История праздника Движение за равноправие женщин и мужчин возникло в 1960-х гг., тогда же и родилась идея создания Международного дня феминизма. А отмечать Международный женский день в 1910 году предложила коммунистка Клара Цеткин на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене. Своим появлением Международный женский день во многом обязан забастовке женщин, что случилась в конце февраля 1908 года. Резолюция об установлении Международного дня женщин и девочек в науке нацелена на качественные изменения в ходе привлечения представителей женского пола в науку. Краткая история феминизма в СССР и России: от XIX века до наших дней.
Газета «Суть времени»
- Не 8 марта единым: как 26 августа появился праздник День равенства женщин в США
- Последние новости России и мира - РР
- Феминистки против 8 Марта. Никаких цветов и подарков!
- Telegram: Contact @tsn24ru
- Белый дом отмечает День женского равноправия дискуссией об абортах
День равноправия женщин
В основном, его «привечали» в европейских странах. Праздник как оружие Фактически, речь шла не о «праздниках», а о женских митингах. Женщины, сочувствовавшие идеям социализма, организовывали общественные выступления, добиваясь равенства в правах с «сильным полом». С 1913-го года такие митинги стали проходить и в Российской Империи. Особенно «выдающейся» получилась женская демонстрация, которая состоялась в Петрограде 23 февраля 1917-го года, на фоне нескольких лет мировой войны и политического кризиса.
Спустя всего пару дней после неё Император Николай Второй подписал указ о даровании женщинам права участвовать в выборах. Правда, это не остановило Февральскую революцию, которая произошла спустя ещё несколько дней... Та самая демонстрация В 1921-м году в СССР официально приурочили Международный женский день именно к этой дате по новому стилю 23-е февраля приходилось именно на 8-е марта. Впоследствии за «Страной Советов» подтянулись и другие страны «красного блока», а также коммунистические силы капиталистических стран.
Резюмируя всё это, можно констатировать интересный факт: 8-е марта — это праздник мирового масштаба, но при этом «российский», так как он оказался привязан именно к этому числу в связи именно с нашей страной.
Образ «новой женщины» становится пропагандистским штампом в культуре и, в частности, в прессе. Их Женотдел развернул полноценную систему печати для женщин, а ведущим журналом становится «Коммунистка». Женские издания рисовали образ сильной, устремленной в будущее труженицы, которая активно вовлекается в общественную жизнь и осваивает «мужское» производство. Согласно пропаганде, только приобретя экономическую независимость, женщины могли достичь равноправия и «освободиться от кухонного рабства». Так государство, потерявшее рабочие руки в ходе Первой мировой и Гражданской войн, привлекало новые силы.
Предполагалось, что советский человек будет свободен от стирки, уборки, приготовления пищи и воспитания детей — при коммунизме все это будет делать за него государство. Эти идеи частично воплотились в жизнь — в 1920-е годы шло строительство домов-коммун с системой общих столовых, прачечных, библиотек, яслей и т. Например, московские Дом на набережной и Дом Наркомфина. Коллонтай продолжала настаивать на том, чтобы «избавиться от буржуазного собственничества» и отказаться от традиционных сексуальных отношений. В статье «Свободу Эросу! Однако такие взгляды Коллонтай часто критиковались.
Тем не менее подобный свободолюбивый социальный эксперимент нашел отражение в фильме «Третья Мещанская» 1927. По сюжету молодой печатник Владимир приезжает погостить к своему фронтовому товарищу Николаю в Москву и оказывается неравнодушен к его жене Людмиле. Девушка, соскучившаяся по ласке, отвечает ему взаимностью. Все герои запутываются в своих чувствах и решают жить втроем. В итоге Людмила беременеет, но, так и не выяснив, от кого, бросает обоих мужей и уезжает из Москвы. Несмотря на громкие лозунги в прессе и яркие картины в кино, вовлечение женщин в экономику происходило довольно медленно.
А после возвращения мужчин с Гражданской войны женщины и вовсе столкнулись с безработицей. Феминизм в советской России пробивался в законодательство не «снизу», как, например, в западных странах, а «сверху». В решении «женского вопроса» власть руководствовалась не интересами самих женщин, а скорее государственными нуждами. По мнению исследователей , насаждение равенства «сверху» было преждевременным : несмотря на прогрессивное законодательство, по факту женщины все еще зарабатывали меньше мужчин, были менее образованны и больше заняты домашним хозяйством. И они далеко не всегда осознавали свое положение. Как советские женщины столкнулись с двойной нагрузкой под соусом равноправия Уже ко второй половине 20-х годов становится ясно, что ресурсов на то, чтобы строить «Новый быт», у государства недостаточно.
Первая мировая и Гражданская войны, коллективизация, голод и репрессии привели к демографическому спаду: рождаемость снизилась почти в два раза. А поскольку государство не может взять на себя бытовые обязанности, нужно вернуть их обратно — в семью. При Иосифе Сталине во всех сферах жизни начинается консервативный поворот, и на смену «свободной любви» приходит «крепкая советская семья». В 1936 году сталинская конституция торжественно провозглашает: «В СССР решена задача огромной исторической важности — впервые в истории на деле обеспечено подлинное равноправие женщин». За 6 лет до этого, в 1930 году, был упразднен Женотдел ЦК ВКП б и закрыт ведущий журнал «Коммунистка» — приказом сверху стало считаться, что женский вопрос в стране решен. В прессе штампы «новая женщина», «труженица» и «работница» сменяются «воспитательницей нашей молодежи» и «матерью».
По мнению исследователей , при внешней декларации равенства и свободы к 1930-м годам сложилась особая гендерная система в виде советского патриархата. По отношению к женщинам государство занимает патерналистскую роль: за материнский труд оно окружает их заботой и покровительством, беря на себя роль «мужа».
Однако, потребовалось еще много лет, чтобы добиться осуществления этого закона на практике, чтобы все женщины независимо от цвета кожи и расы могли полностью пользоваться своими правами.
В честь 50-ой годовщины принятия данной поправки и был учрежден сегодняшний праздник. Известно, что в некоторых странах женщины до сих пор сталкиваются с такими чрезвычайными нарушениями прав человека, как женское обрезание, многие вынуждены заниматься проституцией или вступать в брак в детском возрасте. Поэтому, празднуя День равенства женщин, американское правительство и специализированные организации США продолжают активно выступать за права женщин во всем мире.
История этого светлого весеннего праздника началась в 1910 году, когда немецкая коммунистка Клара Цеткин предложила отмечать 8 Марта как Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права. Благодаря этой борьбе женщины получили права и свободы, которыми раньше обладали только мужчины, стали полноценными членами общества и государства. Отмечу, что одним из первых равенство прав мужчин и женщин провозгласило именно наше, Советское государство. Сейчас это равенство признаётся всеми развитыми странами. Борьба за равноправие женщин продолжается.
Праздник феминизма
8 марта ежегодно отмечается Международный женский день, который появился как день солидарности женщин в борьбе за женские права и эмансипацию. Международный женский день был важной частью пропаганды нового образа советской женщины, поводом рассказать о результатах государства в достижении равноправия и вкладе женщин в экономику. История праздника Движение за равноправие женщин и мужчин возникло в 1960-х гг., тогда же и родилась идея создания Международного дня феминизма. Резолюция об установлении Международного дня женщин и девочек в науке нацелена на качественные изменения в ходе привлечения представителей женского пола в науку. Вместо того чтобы напоминать друг другу о важности равноправия, мы превратили этот день в театрализованный фарс вокруг женщин.
Марксистский феминизм и «Новая женщина»: как коммунисты хотели решить женский вопрос
- Разница в подходе
- День равенства женщин в США
- Почему день памяти Жанны д’Арк — День феминизма?
- 8 марта: как появился день борьбы за женские права | РБК Тренды
- «Страна победившего социализма» и феминизма: первые годы советской власти
- День равноправия женщин
Праздник борьбы или нежности? 8 марта – Международный женский день
26 августа в США отмечают День равенства женщин. Именно в этот день в 1920 году была принята 19-я поправка к Конституции, предоставляющая женщинам избирательные права. День равенства женщин отмечает достижения борцов за права женщин и напоминает нам об уникальных ежедневных трудностях, с которыми сталкиваются женщины во всём мире. Часть российских женщин не поддерживают идеи феминизма и не до конца уверены в том, что равноправие им нужно, напоминает Вероника Костенко. Международный женский день родился из массовых протестов за права женщин, но со временем превратился в «День весны» и просто еще один выходной. Цеткин выступила на конференции с предложением установить день международного протеста пролетариата против политического бесправия работниц, как способ агитации за идею равноправия женщин во всех областях социальной и государственной жизни.
Не подобрать слова
- Разделы новостей
- Марксистский феминизм и «Новая женщина»: как коммунисты хотели решить женский вопрос
- Не подобрать слова
- С 8 Марта! Или грустная история опрокинутого феминизма
- Международный день феминизма отмечают сегодня
- Международный женский день: история праздника
«Самый феминистский праздник в году». Что такое 8 Марта и как в этот день поздравлять женщин?
8 марта отмечают международный женский день — день, когда женщины всего мира объединялись в своем стремлении к равным правам. Смотреть все новости 8 марта: как Международный день солидарности женщин в борьбе за свои права превратился в Праздник весны и красоты. Большинство — 57% — повторяют формулу «Международный женский день», при этом 58% опрошенных заявляют, что в России достигнуто гендерное равноправие, и лишь 25% (по большей части — женщины) свидетельствуют о неравенстве. 30 мая отмечают Международный день феминизма – праздник, призванный напоминать о равноправии мужчин и женщин, о том, что человек не может быть дискриминирован по расовой, половой или религиозной принадлежности. Резолюция об установлении Международного дня женщин и девочек в науке нацелена на качественные изменения в ходе привлечения представителей женского пола в науку.
Вот такая история: Как День эмансипации стал Женским днем (фото)
Белла Абзуг — первая еврейка, которую избрали в конгресс США. Это произошло в 1970 году. Она вела активную деятельность, и привлекала общественность своим внешним видом. Всегда носила большую шляпу. События, которые привели к появлению праздника День равенства, происходили с середины 19 столетия. В Сенека-Фолс в 1848 году проходила конференция по правам женщин при участии энтузиастов.
Таким образом оно компенсировало пробелы в здравоохранении, в сфере услуг и рынке товаров, которые могли бы облегчить участь работающих матерей. При этом их внутренний мир считался не таким важным. Ценность мужчин самих по себе при этом возрастала в разы, поскольку их стало намного меньше. Таким образом, именно в этот период в обществе особенно закрепляется миф о «суперженщине», которая успевает все. При номенклатурном равенстве, как отмечают исследователи , сохранялся гендерный разрыв в оплате труда: женщины получали в среднем меньше, чем мужчины, занимали более низкие должности, не могли осваивать многие профессии и сталкивались с дискриминацией при приеме на работу. Тем не менее подобные притеснения трактовались как «забота» государства о своих гражданках. Агрессивная пронаталистская политика не принесла особых результатов: всплеска рождаемости не последовало, а женщины продолжали прерывать беременность, только делали это подпольно.
В 1955 году, уже после смерти Сталина, женщинам вернули право на аборт, заменив политику запрещения политикой разъяснения. Однако средств контрацепции практически не было, и в СССР сложилась «абортная контрацептивная культура» — когда прерывание беременности стало единственным способом предохранения. К середине 60-х число абортов в стране достигало 7 миллионов в год. Сохранялись меры поддержки матерей, доступность абортов, система детских садов и продленок. В 1965 году 8 марта, прежде «день восстания работниц против кухонного рабства», становится выходным и начинается трансформироваться в «праздник весны и женственности». Иногда вводились отдельные консервативные меры — например, список запрещенных профессий в 1974 году. Женщины были активно вовлечены в экономику и ощущали себя членами «коллектива», однако домашний труд и воспитание детей так и оставались их негласными обязанностями.
Освободиться от такой нагрузки было невозможно, поскольку на одну зарплату советская семья выжить не могла. В советском обществе также сохранился бытовой сексизм, который мешал женщинам продвигаться по службе: в высших эшелонах власти женщин было очень мало. Кроме того, как отмечает Россман, на советских женщин еще накладывалась «третья ноша» — постоянная потребность в уходе за собой. И хотя в СССР не было таких жестких стандартов красоты, как, например, в США, от женщин все равно ожидалось, что они будут ухоженными и привлекательными — стоит вспомнить, как в «Служебном романе» 1977 Верочка учит Людмилу Прокофьевну «быть женщиной». В условиях перегруженности на работе и в быту, дефицита средств гигиены, косметики и одежды соответствовать всем стандартам было непросто. Параллельно с этим мужчины столкнулись с кризисом маскулинности. Для поколения 50—60-х идеал мужественности был вполне понятным: это герои Великой Отечественной войны, сильные духом, «отважные летчики и моряки».
К 70-м образ теряет актуальность, а нового советская пропаганда не предлагала. Поэтому кинематограф 70—80-х пестрит образами инфантильных, потерянных мужчин и уставших женщин: «Служебный роман» 1977 , «Афоня» 1975 , «Любовь и голуби» 1985 , «Москва слезам не верит» 1979. В 1979 году в «Литературной газете» состоялась любопытная дискуссия между авторами на тему кризиса семейных отношений. Лариса Кузнецова в статье «Кто глава вашей семьи? В попытках понять, как так получилось, она пишет, что в послевоенный период женщинам пришлось взвалить и работу, и хозяйство на себя, чтобы просто выжить. И что советские женщины, может, и рады были бы положиться на мужчин — только мужчины не вызывают доверия. В одном из последующих выпусков газеты Владимир Война отвечает Ларисе в статье «Да убоится муж…».
Он считает, что в советском обществе власть давно в руках жен и тещ: и зарплатой управляют они, и в доме главные они, а мужчинам ничего не остается, кроме как сидеть у телевизора, чтобы не слушать бесконечные вопли и претензии. А из семьи мужчины уходят, по его мнению, потому что не в силах терпеть такое унижение. И в том, что мужчины «обмельчали», виноваты женщины, которые забыли о своей «слабости».
Какой сегодня праздник Читать нас на Если захотеть, найти повод отмечать какой-нибудь праздник можно каждый день, главное — их знать. Например, сегодня чествуют собак в США, день равенства женщин и обладателей 13-ти кошек. Несмотря на то, что День женского равноправия является чисто американским праздником, ввела его Белла Абзуг — женщина с русскими корнями, большой любовью к борьбе за женские права и шляпам.
Долой гнёт и обывательщину домашнего быта! Даниленко, проанализировав советские публикации последних двух лет Великой Отечественной войны на тему Международного женского дня, пришёл к выводу, что в то время праздник был посвящён в основном «мужественным» женщинам, достигшим успехов в «мужских» профессиях [16]. С 1966 года, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года, Международный женский день стал не только праздником, но и нерабочим днём [17]. Постепенно праздник потерял свою феминистскую окраску, став днём поздравлений женщин, девушек и даже девочек в кругу семьи, в трудовом и учебном коллективе [18].
Празднование в других странах[ править править код ] С момента своего официального признания в России после Октябрьской революции 1917 года этот праздник отмечался, главным образом, в социалистических странах.