдат пришлось оставить в тылу по пути на советско-германский фронт — и это тоже существенно повлияло на ход наступления Красной Армии. Группа подрывников из партизанского отряда имени Хрущева у взорванного моста на Украине. Мост был подорван в момент прохождения по нему вражеской техники Источник: waralbum. Партизанская «музыка» настолько нервировала немцев и их приспешников, что атмосфера в тылу стала едва ли не более удручающей, чем на фронте. Немецкие солдаты писали домой, что не могут спать, поскольку «эти проклятые партизаны приходят каждую ночь», что не один эшелон с отпускниками не смог добраться до Германии, потому что его пустили под откос советские диверсанты, и что пополнение задерживается, из-за чего на фронте остается все меньше сил для отражения советского наступления. Финальный аккорд Хотя из-за нехватки взрывчатки, основная часть которой была израсходована уже к началу октября 1943 года, операцию пришлось свернуть к середине осени, ее результаты в конечном счете были внушительными. Такие скопления становились отличной мишенью для советских бомбардировщиков — и это был еще один важный результат операции «Концерт». Именно эти удары стали самыми болезненными для германских войск. На восстановление каждого моста, даже с учетом усилий спешно переброшенных из Германии ремонтно-восстановительных батальонов, уходило до нескольких суток, а иногда и гораздо больше. А потеря каждого паровоза и вагона была для немецкой промышленности практически невосполнимой: не случайно в то время немцы начали выпускать эрзац-паровозы, а для перевозки солдат использовать все типы вагонов, которые только удавалось найти. Именно поэтому, когда стало понятно, что подрыв рельсов не дает запланированного эффекта, наиболее дальновидные из партизанских командиров перенесли внимание на эшелоны — и добились нужного результата. Обложка: Группа советских партизан-подрывников закладывает взрывчатку на железнодорожном полотне. Источник: waralbum.
В результате к 19 сентября — дню, на который было назначено начало «Концерта», — в распоряжении партизанских подрывников оказалось лишь немногим больше половины общего объема взрывчатки, запланированного для «выступления». Тогда Центральный штаб партизанского движения перенес начало «Концерта» на шесть дней. Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге. И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны. Советские партизаны готовят подрыв моста Источник: waralbum. Уничтожение эшелонов рассматривалось в рамках «Концерта» как своего рода дополнительная партия. А между тем отвечавший за организацию и проведение спецоперации полковник НКВД Илья Старинов, справедливо считающийся одним из самых опытных советских диверсантов, до последнего дня настаивал на том, чтобы сместить фокус партизанский усилий с рельсов на эшелоны и мосты. Партизаны готовят к подрыву участок железной дороги Источник: waralbum. В итоге глобального нарушения железнодорожного сообщения, на которое рассчитывало командование Красной Армии, добиться не удалось. Если же, как полагал главный диверсант операции, партизаны сосредоточились бы на уничтожении эшелонов, это не только намного увеличило бы перерывы в движении поездов, поскольку пути пришлось бы очищать от перекрывших их составов, но и сократило бы паровозный и вагонный парк немцев, который и без того был не слишком велик. Такой результат гораздо серьезнее сказался бы на темпах подвоза подкреплений на советско-германский фронт. А в тот момент одновременный партизанский удар по железнодорожным коммуникациям на участке, составлявшем от 700 до 900 км по фронту и до 400 км глубиной, произвел на командование Вермахта неизгладимо удручающее впечатление. Партизаны отряда имени Ворошилова готовят подрыв деревянного моста над рекой, 1943 год Источник: waralbum. По словам генерала, и без того не слишком густая и перегруженная железнодорожная сеть подвергалась ожесточенным атакам партизан, что «до предела напрягало нервы командования и вынуждало его все время переносить сроки намеченного наступления». Горящий деревянный железнодорожный мост над рекой Стыр на участке железной дороги между городами Сарны и Ковель, подожженный партизанами, 1943 год Источник: waralbum.
Начало партизанской операции «Концерт» (1943 г.)
Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб.
Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам. В годы Великой Отечественной войны многие александровцы воевали в партизанских отрядах, как на территории Советского Союза, так и за его пределами. Вот некоторые из наших земляков, часть боевого пути которых прошла в партизанских отрядах. Надпись к фото: Жерлицын Василий Трофимович, командир партизанского отряда «Максим», дислоцировавшегося в Благодарненском районе Ставропольского края.
Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, с первых дней войны вступили в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Партизаны всеми силами старались помочь советским войскам, сражавшимся на фронте, и своими методами оказывали сопротивление гитлеровцам. В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев.
Проведение операции «Концерт» было тесно связано с подготовкой наступления советских войск на смоленском и гомельском направлениях, а также выходом Красной Армии к берегам рек Днепр и Десна. Перед партизанами была поставлена задача вывести из строя большие участки железных дорог в тылу оккупационных войск от Карелии до Крыма и помешать таким образом оперативным перевозкам войск, боевой техники и других материальных средств врага. Несмотря на то, что формально операция стартовала 19 сентября 1943 года, самые серьезные диверсии начали проводить только с 25 сентября 1943 года.
Помимо уничтожения инфраструктуры противника огромный урон был нанесен и восстановительным бригадам.
Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям. Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны , на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы , но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки.
Зажженные в заранее обусловленном порядке костры располагались в виде треугольников, квадратов, ромбов, конвертов или в линию — по три, четыре, пять, иногда и более. Часто костры дополнялись ракетами, фонарями "летучая мышь", кострами, выложенными в стороне от основных опознавательных сигналов. Дополнительные сигналы были необходимы: противник с воздуха вел усиленную разведку партизанских районов и часто обнаруживал площадки отрядов по световым сигналам. Немецкие летчики либо бомбили эти точки, либо доносили на свой командный пункт об их месте расположения и виде. И немцы выкладывали такие же сигналы недалеко от партизанских — с тем, чтобы дезориентировать наших летчиков. Иногда это им удавалось. Обнаружив в заданном районе несколько одинаковых световых сигналов, наши летчики были вынуждены возвращаться, не выполнив задания, к себе на аэродром. Чтобы такого не случалось, партизаны сообщали заранее о дополнительных сигналах или изменениях в расположении основных костров. Как только партизанские наблюдательные посты видели подлетающий к посадочной площадке свой самолет, они зажигали или гасили один из основных костров либо давали условленный сигнал ракетами, Простые дополнения в систему сигнализации лишали противника возможности вводить нашу авиацию в заблуждение.
Начало партизанской операции «Концерт» (1943 г.)
Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника. По сведениям полковника А.
Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс. По оценке военных специалистов, действия партизан в операциях «Рельсовая война» и «Концерт» были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации, сбросившей примерно за тот же период на железные дороги в советском тылу более чем 10 тыс. Причем итогом партизанских операций типа «Рельсовая война» и «Концерт» было не только огромное количество перебитых рельсов.
Они включали в себя большой комплекс диверсионных акций на всех коммуникациях противника — железнодорожных, автотранспортных, водных и воздушных, подкрепляемых ударами по гарнизонам и другим важным объектам во вражеском тылу. Одновременно с подрывом рельсов партизаны пускали под откос эшелоны, разрушали мосты, железнодорожные станции, выводили из строя другие элементы путевого хозяйства. В этот же период в результате действий украинских и молдавских партизан произошли сотни крушений воинских эшелонов врага.
Пропускная способность железных дорог противника на оккупированной территории СССР в сентябре-октябре 1943 г. В конечном итоге переброска по железной дороге частей и соединений вермахта, а также осуществление подвоза и эвакуации были значительно затруднены. Операция «Концерт» активизировала борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории.
В ходе её усилился приток местного населения в партизанские формирования.
Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…». Основная часть партизанских отрядов начала подрыв в ночь на 25 сентября. Были произведены на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км.
Только в одной Белоруссии за ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов.
Смоленская область. Сентябрь 1943 г. Уже в 6 часов утра этого числа дирекция германских государственных железных дорог в Минске с тревогой сообщила: «Положение очень напряженное! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…» Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Разгромив охрану противника и овладев железнодорожными перегонами, они приступили к массовому разрушению и минированию железнодорожного полотна. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км.
Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов. Немецко-фашистское командование предприняло отчаянные усилия, чтобы восстановить движение по железным дорогам. Фашисты в спешном порядке перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, а на ремонтные работы сгонялось местное население. Партизаны готовятся минировать железнодорожное полотно Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148,5 тыс. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ.
Партизанские формирования усилили специалистами-подрывниками, направили взрывчатку, соответствующее оборудование. Также партизаны получили дополнительное оружие и боеприпасы. Операция началась 3 августа 1943 года, и в ней участвовало около 100 тыс. Партизанские бригады и отряды действовали в тылу групп армий «Север», «Центр» и «Юг» в глубину до 750 километров.
Только в первую ночь советские партизаны взорвали 43 тыс. Операция продолжалась до середины сентября 1943 года. Партизаны взорвали более 200 тыс. Особенно большие разрушения были произведены на железных дорогах Белоруссии. На некоторых дорогах движение было остановлено от 3—15 суток до месяца. Немецкому командованию пришлось усиливать охрану коммуникаций, привлекать для ремонта железных дорог дополнительные паровозы и вагоны подвоз рельсов и прочих материалов , перебрасывать матчасть из Польши и Германии. Местами двухпутные пути переделывали в однопутные, разбирали отдельные участки. Таким образом, возможности маневра и снабжение вермахта ухудшилось.
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
С 19 сентября по конец октября 1943 года силами партизан на оккупированных территориях СССР проводилась операция под кодовым названием «Концерт», которая являлась продолжение операции «Рельсовая война». Операция «Концерт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война»[1][2]. Операция "Концерт" была советской военной операцией во время Второй мировой войны, проведенной в рамках диверсионной кампании "Железнодорожная война". Операция «Концерт» продлилась до конца октября — начала ноября 1943 года, и была завершена, когда партизанские отряды полностью исчерпали запасы мин и взрывчатки.
Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт»
Курская дуга. Операции «Рельсовая война» и «Концерт» | Новости о том громком "концерте" еще долго расходились по всем уголкам мира, а после него желающих вступить в ряды партизан стало еще больше. |
Журнал Международная жизнь - «Рельсовая война» и «Концерт» | В начале сентября 1943 года советское командование утвердило план операции «Концерт». |
Операция «Концерт» | 19 сентября 1943 года началась партизанская операция «Концерт», продолжавшаяся полтора месяца. |
19.09.43 – начало операции «Концерт»
В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». 19 сентября 1943 года началась операция «Концерт», ставшая вторым большим этапом рельсовой войны на оккупированной советской территории Понятие «рельсовая война» закрепилось за всей деятельностью советских партизан по нарушению железнодорожного. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». Википедия Операция «Концерт» кодовое наименование операции советских партизан проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Звездный час Старинова — операция «Концерт». На подрыв рельсов в августе и первой половине сентября партизаны израсходовали около 50 тонн взрывчатки.
«Рельсовая война» и «Концерт»
Фашисты в спешном порядке перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, а на ремонтные работы сгонялось местное население. Партизаны готовятся минировать железнодорожное полотно Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре. Всего было подорвано свыше 148,5 тыс. На этом операция «Концерт» была фактически прекращена из-за отсутствия поставок взрывчатых веществ. Несмотря на то что задачи операции не были полностью выполнены, её результаты оказались значительны. Массированным ударам подверглись дороги, находившиеся не только на востоке оккупированной территории, как это было в «Рельсовой войне», но и на западе Белоруссии, в Прибалтике и Карелии.
Результаты партизанских операций по массовому подрыву рельсов были весьма эффективными. Только в ходе первых двух операций «Рельсовая война» и «Концерт» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса, что соответствовало 2270 км одноколейного железнодорожного пути. Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить тем, что перешивали двухпутные участки пути на однопутные, сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши, Чехословакии и Германии. Однако партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Это еще более увеличивало напряженность в работе железнодорожного транспорта противника.
По сведениям полковника А. Брюханова, начальника оперативного отдела Белорусского штаба партизанского движения, только в августе с этой целью было использовано 5 тыс.
Подорвать предстояло 272 тысячи рельсов, из них 140 тысяч были на территории Белоруссии. Там же базировалось и самое крупное партизанское движение из 92 тысяч бойцов. Снабжать партизан должны были по воздуху, однако за неделю до старта операции зарядили дожди и появились туманы, поэтому до них дошла только половина необходимого снаряжения и взрывчатки. Тем не менее частично операцию удалось начать вовремя [5]. Ход операции Часть партизанских бригад вышла на исходные рубежи и в ночь на 19 сентября нанесла удар по железнодорожным коммуникациям.
Основная масса партизанских формирований начала боевые действия в ночь на 25 сентября. Были произведены одновременные действия по плану операции «Концерт» на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км. Только на территории Белоруссии в эту ночь было подорвано ещё 15 809 рельсов [6]. Фашистское командование предприняло усилия для восстановления движения по железной дороге: в Белоруссию были переброшены новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население. Из Польши , Чехословакии , Германии доставлялись рельсы и шпалы, но партизаны вновь выводили из строя отремонтированные участки. Партизаны Белоруссии в ночь на 19 сентября подорвали около 20 тысяч рельсов, а в ночь на 25 сентября — около 16 тыс. Диверсии на железных дорогах продолжались и в октябре.
Всего было подорвано свыше 148 500 рельсов.
Теперь в Ставке оперировали не только войсковыми понятиями, и не воспользоваться возможностью нарушить коммуникации противника, имея в его тылу сотни тысяч партизан, не могли. Советские партизаны минируют дорогу в Ленинградской области, осень 1943 года.
В рамках операции «Концерт» диверсии проводились не только на железнодорожных коммуникациях, но и на автомобильных дорогах Источник: waralbum. Ее главной задачей было не дать немцам подтянуть к фронту резервы, которые могли бы использоваться против развивающей наступление в ходе Курской битвы Красной Армии. Операция оказалась вполне успешной, и к середине сентября, когда вовсю шло наступление на Левобережной Украине, стало понятно, что и для дальнейшего продвижения на Запад партизанская помощь будет далеко не лишней.
В результате операции «Рельсовая война» партизанам удалось на некоторых участках прервать железнодорожное сообщение на полмесяца и больше. И такого же результата от них ожидали в рамках операции «Концерт». Но она с самого начала развивалась не совсем по плану.
Немецкие солдаты возле поезда, подорванного советскими партизанами. Железнодорожная платформа, прицепленная перед паровозом, не помогла избежать подрыва, паровоз полностью сошел с рельсов Источник: waralbum. Но именно это и не удалось сделать вовремя: вмешалась погода, существенно сократившая число вылетов.
В результате к 19 сентября — дню, на который было назначено начало «Концерта», — в распоряжении партизанских подрывников оказалось лишь немногим больше половины общего объема взрывчатки, запланированного для «выступления». Тогда Центральный штаб партизанского движения перенес начало «Концерта» на шесть дней. Но далеко не все партизанские отряды и соединения смогли отложить свои «партии»: многие уже выдвинулись в районы, где им полагалось заниматься диверсиями на железной дороге.
И 19 сентября, как первоначально и планировалось, в немецком тылу зазвучали первые взрывы и начали валиться под откос первые эшелоны.
Только белорусские партизаны подорвали около 90 тысяч рельсов, 1041 поездов , взорвали 72 железнодорожных моста, разгромили 58 гарнизонов. В результате действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35—40 процентов, что значительно затруднило перегруппировки фашистских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии. Как отмечал известный советский диверсант Илья Старинов , переключение основных усилий партизан на уничтожение рельсов при недостатке взрывчатки из-за которого пришлось отменить зимний этап операции привело к сокращению крушений поездов и в итоге способствовало увеличению пропускной способности дорог, но затруднило их восстановление Красной Армией в ходе наступления [3]. Ошибки партизанской войны. Организация и тактика боевых действий малых подразделений.
«Концерт» для врага: какую роль в Великой Отечественной сыграла операция «Рельсовая война»
Только в ходе первых двух операций — «Железнодорожной войны» и «Концерта» с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах в тылу противника взорвали 363 262 рельса. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». Операция «Концерт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая. • Операция «Концерт» — кодовое наименование операции советских партизан, проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война». Операция "Концерт" — Операция «Концерт» кодовое наименование операции советских партизан проводившейся с 19 сентября по конец октября 1943 года, продолжение операции «Рельсовая война».
80 лет назад - 19 сентября 1943 года, началась партизанская операция в немецком тылу - "Концерт"!
Ru обязательна Сегодня воскресенье, 28. За полтора месяца партизаны осуществили комплекс диверсионных акций на водных, железнодорожных, автотранспортных и воздушных коммуникациях фашистов. Советские люди, оказавшиеся на территории, оккупированной врагом, с первых дней войны вступили в борьбу с захватчиками. В 1943 году партизанское движение сконцентрировалось на ударах по железнодорожным коммуникациям немцев. Удачно проведенная операция «Рельсовая война» способствовала разработке дальнейших действий по уничтожению железнодорожных путей противника. В период с 19 сентября по конец октября 1943 года была проведена операция «Концерт». В ней участвовало 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской и Калининской областей.
Уже в 6. Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий…». Основная часть партизанских отрядов начала подрыв в ночь на 25 сентября. Были произведены на фронте около 900 км исключая Карелию и Крым и в глубине свыше 400 км.
На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб. Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам.
Понимая отчаянность положения, Гитлер начал спешно перебрасывать из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны. Но ремонтные бригады не успевали за действиями партизан. Всего за полтора месяца ими было подорвано свыше 148 500 рельсов. На одном только белорусском направлении партизаны пустили под откос более 1000 вражеских эшелонов, разрушили 72 железнодорожных моста. Всего же в ходе двух операций — «Рельсовая война» и «Концерт» — с 22 июля по октябрь 1943 года партизаны на железных дорогах во вражеском тылу подорвали 363 262 рельса. В дальнейшем историки произвели оценку и выявили, что в двух операциях по разрушению железнодорожного полотна противника действия партизан были более чем в 11 раз эффективнее всех налетов немецко-фашистской авиации за этот период. Это с учетом того, что противник сбросил на железные дороги в советском тылу более 10 тысяч авиационных бомб. Действия партизан в 1943 году значительно затруднили перегруппировку фашистских войск и оказали большую помощь советским войскам. В годы Великой Отечественной войны многие александровцы воевали в партизанских отрядах, как на территории Советского Союза, так и за его пределами.