Но хочется надеяться, что линия, начатая Леонидом Горбачевым и ведущая фактически к большему расколу общества, более не будет продолжена.
ЛЕОНИД (ГОРБАЧЕВ)
С октября 1998 г. Пантелеимона на Ахарноне Афины, Греция. С октября 2002 г. Направлялся в краткие служебные командировки на Афон, в Финляндию, Индию.
Распоряжением Священного синода с мая 2003 г. Решением Священного синода в декабре 2004 г. Решением Священного синода от 29 мая 2013 г.
Наречен во епископа 11 июня в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве.
На тот момент ему был 21 год и он еще учился в вузе. После этого Леонид отправился на служение в Екатеринодарскую и Кубанскую метрополии. Оттуда его перевели в Москву в отдел по взаимодействию с армией и флотом.
Раньше ему приходилось от одного прихода до другого лететь 8 часов. А теперь, спустя 14 лет «скитаний, он вернулся в России — Я всегда молил Бога, чтобы он позволил мне путешествовать по миру. Умение находить контакт с людьми — необходимость для священника. И Господь меня услышал.
Из Москвы я уехал в первую командировку в 1998 году в Боснию и Герцеговину. Пять лет учился в Афинском государственном университете. Там я изучал греческий язык. Кроме русского языка и греческого Леонид еще отлично владеет английским, разговорным арабским египетский диалект языками.
После сразу был переведен на должность Представителя Патриарха Московского и всея Руси, при Патриархе Александрийском и всей Африки с резиденцией в Каире, где я пробыл девять лет. После чего Леонид вновь вернулся в Москву — в центральный аппарат Отдела внешних церковных связей, который в то время возглавлял митрополит Кирилл — нынешний Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
Я прислан на кафедру республиканского значения, на кафедру с прекрасной историей, на кафедру, которой можно гордиться, исходя из глубокой корневой системы самого народа Алании» [18]. В октябре 2016 года прекратил деятельность Владикавказского духовного училища в связи с тем, что в нём так и не был организован полноценный учебный процесс, отвечающий современным требованиям системы образования, что требовала проводимая реформа духовных школ Русской православной церкви. Вместе с тем, той же осенью между Владикавказской епархией и Северо-Осетинским государственным университетом была достигнута договорённость об открытии при этом вузе теологического отделения [19]. Стороны затронули вопросы регистрации Русской православной церкви в Республике Армения и выделения земельного участка для строительства кафедрального собора. Католикос всех армян засвидетельствовал готовность всячески содействовать Русской православной церкви и епископу Леониду [21]. Кроме того, ввиду «многочисленных обращений клириков Александрийской Православной Церкви в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под омофор Московского Патриархата», ему поручено «по тщательном изучении поступивших обращений представить предложения Священному Синоду» [24].
Указом патриарха Кирилла от 11 октября 2021 года назначен настоятелем патриаршего подворья — храма Всех Святых на Кулишках города Москвы [25] [26]. В декабре 2021 года защитил выпускную квалификационную работу магистра на тему: «Международно-правовая защита христианских меньшинств на Ближнем Востоке и в Северной Африке» Российский университет дружбы народов, Юридический институт, кафедра международного права [28]. Патриарший экзарх Африки[ править править код ] 29 декабря 2021 года, в связи с признанием Александрийским патриархом Православной церкви Украины в декабре 2019 года и многочисленными обращениями от священников из Африки, недавно считавшейся канонической территорией Александрийского патриархата, с просьбой о переходе в РПЦ, решением Священного синода назначен митрополитом Клинским, патриаршим экзархом Африки с поручением управления Северо-Африканской епархией и временного управления Южно-Африканской епархией и освобождением от должности заместителя председателя ОВЦС и сохранением временного управления Ереванско-Армянской епархией [30] [31].
При таких событиях всегда собираются люди, в лицах которых видишь радость и воодушевление, изливающиеся и на окружающих. Наверное, одной из самых больших радостей на месте своего служения могу смело назвать общение с простым верующим народом. Самоотверженность, вера, любовь к Богу, дому Божиему и ближним среди моей паствы может служить примером для подражания. Общение с людьми, которые несколько лет трудились и, наконец, подготовили храм к освящению, вселяет надежду, что глубинка не умрет. Именно этот актив людей сохраняет село от вымирания. Обычно начиная с руин храма, они своими силами делают невероятное. Люди показывают фотографии храма до и после ремонта, рассказывают о своих трудностях, которые были в прошедшие годы трудов перед освящением. Смотришь на этих людей и понимаешь, что с них мы должны брать пример. Вспомнился случай. В маленьком и бедном селе был храм, но не было постоянного священника, только приезжающий. Не было никакой работы, молодежь давно уехала. Оставшиеся сельчане не отчаялись, собрались все вместе, очистили территорию когда-то поруганного, заброшенного храма, своими руками отремонтировали то, что возможно. Потом люди просто прошлись по селу с обращением к каждому жителю со словами «кто, если не мы? На эти средства на храм водрузили крест, покрыли крышу. Мужчины активно занялись резьбой и изготовлением различной церковной утвари из дерева. Силами сельчан храм значительно преобразился. Знаете, большая радость — служить такой пастве. Но есть люди, ищущие Бога и стремящиеся к Нему, познанию Его. Иногда люди спрашивают о том, как узнать волю Божию, как стараться быть достойными христианами, встречать невзгоды и скорби по-христиански. С подобными вопросами ко мне обращаются, когда я после службы прохожу по храму для благословения прихожан или во время праздничных трапез на приходах. Всегда привожу пример апостола Павла, искренне гнавшего христиан, но ставшего проповедником христианства, когда ему Господь в видении открыл Свою волю. Человеку, праздно любопытствующему о воле Божией, Господь ее не открывает лишь по Своему милосердию, чтобы не подвергнуть такого человека большему осуждению за неисполнение этой воли, в чем я не раз убеждался. Из своего опыта могу сказать, что Господь открывает свою волю в указаниях начальства или в особых обстоятельствах жизни. Причем какой-то внутренний голос всегда подсказывал мне, что надо поступить, как говорит отец наместник монастыря, например. Так было у меня при поступлении в Московскую духовную академию в 2007 году, при переводе меня на подворье в Санкт-Петербурге в 2013 году и в 2014 году при принятии архиерейства. Никогда и никуда я не просился сам. Прекрасно понимал, что будет тяжело, но шел и исполнял , данное священноначалием, и Господь меня не оставлял своей помощью, давал и сейчас дает силы. Нередко приходится отвечать людям на вопрос о том, как быть настоящими христианами. Ответ один — в полноте исполнять евангельские заповеди. Ни в коем случае не должно быть компромисса, а только четкое и строгое исполнение заповедей. Если мы называемся христианами, то нужно во всём следовать Христу, всё делать для Христа, видя в каждом человеке образ Божий. В родовом поместье Васнецовых Рябово, осмотр возрождающегося храма с благочинным и добрым кровельщиком Сергием, который трудится во славу Божию. Те люди, которые еженедельно посещают богослужения, ведут церковный образ жизни, как мне кажется, верят в Господа, Его Всеблагий Промысел, заступничество Царицы Небесной и помощь угодников Божиих. Часто при встрече с людьми слышу их рассказы о помощи Божией в тех или иных случаях. Люди верят в Бога, полагаются на Него, и Господь их не оставляет, порой самым чудесным образом поддерживает в их уповании на Него. К сожалению, как и во все времена, есть и те, кто относится к Богу, как к волшебнику, исполняющему все просьбы. Такая категория людей ходит в храм решить свои житейские проблемы помянуть усопших или больных родственников, подать записку о помощи Божией в работе или учебе. Эти люди относятся к Церкви потребительски, но Господь исполняет их просьбы, чтобы они начали ходить в храм, а потом и правильно общаться с Богом. Думаю, многие так начинают… — Сейчас много деструктивных сект, суеверий. Как уберечь людей с тоской по святости и правильно построить миссионерскую деятельность? Сейчас, в эпоху широко распространенных информационных технологий, просто это всё более открыто и развито. Самое главное — все мы, священнослужители и миряне, должны своим примером свидетельствовать о вере, показывать своими поступками, образом жизни, что такое быть настоящими христианами. А как это показать? Живите по совести, выполняйте каждый порученную ему работу честно и добросовестно, откликайтесь на нужды ближних, дарите людям внимание, любовь, доброту своего сердца. Считаю, что долг священнослужителей — находить общий язык с людьми любых поверий, не относиться к ним надменно, свысока, уважать в них личность, учиться налаживать с ними контакт, говорить им о Христе, объяснять огромную разницу между православием и тем затуманиванием сознания, ложью, царящими в подобных губительных учениях. Пастыри не должны считать, что люди сами придут и спросят о вере, не должны бездействовать, прятаться за суетой будничных приходских дел. Нужно идти к людям, стараться найти общие интересы , с любовью и уважением относиться к каждому, говорить о том, что ни один человек, придерживающийся других религиозных учений, не может рассчитывать получить то спасение, которое обещано христианам, — вне Церкви спасения нет. Вот есть у вас какое-то дело, проявите послушание Богу тем, что достойно будете его выполнять. Есть у человека семья, а ему вдруг захотелось совершенно другой жизни, свободной от семейных обязательств. Богу в такой мирской ситуации будет старание быть Богу благодарным за то, что Он даровал, быть терпеливым к каким-то неприятным ситуациям , охлаждению в семье, желание потерпеть, смириться, когда это возможно, сохранить взятые на себя брачные обеты, постараться стать лучшим супругой или супругом, лучшим отцом или матерью. То есть не нужно считать, что пусть всё будет так, как я хочу, и прямо сейчас, нужно немного притормозить на своих путях, помолиться, спросить у Бога, что Бог хочет, чтобы сделал человек, какая воля Божья, постараться ее понять и поступить сообразно воле Божией, а не своему бездумному своеволию. Как быть, если кажется, что духовник не прав? Духовник может помолиться за человека, что-то подсказать, посоветовать, но очень тактично и ненавязчиво. Каждый человек должен сам принимать решения. Ломать другого человека нельзя. Именно так поступали с приходящими к ним Оптинские старцы: они не ломали людей, а своими наставлениями помогали личности раскрыть свои таланты. Мы созданы Богом со свободной волей, и Господь эту волю нашу не ущемляет и не ограничивает. Бог может подсказать, как поступить по Его воле, но заставить не может. Вспомните притчу о блудном сыне: отец отпускает сына «в страну далече», понимая, что это приведет последнего к тяжелой скорби, но всё же не вмешивается в решение своего сына. В этом и проявляется любовь Божия, что Он хочет, чтобы мы его любили по свободной воле. Вспоминаются дни моего пребывания в Оптиной пустыни, когда часто приходилось исповедовать людей. Нередко слышал вопрос о том, как поступить в каких-то обстоятельствах. Если этот вопрос был от человека семейного и касался его семьи, то всегда, расспросив об обстоятельствах, давал совет прислушаться к словам супруга, но подчеркивал, что решение остается за вопрошающим. Если человек спрашивал о работе, то всегда советовал прислушаться к указаниям начальства. Никогда я категорично не отвечал человеку на его вопрос. Категоричность была только тогда, когда речь шла о грехе, который человек хотел совершить. Независимо от обстоятельств старался всегда отговорить человека от совершения греха. Как избежать этого? Много случаев того, что мужья бьют жен, оправдывая это тем, что «жена да убоится мужа»… — О выборе супруга и немало написано книг и статей. Трудно говорить о том, что сам не прошел. Лучше, конечно, этот вопрос адресовать к семейным священникам, прожившим в крепком браке многие годы. Но, на мой взгляд, главная причина распада браков заключается в том, что молодые люди не готовы жить вместе. Я могу сказать по своей семье. Мои родители живут единственным браком и воспитали троих детей у меня брат — священник в Москве и сестра, все семейные и с детьми. На крепкий брак всегда влияет пример семьи, из которой выходят молодые люди. Если семья крепкая и не распадалась, если родители воспитывали своих детей в жертвенности и любви, приучали к труду и уважению старших, если в семье двое и трое детей, помогающих друг другу, и старший по примеру родителей любил младшего, то молодые люди из таких семей смогут создать крепкую семью. Они видели пример и будут ему подражать. Часто молодые люди, вступая в брак, не умеют уступать другому и жертвовать собой ради другого. Эгоистически настроенный человек никогда не сможет создать крепкую семью. Он будет искать недостатки в другом, а сам не будет исправляться. Чтобы стать любимым, надо самому научиться источать любовь. В браке не может быть потребительского отношения к другому. Крепкий брак может быть основан только на жертвенности. Как говорил один известный проповедник, брак заключается между тремя: во главе стоит Бог, а муж и жена общаются между собой и с Богом. Только в таком случае жена будет уважать и любить своего мужа, потому что она будет понимать, что муж не деспотично к ней относится, а по любви к ней руководит ею. Конечно, можно терпеть своего супруга или супругу, но такой брак не будет являться крепким, он будет держаться на терпении одного из супругов. Идеальный брак, когда оба супруга уступают друг другу по любви. Нередко женщины-паломницы в Оптиной пустыни просили: «Благословите меня на такое-то молитвенное правило , благословите меня часто причащаться, благословите меня ходить почаще в храм». Казалось бы, хорошие просьбы, на которые с радостью можно благословлять каждого, но я с осторожностью к этим вопросам и просьбам относился, всегда уточняя: «А как отнесется к этому ваш супруг? Ведь можно и хорошими делами отвратить человека от Церкви и развалить семью. Жена верующая должна понимать, что она не может одна устремиться к Богу, но должна тянуть за собой своего супруга. Не насильно, а расположить так, чтобы он сам по ее примеру заинтересовался христианством и пришел в храм Божий. Непонимание этого часто тоже бывает причиной распада браков. Бывает, через соцсети распространяются слухи и сплетни, а иногда люди узнают важные новости — например, решения Собора. Как правильно христианину пользоваться соцсетями, чтобы не навредить душе? Наверное, только старшее поколение не подвержено этому влиянию. С одной стороны, соцсети отнимают очень много времени, и человек начинает от них зависеть, с другой — совсем отказаться от них нельзя, потому что там часть нашей паствы, которая не так уж и мала по численности. Во всём нужна мера: социальные сети должны помогать нам распространять слово Божие, а нам не следует быть у них в порабощении и зависимости. Безусловно, в определенные дни поста например, в первую седмицу Великого поста верующий человек должен ограничивать или совсем отказаться от посещения соцсетей. Считаю необходимым священникам присутствовать в соцсетях, публиковать не только события своего служения, но и затрагивать определенные темы. Конечно, мы не должны уподобляться людям, которые уже живут в соцсетях и выкладывают, если так можно выразиться, в эти сети всю свою жизнь. Надо уметь заинтересовывать пользователей сетей определенными публикациями, призывающими задуматься о правильности своего пути, о вере в Бога, о нравственных ценностях. Действительно, соцсети являются распространителями различных непроверенных и ложных слухов. Вот участие священнослужителей и верующих мирян может помочь в опровержении непроверенной и ложной информации , что заставит кого-то задуматься и не всегда доверять прочитанному. При использовании социальных сетей не стоит забывать, что даже интересная и полезная информация затягивает и отнимает много времени. Оттого, что мы будем больше знать, наша жизнь и мир не изменятся, но мы лишим себя так необходимого времени для общения с Богом в молитве, для общения со своими близкими. Исполнение воли Божией вижу и в своем служении. Это не обязательно совершение архиерейских богослужений, закладка и освящение новых храмов, рукоположение клириков, проповедь слова Божия, но общение с паствой, как на мероприятиях, организованных людьми, так и в частном порядке. Часто Господь посылает человека для встречи с тобой, надо это увидеть и не пройти мимо. Как-то в Москве я задержался у кассы метро, покупая билет, и опоздал на поезд, на который спешил. Пришлось ждать. Подошла женщина лет 60-ти и спросила: «Вы священнослужитель? Женщине в тот момент нужен был совет. В ее жизни была действительно сложная ситуация , в которой ей требовалась поддержка, кто-то, кто бы ее выслушал, посочувствовал и помог советом. Причем в этой ситуации она действительно повела себя достойно, по-христиански. Наш разговор продолжился и в вагоне поезда. В итоге моя внезапно появившаяся попутчица искренне поблагодарила меня, по ее словам, «она вздохнула полной грудью».
Тем более, если уж мы затронули вопрос о русскости или иной национальной составляющей, то она тут не присутствует. Еще раз говорю, это святыни для всего православного мира общечтимые. Я думаю, люди об этом должны знать. Их тоже, по вашему мнению, ожидает судьба Киево-Печерской лавры? Не хочу быть посланником, который приносит плохие вести, либо пророком, но, тем не менее, я вижу, что это звенья одной цепи. На Киево-Печерской Лавре не остановятся. При безмолвном попустительстве со стороны УПЦ, при том, что никак они не выступили практически никак, не защитили ничего. Мы видим разрозненные группки немногочисленных прихожан, которые запуганы донельзя. И то люди, переступая через испуг, через боязнь репрессий укронацистского руководства, выходят к Лавре и пытаются защитить святыни.
Я там не видел ни митрополита Онуфрия, ни других высших иерархов УПЦ, которые вышли бы, стали бы со своим народом и попытались бы защитить святыни. Я не видел никого. И это очень плохо, потому что бросить на поругание свои святыни, бросить на поругание свой верующий народ, своих верных — это недостойно. Но, прежде всего, конечно, мы должны понимать, что это первоочередная задача УПЦ — защитить святыни. И если ты сам не борешься… Мы, конечно, делаем все возможное. Я уверен, что люди, от которых что-то зависит, поднимают эти вопросы, и говорят об этом. Святыни Киево-Печерской Лавры - это общие православные святыни, которые могут быть навсегда потеряны, как терялись сотни тысяч, миллионы экземпляров, светским языком выражаясь, в постреволюционный период, после 1917 года. Тогда под различными надуманными предлогами изымались, экспроприировались у Церкви её ценности, которые были безвозвратно потеряны.
Позже многие из них нашлись в западных частных коллекциях. Возможностей их вернуть так и не представилось. То же самое будет с этим историческим и духовно-культурным наследием. Если ты хочешь пользоваться толстовским непротивлением злу насилием, то это применимо к твоей личной ячейке, к твоей малой Церкви - к твоей семье. Когда к тебе на порог придут нацисты, изнасилуют твою жену, надругаются над твоими детьми, сожгут твой дом и хозяйство, то предварительно у тебя будет выбор поступить так, как ты считаешь нужным.
Площадь Тахрир , безумные, неуправляемые толпы, гибель людей… Я уж не говорю о том, что разрушали храмы, убивали священников. Что было возможно в тех условиях, мы делали.
Был организован кризисный штаб при Посольстве России , в который входил и я, — прежде всего, старались снизить уровень тревоги, не допустить паники. Надо отдать должное нашим дипломатам — они в этой обстановке действовали чётко, ни про кого не забывали. Мы со своей стороны тоже прилагали все усилия: вывозили прихожан из неблагополучных районов, где шла стрельба и обстановка была близка к хаосу, обеспечивали их временным жильём. Но самое главное, конечно, было поддержать людей морально и духовно» [8].
Это задача максимум, она будет выполнена, так как на нее заточены очень большие средства, силы и связи. Под это дело будут забирать все. У кого можно забрать? Только у тех людей, которые не имеют субъектности, находятся в зависимом положении. Никакой здравый человек, никакой руководитель, тем более, на государственном уровне, не расстанется со своими святынями. Либо, если человеку на это наплевать. Другой вопрос. Когда всю жизнь этим занимались колонизаторы. Старый Свет преуспел в таких делах. Например, англичане всю жизнь занимались грабежами. А можем вспомнить и Крестовые походы, и Ватикан. Поэтому сейчас, когда мы говорим, что вывоз этих ценностей… Вы забираете у людей сердце духовное. Это первое. Второе — когда мы говорим о материальных ценностях — уже вопросы государственные. А что вы делаете, почему вы вывозите эти ценности? Хорошо, для вас они не представляют никакого духовно-сакрального наследия. Вы их видите, как источник материального блага и наживы. Но для чего вы это вывозите за свои сегодняшние территориальные пределы? Вы считаете, что в Европе они будут сохраннее? Мы видим, что происходит в Европе, в той же Франции, которая несколько недель полыхала. Кучу всего сожгли. Общественные здания и библиотеки в том числе!
Митрополит Леонид нарушил правило, когда архиереи одной епархии не вмешиваются в дела другой. Он же проявлял большую активность в вопросах деятельности Западноевропейского экзархата. Это скорее всего было расценено как нарушение правил игры и тех принципов, которые существуют в церкви. Во-вторых, любая институция стремится к определенной умеренности и старается минимизировать крайности. У тех же, кто проявляет любые несогласованные шаги, либо слишком либеральные, либо слишком реакционные, возникают проблемы. В таких институтах публичная активность всегда должна быть согласованной», — считает эксперт. Политолог также отметил, что еще одним поводом для «сигнала» Горбачеву могли стать его сложности с госслужбами. Он как минимум дважды за последний месяц об этом писал. А потом его активность резко снизилась. Это указывает на то, что у него возникли проблемы. Сегодня в церкви часто говорят о симфонии с государством, подразумевая под этим конструктивное сотрудничество без скандальных ситуаций. И даже когда они возникают, о них стараются не говорить, и все конфликты решают тихо. Митрополит Леонид вынес их на публичное обсуждение, что также могло не понравиться», — полагает Макаркин. Здесь есть два момента. Первый — это то, что митрополит Леонид уже лишен сана Александрийским патриархатом. Москва это не признала, и если сейчас его лишат экзархата и отправят в отставку, то это будет означать победу как патриарха Феодора, так и патриарха Варфоломея. В РПЦ этого допустить не могут. Настоятельство подворьем в Москве это, конечно, одна из опорных его должностей, но управлять экзархатом можно и без подворья. У того же Западноевропейского экзархата подворья в Москве нет. Второй момент — это то, что сейчас трудно найти человека, который согласился бы и смог продолжить миссионерское служение в Африке в условиях конфликта с Александрийской церковью.
Другие новости
- Использованные материалы
- Леонид (Горбачёв) — "Энциклопедия. Что такое Леонид (Горбачёв)
- Поделиться
- ЛЕОНИД (ГОРБАЧЕВ)
- Леонид (Горбачёв) — Википедия с видео // WIKI 2
Архиепископ Леонид (Горбачев): «Интервью Патриаршего экзарха Африки РИА «Новости»»
Леонид с ним напрямую конкурировал и при первой же возможности аппаратный опыт Севрюка победил харизматичный нахрап Горбачева. Митрополит Леонид (в миру Леонид Эдуардович Горбачёв; род. 26 октября 1968, Ставрополь, РСФСР, СССР) — епископ Русской православной церкви, митрополит Клинский, Патриарший экзарх Африки. Епископ Леонид (Горбачев). Настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского в г. Каир (Египет). Высокопреосвященнейший Леонид (Горбачев), митрополит Клинский, освобождается от должности настоятеля храма Всех Святых, Патриаршего подворья на Кулишках г. Москвы. Епископ Леонид (Горбачев). Настоятель храма святого великомученика Димитрия Солунского в г. Каир (Египет). Но хочется надеяться, что линия, начатая Леонидом Горбачевым и ведущая фактически к большему расколу общества, более не будет продолжена.
Леонид (Горбачёв) (Lykun; (IkjQgc~f))
Леонид назвал это решение «канонически ничтожным». Обо всем, что делается в экзархате, митрополит докладывал через свой Telegram-канал, который он начал вести в январе 2022 года. Но если поначалу он просто выкладывал фотографии, иллюстрирующие миссию на Черном континенте, то постепенно тематика расширялась, а тон публикаций становился все более задорным. Сначала митрополит Леонид стал негативно высказываться о главах Константинопольской и Александрийской церквей — патриархах Варфоломее и Феодоре, обличая их в «расколе» мирового православия. Затем фокус его внимания сместился на события в Украине и действия священноначалия Украинской православной церкви УПЦ. Горбачев в очень резких тонах критиковал главу УПЦ митрополита Онуфрия Березовского за то, что тот на Соборе в мае 2022 года объявил о размежевании с Московским патриархатом. При этом в РПЦ хоть и осуждали действия украинского священноначалия, однако столь радикальных оценок, которые порой себе позволял архиерей, не давали. Постепенно Горбачев начал язвительно и жестко комментировать любые события, связанные с антироссийской деятельностью, независимо от того, касаются они церкви или нет.
Даже писал сатирические стихи. Посыл его заявлений иногда противоречил тому, что говорили в патриархии. Однако митрополита это не останавливало. Любопытно, что после обнародования приказа о лишении настоятельства иерарх почти исчез из публичного пространства и лишь изредка пишет о миссии в Африке или размещает видеоролики и фотографии с животными. Сразу после указа в социальных сетях стали выдвигаться разные конспирологические версии смещения с прихода. В происшедшем они видят не только аппаратные интриги из-за того, что Горбачева якобы заподозрили в претензии на патриаршество, но и козни экуменистов и тайных филокатоликов из «дипломатического корпуса» РПЦ. Фактически срывает ее по ряду самых важных направлений», — заметил в своем Telegram-канале сподвижник митрополита Леонида по миссионерству в Африке священник Георгий Максимов.
Но в данном случае речь не просто о настоятельстве. Это удар не только по владыке, но и по всему, что он делает. Единственный архиерей, который публично высказывался против заигрывания с католиками и называл вещи своими именами по очень широкому кругу вопросов». В канале «Православие и зомби» высказали предположения о судьбе митрополита Леонида. Если решено снять Леонида, то очень странно, не дожидаясь Синода, начать с того, чтобы снимать с настоятельства.
И по нашим прогнозам это только начало. По мере необходимости будут возводиться храмы Русской Православной Церкви в странах Африки. Решается вопрос о выделении земельного участка в Каире для строительства там кафедрального собора. Храмовый комплекс включает, помимо храма, несколько дополнительных помещений для приходских нужд. Это полноценная материальная база для создания там епархиального центра с кафедральным собором.
Русская Православная Церковь приобретает иной статус и берет на себя ответственность, связанную с этим эпохальным событием. Мы не готовы мириться с несправедливостью и попранием канонов Церкви, кем бы они не нарушались. Кроме того, Русская Православная Церковь всегда с заботой и вниманием относилась к положению христианских меньшинств по всему миру, и Африка — не исключение.
Осенью минувшего года все наблюдали за тем, как митрополита Леонида последовательно лишали всех должностей и вот довели до церковного суда. Причём, внятного объяснения причин расправы с одним из самых медийно популярных архиереев Русской Православной Церкви широкой православной общественности и экспертному сообществу никто не дал. Приходилось довольствовать слухами и намёками. Митрополит Леонид Горбачёв являл собой до недавнего времени пример успешной церковной карьеры, сделанной в основном по ведомству Отдела внешних церковных связей ОВЦС. В 1998-2002 годах он учился на богословском отделении Афинского университета.
Затем недолго был членом Духовной миссии в Иерусалиме, потом почти десять лет был представителем Патриарха Московского при Александрийском Патриархе и жил в Каире. После хиротонии в 2013 году возглавил Аргентинскую кафедру. Венцом карьеры стало возведение в сан митрополита и назначение в декабре 2021 года главой созданного Африканского Экзархата Русской Православной Церкви. В преддверие назначения экзархом Африки он стал настоятелем богатого прихода в центре Москвы — храма Всех Святых на Кулишках бывшего Александрийского подворья. Но прошло чуть больше полутора лет, и карьера митрополита Леонида стремительно покатилась под гору. В решении Синода говорилось: «В связи с поступившим на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла рапортом Преосвященного митрополита Клинского Леонида с изложением причин, препятствующих исполнению им обязанностей Патриаршего экзарха Африки, освободить митрополита Клинского Леонида от этой должности с благодарностью за понесённые труды и с сохранением за ним временного управления Ереванско-Армянской епархией». Однако в кулуарах ходили разговоры, что митрополит Леонид никакого рапорта не подавал, а то, что произошло, на самом деле — наказание. И хотя формулировка увольнения была привычной «с выражением благодарности митрополиту Леониду за понесённые труды», перевод целого митрополита на нищую Армянскую епархию где и священникам-то трудно прокормиться, не то что митрополиту свидетельствовал именно о наказании.
Митрополит Леонид в Армению не поехал, видимо, надеялся на изменение решения своей участи, на возможность объясниться с патриархом. Формальным поводом была больная мать, находившаяся на его попечении. И вот тогда на следующем заседании Священного Синода 27 декабря было принято решение: «Преосвященного митрополита Клинского Леонида освободить от временного управления Ереванско-Армянской епархией и почислить на покой». Уже без благодарности за понесённые труды и даже без определения места проживания и служения, то есть служить и жить ему было негде, «прокормиться» как архиерей митрополит Леонид не мог. Разве что оставалось просить подаяние на паперти. И вот в январе стало известно, что митрополита Леонида вызывают в церковный суд по обвинению в каких-то нарушениях при передаче дел в храме Всех Святых на Кулишках. Пошли разговоры, что его хотят вовсе лишить сана, то есть совсем «закатать в асфальт, чтобы другим неповадно было». Заседание Высшего общецерковного суда по его делу и было назначено на 29 января.
Однако митрополит Леонид на суд не прибыл говорят, он уже уехал из Москвы в Краснодар, поскольку не было средств для жизни в столице. Вместо этого он оставил две записи в своём тлг-канале.
Ещё недавно он демонстрировал патриарху на саммите Россия-Африка проект огромного православного центра в Кампале, столице Уганды, и подписывал договор о сотрудничестве с Марией Львовой-Беловой. Похоже, ослабление позиций Леонида говорит о том, что его связи с Евгением Пригожиным были слишком тесными, и он если не попал под пост-пригожинскую зачистку, то во всяком случае потерял поддержку.
Возможно, это говорит о смене приоритетов на африканском направлении в целом — МИД попросил не так горячо его поддерживать. Неужели, он, наконец, осознал, что Александрийский патриарх лишил его сана? В его биографии нет опыта международной работы, связей с МИДом или какими-либо внешними службами. Вся его церковная карьера связана с Коломенской семинарией, в которой он дослужился до ректора 2012— 25 августа 2023.
Он был близок к митрополиту Ювеналию Пояркову , как и вся его семья — отец и братья священники.
Владыка Леонид: я не этнический осетин, но сроднился с этой землей
Горбачева могли наказать за гласность / / Независимая газета | Кроме того, митрополит Леонид (Горбачев) сообщил о том, что дело против него в Высшем общецерковном суде было отозвано. |
ЛЕОНИД (ГОРБАЧЕВ) | Митрополит Леонид (Горбачев) некоторое время был заместителем Илариона (Алфеева), но патриарх снял его с должности раньше прихода митр. |
Архиепископ Клинский Леонид назначен настоятелем храма Всех святых на Кулишках
Сдал Горбачёв твою Родину американцам, чтобы тусоваться красиво», — таксист из «Брата-2». Gorbachev Leonid Eduardovich). 26 октября 1968 года. Биография митрополита Митрополит Леонид рассказывал, что в юности хотел поступить в военное училище и стать офицером.
Содержание
- Читайте также
- Архиепископ Леонид (Горбачев)
- Владыка Леонид: я не этнический осетин, но сроднился с этой землей
- Редакционный совет
- " Прошу вас всех о молитвах. Мне они очень нужны и важны."
Распоряжение № 20-р от 1 марта 2024 года // протоиерею Илие Быстрову
Это скорее всего было расценено как нарушение правил игры и тех принципов, которые существуют в церкви. Во-вторых, любая институция стремится к определенной умеренности и старается минимизировать крайности. У тех же, кто проявляет любые несогласованные шаги, либо слишком либеральные, либо слишком реакционные, возникают проблемы. В таких институтах публичная активность всегда должна быть согласованной», — считает эксперт. Политолог также отметил, что еще одним поводом для «сигнала» Горбачеву могли стать его сложности с госслужбами. Он как минимум дважды за последний месяц об этом писал. А потом его активность резко снизилась. Это указывает на то, что у него возникли проблемы.
Если бы мне предложили ее с чем-то сравнить, то провел бы параллели с Израилем. Там переплетены очень многие интересы: и политические, и экономические, и демографические, и конфессиональные. То же самое и в Осетии. По накалу страстей республика не уступит Израилю. Поэтому служба на Аланской кафедре не может не оставить свой след в человеке. Для меня эти 5 лет бесследно не прошли: это были годы радости, познания, самосовершенствования. Я пытался не ошибаться, не всегда это у меня получалось, потому что я тоже человек. В чем-то был эмоционален, где-то был не сдержан.
Поэтому, если с кем-то был неаккуратен, прошу прощения. Все, что делал, делал во благо матушки Церкви и Алании. О личном восприятии Осетии - Недавно мы работали на религиозной площадке G20, которая предваряет большую, политическую, двадцадку. И многие интересовались, где эта Алания, где Владикавказ. Я очень многим людям рассказывал. В конце концов на многих меня не хватило, и после того, как 30-й человек спросил меня об Осетии, о людях, о климате, я ответил: вы Швейцарию представляете, так вот Осетия — это то же самое, но только на Северном Кавказе. Осетией сейчас очень многие интересуются. К тому же титул правящего архиерея давал мне возможность популяризировать нашу республику.
Это было знаково, тем более в преддверии 1100-летия крещения Алании. За 5 лет осетинская земля стала для меня родной, очень близкой. Я благодарен всем тем людям, которые были со мной все эти годы. Они были разные: с кем-то мы находили общий язык, с кем-то нет. Я старался поступать по совести, ответственно подходить к своему служению. Мне лично не стыдно за эти 5 лет. Все эти годы старался делать все, чтобы имена РПЦ, Владикавказской кафедры развивались и крепли и чтобы имя Церкви звучало гордо. О письме православной общественности - Еще раз скажу, что это не фейк.
Письмо с несколькими тысячами подписями до сих пор лежит у меня в Москве в сейфе. Их видел святейший патриарх, его видели люди из определенных силовых структур, которые интересовались этим вопросом. За каждым человеком там указан адрес, телефон, - все живые, реальные люди. Письмо, как вы помните, появилось после того, как член молодежного парламента господин Габараев позволил себе совершенно неудобоваримые матерные выражения в адрес святынь, духовенства, православных людей, предложив им покинуть республику. Тогда и началась турбулентность. Первое время парня не то, чтобы не наказали, а чуть ли не подняли на флаг, сказали, что он герой.
Епископ Леонид возложил цветы к «Древу скорби». И провел особое богослужение — литию, в память о жертвах теракта сентября 2004-го года. Новый управляющий епархией выразил сочувствие матерям Беслана. Они в свою очередь рассказали архиерею Леониду, что надеются на оживление церковной жизни. Епископ Леонид поклонился памятнику героических воинов спецназа, которые отдали свои жизни, защищая заложников. К приезду нового Управляющего епархией все готово. Владыку встречают дети из православной гимназии три пирога и хлеб соль. Под сводами самого собора молебен в честь восшествия на Аланскую епископскую кафедру. И особая церемония. Архиерей Леонид расписался на антиминсе — это священный плат, который стелят на престол и так проводят Божественные литургии. У епископа репутация трудолюбивого и энергичного человека.
Москвы [11]. Георгия Победоносца г. Краснодара [13]. Кроме родного русского владеет греческим, английским и разговорным арабским египетский диалект языками. Награды грамота патриарха Московского и всея Руси Алексия 2006 орден прп.
Форма поиска
- Леонид (в миру - Горбачев Леонид Эдуардович) – биография
- Эпитафия Горбачеву от митрополита Леонида.
- Леонид (Горбачёв) — "Энциклопедия. Что такое Леонид (Горбачёв)
- Леонид (Горбачёв) (Lykun; (IkjQgc~f))
- Леонид (Горбачёв)
- Другие новости
Информация
Затем на пути Леонида появился краснодарский епископ (ныне митрополит) Исидор. После бунта Пригожина в 2023 г. митрополит Леонид (Горбачев) был освобожден от должности Патриаршего экзарха Африки и почислен на покой. Новость, хорошо отражающая состояние нашей страны и церкви: митрополит Леонид (Горбачёв) отправлен на покой. Дело, инициированное против митрополита Леонида (Горбачёва) в Высшем общецерковном суде, отозвано.
Независимая газета / Горбачева могли наказать за гласность
Главная» Новости» Владыка илларион последние новости. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Митрополит Леонид (Горбачёв) являл собой до недавнего времени пример успешной церковной карьеры, сделанной в основном по ведомству Отдела внешних церковных связей (ОВЦС).
Архиепископ Леонид (Горбачев)
29 января Высший церковный суд РПЦ будет рассматривать дело митрополита Леонида (Горбачева), бывшего Африканского экзарха. Gorbachev Leonid Eduardovich). 26 октября 1968 года. Главная» Новости» Митрополит иларион последние новости.