Лукашенко, Александр Президент Белоруссии, председатель Высшего совета союза Белоруссии и России Президент Республики Беларусь, избирался на эту должность в 1994-м, 2001-м, 2006-м и 2010-м годах. Всего Лукашенко провел в качестве президента 26 лет и продолжает удерживать власть по сегодняшний день.
Лукашенко пообещал не умирать до конца президентского срока
В период 3-го президентского срока 2006—2010 Лукашенко смог успешно преодолеть последствия финансового кризиса 2008 и запустить совместно с Россией крупный проект по строительству первой белорусской АЭС. Всего за 3 года ВВП Белоруссии удвоился и достиг в 2008 г. В мире резко вырос спрос на товары традиционного белорусского экспорта удобрения, металлы, химия, продукция тяжёлого машиностроения, продовольствие. Дешёвые российские ресурсы и увеличение экспорта пополнили госбюджет, что дало возможность щедрых государственных преференций для обновления производственных мощностей промышленных предприятий. Накануне президентских выборов 2010 г. Было снижено давление на оппозиционные политические партии и организации. В августе 2008 г.
Власть проявила беспрецедентную лояльность при процедуре регистрации кандидатов в президенты, в результате чего в бюллетене на выборах 19 декабря 2010 г. Второе место занял кандидат от оппозиционной «Европейской коалиции», бывший заместитель министра иностранных дел А. Вечером 19 декабря оппозиция вновь собрала на центральной площади Минска многотысячный митинг против официально объявленных результатов выборов. Митинг был прекращён силами правопорядка в ту же ночь, были задержаны около 800 человек, в том числе 7 кандидатов в президенты. Более 40 человек привлечены к уголовной ответственности, включая экс-кандидатов в президенты Санникова, В. Некляева, Н.
Статкевича, В. Римашевского, Д. Однако репрессии в отношении непримиримых политических противников быстро сменились очередной «оттепелью». К осени 2011 г. В стране продолжилось экономическое развитие на прежних принципах государственного планирования. Разумно эксплуатировались дешёвые российские энергоресурсы, шла активная торговля с государствами Евросоюза, которые хотя и не признавали итоги проведённых в Белоруссии выборов и референдумов и критиковали нарушения прав человека, но ограничивались лишь введением персональных санкций против Лукашенко и других представителей белорусской власти.
Основной конкурент — Т. Основные силы оппозиции избирательную кампанию бойкотировали, не было зафиксировано серьёзных поствыборных протестов. В ходе 5-го президентского срока 2015—2020 проявились первые серьёзные экономические проблемы. Рецессия мировой экономики оказала влияние на Белоруссию. Преференции от нефтяного экспорта были направлены не на создание резервного фонда, а на поддержку традиционной структуры производства и осуществление программы государственной модернизации промышленных предприятий в расчёте на быстрый рост спроса, в первую очередь российского. Однако модернизированные предприятия так и не вышли на запланированную траекторию роста и не смогли вернуть государственные кредиты.
ВВП Белоруссии по итогам 2020 г. Политика полной занятости и контроля за рынком труда кампания по борьбе с тунеядцами не дала ожидаемых стимулов для создания высокопроизводительных рабочих мест. Однако эту задачу решал динамично развивающийся IT-сектор, пользующийся широкими налоговыми льготами и либеральным режимом ведения бизнеса. Его основная соперница, домохозяйка С. К выборам не были допущены бывший глава Белгазпромбанка В. Бабарико и экс-дипломат, основатель Парка высоких технологий В.
Летом — осенью 2020 г. Фактически именно тогда впервые власть столкнулась с серьёзным кризисом легитимности. Президент смог разрешить его путём мобилизации своих сторонников на антипротесты и жёстких мер административно-полицейского характера. Во многом он стал реакцией на протесты 2020 г. По итогам референдума были сокращены некоторые полномочия президента и возвращено ограничение на право одному и тому же лицу занимать этот пост не более двух сроков. Кроме того, ВНС получило конституционный статус как «высший представительный орган народовластия» и обширные полномочия, включая вынесение вотума недоверия президенту и определение стратегических направлений внутренней и внешней политики страны.
В качестве делегатов ВНС определены действующий и все бывшие президенты, представители всех ветвей республиканской власти, местных Советов, гражданского общества. Новацией стала частота проведения заседаний ВНС — не реже одного раза в год.
Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов. Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании. К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия. Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов.
Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г. За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента. Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло.
Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики. Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс. Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью.
Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией. Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией. Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной. В нее вошли несколько ярких политиков новой волны Булахов, Гончар, Лебедько, Федуто , прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала старая кебичевская номенклатура. Они ощущали свое интеллектуальное превосходство над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать свои честолюбивые планы. Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета Синицын, Шейман, Титенков , работниками МВД Малумов, Сазонов. Ни на какую самостоятельную роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко.
С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию. Помощь претенденту оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая, впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний кризис и раскол в самой организации. Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным фаворитом. Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал неразборчивость в средствах для достижения цели. Его кампания сопровождалась скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до драки с милицией в здании Совмина. Он довольно умело нагнетал обстановку, поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка его дискредитации совминовскими СМИ.
Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение о котором было подписано еще в сентябре 1993 г. Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию, убеждающую население в приближении экономического чуда. Рейтинг премьера начал постепенно повышаться. Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед. Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией. Радио и телевидение ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать за Кебича. Лукашенко попал в затруднительное положение. Поддержать соглашение означало подыграть премьеру, и он неожиданно выступил с критикой этих соглашений, поскольку они расходятся с сентябрьским 1993 г.
Чтобы перехватить инициативу, он в середине мая поехал в Москву и выступил в Государственной Думе с предложением о немедленном создании парламентами России, Беларуси и Украины депутатских групп «для проведения переговоров о выработке механизма объединения братских республик». Несмотря на все усилия официальной пропаганды, представить Лукашенко противником союза с Россией не удалось. Нужно отметить, что все кандидаты критиковали деятельность правительства, которое ассоциировалось с Кебичем, отнимая у последнего голоса. Но реально воспользовался этими голосами только Лукашенко. До самого последнего дня около четверти избирателей еще не определились в своем выборе. Но бездарная попытка подконтрольного правительству радио и телевидения дискредитировать Лукашенко привела к тому, что практически вся неопределившаяся масса качнулась к нему. Выборы состоялись 23 июня. Лукашенко победил в III из 118 районов.
С наибольшим энтузиазмом борца с коррупцией поддержали провинция, райцентры, сельские населенные пункты. Крупные города, областные центры отнеслись к нему более сдержанно. Причем больше всего голосов он получил в районах с высокой концентрацией промышленных предприятий, районах-новостройках со значительной долей рабочих. Результаты первого тура вызвали у правящей команды настоящий шок, от которого она так и не смогла избавиться. Ее действия не имели какой-либо осмысленной стратегии и лишь продолжались как бы по инерции. Второй тур выборов состоялся 10 июля. Практически весь электорат выбывших в первом туре кандидатов целиком перешел к Лукашенко. То есть многие даже не его сторонники голосовали против Кебича, надеясь хоть на какие-то перемены в государстве.
Интересный феномен белорусских выборов: во втором туре за Кебича проголосовало существенно меньше избирателей, чем в первом. Это объясняется, очевидно, двумя причинами. Во-первых, часть его электората, увидев сокрушительное поражение премьера в первом туре, просто не явилась на выборы. Во-вторых, местные власти во втором туре не стали применять меры давления, а может быть, и прямую фальсификацию, как это было, очевидно, в первом туре. На основе данных социологической лаборатории «Новак», полученных между двумя турами выборов, социальная характеристика электората Лукашенко выглядела следующим образом. Некоторые из членов команды Лукашенко объявили его триумфальную победу на выборах «народной революцией». В большинстве европейских стран советского блока свержение коммунистических режимов вполне можно назвать народными антибюрократическими, антитоталитарными революциями. Феномен Беларуси состоит в том, что здесь это определение имело диаметрально противоположное содержание.
Если в СССР в целом, как и во всех европейских странах советского блока, к середине 80-х гг. Здесь существовавшая система к этому времени не выработала свои ресурсы, имела еще определенный запас прочности и могла какое-то время сравнительно эффективно функционировать. Это объяснялось комплексом причин, анализировать которые здесь нет возможности. Важно то, что к началу горбачевской перестройки в Беларуси, в отличие от других коммунистических стран, общество не созрело для реформ. Поэтому демократизация и реформирование начались здесь не естественно, не органически, на собственной основе, а были привнесены извне, из Москвы. Произошел импорт реформ. Если для коммунистических стран Центральной Европы, республик Балтии достаточно было слабого сигнала из столицы СССР, чтобы прежние режимы быстро развалились, то в Беларуси, наоборот, общество всячески сопротивлялось изменениям из Центра. Большинство населения Беларуси считает, что трансформация социализма произошла не в результате внутреннего кризиса, а вследствие действий неких политических сил «демократов», Горбачева, БНФ , что рынок и демократия искусственно привнесены с Запада с помощью его агентов и здесь насильственно внедряются.
И у людей происходит психологическое отторжение новых форм общественного устройства. Поэтому с самого начала реформ Беларусь оказалась «антиперестроечной Вандеей», одним из центров оппозиции политике Горбачева. Независимость свалилась на Беларусь как снег на голову. Если другие народы становились независимыми в результате многолетних кровавых войн, принеся на алтарь свободы огромные жертвы, то для белорусского народа она явилась как подарок судьбы. На референдуме 17 марта 1991 г. В силу стечения исторических обстоятельств Беларусь оказалась вытолкнутой в независимое плавание вопреки желанию как большинства населения, так и правящей элиты. Без руководящего центра в Москве руководство республики испытывало сильный психологический дискомфорт. Независимость оказалась для него тяжелой, непосильной ношей.
Если во многих посттоталитарных странах прежняя правящая элита была сметена демократической волной, то в Беларуси власть осталась в руках старой номенклатуры, которая, отказавшись от коммунистической идеологии, подчинился себе механизмы рынка и политической демократии в качестве новых способов самосохранения и воспроизводства. В результате имитации рыночных реформ, «прихватизации» произошло обуржуазивание номенклатуры, в значительной мере слияние чиновничества с предпринимательством на фоне резкого обострения кризиса, обнищания народа. Поэтому накопленный в обществе и не нашедший до сих пор выхода антиноменклатурный потенциал оказался направленным одновременно и против нарождающегося предпринимательского слоя. В результате в Беларуси «народная революция» носила одновременно и антиноменклатурный, и антибуржуазный характер. Победил кандидат, наиболее страстно и последовательно выступавший как против номенклатуры, так и против бизнесменов. Таким образом, мы получили маленькую «социалистическую» революцию периода позднего индустриального общества, находящегося на пороге перехода к постиндустриальному. Лукашенко оказался ярким представителем этой общественной тенденции, своеобразным «зеркалом белорусской революции». И нечего удивляться, что зеркало оказалось отражением как народной мудрости, так и общественных мифов, предрассудков, того хаоса в головах людей от непонимания происходящего, который возник после краха старой системы.
Будущий президент адекватно отразил доминирующие настроения масс. Социологические опросы показывали, что значительная часть населения характеризовалась уравнительным, антирыночным, антиреформистским сознанием. Это один из самых низких результатов в посттоталитарных государствах. За бесплатные социальные услуги образование, здравоохранение и т. Обобщая эти данные, нужно отметить, что число сторонников и противников рыночной экономики в Беларуси примерно одинаково. Компания «Эридан» провела исследование об отношении населения к предпринимательским структурам. По данным лаборатории «Новак», полученным в ходе опроса между двумя турами президентских выборов, среди наиболее важных задач, стоящих перед страной, на первое место населением была поставлена борьба с коррупцией и мафией, на второе и третье - борьба с инсоляцией и повышением цен, на четвертое - наведение порядка и т. В целом первые десять задач предусматривали усиление административно-командных методов управления со стороны государства и развитие интеграции в рамках СНГ.
Задача поддержки бизнеса и предпринимательства оказалась лишь на 12-м месте, а обеспечение свободы слова и печати-лишь на 16-м 34. Поэтому в 1994 г. Лукашенко при каждом удобном случае не забывал вспомнить «преступников», разваливших «великую державу», говорил о неприемлемости для Беларуси опыта рыночных реформ других стран, осуществляемых по рецептам МВФ, которые толкают нас к «дикому рынку». Он постоянно твердил об искусственном навязывании народу белорусского языка, национальных символов. И это воспринималось людьми с большим пониманием. Оказалось, что представления как населения, так и Лукашенко об идеальном обществе не выходят за пределы собственного жизненного опыта, не идут дальше важнейших атрибутов «развитого социализма». И результаты обоих референдумов, и социологические опросы свидетельствуют не столько о стремлении людей объединиться с Россией как это трактуют власти , сколько о желании вернуться в Советский Союз, в прежний советский социализм. В этой связи более понятной становится историческая миссия нашего президента.
Как заметил известный польский политолог Адам Михник, «Лукашенко - это вовсе не московская марионетка; он - советская кукла» 35. Мы получили не просто консервативные настроения, то есть стремление сохранить статус-кво, а ностальгический консерватизм, то есть желание вернуться назад, в прошлое. Это уже консервативный радикализм, экстремизм и фундаментализм. По-другому это можно назвать консервативной революцией или консервативной реакцией, как кому больше нравится. Но Лукашенко оказался не просто зеркалом, пассивно отражающим настроения общества. Он их фокусировал, преобразовывал в образные формы, то есть придавал товарный вид, и ретранслировал обратно в массы. То есть создал замкнутую систему производства и потребления идеологической энергии. Феномен Беларуси состоит в том, что различные слои населения живут как бы в разных исторических эпохах.
Усиливается разрыв между социально-культурными элементами постиндустриального типа части городского населения и патриархально-доиндустриальным типом сельских жителей в основном пенсионеров. По уровню научно-производственного потенциала, образования, социальной структуре страна находится на стадии позднего индустриального общества. А массовое сознание в какой-то мере законсервировалось на уровне начального периода индустриализации. Переход к машинному производству произошел слишком быстро, на протяжении жизни одного поколения. Здесь мы наблюдаем классический пример отставания общественного сознания от бытия. Большинство жителей белорусских городов - выходцы из деревни. Поэтому преобладающим типом личности у нас является человек, существующий как бы в двух субкультурах: патриархальной и индустриальной. Эта тенденция усиливается тем.
И Лукашенко нашел свою социальную опору именно в среде людей с доминированием патриархального сознания, люмпенизированной части общества, пенсионеров, социальных иждивенцев. Прошедшие выборы показали, что весьма значительную роль в жизни белорусского общества играют представители старшего поколения. В стране около 2. В этом смысле Беларусь - самое «старое» из государств СНГ. Они являются самой дисциплинированной и активной частью выборщиков, в отличие от молодежи, которая довольно пассивно отнеслась к этому мероприятию. Учитывая это, голоса пожилых людей составили едва ли не половину голосов всех участвовавших в выборах. Как известно, старое поколение настроено весьма консервативно. В его среде велика приверженность старой советской системе.
Такая ситуация, когда будущее страны определяют старики, не вселяет оптимизма, и нормальной ее назвать никак нельзя. В глазах многих белорусов демократия и свобода создали «беспорядок» в виде множества государств на развалинах СССР, идеологий, партий, форм хозяйствования, возможных вариантов собственного поведения и деятельности. А главный беспорядок и хаос произошли в головах людей, разрушив всю прежнюю систему мировоззренческих координат. Поэтому требования «наведения порядка» и «восстановления дисциплины» стали самыми распространенными. Причем их выдвигает в первую очередь наиболее люмпенизированная часть общества, которая хочет возвращения того «порядка», когда в государстве существовало единообразие одна партия, один вождь, одна идеология и др. Однако во втором туре за Лукашенко проголосовали не только сторонники левых политических взглядов. Известно, что к будущему президенту отошли многие голоса кандидатов, проигравших в первом туре. Здесь сыграло роль накопившееся недовольство политикой правительства Кебича и открытое давление на население властных структур.
То есть эта категория граждан во втором туре голосовала во многом не столько «за» Лукашенко, сколько «против» надоевшего премьера. Часть демократов рассматривала «борца с коррупцией» как таран, способный вытеснить старую номенклатуру, сдвинуть страну с мертвой точки и начать какое-то движение. Огромную роль в победе Лукашенко сыграли иррациональные факторы общественного сознания. Такая ситуация объясняется социальными предпосылками, тем, что самоорганизация общества находится в зачаточном состоянии. Элементы общественного самоуправления только зарождаются в условиях сильного противодействия со стороны государства. В стране отсутствует полноценная социальная база для формирования партий и групп интересов. Значительная часть населения люмпенизирована. Общество не структурировано и, значит, не дифференцировано в социально-политическом плане.
Социальные слои и группы со своими специфическими интересами только начинают складываться. Большинство населения не осознало своих интересов и руководствуется преимущественно политическими инстинктами и идеологическими пристрастиями. Поэтому в ходе выборов социальная активность населения приобрела стихийный, политически и организационно не оформленный характер. Лукашенко, например, опирался на стихийно возникшие, плохо организованные группы поддержки. Глобальные общественные катаклизмы последних лет вызвали хаос не только в экономической и политической системе, но и в головах людей. В условиях глубокого системного кризиса возникает своеобразное кризисное психологическое состояние, состоящее из многих элементов. Растерянность, дезориентация, отчаяние, панические настроения от непонимания происходящего, апатия и озлобленность создают благополучную почву для пропаганды очередного исторического чуда, веры в простые решения сложных проблем, в возможность лечить больную экономику приказами, угрозами, призывами и заклинаниями.
В марте 1987 года он стал директором совхоза «Городец» Шкловского района Могилёвской области, а с января 1988 года одним из первых в Могилёвской области стал внедрять в совхозе арендный подряд [4] [9]. Начало политической карьеры В период «перестройки» в 1990 году был избран народным депутатом Верховного Совета Белоруссии.
Возглавляя временную комиссию Верховного Совета Республики Беларусь для изучения деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах власти и управления [10] , стал известен благодаря своим критическим выступлениям, в частности, против Председателя Верховного Совета Станислава Шушкевича. Позже в Верховном совете Белоруссии была сформирована фракция «Коммунисты за демократию», одним из лидеров которой стал Лукашенко [11]. В октябре 1991 года в Минске состоялся съезд оргкомитета по созданию новой демократической партии, которая в итоге получила название Партия народного согласия. Одним из сопредседателей становится Лукашенко. Процесс создания партии проходил тяжело, в условиях споров и интриг, и вскоре Лукашенко покидает оргкомитет [11]. При ратификации в Верховном Совете Белоруссии Беловежских соглашений , ознаменовавших собой прекращение существования СССР, Лукашенко, по одним данным, был единственным депутатом, проголосовавшим против [12] , по другим — не участвовал в голосовании [13] [14] [15] , а по третьим — воздержался при голосовании [16]. В апреле 1993 — июле 1994 года Лукашенко возглавлял временную комиссию Верховного совета по борьбе с коррупцией [4]. Президент Беларуси Основная статья: Президентские выборы в Белоруссии 1994 Результаты первого тура президентских выборов в поддержку Лукашенко. Предвыборный штаб кандидата Лукашенко состоял из таких же молодых и инициативных политиков, которым был и он сам.
Однако вскоре после того, как Лукашенко начал реализовывать политику, совсем не такую, как он обещал, многие члены его команды перешли в оппозицию, недовольные стилем правления молодого президента, результатами референдумов 1995 и 1996 годов, интеграцией с Россией. Для некоторых из них такой шаг стоил карьеры. К началу 2008 года лишь Шейман остался в верхних эшелонах власти в Республике Беларусь. По мнению Лукашенко, необходимо было «отвести народ от пропасти», для чего следовало обновить власть. Причем новая власть должна реализовать следующие цели: снизить инфляцию и остановить обнищание народа, уничтожить мафию, снизить уровень коррупции, восстановить связи с республиками бывшего СССР прежде всего с Россией. Проезжая мимо населённого пункта Лиозно Витебской области , автомобиль «Мерседес», в котором находился Лукашенко и два народных депутата Республики Беларусь — Иван Титенков и Виктор Шейман, был обстрелян из обогнавшего и прижимающего его к обочине автомобиля Ford, причём одна из пуль пролетела в нескольких сантиметрах от головы Лукашенко [21].
Я это говорю к тому, чтобы вы свое право голосовать, выдвигать, критиковать не потеряли и никому не отдали». Он подчеркнул, что Всебелорусское народное собрание как конституционный орган будет обладать силой, однако его еще предстоит грамотно «вмонтировать» в действующую систему власти. Глава государства затронул и тему предстоящей в 2025 году президентской кампании. Он отметил, что при принятии окончательного решения он в первую очередь будет ориентироваться на мнение народа: «Если они решат, что я должен идти, - я пойду. И если люди решат, что будет другой не банально, я это искренне говорю , я соглашусь». После Лукашенко дополнил, что сможет покинуть свой пост, когда рядом будет человек, который не предаст. Президент Белоруссии поднял тему и сотрудничества страны с Россией. И сейчас именно наше время. Сильные суверенные государства - сильный союз. Вот формула успеха любой интеграции». Что касается военного сотрудничества, глава государства заявил о размещении на территории Белоруссии тактического, а не стратегическое российского ядерного оружия.
Лукашенко у власти сколько в качестве президента
Документ опубликован на национальном правовом интернет-портале Белоруссии. Также проект запрещает финансирование выборов иностранными гражданами и организациями. Помимо этого, президент, покинувший пост, не может быть привлечен к ответственности за действия, совершенные во время президентства. Ранее Лукашенко заявлял, что в Беларуси возможно проведение досрочных президентских выборов после референдума по принятию новой Конституции.
На вопрос, пойдет ли Лукашенко на новый срок, глава государства лишь пожал плечами.
Недавно глава пресс-службы Лукашенко Наталья Эйсмонт сказала , что диктатура стала брендом Белоруссии и приобрела «какой-то позитивный оттенок». При Лукашенко выросло целое поколение чиновников, которое иного и не знает, привыкло отвергать любые альтернативные точки зрения. Широко в современной Белоруссии распространен культ личности.
В чиновничьих кабинетах, школьных классах висят портреты главы государства. Несогласных с политикой президента и даже членов их семей преследуют: их могут оштрафовать, лишить работы. Разным видам наказаний подверглись десятки тысяч граждан. Десятки, а то и сотни людей из-за проблем с безопасностью не могут въехать на территорию страны.
Нельзя забывать и о том, что в правление Лукашенко бесследно исчезли несколько его оппонентов, судьба их до сих пор не известна. Исследования общественного мнения проводит только Комитет госбезопасности, результаты публикуются в государственных СМИ. Последние опросы независимых социологических центров датированы 2015—2016 годами. Многие избиратели, которые голосовали за Лукашенко в 1994 году, покинули этот мир.
Президент, конечно, пытается работать с новыми поколениями. В Белоруссии возрожден комсомол. В организацию принудительно записывают всех школьников, студентов. Для амбициозных молодых людей участие в работе БРСМ — возможность продвинуться по карьерной лестнице.
Но в массе своей молодежь хочет перемен. Особенно та часть, которая ездит за границу, видит развитие соседних государств. Она маргинализирована и находится под жестким давлением.
Ежемесячно белорусский президент получает порядка 9 755 рублей в месяц. Александр Лукашенко не задекларировал никакого другого движимого или недвижимого имущества. Согласно данным, содержащимся в опубликованной декларации российского президента, Владимир Путин в 2019 году заработал 8,648 миллиона рублей, что в эквиваленте составляет примерно 294,1 тысячи белорусских рублей.
В эту сумму, как сообщают интернет-источники, вошли все источники дохода российского лидера.
Александр рос и воспитывался без отца. В 1975 году окончил исторический факультет Могилёвского педагогического института по специальности «преподаватель истории и обществоведения», а в 1985 - заочно экономический факультет Белорусской сельскохозяйственной академии по специальности «экономист-организатор сельскохозяйственного производства». После службы в погранвойсках он начал трудовую деятельность секретарём комитета комсомола горпищеторга города Могилёва, а в 1978 году стал ответственным секретарём Шкловской районной организации Всесоюзного общества «Знание».
С 1980 по 1982 год служил заместителем командира танковой роты по политической части. В 1982 году назначен заместителем председателя колхоза «Ударник» Шкловского района, в следующем году - заместителем директора комбината стройматериалов в Шклове. В 1985-1987 годах работал секретарём парткома колхоза имени Ленина Шкловского района. В марте 1987 года стал директором совхоза «Городец» Шкловского района Могилёвской области, а с января 1988 года одним из первых в Могилёвской области стал внедрять в совхозе арендный подряд.
В период «перестройки» в 1990 году был избран народным депутатом Верховного Совета Белоруссии. Возглавляя временную комиссию Верховного Совета Республики Беларусь для изучения деятельности коммерческих структур, которые действуют при республиканских и местных органах власти и управления, стал известен благодаря своим критическим выступлениям, в частности, против Председателя Верховного Совета Станислава Шушкевича. Позже в Верховном совете Белоруссии была сформирована фракция «Коммунисты за демократию», одним из лидеров которой стал Лукашенко. В октябре 1991 года в Минске состоялся съезд оргкомитета по созданию новой демократической партии, которая в итоге получила название Партия народного согласия.
Одним из сопредседателей становится Лукашенко. Процесс создания партии проходил тяжело, в условиях споров и интриг, и вскоре Лукашенко покидает оргкомитет. При ратификации в Верховном Совете Республики Беларуси Беловежских соглашений, ознаменовавших собой прекращение существования СССР, Лукашенко, по одним данным, был единственным депутатом, проголосовавшим против, по другим - не участвовал в голосовании, а по третьим - воздержался при голосовании. В апреле 1993 - июле 1994 года Лукашенко возглавлял временную комиссию Верховного совета по борьбе с коррупцией.
В своей предвыборной программе на выборах президента 1994 года Лукашенко говорил, что Белоруссия находится на грани пропасти: наблюдалось резкое падение производства и сельского хозяйства, высокие темпы инфляции, на высоком уровне находилась преступность и коррупция. По мнению Лукашенко, необходимо было «отвести народ от пропасти», для чего следовало обновить власть. Причём, новая власть должна реализовать следующие цели: снизить инфляцию и остановить обнищание народа, уничтожить мафию, снизить уровень коррупции, восстановить связи с республиками бывшего СССР прежде всего с Россией. В период предвыборной кампании 16 июня 1994 года произошло покушение на Лукашенко.
При проезде мимо населённого пункта Лиозно Витебской области автомобиль «Мерседес», в котором находился Лукашенко и два народных депутата Республики Беларусь - Иван Титенков и Виктор Шейман, был обстрелян из обогнавшего и прижимающего его к обочине автомобиля Ford, причём, одна из пуль пролетела в нескольких сантиметрах от головы Лукашенко. Никто не пострадал. В результате проведённого работниками КГБ и МВД следственного эксперимента стало известно, что произвести обстрел машины «Мерседес» в условиях, изложенных Титенковым И. И и Шейманом В.
В, было невозможно. Согласно объяснительной записке сотрудников милиции, представленной прокуратуре Белоруссии, в ходе инцидента Александр Григорьевич оторвал пуговицы и повредил форменную одежду нескольким милиционерам. В 1995 году по инициативе Лукашенко в стране прошёл референдум, на котором были заданы четыре вопроса: о придании русскому языку государственного статуса, о введении нового государственного флага и государственного герба, об одобрении политики Лукашенко по экономической интеграции с Россией и о праве президента Белоруссии распускать Верховный Совет.
Лукашенко, Александр Григорьевич
В 1975 году Лукашенко окончил исторический факультет Могилёвского педагогического института, а в 1985-м — Белорусскую сельскохозяйственную академию экономист агропромышленного производства. После службы в армии работал в комсомольских и партийных организациях, на хозяйственных должностях. До 1994 года Лукашенко был секретарём комитета комсомола, заместителем председателя колхоза, заместителем директора комбината стройматериалов, секретарем парткома колхоза. С 1990 года Александр Григорьевич начал свою депутатскую деятельность, а через три года возглавил временную парламентскую комиссию по борьбе с коррупцией в органах власти. В сентябре 2001 года Лукашенко избран на второй срок. А в октябре 2004 года он провел третий референдум, по итогам которого из Конституции было устранено положение, ограничивающее двумя сроками возможность управления государством одним лицом, что позволило Лукашенко вновь участвовать в выборах на пост главы государства.
Широко в современной Белоруссии распространен культ личности. В чиновничьих кабинетах, школьных классах висят портреты главы государства. Несогласных с политикой президента и даже членов их семей преследуют: их могут оштрафовать, лишить работы. Разным видам наказаний подверглись десятки тысяч граждан. Десятки, а то и сотни людей из-за проблем с безопасностью не могут въехать на территорию страны. Нельзя забывать и о том, что в правление Лукашенко бесследно исчезли несколько его оппонентов, судьба их до сих пор не известна. Исследования общественного мнения проводит только Комитет госбезопасности, результаты публикуются в государственных СМИ. Последние опросы независимых социологических центров датированы 2015—2016 годами. Многие избиратели, которые голосовали за Лукашенко в 1994 году, покинули этот мир. Президент, конечно, пытается работать с новыми поколениями. В Белоруссии возрожден комсомол. В организацию принудительно записывают всех школьников, студентов. Для амбициозных молодых людей участие в работе БРСМ — возможность продвинуться по карьерной лестнице. Но в массе своей молодежь хочет перемен. Особенно та часть, которая ездит за границу, видит развитие соседних государств. Она маргинализирована и находится под жестким давлением. Участие в митингах, выступлениях крайне опасно для карьеры, для свободы в Белоруссии. Государство доминирует в экономике страны, поэтому протестующие рискуют лишиться и не найти в дальнейшем работу.
В своем выступлении Лукашенко объяснил, зачем решил расширить полномочия всебелорусского собрания и повысить его статус до конституционного органа: «Весь этот сыр-бор затеял действующий президент. Знаете, почему? Я не единожды об этом говорил. Мы, и я в том числе, прежде всего я, - поколение уходящих политиков. И я очень надеялся и надеюсь, что когда нас не станет, вы - ВНС - удержите страну. Я знаю, как трудно это делать одному, десяти, двадцати, тридцати человекам. Я это говорю к тому, чтобы вы свое право голосовать, выдвигать, критиковать не потеряли и никому не отдали». Он подчеркнул, что Всебелорусское народное собрание как конституционный орган будет обладать силой, однако его еще предстоит грамотно «вмонтировать» в действующую систему власти. Глава государства затронул и тему предстоящей в 2025 году президентской кампании. Он отметил, что при принятии окончательного решения он в первую очередь будет ориентироваться на мнение народа: «Если они решат, что я должен идти, - я пойду. И если люди решат, что будет другой не банально, я это искренне говорю , я соглашусь».
К этому времени он имел репутацию хоть и «красного», но честного и смелого, не боящегося начальства человека. На назначении Лукашенко настоял Шушкевич, надеясь, что бескомпромиссный депутат разоблачит коррупцию команды Кебича. И большинство Верховного Совета, и оппозиция его явно недооценивали. На протяжении всего времени работы комиссии Лукашенко раздавал интервью, гневно вещал о всеобщей коррумпированности, многозначительно намекал на сенсационные разоблачения, на причастность к злоупотреблениям высших должностных лиц. То есть провел довольно эффективную рекламную кампанию своей деятельности. Поэтому политизированная публика доклад ждала. Лукашенко несколько раз требовал в Верховном Совете быстрее поставить его в повестку дня. День 14 декабря 1993 г. В Верховном Совете - большой ажиотаж. Зал заседаний был переполнен официальными и неофициальными лицами, журналистами. И по требованию самого докладчика и большинства депутатов была включена прямая трансляция но радио и телевидению с заседания сессии Верховного Совета. Доклад слушала и смотрела вся страна. Лукашенко выступал эмоционально, как хороший актер, держал публику в напряжении. Лукашенко начал с пафосом: «Пожалуй, впервые за время работы в нынешнем Верховном Совете приходится мне подниматься на эту высокую трибуну с такой противоречивой гаммой мыслей, чувств и эмоций. С такой опустошенностью в душе от творящегося беспредела, с тревогой за судьбу государства и его граждан. Основное чувство, которое я испытываю, как, полагаю, и абсолютное большинство соотечественников: мы все становимся заложниками какой-то чудовищной, безнравственной и беспринципной системы манипулирования и обмана людей... Прежде всего, комиссия во главе с ее руководителем значительно вышла за рамки тех полномочий и задач, которые были сформулированы Верховным Советом при ее создании: выявление фактов незаконной коммерческой деятельности работников госаппарата. Доклад был обо всех и обо всем. По мнению Лукашенко, главная причина усиления коррупции - переход к рынку. Они в свою очередь питают его крону, в результате чего появляются ядовитые для общества плоды в виде экономических преступлений, злоупотреблений властью должностными лицами, коррупции» 24. Источниками доклада стали материалы прокуратуры, МВД и КГБ, которые не имели достаточных доказательств и поэтому не были до этого времени обнародованы и не имели судебной перспективы. Многие факты были достаточно спорными, труднодоказуемыми. Лукашенко далеко не всегда руководствовался принципом «семь раз отмерь - один отрежь». Лукашенко удалось замазать многих представителей как «партии власти», так и оппозиции. Иные обвинения выглядели смехотворно, как в случае с Шушкевичем или с деятелями оппозиции, «коррумпированность» которых сводилась к тому, что один ездил на иномарочном автомобиле, а другой жил в престижном районе Минска. Депутат С. Титков так характеризовал доклад Лукашенко: «Преобладают эмоциональные перечисления криминальных эпизодов, смакование пикантных обстоятельств. Не хватает тонкого юридического анализа, квалификации преступлений» 25. В результате доклад и материалы комиссии не имели никаких юридических последствий. Никого не судили и не уволили с работы. Если не считать освобождение от должности Председателя Верховного Совета Шушкевича за «ящик гвоздей». Гора родила мышь. Меры, предложенные Лукашенко, чтобы остановить коррупцию, были косметические, не затрагивавшие коренные причины ее возникновения: совершенствование законодательства, направленного на борьбу с коррупцией: экспертиза законодательства в сфере экономики с целью перекрыть каналы для коррупции: регулярные парламентские слушания о коррупции. И, наконец, самое главное предложение, незаметно спрятанное среди других: создание наделенного необходимыми полномочиями органа по противодействию коррупции, который координировал бы деятельность правоохранительных органов. Таким органом могла бы стать Временная комиссия во главе с Лукашенко. Реализация этого предложения наделяла бы комиссию и ее главу чрезвычайными полномочиями, позволила бы ей установить контроль над прокуратурой, МВД, спецслужбами со всеми вытекающими отсюда последствиями. В конце Лукашенко многозначительно заметил, что комиссия работает только три месяца, изучила лишь верхушку айсберга. Он намекнул, что имеется большая информация о причастности высших должностных лиц к незаконной продаже оружия, экспорту стратегического сырья и т. Доклад Лукашенко вызвал бурю в Верховном Совете. Обвиненные в коррупции выступали с опровержениями. На три дня парламент был парализован. Дело доходило до оскорблений друг друга. Депутаты даже приняли решение о закрытом заседании. Интересно, что в ходе дискуссии едва ли не главной мишенью сделали Шушкевича. Верховный Совет обсуждал постановление по докладу председателя Временной комиссии. Лукашенко выступил с большой речью и привел дополнительные факты о злоупотреблении служебным положением высших должностных лиц. В предложенном им проекте постановления основными были два пункта: сделать Временную комиссию постоянной и признать личную ответственность за коррупцию Шушкевича и Кебича, что как бы логически предполагало их отставку. Первый пункт не прошел, а второй был поддержан депутатами. В результате тайного голосования Шушкевич был смещен, а Кебич получил вотум доверия и сохранил свой пост. Журналист П. Якубович по поводу единственного результата доклада Лукашенко - смещения Шушкевича - привел цитату из М. Салтыкова-Щедрина: «Его послали злодейство учинить, а он чижика съел» 27. Новый Председатель Верховного Совета М. Гриб начал деятельность Временной комиссии «спускать на тормозах». Уже все депутаты поняли, какую роль отводит ей Лукашенко в начавшейся избирательной кампании. В конце концов парламент принял решение, что комиссия выполнила свою задачу, ее деятельность прекращается, а все материалы передаются в правоохранительные органы. Лукашенко всячески противился этому решению, даже шел на скандал, не хотел освобождать комнату, отведенную для работы комиссии. Доклад сделал Лукашенко известным всей стране и популярным. Не вникая в обоснованность обвинений, большинство населения увидело в нем смелого и бескомпромиссного борца против коррупции. А решение Верховного Совета о прекращении работы комиссии трактовало как гонение за правду и страх бывших руководителей перед новыми разоблачениями. Лукашенко обратил в свою пользу и отсутствие уголовных дел, судебных преследований по обнародованным им фактам. Он обвинил прокуратуру в нежелании вести борьбу со злоупотреблениями и пособничестве коррупционерам. С начала 1994 г. Лукашенко развил бешеную активность. Желая ковать железо, пока горячо, он требовал ускорить проведение президентских и парламентских выборов, а не заниматься обсуждением «кучи хлама». В Верховном Совете он заявил: «Ведутся игры, что Лукашенко был нужен, чтобы пробить дыру в железобетонной стене, то я вам должен сказать: лоб расшибет тот, кто так думает. Никто в этой связи Лукашенко не использовал и использовать не будет... Теперь, когда он подходил к микрофону, в зале заседаний все затихали. Лукашенко постоянно намекал, что в загашнике у него есть компромат на очень многих, в том числе и депутатов. Между тем конфликт между Лукашенко и партией власти обострялся. В газете «Звязда», интервью агентству «Интерфакс», по радио он обвинил в незаконных махинациях вице-премьеров С. Брыля и М. Костюкова, министра обороны П. Козловского, министра иностранных дел П. Кравченко и министра внешнеэкономических связей В. Радкевича, а Кебича - в покровительстве им. Все обвиненные заявили, что считают своим долгом обратиться в суд и прокуратуру. Кебич назвал это «недостойными методами предвыборной борьбы» 29. Лукашенко начал ездить по стране, выступать перед трудовыми коллективами с красочными рассказами о всеобщей коррупции. Джин был выпущен из бутылки, и команда Кебича поняла это слишком поздно. Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры. Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало ее к ускоренному созданию механизма удержания власти. Главным элементом такого механизма должен был стать пост президента. Для этого необходимо было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства, и провести выборы главы государства. Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться, так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя номенклатуры Кебича в ходе выборов. Поэтому процесс принятия новой Конституции, предусматривающей пост Президента, правящие круги решили форсировать. Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте, сократив сроки избирательной кампании. К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану. Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия выдвинула более жесткие условия. Монополия Совмина на СМИ, контроль местных органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный для «партии власти» результат президентских выборов. Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины, фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме. Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990 г. За этот период в соседних странах например, в Польше уже два раза переизбирался парламент, проведены выборы президента. Изменилась эпоха, поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической системе. Здесь же время как бы застыло. Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции, в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении модели белорусской государственности, вектора социально-экономического развития, стратегии внешней политики. Скрыто или явно это отразилось в позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях. На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения искомого результата 100 тыс. Наличие того и другого давало гарантированный результат Кебич, Позняк, Шушкевич. Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью. Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных преобразований, а кое в чем и свернуть их например, приватизацию , крепить союз с Россией. Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой рублевой зоны с Россией. Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной. В нее вошли несколько ярких политиков новой волны Булахов, Гончар, Лебедько, Федуто , прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала старая кебичевская номенклатура. Они ощущали свое интеллектуальное превосходство над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать свои честолюбивые планы. Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета Синицын, Шейман, Титенков , работниками МВД Малумов, Сазонов. Ни на какую самостоятельную роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко. С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию. Помощь претенденту оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая, впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний кризис и раскол в самой организации. Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным фаворитом. Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал неразборчивость в средствах для достижения цели. Его кампания сопровождалась скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до драки с милицией в здании Совмина. Он довольно умело нагнетал обстановку, поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка его дискредитации совминовскими СМИ. Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение о котором было подписано еще в сентябре 1993 г. Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию, убеждающую население в приближении экономического чуда. Рейтинг премьера начал постепенно повышаться. Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед. Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией. Радио и телевидение ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать за Кебича. Лукашенко попал в затруднительное положение. Поддержать соглашение означало подыграть премьеру, и он неожиданно выступил с критикой этих соглашений, поскольку они расходятся с сентябрьским 1993 г. Чтобы перехватить инициативу, он в середине мая поехал в Москву и выступил в Государственной Думе с предложением о немедленном создании парламентами России, Беларуси и Украины депутатских групп «для проведения переговоров о выработке механизма объединения братских республик». Несмотря на все усилия официальной пропаганды, представить Лукашенко противником союза с Россией не удалось. Нужно отметить, что все кандидаты критиковали деятельность правительства, которое ассоциировалось с Кебичем, отнимая у последнего голоса. Но реально воспользовался этими голосами только Лукашенко. До самого последнего дня около четверти избирателей еще не определились в своем выборе. Но бездарная попытка подконтрольного правительству радио и телевидения дискредитировать Лукашенко привела к тому, что практически вся неопределившаяся масса качнулась к нему. Выборы состоялись 23 июня. Лукашенко победил в III из 118 районов. С наибольшим энтузиазмом борца с коррупцией поддержали провинция, райцентры, сельские населенные пункты. Крупные города, областные центры отнеслись к нему более сдержанно. Причем больше всего голосов он получил в районах с высокой концентрацией промышленных предприятий, районах-новостройках со значительной долей рабочих. Результаты первого тура вызвали у правящей команды настоящий шок, от которого она так и не смогла избавиться. Ее действия не имели какой-либо осмысленной стратегии и лишь продолжались как бы по инерции. Второй тур выборов состоялся 10 июля. Практически весь электорат выбывших в первом туре кандидатов целиком перешел к Лукашенко. То есть многие даже не его сторонники голосовали против Кебича, надеясь хоть на какие-то перемены в государстве. Интересный феномен белорусских выборов: во втором туре за Кебича проголосовало существенно меньше избирателей, чем в первом. Это объясняется, очевидно, двумя причинами. Во-первых, часть его электората, увидев сокрушительное поражение премьера в первом туре, просто не явилась на выборы. Во-вторых, местные власти во втором туре не стали применять меры давления, а может быть, и прямую фальсификацию, как это было, очевидно, в первом туре. На основе данных социологической лаборатории «Новак», полученных между двумя турами выборов, социальная характеристика электората Лукашенко выглядела следующим образом. Некоторые из членов команды Лукашенко объявили его триумфальную победу на выборах «народной революцией». В большинстве европейских стран советского блока свержение коммунистических режимов вполне можно назвать народными антибюрократическими, антитоталитарными революциями. Феномен Беларуси состоит в том, что здесь это определение имело диаметрально противоположное содержание. Если в СССР в целом, как и во всех европейских странах советского блока, к середине 80-х гг. Здесь существовавшая система к этому времени не выработала свои ресурсы, имела еще определенный запас прочности и могла какое-то время сравнительно эффективно функционировать.
Будущий президент России -Лукашенко?
Александр Лукашенко стал первым президентом Беларуси в 1994 году. Глава государства Александр Лукашенко сегодня во время "Большого разговора с Президентом" ответил на вопрос, кто и когда будет Президентом Беларуси после него, передает корреспондент БелТА. Лукашенко сконцентрировал в своих руках власть с помощью усиления спецслужб, в частности КГБ. власть. Лукашенко вновь баллотируется на пост президента Белоруссии.
ОТ ЛУКАШЕНКО ДО ЛУКАШЕНКО. Все президенты Республики Беларусь
Это, а также проблемы с ценами на газ привели к очередному витку напряженности в отношениях с Россией. Лукашенко демонстративно заявлял, что будет закупать газ даже в США, а нефть в Норвегии, но не будет дальше сотрудничать с Россией. Однако и провалов было немало — белорусский рубль неоднократно девальвировался вплоть до сумм в миллионах местных рублей , а инфляция порой доходила до двузначных цифр. При этом цены в Беларуси остаются высокими даже по российским меркам, а кредиты — доступными лишь немногим. Кроме того, в стране пытались ввести налог на тунеядство — всех безработных хотели обязать платить около 200 долларов в год только за отсутствие работы. В итоге от налога отказались, но ввели его в скрытой форме — безработные платят полный тариф за отопление жилых помещений, тогда как остальные абоненты платят лишь небольшую часть от тарифа остальное субсидирует государство. Критика и санкции Большинство западных политиков и независимых изданий считают политический режим в Беларуси авторитарным, а выборы — несвободными и несправедливыми.
Критики обращают внимание на репрессии против оппозиционеров, исчезновения людей, преследование политических конкурентов и все еще не отмененную смертную казнь Беларусь — единственная страна в Европе, где применяется такая мера наказания. Лукашенко называют «последним диктатором Европы», не забывая, однако, упомянуть, что Лукашенко преследует не только своих конкурентов, но и олигархические силы, которые не имеют влияния на экономику страны, как в некоторых других постсоветских республиках. Кроме того, исследователи видят некоторые плюсы в централизованной экономике и достаточно высокий уровень жизни.
Одновременно с этим Лукашенко сделал несколько шагов по улучшению отношений с Евросоюзом и США: из белорусских тюрем были выпущены все, кого Запад называл политзаключенными. Данные действия эксперты связывали с тем, что в августе 2008 года правительство Белоруссии заключило годовой контракт по "улучшению международного имиджа Белоруссии" с известным деятелем PR лордом Тимоти Беллом Timothy Bell , который раньше работал над имиджем многих известных политиков, в том числе Марграрет Тетчер. Это сотрудничество начало давать плоды осенью 2008 года, когда Евросоюз приостановил действие санкций против белорусского руководства, введенные после президентских выборов 2006 года, и Лукашенко разрешили въезд на территорию ЕС. Начиная с 2009 года Лукашенко вел активные переговоры с главами России и Казахстана по вопросу о создании единого таможенного союза. Формально союз был создан 1 января 2010 года, однако таможенный кодекс, снимающий основные таможенные ограничения на границах стран союза, начал действовать в отношении Белоруссии лишь с 6 июля 2010 года. В декабре 2010 года Лукашенко был переизбран президентом Белоруссии на четвертый срок. Лукашенко женат на Галине Родионовне Жолнерович, имеет от нее двоих сыновей.
Также у него есть один внебрачный сын, родившийся в 2004 году. Много времени Лукашенко отдает неполитическим делам: бегу на лыжах, игре в хоккей и теннис.
Белорусско-российские переговоры с целью урегулирования политического кризиса в республике в ноябре 1996-го. С помощью политических тяжеловесов из России Лукашенко преодолевает противостояние парламента. По протоколу: встреча белорусского лидера с преемником Бориса Ельцина. Хоккей — спортивное пристрастие президента Республики Беларусь. Александр Лукашенко во время товарищеского матча по хоккею с шайбой между белорусской командой и командой правительства Москвы, который состоялся 30 сентября 2003 года на Малой спортивной арене ОК "Лужники" в Дни Республики Беларусь в Москве. Игра закончилась вничью — 5:5.
Ничто так не радует президента, как хороший урожай зерновых. Александр Лукашенко во время посещения сельскохозяйственного производственного кооператива "Октябрь-Гродно" Гродненского района в августе 2005-го. Глава государства ценит голоса не только во время избирательных кампаний. Александр Лукашенко принимает участие в праздничном концерте, который прошел в День Независимости на Октябрьской площади столицы 3 июля 2005 года. Президент в хорошей спортивной форме. Александр Лукашенко, первый заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Медведев и председатель правительства РФ Виктор Зубков во время посещения горно-туристического комплекса "Гранд отель Поляна" в Сочи 3 февраля 2008-го. Александр Лукашенко на байк-фестивале "Минск-2009". Президент с сыном Николаем возглавил колонну на мотоцикле Harley-Davidson.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах. Публикуются комментарии только на русском языке. Комментарии пользователей размещаются без предварительного редактирования.
Кто был в Белоруссии до Лукашенко?
По данным ЦИК республики, набрав чуть более 80% голосов избирателей, на выборах победил действующий президент страны Александр во Дворце Независимости прошла церемония инаугурации и Лукашенко официально вступил в должность президента. Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал, что в республике есть один путь к высоким должностям. Сам Лукашенко сообщил, что все спецслужбы страны переведены в особый режим. Президент Белоруссии Александр Лукашенко "подложит свинью" российскому лидеру Владимиру Путину, перенеся выборы на весну 2024 года, когда в России также пройдут выборы главы государства. Президент Беларуси Александр Лукашенко во время выступления на ВНС.
Лукашенко вновь баллотируется на пост президента Белоруссии. А так можно?
Сохрани номер URA. RU - сообщи новость первым! Подписка на URA. RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий.
Союз Лукашенко Несмотря на то что союз России и Белоруссии в большей степени существует на бумаге, самому Лукашенко удалось создать собственный союз, где причудливым образом сплелись остатки советского социального государства, авторитарного капитализма и вождизма, который иногда приобретает карикатурные оттенки. Для приезжающих в Белоруссию эта страна выглядит государством, полным контрастов: здесь ровные дороги и вежливые дорожные полицейские, радушные и открытые люди, которые совсем не выглядят зашуганными «культом личности». Однако Белоруссию и ее лидера критикуют за преследование оппозиции, наступление на свободу СМИ и до сих пор существующую смертную казнь. При этом, несмотря на то что у власти по-прежнему один и тот же человек, Белоруссией руководит уже восьмой состав правительства, а сама страна больше не кажется застывшим во времени осколком СССР. Семь лет спустя я едва узнала места, которые я тогда посещала. Страна стала более современной, свежей и — одним словом — модной.
Есть еще анекдоты про картошку, и некоторые вещи, как субботники, очень «вернулись в СССР», но в дополнение ко всему, теперь есть и IT-гуру, пьющие кустарный кофе в кафе западного стиля, и хипстеры, катящиеся по улицам на скутерах», — рассказывает «Газете. Ru» Елена, жительница одной из европейских стран. И что еще более интригующе — иногда это кажется гораздо более европейским, чем то, что в России», — добавляет Елена. Отношение Запада к Белоруссии и ее эксцентричному лидеру тоже изменилось — его уже почти не называют последним диктатором Европы, а слово «Минск» произносят на брифингах в Госдепе. Речь о минских соглашениях — относительно нейтральный статус Белоруссии превратил столицу страны в признанную переговорную площадку. Бальзамом на душу европейских политиков стали последние заявления белорусских властей о том, что конституция страны будет изменена, чтобы приблизить ее к европейским стандартам. В первую очередь, имеется в виду уточнение статей, связанных с референдумом и избирательной системой. Сам Лукашенко в мае заявил, что, возможно, придется принимать новую конституцию, и поклялся не продавливать свои интересы при ее разработке: «Мне часто задают вопрос: хотел ли бы я оставить существующую конституцию своему преемнику. Я честно говорил: «Нет, я бы не хотел», — заявил недавно Лукашенко. Надо не властью делиться, власть неделима, надо нагружать властными полномочиями другие структуры и ветви власти», — говорил президент Белоруссии.
Согласно нему, в состав ВНС входят действующий президент, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов и гражданского общества. А полномочия Народного собрания стали довольно широки: утверждение ключевых документов, принятие решения о легитимности президентских и парламентских выборов, решения «об избрании судей Конституционного и Верховного судов, членов ЦИК, освобождении их от должности; об установлении праздников, праздничных дней и памятных дат; о введении чрезвычайного или военного положения; о возможности направления военнослужащих за пределы страны для участия в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности». И, самое главное, ВНС сможет вносить президенту предложения о проведении референдума, а также принимать решение «о смещении с должности Президента в случае грубого нарушения им Конституции либо совершения тяжкого преступления». В своем выступлении Лукашенко объяснил, зачем решил расширить полномочия всебелорусского собрания и повысить его статус до конституционного органа: «Весь этот сыр-бор затеял действующий президент.
Знаете, почему? Я не единожды об этом говорил. Мы, и я в том числе, прежде всего я, - поколение уходящих политиков. И я очень надеялся и надеюсь, что когда нас не станет, вы - ВНС - удержите страну.
Я знаю, как трудно это делать одному, десяти, двадцати, тридцати человекам. Я это говорю к тому, чтобы вы свое право голосовать, выдвигать, критиковать не потеряли и никому не отдали». Он подчеркнул, что Всебелорусское народное собрание как конституционный орган будет обладать силой, однако его еще предстоит грамотно «вмонтировать» в действующую систему власти.
Остальные претенденты значительно отстали от них. Анна Канопацкая получила 1,67 процента голосов избирателей, Андрей Дмитриев - 1,2 процента, Сергей Черечень - 1,14 процента. Напомним, голосование состоялось 9 августа.
Последние 26 лет Беларусь жила с одним президентом. Какой путь прошла страна за это время?
Сам Лукашенко сообщил, что все спецслужбы страны переведены в особый режим. Лукашенко и Меркель Лукашенко и Меркель. Пятый подряд (!!!) срок действующего Президента Белоруссии начался в 2015 году. Александр Лукашенко удержит власть по результатам грядущих президентских выборов, однако его очередной срок будет. Лукашенко Александр: актуальные новости за сегодня, связанные с персоной, заявления, обсуждения. Лукашенко назначил Любецкую судьей Конституционного суда Беларуси. Александр Лукашенко – президент Республики Беларусь. первый Президент Республики Беларусь. Лукашенко сконцентрировал в своих руках власть с помощью усиления спецслужб, в частности КГБ.
Сколько лет Лукашенко президентом Белоруссии: с какого года у власти?
Чтобы заметить противоречия в словах белорусского президента, не стоит даже заглядывать в новости годичной давности, когда Лукашенко обещал уйти после референдума. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на переговорах с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком, передает корреспондент БЕЛТА. Сколько лет правит у власти Лукашенко? — РИА Новости. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, обращаясь с посланием к народу и парламенту, предложил прекратить боевые действия на Украине и объявить перемирие. По данным ЦИК республики, набрав чуть более 80% голосов избирателей, на выборах победил действующий президент страны Александр во Дворце Независимости прошла церемония инаугурации и Лукашенко официально вступил в должность президента. Президент Белоруссии Александр Лукашенко спешно покинул Москву после парада, приуроченного ко Дню Победы 9 мая. Он даже не поучаствовал в устроенном Владимиром Путиным завтраке для глав государств, приглашенных на праздничные мероприятия.