Арсения, еп. Тверского (1409), иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров и накануне полиелейное богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы. Державная икона Богоматери была обретена более 100 лет назад в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917. Праздник иконы Божией Матери "Державная" верующие отмечают 15 марта.
Тайна Державной иконы и её истолкование!
Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державная», глас 4. |
Явление иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Бузулукская епархия | Арсения, еп. Тверского (1409), иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров и накануне полиелейное богослужение в храме Успения Пресвятой Богородицы. |
Икона Божьей Матери «Державная»: в чем помогает, значение образа | В день памяти явления иконы Божией Матери «Державная» в храме в честь иконы Божией Матери “Всецарица” была совершена Литургия Преждеосвященных Даров. |
Икона Божией Матери «Державная» | На Иконе Божией Матери "Державная" изображена Богородица с младенцем Иисусом на коленях. В руках Богородицы находятся скипетр и держава. |
Державная икона Божией Матери
Чудо в день Державной иконы Божией Матери 15 марта 2013 — 20:59 15 марта, в день празднования образа Божией Матери Державная, на закате дня многие орловцы смогли наблюдать истинное чудо — возникшую высокую радугу в очистившемся вдруг от туч зимнем ещё небе. Один створ которой начинался прямо над Свято-Успенским мужским монастырём. Этот день трагический для нашей Державы. Именно 15 марта 1917 года, 96 лет назад, под давлением врагов самодержавия, произошло отречение Помазанника Божия Николая Второго от престола.
Также, икона побывала и в Марфо-Мариинской обители, в Замоскворечье.
Были подготовлены Служба и Акафист. С 1929 года, икона находилась в запасниках Государственного исторического музея. С тех пор, этот день является днём особого торжества.
Многие обращаются к святой с просьбами о помощи и наставлении, полагаясь на её благодать и милосердие. Икона "Державная" Божией Матери — символ защиты России и единства русских земель от любых негативных воздействий. Она также является символом верности Богу и стремления к духовности. Что нельзя делать 15 марта — в день иконы Божией Матери "Державная"? В церковные праздники тоже существуют определенные рекомендации. Чтобы избежать негативных последствий и не вызвать гнев покровительницы, вот список некоторых деяний, которые не рекомендуется совершать 15 марта. В этот день важно избегать долгого пребывания на ветру, так как считается, что это может принести болезни. Не рекомендуется брать, поднимать чужие деньги, чтобы не привлечь к себе несчастья. Беременным женщинам нельзя обнимать чужих детей, иначе будущий ребёнок будет капризным.
Также не стоит пришивать пуговицы, иначе можно "зашить" себе хорошую дорогу и "пришить" неурядицы.
Случилось это в марте 1917 года в селе Коломенское под Москвой. Что за икона Богоматери «Державная»? Как рассказывает журнал «Фома», «Державная» относится к типу «Панахранта» — одному из иконографических типов изображения Богородицы, близкому к типу «Одигитрия». Для этого типа характерно изображение Богоматери, восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Как и остальные чтимые образы Пресвятой Богородицы, Ее икона «Державная» явилась чудесным образом. В селении Перерва на берегу Москва-реки жила крестьянка Евдокия Андрианова. Однажды ей во сне явилась Сама Богородица, повелевшая женщине переправиться на другой берег, пойти в село Коломенское и там найти Ее «черную» старую икону, сделать ее «красной» восстановить , чтобы люди могли молиться перед ней.
Во сне Евдокии было также дано видение некой белой церкви, на престоле которой восседала Матерь Божия с Богомладенцем Христом. Эта белая церковь из сна напомнила женщине храм в Коломенском. С разрешения настоятеля Вознесенского храма в его подвале среди старых икон Евдокия и отыскала образ, похожий на явленный ей во сне, — на иконе было изображение Богородицы, восседавшей на престоле с Богомладенцем на коленях.
Державная: история иконы, которая "взяла царскую власть над Россией"
Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе3, призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Там его очистили от стойких загрязнений и наскоро восстановили утраты масляными красками, а одеяние Богородицы сделали пурпурно-красным, исполнив таким образом повеление свыше из видения крестьянки Андриановой см. Но все эти работы, увы, выполнялись по поверхности доски без восстановления грунта. В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5.
Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году. Интересно, что икона Чернышева внешне несколько отличается от явленного образа по крайней мере в его нынешнем виде. Богородичный нимб в исполнении Николая Сергеевича золотой, а почти полностью лишенный украшений плат выглядит строже.
Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы. Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе.
Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны.
К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова.
Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли.
Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку.
Регалии царской власти отныне оставались только у Божьей Матери, на Её чудесно обнаруженной иконе. Поэтому она и получила название «Державная», и очень быстро фотографии и списки «Державной» разошлись по всей стране. Акафист и службу образу составлял сам патриарх Тихон. А в советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году Божья Матерь вновь вернулась в Коломенское, где и пребывает ныне. Её же молитвами укрепи и нас, Боже.
Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова. Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери».
Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений. Сейчас в реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры идет исследование живописного слоя. Точнее, не одного, а целых двух: как выяснилось, поверх первозданного образа лежат еще два слоя изображений. Много сложностей реставраторам доставляет потемневший лак на смоляной основе. В какой момент им покрыли икону, тоже не очень понятно. Под Его одеянием зеленого цвета, как оказалось, таится выполненное ранее белоснежное.
В верхней части удалось раскрыть лик благословляющего Саваофа тонкого письма. Но, пожалуй, сильнее всего нас порадовала «обновившаяся» держава, которую прижимает левая длань Божией Матери, — рассказывает заведующая реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры Наталья Алдошина. Однако, как теперь понятно, поначалу она выглядела несколько иначе и включала обруч с ажурным сложнофигурным орнаментом, опоясывающим сферу по большой окружности. Консультирующим реставраторов членам научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации докторам искусствоведения Льву Лифшицу и Андрею Баталову только предстоит определить, какие элементы нижнего красочного слоя и в каком объеме следует восстановить и явить миру, а также каким в итоге будет внешний вид иконы. Параллельно продолжается изыскательская работа в архивах. Затем иконостас заменили — как раз тогда икона временно исчезла.
Похоже, в тот момент она была к тому же и несколько длиннее вероятнее всего, нижнюю часть позднее опилили из-за разрушения древесины.
Икона Богородицы Державная
Державная икона Богоматери была обретена более 100 лет назад в день отречения от престола царя Николая II 2(15) марта 1917. — Икона Божией Матери, именуемая Державная Этот образ, согласно донесению митрополита Московского Тихона (Белавина), был обнаружен 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского, оказавшегося теперь в черте Москвы. Державная икона Божией Матери (ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском). Чудо явления Державной иконы Божией Матери в селе Коломенском.
Тайна Державной иконы и её истолкование!
8 фактов из истории Державной иконы Богоматери | «Державная» икона Божией Матери выглядит следующим образом: прямо посреди бумажного полотна рукотворно изображен царский трон, на котором восседает Божья Матерь, держа на своих коленях новорожденного Иисуса Христа. |
Державная икона Божией Матери: Как чудесный образ связан с отречением царя? | Икона Божией Матери «Державная» относится к чудотворным богородичным образам. |
Тайна Державной иконы и её истолкование! | Державная икона Божией Матери — это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. |
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
* У Державной иконы Богородицы – множество тайн и загадок. Пламенная молитва к иконе Пресвятой Богородице «Державная» напечатана на оборотной стороне листа: «О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащего дланию всю вселенную, Царя Небесного! Образ Богородицы Державной был возвращен в Коломенское Икона Божьей Матери «Державная». Именно второго марта в селе Коломенском под Москвой произошло явление Иконы Божией Матери, именуемой Державная, т.к. Царица Небесная была изображена на этой Иконе, как Царица с подобающей честью.
Чтим Державный образ святыни Твоея
После долгих поисков в подвале, среди старых досок, нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Богородицы как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, в правой руке — скипетр, в левой — держава, на Ее коленях — Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой указывающий на державу. Вверху в облаках — благословляющий Бог Отец. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных. Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею Державною, усердно молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе.
Новость о Чудесном Явлении новой иконы, в день отречения императора от престола, быстро проникла в Москву и стала распространяться по всей России.
В Коломенское, начали стекаться множество богомольцев. Перед иконой, происходили чудеса исцелений от Душевных и телесных недугов. В Вознесенской церкви, оставляли икону, только на воскресные и праздничные дни. В день Обретения иконы, в Коломенском, открылся источник.
Память этого события мы и совершаем сегодня 15 марта. Некая уездная крестьянка по имени Евдокия стала видеть во снах Богородицу, которая повелевала ей идти в Коломенское и отыскать там «черную» икону, сделав её «красной». Уже позже, после того как образ был найден, смысл этих слов стал ясен. Черная и красная икона — это икона до и после реставрации. Евдокия не стала таить свои сны и рассказала всё настоятелю Коломенского храма. Долго и тщательно искали они образ по всей церкви, пока наконец в храмовом темном подвале не обнаружили старую почерневшую от времени икону.
Повсюду читали акафист и канон, верующие в храмах, домах и монашеских кельях читали перед ней молитву Патриарха Тихона о спасении державы Российской и утолении в ней раздоров и нестроений. Он рассказывал с величайшим волнением и умилением, как у него во время горячей молитвы перед явленным образом Богоматери на сердце вдруг совершенно явственно прозвучало: Россия спасена. Как, что, почему? Он не знает, но изменить этой минуте, усомниться в ней, значило бы для него позабыть самое заветное и достоверное. Вот и выходит… что бояться за Россию в последнем и единственно верном окончательном смысле нам не следует, ибо Россия спасена Богородичною силою. И об этом, поверьте, твердо знает вся православная Россия». В 1990 году образ был передан домовому храму Издательского отдела Патриархии, где хранился год. Пока шло строительство, совершались богослужения в специально выстроенном деревянном храме-часовне в честь «Державной» иконы.
ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ» / ПРАЗДНИК ДНЯ
икона державная божья матерь в чем помогает. Образ Державной Богородицы написан в иконографическом типе Панахранта, то есть, изображает Божью Матерь в образе Царицы Небесной. Подлинник иконы Богородицы «Державная» был изъят и более полувека томился в запасниках Исторического музея. В настоящее время икона Богородицы возвращена в храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. derzh Икона Божией Матери, именуемая «Державная», была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года.
Кто под защитой Богородицы?
Похожим образом люди, живущие в грехе, очень часто внутренне понимают, что им надо возвращаться к праведной жизни, они слышат зов Божий, но не находит в себе сил, для того чтобы на него откликнуться... И самое главное, они не верят, что, начав путь покаяния, смогут пройти его и действительно изменить свою жизнь. И вот, обращаясь к иудеям, Господь говорит: «Я спасу Мой народ из страны востока, и приведу их, и они будут жить в Иерусалиме в истине и правде». И человек, который живёт в стране греха, должен услышать эти слова, как обращённые к нему лично. Бог может и хочет привести тебя обратно. Он может помочь тебе вернуться к истинной и праведной жизни. Прежде Бог попускал людям совершать грехи, но теперь Он не таков. Он готов поддержать их желание вернуться домой и готов сделать так, чтобы жизнь их по возвращении стала плодотворной. И как виноградная лоза даст свой плод, так в духовном смысле при поддержке Господа наши добрые намерения наконец-то станут добрыми делами. Как иудеев, которых окружающие народы считали людьми отверженными от Бога, Он спасает и призывает не бояться, так Он готов спасти нас и помочь нам в борьбе с нашими грехами. Люди вокруг могут смотреть на нас как на грешников, которые не способны к покаянию, но Бог с нами и Он благословляет нас, так чтобы наши руки окрепли.
Он спасает нас и ведёт к радости Пасхи. Это означает, что вечные и неизменные религиозные истины должны быть переданы не абстрактному человеку вообще, но конкретному человеку, живущему в определенное время, в определенном обществе. Поэтому проблемы, стоящие перед человеком той или иной эпохи, его нравственный и социальный уровень неизбежно должны учитываться в осуществлении церковной проповеди. И это не будет «приспособлением Церкви к новым условиям» как к чему-то чуждому и навязываемому извне; меняются люди, входящие в историческую Церковь, а значит, меняется и сама Церковь странствующая, и проблемы современности начинают волновать ее изнутри. Но решение этих проблем означает не что иное, как создание Церковью определенного богословского мировоззрения, то есть некоего артикулированного выражения вероучения и критического его осмысления с точки зрения человека данной эпохи.
Деятельное внимание к образу проявил Предстоятель Русской Церкви: будущий святитель Патриарх Тихон лично участвовал в составлении службы и акафиста иконе3, призывая православных христиан молиться перед образом Державной и просить благословения Богородицы на все начинания. Там его очистили от стойких загрязнений и наскоро восстановили утраты масляными красками, а одеяние Богородицы сделали пурпурно-красным, исполнив таким образом повеление свыше из видения крестьянки Андриановой см. Но все эти работы, увы, выполнялись по поверхности доски без восстановления грунта. В последующие годы с Державной иконы удалось сделать несколько списков один из них в середине 1920-х годов пребывал в церкви Алексия, человека Божия, на Петроградской стороне Северной столицы 5. Некоторые из них сохранились в московских храмах — как, например, находящийся в церкви во имя пророка Божия Илии в 1-м Обыденском переулке, вышедший из-под кисти художника и иконописца Николая Сергеевича Чернышева6 в 1926 году. Интересно, что икона Чернышева внешне несколько отличается от явленного образа по крайней мере в его нынешнем виде. Богородичный нимб в исполнении Николая Сергеевича золотой, а почти полностью лишенный украшений плат выглядит строже. Положение Богомладенца статичнее и монументальнее, а благословляющая Его рука расположена по вертикальной оси иконы. Десница Бога Отца расположена строго вертикально. Есть отличия и в положении рук Божией Матери: правая двумя перстами удерживает скипетр, левая царственным жестом возложена на державу а не поддерживает ее, прижимая к себе, как на явленной иконе. Временно переместили Было бы странно, если бы богоборцы первых советских лет смирились с тем, как на глазах разрастается народное почитание святыни, символизирующей принятую на Себя Богородицей самодержавную власть православного царя. В конце 1920-х годов Державная икона оказывается в спецзапаснике Государственного исторического музея. Во время всех этих перипетий серьезные исследования Державной иконы были невозможны. К 100-летию обретения святыня впервые публично демонстрировалась в светском экспозиционном пространстве — в выставочных залах Московского государственного объединенного музея-заповедника, рядом с ее нынешним «домом». Этому событию предшествовала кропотливая поисково-исследовательская работа, в результате которой удалось установить и уточнить малоизвестные ранее факты из предыстории явленного образа. Этот факт, правда, не документирован и восстановлен лишь по косвенным сведениям, а также по художественным особенностям иконописи, — говорит главный хранитель Московского государственного объединенного музея-заповедника заслуженный работник культуры Российской Федерации Ольга Полякова. Там ее то ли потеряли, то ли о ней забыли. Но из официальных монастырских описей тех лет она не исчезла, именуясь с тех пор в документах женской кремлевской обители «Коломенским образом Божией Матери». Раскрытие образа Трудно доподлинно установить, когда именно икона приобрела внешний облик, знакомый верующим последних поколений.
В начале 1917 года одна из жительниц слободы, набожная крестьянка Евдокия Адрианова, стала видеть настойчиво повторяющиеся сны. В них к ней являлась Богородица и повелевала идти в дворцовое село Коломенское, чтобы найти там «чёрную» икону и сделать из неё «красную». Крестьянка послушалась и отправилась в Коломенское к настоятелю тамошнего Вознесенского храма. Под его руководством начались поиски, и в одном из церковных подвалов была обнаружена абсолютно почерневшая от копоти и грязи старая доска, где еле угадывался красочный слой. Поняв, что перед ним, возможно, и есть та самая «чёрная» икона, настоятель приказал расчистить её. Когда из-под грязи проступили очертания алого мафория и лик Богородицы, он тут же отправил донесение митрополиту. Днём обретения иконы стало 2 марта по старому стилю или 15-ое по новому. Удивительным образом в тот же день в России пало самодержавие. В Коломенском обретённая икона сразу же стала стихийно почитаемой реликвией. Сначала её отправили в московский Алексеевский монастырь на поновление. Затем с неё быстро было сделано несколько списков — для каждого из храмов дворцового села. А в составлении акафиста и службы этой иконе самоличное участие принял патриарх Тихон. Иконография Державной иконы Божьей Матери Эту икону Божьей Матери невозможно спутать ни с одним другим из Богородичных образов, несмотря на то, что она относится к довольно известному иконографическому типу — Панахранта или Всецарица. Для этого типа изображений Богородицы характерны следующие общие черты: в центре композиции расположен престол, на котором восседает Богородица; на коленях она держит Богомладенца, поднявшего руки в благословляющем жесте. Русскими православными христианами почитаются такие иконы типа Панахранта как Киево-Печёрская, Свенская, Ярославская и другие. Однако Державная отличается от них важными деталями и нюансами: на голове Богородицы, помимо покрывала-мафория, надета корона; в правой руке Всецарица держит скипетр, а в левой — державу; левая рука Богомладенца развёрнута ладонью вверх и как бы указывает на державу; в сегменте неба в композицию включено изображение Господа Саваофа, воздевшего руку в благословляющем жесте. Митрополит Тихон, принимавший действенное участие в прославлении Державной иконы, в своём исследовании писал: «Икона не древняя, приблизительно конца XVIII века не старше , по форме вверху овальная иконостасная , средняя, из третьего пояса пророческого. По образу написания икона принадлежит к типу Цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего». Такая датировка иконы вкупе с изображённым на ней Господом Саваофом может вызвать удивление у людей, знающих каноны. Ведь известно, что ещё в XVII веке, в 43 правиле Большого Московского собора было сказано: «Повелеваем убо от ныне Господа Саваофа образ в предь не писати: в нелепых и не приличных видениих зане Саваофа сиречь Отца никтоже виде когда воплоти». С этого времени изображение Бога Отца оставили дозволительным лишь для сцен Апокалипсиса.
Выслушав рассказ женщины, он показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок, нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Богородицы как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, в правой руке — скипетр, в левой — держава, на Ее коленях — Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой указывающий на державу. Вверху в облаках — благословляющий Бог Отец. Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных. Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря.