как и почему появился, какую несет идею и каких придерживается правил. 18 марта в России начинается Великий пост — самый продолжительный из православных постов. Традиция Великого поста возникла в древней, еще не разделенной христианской Церкви. Впереди — Великий Пост, традиция, которая постепенно снова возвращается в нашу жизнь. Как правильно провести его, чтобы встретить Пасху с чистой душой и здоровым телом?
Великий пост в 2024 году
В современности Великий пост остается важным событием для русской православной церкви и русских христиан. Великий пост в 2024 году пройдет с 18 марта по 4 мая. Впереди — Великий Пост, традиция, которая постепенно снова возвращается в нашу жизнь. Как правильно провести его, чтобы встретить Пасху с чистой душой и здоровым телом?
Отказ от еды — не главное
- У православных верующих начинается Великий пост // Новости НТВ
- Великий пост: история, смысл и ответы на главные вопросы
- Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно
- Великий пост. История и особенности
- Традиции и обряды
- Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение
Он очень внимательно слушал, когда я ему рассказывал про Великий пост – сколько мы постимся, как часто бывает пост и прочее. Великий пост, несмотря на «плавающие» даты, всегда начинается в понедельник, а завершается в Светлое воскресенье. В богослужебных песнопениях Великий пост упоминается как оконченный в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой, а непосредственно после Лазаревой и Вербного воскресенья начинается Страстная Седмица. Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы. Посты древней церкви: предпасхальный, трехнедельный пост иудеохристианских общин, пост катехуменов, послебогоявленский 40-дневный пост.
Великий пост — 2024: даты, правила и ответы на самые главные вопросы
Отказываясь в Великий Пост от мяса, вина и развлечений, верующий человек не совершает великого подвига. В богослужебных песнопениях Великий пост считается оконченным в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой, а после Лазаревой и Вербного воскресенья начинается Страстная Седмица. Великий пост был установлен в память о 40-дневном посте Иисуса Христа в пустыне перед выходом на проповедь и служение. Великий пост появился на заре христианства, до его разделения на несколько ответвлений. Великий пост в этом году завершится 16 апреля. От Вербного до Пасхи: традиции, символы и смыслы последних дней Великого поста. Когда начинается и заканчивается Великий Пост в 2023 году, как правильно его соблюдать новичку, что можно и что нельзя.
Великий пост в 2023 году: когда начнется, история, традиции, календарь питания, запреты
Богослужение Великого поста Великопостное богослужение имеет целью пробудить в верующих чувство молитвенного сокрушения и раскаяния во грехах. Церковное богослужение в дни Великого поста значительно более продолжительное за счет земных поклонов и дополнительного чтения кафизм. Уменьшаются всякая пышность и торжественность, священнослужители облачаются в темные, траурные ризы, Царские врата открываются реже, освещение ослабляется. Литургия по будням не служится, великопостная утреня вместе с полунощницей занимают по времени не менее пяти-шести часов. В содержании богослужения господствуют покаянные воспоминания и покаянные молитвы. Вечером на первой седмице читается Великий покаянный канон Андрея Критского , который замечателен тем, что является самым объемным из всех существующих канонов и состоит из 266 тропарей. Этот канон раскрывает нам библейскую историю Ветхого и Нового Завета, рассказывает как о грешниках, так и о праведниках, через страх Божий и покаяние удостоившихся райского блаженства. В пятницу первой седмицы после заамвонной молитвы совершается молебен с освящением колива кутьи в память о чуде святого великомученика Феодора Тирона.
Он явился во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию с предупреждением о злокозненном намерении царя Юлиана-отступника, пожелавшего насмеяться над христианами и повелевшего окропить идоложертвенною кровью все съестные припасы на рынках Константинополя. По совету святого великомученика христиане отказались от покупок на торге и довольствовались в этот день коливом, то есть вареным зерном из прежних своих запасов. Святые воины Феодор Стратилат и Феодор Тирон. Оно посвящено воспоминанию торжества восстановления иконопочитания, гонимого иконоборцами. Икона «Торжество Православия». Византия, Константинополь, 14 в. Во второе воскресенье Великого поста совершается служба явлению Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы по уставу московского Успенского собора Кремля.
Третья неделя Великого поста — крестопоклонная. Чин поклонения Кресту Господню на утрени по тому же уставу, что и на Воздвижение и в первый день Успенского поста. Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг. В четвертое воскресенье Великого поста прославляется преподобный Иоанн Лествичник , который оставил нам одно из самых замечательных святоотеческих поучений — книгу «Лествица». В ней показан путь постепенного внутреннего восхождения к совершенству, а также предупреждается об опасности падения при потере духовного внимания на этом узком и тернистом пути. Преподобный Иоанн Лествичник В четверток на утрени пятой недели Великого поста — особого рода служба, которая называется «Марьино стояние». В этот день полностью читается весь великий канон Андрея Критского с земными поклонами, общее число которых по Триоди — 798.
Читается также житие преподобной Марьи Египетской, удивительным образом показывающее, как из самой бездны падения можно достигнуть равноангельской чистоты. Следующая воскресная служба посвящается памяти преподобной Марии.
Позже пришли к практике шестидневного поста то есть особо выделилась Страстная седмица. Но уже к IV-V векам практика Четыредесятницы стала повсеместной. Жизнь христианина уже не была, как во времена гонений, связана с мучением и темницей, духовный накал ослаб — и появилась потребность в особой «духовной встряске». Потребность эта сохраняется и в наши дни.
В проповеди святого IV века, Константинопольского епископа Иоанна Златоуста, так говорится о роли Великого поста в жизни современников: «Нигде нет сегодня ни шума, ни крика, ни разрезыванья мяс, ни беганья поваров; все это прекратилось, и наш город теперь походит на честную, скромную и целомудренную жену». Зачем Великий пост называют Четыредесятницей? Пост перед Пасхой длится 48 дней, а вместе с Масленицей, когда уже не едят мяса, — больше пятидесяти. Но слово Четыредесятница с церковнославянского можно перевести примерно как «сороковница» — от слова «сорок». Собственно Великий пост длится 40 дней в память о том, как Христос 40 дней постился в пустыне перед выходом на открытое служение в среде еврейского народа. В богослужебных песнопениях Великий пост упоминается как оконченный в пятницу шестой седмицы, перед Лазаревой субботой, а непосредственно после Лазаревой и Вербного воскресенья начинается Страстная Седмица.
Можно перевести так: «Завершив полезную для души Четыредесятницу, просим увидеть пережить и святую неделю Страданий Твоих, Человеколюбец». Пост же в смысле пищевого воздержания продолжается все 48 дней до Пасхи.
Salaville , хотя некоторые исследователи полагают, что именно постановления I Вселенского Собора оказали решающее воздействие на оформление периода Великого поста в его современном виде R. К кон. IV — нач. Древний общехристианский запрет поста в воскресенье а в некоторых местностях — и в субботу с появлением в календаре периода длительного аскетического воздержания породил разнообразные традиции согласования этих установлений.
Церковные историки V в. Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апост. Диакон Михаил Желтов, А. Лукашевич, А. Ткаченко Оставить комментарий на статью.
Если дома вообще не молимся, то творим, хоть краткую, но регулярную молитву. Если совершаем утреннее и вечернее правило, то начинаем ежедневно или читать Псалтырь, или главу из Евангелия. Если ходим в храм только в воскресенье, то прибавляем ещё хотя бы один день в будни.
Фото: globallookpress. Учимся бороться с грехами. Предлагаю из всех повторяющихся прегрешений выбрать самое маленькое и попробовать его победить.
Ну, например, навык высказывать свое недовольство по поводу всего, что видишь или слышишь. Или обсуждать с близким другом подругой третьи лица. Или употреблять в разговоре бранные слова.
Или держать старую обиду на родственника начальника, учительницу, соседа и т. Как это победить? Ежедневно молиться за него.
Учимся покаянию. Выбираем из списка грехов самые тайные — те, которые скрыты от глаз окружающих и за которые особенно стыдно. Идем на исповедь и спрашиваем священника, как с ними бороться.
Священник — человек опытный, он, наверняка, посоветует то, что надо. Православный календарь Церковные праздники в марте: календарь событий по дням 4. Учимся творить добрые дела.
Отказ от еды — не главное
- 5 фактов о Великом посте
- Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней
- У православных верующих начинается Великий пост. Новости. Первый канал
- Великий пост в 2024 году
- Подготовительные недели к Великому посту
Почему в Церкви четыре поста?
Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресенье - в " неделю о мытаре и фарисее " [10]. Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресеньем, посвященным притче о блудном сыне - " неделя о блудном сыне " [11]. Следующее воскресенье - " неделя о Страшном суде " [12] , с понедельника начинается масленица , оканчивающаяся воскресеньем - " сыропустной неделей ", в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост. Богослужение Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина IV в. Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров кроме дня Великой пятницы ; по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста ; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - литургия Василия Великого ; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.
В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия , установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе , архиепископу города Солунь совр. Салоники , Греция , византийскому богослову- исихасту XIV в.
Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту поклонение совершается от воскресения до пятницы. Четвертое воскресение посвящено св. В четверг пятой недели на утрене снова читается канон св. Андрея Критского , а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название " стояние Марии Египетской ". Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя от вражеских нашествий, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы этот день называется праздником Похвалы Пресвятой Богородицы или "Субботой Акафиста".
Пятое воскресение посвящено св.
В середине III века в некоторых поместных Церквах появляется шестидневный пост, как воспоминание о событиях Страстной недели. При этом часть христиан считала такой подвиг чрезмерным, и продолжала поститься около сорока часов. Во второй половине III века александрийский епископ Дионисий Великий, отвечая на вопрос, когда нужно завершать Великий Пост, вечером в Великую субботу или утром на Пасху после пения петуха, говорит о разных практиках воздержания: «И шесть дней поста соблюдаются не всеми равно и одинаково; ибо одни проводят все дни без пищи, а иные ни одного; тем, которые весьма ослабели от продолжительного поста и почти погибают от изнеможенея, простительно более раннее вкушение пищи; но если иные четыре предшествующие дня поста … вообще не постились и даже роскошничали и потом, когда наступают последние два дня, их, т. В начале V века все Поместные Церкви приходят к идее сорокадневного Великого поста, как десятины года, и с этого момента продолжительность Святой Четыредесятницы в разных Церквах колеблется от 6 до 8 недель.
Проблема заключалась в том, как считать субботы и воскресенья, во время которых пост отменяется. Сколько длится Великий пост? Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели, о чем можно узнать из песнопения, которое звучит в этот день в храме. Затем с Лазаревой Субботы начинаются события Страстной недели, которая уже не входит в Великий пост. Но существует и еще один способ превратить 48 дней поста в «десятину года».
Как известно, обычный год продолжается 365 дней и несколько часов.
Поэтому эта неделя названа «сплошной». Другое название — «всеядная» — связано с тем, что во все дни этой недели включая среду и пятницу Церковь позволяет «всеястие», то есть употребление любой пищи.
Третья подготовительная седмица следует после воскресения, названного «Неделей о блудном сыне». Из притчи о блудном сыне следует, что любые преступления и грехи могут быть прощены Богом через истинное покаяние, которое омывает человеческие грехи. О покаянии возвращающегося к Нему грешника Бог радуется более, чем о жизни праведника, ибо это радость о тех, кто «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» Лк.
Суббота этой седмицы называется «Родительской» и входит в число дней, когда поминают умерших. Воскресение в конце седмицы известно как «Неделя мясопустная». Оно посвящается Суду Христову над миром и Всеобщему Воскресению из мертвых, поэтому получило название «Неделя о Страшном суде».
В этот день последний раз можно есть мясо, далее наступает заговенье на мясо. С началом следующей седмицы «сырной», или «сыропустной», более известной как масленица, церковный устав предписывает воздержание от мяса. Это последняя перед Великим постом неделя.
На масленице разрешается во все дни есть рыбу, яйца, масло, сыр и другие молочные продукты. Народный обычай отмечать масленицу веселыми играми и гуляниями, а также поминать предков блинами сохранился до наших дней. Запрет на мясо в эти дни уже сам по себе служит напоминанием о предстоящем посте.
Последнее воскресение перед Великим постом «Неделя сыропустная» имеет особое название «Прощеное воскресение» или «Прощеный день». Церковь вспоминает о «первородном грехе» человечества, поэтому второе, литургическое название этого воскресения «Воспоминание Адамова изгнания» «Изгнание Адама из рая». Прощеное воскресение кульминация подготовительного периода к Великому посту.
В этот день принято прощать друг другу обиды, чтобы на следующий день с чистой совестью начать Великий пост. Обычно при взаимном прощении принято три раза поцеловаться, потому это воскресение в центральных губерниях России называли «прощаньями», или «проводами», а в северных губерниях и Сибири «целовником», или «целовальником». В Прощеное воскресение принято навещать родственников: в прежние времена младшие ходили к старшим, бедные — к богатым; новобрачные ездили к тестю и теще, отдаривали их и сватов за свадебные подарки, на «прощание» дарили пряники.
В каждой семье «прощались» после ужина: дети кланялись родителям в ноги, целовались друг с другом и на слова «Прости меня» отвечали: «Бог тебя простит, меня прости». Этот день имел особое значение еще и потому, что по народному понятию «светопреставление» последует в ночь на «Прощеное» воскресение. Вот почему как бы в преддверии Страшного суда крестьяне искренне испрашивали последнее прощение у близких людей.
Наступающий после Прощеного воскресения Великий пост прерывал шумные и веселые развлечения вносил большие изменения в повседневную жизнь верующих. Это касается как духовного состояния, так и характера питания. Впервые пять дней Великого поста соблюдается «сухоядение»: есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье.
В прежние времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб и соль; на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый варили коливо кутью — кашу из цельных зерен пшеницы, или гороха, или риса с добавлением меда, изюма или ягод коливо освящалось в церкви после литургии в пятницу. Впервые четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т. В субботу и воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом.
Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста так же, как и пища, имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве — молебный канон великомученику Феодору Тирону оттого первая седмица и названа «Федоровой неделей» и совершается благословение колива. Первая седмица заканчивается воскресением, названным «Торжество православия». В XIX в.
К этому времени приурочивались будничные собрания замужних женщин, например, в Пермской губернии. В начале Великого поста многие крестьяне отправлялись на богомолье и на поклонение святыням. Паломничать шли с небольшой суммой денег — «про запас», по дороге часть денег тратили, но в основном просили подаяние «именем Христовым», в котором никто не отказывал: не подать богомольцам почиталось за грех.
Чаще посещали знаменитые монастыри, молились на службах, ставили свечи, а иногда оставались поработать.
И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж.
Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет.
Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св.
Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св. Таин «на два лета». Мнение епископа о подобных «номоканунцах» было максимально жестким: таковые «годятся сжещи». Итак, воздержание — подвиг двоих, который берется на себя по силе каждого и по обоюдному согласию. Про духовную составляющую Как говорил свт.
Григорий Богослов, «истинный пост есть воздержание от злых дел». Многие угодники Божии, сами опытные постники, обращают внимание именно на духовное устроение постящегося. Например, свт. Тихон Задонский писал: «Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.
Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла». Пост — это диета, или вообще он не о еде? Восприятие Великого Поста имеет две крайности: понимание его как «очищения организма», по сути, диеты, сводящейся к воздержанию от определенных видов пищи; видение поста как чисто духовного делания, борьбы со страстями; иногда от верующих, кто придерживается такой позиции, можно услышать, что «поститься духовно» можно без соблюдения телесной аскезы. А в чем тогда суть? Человек, однако, не бездушное животное и не бестелесный дух: он — единство души и тела.
Именно поэтому Церковь сочетает пост тела и души, отрицает как неразумный акцент на телесном посте, так и «духовный пост» без телесного воздержания. Последний вариант, по опыту многих верующих особенно сложен: без дисциплины тела довольно сложно обуздать страсти. То же подтверждают святые отцы. Например, св. Исаак Сирин Ниневийский пишет, что «голод много способствует укрощению чувств». А прп. Марк Подвижник говорит, что постящийся только телесно подобен земледельцу, который много потрудился над обработкой своего поля, но затем оставил его незасеянным.
Обработанная земля нуждается в семени, а постящийся телесно — в молитве. Борющийся же со страстями, но без телесного воздержания подобен другому неразумному делателю: «Как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет терние; так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха. Ибо тело сие из той же земли, и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды». Для чего современному человеку аскеза Современная культура формирует культ потребления, комфорта, беззаботности, о котором саркастически говорил еще ап. Павел: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» 1 Кор. Аскеза полезна для осознания того, кем на самом деле является человек: творением Божиим, которому суждена вечная жизнь, а не «потребительский рай». Подробнее об аскезе в статье: Простыми словами об аскетизме Изменить себя, стать лучше Довольно скоро человек, пытающийся своими силами избавиться от страсти, преодолеть недостатки, сталкивается с собственным бессилием.
Никодим Святогорец советовал: «Когда случится тебе неожиданно впасть в прегрешение… не малодушествуй, не останавливайся на себе, не говори: «как я такой потерпел это и допустил?! Напротив, смирись и, обратив мысленные очи к Господу, скажи: «Что другого и ожидать было от меня, Господи, столь немощного и худонравного», и тут же поблагодари Его, что дело остановилось только на этом, исповедуя: «Если бы не Твоя безмерная благость, Господи, не остановился бы я на этом, а безусловно впал бы во что-нибудь ещё худшее». Так человек, видя свое бессилие, приходит к единственно возможному варианту: просить помощи свыше. Немало также таких, кто приходит к покаянию впервые в жизни именно в эти святые дни. О Таинстве покаяния подробнее можно почитать здесь: Особенности женской исповеди: полный перечень грехов Общая исповедь Иногда она предваряет частную. Перед началом Таинства священник произносит проповедь, перечисляя основные грехи, давая советы в борьбе с ними. К числу лучших таких опытов принадлежат слова архимандрита Иоанна Крестьянкина , не раз изданные под заголовком «Опыт построения исповеди».
Точный разбор духовного состояния, сделанный опытным старцем, помог не одной душе прийти в себя, подобно блудному сыну из Евангельской притчи. И все же общая исповедь не заменяет частной, приносимой индивидуально перед священником. Причастие Великим Постом эти два Таинства связаны особенно тесно: ведь в Евхаристии верующий соединяется непосредственно с Богом, получает помощь для самоизменения, преодоления грехов. Именно поэтому исповедь предваряет Причастие. Календарь: все недели с названиями и пояснениями За три недели до начала Великого Поста за богослужениями появляются песнопения из книги, именуемой Триодью Постной. Ее название происходит от греческого «Триодион», или «троичный»: так как здесь содержатся особые покаянные каноны всего из трех песней, или «Трипеснцы». Интересный факт Богословы обращают внимание на то, что количество богослужебных дней, когда читаются молитвословия Постной Триоди — от подготовки к Посту до конца Страстной Седмицы, составляет 70 — как бы по числу лет пребывания в плену Вавилона древних Иудеев, которым это было попущено как наказание за отступление от Истинного Бога.
Поэтому отличительный признак служб подготовительных к посту недель — пение псалма 136, песни, сложенной евреями, удаленными от родины: «На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона…». Подобно страдает душа всякого, разлученного со своим Создателем, Его Царством. Подготовительные недели По церковной традиции собственно «неделями» воскресные дни, с которых начинается богослужебная седмица — 7 дней. Таких воскресений, готовящих верных к Четыредесятнице — три. Им предшествует праздник Богоявления, когда Иисус крестился на реке Иордан от руки св. Иоанна Предтечи. Подобно тому, как, по слову Евангелиста, «немедленно после этого Дух ведет Его в пустыню» Мк.
Но, ради человеческой немощи, не «немедленно»: Церковь мудро помогает своим чадам постепенно отрешаться от суеты в течение целых трех седмиц, которые открываются неделями воскресными днями : о мытаре и фарисее; словами св. Луки Лк. Монастырь Высокие Дечаны, Сербия Сплошные недели Так именуются седмицы, во время которых отменяется постное воздержание в среду традиционный день, воспоминание предательства Христа одним из апостолов, Иудой и пятницу память о Распятии Господа. Таких седмиц, следующих за подготовительными воскресными днями, две, они следуют: сплошная седмица за Неделей о мытаре и фарисее с 6 по 11 февраля; отмена постных дней на этой седмице учит христиан не абсолютизировать телесное воздержание подобно фарисею , которое само по себе, без должного смирения, ведет не к покаянию, а к развитию гордыни; за Неделей о Страшном Суде; сырная седмица масленица с 20 по 25 февраля мудро, постепенно выводит верующего на подвиг телесного воздержания; хотя здесь нет постных дней, но начиная с понедельника — до самой Пасхи, уже не благословляется вкушать мясо; христиане пока еще употребляют рыбу, молочные продукты, но уже звучит— впервые в году — Великопостная покаянная молитва св. Ефрема Сирина, предвещая наступление времени духовного подвига. Праздник накануне На этот воскресный день приходится, по церковному Уставу, «воспоминание Адамова изгнания», когда прародители рода человеческого из-за своего отступления от Господа лишились Рая. Предание говорит, что праотец Адам, сидя против его, каждый день плакал о потерянной радости.
А вот как обращается к своей душе при воспоминании о грехопадении прародителя иеромонах Роман Матюшин : «О, Адаме, первый человече, Пал в раю и плакал без конца. О, душе, с тобою будем где мы, Все преступая многие года?! Здесь имеются ввиду не только лично нанесенные обиды, но также невольные, которые мы причиняем ближним по неведению, недопониманию, небрежности. Традиция испрашивать прощения — древняя, идущая от монашества. В первые века христианства во многих монастырях был обычай, когда иноки уходили на время Четыредесятницы в пустыню на уединенный подвиг. Отправляясь из обители, они не знали, приведет ли Господь увидеться вновь, а потому, как пред кончиной, желали получить прощение от братий. Жизнь современного мирянина, проводящего дни среди житейской суеты, кажется, отличается от пустынного подвижничества и вроде бы не сопряжена с опасностями от диких зверей, разбойников, стихий, как у древних иноков.
Но, положа руку на сердце, точно ли мы знаем, когда окончится наш земной путь? Потому звучит в храмах: «Прости меня, грешного! И ответ: «Господь простит, и я прощаю! Настоящее прощение, когда обида от ближнего «вменяется как не бывшая», точно ее не было — настоящий духовный подвиг. Но мы верим словам Господа, в притче о блудном сыне говорящего, что Отец ждет от нас даже простого желания простить, вменяет намерение как самое дело, помогает измениться. Заговенье на Прощенное воскресение Прощеное воскресенье в 2023 году 26 февраля Что касается питания, то канун поста — последний по Уставу день, когда можно есть молочное, рыбное. Русские крестьяне имели благочестивый обычай по завершении Чина прощения, придя домой, тщательно убирать скоромные продукты, даже «выжигать» их остатки из кастрюль, котелков, нагревая их на огне.
К вечеру шли в баню, омывая к посту не только душу, но и тело. Затем наступало время молчания, ожидания наступления особого благодатного времени. Начало поста 2023 года: первая седмица С 27 февраля по 4 марта Это время вхождения в Великий пост 2023 года, когда душа, уже подготовленная во время трех предыдущих седмиц, особенно просит молитвы, покаяния. В дореволюционной России во время первой седмицы старались по возможности удаляться от дел, даже от мирских трудов добывания хлеба насущного: например, особо благочестивые купцы нередко закрывали лавки, давали сотрудникам выходные, дабы они могли невозбранно посещать службы. Сейчас во время первой седмицы приостанавливают занятия только духовные учебные заведения. Но большинство верующих, обремененных светской работой, такой возможности не имеют. Однако, по мере сил многие стараются посетить особо важные службы этих дней, хотя все они отличаются большой продолжительностью.
Особенной любовью церковного народа пользуется Великий Покаянный Канон свт. Андрея Критского, который, разделенный на четыре части, читается вечером, с понедельника по четверг. Первый день Великого поста — 27 февраля 2023 года До революции он назывался «Чистым Понедельником», когда хозяйки старались сделать особенно тщательную уборку дома, что знаменовало наступление дней, когда такая же «уборка», очищение, предстоит также душе. Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона.
Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу. Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью. Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день.
Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом.
Главные правила Великого поста: питание по дням, ограничения и молитвы
Особенно актуален Великий пост, помогающий избавиться от жировых запасов, которые организм делал на зиму, и возвращает легкость. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится приблизительно к VII веку. Рыбы же во весь Великий пост не дозволяется вкушать, кроме праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня во Иеросалим. Откуда возник Великий пост?
Великий пост: история возникновения
Великий Пост начинается с понедельника первой недели Святой Четыредесятницы и продолжается до пятницы 6 недели. Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Даты начала и окончания Великого поста меняются каждый год, так как зависят от времени празднования Пасхи. это в первую очередь время для разговора со своей душой, время самоанализа, раскаяния и перемены жизни. Великий пост в этом году завершится 16 апреля. От Вербного до Пасхи: традиции, символы и смыслы последних дней Великого поста. Появился Великий пост не сразу.
Кто придумал Великий пост
История и смысл Великого поста | Великий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов. |
О Великом посте: суть Великого поста | Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи (Светлое воскресение). |
Великий пост и его русская история | Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. |