160 лет исполняется пьесе "Гроза" А. Н. Островского. Иллюстрация С. В. Герасимова к пьесе А. Н. Островского «Гроза». — «Гроза» стоит особняком среди пьес Островского.
«Гроза» — краткое содержание и анализ
Зубров, Кудряш — И. Горбунов, Феклуша — П. И этот спектакль был встречен очень положительными рецензиями. Недовольство критики вызвал лишь актер Ф. Бурдин, исполнитель роли Дикого, которого обвинили в излишней суетливости и крикливости.
Правда, некоторые критики отметили, что петербургская актриса Снеткова больше похожа на столичную барышню, чем на забитую полуграмотную провинциалку, но это ей быстро простили, это было мелочью по сравнению с поднятой темой [1]. Для А. Мартынова роль Тихона стала не только одной из самых значимых, но и одной из последних — он был тяжело болен. Вот как писала в своих воспоминаниях о премьере «Грозы» в Петербурге и о А.
Мартынове Евдокия Панаева дочь актера Петербургской императорской труппы Я. Брянского и на тот момент жена литератора И. Мартынов так сыграл свою роль, что дух замирал от каждого его слова в последней сцене, когда он бросился к трупу своей жены, вытащенной из воды. Все зрители были потрясены его игрой.
В конце мая 1860 года Мартынов взял отпуск на лето, чтобы ехать лечиться на юг, потому что у него стала быстро развиваться чахотка. Островский отправлялся вместе с ним. Мартынов приехал проститься к Панаеву и долго просидел у нас. Он возлагал большие надежды на поправление своего здоровья от отдыха и южного климата, но его худоба, кашель и зловещий румянец на щеках пугали меня.
Первые постановки[ ] Грандиозный успех пьесы привел к тому, что она длительое время не сходила со сцен императорских трупп. А когда через год после премьеры в Петербурге, открылся еще один театр Петербургской императорской труппы — Мариинский театр , спектакль «Гроза» был перенесен туда и дан уже на следующий день после официального открытия, 3 октября 1860 года [15]. Со столичных сцен пьеса перешла в провинциальные театры, где тоже пользовалась успехом. Однако существуют свидетельства, что в некоторых городах местная власть запрещала спектакли к показу [1].
Федотова в роли Катерины. Малый театр. В начале июня 1865 года, совершая поездку по Волге , Александр Островский прибыл в Саратов. В Загородном театре ныне это Саратовский академический театр драмы им лично была поставлена пьеса «Гроза» [16].
Пьеса неоднократно возвращалась и на сцены обоих императорских театров — в Москву и Петербург. Значение[ ] Пьеса оказалась настолько отвечавшей потребностям российского общества, что ее персонажи и сюжет стали узнаваемы. Разгорались даже споры, какая именно из действительно произошедших драм послужила основой для Островского. Известно, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых.
И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались под сходство с Клыковыми [3]. Однако дело в том, что трагедия девятнадцатилетней Клыковой из Костромы произошла в самом конце 1959 года, когда пьеса А. Островского была фактически завершена [17]. Нет, не конкретная драма стала сюжетом пьесы, сюжетом стала вся российская драма.
А на звание уездного города Калинова, где происходит действие пьесы, претендовал также ряд других городов Тверской и Костромской губерний: Ржев, Торжок, Городня, Корчев, Калязин, Кинешма… [13] — везде было что-то подобное. В последней пьесе, правда, Калинов выступает лишь как некий символ [13]. Он и есть символ — город жестоких нравов, безграмотности, символ русской провинции. Типичность ситуации привлекла внимание журналистики и критики.
Ожесточенные споры развернулись и в прессе. Противоположные взгляды излагали литераторы Д. Писарев, Н. Добролюбов и А.
Григорьев; статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» опубликована в 1860 г. Огромный резонанс, который получила пьеса, привлек интерес множества деятелей культуры, в том числе и не только в России. В 1885 году «Гроза» была переведена на французский язык Легрелем. Вскоре появился еще один перевод — Павловского и Метенье, в котором 8 марта 1889 г.
Да и до сих пор пьеса вызывает массу дискуссий и различных литературоведческих суждений [17]. Пьеса стала хрестоматийным произведением русской литературы и по сей день входит в школьную программу изучения русской литературы. Луч света в тёмном царстве[ ] Исторической стала статья критика Н.
Уж если даже сейчас мы зависим от множества обстоятельств и делаем часто свой выбор по жизни из соображений практичности, удобства, пользы, предавая свои желания, свободу, а по сути предавая СЕБЯ, то что уж говорить о том времени, когда была написана пьеса.
В 19 веке единственный путь для женщины было замужество. Как правило женщины выходили за тех, кого выбрали родители. Женщины не имели прав, были забитыми, полностью подчинялись мужу. Островский был мировым судьей одно время и изучал судебные разбирательства, вникал в причины преступлений.
На основе реальных историй он сформировал женские образы своих произведений. Его по праву можно назвать знатоком и психологом женских душ. Вот почему так интересно наблюдать за его женскими образами. Все его пьесы о них, обманутых и страдающих.
Он и сам был несчастлив в любви. Интересный факт, который я недавно узнала: оказывается прототипом Катерины была возлюбленная Островского - актриса Любовь Косицкая, которая была замужем. Идя в театр Гоголя на «Грозу», скажу честно, боялась сравнения. Уж очень мне по сердцу была сатириконовская «Гроза» она была номинирована на «Звезду театрала- 2023».
Ну и ,конечно же, после того как перестал существовать Гоголь -центр, к которому я привыкла и полюбила его репертуар, была некоторая насторожённость к новому театру. Но посмотрев несколько спектаклей там, я убедилась лично -они прекрасные. Акцент сделан на эмоциональных переживаниях героев, ведь в нем не одна жертва обстоятельств- Катерина, а и муж ее, вынужденный подчиняться воле матери,и сестра его Варвара. Режиссёр Антон Яковлев даёт возможность зрителю вместе с героями пьесы включиться в процесс осмысления происходящего.
Ведь перед каждым человеком может встать выбор между страстями и долгом. И эту историю я увидела по-новому,оценивая на своей чаше весов морали и нравственности поступки героев: «Терпеть или приспособиться? Поддаться искушению или нет? Заплатить за этот грех или все-таки не грех?
Для наиболее сильного эффекта режиссёр использует все театральные способы: свет, музыка, хореография, пластические номера, ассоциативный ряд, костюмы, видеоэкраны и выразительная сценография, минимальная, но больше и не надо. За счёт этого спектакль смотрится современно, свежо, смело. Мне это очень понравилось. Хотя рядом сидящие возрастные дамы шипели и всем видом выражали, что с такой неклассической трактовкой спектакля они не согласны.
Но тем не менее в антракте не ушли. А ещё мне понравился иронический взгляд режиссёра на героев пьесы и найденные для этого решения. Все это добавляло изюминки спектаклю. Ну посудите сами.
Помните Феклу , странницу -приживалку в доме Кабанихи? Так вот, ее играет мужчина -Андрей Ребенков. Без смеха смотреть на такую Феклушу невозможно. Когда мужчина играет женщину- это всегда интересно, женщина так не сыграет ярко, на мой взгляд.
Помните Табакова в роли «домамучительницы» гувернантки в фильме «Мери Поппинс, до свидания»?
Если незамужним девушкам там было позволено и свободно гулять, и открыто общаться с парнями, то после вступления в брак молодые женщины должны были сидеть дома, а если и выходить, то кутаться в несколько платков. Это наблюдение затем и отразилось в «Грозе». В пьесе об этом говорит Кулагин: «А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки.
Так эти у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками». За время своего путешествия Островский помимо Торжка посетил Тверь, Городню, Осташков, Ржев и другие провинциальные городки. Из-за несчастного случая с перевернувшимся экипажем он пролежал с переломами несколько месяцев и написал пьесу «Доходное место».
А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно. Уж само собой. Нешто они обращение понимают? Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?
Да ни на каком: «Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. Нешто ты мою душу можешь знать! А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. Что ж делать-то, сударь!
Надо стараться угождать как-нибудь. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне! Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите!
Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день. Одно слово: воин! Еще какой воин-то! А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись! Что смеху-то было!
Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил! А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это?
"Гроза" Островского - это пьеса о неправильном воспитании. Сейчас она очень актуальна
Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния, но совершенно другой относительно впечатления». На мой взгляд, ничем иным здесь кончиться не могло. Внутренний конфликт Катерины лишь разрастается, депрессия ее усиливается, а Кабаниха в этот ее душевный костер щедро подкидывает дровишек. Нет, постой! Уж на что еще хуже этого. Убить ее за это мало.
Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! И для нее это не просто пустые слова, не фигура речи. Она плохо ориентируется в реальности, ей и в голову не приходит, что вообще-то сделать с ней такое никто не имеет права. Она каждый день ждет казни. Не фигуральной казни, не казни в каком-то символическом смысле, а вполне реальной, физической.
Она получила установку «в омут, да поскорее». Она считает себя недостойной жить. И ей никто не приходит на помощь. Даже сочувствия никто не проявляет. Результат очевиден.
Но тут возникает вопрос: а как же ее вера? Она же христианка, она знает, что самоубийство — самый страшный грех. И тем не менее... Михаил Михайлович на это отвечает: «Но, скажут и говорят уже многие, не противоречит ли такое самоубийство ее религиозным верованиям? Конечно, противоречит, совершенно противоречит, но эта черта существенна в характере Катерины».
И далее поясняет: «Она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляет весь трагизм разбираемого нами характера». Именно ее слабость, по мысли Михаила Достоевского, и стала причиной самоубийства: «Точно так решается она на самоубийство, потому что сил не хватает у ней перенести отчаяние». Катерина вся соткана из противоречий. Да, она сильно отличается от обывательской массы, она человек высоких порывов, сильнейших эмоций потому-то Добролюбов и считал ее лучом света.
Она способна на громкий поступок, выходящий за рамки дозволенного ее окружением. Но вместе с тем она неспособна самостоятельно решать свои проблемы, она до последнего момента надеется, что кто-то могучий придет и все разрулит. Здесь гремучая смесь силы и слабости, воли и безволия, ужаса от совершаемого греха и наслаждения им. Она страдает — и упивается своими страданиями, она и надеется на помощь, и отказывает себе в праве к чьей-либо помощи прибегать. Ничего не напоминает?
Да это же Настасья Филипповна из «Идиота»! А еще — Катерина Ивановна из «Преступления и наказания». Получается, что старший Достоевский подробнейше исследовал тот психологический тип, который младший годы спустя воплотит в своей прозе напомню, статья Михаила Михайловича написана в 1860 году, «Преступление и наказание» начато в 1865 году, «Идиот» начал публиковаться в 1867-м. И можно предположить, что поскольку братья были очень дружны, постоянно общались, то Федор Михайлович с огромной вероятностью читал статью Михаила Михайловича. Вполне возможно, этот разбор Катерины из драмы Островского как-то повлиял на последующее творчество Федора Михайловича и подтолкнул к созданию женских образов — с огромным эмоциональным размахом, сладострастных, не способных сделать шаг от раскаяния к покаянию.
Конечно, это лишь гипотеза. Да, непроверяемая, но и не безумная. В чем польза? Ведь эта драма написана более полутора столетий назад, и той социальной среды, к которой принадлежат ее герои, давно уже нет. Отдельный, кстати, вопрос — о необходимости «Грозы» именно в школьной программе.
Понятно, зачем ее включали туда в советское время: обличить темное царство, намекнуть, что даже такие лучи света, как Катерина, в нем обречены, а потому общество должно быть переустроено на иных началах. Но со времени распада Советского Союза прошло более тридцати лет. И все же произведение, кульминация которого связана с катастрофическим, в том числе и с духовной точки зрения, поступком запутавшейся в проблемах героини, остается в списке книг для изучения. Точно ли нельзя найти у Островского иное произведение, которое бы познакомило современных школьников с этим действительно важным для истории русской литературы автором? Да и нравственный посыл «Грозы», думается, совершенно банален.
Конечно, нехорошо тиранить ближних своих, плюс к тому же среда может стереть в порошок добрых и светлых людей. А то мы этого не знаем! Словом, если воспринимать «Грозу» как бытописательство или социальный памфлет, от нее немного толку. Однако на драму Островского можно взглянуть с других позиций, и тогда оказывается, что драма эта духовная, что это на самом деле про всех нас, что в этом смысле наш XXI век ничем не отличается от XIX века. Я начал эту статью с того, что герои «Грозы» показались мне детьми.
Теперь понимаю почему. Дети ведь тоже во власти своих эмоций, дети наивны, дети не думают о последствиях своих поступков, дети не умеют себя контролировать. Но детям это свойственно в силу возраста, у них еще не сформировались ни четкие убеждения, ни интеллектуальные навыки, ни знания, ни жизненный опыт. Их незрелость, скажем так, доброкачественная. А у героев «Грозы», увы, злокачественная.
Высшие проявления духа у них заблокированы страстями которые, между прочим, начинают развиваться еще с детства. То есть внешнее сходство с детьми имеется, но перед нами не дети, а взрослые инвалиды. Духовные инвалиды. Но если мы, современные люди, посмотрим на себя честно, то увидим, что это и про нас тоже. Мы ничуть не меньше подвержены страстям, чем герои Островского.
Да и страсти у нас те же самые, просто внешние формы их проявления соответствуют нашей эпохе. Кабаниха грызла Катерину устно, дома, а ведь можно то же самое делать в соцсетях, причем грызть не одного собеседника, а миллионы читателей. Дикой скандалил у себя дома и в конторе, а сейчас, с помощью СМИ, можно устраивать такие выходки миллионной аудитории. Тихон и Борис отказываются нести ответственность за себя, за свою жизнь — и ровно то же самое мы видим повсюду. Люди слепо доверяют манипуляторам разного калибра, ведутся на любую пропаганду, потому что так легче, так проще.
Есть кому за них решать... И сладострастие никуда не делось, и присуще оно не только психически неуравновешенным девушкам.
Он старается наладить отношения, так как умершая бабка завещала ему деньги, однако купец не спешит отдавать их законному наследнику. В семье Кабановой живет жена ее сына Тихона Катерина, выделяется добротой, сильной волей и религиозностью, которая воспринимается в положительном ключе. Катерина и Борис периодически встречаются в городе, часто на службах в церкви. Между ними возникает взаимная симпатия, которая, однако, не перерастает в нечто большее. Борис слишком стеснительный и нерешительный, а для Катерины завести отношения при наличии живого мужа — тяжкий грех.
Кроме того, Борис не собирается оставаться в захолустном городе навсегда. Тихон, муж Катерины, постоянно выслушивает нравоучения матери, после чего обвиняет ее за глаза во всех своих неудачах. Сестра Тихона Варвара пытается сказать ему, что он сам в ответе за собственную жизнь. Катерина боится за свою жизнь, чувствует приближающуюся гибель. Это связано с тем, что она разлюбила мужа. Ей кажется, что за такое ей полагается страшное наказание. Ситуацию накаляют слова Барыни, которая говорит об омуте, в который ведут воды Волги.
Катерина считает эти слова дурным знаком. Однако Варвара скептически относится к высказыванию, так как Барыня постоянно видит во всем смерть и гибель. Действие второе Варвара видит страдания Катерины, поэтому хочет ей помочь. Она считает, что девушку слишком рано выдали замуж, поэтому ее сердце еще не успокоилось. Варвара видит, что Катерина больше не любит Тихона, а та признается, что не испытывает к нему ничего, кроме жалости. Варвара просит девушку лгать, ведь вся их семья построена на вранье. Однако Катерина не привыкла к такому, поэтому она отвечает, что уйдет от Тихона, если больше не сможет быть с ним рядом.
Тихону предстоит поездка в другой город по делам на несколько дней. Варвара предлагает Кате встретиться с Борисом, однако та в ужасе отказывается. Она очень боится, поэтому просит Тихона взять ее с собой. Муж, который едет больше не по работе, а для того, чтобы напиться без постоянных упреков и лекций матери, отказывается. Тогда Катерина со слезами на глазах бросается к нему и дает весьма странную для Тихона клятву, что в его отсутствие она не будет видеться ни с кем чужим. Перед отъездом Тихона, мать Кабаниха заставляет того прочитать длительную унизительную нотацию жене. Ее суть сводится к тому, что Катерина должна сильно тосковать по мужу, не показываться никому на глаза и даже не смотреть ни на кого, помимо мужа.
Кабаниха упрекает девушку за то, что та не кинулась рыдать по мужу сразу же после его отъезда. Катерина теряется от таких несправедливых упреков, отчаивается. Оставшись одна, Катерина не успокаивается и не радуется тишине — ей становится скучно. Она жалеет, что не успела завести детей, полагает, что была бы хорошей матерью. Девушка мечтает о свободе, полетах и представляет, как могла бы сложиться ее жизнь. Приходит Варвара и дает Катерине ключ от дальней калитки в саду. Они собираются ночевать там в эти дни, чтобы быть подальше от злобной купчихи.
Сестра Тихона собирается таким образом устраивать тайные свидания для Катерины и Бориса. Она не отказывается от мысли помочь девушке. Катерина сначала хочет отказаться, ей кажется, что ключ, сунутый сестрой мужа, жжется в ее руке. Однако прочитанная лекция Кабанихи и тот факт, что Тихон холодно отказался взять ее с собой в другой город, становятся последней каплей. Поэтому девушка все же забирает ключ. Действие третье События начинаются с беседы Глаши и Феклуши. Они обсуждают дом Кабанихи.
Он кажется им оплотом спасения в этом развратном городе. Девушки сплетничают о Москве, которая для провинциалок выглядит слишком шумной. В дом к Кабанихе приходит Савел Прокофьевич в пьяном виде. Он просит встречи с хозяйкой, хочет облегчить свою душу. Он выражает недовольство тем, что от него постоянно требуют денег. Особенно сильно купец жалуется на своего племянника Бориса. В это же время молодой человек разыскивает Дикого.
Он приходит к дому Катерины и жалеет, что не может увидеться с ней. Бориса на прогулку приглашает Кулигин. Молодые люди беседуют о богатых. Кулигин говорит, что те прячутся в больших домах и закрываются там, чтобы простой народ не видел, как они издеваются над собственной семьей.
О чем книга «Гроза» Маленький провинциальный городок Калинов. Люди живут своей привычной размеренной жизнью.
Жестокая и деспотичная купчиха, богатый купец Дикой, его племянник Борис, вынужденный подстраиваться по своего дядю. Особое значение в «Грозе» автор придает фону жизни, обстановке. Сын Кабанихи никогда не перечит своей властной матери, он привык ей угождать и выполнять все ее прихоти. Его жена, очаровательная Катерина, томится в семье нелюбимого мужа. Началась гроза. Катерина в девичестве была счастливой и свободной.
Сейчас же каждый ее шаг контролируется внимательной Кабанихой. Ее муж уезжает, Катерина просила, чтобы он взял ее с собой. Однако Тихон решил побыть наедине, подальше от суровой матери и жены. Катерина испытывает нежные и искренние чувства к Борису. Девушка долго хранила в себе эту тайну. Однако Варвара — сестра Кабанова — настояла, чтобы Катерина доверилась своей любви и открылась Борису.
Произошла встреча влюбленных. Катерина, не в силах скрывать измену, призналась во всем мужу. Тихон готов простить оступившуюся жену, однако, деспотичная Кабаниха не позволила. Катерина таяла на глазах. Она ушла из дома. Борис случайно встретился на ее пути.
Девушка готова была уехать с возлюбленным хоть на край света, но это оказалось невозможным. Борис отправился в Сибирь. Влюбленные попрощались. У Катерины пропал смысл дальнейшего существования.
Глаша, девка в доме Кабановой. Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая. Городские жители обоего пола. Краткое содержание[ ] Действие разворачивается в провинциальном волжском городке Калинов. Пустая неинтересная жизнь. Озлобленные малограмотные люди не прочь оттяпать друг у друга кусок имущества, обворовать, ущемить, оскорбить, обидеть — но при этом благочестиво ходят в церковь, что для них составляет определенный ритуал жизни — и больше ничего.
Катерина — замужем, но ее внимание привлекает человек, в котором она увидела совсем иные качества — не то, что привыкла видеть у своих соседей. Островский даже помечает в ремарках: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-русски» [8]. Борис приехал за своей долей наследства к дяде — помещику Дикому, но тот не собирается честно делить полученное наследство с племянником: законы тоже не доходят в это захолустье, где правят грубость, наглость, сила и невежественность. Сам Борис получил воспитание и образование в Москве, но от холеры умерли его родители, а вскоре скончалась и бабушка. Вот этого человека, не вписывающегося в мир провинциальных козней, полюбила Катерина. Но затравленная всем своим существованием, всей сложившейся традиционной системой провинциального городка, она относится к своему чувству как к огромному греху. И в разразившейся грозе она видит не обычное природное явление, а — наказание за свой грех. Главная героиня пьесы Катерина резко отличается от остальных жителей города: те живут тупой лживой жизнью — как заведено было из поколения в поколение, а Катерина нарушает традиции рабского послушания. Но сама она — тоже из той же системы и не в силах побороть ее [4] через несколько десятилетий другой писатель-драматург Антон Павлович Чехов укажет путь, куда деваться от провинциальной дикости: в Москву, в Москву! Учение А.
Чехова сохранилось по сей день, превратившись за эти полтора столетия в традицию: вместо развития и нормализации всей России люди бросаются в Москву, превращая город в Нерезиновск, становящийся в итоге немыслимым для выживания, — а проблема русской провинции так и осталась. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, реалистическое произведение, она все же несет какой-то внешний отпечаток классицизма, проявленный в именах персонажей: Дикой — человек диких нравов, Кабаниха — дама грузная, с тяжелым напористым характером, словно действительно кабан, самоучка-часовщик Кулигин — имеет в фамилии сходство с русским изобретателем-самоучкой Кулибиным. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин — так во всяком случае предлагает современная критика для поколения сегодняшних читателей и зрителей [9]. Но — нет! Даже в сегодняшнем ключе нельзя рассматривать эту пьесу только как любовную драму, без социального видения — это невозможно. Премьера[ ] Премьера прошла в московском Малом театре 16 ноября 1859 года [10] в бенефис С. Васильева, исполнителя роли Тихона: в остальных ролях: Катерина — Л. Никулина-Косицкая роль изначально писалась для нее , Дикой — П. Садовский, Борис — Чернышев или Н.
Черкасов, Кабаниха — Н. Рыкалова роль изначально сочинялась для Н. Рыкаловой [11] , Варвара — В. Бороздина эту роль А. Островский изначально писал для актрисы, даже назвав персонаж ее именем; и эта роль считается лучшей в творчестве В. Бороздиной [12] , Кулигин — В. Дмитревский, Кудряш — В. Шумный успех постановки подытожил четкое и точное обращение к тематике. Пресса немедленно отозвалась восторгами и о самом спектакле, и об исполнительнице главной роли актрисе Л. Никулиной-Косицкой [10].
Положительные рецензии вызвала и работа П. Садовского исполнитель роли Дикого [1]. О том, что пьеса оказалась своевременной и затронула самые «больные» социальные аспекты, тут же после первой же постановки писал критик «Отечественных записок» С. Премьера в Петербурге[ ] Через пару недель, 2 декабря 1859, спектакль впервые прошел в Петербургской императорской труппе на сцене Александринского театра в бенефис Ю. Линской в роли Кабанихи; Дикой — Ф. Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — А. Мартынов пресса назвала эту роль лучшей в творческой биографии этого выдающегося артиста [10] , Катерина — Ф. Снеткова 3-я, Варвара — Е. Левкеева, Кулигин — П. Зубров, Кудряш — И.
Горбунов, Феклуша — П. И этот спектакль был встречен очень положительными рецензиями.
«Гроза как формула современной России»: зачем сегодня читать Островского?
История стара, как мир. Обуреваемая по-девичьи неисполнимыми мечтами, Катерина идет навстречу своей любви, забывая об устоях и приличиях. Вольно или невольно в эту историю оказались втянуты семья Катерины и жители города. Чувство долга борется с сердцем, готовность предостеречь, простить, скрыть беду от чужих глаз проявляют все участники драмы. В глазах Катерины — сразу видно, нет мира, в душе «что-то недоброе делается».
Борис — племянник Дикого, приехал в город Калинов из Москвы. Он одевается модно, по-столичному, выделяясь из «общей массы» провинциальных жителей. Но приехал он сюда потому, что родители его умерли от холеры, а от бабушки осталось наследство, получить которое он может, только обратившись к своему дяде.
Получение наследства зависит от того, насколько почтителен Борис будет со своим дядюшкой Савелом Прокопьевичем. Образ Бориса так же противоречив, как и образ Тихона. Каждый из героев пьесы дает ему свою характеристику. Кулигин говорит: «Хороший он человек». По мнению Варвары, он скучный. Кудряш характеризует его как смирного. Чтобы получить наследство, Борис вынужден работать на своего дядю, даже не зная, заплатит ли тот.
Борис любит Катерину, но материальная зависимость порабощает его. Когда Катерина просит взять ее с собой в Сибирь, он, боясь гнева Дикого, отказывает. Борис не тот герой. Катерина, по словам Добролюбова, полюбила его «на безлюдьи». Бесхарактерность, слабоволие и Бориса, и Тихона тоже посодействовали тому, что Катерина покончила с собой. Критика рассматривает Дикого как «яркого представителя темного царства». Приятель Кабанихи представлен типичным самодуром, полагающим.
Савел Прокопьевич ворчлив, груб, падок на ругань. Нередко «отыгрывается» на своём племяннике, которому ничего не остается, как терпеть «закидоны» старика. Работников и слуг он ни в грош не ставит. Терпя отвратительное отношение к себе, работники не уверены, что получат вознаграждение за свои труды: этот персонаж известен жадностью. Савел Прокофьевич Дикий Островский даёт своему герою говорящую фамилию, показывая в его образе «человеческую дикость». Это нарочито отрицательный персонаж. Захочу — помилую, захочу — раздавлю», — подобные заявления Дикого часто встречаются в пьесе.
Влиятельное положение Дикого в городе подчеркивает ущербное мировоззрение калиновцев: уважают не достойную личность, а «толстый кошелек». Характеристика Ивана Кудряша Иван Кудряш Конторщик в доме Дикого — единственный персонаж, не испытывающий страха перед своим хозяином. Он понимает, что нужен Дикому, и может позволить себе огрызаться. Кудряш недурён собой, поёт, играет на гитаре, самодоволен. Он пользуется успехом у противоположного пола, и сам «лих на девок». Кудряш грубоват, но незлой, способен посочувствовать. С Варварой он схож характером по бойкости и весёлости, но надеяться на продолжительность их отношений при его ветрености не стоит.
Кудряшу не откажешь в решительности: сбегает с Варварой, бросив всё. Другие персонажи Второстепенные персонажи создают фон, они хоть и мало действуют, но важны для оформления авторского замысла и придания колорита произведению. Доморощенный механик Кулигин — мещанин по происхождению, примерно 50 годов. Добавлен в произведение как носитель новых взглядов и идей прогресса, не получающих поддержки в закоснелой консервативной среде провинциального городка. Мечтатель, человек поэтической наружности, стремящийся изобрести «вечный двигатель», на их фоне показан добрым, интеллигентным и начитанным. Драматург отводит ему второстепенную роль, демонстрируя, что такие люди очень часто остаются незамеченными. Пусть идеи Кулигина и кажутся завиральными, этот герой вызывает симпатию.
Его фамилия не случайно схожа с фамилией Кулибина — известного изобретателя, вышедшего из народа. Странница Феклуша — на первый взгляд, неприметный персонаж, никак не определяющий повороты сюжета. Она добавлена в пьесу для расширения контекста. Сам по себе образ странника восходит к фольклорной традиции. На примере Феклуши иллюстрируется народное мировоззрение, её функция состоит в поддержании «колорита темного царства» и мифа о всемогуществе купечества. Эта героиня — антипод Кулибина. Её суждения примитивны и ограничены.
По возрасту она ровесница Кабанихи, а по уровню умственного развития — дитя. Эта черта характера подчеркивается и уменьшительной формой имени. Она не Фекла, а именно Феклуша. Дворовая девка Глаша — приметный экземпляр, выделенный из «общей массы» слуг. Работоспособная, услужливая и тактичная, какой и подобает быть работнице, Глаша при этом показывает черты яркой личности, имеющей на всё свой взгляд. Героиня иронично относится к самой себе, Глаша общительна, вызывает доверие. Колорита и объема образному ряду добавляют такие герои, как Шапкин и безымянная престарелая барыня.
Первый появляется уже в самом начале произведения и служит для раскрытия образов других персонажей, проявляется как малоинициативный, заурядный человек. Семидесятилетняя старуха, обозначенная в списке «действующих лиц» как «барыня с двумя лакеями», иллюстрирует «дряхлость» предрассудков и в то же время «олицетворяет злой рок». Созданием разноплановых персонажей Островский продемонстрировал читателю и зрителю целую вереницу русских характеров, отражающих разное отношение человека к несвободе. Одни примиряются с ней и теряют свою личность, другие ведут внутреннюю борьбу, сохраняя человеческое естество, третьи стремятся к преодолению рамок, к выходу за грани несвободы. Краткое содержание пьесы подробно по действиям Действие 1 Первая сцена начинается диалогом Кулигина с Кудряшом. Разговор о природе, которой первый восторгается, а второй высказывает к ней равнодушие, переходит на обсуждение личности запримеченного вдали Савела Прокофьевича. Здесь читатели или зрители знакомятся с Диким и узнают историю Бориса.
Знатный купец выражает недовольство появлением племянника, для которого он остался единственным родственником. Сварливый самодур не горит желанием делиться с Борисом деньгами, завещанными племяннику бабушкой. Борис сетует на то, как ему тяжело в Калинове, ведь здешних порядков и обычаев он не знает. Герои перемывают косточки дядюшке — Дикому. Кулигин рассуждает о том, как тяжело добыть состояние честным путем и делится своими планами и идеями, направленными на благо человечества. Он находит понимание у Бориса, которому жаль в свои молодые годы «гнить» в этом захолустье. Борис рассказывает о своей влюбленности в Катерину.
Во второй картине появляются Кабаниха с Тихоном и Варвара с Катериной Матушка «распекает» сына, говоря о том, что «жена ему стала дороже матери», и он неправильно с ней себя ведет. Разве будет жена бояться и слушаться такого рохлю? Тихона утомили наставления Кабанихи, но он продолжает их выслушивать. Чувствуется, что герой разрывается между матерью и женой. Мечтательная Катерина в беседе с Варварой сравнивает себя с птицей.
В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич сожительствовал с простолюдинкой Агафьей Ивановной, у них были общие дети все они умерли в раннем возрасте. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет [4] [5]. Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли. Александр Головин. Берег Волги.
Главная героини пьесы — Катерина — живет в семье со свекровью и нелюбимым мужем. Свекровь по прозвищу Кабаниха постоянно помыкает ей, стараясь поддерживать в семье домостроевские порядки, которые не нравятся ни сыну, ни дочери, ни невестке, но они не решаются возражать против них. Катерина влюбляется в Бориса, племянника купца Савела Прокопьевича Дикого. Читайте также: А. Краткое содержание и анализ Когда супруг главной Катерины Тихон уезжает на время в столицу, влюбленные начинают тайно встречаться. Героиня счастлива с Борисом, но счастлива она только на короткое время, пока отсутствует муж. Любовь становится настолько сильной, что женщина ее не в силах скрывать. Она признается мужу, узнаёт об этом и свекровь, и дядя Бориса. Дикой отправляет племянника подальше от дома — в Сибирь. История заканчивается трагически — Катерина бросается в Волгу с обрыва. Образы героев пьесы и их краткая характеристика Действие происходит в купеческой и мещанской среде. Всего героев пьесы — двенадцать, и автором задумано несколько человек «массовки» в сценах на улице и на берегу Волги. Шесть основных героев — члены семей Кабановой и Дикого. Главные герои Характеристика Катерины В критике образ главной героини «Грозы» вызвал наибольшие споры. Добролюбов, характеризуя Катерину, назвал ее «лучом света в темном царстве». Темное царство — это семейные порядки, основанные на не самых удачных постулатах «Домостроя», атмосфера городка Калинова, который живет в скуке и сплетнях. Калинов, по замыслу автора, представляет собой всю провинциальную Россию. Катерине с её честностью и искренностью душно здесь. Катерина Николай Добролюбов считал Катерину характером «по преимуществу созидающим, любящим, идеальным», он сравнивал её с большой многоводной рекой. По его мнению, Катерина из тех, кто выдержит всё, преодолеет любые преграды, «а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов считал героиню пьесы обречённой на борьбу. При этом покорится ли она обстоятельствам или пойдёт на обман, — в любом случае «дойдёт до своего конца». Николай Александрович высоко ставит протест Катерины против принятых в семье Кабановых понятий о нравственности, точнее — подмены нравственности. Критик видит в Катерине героиню, «не желающую мириться или пользоваться жалким прозябанием» Н. Другой, не менее известный, критик Д. Писарев в статье «Мотивы русской драмы» излагает иную точку зрения на характер Катерины. Дмитрий Иванович, в отличие от Добролюбова, отстраняется от общего впечатления и подвергает образ Катерины спокойному анализу. Он не видит цельности её характера, а, напротив, подчёркивает противоречивость натуры Катерины. В душе героини «постоянно сталкиваются как бы две разные женщины». По мнению критика, она «сама путает свою жизнь», а запутав её до конца, решает проблему «самым простым и глупым способом — самоубийством». Таким образом, Писарев не считает Катерину «лучом света в тёмном царстве». Он отмечает эксцентричность, крайнюю впечатлительность натуры героини. Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты. Кабаниха ворчит, Катерина от этого изнывает; Борис Григорьевич бросает нежные взгляды, Катерина влюбляется; Варвара говорит мимоходом несколько слов о Борисе, Катерина заранее считает себя погибшею женщиною, хотя она до тех пор даже не разговаривала с своим будущим любовником; Тихон отлучается из дома на несколько дней, Катерина падает перед ним на колени и хочет, чтобы он взял с нее страшную клятву в супружеской верности». Критик видит в героине незрелую личность, сравнивает её с Ильёй Обломовым. При всей своей душевной красоте, чистоте и честности Катерина слабохарактерная, она живёт порывами, в ней нет устойчивости. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? Писарев Великий знаток человеческих душ Ф. Достоевский в статье «»Гроза». Драма в пяти действиях А. Островского» называет личную драму Катерины закономерной, он не связывает её с идеей «пагубности патриархального деспотизма», которая многим виделась в «Грозе». Катерину как личность писатель считает слабейшей. Они очень податливы на любовные искушения и мало с ним борются, как будто заранее знают, что им не побороть врага. Они заранее знают, что не перенесут своего падения, что за днями восторгов потянутся длинные годы слез и раскаяния, и что лучшее, чем может закончиться их горькая жизнь, будут высокие монастырские стены, или долгие и искренние странствия по разным богомольням, если только не омут какой-нибудь реки или дно ближайшего пруда. И все-таки падают» Ф. Фёдор Михайлович отмечает природную чистоту души героини, светлый поэтический мир Катерины, который создала её творческая душа. Муки совести из-за романтических отношений с Борисом она переживает именно по своей честности и чистоте. Не патриархальный уклад толкнул Катерину на страшный шаг, а сознание своей греховности: она не считает возможным для себя жить дальше. Катерина воспитывалась в той же купеческой среде, что и Кабанова, но родительский дом был для неё отрадным воспоминанием: «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». В доме Кабановой вроде бы всё то же самое, но дух другой: все «как будто из-под неволи». Муж её полностью подчинился властной матери, и о другом положении дел не помышляет. Сестра мужа Варвара приспособилась к обстоятельствам: обманывает мать и живёт, как хочет. Катерина убеждена, что замуж выйти — всё равно что похоронить себя. Порывистая, поэтическая натура её жаждет любви, она готова и мужа полюбить, но тот не понимает её состояния. Выход чувствам героиня находит в любви к Борису, тем самым порушив вековые устои. Более того Катерина вступает в противоречие со своей христианской верой. Измена мужу для неё становится страшнее самоубийства. Счастье запретной любви было недолгим, оно отозвалось тяжёлым внутренним разладом, депрессией. Нравственные терзания усугубляла свекровь. Простившись с Борисом, Катерина уже не может вернуться домой: «…о жизни и думать не хочется,… люди, дом, стены — все противно». Удушающая атмосфера ханжества, нелюбви, непрощения даже к покаявшейся грешнице в доме Кабанихи, в самом городе Калинове добивает хрупкую натуру Катерины. Можно по-разному относиться к образу Катерины, можно объяснять её поступки слабостью характера, но не сострадать этой редкой по красоте души героине нельзя. Историческим прототипом, послужившим основой образа Катерины, иногда называют актрису Любовь Косицкую, так как воспоминания о детстве и юности Катерины — это воспоминания актрисы. Под влиянием рассказов Любови Косицкой, её облика, голоса у драматурга сложился образ Катерины. Ей же довелось одной из первых воплотить эту роль на театральной сцене. Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой Кабанихи Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, вдова, живущая с двумя взрослыми детьми. Она домашний деспот, недаром ее прозвали Кабанихой. Марфа Ивановна любит, чтобы все было сделано по ее правилам: все в доме должны жить по законам, которые она установила в своей семье. Деспотизм Кабанихи вырастает не только из-за своенравия ее характера. Её взгляды и поступки определяются законами Домостроя.
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"
Советское литературоведение, определив пьесу как вершинное произведение Островского, многообразием прочтений уже не отличалось: «Советские исследователи Островского выступали, как правило. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке. Главная» Новости» Гроза островский афиша. «Гроза» – это пьеса в пяти действиях, написанная великим русским писателем и драматургом Александром Николаевичем Островским.
«Гроза» в Петербурге
- Читать книгу: «Гроза»
- Культурные корни «Грозы»
- А.Н. Островский - "Гроза" - Anuta1210605 - Wattpad
- Островский «Гроза» краткое содержание по действиям – читать пересказ пьесы онлайн
- Краткое содержание: «Гроза» Островского - ReadRate
«Гроза» — краткое содержание и анализ
Пьеса "Гроза" была написана великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским в 1859 году и сразу же произвела настоящий переворот в театральном мире, вызвав бурные споры в обществе. Что и происходит с пьесами Островского уже более 160 лет. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году. Прочесть полностью текст произведения Александр Островский «Гроза» по главам онлайн Скачать книгу в формате FB2 PDF EPUB бесплатно Распечатать текст.
Краткое содержание «Грозы». Пьеса А. Н. Островского за 10 минут
Добролюбов восторженно отзывается и о самой пьесе, видя даже в ее драматической развязке нечто «освежающее» и «ободряющее», и о ее главной героине. Мечтавший о революционных изменениях в стране, он признал в Катерине прототип человека будущего. Человека хоть и «слабого и терпеливого», но с чувством собственного достоинства, способного на протест, стремящегося «к красоте, гармонии, довольству, счастью», находящего в себе «решимость покончить с этой гнилою жизнью во что бы то ни стало! Григорьев, опубликовавший в четырех номерах журнала «Русский мир» за 1860 год свою статью «После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу» [8]. Для Григорьева, который обожал Островского и был тонким ценителем его творчества, драматург был не «карателем самодурства» и «безобразий», а прежде всего «живописцем» русского быта, «истинно народным писателем».
Под народностью Островского Григорьев «разумел объективное, спокойное, чисто поэтическое, а не напряженное, не отрицательное, не сатирическое отношение к жизни». Другими словами, художественное, эстетическое, национальное в произведениях Островского для Апполона Григорьева было важнее социального. Воспевая, например, «небывалую доселе ночь свидания в овраге, всю дышащую близостью Волги, всю благоухающую запахом трав широких ее лугов, всю звучащую вольными песнями, «забавными», тайными речами…», Григорьев восклицает: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал тут! В том же году появляется еще одна примечательная критическая статья о «Грозе» [9]. Ее автор, известный писатель и крупнейший исследователь старообрядчества П.
Мельников-Печерский, соглашаясь с «замечательным во многих отношениях разбором» Добролюбова, все же «лучом света в темном царстве» считает не Катерину, а «прекрасного» Кулигина. С ним связал свои надежды писатель, ему посвятил развернутый эпизод в своей статье. А вот блестящий полемист Д. Писарев, хотя и с опозданием, выступил с решительными возражениями Н. В своей статье «Мотивы русской драмы» [10], появившейся в 1864 году, он назвал «Луч света» «ошибкою со стороны Добролюбова».
Главный его аргумент: «…ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского». Разбирая личность Катерины, оценивая ее поступки, Писарев подчеркивает ее глубокую эмоциональность, даже экзальтированность: «вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством…» Одну из самых глубоких и оригинальных статей о «Грозе» [11] написал старший брат Ф. Достоевского, писатель, журналист М. Он тоже увидел главную причину трагедии не в «жестоких нравах» провинциального Калинова, не в «домашнем деспотизме», а только в психологических, личностных особенностях главной героини, она — «жертва собственной чистоты и своих верований». И делает вывод: «Жизнь Катерины разбита и без самоубийства.
Сегодня эта история может звучать значительно интереснее и сложнее. Мы делаем спектакль не про загадочную странность русского человека, а про его открытость и понятность. Любой перевод — это культурная интеграция, для этого мы преодолеваем архаику текста и частично — его поэтику. Мы рассматриваем художественный мир Островского как часть не только русской культуры, но и мировой». Евгений Маленчев работает режиссером-постановщиком в Тульском академическом театре драмы и регулярно сотрудничает с разными труппами страны.
Несмотря на молодой возраст, уже имеет престижные профессиональные достижения.
Борис приехал за своей долей наследства к дяде — помещику Дикому, но тот не собирается честно делить полученное наследство с племянником: законы тоже не доходят в это захолустье, где правят грубость, наглость, сила и невежественность. Сам Борис получил воспитание и образование в Москве, но от холеры умерли его родители, а вскоре скончалась и бабушка. Вот этого человека, не вписывающегося в мир провинциальных козней, полюбила Катерина. Но затравленная всем своим существованием, всей сложившейся традиционной системой провинциального городка, она относится к своему чувству как к огромному греху. И в разразившейся грозе она видит не обычное природное явление, а — наказание за свой грех. Главная героиня пьесы Катерина резко отличается от остальных жителей города: те живут тупой лживой жизнью — как заведено было из поколения в поколение, а Катерина нарушает традиции рабского послушания.
Но сама она — тоже из той же системы и не в силах побороть ее [4] через несколько десятилетий другой писатель-драматург Антон Павлович Чехов укажет путь, куда деваться от провинциальной дикости: в Москву, в Москву! Учение А. Чехова сохранилось по сей день, превратившись за эти полтора столетия в традицию: вместо развития и нормализации всей России люди бросаются в Москву, превращая город в Нерезиновск, становящийся в итоге немыслимым для выживания, — а проблема русской провинции так и осталась. Хотя пьеса «Гроза», безусловно, реалистическое произведение, она все же несет какой-то внешний отпечаток классицизма, проявленный в именах персонажей: Дикой — человек диких нравов, Кабаниха — дама грузная, с тяжелым напористым характером, словно действительно кабан, самоучка-часовщик Кулигин — имеет в фамилии сходство с русским изобретателем-самоучкой Кулибиным. Можно рассматривать эту драму в хрестоматийном ключе: как конфликт «темного царства» с «лучом света». А можно — просто как историю отчаявшейся души, как историю любви сильной женщины в мире несостоятельных мужчин — так во всяком случае предлагает современная критика для поколения сегодняшних читателей и зрителей [9]. Но — нет!
Даже в сегодняшнем ключе нельзя рассматривать эту пьесу только как любовную драму, без социального видения — это невозможно. Премьера[ ] Премьера прошла в московском Малом театре 16 ноября 1859 года [10] в бенефис С. Васильева, исполнителя роли Тихона: в остальных ролях: Катерина — Л. Никулина-Косицкая роль изначально писалась для нее , Дикой — П. Садовский, Борис — Чернышев или Н. Черкасов, Кабаниха — Н. Рыкалова роль изначально сочинялась для Н.
Рыкаловой [11] , Варвара — В. Бороздина эту роль А. Островский изначально писал для актрисы, даже назвав персонаж ее именем; и эта роль считается лучшей в творчестве В. Бороздиной [12] , Кулигин — В. Дмитревский, Кудряш — В. Шумный успех постановки подытожил четкое и точное обращение к тематике. Пресса немедленно отозвалась восторгами и о самом спектакле, и об исполнительнице главной роли актрисе Л.
Никулиной-Косицкой [10]. Положительные рецензии вызвала и работа П. Садовского исполнитель роли Дикого [1]. О том, что пьеса оказалась своевременной и затронула самые «больные» социальные аспекты, тут же после первой же постановки писал критик «Отечественных записок» С. Премьера в Петербурге[ ] Через пару недель, 2 декабря 1859, спектакль впервые прошел в Петербургской императорской труппе на сцене Александринского театра в бенефис Ю. Линской в роли Кабанихи; Дикой — Ф. Бурдин, Борис — Степанов, Тихон — А.
Мартынов пресса назвала эту роль лучшей в творческой биографии этого выдающегося артиста [10] , Катерина — Ф. Снеткова 3-я, Варвара — Е. Левкеева, Кулигин — П. Зубров, Кудряш — И. Горбунов, Феклуша — П. И этот спектакль был встречен очень положительными рецензиями. Недовольство критики вызвал лишь актер Ф.
Бурдин, исполнитель роли Дикого, которого обвинили в излишней суетливости и крикливости. Правда, некоторые критики отметили, что петербургская актриса Снеткова больше похожа на столичную барышню, чем на забитую полуграмотную провинциалку, но это ей быстро простили, это было мелочью по сравнению с поднятой темой [1]. Для А. Мартынова роль Тихона стала не только одной из самых значимых, но и одной из последних — он был тяжело болен. Вот как писала в своих воспоминаниях о премьере «Грозы» в Петербурге и о А. Мартынове Евдокия Панаева дочь актера Петербургской императорской труппы Я. Брянского и на тот момент жена литератора И.
Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном.
Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого? Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли.
Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.
Катерина и Варвара разговаривают по душам. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле».
Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком. На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут».
Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель. Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, поэтому Кате пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.
Действие 2 Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь — основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.
Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась! Слова о других мужчинах смущают Катю.
Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене и ему неловко за фразу матери о других мужчинах и Катерине. Девушка предчувствует надвигающуюся беду. Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю.
Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Девушке приходится кланяться Тихону в ноги.
Режиссер Евгений Маленчев переписывает с артистами «Грозу» Островского
«Гроза» – самая знаменитая драма А. Н. Островского. это возможность за 10 минут прочитать все произведение и получить ответы на все основные вопросы по сюжету, персонажам и основным действиям. «»Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий». На основе анализа пьесы А. Н. Островского «Гроза» ставится задача доказать, что социометрия может использоваться для анализа художественного текста с целью извлечения из него этнологической информации.
Гроза. Пьесы
По существу, это новая трактовка пьесы, когда некоторые герои предстают не такими, как в произведении Островского. А перед зрителем режиссер ставит вопросы, что делать с человеческими страстями и как жить в полном непонимании, ведь тема взаимоотношений между поколениями в спектакле остается одной из главных. В постановке эмоциональное напряжение чувствуется сильнее, чем во время прочтения пьесы. Даже от мрачных декораций веет страхом и паникой. Художник-постановщик, заслуженный деятель искусств России Александр Плинт явно проникся душевными терзаниями главной героини Катерины.
Состояние, которое ее тревожило, отразилось в серых колоннах и арках, куда падали черные тени цветущего терна и скорчившихся лиц. Тень — это тайны, тяжелая жизнь после замужества. А образы запутанных ветвей и страшного лица говорят о том, что героиня мечется между страстью и верностью, чувствует приближение своей участи и боится, что не справится с искушениями. На протяжении спектакля на сцене стоит камин, однако в нем не разжигают огня.
Через него молодые люди перепрыгивают в овраг, чтобы встретиться со своими возлюбленными. В этом есть особая символика. Девушки и парни стремятся выбраться из домашнего очага, чтобы освободиться от наставлений взрослых. Они сбегают к любви и опьяняющему счастью.
Но окажется, что счастье было мнимым. Возвращаясь ночью домой, пьяные девушки были похожи на мертвецов из современных фильмов ужаса: их лица были закрыты волосами, руки вытянуты вперед, горожанок шатало из стороны в сторону. Пьяные парни могли напасть на прохожих. Возможно, режиссер Владимир Поглазов решил таким образом показать, что за калиткой горожане, стремясь к искушениям, совершают роковые ошибки молодости.
Режиссер, таким образом, подтвердил и слова Кудряша: «Девки гуляют себе как хотят, отцу с матерью и дела нет». Интересно, что ощущения безудержной страсти и горячности в постановке смогли передать и второстепенные персонажи, молодежь города Калинова. Задачей артистов, ярких в своих небольших ролях, было заворожить зал. Быть не просто фоном, а сделать так, чтобы зритель задумался о судьбе юных горожан, которых сыграли актеры Регина Бутакова , Иван Гущин , Ярослава Александрова и Антон Залетин.
Актриса Екатерина Константинова предстала перед зрителем в образе своей тезки Катерины. Она играет девушку с противоречивой натурой — с властным характером, но при этом очень ранимой. Катерина с первого появления на сцене показывает свой нрав. Скрещенные на груди руки, широкая, уверенная походка — это позволяет зрителю понять, что девушка могла бы стать хозяйкой в доме.
Так эти у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками». За время своего путешествия Островский помимо Торжка посетил Тверь, Городню, Осташков, Ржев и другие провинциальные городки. Из-за несчастного случая с перевернувшимся экипажем он пролежал с переломами несколько месяцев и написал пьесу «Доходное место». Также подсмотренные истории легли в основу пьес «Не сошлись характерами» и «Воспитанница». А драму «Гроза» Островский написал в 1859 году. В это время он был увлечен актрисой Малого театра Любовью Никулиной-Косицкой, которая не отвечала ему взаимностью. Именно для неё влюбленный драматург создал роль Катерины, наделив главную героиню пьесы некоторыми качествами Косицкой.
Деньги — их главная ценность. Но есть и те, которые уверены, что счастье не зависит от материальных благ. Противоречия во взглядах нарастают. Осуждение, сплетни, слухи, пьянство, разгульный образ жизни, деньги, деньги, деньги. Когда же это закончится? Жить, существовать в лицемерном и фальшивом обществе невозможно. Да и стоит ли мириться с несправедливостью? Грядущая катастрофа, стихия неминуема. Чтобы изменить мировоззрения людей, прекратить череду противоречий, необходим толчок, встряска. Гроза, гром, молния — удары, которые жизненно важны всем вокруг. Гроза — акцент, который А. Островский делает, в момент прогулки по набережной. Сила природы восхищает, поражает, подчиняет себе. Она приковывает к себе внимание, пугает и заставляется нервничать. Гроза усиливает действие надвигающейся катастрофы, разворачивающейся трагедии. Никто и ничто не в силах противостоять ей. Катерина под действием этого природного явления решилась признаться мужу в неверности. С раскатом молнии героиня падает без сознания. Гроза олицетворяет угрозу, которая нависла над обществом. Что будет дальше? Люди живут с внутренней грозой, не давая своим эмоциям свободы. Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже дав ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия. Противоречия между героями достигли своего апогея.
Корреспондент «МК» погрузился в пучину «грозового» прошлого и испытал на себе мощные «грозовые» раскаты сегодня. Фото: vakhtangov. В турне драматург отправился под патронатом морского министерства, которое организовало этнографическую экспедицию, чтобы изучить нравы и обычаи коренных жителей этих мест. Вот и гадают с тех пор, какой же город послужил прототипом мифического Калинова — заброшенного, унылого, с дикими порядками и невежественными обитателями. Называли Торжок, Тверь, а все чаще Кострому, откуда, по одной из версий, Островский и взял сюжет своего шедевра. Уж больно схожи судьбы Катерины и Александры Клыковой — юной девушки, оставившей дом и бросившейся в Волгу. А все потому, что свекровь изводила ее, а муж никак тому не препятствовал. Наконец, приглянувшийся несчастной почтовый служащий покинул ее. Что тут делать? Только в омут. Впрочем, уже в двадцатом веке вскрылось, что трагедия Клыковой произошла месяцем позже триумфальной премьеры «Грозы». В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба», — восклицает персонаж пьесы Кулигин. Не хочется верить, что слова его очень современны, во многом своей актуальности они не потеряли. Характерно, что жалобы эти обращены к европейски образованному Борису, для которого тамошняя действительность не является особым откровением, его больше волнует гонорар, обещанный дядей с говорящей фамилией Дикой. Чувства к Катерине отходят на второй план, и понять ее душевные страдания герой при всем своем благородстве не в силах. Быть может, и сам Островский осознавал, что так до конца и не постиг истинные переживания возлюбленной, актрисы Любови Косицкой. Именно она, по утвердившейся версии, и стала настоящим прообразом Катерины и, надо думать, многих других героинь его пьес. Ведь несчастная девушка из города Калинова очень похожа на служительницу Мельпомены. В ней причудливо сочетаются тяга к языческой свободе, воплощенная в особом восприятии природы, слиться с которой она отчаянно стремится, чувствуя себя птицей в клетке, и в то же время невероятная покорность и смирение, благоговение перед детскими воспоминаниями, когда с матерью они посещали церковь. В этой противоречивости и двойственности, так свойственной актерской профессии, и состоит предопределенность будущей трагедии Катерины. Как тут не процитировать стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет»: «Но продуман распорядок действий. Интересно, что решение героини Островского свести счеты с жизнью вызвало настоящий скандал среди прогрессивных критиков. Два наиболее модных в ту пору журнальных трибуна — Николай Добролюбов и Дмитрий Писарев — совсем по-разному оценили поступок Катерины. Добролюбов назвал ее «лучом света в темном царстве», утверждая в своей одноименной рецензии, что пойти на самоубийство девушку заставило нежелание мириться с окружающим самодурством. Его коллега из демократического лагеря Писарев придерживался прямо противоположной точки зрения и видел в Катерине слабую натуру, вполне заурядную и мало чем отличную от того невежественного мира, в котором она существует. В итоге героиня «разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой», — заключает Писарев, иронически именуя Катерину «русской Офелией». Тем самым намекая на вторичность этого образа по отношению к шекспировской героине, а следовательно, и на посредственность самой драмы Островского. К счастью, точку зрения Писарева разделяли немногие. Тому свидетельство крайне лестные отзывы о «Грозе» великого русского писателя Ивана Гончарова. Автор «Обломова» выступил цензором пьесы и с радостью пропустил ее в печать, отметив, что «подобного произведения, как драмы, в нашей литературе не было». Гончаров видел в пьесе выразительные характеры и поразительную смелость их воплощения. Портрет А. Василий Перов. Однако мало кто знает, что роль эту ей подарил сам Островский. Драматург был влюблен в талантливую актрису, а она отвечала ему взаимностью. Судьба Любови Косицкой была немногим радужнее участи ее героини. Будущая актриса родилась в семье крепостных крестьян и юность провела в Нижегородской губернии. Первые годы жизни запомнились ей нескончаемым насилием, которое учинял барин. Вырваться из оков рабства помог театр. Большой любительницей этого искусства была купчиха Долганова, горничной у которой и служила будущая актриса, принимая участие во многих домашних спектаклях. Тогда ее семья только выкупилась на волю. Правда, сначала Люба пробовала себя как оперная певица и, надо сказать, делала в этом направлении большие успехи, покоряя своим проникновенным и выразительным голосом. Однако Косицкая получила предложение учиться именно в театральной школе. По ее окончании она попала в Малый театр.