Главная Новости по тегам Новости с тегом "шаман". Ведущий синоптик Гидрометцентра Забайкальского края Людмила Лескова, комментируя корреспонденту ИА «» проведённый шаманами на Титовской сопке обряд по вызову дождя, сказала, что будет очень хорошо, если он подействует. Забайкальские шаманы увидели в огненном смерче хороший знак для участников СВО. В статье на основании полевых исследований впервые в отечественной историографии рассмотрен современный обряд посвящения в шаманы в Улан-Удэ. Главная» Новости» Габышев шаман последние новости.
Главному шаману Бурятии явился дух Байкала. Видео
Уссурийский районный суд постановил перевести называющего себя шаманом Александра Габышева на более мягкий тип лечения в психиатрический стационар общего типа. В командировку на Ивано-Арахлейские озера мы поехали ради «могилы шамана» — так назвал загадочное захоронение забайкальский писатель Вячеслав Вьюнов, организовавший «Вечорке» это приключение. Ожидается, что он проведет в столице Забайкальского края митинг в защиту демократии.
Забайкальский край. Вячеслав Мархаев посетил Агинское
Костюм имеет множество атрибутов: элигэбши - нагрудник, зурхэбши - надсердечник, два толи спереди и сзади, а также большое количество холбого - конусовидных колокольчиков и зогдор. Каждый из атрибутов «оживляется» определенным духом или божеством. При «оживлении» атрибутов бросают твврэг, чтобы узнать, согласен ли он одухотворить его. Шаман-адепт, получив атрибуты, начинает самостоятельно камлать. Он призывает всех духов и божеств, просит их дать ему посвящение. Основным действом на обряде шанар является онгон оруулха - введение посвящаемым шаманом в свое тело духов его предков-шаманов. Как нам объяснили сами шаманы, процесс этот - весьма тонкий, требующий колоссальной психической концентрации и физического напряжения. Для шамана, проходящего посвящение впервые, это огромное испытание и проверка силы воли. Чтобы отдать тело в управление духу, шаману необходимо полностью отключить свой разум. В современной науке это состояние называют измененным состоянием сознания10. Адепт для введения духа вынужден до изнеможения бегать вокруг берез, непрерывно стучать в бубен и громко призывать духов.
Шаманы говорят, что когда тело обессиливает, легче настроить свой разум, отключить его и ввести духа - онгон. Посвящение шанар длится до тех пор, пока адепт не введет в свое тело духов, их количество у всех разное. Когда дух овладевает шаманом, к нему за благословлением по очереди подходят его близкие родственники. Для них это большая радость: их родственник стал шаманом и научился вводить духов. Вообще введение духов, считают шаманы организации «Тэнгэри», является непременным условием для шамана. Шаман, не умеющий этого делать, не способен, по их мнению, проводить серьезные обряды. Поэтому этой практике уделяется такая важная роль. Когда шаман вселит поочередно всех духов, обряд считается состоявшимся. Затем приступают к отправлению на небо обрядовых деревьев, зажигают лампадки, стоящие у них внизу, чтобы осветить им путь на небо. Деревья поочередно выкапывают под руководством камлающих шаманов, расставляют вокруг места их посадки.
Выкопав все, делают три круга вокруг этого места и сжигают на костре, приготовленном на стороне малой родины шамана. Затем вытаскивают деревья, находящиеся на пяти сторонах обряда у границ территории и сжигают. После этого отвязывают зала, возвращают души обрядовым лицам и затем проводят омовение - угаал, точно так же, как и в начале обряда. Заканчивают шанар призыванием счастья - далга - и прошения представления богам даалага чтением имен членов рода и близких шамана. После обряда шанар в старину проводили эрын гурбан наадан - три игры мужей: скачки, борьбу, стрельбу из лука и праздничный пир найр. В современности ограничиваются празднеством найр и изредка национальной борьбой. Собранный материал дает основание сделать некоторые выводы. Посвящение в шаманы у всех этно-локальных групп бурят имело как общие черты, так и различия, которые были отмечены исследователями культуры бурят В. Юмсуновым, М. В Улан-Удэ проживают представители всех этно-локальных и культурных групп бурятского этноса: булагаты и эхириты, хоринцы и хонгодоры, сартулы и сонголы.
Все они пытаются возродить свои семейно-родовые обряды, в которых шаманизм всегда играл значительную роль. Однако по нашему наблюдению, за эталон обряда посвящения в шаманы взят его хоринский вариант как наиболее сохранившийся до настоящего времени. Современный шанар в Улан-Удэ практически идентичен своему агинскому аналогу, описанному А. Гомбожаповым, а последний - шанару конца XIX в. Эту идентичность практикующие городские шаманы объясняют тем, что агинские буряты, привнесшие традицию в город, получали посвящение у шаманов в Аге, а те, в свою очередь, в Монголии, где шаманская традиция не прерывалась. Шанар наших дней по сравнению со своим дореволюционным предшественником претерпел некоторые изменения, но в своей сущности остался прежним. Произошло только упрощение его внешних атрибутов, уменьшилось количество подношений и число лиц, участвующих в обряде. Примечания 1 Галданова Г. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987.
Galdanova G. Dolamaistskie verovania buryat. Novosibirsk, 1987. Улан-Удэ, 1995. Ulan-Ude, 1995. Улан-Удэ, 1958. Hangalov M. Ulan-Ude, 1958. Жамцарано Ц. Хори-бурятское шаманство: Материалы 1908— 1909 гг.
Zhamtsarano Ts. Khori-buryatskoe shamanstvo: Materialy 1908-1909 gg. Исторические корни белого шаманизма На материалах обрядового фольклора бурят. Dugarov D. Istoricheskie korni belogo shamanizma Na materialah obryadovogo folklora buryat.
И тогда в глазах всех жителей России шаманизм получается такой экстремистской религией.
Мы-то, буряты, поймем это, но другие люди не поймут. Они подумают, что шаманизм может вот так — мечом, кинжалом, войной. Этот человек порочит целый пласт сакрального духовного наследия многих народов, проживающих от Урала до Тихого океана. Ведь все эти народы ранее исповедовали шаманизм. И вот это все — традиции, культура, самобытность и сакральность — будет вычеркнуто одним каким-то Габышевым. По поводу тех жителей Бурятии и России, которые верят, что Габышев может их исцелить, Баир Цырендоржиев отметил следующее: — Мы, прежде всего, люди.
И нам не чуждо получить лечение или услышать мудрые слова, направляющие на правильный путь. Такие наставления — это удел мудрецов, духовных лидеров. Однако этот человек не относится к такой категории людей. Он — политикан. При этом у него явно нарушено психологическое восприятие мира. Такие люди никогда не помогут кому-то, они, наоборот, только разрушают людей.
А кто-то хочет ему верить. Тот факт, что он проклинал детей в том эпизоде конфликта с представителями ГИБДД, говорит о том, что он нервозный и раздражительный человек, считает руководитель шаманской организации «Тэнгэри». Духовные люди вооружены философией бога или всей вселенной. В таких людях есть огромная мудрость. А здесь отчетливо видно, что перед нами человек со сломленной психикой, раздражительный.
Первая половина года должна быть спокойной, а к концу возможны природные катаклизмы», — уточнил он. Собеседник отметил, что шаманы отпраздновали Сагаалган в Чите.
Они принесли 9 видов белой пищи, как подношение духам.
Некоторые жители Бурятии искренне поверили новоявленному «шаману». Они даже приходили к нему в надежде на исцеление. Однако для многих важно, когда свое слово скажут шаманы Бурятии, которые до этого не высказывались по этому поводу. В республике, где мирно соседствуют много различных религий и люди с уважением относятся к шаманизму и шаманам, конечно же, ждут, что свое слово по поводу Габышева выскажет и местная религиозная организация «Тэнгэри».
Как мы смотрим, как относимся. У нас по этому поводу очень негативное восприятие. Ведь из-за него наш шаманизм — древнее тэнгрианское мировоззрение — может быть отнесено к экстремистским культам. Подобное надо пресекать сразу, на корню. Я бы сам хотел встретиться с ним, поговорить.
Но как я понял, это очень больной человек, которого, видимо, надоумили, науськали. Руководитель общины шаманов Бурятии считает, что религия не должна вмешиваться в политику. Более того, шаман Баир Цырендоржиев считает, что идея такого «хайпа» пришла в голову не самому Габышеву. Я думаю, что его завербовали или агенты других государств, или его кто-то надоумил. Сказали: ты должен стать шаманом и заявить о том, что он идет свергнуть Путина или правительство.
Из этого создается такой хайп, который должен вовлечь множество людей. Тем более, в наше непростое время. Если бы это было лет десять назад, то его никто бы даже не заметил. Или же наши сердобольные люди покормили бы такого человека, и он бы пошел дальше без всего этого шума.
Шедшего через Забайкалье шамана Габышева признали опасным для общества
Во Львове медики восстанавливают лицо девушке с Луганщины, которая получила травмы в результате ракетной атаки О нас Koronavirus. Карантин, пандемия 2020, эпидемия: что это такое, когда закончится, меры предосторожности и как уберечь себя от болезни. Самые честные новости, никаких фейков!
На столах перед шаманами - угощения для нее — печенья, сладости и, обязательно, молоко. Этот обряд стал уже доброй традицией. Каждый год люди съезжаются сюда, чтобы почувствовать единение с природой и поблагодарить шаманку-хранительницу. Баир Цырендоржиев, верховный шаман: «Здесь, говорят, был большой мор, большая болезнь пришла. И шаманка, звали ее Халиухон, сделала большой подвиг во благо всех жителей нашего региона — она отдала свою жизнь, чем остановила мор. И она стала святой, стала хозяйкой этой горы».
Он назывался «За отчизну». Об этом сообщает издание «Байкал-Daily».
Молебен состоялся в местности Гуннскoe городищe в Иволгинском районe. В нем участвовало больше пятидесяти шаманов со всей Бурятии.
Однако осенью того года в отношении шамана правоохранители возбудили уголовное дело о публичных призывах к экстремистской деятельности, его несколько раз задерживали, и в результате он окончательно прервал свой «поход». Ранее «ФедералПресс» сообщал о том, что долгое время с шаманом не могли выйти на связь, после того, как он был отправлен в СИЗО. После выяснилось, что шамана Габышева обнаружили в Новосибирской психбольнице.
Шамана Габышева не выпустят из уссурийской психбольницы
Главному шаману Бурятии явился дух Байкала. Видео - новости Бурятии и Улан-Удэ | Бубны, ритуальные маски и молитвы на бурятском – именно так в минувшую субботу шаманы воспевали хранительницу Читы. |
Вологодский депутат в гостях у шамана | Уссурийский районный суд Приморского края в понедельник, 26 июня, принял решение о переводе якутского "шамана" Александра Габышева на более мягкое лечение в стационар в Якутске. |
Забайкальские шаманы увидели хороший знак для СВО в огненном смерче | Споры не утихают до сих шаман предсказалНа сотни километров по долинам рек Селенги, Шилки, Онона, Аргуни раскинулась бескрайняя степь Забайкалья. |
Святые места Забайкалья. Краткая история Забайкалья
Забайкальский край. Вячеслав Мархаев посетил Агинское | Смотрите свежие новости на сегодня в Любимом городе | Забайкальские шаманы провели камлание в защиту Байкала по Zoom-конференции. |
Шаманы Забайкалья. | Шаманы из центра Тэнгэри в Чите планируют впервые в истории новой России провести обряд Гал угаал или испытание огнём. |
Интервью Сашки-шамана: "У меня были свои Ангел и Бес" | Главная» Новости» Шаман в иркутске когда 2024. |
Шаманы Забайкалья. | Шаманы из центра Тэнгэри в Чите планируют впервые в истории новой России провести обряд Гал угаал или испытание огнём. |
В Бурятии проведен шаманский обряд для помощи предков бойцам в зоне спецоперации
Шаманы местной религиозной организации «Хун Шубуун» (Лебедь) 22 апреля провели обряд камлания в защиту озера Байкал онлайн по конференции в Zoom, об этом корреспонденту ИА «» сообщил руководитель организации Нима Борокшонов. Бурятские шаманы преградили путь и были настроены враждебно, устроив Габышеву допрос с пристрастием. Бурятские шаманы провели обряд, который был посвящен защите участников специальной военной операции. К нему присоединились шаманы из Бурятии, соседних Иркутской области и Забайкальского края, Тывы, Китая, Монголии, Москвы, а также ламы Бурятии. Запись на прием, обучение уникальной авторской системе "Ун ун" тувинского шамана, анонсы семинаров и ретритов по местам силы. край Забайкальский, г. Чита aдрес.
Верховный шаман центра «Тэнгэри» из Бурятии провел показательные приемы в Чите
Забинфо ру новости забайкальского края, произведение представляет собой сборник настоящих испытаний, пользующихся на востоке молниеносной знаменитостью. 02.08.2023, Новости Хабаровского края. Религия - 13 февраля 2024 - Новости Читы - Шаман Игорь Идемешев рассказал, что природа и духи услышали его воззвание о скорейшей победе российских военных.
Обратите внимание
- Лента новостей
- Шедшего через Забайкалье шамана Габышева признали опасным для общества
- Наши проекты
- Обратите внимание
Бурятские шаманы преградили путь Шаману Саше из Якутии (видео)
На Титовской сопке духи вселились в тела шаманов Новости, 16:53, 29 мая 2017 16:53 1970-01-01T09:33:37 Бубны, ритуальные маски и молитвы на бурятском — именно так в минувшую субботу шаманы воспевали хранительницу Читы. Чтобы поучаствовать в священном для бурятского народа действе, на Титовской сопке собралось множество людей, которые смогли даже задать духам вопросы. Звуки бубнов, колокольчиков и древних песен сплетаются в одно и возносят молитву Халиухон - хозяйке Титовской сопки и хранительнице города Чита. На столах перед шаманами - угощения для нее — печенья, сладости и, обязательно, молоко. Этот обряд стал уже доброй традицией. Каждый год люди съезжаются сюда, чтобы почувствовать единение с природой и поблагодарить шаманку-хранительницу.
В таком случае приглашенный шаман предварительно берет прут, к которому привязывают несколько волосков из конской гривы, и начинает над больным читать на неизвестном языке; потом, обняв его, сообщается с духом, о котором думают, что мучит больного. Дух сей объявляет ему, откуда он и чем заслужил большой гнев его и что он решился непременно умертвить его; но, склоняясь на просьбу родственников и самого больного, требует, только на жертву животное такой-то шерсти и с такими-то приметами.
Когда корова или лошадь, требуемая духом, будет отыскана и приведена, тогда шаман надевает на себя полное свое платье и начинает шаманить. Платье шаманское не походит на обыкновенную якутскую одежду, да и сам шаман для отличия от простых смертных не стрижет волос, а расчесывая их на две стороны, заплетает косу. При шаманстве он их для эффекта распускает. Шаманское платье есть короткий кожаный полуфабрикат, у которого зад длиннее переда, как у мундира. По краям обшивается он длинными, до земли простирающимися кистями. Вдоль по спине в пять рядов нашиваются различные железные побрякушки; посреди спины лежит большой железный круг, который называют солнцем. Кафтан сей не сходится пола с полою, а завязывается ремешками.
Его надевают на голое тело, а чтоб передняя часть тела была закрыта, надевают передник, который оканчивается выше колен. На переднике бывают нашиты два железных круга, изображающие груди; внизу увешивается он различными железными фигурами и кончается такими же кистями, как и кафтан. На рукава нашиваются также побрякушки и фигуры, что все вместе производит при шаманстве неприятный шум. В левую руку берет шаман бубен, а в правой держит лопатку, оклеенную шкурою, которою и бьет по бубну. Шаман, переселивши в себя из больного демона, обращается к животному, на жертву назначенному, рассматривает оное, и если найдет не с теми признаками, как требовал дух, то отвергает оное, а требует другое. Если животное окажется с надлежащими признаками, то, схвативши оное поперек, кричит неизвестные слова; сжатая скотина мечется во все стороны и ревет, а сие и уверяет якутов, что дух в нее входит из шамана. Назавтра отводят животное на место, назначенное для жертвоприношения, и убивают.
Кожу с головою весят на столбах, а мясо, сварив, съедают. Не все, однако ж, едят такое мясо из омерзения, что оно заколдовано; даже и шаман гнушается иногда, сею пищею. Повесив шкуру на столбы, шаман опять начинает шаманить, и если больной в назначенный день выздоровеет, то шаман получает плату, которая свыше 5 рублей никогда не простирается; но если больному не делается легче, то шаманство и жертвы продолжаются. Если же он умрет, то шаман лишается платы. Вообще все шаманство состоит в кривляньях, криках и грубом обмане, будто шаман колет себя ножом, что весьма приметно беспристрастному зрителю. Шаман мог бы лучше делать свои штуки, если бы умел. Иногда под одежду он прячет кишку, наполненную кровью; распоров ее ножом, шаман показывает текущую кровь зрителям, которые верят, что она течет из шаманского брюха.
Иногда надевает он на брюхо несколько рядов бересты, куда, вонзив нож, ходит с ним по юрте, выдергивает его и опять вонзает в брюхо, испуская крики. К сожалению, русские столько же верят шаману, сколько и якуты, и даже рассказывают, что шаман, отрезав себе голову. Кладет ее на пол; пошаманив же несколько минут без головы, ставит ее на шею — и голова тотчас прирастает. Надобно признаться, что операция шамана не стоит того, чтоб на нее смотреть. Тунгусские шаманы слывут за искуснейших. Трудно определить, откуда произошла вера в шаманов и давно ли распространилась между сибирскими инородцами. Если якута в чем-нибудь уличают, а свидетелей нет, в таком случае виноватого призывают в юрту ко князцу, где на огне стоит уже топленое масло, а подле него медвежья голова.
Обвиняемого ставят против огня на колена и велят ему говорить сии слова: «Если я свидетельствую ложно, то пусть масло сие пройдет во мне насквозь, и не буду иметь счастия в скоте, а медведь, чтоб так меня изгрыз, как я грызу его голову». Засим, посыпав на голову пеплу, уличаемый выпивает масло и до трех раз кусает медвежью голову. Сия клятва почиталась страшною, и виноватый никак не смел, приступить к ней, но теперь она вывелась из употребления. Вероятно, испытали ничтожность заклинания. Кандидат исторических наук А. Горбовский в своей статье «Пророки? При этом он оказывается способен включить сознание в это состояние, усилием воли, не прибегая к каким-то внешним искусственным средствам.
С целью достичь состояния, открывающего путь к прямому знанию, издавна прибегали к психологическим снадобьям и средствам. Такая практика известна среди ведунов Азии, Африки, Европы. Русские ведьмы хранят секрет такого состава…» [11]. Кандидат исторических наук Н. Ковальская в статье «Уроки шаманизма» рассказывает: «Долгое время о шаманизме было принято говорить насмешливо — иронично, как о средоточии невежества и суеверий. И для такого мнения как будто были основания. Ритуал шамана — камлание — пляски и пение род бубен до исступления сильно напоминал истерический припадок.
Да и сами шаманы, судя по описаниям, были нервные, истеричные люди, близкие к состоянию измененного сознания и склонные к нервным и эпилептическим припадкам.
За его долгим походом «на Москву» наблюдали тысячи человек в России. Его задержание двумя автобусами спецназа привлекло к маленькому тощему человеку внимание миллионов по всему миру. Самопровозглашенный шаман шел на Москву изгонять демона, от которого идет все зло. Демоном он именовал Путина.
Впрочем, после задержания версия миссии изменилась, теперь уже шаман чаще говорит, что собирался изгонять демона ИЗ Путина... Это был странный путь. Странный человек шел, обрастая по пути не менее странными единомышленниками. Он шел, произнося невнятные пространные речи, а вокруг него сами собой закручивались стихийные митинги и акции протеста. На одном из видео, гуляющем в Интернете, «шаман» призывает «братьев» взяться за автоматы.
После этого за автоматы действительно взялись. От греха подальше. Здесь ему было предъявлено обвинение по статье «Публичные призывы к экстремистской деятельности». Однако с обвинением Сашко-Шаман не согласен, утверждая, что власти не так его истолковали. Мелкий, худенький, на днях бороду сбрил.
С хорошим чувством юмора. Не пьет. Не курит. Не матерится. Проживает шаман сейчас вместе с сестрой.
Откуда вы родом? Чем занимались? Кто по специальности? После родители переехали в Олекминский улус в село Токко. Там прошли мое детство и молодость.
Поэтому считаю себя олекминским. Поступил в Якутский госуниверситет, но после 1-го курса меня призвали в армию. Позже восстановился в университете, но потом меня отчислили из-за неуспеваемости. Это были 90-е годы, и я пошел работать сварщиком. В 1992 году поступил снова в ЯГУ на исторический факультет.
Числился в ИО-99. Но перевелся на заочную форму обучения и окончил вуз в 2002 году. После женился. Жена у меня сильно болела, поэтому мне не удалось проработать по специальности. Жили мы в селе Улахан-Ан с родственниками жены.
В 2008 году она умерла. Жена не могла родить по состоянию здоровья. С этого момента начался мой путь шамана. У меня в роду были шаманы. Но сейчас шаманских сил у меня нет.
Путь становления шамана долгий. Я был отшельником 2,5 года. Жил в лесу, в якутском балагане. Современная медицина трактует это состояние как психологическое расстройство на фоне пережитого стресса. Но у древних якутов это называется иначе — становление шамана.
Поэтому я жил отдельно, чтобы никого не беспокоить. В тайге? Рядом с городом. На Табагинском мысу стоит разрушенная избушка-балаган. Там я жил.
Этот балаган там стоит до сих пор. Подрабатывал дворником. Утром уходил из лесу на работу, а возвращался вечером. Помогали мне деньгами мама и родственники. На что жили?
У меня была строгая диета. Был веганом смеется. Там ведь печка у меня была. Дров в лесу много. Потом мое состояние нормализовалось с помощью духов, природы, родных.
Как только себя почувствовал хорошо, вышел в люди. Вот дом построил, помогал родственникам обустраивать этот участок. Александр показывает рукой на дворовые участки. Работал сварщиком. Вел обычную человеческую жизнь.
Процесс становления шамана прошел благополучно, и по велению духов Танара я пошел изгонять темные силы из Москвы. Это было мне сказано в лесу. По наставлению Танара. Когда я был в особенном психологическом состоянии.
В заключение обряда шаманы зачитывают имена, фамилии и год рождения всех, кто присутствовал на молебне. Подобные молебны шаманисты устаивают несколько раз в год, первый — весной, последний — осенью. По окончании тайлганов часто проводятся турниры по национальной борьбе. Вот и в этот раз на ковер вышли мускулистые мужчины, парни и мальчики. За звание абсолютного чемпиона боролись всерьез, ведь главным призом объявили коня. Избранные рождаются с отметиной на теле Молебен закончился, и мое любопытство достигло крайней точки - не терпелось узнать побольше о человеке, которого все присутствующее чтят и называют заарином, председателем религиозной организации шаманов «Тэнгэри» Баиром Жамбаловичем. Комсомол, партия — вот, что у нас было. Потом начал болеть. Болел сильно, около 6 лет. Не понимал, что со мной происходит — это была шаманская болезнь. Моя бабушка знала причину недуга, но не признавалась. Она боялась советской власти. В нашей семье из поколения в поколение рождались целители, а последних арестовали… Шаманисты уверяют, избранник, как правило, рождается с отметиной на теле, он долго мучается, прежде чем принять сан шамана.
В Бурятии проведен шаманский обряд для помощи предков бойцам в зоне спецоперации
Смотрите свежие новости на сегодня в Любимом городе | Забайкальские шаманы провели камлание в защиту Байкала по Zoom-конференции. Шаман Александр Габышев прославился весной 2019 года, когда отправился пешком из Якутска в Москву с политическими лозунгами. Шаманы (боо) и шаманки (удаган), как посредники между верующими и сверхъестественными силами, считались избранниками неба или божеств.
Главному шаману Бурятии явился дух Байкала. Видео
Если бы это было лет десять назад, то его никто бы даже не заметил. Или же наши сердобольные люди покормили бы такого человека, и он бы пошел дальше без всего этого шума. Кроме того, вокруг этого нездорового ажиотажа, связанного с якутским «шаманом» собираются как раз те, кому именно это и нужно, считает Баир Цырендоржиев. Удивительно, что с ним связываются даже внешне интеллигентные люди, которые, таким образом, становятся, никчемными, — подчеркнул бурятский шаман. По словам Баира Жамбаловича, важно отметить, что, собирающаяся толпа становится организованной. В ней устанавливаются какие-то свои правила, совершаются какие-то назначения, и так отряд Габышева становится похожим на секту. Но самое главное состоит в том, что эта секта порочит саму основу шаманизма. Один — белое крыло, закрытый, второй — черный человек, судимый. И здесь начинается какая-то игра, появляются уставы, как в любой секте.
И когда из этой группы звучит призыв к войне, то получается экстремистское движение. И все это подается под именем шаманизма. И тогда в глазах всех жителей России шаманизм получается такой экстремистской религией. Мы-то, буряты, поймем это, но другие люди не поймут. Они подумают, что шаманизм может вот так — мечом, кинжалом, войной. Этот человек порочит целый пласт сакрального духовного наследия многих народов, проживающих от Урала до Тихого океана. Ведь все эти народы ранее исповедовали шаманизм. И вот это все — традиции, культура, самобытность и сакральность — будет вычеркнуто одним каким-то Габышевым.
По поводу тех жителей Бурятии и России, которые верят, что Габышев может их исцелить, Баир Цырендоржиев отметил следующее: — Мы, прежде всего, люди.
Шаманы говорили, что не могут ей помочь, и снова советовали других. Так, по цепочке шаманов, она добралась до деревни Куртун, где местный шаман сказал ей ехать в музей на острове Ольхон, где она точно найдёт решение своей проблемы. Первое, что она услышала, когда зашла в музей, была история шаманки.
Женщина вспомнила, что в её роду была прапрапрабабушка, которая была шаманкой и жила на Ольхоне, где и погибла в молодом возрасте от сильного удара в спину, оставив малолетних детей. У бурят принято поминать своих предков, особенно если они были шаманами: делать им подношения, проводить обряды. Но в советское время эта традиция стала забываться, и в семье этой женщины не поминали своих умерших родственников уже несколько поколений. После посещения музея она отправилась к ольхонскому шаману, чтобы провести специальный обряд, посчитав, что душа её далёкой родственницы, музейной шаманки, таким образом напомнила им о себе и о важности традиции.
Капитолина скептически отнеслась к тому, что якутка и музейная шаманка могут быть родственницами, и почти забыла об этом, но некоторое время спустя ей об этом напомнили. В музей приехала делегация шаманов из разных областей — из Забайкальского края, Якутии, Бурятии. Капитолина провела для них экскурсию и спросила, что они могут рассказать о женщине, вещи которой находятся в витрине перед ними. Одна из шаманок рассказала, что эта женщина погибла от сильного удара в спину, но был ли это энергетический удар от другого шамана или обычный — неясно.
Нынешняя директриса музея Юлия Мушинская до сих пор удивляется, как схожи оказались слова этой шаманки и посетительницы из Якутии о ее прапрапрабабушке: «То есть, не сговариваясь, она вот эту же информацию сказала». Явление шаманки Поздним вечером девочки-школьницы гуляли по ольхонскому посёлку Хужир и решили завернуть к музею: они частенько сидели и болтали там на крыльце. Но издалека они заметили, что на их месте уже сидит какая-то женщина в белом. Уже было темно, и девочки смогли разглядеть только силуэт, но им захотелось узнать, кто же там сидит.
Они, смеясь, продолжили идти к крыльцу, когда увидели, как эта женщина в белом встала со ступенек и вошла в музей сквозь закрытую дверь. Со временем шаманка Одэгон стала своеобразной городской легендой: её присутствие ощущали посетители музея, за рассказом о ней приходили целые экскурсии, даже специалисты «Космопоиска», услышав о ней, приехали изучать музей с видеокамерами и специальными приборами. В древности монголы верили, что Ольхон — центр мироздания. В бурятской традиции остров и сейчас считается сакральным центром: здесь живут небесные тенгри — главные божества, и отсюда, по легенде, происходят буряты.
По словам директора музея Юлии Мушинской, на Ольхон часто приезжают верующие шаманисты и буддисты, чтобы почтить память умерших предков, ведь их духи тоже обитают здесь. В конце 90-х годов шаманы Бурятии официально закрепили за Ольхоном статус «культового центра общемонгольского значения» — с тех пор каждый август недалеко от посёлка Хужир проводятся общие молебны для посвящённых шаманов. Самый первый шаман, по древнему преданию, тоже появился именно здесь — небесные духи даровали ему силу, чтобы он мог общаться с ними и помогать людям. Скала священна и сегодня: считается, что здесь, во дворце, невидимом глазу человека, обитают небесные духи.
Единственная видимая его часть — сама скала Шаманка, к подножию которой приезжают верующие, чтобы сделать подношение. Ольхон считается обиталищем духов не только в бурятской традиции: все местные жители, вне зависимости от их вероисповедания, привыкли к жизни по соседству с духами. Здесь даже появился своеобразный термин — «водить». Был случай: медсестра из нашей поликлиники заблудилась в лесу, собирая ягоды, — рассказывает Капитолина.
Она так обрадовалась: вот в лесу заблудилась, а тут свёкор идет. Ну, она за ним пошла-пошла — и ходила целую неделю. Её искали с вертолётами, — рассказывает Капитолина. И так водило по Ольхону многих у нас — это вполне реально, не выдумки совершенно».
Где-то в конце 80-х годов дети нашли на крыше одного из заброшенных домов Хужира буддистские религиозные предметы — собрали их и принесли в музей.
Остаётся только молиться. Верующие надеются, что обряд и молитвы придадут озеру сил. Кстати, после конференции в Zoom шаманы вызвали дух Байкала, который пообщался с верховным шаманом. Правда, о чём тот сказал, Баир Цырендоржиев не помнит. Видео: vk. По легенде, могут наступить времена, когда оставят свои земли люди, «живущие вокруг Байкала, содрогнеётся земля и исчезнет Байкал и всё вокруг».
Значит, будем работать в музее — возвращаться из командировки без материала не в правилах «Вечорки».
Показать больше.
Мира и благополучия попросили шаманы в Бурятии
И речь пойдёт о такой интересной зоне, как Могила Шамана в Забайкальском крае. Бурятские шаманы впервые за 800 лет обратились к помощи предков, чтобы те помогли бойцам в зоне СВО. Её не смог победить даже шаман Путина и Чубайса, но усмирил печеньем краевед из Иркутска.