Причем тайваньский кризис, помимо политических и военных последствий, обусловлен возможной потерей США технологического первенства в случае взятия Китаем под контроль производства полупроводников на Тайване. Выдержав паузу после прилета на Тайвань Пелоси, США снова направили в Тайваньский пролив два ракетных крейсера.
"Войны не избежать": в России оценили возможность "битвы авианосцев" США и КНР
Лидер Тайваня Цай Инвэнь провела совещание Совета нац безопасности по украинскому кризису и призвала вооружённые силы острова усилить наблюдение за ситуацией в Тайваньском проливе. Соединенные Штаты могут попытаться усугубить кризис в Тайваньском проливе и привлечь к этому как можно больше других стран. На переднем плане фото — 155-миллиметровая полевая пушка М1 («Долговязый Том»), использовавшаяся в ходе Второго кризиса в Тайваньском проливе (военного конфликта между КНР и Тайванем) в 1958 году. Второй кризис в проливе случился через несколько лет после первого, причём в этом случае советско-китайские отношения уже были испорчены после ХХ съезда КПСС. В Второй кризис Тайваньского пролива, также называемый 1958 Кризис Тайваньского пролива, был конфликт между Китайская Народная Республика (КНР) и республика Китай (ОКР).
Правила комментирования
- СМИ: в Тайваньском проливе замечены крейсеры ВМС США // Новости НТВ
- Китаевед объяснил, чем опасны маневры ВМС США вблизи Тайваня
- Тайвань: история конфликта | Пикабу
- Игра на нервах. Начнется ли конфликт на Тайване в 2023 году?
«Есть серьёзные вызовы»: Глава МИД Китая Ван И оценил ситуацию в Тайваньском проливе
Китайский флот, скорее всего, запустит залпами десятки ракет, предназначенных для одновременного достижения цели, полагает Сэмюэл Крэнни-Эванс. В общем, военно-морская блокада позволит Китаю лишить Тайвань жизненно важных продуктов питания и полезных ископаемых, от которых зависит остров, и в то же время станет оборонительным кошмаром для США, Тайваня и любых партнеров, пытающихся прорвать блокаду. Цель состояла бы в том, чтобы заставить Тайвань принять волю Китая. Второй сценарий, согласно Сэмюэлу Крэнни-Эвансу, предполагает десантное вторжение огромной армии Китая на Тайвань, аналогичное высадке союзников в Нормандии во время Второй Мировой войны. Этот сценарий, который может произойти как продолжение морской блокады, будет включать длительный подготовительный период, который Пекин не сможет скрыть. Для вторжения потребуется — по самым скромным подсчетам — от полумиллиона до миллиона человек, а также транспортные корабли, чтобы доставить их на Тайвань. Этот флот будет включать в себя сочетание военно-морских и гражданских судов, которые по закону должны предоставлять свои услуги Китаю. В какой-то момент воздушное пространство над Тайваньским проливом будет закрыто, и армия, военно-воздушные силы и флот Китая начнут массированный воздушный и ракетный удар, расписывает этот сценарий Сэмюэл Крэнни-Эванс.
Крылатые и баллистические ракеты будут направлены на ПВО, логистические центры, аэродромы и правительственные здания Тайваня в надежде лишить возможности поддерживать и координировать сопротивление. В то же время беспилотники будут поддерживать постоянное присутствие, заменяя самолеты ВВС, когда они дозаправляются топливом или сосредоточены в другом месте. И, наряду со всем этим, в Интернете будут вестись тихие сражения с массированными кибератаками с обеих сторон, которые нанесут вред правительственным веб-сайтам, банкам и даже системам военного управления. У обеих сторон были десятилетия, чтобы подготовиться к этому варианту, поэтому Китай, вероятно, знает, где находится критически важная инфраструктура Тайваня, и Тайвань укрепил то, что невозможно скрыть. В то же время военно-воздушные силы Китая и Тайваня — те тайваньские самолеты, которые переживут первоначальную бомбардировку — поднимутся в небо, пытаясь победить друг друга. Батареи ПВО с обеих сторон будут задействованы для поражения ракет и самолетов. Вероятным может быть «дружественный огонь», когда пилоты могут случайно убить своих товарищей в пылу боя.
Как только руководство НОАК убедится, что оборона Тайваня достаточно ослаблена, оно начнет серьезное вторжение.
Как отмечает британский эксперт, ракетный катер Тип 022, например, представляет собой небольшой и высокомобильный катамаран, который несет до восьми противокорабельных ракет YJ-83 с дальностью чуть более 170 км. Тем временем эсминец Type 052D может нести десятки противокорабельных ракет YJ-18 с радиусом действия до 500 км.
Китай также может оснастить свои истребители различным оружием, предназначенным для уничтожения военно-морских кораблей, в то время как ракетные войска наземного базирования страны вооружены мощными ракетами DF-26B, дальность полета которых достигает 2500 миль 4000 км , утверждает Сэмюэл Крэнни-Эванс. Однако сосредоточение внимания только на оружии часто вводит в заблуждение. Ключевым моментом является то, как оружие наводится и используется для поражения противника.
Несмотря на впечатляющее вооружение, немногие из надводных кораблей Китая имеют сенсорные комплексы, позволяющие вести боевые действия за горизонтом — говоря прямо, они не могут стрелять в то, чего не видят, рассказывает британский военный эксперт. Чтобы обойти этот недостаток, Пекин разработал эсминец Тип 055, который предназначен для использования в качестве «командно-диспетчерского центра» для близлежащих кораблей. Проще говоря, он получает данные о целях от самолетов-шпионов и дронов и передает эту информацию другим кораблям.
Затем суда, находящиеся рядом с эсминцем Type 055, используют эти данные для программирования целей, по которым их ракеты должны поразить перед запуском. Затем оружие летит к своим целям, пролетая прямо над океаном, что затрудняет его обнаружение американскими или тайваньскими радарами. На последних этапах радар, установленный в носовой части ракеты, активируется для обнаружения цели и корректировки траектории ее полета.
Китайский флот, скорее всего, запустит залпами десятки ракет, предназначенных для одновременного достижения цели, полагает Сэмюэл Крэнни-Эванс. В общем, военно-морская блокада позволит Китаю лишить Тайвань жизненно важных продуктов питания и полезных ископаемых, от которых зависит остров, и в то же время станет оборонительным кошмаром для США, Тайваня и любых партнеров, пытающихся прорвать блокаду. Цель состояла бы в том, чтобы заставить Тайвань принять волю Китая.
Второй сценарий, согласно Сэмюэлу Крэнни-Эвансу, предполагает десантное вторжение огромной армии Китая на Тайвань, аналогичное высадке союзников в Нормандии во время Второй Мировой войны. Этот сценарий, который может произойти как продолжение морской блокады, будет включать длительный подготовительный период, который Пекин не сможет скрыть.
Трения из-за этих островов продолжались до нормализации отношений между Китаем и США в 1979 году. Американское командование доставило на остров Цзиньмэнь буксируемую 280-мм ядерную пушку М65, а также четыре атомных боеголовки W19 мощностью 20 килотонн. Говорят, что госсекретарь США Кристиан Гертер 1959—1961 позже назвал конфликт «первым серьезным ядерным кризисом». Советским дипломатам удалось убедить американцев не стрелять из ядерного исполина. Американцы усмирили свой пыл и орудие М65 так и не использовали. По сути, конфликт закончился тем, что ни одна сторона не приобрела, ни потеряла новых территорий. Но Китай открыто показал, что не позволит безнаказанно угрожать своей безопасности ни тайваньским сепаратистам, ни их американским собственникам.
Также много ракетных оснований были установлены, и военные базы, построенные в серии стран окружающий материковый Китай. Этот конфликт был продолжением Первого Кризиса Тайваньского пролива , который немедленно начался после того, как Корейская война была закончена. Националистические китайцы начали основываться на острове Цзиньмэня и соседнем архипелаге Мэтсу. Американская администрация Эйзенхауэра ответила на запрос о помощи от ПТИЦЫ РУХ согласно ее обязательствам во взаимном соглашении о защите, которое было ратифицировано в 1954. Президент Эйзенхауэр заказал укрепление американского морского Седьмого Флота в области, и он приказал, чтобы американские военный корабли помогли националистическому китайскому правительству защитить линии поставки к островам.
«Четвертый кризис» закончился? О военной активности Китая в Тайваньском проливе
В марте 1996 президент США Билл Клинтон принял решение о направлении в зону Тайваньского пролива двух авианосных групп, с целью продемонстрировать поддержку Тайваня. «Тайвань и Китай могут сосуществовать как братья и процветать вместе через Тайваньский пролив», — заявил 23 апреля вице-президент Тайваня Лай Цинде, который будет представлять ДПП на президентских выборах 2024 года. «Тайвань и Китай могут сосуществовать как братья и процветать вместе через Тайваньский пролив», — заявил 23 апреля вице-президент Тайваня Лай Цинде, который будет представлять ДПП на президентских выборах 2024 года. Глава МИД Китая Ван И заявил, что США усиливают военное присутствие в регионе для создания «масштабного кризиса в Тайваньском проливе». Цю добавил, что за ситуацию в Тайваньском проливе несёт ответственность не только правительство, но и промышленные и коммерческие группы.
Как Тайвань отделился от Китая? История конфликта кратко и понятно
Это увеличивает риск конфликта, а также создаёт серьёзную угрозу миру и стабильности. Дипломат призвал Вашингтон отказаться от поставок вооружений Тайбэю.
В то же время, предпочитая действовать «добрым словом», Китай не забывал и о «револьвере». В 1995—1996 гг. В последующем КНР прибегла к проведению видимых «красных линий» в тайваньском вопросе, приняв в 2005 г. Закон формализует китайские подходы к решению тайваньского вопроса и одновременно демонстрирует решимость Пекина добиваться воссоединения и ограничивает свободу маневра в случае кризиса. Закон фиксирует, что воссоединение Родины — священный долг всех китайцев.
Мирный способ воссоединения является предпочтительным и предполагает предоставление Тайваню широкой автономии. Но в случае, если произойдет объявление Тайванем отделения от Китая, либо произойдет крупный инцидент, влекущий за собой отделение, либо если возможности для «мирного воссоединения» будут исчерпаны, власти КНР должны будут принять меры для обеспечения территориальной целостности «немирными средствами» [7]. Иными словами, для сохранения статус-кво в Тайваньском проливе необходимо не только отсутствие реальных действий Тайбэя по объявлению независимой «Республики Тайвань». Столь же необходимым является наличие хотя бы гипотетических перспектив для мирного воссоединения в обозримой перспективе. Отсутствие сколь-либо заметного прогресса в деле воссоединения и отсутствие в политической жизни острова серьезных сил, выступающих хотя бы за ограниченное сближение с материком, поставит перед китайским руководством вопрос о необходимости перехода к военным действиям. При этом сам китайский лидер Си Цзиньпин в прошлом неоднократно подчеркивал, что дело воссоединения «не может ждать вечно» [8].
Между тем, именно в сфере реализации стратегии мирного воссоединения у китайцев наметились наибольшие трудности. Начиная с всеобщих выборов 2016 г. Важным фактором их ослабления стали и затяжные беспорядки в Гонконге 2019 г. Смена поколений приводит к увеличению доли людей, не ощущающих связи с Китаем и выступающих за оформление Тайваня в независимое государство. Военные приготовления Уже с 2018 г. Выросла интенсивность двустороннего военно-технического сотрудничества — в 2020 г.
В период президентства Дональда Трампа США начали, а при Джозефе Байдене продолжили курс на «нормализацию» военно-технического сотрудничества с Тайванем [10]. Если раньше сделки с Тайванем рассматривались американским государственным департаментом специальным образом с учетом возможной реакции Китая, а решения по ним могли приниматься с учетом динамики американо-китайских отношений, то теперь они стали одобряться в рутинном порядке наравне с поставками оружия союзникам США из числа международно признанных государств. Таким образом, США окончательно перестали создавать даже слабую видимость исполнения обязательств в рамках американо-китайского коммюнике 1982 г. К тревожным для Пекина изменениям в американском поведении можно также отнести ставшие регулярными с начала президентства Трампа и продолжившиеся при Байдене проходы американских боевых кораблей через Тайваньский пролив, а также принявшую совершенно открытый характер работу американских военных советников и инструкторов на острове [11]. Сценарий возможного военного конфликта вокруг Тайваня доминировал в китайском военном планировании на протяжении последних трех десятилетий, с тех пор как в политике острова ясно обозначился курс на построение новой тайваньской идентичности, важной составляющей которой выступал «демократический выбор». Китайское военное планирование в отношении острова, по-видимому, первоначально решало задачи удержания Тайваня от шагов в направлении отделения путем демонстрации возможности нанесения неприемлемого ущерба.
Но уже с 2000-х гг. Китайское планирование предполагает, по всей видимости, стремительную операцию по захвату острова, которая должна быть проведена до того, как США успеют отреагировать на атаку и стянуть в западную часть Тихого океана достаточные силы. Для этого у КНР есть значительные возможности. Остров невелик, отделен от материка проливом шириной 130—380 км, насквозь простреливается не только многочисленными по максимальным оценкам, около 2000 единиц китайскими ракетами средней и меньшей дальности, но и некоторыми типами реактивных систем залпового огня, например, PC191 с максимальной дальностью стрельбы до 500 км. Нападение, вероятно, начнется под прикрытием крупномасштабных учений, которые КНР начала проводить в Тайваньском проливе регулярно в последние годы. На первом этапе Тайвань столкнется с массированными ракетными ударами, которые будут призваны вывести из строя систему ПВО, нарушить работу авиабаз и военно-морских баз, уничтожить центры управления и другие объекты военной инфраструктуры.
Это нападение будет сопровождаться мощными кибератаками, операциями сил специального назначения и информационными операциями с целью посеять панику. В дальнейшем можно ожидать воздушного сражения, в ходе которого ВВС и морская авиация НОАК попытаются захватить господство в воздухе над островом, уничтожить систему береговой обороны и ограничить возможности сухопутных войск маневрировать.
Внутриполитические факторы Внутренние факторы в Китае, Тайване и Соединённых Штатах также сыграли ключевую роль в создании этого кризиса, и будут продолжать его стимулировать. Опора Коммунистической партии Китая на национализм в целом, и особенно в том, что касается Тайваня, создаст давление на режим для того, чтобы он соответствовал своему самопровозглашённому статусу защитника единства Китая. Это будет особенно важно с сегодняшнего дня и до осени, когда Си Цзиньпин, совершив беспрецедентный с 1980-х годов шаг, планирует вновь возглавить партию. В социальных сетях внутри Китая уже есть недовольство реакцией Пекина. Хотя цензура и репрессии могут способствовать управлению общественным мнением, тем не менее, китайские лидеры, остаются чувствительными к этому. В Соединённых Штатах сохранение конфронтационного подхода к Китаю теперь пользуется поддержкой обеих партий.
Как продемонстрировало недавнее принятие законопроекта о CHIPS, отношение к Китаю как к угрозе, с которой нужно бороться, является одной из немногих вещей, которые получают поддержку с обеих сторон прохода. Это делает отступление для Соединённых Штатов трудным, точно так же, как это усложняло внутренние дискуссии, чтобы в первую очередь отговорить Пелоси от поездки. Наконец, усиливающаяся идентификация жителей Тайваня как тайванцы, а не как китайцы ещё больше усложнит контроль отношений между двумя сторонами пролива. Это повлияет на местные избирательные кампании Тайваня осенью и на более отдалённые президентские выборы 2024 года. Это уже приводит Демократическую прогрессивную партию, которая стремится создать больше «международного пространства» отдельно от Пекина, к полному контролю над большинством звеньев правительства Тайваня. Риски эскалации Хотя как стратегические, так и политические элементы будут обострять этот кризис, он не является прелюдией перед китайским вторжением. Время неподходящее, учитывая политический календарь Китая, китайские вооружённые силы находятся на слишком ранней стадии своей модернизации для какой-то рискованной десантной атаки, а также нет признаков массовой военной мобилизации. В результате так же нет и перспективы неминуемого упреждающего удара США.
Но, несмотря на это, в ближайшие недели и месяцы будет много силового позёрства и воинственных сигналов. Непреднамеренная эскалация вызывает озабоченность, причём обострение существующей дилеммы в области безопасности гарантировано. Непреднамеренная эскалация может проявляться во многих формах. На самом простом уровне могут возникать человеческие ошибки. Это более вероятно в периоды сильного стресса и многочасовой работы. В вооружённых силах США огромную ответственность несёт относительно младший командный состав, а китайская система опирается на жёсткое нисходящее командование и управление. В этом отношении и то, и другое сопряжено с рисками. Неправильное восприятие военных сигналов, посылаемых противоборствующими силами, также вызывает серьёзные опасения.
Можно представить себе множество сценариев: тщательный мониторинг, будь то слежка за военно-морскими судами или наблюдение за полётами ракет, потребует проведения операций в высоком темпе. Ранее, в этом году, Китай предпринял серию «рискованных» перехватов самолётов США и союзников. Эта практика будет, по-видимому, одобрена на высоком уровне в вооружённых силах, причём во время кризиса сдерживать её будет непросто. Опять же, хотя это вряд ли приведёт непосредственно к войне, любая не преднамеренная эскалация напряжённости, не служит ничьим интересам. В долгосрочной перспективе мы должны ожидать от этого кризиса эффекта «храпового колеса». Пекин, безусловно, столкнётся с будущими провокациями, на которые он захочет ответить. В этих случаях Китай будет рассматривать свой ответ как базовую линию и на этот раз попытается «сделать больше». Этот кризис также неизбежно обострит взаимные подозрения в Вашингтоне и Пекине.
Ухудшение отношений между обеими сторонами уже произошло, возможно, начиная с 2008 года и, безусловно, ускоряясь с 2018 года. Этот кризис усугубит напряжённость и укрепит убеждения обеих сторон в том, что отношения являются отношениями военного соперничества. Заглядывая вперёд, можно сказать, что все стороны должны предпринять шаги, чтобы свести к минимуму ущерб и избежать конфликта. Основополагающий военный баланс по ту сторону пролива изменился, китайский национализм приобрёл уродливый милитаристский оттенок, причём Си намекнул о необходимости некоторого «прогресса» по тайваньскому вопросу. Очевидно, Соединённые Штаты не могут в одностороннем порядке «разрешить» кризис, не отказавшись от важного регионального партнёра. Впрочем, провокации должны служить стратегическим целям.
На военных кораблях Пекина имеется большое количество противокорабельных крылатых ракет, которые представляют угрозу для военно-морских сил Америки и Тайваня. Как отмечает британский эксперт, ракетный катер Тип 022, например, представляет собой небольшой и высокомобильный катамаран, который несет до восьми противокорабельных ракет YJ-83 с дальностью чуть более 170 км. Тем временем эсминец Type 052D может нести десятки противокорабельных ракет YJ-18 с радиусом действия до 500 км. Китай также может оснастить свои истребители различным оружием, предназначенным для уничтожения военно-морских кораблей, в то время как ракетные войска наземного базирования страны вооружены мощными ракетами DF-26B, дальность полета которых достигает 2500 миль 4000 км , утверждает Сэмюэл Крэнни-Эванс. Однако сосредоточение внимания только на оружии часто вводит в заблуждение. Ключевым моментом является то, как оружие наводится и используется для поражения противника. Несмотря на впечатляющее вооружение, немногие из надводных кораблей Китая имеют сенсорные комплексы, позволяющие вести боевые действия за горизонтом — говоря прямо, они не могут стрелять в то, чего не видят, рассказывает британский военный эксперт. Чтобы обойти этот недостаток, Пекин разработал эсминец Тип 055, который предназначен для использования в качестве «командно-диспетчерского центра» для близлежащих кораблей. Проще говоря, он получает данные о целях от самолетов-шпионов и дронов и передает эту информацию другим кораблям. Затем суда, находящиеся рядом с эсминцем Type 055, используют эти данные для программирования целей, по которым их ракеты должны поразить перед запуском. Затем оружие летит к своим целям, пролетая прямо над океаном, что затрудняет его обнаружение американскими или тайваньскими радарами. На последних этапах радар, установленный в носовой части ракеты, активируется для обнаружения цели и корректировки траектории ее полета. Китайский флот, скорее всего, запустит залпами десятки ракет, предназначенных для одновременного достижения цели, полагает Сэмюэл Крэнни-Эванс. В общем, военно-морская блокада позволит Китаю лишить Тайвань жизненно важных продуктов питания и полезных ископаемых, от которых зависит остров, и в то же время станет оборонительным кошмаром для США, Тайваня и любых партнеров, пытающихся прорвать блокаду. Цель состояла бы в том, чтобы заставить Тайвань принять волю Китая. Второй сценарий, согласно Сэмюэлу Крэнни-Эвансу, предполагает десантное вторжение огромной армии Китая на Тайвань, аналогичное высадке союзников в Нормандии во время Второй Мировой войны.
Как вы считаете, военный конфликт в Тайваньском проливе неизбежен?
- В Китае обвинили США в кризисе в Тайваньском проливе: Политика: Мир:
- Добро пожаловать!
- 2. Третий тайваньский кризис
- В Китае обвинили США в кризисе в Тайваньском проливе
Global Times: Китаю нужно готовиться к новому кризису в Тайваньском проливе
Но это будет уже после того, как Пелоси покинет Тайбэй". Эскалация в регионе будет серьезной. Конфликт, по мнению эксперта, разрешится лишь через 3-4 года. В то же время собственные авианосцы Китай не рассматривает как противовес противнику. Во-вторых, у них нет катапульт, они несут меньше самолетов, а самолеты дальнего радиолокационного обнаружения у них и вовсе отсутствуют.
В-третьих, у китайцев значительно меньше опыта в вопросе эксплуатации таких кораблей", - объяснил Кашин.
Два китайских авианосца также удерживают позиции поблизости. Как отмечает Daily Mail, 23 миллиона жителей Тайваня живут под постоянной угрозой вторжения со стороны Китая, который считает остров своей территорией и поклялся когда-нибудь вернуть его под свой контроль, при необходимости силой. Пекин пытается изолировать Тайвань на мировой арене и выступает против официальных контактов с ним со стороны других стран. На фоне обострения напряженности аналитик-исследователь лондонского Королевского института объединенных служб RUSI Сэмюэл Крэнни-Эванс в комментарии для MailOnline подробно описывает, как Китай может заставить Тайвань подчиниться его воле. Есть два сценария, на которых аналитики в области обороны склонны останавливаться, когда думают о военных возможностях Китая против Тайваня, отмечает эксперт. Во-первых, это военно-морская блокада, огромная проблема для острова, выживание которого зависит от его портов, поскольку только 35 процентов его продуктов питания производится на Тайване согласно данным за 2018 год , а остальная часть импортируется. Считается, что военно-морская блокада, проводимая военно-морскими силами Народно-освободительной армии и морской милицией Народных вооруженных сил, станет серьезной проблемой для ВМС США. Единственным способом для большинства американских самолетов добраться до острова было бы полагаться на громоздкие самолеты-заправщики для дозаправки их в воздухе или на приближение к острову ударных групп авианосцев.
Китайский военно-морской флот сможет окружить Тайвань, что он в настоящее время и демонстрирует в ходе военных учений, проводимых после визита Пелоси. На военных кораблях Пекина имеется большое количество противокорабельных крылатых ракет, которые представляют угрозу для военно-морских сил Америки и Тайваня. Как отмечает британский эксперт, ракетный катер Тип 022, например, представляет собой небольшой и высокомобильный катамаран, который несет до восьми противокорабельных ракет YJ-83 с дальностью чуть более 170 км. Тем временем эсминец Type 052D может нести десятки противокорабельных ракет YJ-18 с радиусом действия до 500 км. Китай также может оснастить свои истребители различным оружием, предназначенным для уничтожения военно-морских кораблей, в то время как ракетные войска наземного базирования страны вооружены мощными ракетами DF-26B, дальность полета которых достигает 2500 миль 4000 км , утверждает Сэмюэл Крэнни-Эванс. Однако сосредоточение внимания только на оружии часто вводит в заблуждение. Ключевым моментом является то, как оружие наводится и используется для поражения противника. Несмотря на впечатляющее вооружение, немногие из надводных кораблей Китая имеют сенсорные комплексы, позволяющие вести боевые действия за горизонтом — говоря прямо, они не могут стрелять в то, чего не видят, рассказывает британский военный эксперт.
В отличие от эпохи 1980—2000-х гг. Значительный прогресс в развитии китайского флота, в том числе наличие в его составе двух авианосцев, первого универсального десантного корабля, серии из шести десантно-вертолетных кораблей-доков и мобильной десантной платформы позволяют атаковать тайваньское побережье не только с обращенной к материку западной стороны, но и со стороны, слабее защищенной, восточной.
Успехи в военной модернизации КНР приводили к постоянному изменению в балансе сил и растущим сомнениям в способности острова удерживать оборону продолжительное время. Ситуация для Тайваня ухудшалась тем, что демократизация 1990-х гг. К таковым можно отнести постепенное сокращение сроков службы по призыву, задержки в одобрении парламентом расходов на перевооружение, падение престижа военной службы, сокращение стратегических резервов. При этом попытки перейти полностью на комплектование вооруженных сил по контракту также оказались неудачными. Несмотря на демонстрируемое социологическими опросами быстрое укрепление тайваньской идентичности и нарастание сепаратистских настроений, тайваньское общество не демонстрирует готовности идти на серьезные жертвы и лишения для того, чтобы обеспечить оборону острова. Израиль, имеющий примерно в два с половиной раза меньшее население, чем Тайвань, тратит на оборону 22 млрд долл. В результате у некоторых экспертов возникают вопросы о готовности Тайваня к сопротивлению КНР в принципе [12]. Вместе с тем, несмотря на проблемы тайваньских вооруженных сил, нет никаких оснований ожидать реализации на острове «крымского сценария». Тайвань по-прежнему обладает мощными и дееспособными специальными службами, ориентированными на борьбу с китайской агентурой. При общем падении качества тайваньской армии в последние десятилетия, тайваньские силы специальных операций сохранили относительно высокий потенциал и заметную численность.
И, что особенно важно, на острове, в отличие от Крыма, отсутствуют сколько-нибудь массовые настроения в пользу «воссоединения родины». Насколько можно понять, именно на раннем этапе конфликта должны вступить в бой и отвлечь на себя значительные силы противника крупные надводные корабли тайваньского флота и истребительная авиация ВВС, что ослабит удар по остальным компонентам тайваньских сил и даст время на рассредоточение. На последующих этапах операции важной роли для них, насколько можно понять, не предусматривается. Очевидно, что в более отдаленной перспективе важную роль в прибрежном сражении будут играть перспективные тайваньские дизель-электрические подводные лодки, строительство которых ведется сейчас при технической помощи США, — всего планируется построить восемь кораблей [13]. При этом ставится задача осуществить разгром противника в зоне в пределах 40 км от точки высадки [14]. Одновременно Тайвань стремится наращивать собственный потенциал неядерного стратегического сдерживания КНР. В настоящее время он представлен некоторым количеством крылатых ракет «Сюн Фэн-2E» HS-2E нескольких модификаций дальностью до 1200 км [15] , при этом постоянно ведутся работы над увеличением дальности крылатых ракет. Тайвань имел собственную программу создания баллистических ракет малой дальности в 1970—1980 гг. Имеются лишь фрагментарные данные о возобновлении работ по данной тематике, их статус неясен. Попытки создания на острове ядерного оружия были прекращены под давлением США еще в 1970-е гг.
Таким образом, в военно-технической политике Тайваня акцент сейчас делается на современных системах разведки, связи и управления, наземных системах ПВО, береговых противокорабельных ракетных комплексах и легких силах флота, дизель-электрических подводных лодках, минном оружии флота и сухопутных войск, современной ствольной и реактивной артиллерии включая высокоточные боеприпасы, средства разведки и управления , армейской авиации, противотанковых средствах. Наряду с активизацией собственных военно-технических программ и закупками вооружений в США, Тайвань пытается преодолеть накопившиеся за период с начала демократических реформ организационные проблемы в вооруженных силах, повысить уровень боевой подготовки, усовершенствовать систему комплектования и реорганизовать резервные компоненты вооруженных сил, создав силы территориальной обороны. С учетом географии Тайваня и специфики задач тайваньских вооруженных сил, при наличии политической воли Тайвань способен развернуть нежелательные для себя тенденции в военной сфере и поставить под вопрос возможность проведения китайской десантной операции. Несмотря на декларируемую готовность обороняться самостоятельно, тайваньским вооруженным силам требуется лишь продержаться считанные недели а возможно — даже дни , за которые США могут стянуть в регион необходимые силы и нанести по китайцам эффективный контрудар. Перспективы конфликта отличаются значительной неопределенностью, особенно если учесть, что НОАК не участвовала в сколько-либо масштабных боевых действиях с конца 1980-х гг. Возможные даты принятия китайцами решения об атаке на Тайвань, вероятнее всего, будут связаны с выборами в муниципальные органы власти острова в конце 2022 г. По итогам этих событий китайцы могут прийти к выводу о полной утрате возможностей для «мирного воссоединения», что приведет к давлению на руководство КПК со стороны военных и политических кругов, заинтересованных в военном решении проблемы. Конфликт будет представлять собой, вероятно, самый опасный военно-политический кризис со времен Карибского 1962 г. Последствия для российско-китайского военно-технического сотрудничества Поскольку вероятность конфликта будет оставаться крайне высокой, а ставки в нем велики, Китай будет склонен к активному расходованию средств на ускоренное перевооружение по направлениям, важным для тайваньской операции.
Храня верность союзническому долгу, Никита Хрущёв письменно предупредил Эйзенхауэра о том, что военные действия против КНР будут рассматриваться как нападение на Советский Союз. Можно предположить, что руководство КНР не планировало вторжения на острова, поскольку не было уверено в успехе и опасалось ядерного удара. Китайский лидер Мао Цзэдун проявлял повышенный интерес к советским ядерным разработкам. Он неоднократно заявлял Хрущёву о готовности страны к созданию атомной бомбы. Историки утверждают, что во время одной из бесед с генсеком СССР Великий Мао предложил начать ядерную войну против капиталистического блока. Суммарное число жителей коммунистических государств превышало население капиталистических стран. В случае обмена ядерными ударами коммунистов осталось бы больше. Они смогли бы распространить коммунистические идеи по всему миру. Китай же, по его мнению, мог не бояться ядерной войны, так как был преимущественно аграрной страной и не имел индустриальных урбанизированных центров, как страны Запада. В воздушных схватках между МиГ-17 и F-86 Sabre выявить превосходство какой-то одной стороны не представлялось возможным. Тайваньские лётчики впервые применили в боях самонаводящиеся ракеты класса «воздух — воздух» AIM-9 «Сайдуиндер». Китайские и советские специалисты смогли извлечь пользу даже из такого досадного факта. Они скрупулёзно изучили неисправные ракеты, упавшие на подконтрольной территории. Вскоре военные технологии производства тайваньских ракет стали известны всем. Артиллеристские обстрелы КНР изрешетили Цзиньмэнь и прилегающие к нему острова. Наиболее удалённый кусочек суши под названием Мацзу практически не пострадал. Затянувшийся военный конфликт и втягивание в него США грозили обернуться большей проблемой, чем рассчитывало руководство КНР. Потому к началу декабря обстрелы прекратились, а Чжоу Эньлай опять призвал сесть за стол переговоров, чтобы в очередной раз подтвердить статус-кво. Отобрать острова Цзиньмэнь и Мацзу официальный Пекин не сумел. Споры за эти территории продолжались до 1979 года, когда власти Китая и США нашли общий язык. Можно сказать, что во время второго кризиса 1958 года было проведено зондирование почвы, Пекин стремился надавить на Москву и вместе с тем показать Вашингтону бесперспективность атак Тайваня.
США, Япония и Тайвань в июле проведут учения "Кризис в Тайваньском проливе"
После этого в шести зонах вокруг Тайваня Пекин устроил масштабные военные учения с боевыми стрельбами и ракетными пусками. Китайский министр иностранных дел Ван И предупреждал, что Вашингтон может использовать усиление напряженности в Тайваньском проливе для наращивания военного присутствия в регионе. Ван И, министр иностранных дел НКР: «Это не только вопиющая и необоснованная провокация, но и политический фарс, обреченный на провал. Текущая ситуация в Тайванском проливе по-прежнему неспокойна.
Как «политическую провокацию и фарс» Ван И охарактеризовал и визит на Тайвань спикера палаты представителей американского конгресса Нэнси Пелоси. Китай нашел способ переиграть США на Тайване. После визита на Тайвань Нэнси Пелоси китайские власти сообщили, что теперь намерены регулярно проводить учения в Тайваньском проливе.
По мнению авторитетного американского журналиста Томаса Фридмана , прибытие Пелоси в Тайбэй как будто вопреки желанию президента Байдена, предостережениям военных и спецслужб представляет собой безрассудный, опасный и безответственный шаг. Как полагает автор, один визит не сделает Тайвань безопаснее и богаче, но в условиях текущего конфликта с Россией приведёт к столкновению США ещё и с Китаем, что чревато «обширными и непредсказуемыми последствиями». Но она действенна в отношении натовских союзников и плохо применима в случае с азиатскими партнёрами, пишет Яна Лексютина, доктор политических наук, профессор Российской академии наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета. В переводе с дипломатического китайского — Вашингтону было сделано прямое предупреждение не вмешиваться в относящийся к исключительно внутренней компетенции КНР «тайваньский вопрос», в особенности не потакать устремлениям местных властей к так называемой независимости, что есть не что иное, как сепаратизм. Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь несколько раз заявлял , что «Китай предпримет решительные и твёрдые меры по защите государственного суверенитета и территориальной целостности».
Ранее на июньском Диалоге Шангри-ла в Сингапуре министр обороны Вэй Фэнхэ отметил , что Пекин непременно использует силу в случае, если кто-то попробует оторвать Тайвань от Китая, и будет сражаться до победного конца. Стоит упомянуть, что никто из китайских официальных лиц не угрожал прямым использованием военной силы против острова Тайвань и США в случае визита спикера Палаты представителей или любого другого официального лица. Однако более чем 300 тысяч наблюдателей сайтов, отслеживающих онлайн воздушное движение, не получили желаемых живописных кадров, так как ставки в отношениях двух ядерных держав и одного маленького острова всё же слишком высоки. Член Китайской академии общественных наук Люй Сян заметил , что американцы явно пробуют на прочность терпение Пекина и пытаются отодвинуть конфликтный порог, позволяя себе смелые и демонстративные акции. Министр иностранных дел России Сергей Лавров весьма точно объяснил поведение Вашингтона стремлением в очередной раз доказать всему миру собственную вседозволенность и безнаказанность.
Интересно, что на полях встречи глав внешнеполитических ведомств стран АСЕАН и партнёров по диалогу в Пномпене 5 августа 2022 года Ван И предложил российской стороне усилить стратегическое взаимодействие для эффективного отстаивания международной системы на основе ООН и международного права.
Попытки запугивания КНР были контрпродуктивными. Во время мартовских военных учений на Тайване были опасения, что КНР может оккупировать некоторые небольшие острова, контролируемые Тайванем, что вызвало панику среди многих граждан. Отдаленные острова были приведены в состояние повышенной готовности. Видеть шаблоны для обсуждения чтобы помочь достичь консенсуса. Вскоре об этом сообщили Ли.
Цзэн, как посланник Ли, встретился с президентом Ян Шанкунь в 1992 г.
Кризис в Тайваньском проливе, 1958 год
Второй кризис в проливе случился через несколько лет после первого, причём в этом случае советско-китайские отношения уже были испорчены после ХХ съезда КПСС. Второй кризис тайваньского пролива — конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за двух спорных островных групп: Цзиньмэнь и Мацзу в Тайваньском проливе. Второй кризис тайваньского пролива (Война пушек) — военный конфликт, произошедший между Китайской Народной Республикой и Тайванем из-за д.
Второй кризис Тайваньского пролива - Second Taiwan Strait Crisis
Китай всегда действует по собственному плану, в собственном ритме и исключительно в собственных интересах. Возможно, Вашингтон бы устроил вариант с военными действиями в Тайваньском проливе и на самом острове. Воздерживаясь от прямого вмешательства в конфликт и всячески призывая стороны к диалогу, американские власти продолжили бы накачивать Тайвань оружием, предоставлять разведывательную информацию, возможности собственной спутниковой группировки, систем связи и управления. Не исключено, что и втянули бы в «горячее» противостояние с Пекином своих японских и европейских союзников. Тем более что Токио ранее уже обозначил намерения защищать Тайвань, а британцы высказались в пользу постоянного развёртывания корабельного соединения с авианосцем в Индо-Тихоокеанском регионе. Но следует помнить, что в Пекине чрезвычайно встревожены прежде всего курсом на «декитаизацию» Тайваня, считая 23 миллиона жителей своими земляками и братьями, чтобы те ни думали в ответ. Потому пока над островом летят китайские ракеты, вводятся запреты на торговлю через пролив — есть ещё время подумать. Юрий Кулинцев Вряд ли следует ожидать, что Китай позволит втянуть себя в вооружённое противостояние с Тайванем. Помимо силовых возможностей отстаивания своих интересов, Пекин имеет в своём распоряжении ряд альтернативных инструментов, включая использование финансовых, логистических и торгово-экономических ограничений с целью оказания давления как на американские, так и на тайваньские компании, работающие с материковым Китаем, пишет Юрий Кулинцев, заместитель директора по молодёжной политике Института Китая и современной Азии РАН.
Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.
Но в этом как раз и заключается фирменный американский почерк по продвижению своей демократии и расколу других. Поддерживая в разное время тот или иной режим в Китае, американцы всегда преследовали одну цель — дружить с кем угодно, но против нас. В свою очередь, КНР отказывается признать тайваньское правительство и объявляет подконтрольные Чан Кайши территории составной частью единого китайского государства, подлежащей освобождению. Пожалуй, эти события и можно считать отправной точкой всех последующих кризисов. Тучи над Тайванем стали сгущаться после заявления премьер-министра КНР Чжоу Эньлая о том, что он должен быть освобождён, и осенью 1954 года начался обстрел близлежащих к материку и занятых гоминдановцами островов Цзиньмэнь и Дачэнь.
Это событие побуждает США к подписанию Договора о взаимной обороне 02. В ответ НОАК захватывает остров Изцяншань, а в феврале 1955 года следует эвакуация на Тайвань военных и населения с острова Дачэнь, оборонять который стало невозможно. Прекращению боевых действий к 1 мая способствовали угроза применения ядерного оружия со стороны США, позиция СССР относительно деэскалации конфликта и заявление Чжоу Эньлая о намерении вернуть Тайвань мирным способом. Выполняя обязательства по Договору о взаимной обороне, США ввели силы флота в Тайваньский пролив, но эскалации конфликта не произошло, хотя обстрелы островов после небольшого перемирия продолжались по нечётным дням до декабря 1979 года. Доходит до денонсации Советским Союзом Договора от 15. В конце февраля 1972 года публикуется совместное коммюнике по нормализации отношений между США и КНР, а в январе 1979-го устанавливаются дипломатические отношения. Обманув одних, американцы тут же обманывают и других, принимая в апреле закон о взаимоотношениях с Тайванем.
Де-юре разорванные отношения де-факто продолжились через специально созданную некоммерческую организацию American Institute in Taiwan.
Как и многие его коллеги, он, вероятно, не одобряет действия России, но не говорит об этом прямо, просто отмечая, что «поддержание китайско-российского сотрудничества не подразумевает поддержку всех действий и политики России». Он утверждает, что не является ни проамериканским, ни антиамериканским, ни пророссийским, ни антироссийским. Скорее, он руководствуется в первую очередь национальными интересами своей страны. Дружбы между Китаем и Россией было чрезвычайно трудно достичь. Уничтожить его было бы гораздо проще. Все, что для этого потребуется, — это осуждающее заявление Китая, и участие в санкциях против России, а также фундамент дружбы и доверия, который Китай и Россия создавали десятилетиями, рухнут».
Как и Чжао, многие, если не большинство, китайских экспертов не считают, что присоединение к Западу в осуждении России заставило бы Вашингтон смягчить свой подход к Китаю. Более тесное сближение с Западом и Украиной было бы, неправильным. Теперь, если бы кто-то смело предположил, что руководство Китая оценивает свои отношения с Кремлем через ту же призму, что и Чжао и другие китайские реалисты-единомышленники, то нейтралитет Пекина в этом конфликте будет казаться еще более трудным для поддержания. Если моральные ценности должны уступить место стратегическим интересам страны, то Китаю нужно, чтобы Россия победила или, по крайней мере, не проиграла слишком сильно в Украине. Дальнейшее втягивание в украинскую трясину — это последнее, чего хочет Китай, и сохранение и без того напряженных отношений с Западом остается одним из его главных приоритетов Вопрос о том, может ли Китай когда-либо оказать военную поддержку Москве он отрицает, что это сделает , является особенно острым и требует более тщательного рассмотрения, чем краткий анализ взглядов китайских ученых. Однако, продолжая использовать реалистическую призму Чжао, было бы логично, если бы Пекин хотел предотвратить внезапное появление неизвестного соседа на пороге своего дома и настолько ослабить Кремль, что он оставил вакуум власти в хрупком центральноазиатском соседе Китая. Излишне говорить, что Китай, открыто поставляющий военные товары непосредственно в Россию, трудно себе представить, и это не соответствовало бы его миролюбивой позиции неприсоединения и невмешательства.
Но есть, конечно, и другие способы удержать друга на плаву. Из дискуссий также совершенно ясно, что дальнейшее втягивание в эту трясину — это последнее, чего хочет Китай, и сохранение и без того напряженных отношений с Западом остается одним из его главных приоритетов. Ранее британский государственный служащий, специализирующийся на китайско-российских отношениях, написал статью под псевдонимом, в которой предупредил, что китайско-российские связи, вероятно, будут укрепляться и что они могут даже превратиться «в некоторую форму формальной структуры альянса, поскольку каждый из них ищет у другого поддержку против предполагаемого окружения Запада». СВО в Украине стала определяющим моментом в китайско-российских отношениях, и Пекин показал, что готов мириться с относительно высокими издержками, чтобы сохранить свои связи с Кремлем. Пекин говорит, что его отношения с Москвой имеют «нижнюю границу», но вопрос о том, как далеко Путин может зайти, прежде чем нарушить ее, редко рассматривается в Китае. До сих пор мало кто из китайских ученых намекнул на существенный сдвиг в нынешней политике Пекина в отношении Москвы.
Однако китайцы дали им отпор.
Кризис спровоцировал масштабные антикитайские протесты во Вьетнаме. Военные же потребовали от Ханоя отвести корабли, пообещав что Китай защитит свою территориальную целостность и не уступит «ни дюйма земли». Предупреждения КНР так и остались предупреждениями, да и сторонние наблюдатели нашли их «неубедительными». Пограничный спор с Индией В июне 2017 года кризис вспыхнул на другой части китайской границы — в Гималаях. Поводом стало решение Пекина построить дорогу на плато Доклан, принадлежность которого он оспаривает с Бутаном. Для решения конфликта Бутан обратился за помощью к союзной Индии. Та направила в Доклан войска, которые прогнали китайских рабочих.
В ответ на это НОАК нарастила собственную группировку в регионе. Военный кризис сопровождался большим накалом страстей. На протяжении двух месяцев китайские чиновники требовали от Нью-Дели отвести войска, угрожая ему войной. Но уже вскоре НОАК отступила.