Как рассказала «Красному Северу» представительница общины коренных малочисленных народов Севера «Илебц» из Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто, на один нюк требуется не менее 50 оленьих шкур, в зависимости от их размера.
Чум – традиционное жилище народов Севера | Это Ямал!
Помню, как мы с мамой ставили юрту. Я маленькая была, четыре или пять лет мне было, помогала маме юрту ставить. Накрывали мы с ней юрту вдвоём. Она мне говорит: «Держись руками и всем телом виси на шкуре-покрытии, подтягивай на себя. Вот мы с подушкой помогали маме натянуть шкуру-покрышку. А так, когда юрту ставят, желательно, чтобы человек восемь было».
Лилия Аслапова в яранге на Халактырском пляже. Конечно же, свою ярангу Лиля установила сама. Локалова, 2019 г. Диаметр большой корякской яранги 8-9 метров. Огонь разводился в середине наружной части яранги прямо под дымовым отверстием.
К стенам яранги с трех сторон подвешивали спальные пологи 1-2 по информации Л. Аслаповой; 3—4 по книге С. Стебницкого «Очерки этнографии коряков».
Потом кладут длинную подушку сверху обшитую сукном, с лицевой стороны украшенную орнаментом из суконной аппликации. В длинных узорных подушках летом хранятся и ненужные пока зимние шубы из оленьих шкур. По всей длине постелей натягивают полог, служащий защитой от комаров летом и дополнительным утеплением зимой. В дневное время полог сворачивают. У дверей находится мешок с женскими кисами, тут же лежит крыло утки служащее в качестве веника , запас топлива летом хворост, зимой дрова , а также доска у входа — овхар сохл.
Каждый человек, живущий в чуме, поддерживает установленный веками порядок и предписания, у каждой вещи есть свое место. Сверху чум покрывают брезентовым полотнищем в форме трапеции, с «ушами» и веревками по углам. Снаружи чум у основания закрепляют камнями, шестами, снегом. Для летнего чума в настоящее время используют покрышки из брезента и грубого сукна. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Берестяные покрышки е намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому чум хранит прохладу летом. Чум представляет собой сборно-разборное жилье, простое, органичное и универсальное. Здесь все под рукой, всего достаточно, и нет излишеств.
На востоке Таймыра до недавнего времени не было ни одного чума, пока энтузиасты в поселке Волочанка не изготовили два с нюками из брезента. Анастасия и Денис Теребихины, учитель и директор школы в Волочанке, пытаются возродить оленеводство в Авамской тундре. Шили по памяти, без клише. Шили нюки тетя и мать Анастасии, которые родились в долганском поселке Сындасско, где в молодости научились изготавливать чумы.
Вспомнив технологии, они собираются начать изготовление настоящих, меховых нюков.
На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага. Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи. По этой причине женщина, чья половина чума располагается ближе к выходу, не может обходить очаг сзади. Установка каркаса чума Получившийся каркас обтягивается сшитыми в единое полотно оленьими шкурами — нюки. Зимой на чум надевают две пары нюков — внутренние, шерстью внутрь, и внешние, шерстью наружу, которую необходимо было подстригать, чтобы на ней не скапливался снег. Воздушная прослойка между двумя слоями шкур позволяет сохранять тепло внутри жилища. Летом покрытием служила береста, но в современности ненцами принято использовать брезент. Чум, покрытый нюками Как было сказано выше, чаще всего в одном чуме располагались две близкие семьи.
Тем не менее ни одни хозяева не могли отказать одинокому заблудившемуся путнику в ночлеге, если тот об этом попросит. Как правило, просить даже не приходилось — в светлое время одинокого путника в белой пустыне было видно издалека. Заметив его, хозяйка готовилась ко встрече. За приют с путника не только ничего не брали, но и бесплатно кормили и поили чаем — любимым напитком ненцев. Сейчас, с более активным включением в цивилизацию, подобное гостеприимство у ненцев стало редкостью и фактом из истории народа. Помимо своего основного предназначения, давать крышу над головой, чум для ненцев является более широким и важным явлением. Для них дом — важный с сакральной точки зрения атрибут, который мыслится как модель вселенной. Круглая форма жилища обозначает сферу, находясь в пределах которой человек в безопасности от суровой дикой природы. При этом он остается ее частью, ведь чум сконструирован из материалов, дарованных флорой и фауной.
Во время пурги в тундре чум становится видно только вблизи Кроме того, отверстие в вершине чума служит всегда открытым окном во внешний мир. Через него наверх уходит дым от огня, в процессе чего осуществляется связь земного мира с миром духов, который традиционно связывают с небом. Огонь, которым ненцы пользуются экономно, является священной сущностью.
Чум - традиционное жилище коми-оленеводов
Потому что одна из главных потребностей человека - это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе. В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу. Полог снаружи Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно.
Поэтому стоять в яранге не рекомендуется. Разведение костра Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья за исключением пойменных рощ в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник. Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше.
Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода. Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении. Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать. Заготовка дров Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга - это мир минимализма. Из мебели в яранге можно увидеть также шкафчики и полочки для хранения продуктов и посуды.
С появлением европейской цивилизации на Чукотке, особенно в советский период , в жизни оленеводов появились такие понятия как керогаз, примус, абешка генератор , которые несколько упростили некоторые стороны жизни. Готовка пищи, особенно выпечки теперь производится не на костре, а на примусах или керогазах. В некоторых оленеводческих хозяйствах, зимой в ярангах устанавливают печки, которые топятся углём. Без всего этого разумеется можно жить, но если оно есть почему бы не пользоваться? Послеобеденное время Вечерний досуг В каждой яранге на верхних и боковых жердях обязательно висит мясо или рыба. Рационализм, как я уже выше говорил, ключевой аспект жизни человека в традиционном обществе. Чего зря дыму пропадать? Тем более если он, дым, является отличным консервантом. Размеры селения определялись промысловыми возможностями того или иного района.
К приходу русских чукчи жили в полуземлянках. Круглый каркас жилища делали из челюстей и рёбер кита. Отсюда её название валхаран - "дом из челюстей кита" [Левин Н. Покрывали каркас дёрном и засыпали сверху землёй. Жилище имело два выхода: длинный коридор, которым пользовались только зимой, так как летом его заливало водой, и круглое отверстие сверху, закрываемое лопаточной костью кита, служившее только в летнее время. В центре жилья помещался большой жирник, горевший целые сутки. По всем четырём сторонам полуземлянки устраивали возвышения в виде нар, и на них сооружали по числу семей пологи обычного типа [Головнев А. Покрышками служили шкура оленей и шкура моржа, которые перетягивались кожаными ремнями, обмотанными вокруг камней, чтобы свирепствующие на Чукотке ветры не разрушили и не опрокинули жилище. Основной формой поселений оленеводов были стойбища, состоящие из нескольких переносных жилищ шатрового типа - яранг.
Они располагались в ряд, вытянутый с востока на запад. Первый в ряду с востока ставилась яранга главы кочевой общины. Чукотская яранга представляла собой большой шатер, цилиндрический в основании и конический в верхней части См. Остов шатра состоял из вертикально поставленных по кругу жердей, на верхние концы которых клались горизонтально перекладины, к ним привязывались наклонно еще другие жерди, соединявшиеся вверху и образующие конусообразную верхнюю часть. В центре ставились три шеста в виде треноги, на которую опирались верхние жерди остова. Сверху каркас покрывали покрышками, сшитыми из оленьих шкур шерстью наружу, и обтягивали ремнями. Пол устилали шкурами. Внутри яранги к одной из горизонтальных перекладин обычно у задней стенки с помощью дополнительных шестов привязывался меховой полог. Полог являлся специфической особенностью жилища чукчей, коряков и азиатских эскимосов.
По форме он напоминал ящик, перевернутый дном к верху. Обычно в яранге имелось не более четырех пологов. В нем могли поместиться несколько человек отдельные брачные пары. В полог проникали ползком, приподнимая переднюю стенку. Здесь бывало так жарко, что сидели, раздевшись до пояса, а иногда донага. Для отопления и освещения полога служил жирник - каменная, глиняная или деревянная чашка с фитилем изо мха, плавающим в тюленьем жиру [Левин Н. При наличии древесного топлива в холодной части яранги разводили для варки пищи небольшой костер.
Также яранга присутствует на многих чукотских картинах, гравировках, значках, эмблемах и даже гербах. Иглу — эскимосское жилище из снега и льда Соседи чукчей — эскимосы жили куда беднее и яранги у них появились значительно позже. Изначально же бедные эскимосы зимовали в самых настоящих «ледяных избушках», которые назывались иглу и представляли собой жилище, построенное из снежных или ледяных блоков. Такие куполообразные постройки существуют и сегодня: обычно они имеют высоту порядка 2 м и диаметр около 3-4 м. Если снег неглубокий, то вход в иглу обустраивается в стене, к которой пристраивается дополнительный коридор из ледяных снежных блоков. При глубоком снеге вход в жилище находится прямо в полу, а снаружи к нему проложен коридор. Очень важно, чтобы вход в дом находился ниже уровня пола, так как это обеспечивает приток кислорода и отток более тяжелого углекислого газа, а также позволяет сохранить в помещении тепло. Свет в иглу поступает прямо через ледяные стены, хотя в некоторых случаях в снежных домах делают ледяные окна. Внутреннее помещение, как правило, застилают шкурами, а иногда покрывают ими еще и стены — полностью или частично. Для обогрева и дополнительного освещения иглу используют плошки-жирники. Интересным является тот факт, что при нагревании воздуха внутренние поверхности стен иглу оплавляются, но не тают благодаря тому, что снег быстро выводит избыточное тепло за пределы дома, и за счет этого в помещении поддерживается комфортная для человека температура. Более того, снежные стены способны впитывать лишнюю влагу, поэтому в иглу всегда сухо. Любопытно и то, что, несмотря на всю простоту постройки, на самом деле построить иглу своими руками не так-то просто. Примером тому служат первые полярники-путешественники, которые долго не могли постигнуть тайну строительства иглу, в то время как местные жители возводили подобное строение всего за 1-2 часа. А все потому, что иглу строят из плит особой формы, причем разные части дома строят из разных плит. Иглу имеет форму раковины улитки и постепенно сужается к своду, а плиты укладываются по специальной методике, которую северяне оттачивали годами. Для большей устойчивости иглу с внешней стороны поливают водой. Сегодня иглу чаще всего используется в лыжном туризме в качестве аварийного жилья на случай проблем с палаткой или резкого ухудшения погодных условий.
Как и сотни лет назад коренные народы занимаются оленеводством, обустраивая свою жизнь в чумах. Фото: naked-science. Специфика разведения оленей требует постоянного присутствия человека, который из-за климатических условий не может обеспечить животных кормом, как это происходит на животноводческих фермах, содержащих коров или лошадей в любых других регионах страны. При этом во главу угла ставится «желание» оленей, ищущих вкусную еду, а не стремление человека организовать себе достойный быт. Хотя и люди не забывают о себе, стараясь обеспечить своим семьям сносные условия существования. Чум после метели не только устоял на месте, на его «крыше» не задерживается снег. Фото: discoveryamal. Древнейшим домом, который претерпел некоторые изменения является чум, имеющий конусообразную форму, которая лучше всего подходит и для суровых арктических условий ни один снегопад или метель не заставят рухнуть конструкцию под тяжестью снега , и для того, чтобы оленеводы тратили максимально минимальное количество времени и сил на его установку, демонтаж и транспортировку. Занимающиеся рыбным промыслом кочевники, обязательно разобьют стойбище на берегу реки или моря. Фото: dudinka. При этом стоит отметить, что сам чум не является домом в нашем понимании. Для кочевых народов понятие дома не ограничено конусообразными стенами, покрытыми шкурами животных, берестой эта технология практически утеряна или современным брезентом. Домом они считают всю территорию стойбища на тот момент, когда группа семейств остановилась для ухода за животными, ведения хозяйства или промысла. При этом, если род занятий заключается в охоте или рыболовстве, то и место будет выбрано соответствующее. В холодную пору чум устанавливают поближе к деревьям, а вот летом — на открытой местности, чтобы не заедали комары. В летние месяцы жилища обязательно устанавливают на возвышенности или просто на хорошо продуваемом месте, чтобы меньше досаждали комары, а вот в холодную пору наоборот, это должна быть поляна среди леса, который спасет от ветров. Стоит отметить, места стойбищ мало когда меняют, как правило, они служат не одно десятилетие, что облегчает задачу оленеводам, заранее знающим свой маршрут, который всегда прокладывают так, чтобы он проходил возле поселков, где в магазинах можно прикупить необходимый провиант и вещи. Из нашего видео можно узнать, во сколько обходится чум оленеводу, и почему некоторые копят на него всю жизнь: 3. Технология сборки чума Для начала выбирается ровное место, устанавливается металлический щит, на него печка, затем укладываются доски напольного покрытия. Ходят легенды, что установкой чума занимаются женщины, они также ответственны за огонь в очаге, так что на их хрупкие плечи ложится и заготовка дров, и доставка воды.
Чум Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. Речь идет о хантах, жителях коми, энцах и ненцах. Что же такое чум? Представьте себе палатку в виде конуса, перенести которую с одного места на другое не составляет труда. Такая форма выбрана неслучайно, она позволят конструкции противостоять ветрам, снегопадам и метелям. К тому же, шкуры животных очень плотные, они немало весят и также помогают не отрываться чуму от земли. Конус еще и способствует тому, что снег скатывается вниз, а это очень нужная функция в условиях Севера. Шкуры оленей не всегда являются материалом для крыши палатки, летом их заменяют мешковиной или корой. В качестве двери выступает более грубая ткань, которой завешивается вход. Основание дома обычно присыпают снегом, дабы жилье не унесло первой же метелью или сильным ветром. Интересно, что в любом чуме центром является печь.
Яранги и дома коренных народов Камчатки
Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Так что чум возник не как жилище народов Севера, но на примере ненцев обнаружил свою удивительную приспособляемость к арктическому климату. ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России. Ответ на вопрос "Переносной домик у народов Севера ", 6 (шесть) букв: яранга. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Яранга – совсем иной вид северного жилища, который используют народы Чукотки.
Значение слова «яранга»
имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.
Чукотское жилище
Канадский исследователь Вильяльмур Стефанссон в 1914 году издал книгу «Великий санный путь», в которой рассказал и о строительстве иглу. Путешественник описывал целые поселки из больших и малых построек, соединенных между собой переходами. Эта часть снежного дома переходила в высокий портал вроде холла, где люди счищали с себя снег. К главному жилью примыкала просторная светлая пристройка, где поселились две семьи. Жира у нас было вдоволь и поэтому горело 7-8 ламп за раз, отчего в этих стенах из белых снежных глыб стало так тепло, что люди могли расхаживать полуголыми в полное свое удовольствие» Полы иглу эскимосы устилают шкурами, а иногда украшают ими и стены. Освещение и обогрев обеспечивают плошки с горящим жиром.
Все, кто бывал в иглу, с удивлением отмечают, что внутри комфортно. Тепло от плошек и дыхания людей растапливает снег на поверхности стен и она покрывается льдом. Благодаря ему в иглу сохраняется сухой микроклимат. Чем сильнее снаружи мороз — тем сильнее можно нагревать воздух внутри. Смотрите также:.
Прочитано 3923 раз. Коренные народы Севера с древних времён живут в чумах. Для них - это центр всей жизни семьи, который воспринимается как целый мир. Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. Чум оленеводов — ур-хот в переводе с хантыйского означает «лесной дом». Зимний чум-тал хот, летний лун хот. Место для нового стойбища определяет мужчина, втыкая в землю или снег хорей.
Зимой для стойбища подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое. Площадка вокруг чума должна быть относительно ровной для загона оленей , иметь источник чистой воды, но главное находиться среди хорошего пастбища. Именно состояние кормов в первую очередь проверяет глава кочевья. Если кочевник в точности повторяет пути своих касланий и останавливается на местах прежних стоянок, он старается не ставить чум ровно на то же место. Обычно стойбище на одном месте может находиться от двух недель. Собирается чум быстро, впрочем, и разбирается тоже. Для его установки не требуется дополнительных приспособлений.
Она, повидимому, развилась из юрты с коническим верхом и является высшим типом, до которого достигло развитие переносного жилища вообще. Балаган Балаган - этим словом персидского происхождения, якуты называли своё непереносное жилье. Балаган - 4-угольное строение с наклонно внутрь поставленными стенами, крытое двускатной пологой крышей, трапециодальное в поперечном разрезе.
Остов балагана составляют 4 столба высотой около 1 метра над землёй, поставленные по углам четырехугольника на расстоянии около 6 метров друг от друга. На столбах кладутся брёвна, образуя квадратную раму. На этой раме устанавливают матицу балка и крышу из тонких кругляков. Брёвна стен устанавливаются стояком с наклоном внутрь.
В стенах проделывают 3—4 окна, вставляя рамы с рыбьим пузырём, слюдой, бумагой, волосяной сеткой, кусками стекла в берестяной оправе; зимой прикрывают окна куском льда. Балаган снаружи обмазывают глиной, а сверху глиной, смешанной с коровьим навозом. Крышу же кроют корьем и сверху засыпают землёй. Изба сибирского крестьянина и фанза нанайская.
Внутри балагана, в центре помещения, устроен камелек. На плоском фундаменте в 1 квадратный метр устанавливают в наклонном положении трубу из длинных жердей, связанных тальником; внутри весь камелек обмазан глиной. Фундамент делается из толстых брёвен и плотно набит глиной. Внутренность балагана делится на две половины: мужскую и женскую.
Вдоль стен устроены нары. Почетными местами в балагане считается нара, противоположная входной двери, и так называемый билирик, примыкающий к ней под углом — глухая и тёплая кровать. Зимняк Зимняки — вид поселений, в которые кочевые или полуоседлые народности возвращаются на зиму после летних перекочевок. Зимняки понимаются также как зимние жилища этих народностей.
Зимние жилища, обычно, не переносные, как летние, и на них отразилось влияние русских построек сруб, русская печь. Так, например, у остяков летнее жилище — крытый вываренной берестой шалаш, зимнее же — бревенчатый сруб с плоской крышей, крытой дерном. Казахи, живущие во время летних перекочевок в легко разбираемых и перевозимых юртах, по зимам живут в зимняках, построенных в зависимости от окружающих природных условий из леса, дерна или сырцового кирпича. Это или душные, плохо освещенные землянки, или домики с плоской крышей с обширным двором для разного вида скота.
Иногда можно встретить на зимняках избы русского типа. Буряты в прежнее время жили по зимам в юртах, потом перешли к заимствованным у русских курным избам, ещё позднее к избам, топящимся «побелому». В настоящее время на местах зимнего обитания буряты строят себе просторные избы русскаго типа, окруженные амбарами, сараями, хлевами. Опубликовано 22 января 2023 г.
На Таймыре начали возрождать строительство традиционных домов северных народов
ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. Решения для определения ПЕРЕНОСНОЕ ЖИЛИЩЕ НЕКОТОРЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА. для кроссвордов или сканвордов. Узнайте правильные ответы, синонимы и другие полезные слова. ЯРАНГА, -и, ж. Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов
Мужчина обкапывает чум по радиусу, присыпая и прижимая снегом летом дерном «подол» жилища, закрывая щели и предотвращая поддувание и попадание холодного воздуха. Женщина разводит огонь, вносит прочий домашний скарб, устраивает лежанку и застилает постели. Разборка чумов. Фото Д. Куканова, 2016 Теплообмен Кочевники Арктики научились управлять холодом. И в этом немалая заслуга чума, его конической формы и его внутреннего устройства. Очаг летом костер, зимой печка-буржуйка располагается в середине чума, поэтому каждый из углов жилища находится на равном расстоянии от него. Как бы ни располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня. Важным источником тепла выступают сами люди и собаки, чья температура тела на 1—2 градуса выше чем у человека. Подпись к фото в процессе Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Форма конуса способствует оптимальному распределению температур внутри жилища и быстрой тяге дыма.
В момент разведения огня дым занимает все пространство чума равномерно, спустя несколько минут подогретые потоки воздуха устремляются вверх. Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг. Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху. Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» оболочка в оболочке. Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины. Подстриженные внутренние нюки не обмерзают. При продолжительных стоянках в зимний период в мех забивается снег, поэтому каждое утро хозяйка чума специальной палкой в виде сабли выбивает нюки на доступной высоте. Она строго следит за постоянством температуры нюка с его внутренней стороны и никогда не разведет чрезмерно большой огонь в очаге. Подпись к фото в процессе Спальные полога, днем собранные и привязанные к шестам чума, на ночь распускаются.
Они делят внутреннее пространство чума на отдельные зоны — «комнатки». Несмотря на то, что шьются полога из обыкновенного ситца, они в значительной степени способствуют сохранению тепла зимой и защищают от гнуса летом. Во время сна тундровики укрываются часто с головой ягушкой распашного кроя женской шубой , используемой в качестве одеяла. В сильные морозы используют кукуль — меховой спальный мешок. Путем создания «оболочки в оболочке», без дополнительного источника тепла можно значительно, почти в два раза, повысить температуру. Снятие внешнего нюка ея. Ямал, 2017 Чум — главный признак жизни в тундре. Лаконичный силуэт чума органично вписывается в окружающую среду. Коническая форма для тундры своя, «родная» горы, сопки. Ненецкая загадка «Посередине тундры остроконечная куча, покрытая шкурами» отгадка — чум точно описывает эту особую примету жилища кочевников.
Коническая форма придает жилищу исключительную устойчивость: воздушные потоки, огибая конус, прижимают его к земле по всему периметру, поэтому при сильных ветрах чум никогда не опрокидывается, а лишь сильнее прижимается к земле. Чум-конус отражает возможные внешние воздействия в виде ветра, снега, попыток сдвинуть его с места или перевернуть. Еще одна ценность конической формы чума — он никогда не заносится снегом. С крутой и гладкой поверхности конусообразного чума легко скатывается снег, поэтому его можно очистить, не снимая покрышек, постучав по стенкам специальной колотушкой-янгач. Чум имеет сходство с живым организмом. Верхушка чума соответствует понятию головы — и не только по своему верхнему расположению, но и по функции. Она представляет собой узел, который держит все шесты и весь каркас. Верхние концы шестов образуют пучок сцепления, в котором сходятся и перераспределяются силовые импульсы. Особую нагрузку несут опорные шесты макода и священный шест сымзы, на который завязан второй важный узел чума — очажный. На шесте сымзы держится надочажное устройство, по нему в верхнее окно макода си идет дым «из дома в небо».
Шест сымзы раньше отмечался семью вырезанными личинами, а в чуме шамана венчался фигурой мифической птицы Минлей.
Позади чума обыкновенно держат священные нарты, куда кладут фигурки идолов, оберегающих семью. Устройство традиционного чума довольно простое: Каркас основа чума, которую делают из шестов, количество которых может достигать пятидесяти. Народы Севера любят принимать много гостей, и все они должны уместиться в теплом доме.
После каркаса чума напротив входа устанавливается вертикальный шест-сымзы. Нижняя его часть ставится сзади костра, а верхняя крепится в месте соединения основных шестов.
Шест считается священным и отождествляется с духом очага. К двум привходовым шестам и сымзы приблизительно на высоте человеческого роста на веревочных петлях крепится надочажная конструкция в виде двух расходящихся горизонтальных жердей ти. С помощью отверстий на верхнем конце крюка регулируется высота расположения котла или чайника над огнем. Your browser does not support the video tag. Сборка чума После того как каркас чума поставлен, на него натягивают нюки. Покрытие чума самая длительная и тяжелая операция.
Выполнить это в одиночку или даже вдвоем сложно. А хозяйка, взявшись за нижний край, «хлопает» полотнищем нюка, облегчая скольжение, и одновременно направляет и растягивает его. После того как нюк занимает свое место в верхней части каркаса, люди с шестами расходятся в стороны, оборачивая нюк вокруг шестов. Женщина закидывает веревки, пришитые к боковым сторонам нюка, на противоположную сторону и фиксирует их, завязывая у основания шестов. В зимнем чуме сначала натягиваются по очереди внутренние покрышки, а затем внешние. При этом хозяйка внимательно следит за их положением, совмещая проемы окон, расправляя складки у входа.
Веревки последнего верхнего нюка привязываются к прислоненной к чуму нарте-нутос. Мужчина обкапывает чум по радиусу, присыпая и прижимая снегом летом дерном «подол» жилища, закрывая щели и предотвращая поддувание и попадание холодного воздуха. Женщина разводит огонь, вносит прочий домашний скарб, устраивает лежанку и застилает постели. Разборка чумов. Фото Д. Куканова, 2016 Теплообмен Кочевники Арктики научились управлять холодом.
И в этом немалая заслуга чума, его конической формы и его внутреннего устройства. Очаг летом костер, зимой печка-буржуйка располагается в середине чума, поэтому каждый из углов жилища находится на равном расстоянии от него. Как бы ни располагались люди в чуме, они оказываются сидящими или лежащими вокруг огня. Важным источником тепла выступают сами люди и собаки, чья температура тела на 1—2 градуса выше чем у человека. Подпись к фото в процессе Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. Форма конуса способствует оптимальному распределению температур внутри жилища и быстрой тяге дыма.
В момент разведения огня дым занимает все пространство чума равномерно, спустя несколько минут подогретые потоки воздуха устремляются вверх. Но поднимаются они не по вертикали, а по наклонной, вдоль стенок чума. Достигнув высоты роста человека, дым повисает до тех пор, пока горит очаг. Дым служит своеобразной «пробкой», не позволяющей проникать с улицы и из чумового отверстия холодному воздуху. Хорошо сохраняют тепло и двойные, меховые покрышки, создающие эффект «термоса» оболочка в оболочке. Для уменьшения объема и веса олений волос на внутренних нюках подстригают, оставляя лишь третью часть его длины.
Подстриженные внутренние нюки не обмерзают. При продолжительных стоянках в зимний период в мех забивается снег, поэтому каждое утро хозяйка чума специальной палкой в виде сабли выбивает нюки на доступной высоте. Она строго следит за постоянством температуры нюка с его внутренней стороны и никогда не разведет чрезмерно большой огонь в очаге. Подпись к фото в процессе Спальные полога, днем собранные и привязанные к шестам чума, на ночь распускаются. Они делят внутреннее пространство чума на отдельные зоны — «комнатки». Несмотря на то, что шьются полога из обыкновенного ситца, они в значительной степени способствуют сохранению тепла зимой и защищают от гнуса летом.
Во время сна тундровики укрываются часто с головой ягушкой распашного кроя женской шубой , используемой в качестве одеяла. В сильные морозы используют кукуль — меховой спальный мешок. Путем создания «оболочки в оболочке», без дополнительного источника тепла можно значительно, почти в два раза, повысить температуру. Снятие внешнего нюка ея.
В центре устраивался очаг. Кувакса является разновидностью чума, а также напоминает типи североамериканских индейцев, но несколько более приземистая. Простейшая кувакса состояла из нескольких шестов, расставленных на земле по кругу и связанных вверху.