«Мастер и Маргарита» в постановке Эдварда Клюга логично продолжает эту линию репертуара балета Большого театра. Государственный академический Большой театр России (ГАБТ)представил на Новой сцене мировую премьеру балета «Мастер и Маргарита» пороману Михаила Булгакова на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара в постановкерумынского хореографа Эдварда Клюга. В Большом театре прошла серия премьерных спектаклей балета «Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Михаила Булгакова.
Балет «Мастер и Маргарита» в Большом театре
Двери то открываются, то их захлопывают артисты балеты, за ними постоянно меняется картинка, то это кухня ресторана и мы видим официантов, либо жилые квартиры, куда врывается Бездомный в поисках Воланда. Почему бассейн? В моей ассоциации, это некое место, которое отрицает существование Бога, как бассейн Москва, построенный на месте Храма Христа Спасителя. Линии этих двух персонажей будут неразрывно связаны в балете, сначала литературные критики распинают Мастера за его роман, затем его же, уже как Иешуа пригвоздит к кресту сам Пилат музыка до мурашек. За всем этим действием постоянно наблюдает самая важная фигура Воланда Владислав Лантратов , как он и откуда возникает на сцене, я до сих пор не поняла, а его появление в Варьете на грани фантастики премьер просто лежит на спинках двух широко расставленных стульев, то есть висит в воздухе. Свита повелителя Тьмы, словно артисты сбежавшие из цирка, а Гелла в белоснежном обтягивающем комбинезоне и на пуантах эстетическое блаженство кстати пуанты только у нее и у Маргариты.
И с Булгаковым всегда была связана история этого театра на Тверском бульваре.
Это все было поставлено преимущественно Татьяной Васильевной. Это был мой педагог, мой учитель, мой друг, очень близкий мне человек. Это отражение эпохи в кристально-чистом виде. Он поставил его до этого в своем Театре на Юго-Западе, но «рукописи, которые не горят», родились именно здесь, когда он увидел это пространство, эту огромную сцену. В Театре на Юго-Западе у него был подвал, довольно стесненные условия. Здесь мы не можем выпустить, допустим, Геллу или Маргариту обнаженными, поэтому эта сторона была скорректирована Татьяной Васильевной Дорониной.
Эстетически мы стараемся определенные каноны блюсти, и Валерий Романович на это шел. Спектакль живет, его любят зрители и он уже превзошел рубеж в 350 показов. Когда ставится спектакль, человек, который его создает, выверяет каждое слово, каждый жест, очень долго над этим работает. Если постановщик в силу каких-то обстоятельств, не может следить за своим детищем, спектакль начинает разбалтываться. Сегодня во МХАТе вы — тот человек, который следит, чтобы «Мастер и Маргарита» оставался таким, каким его выпускал режиссер. И почему она пригласила сюда Валерия Романовича?
У него ведь условный театр. Все спектакли Татьяны Васильевны — это реалистический психологический театр, это традиционные декорации — стены, входная дверь, все, как положено.
Для Булгакова это город детства и юности, для Врубеля — город обретения себя как художника религиозной темы. Хотя прямых подтверждений тому нет, но Булгаков не мог не бывать в Кирилловской церкви, где находятся лучшие росписи Врубеля — они еще при жизни художника стали одной из достопримечательностей Киева. Как, впрочем, и его декоративные росписи во Владимирском соборе, так отличавшиеся от ортодоксальной православной живописи тех лет. Фото: Wikimedia Commons После 1902 года имя Врубеля войдет в массовое российское сознание как имя непонятого гения, безумца и пророка.
Это был совершенно новый тип художника ХХ века, существующего вне социума, вне творческих группировок близких по духу художников и даже вне какого-то внятно сформулированного стилистического направления. Врубель был предтечей даже не модерна, уже начавшего пробиваться и произрастать разными «цветами зла», а модернизма, до которого оставалось еще как минимум десять лет. Фактически с его «Демона» начнется летоисчисление новой эры. В своей статье, написанной на смерть художника, Блок возведет покойника в статус «главного символиста», навсегда определив его место в русской культуре. Государственная Третьяковская галерея Именно этот тип художественного мышления и судьбы попытается спустя много лет воплотить Булгаков в образе Мастера. Тайных совпадений в романе, как выясняется, рассыпано множество: и одержимость Мастера религиозными сюжетами, и сирень, полыхающая во дворе дома, где живет главный герой, и даже фасон бархатной шапочки, которую сшила Надежда Забела-Врубель для больного мужа, а Маргарита — для своего возлюбленного.
Есть и прямые цитаты. Например, на выставке в Третьяковке экспонируется панно из особняка Алексея Викуловича Морозова «Полет Фауста и Мефистофеля», которое могло бы послужить дословной иллюстрацией к финалу «Мастера и Маргариты». У Врубеля тоже волшебные кони, и мефистофельский плащ с кровавым подбоем, и тщательно выписанные шпоры Фауста, и оставленный город, темнеющий под копытами коней, и даже куст репейника как символ цепляющейся из последних сил жизни. Государственная Третьяковская галерея «Я научу тебя видеть в реальном фантастическое» — фраза, сказанная Врубелем начинающему художнику Сергею Судейкину, дает ключ и к пониманию прозы Булгакова. Поэтому совсем неудивительно, когда в дневнике Елены Сергеевны Булгаковой мы находим короткую запись о визите к ним в дом знакомого киевлянина. И короткая пометка, чтобы потом не забыть: «Говорили о Врубеле».
Государственная Третьяковская галерея Можно вспомнить и врубелевское панно «Принцесса Греза», украшающее фасад гранд-отеля «Метрополь». Опять же прямых ссылок у Булгакова на само панно нет, но отель появляется уже на первых страницах романа. Есть в дневнике Елены Сергеевны и описание небольшого кухонного пожара, который удалось потушить своими силами. А дальше: «Легли в семь часов утра, а в десять надо было вставать, чтобы идти М. Таких совпадений слишком много, чтобы считать их игрой случая или искусствоведческой концепцией Аркадия Ипполитова. Как, наверное, неслучайны и две театральные премьеры по булгаковскому роману, состоявшиеся с разницей в десять дней на главных сценах столицы.
Балетный подстрочник У «Мастера» в Большом театре есть своя предыстория, уводящая нас в самое начало 90-х годов. Тогда на театральном небосводе Восточной Европы зажглась звезда режиссера из Словении Томаса Пандура. Он был худруком Национального театра оперы и балета в Мариборе. Загадочный, демонический красавец с манерами наследного принца. Помню его спектакль «Шахерезада», который он привозил в Москву в 1990 году. Это была сенсация.
Потом последовали «Гамлет», «Фауст». Избыточно-роскошный, визуальный, чувственный театр, перегруженный пластическими метафорами и экстатическими мизансценами. Дым, вода, песок… Яичные желтки, стекающие по кирпичной стене Эльсинора. Их разбила Офелия в порыве последнего приступа безумия. Томас Пандур был неистощим по части таких ярких находок в театре 90-х годов. Но до конца вырваться из словенской заводи в большие театральные звезды ему, похоже, так и не удалось.
Хотя потом, как я знаю, он ставил и в Нью-Йорке, и в Мадриде. И даже какое-то время имел собственный театр. Умер в 53 года, совсем молодым, едва приступив к репетициям «Короля Лира». При этом много сотрудничает с лучшими театрами Европы и сегодня считается одним из самых востребованных и модных хореографов в мире. Эдвард не скрывает, что именно Томас Пандур заразил его желанием сочинять и придумывать что-то свое. Могу предположить, что «черные клавиши» того давнего мариборского «Фауста» звучат и в нынешнем «Мастере и Маргарите».
Дело даже не в сходстве приемов и почерка, а в какой-то внутренней теме, которая отзывается гулким эхом в балетной партитуре спектакля. Та же тяга к мистическому ритуалу, тот же излом и изгиб модерна, та же романтическая экзальтация. Более того, почти уверен, что партию Воланда Клюг придумал, вспоминая как раз Томаса Пандура. Черный принц, загадочный, закрытый, надменный. С этой своей демонской улыбкой на напудренном лице.
Сумма ущерба театру пока неизвестна.
В феврале в Большом театре произошло задымление. Самые интересные видео — в нашем YouTube.
В Большом театре состоится мировая премьера балета "Мастер и Маргарита"
Если звонок для Вас неудобен, просто выберите интересующий Вас билет и оформите заявку без оплаты , менеджер с Вами свяжется и подтвердит бронь. Оставляйте Ваш комментарий на нашем сайте, заполните поля и напишите свое мнение. Добавить отзыв Текст сообщения: Бесплатная доставка Бесплатно доставим Вам заказ за 2 часа курьером по Москве!
Иван пытается скрыться, попадает в неловкие ситуации, но не может избавиться от непрошеных спутников. В ужасе Иван прыгает в реку.
В одной из комнат спит администратор театра Варьете Степа Лиходеев. Подручные Воланда будят его и напоминают, что он пригласил Воланда дать представление в театре, хотя тот не помнит ни о каком контракте. Литераторы прекрасно проводят время в «доме Грибоедова». Иван Бездомный прерывает их веселье ужасной новостью о гибели Берлиоза.
Литераторы принимают его слова за шутку или безумную выходку. Появление Воланда окончательно сводит Бездомного с ума, литераторы отправляют его в клинику к знаменитому психиатру профессору Стравинскому. Профессор Стравинский пытается успокоить Ивана, но видение Воланда преследует его. Появляется незнакомец.
Это Мастер. Он рассказывает Бездомному историю своей жизни и знакомства с Маргаритой, а потом исчезает. Бездомный остается под наблюдением санитаров. Публика театра Варьете взбудоражена.
Конферансье Жорж Бенгальский объявляет «сеанс черной магии». Бенгальский пытается принять участие в представлении, которое дают подручные Воланда, и Бегемот откручивает ему голову. Зрители аплодируют, Бенгальский просит вернуть голову обратно. Появляется Воланд.
Это роман о творческой душе и призвании, о безграничной любви, о слабостях людей. Передать все это в танце — вызов, который мы с радостью принимаем», — отметил артист Сергей Полунин. Помимо артистов балета, партии и танцы будут исполнять профессионалы в таких дисциплинах, как фигурное катание, художественная гимнастика, танец модерн, драматические актеры, эквилибристы и даже рок-музыканты. Ведущие партии балета «Мастер и Маргарита» исполнят всемирно известный артист балета Сергей Полунин и Олимпийская чемпионка Елена Ильиных.
Всего в спектакле «выступают» четыре вазы. Процесс у Лаврентьева идет по правилам XIX века: тогда принято было на фарфор наносить миниатюры знаменитых картин. Именно так создавались вазы Императорского фарфорового завода. В мастерских это делают так: перед художником открытый альбом по искусству с картинами из собрания мадам Помпадур. Любимая картина маркизы теперь красуется на вазе Маргариты Готье. Правда, театральные вазы не могут быть фарфоровыми по определению — одно неосторожное движение, и вся сцена в осколках, — а потому выточены из дерева на токарном станке.
Для того чтобы создать «резную» консоль, потребовалось поработать скульптору, формовщику, столяру и художнику. Раньше мелкие элементы делали из пенопласта и папье-маше. Теперь проще: отливают из пластика. Мастерские художников — место поэтичное, со своими историями, артефактами и традициями. На стене у Александра Лаврентьева — огромная маска из папье-маше, фрагменты старых декораций и эскизы. Настоящие, большие мастера работали! Какая мебель танцует в балете? Мебель для сцены аукциона — 13 предметов — театр купил на парижском антикварном рынке. За покупками летала Ольга Тадорашко. Мы ходили вместе с художником из Парижской оперы и выбирали подходящие вещи.
Разговаривала с продавцами в основном парижанка, но и я иногда. Единственное, о чем мы заранее договорились: на рынке про Большой театр не упоминать, чтоб не дать соблазна продавцам взвинтить цены». Найденные на рынке диваны, кресла, канапе, мольберт прибыли в Москву в специальном контейнере. А затем из обычной антикварной мебели пережили превращение в театральный реквизит. В чем отличие?
«Северсталь» поддержала мировую премьеру балета «Мастер и Маргарита» в Большом театре
Да и хореография большинства номеров, скорее, напоминала не балет, а эстрадные танцы и пантомиму. Действующие лица, независимо от того, кто они и что они делают в романе , выскакивали-выпрыгивали в этот морго-бассейн из многочисленных белых дверей, расположенных как на уровне суши, так и на уровне чаши т. Ассоциацию с моргом усилила мизансцена, когда по этому кафельному миру везли на больничной каталке Берлиоза Алексей Матрахов с отрезанной головой. У каждого персонажа балета есть свой пластический рисунок, но хореографических партий почти нет. Например, Маргарита Мария Виноградова больше ходит на пуантах, нежели танцует. Черную магию Воланда воплощает прекрасный артист Семен Чудин. Если бы ему ещё такую хореографию, как, например, у Феи Карабос в прошлогодней премьере «Спящей красавицы» в Татарском театре оперы и балета Казань , от зловеще-колдовского танца которой у зрителей мурашки бегут по коже! Не очень понятна роль именно роль, смысл появления в спектакле Понтия Пилата Александр Водопетов. Одетый в современного покроя грязный плащ без кроваво-красной подкладки, он прибил молотком к полу руки Мастера Игорь Цвирко, потом сам же снял с «креста» и исчез.
Больше Пилат и Мастер в балете не встретились, т. Однако в итоге Пилат уносит рукопись Мастера.
И с Булгаковым всегда была связана история этого театра на Тверском бульваре. Это все было поставлено преимущественно Татьяной Васильевной. Это был мой педагог, мой учитель, мой друг, очень близкий мне человек. Это отражение эпохи в кристально-чистом виде. Он поставил его до этого в своем Театре на Юго-Западе, но «рукописи, которые не горят», родились именно здесь, когда он увидел это пространство, эту огромную сцену. В Театре на Юго-Западе у него был подвал, довольно стесненные условия. Здесь мы не можем выпустить, допустим, Геллу или Маргариту обнаженными, поэтому эта сторона была скорректирована Татьяной Васильевной Дорониной.
Эстетически мы стараемся определенные каноны блюсти, и Валерий Романович на это шел. Спектакль живет, его любят зрители и он уже превзошел рубеж в 350 показов. Когда ставится спектакль, человек, который его создает, выверяет каждое слово, каждый жест, очень долго над этим работает. Если постановщик в силу каких-то обстоятельств, не может следить за своим детищем, спектакль начинает разбалтываться. Сегодня во МХАТе вы — тот человек, который следит, чтобы «Мастер и Маргарита» оставался таким, каким его выпускал режиссер. И почему она пригласила сюда Валерия Романовича? У него ведь условный театр. Все спектакли Татьяны Васильевны — это реалистический психологический театр, это традиционные декорации — стены, входная дверь, все, как положено.
Цитата Маргариты из романа: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Даже Анна Каренина бы не бросилась под поезд из-за подобной любви! Фото - Батыр Аннадурдыев Надо сказать, что другая цитата Маргариты рассказана в том же дуэте весьма драматично: «в этом романе — моя жизнь». Она словно проживает то, о чем читает, или же считывает со страниц романа то, что происходит с ней и ее Мастером в эти мгновения. Неоднозначное впечатление от великолепного адажио Воланда и Маргариты, зритель сперва может оказаться в некотором смятении. Просматриваются элементы сексуального влечения, но все же любовным его назвать нельзя. Объясним это тем, что тьма привлекательна и влечет людей сильнее света. В роли Воланда - Владислав Лантратов. Фото - Батыр Аннадурдыев Забавная находка постановщика — его интерпретация неловких ситуаций Ивана Бездомного, за дверями коммуналок наталкивающегося то на голую женщину в ванной, то на человека со спущенными штанами с газеткой. Персонаж Ивана Бездомного красочно преображен в балете. Несмотря на приписываемое ему сумасшествие, он видит вполне ясно то, что другим не под силу. Бездомный выступает проводником для зрителя, констатируя творящийся хаос, и является своего рода границей между реальностью и сюром. А феноменальное исполнение этой партии Климом Ефимовым вдохнуло мощное обаяние в этого персонажа. В роли Бездомного - Клим Ефимов. В роли Кота Бегемота - Георгий Гусев. Фото - Батыр Аннадурдыев Для искушенного зрителя категорически мало хореографии в балете. Не хотелось бы критично высказываться о работе постановщика, но возможно следовало бы больше времени уделять предварительной подготовке, нежели великой импровизации во время репетиционного процесса. Однако недостаток хореографии не исключает того факта, что ряд моментов смотрится незаурядно и символично. Поразительно содержательно и искусно удалось Эдварду Клюгу изобразить трио Берлиоз-Бездомный-Воланд: вот уж где совершенно точно поработала рука «мастера»! Бал Сатаны, где Маргарита — королева, руководящая нечистой силой, захватывает все внимание зрителя.
Деньги не пахнут. Очевидно, что этим жестом-символом Мастер хоронит свой роман: понимает, что цензура переломает ему кости. Так и происходит: критики-воины подвергают страстям Мастера-Иешуа. Границы между персонажами и главами романа размыты: будто ершалаимскую Стену Плача соединили с плачевной стеной Кремля. Наконец, и распяты оба: один — римлянами, другой — критиками. Пограничный образ, созданный Артёмом Овчаренко, — пластически и эмоционально юный, свежий, но с характерными для настроения спектакля чертами вязкости, уныния, неторопливости и как бы мягкой скруглённости, сутуловатости. В предшествующей их встрече сцене — в ресторане Дома Грибоедова — как раз и выведены упомянутые критики. Не выведено только жирное пятно их присутствия! Поклоняющихся деньгам и еде литераторов Клюг привязывает официантскими полотенцами к обеденному столу — к тому самому, за которым они сочиняют свою лоснящуюся, безвкусную пищу для ума. Всё ещё Булгаков, но уже «Собачье сердце» со столовой и операционной Преображенского. Этими же тряпками, лёгким движением руки ставшими смирительными, вяжут и Бездомного — сумасшедшие приковывают к койке сумасшедшего. Последний в исполнении Клима Ефимова — великолепное воплощение булгаковского двадцатитрёхлетнего поэта. Он аутентично «плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек» с пластическим голосом душевнобольного. Несомненна и аутентичность Маргариты Екатерины Крысановой. Рыжие волосы, пронзительный взгляд и обытовлённая пластика делают её идеальной ведьмой фильма Бортко. Но лейтмотив Маргариты у Клюга другой. Здесь она в разных вариациях ложится костьми за рукопись своего возлюбленного — таков первый план её роли. Героиня Булгакова в балете — человек отрешённый, отказавшийся от земного и плотского в пользу высших сфер. Но несмотря на тяготение Маргариты к метафизичности, она, в исполнении Екатерины Крысановой, наиболее сильна в домашних сценах. Реалистичных, но ни на йоту не переходящих в натурализм. Есть в её отношениях с Мастером и что-то невинно студенческое: в хореографию ненамеренно проникает цитата из Гайдая. Помните не отрывающуюся от конспектов героиню Натальи Селезнёвой? Так вот так же Маргарита неотрывна от романа. Романа — книги, но не романа — любви. Её дуэт с Мастером становится пластической аллегорией творения Булгакова, соединившего небесное и всеобщее с личным и земным. Мощь тишины финального адажио — уверенное подтверждение этих слов. Она же и незаметнее всего — совсем неброская в своей серости. Кричащая тишина богом забытого бассейна — собственно, и возникшего на руинах храма Христа Спасителя, на лобном месте проклятой веры — эхом раздаётся в безводном корыте из кафеля. Мертвенно-холодный цвет плиточного камня становится эмоциональным фундаментом спектакля.
В Большом театре состоялась премьера балета «Мастер и Маргарита»
Купить официальные билеты на балет Мастер и Маргарита в Государственный академический Большой театр России. У нас вы сможете купить билеты на балет Мастер и Маргарита в Большой театр даже в том случае, если билетов уже нет в кассе театра! Большой театр (Новая сцена). 2 часа 30 минут с одним антрактом. Балет «Мастер и Маргарита» с 24 июня 2022 по 23 мая 2024, Государственный академический Большой театр России (Новая сцена) в Москве — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Прекрасная Маргарита и ее возлюбленный Мастер приглашают вас в романтическое путешествие По следам романа Мастер. Мировая премьера двухактного балета «Мастер и Маргарита» прошла на Новой сцене Большого театра.
Мастера и Маргариты
Но оказалось, что там книга Булгакова "Мастер и Маргарита" малоизвестна. В итоге я поставил там балет "Фауст". Сейчас же, обращаясь к "Мастеру и Маргарите" в России, я прекрасно осознаю, насколько это серьезный вызов: выразить произведение Булгакова без слов. Однако мое намерение - предложить публике вновь открыть для себя Булгакова через красоту танца", - заявил балетмейстер. Он признался, что решить вопрос относительно сценографии тоже было непросто. Нам хотелось придумать пространство, которое могло бы сохранить главный принцип Булгакова - мгновенную перемену от реального к ирреальному.
Тогда возникла идея заброшенного общественного бассейна", - рассказал Клюг. Он сообщил, что совсем недавно узнал о бассейне "Москва". Это произошло в 1931 году, когда Булгаков уже работал над романом, который ставит те же самые вопросы: атеистическая система против христианских ценностей, тоталитарная политика против гуманистической философии", - отметил хореограф. Инстинктивно я начал слушать музыку Шостаковича и Шнитке", - поделился Клюг.
Она правильно покачивается, уверенно топочет вперед и «перемалывает» Берлиоза без какого-либо физиологизма, но весьма убедительно. Когда Иван Бездомный Михаил Крючков прибегает в ресторан Дома литераторов и, по мнению окружающих, ведет себя как сумасшедший, его связывают полотенцами, и развернутая кордебалетная сцена «охоты» когда его ловят, опутывают, чуть не в «колыбель для кошки» с ним играют выстроена по четкому плану, рисунок сложен и забавен одновременно. Лучшая же сцена спектакля — выступление Воланда Артемий Беляков в театре Варьете: тут Клюг не идет «вдоль романа», не иллюстрирует его, а создает собственную историю, по правилам своего вида искусства. В театре Варьете Воланд танцует одинокое танго — и вроде бы это не по роману, он же только наблюдать должен? Но здешний Воланд, если можно так выразиться, моложе романного, ему еще не надоело действие как таковое и заворожить людишек лично он не против. И вот он танцует — мягко, завораживающе и пугающе одновременно.
А в финале его танца вся публика в Варьете, убранная светом с наших глаз, оказывается «голой». Бал Сатаны. Маргарита — Ольга Смирнова Но все-таки в спектакле больше проблем, чем открытий. То, что совсем нет любви, нет внятных дуэтов Маргариты и Мастера а ведь это роман о любви прежде всего — заполошной, безумной, самоотверженной, «за мной, читатель, за мной! Разумеется, каждый постановщик волен в своих трактовках, но есть трактовки, которые полностью разрушают историю, и тогда было бы лучше выбрать другой роман для постановки. Мастер и Маргарита без любви — история слишком бедная. Не менее беден и бал у Воланда — беден хореографически: «голый» кордебалет выстраивается в ряды, соединяясь руками в алых перчатках, и дружно руки двигает, образуя волны. Этот прием давно перестали применять уже даже на эстраде, в балетном театре его использовать совсем негоже.
Чтобы узнать подробности, нажмите кнопку «Купить билет». Ещё больше спектаклей смотрите у нас на сайте в разделе про театр.
Дом Грибоедова и у Булгакова дан в танце и пантомиме. Пантомима - ловкие официанты. А литераторы пляшут. Напомню: веселье макабрического танца литераторов происходит после отсечения трамваем головы Берлиоза. Да, сценический образ трамвая возвращает к памяти о "паровозике" - и это принимается, поскольку здесь, в этой точке, становится смешно и страшно, когда из-под воображаемого колеса выкатывается мертвая голова, а танец продолжается. Сумасшедший дом с профессором Стравинским никого не излечит, но закроет в изоляции - от мира "литераторов", от борьбы с религией мистика, но идея с бассейном посетила постановщика до того, как он узнал, что у нас тут в Москве было, где москвичи купались, весьма по-булгаковски, после взрыва Храма Христа Спасителя. Ершалаимской части здесь, в балете, практически нет, осталась только тень, напоминание о Пилате и Иешуа на кресте, - но таков замысел, и "встроить" в него Ершалаим не потребовалось. Да здесь это и невозможно - будет концептуально совсем другой, пышный, имперский спектакль. Катастрофа столкновения художника с силами мрака дана через непосредственных современников Мастера, не к ночи будь помянутым критиком Ласунским с подручными, в черном танце втроем. А "часть той силы, которая вечно хочет зла, и вечно совершает благо" - это исполненный контрастов и противоречий танец Воланда-Лантратова. Ласунский и иже с ним - погромная, уничтожающая все творческое власть, насилие над художником. И катафалк неслучайно превращается в крест, - в духе соединения евангельского с ритуально-похоронным. Воланд в конце концов по-своему, через смерть и вечный покой спрячет Мастера с Маргаритой от преследований и страданий… хотя решение финала с пасхальными - или это просто завтрак вдвоем, когда любящих весь мир оставил в покое? И на этот раз… Апофеозом спектакля ожидаемо стал бал у Сатаны. Это третья массовая сцена - после Дома Грибоедова с "литераторами" и театра Варьете с его зрителями-участниками. Эдвард Клюг и художники-постановщики выбрали изящество, а не ожидаемую пышность костюмов и всего представления. Бал у Сатаны не подавляет, а разрешает ужасы жизни - в том числе и во взрывном танце безумной Фриды Виктория Брилева. Он и шел к "Мастеру и Маргарите" через "Фауста", поставленного им в 2015 году на сцене театра в Цюрихе. Наш советский Фауст показан в огромной метафоре-декорации, над бассейном - уходящие в бесконечность арки московского метро, логотип которого переворачивается в латинское W, знак Воланда, прибиваемый к стене. Фауст - это вечные и неразрешимые вопросы к человечеству, к Сатане, к Богу.
Большой театр в декабре представит премьеру балета «Мастер и Маргарита»
В Большом театре состоялась долгожданная премьера балета "Мастер и Маргарита" в постановке художественного руководителя Балета Словении в Мариборе Эдварда Клюга. В июне на Большой сцене НОВАТа Московский художественный академический театр имени Максима Горького в рамках летнего гастрольного тура представит спектакль «Мастер и Маргарита» по великому роману Михаила Булгакова. Музыка, созданная для балета Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита». Цена билетов на спектакль «Мастер и Маргарита» в Большом театре в Москве: от 1600 до 10000 рублей.
Нечистая сила в Большом
Его заменили другим аттракционом: с колосников спускаются макеты московских домов со светящимися окнами за каждым из которых «скрывается по атеисту» и похожие друг на друга словно близнецы 20 Маргарит выходят из разных дверей бассейна, демонстрируя таким образом её способность оказываться одновременно в разных местах, видимо, в том числе, и в квартире Латунского. И подобных придумок в спектакле Клюга множество. Он с блеском решен с помощью рисунка рук и построений и перестроений кордебалета, напоминающих физкультурные парады на Красной площади 30-х годов, которые создавал по заказу партии и правительства Игорь Моисеев. Трюк не новый, но очень эффектный.
Одетые только в купальники телесного цвета и красные по локоть перчатки 32 танцовщика и танцовщицы пускают руками «волны», слагают другие затейливые линии, напоминающие кровеносные сосуды и окружают Маргариту с двух сторон. И создается такое сюрреалистическое впечатление, что когда хозяйка сатанинского бала пьет из черепа Берлиоза кровь, обнаженные танцовщики-вурдалаки по этим сосудам откачивают кровь из неё. Клюг ухитряется показать в балете персонажей, которых Булгаков вывел в романе в бессчетном количестве.
Их на сцене восемнадцать! Помимо свиты Воланда, есть здесь и разливающая масло Аннушка, и Михаил Александрович Берлиоз со своей отрезанной головой, и Степа Лиходеев, на которого писает кот Бегемот, и ялтинским песочком «заскребает» следы преступления, и дядя Берлиоза. А также профессор сумасшедшего дома, и Фрида со своим вечным платком, которым задушила ребенка.
Обилие действующих лиц, которым хореограф не успевает дать соответствующие танцевальные характеристики, иногда запутывает действие. Но зрители, прочитавшие перед началом спектакля либретто не говорю о тех, кто хорошо знает роман , во всем разберутся. Притом всех перечисленных и неперечисленных героев исполняют талантливые, драматически одаренные артисты, и не сказать об игре хотя бы некоторых из них было бы непростительно.
Исключительно талантливая игра Михаила Крючкова, танцующего в спектакле роль Ивана Бездомного в двух из трех составов, настолько естественна и органична, что его партия, наряду с партией Воланда, Маргариты и Мастера, становится чуть ли не самой центральной в этом балете. Артемий Беляков так играет Воланда, что его чарам, особенно когда он танцует свою танго-вариацию, трудно сопротивляться. И Денис Савин, и Артем Овчаренко, и Игорь Цвирко очень музыкально и драматически напряженно танцуют партию Мастера, у каждого свои представления о характере героя, свои нюансы игры, и предпочесть из них кого —либо одного трудно.
Собственно, спектакль был задуман как история о столкновении двух сил, заложниками которого и стали Мастер и Маргарита. Но, чтобы довести эту идею до конца, постановщику и исполнителям, как мне кажется, элементарно не хватило музыки. Кроме танго Воланда, вся остальная партитура балета, составленная из произведений Шнитке и специально сочиненной музыки композитора Милко Лазара, получилась тоскливо однообразной. Ее можно иллюстрировать жестами и позами, но под нее невозможно танцевать.
Складывается впечатление, что имеешь дело с подстрочником, причем сделанным иностранцем. Особенно умилил финал. Такое чувство, что Клюг не знал, как поступить с главными героями: то ли отправить их с Воландом дальше гарцевать по облакам на крылатых конях, то ли поскорее умертвить, то ли вернуть их на грешную землю. Великодушный румын, он все-таки выбрал последнее.
У него Мастер с Маргаритой просто сидят за столом, в центре которого высится тарелка с пасхальными яйцами. Откуда они взялись, не знаю. У Булгакова их точно нет. Могу предположить, что они перекочевали сюда из «Гамлета» Томаса Пандура.
Правда, там они были сырые и стекали ярко-желтой абстрактной жижей по стене, а у Клюга сварены вкрутую и покрашены по православной традиции луком. Как говорили продавцы на рынке во времена Булгакова: «Сам бы ел, да деньги надо». Мастер с Маргаритой вполне по-свойски постучат ими, как и полагается делать на Пасху. И этот еле слышный хруст яичный скорлупы в финале будет как обещание вечного воскрешения и вечной жизни.
Так у него всегда в спектаклях все обжито, тепло и уютно. Он один из немногих, кто дорожит атмосферой забытое слово! Не стоит придавать слишком большое значение его словам. В интервью Познеру он сказал, что главная идея булгаковского романа — это идея свободы.
Меня убеждал, что главное в «Мастере» — это непревзойденный юмор и свет надежды, который окрашивает даже самые мрачные главы. Ну, конечно, несгибаемый русский дух! В тексте Булгакова он попытался найти разгадку того, что его потрясло, когда еще с родителями он смотрел по телевизору легендарные товарищеские матчи по хоккею советской и канадской сборных. Откуда эта невиданная мощь, напор и сила?
Red Army «Красная армия» — первое, что подсказывала память мальчику из Квебека, чье детство и юность пришлись на холодную войну и бесконечные разговоры о русской угрозе. Разумеется, потом будет много всего другого. И первый приезд в Москву в 2006 году. И успех «Обратной стороны Луны», и фантастический восьмичасовой «Липсинк», завороживший всю театральную Москву.
И бенефисный «Гамлет-коллаж» для Евгения Миронова, поставленный как выход в открытый космос, как прорыв в стратосферу, где еще никто не был и вряд ли скоро когда-нибудь еще будет. Лепажа тянет в заоблачные выси, его влечет космос, он обожает фантастические романы. В этом даже есть что-то детское, неисправимо инфантильное. Отсюда и его долгий и счастливый союз с Цирком дю Солей в Лас-Вегасе.
И концертные туры Питера Габриела «Секретный мир» и «Взросление». Так немолодые дяди до старости обожают играть в игрушечные железные дороги или в какую-нибудь «Монополию». Он и булгаковский роман решил прочитать как в первый раз, будто никто до него его в театре не ставил и не читал. Это даже не взгляд иностранца, что было бы в его положении логично, а взгляд старательного школьника-отличника, штудирующего книгу с серьезной основательностью будущего медалиста.
Страница за страницей. Глава за главой. Медленно и очень подробно, не упуская никаких деталей. Никакой отсебятины и режиссерского произвола.
В каждой мизансцене, в каждой реплике ощущается честное усилие режиссера пробиться к тайне, закодированной в булгаковских строчках, понять загадочную «русскую душу». А чужая душа, как известно, потемки. И магический экран, воссозданный на сцене Театра Наций по технологии Пеппера «Призрак Пеппера» , только усиливает ощущение какой-то голливудской иллюзии, творящейся у нас прямо на глазах. Фильма, увиденного глазами Мастера, заглянувшего и в далекое прошлое, и в будущее, и в тот мир, что остался за невидимой стеной, откуда не возвращаются.
И все это в пространстве одного спектакля, в исполнении 12 актеров.
Особую роль в постановке будет играть световой дизайн. Его созданием занимается российский художник по свету Давид Мисакян — автор крупнейших световых рок-шоу в нашей стране. Проект создается при грантовой поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Изображение предоставлено телеканалу «Санкт-Петербург» организаторами.
Дирижер-постановщик - Антон Гришанин. Булгаков в Большом театре В качестве исторической справки Новикова привела данные о том, как Булгаков был связан с Большим театром.
На тот момент уже опальный писатель - печатать перестали, спектакли по его пьесам стремительно исчезали из репертуара театров - вынужден был отбиваться от графоманских опусов и править более или менее адекватно написанные либретто. Сам лично написал четыре оперных либретто, работая со свойственной ему увлеченностью, в тесном контакте с предполагаемыми авторами. Однако ни по одному булгаковскому либретто так и не был поставлен спектакль, а в каких-то случаях дело не дошло и до сочинения музыки. Между тем, работе над романом "Мастер и Маргарита" к тому времени было уже семь лет. Оставалось еще четыре года до кончины писателя", - рассказала пресс-атташе ГАБТ. Продолжая исторический экскурс, она отметила, что "Мастер и Маргарита" - роман всей жизни Булгакова. Первые наброски книги он сделал еще в конце 1920-х годов и продолжал работать над романом вплоть до своей смерти, случившейся 10 марта 1940 года.
Фактически, главная книга Михаила Афанасьевича осталась незавершенной.
Мировая премьера балета "Мастер и Маргарита" прошла в Большом театре
В июне на Большой сцене НОВАТа Московский художественный академический театр имени Максима Горького в рамках летнего гастрольного тура представит спектакль «Мастер и Маргарита» по великому роману Михаила Булгакова. «Большой театр, «Мастер и Маргарита», прекрасный вечер. Большой театр (ГАБТ) представил на Новой сцене мировую премьеру балета «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара в постановке румынского хореографа Эдварда Клюга. Премьера балета «Мастер и Маргарита» состоится 1 декабря в Большом театре. Овеянный мифами и легендами мистический роман Михаила Булгакова, отраженный во множестве постановок и экранизаций, ставит на сцене Большого театра Эдвард Клюг. Мастер и Маргарита Большой театр, Новая сцена с 21 по 23 мая!
Мировая премьера балета "Мастер и Маргарита" прошла в Большом театре
Овеянный мифами и легендами мистический роман Михаила Булгакова, отраженный во множестве постановок и экранизаций, ставит на сцене Большого театра Эдвард Клюг. "В декабре Эдвард Клюг выпускает балет "Мастер и Маргарита" по одноименному роману Михаила Булгакова, он будет представлен на новой сцене", – рассказали в пресс-службе агентству городских новостей "Москва". Новая сцена Большого театра: Мастер и Маргарита в Большом. Большой театр второй раз убрал из репертуара балет «Герой нашего времени» по либретто Кирилла Серебренникова.